- Санитарно-эпидемиологические требования в стоматологии
- Действующая нормативная база
- Общие требования к медицинским организациям
- Требования к стоматологическим учреждениям: размещение помещений
- Требования к стоматологическим учреждениям: установка оборудования
- Организация работы рентген-оборудования
- Аптечка неотложной помощи
- Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям
- Нормативная база
- Изменения на 2021
- Актуальные статусы санитарно-гигиенических правил и нормативов
- Санитарно-гигиенические требования к медицинским организациям
- Санитарно-гигиенические правила 2.1.3.2630-10
- Санитарно-гигиенические правила 2.4.3.1186-03
- Санитарно-гигиенические правила 2.6.1.1192-03
- Требования к размещению стоматологических медицинских организаций
- Требования к внутренней отделке помещений, освещению, микроклимату, отоплению, вентиляции
- Требования к оборудованию
- Санитарно-противоэпидемические требования к эксплуатации клиник и кабинетов
- Требования к санитарно-гигиеническому содержанию помещений
- Требования к аптечкам
- Дезинфекция и стерилизация изделий медицинской техники и медицинского назначения
- Санитарно-гигиеническая обработка рук
- Роспотребнадзор
- Роспотребнадзор
- Вниманию руководителей, специалистов медицинских организаций стоматологического профиля — RSS
- Вниманию руководителей, специалистов медицинских организаций стоматологического профиля
- Вниманию руководителей, специалистов медицинских организаций стоматологического профиля
- 📺 Видео
Видео:Обзор стоматологической клиники в г. КемеровоСкачать
Санитарно-эпидемиологические требования в стоматологии
Работа стоматологических организаций, как и других медицинских учреждений, строго контролируется на государственном уровне. В 2021 году в этой области произошли крайне серьезные изменения, связанные с реализацией проекта регуляторной гильотины. В рамках этого проекта предполагается пересмотр всего объема действующей правовой базы на предмет упразднения устаревших или избыточных требований. Этот процесс коснулся и стоматологических клиник.
Видео:Стерилизация и дезинфекция в стоматологииСкачать
Действующая нормативная база
Еще недавно основная нормативная документация в стоматологии включала лишь несколько ключевых правовых актов. Важнейшим из них были Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58. Они содержали целый раздел под номером V, в котором приводились требования санитарии и гигиены для организаций этого профиля.
Однако с 1 января 2021 года этот нормативный документ был отменен. Вместо него в действие вступил новый СанПиН для стоматологии в 2021 – Санитарно-эпидемиологические требования СП 2.1.3678-20, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44. Как и предыдущий нормативный документ, они содержат требования к медицинским организациям разного профиля. Стоматологическим клиникам и кабинетам посвящен относительно небольшой блок, включающий пункты 4.26.1-4.26.17.
Кроме этого ключевого документа, в нормативной базе для данной области деятельности произошел еще ряд существенных изменений – например, поправки в СанПин стоматологии в рентгенологии и другие. При этом многие правовые акты по результатам пересмотра остались действующими. Полный список документов с их актуальным статусом приведен в нижеследующей таблице.
Нормативный акт | Область применения | Утверждающий документ | Статус |
СанПиН 2.1.3.2630-10 | Санитарные требования к медучреждениям | Постановление Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58 | Отменен |
Постановление Правительства от 16 апреля 2012 года N 291 | Порядок лицензирования медицинской деятельности | – | Действующий |
Приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н | Правила оказания стоматологической помощи взрослым | – | Действующий |
Приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н | Правила оказания стоматологической помощи детям | – | Действующий |
СанПиН 2.6.1.1192-03 | Устройство и эксплуатация рентген-кабинетов | Постановление Главного государственного санврача от 18 февраля 2003 года N 8 | Действующий |
СП 2.1.3678-20 | Санитарные требования к организациям, оказывающим услуги, выполняющим работы или продающим товары | Постановление Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44 | Действующий |
Общие требования к медицинским организациям
Весь раздел 4 новых санитарно-эпидемиологических требований посвящен деятельности медицинских организаций. Поскольку стоматологические кабинеты и клиники входят в эту категорию, они также должны отвечать этим нормативам. Основными из них становятся:
- выполнение общефедеральных гигиенических нормативов в отношении содержания вредных веществ в атмосфере и почве в непосредственной близости от здания, где находится учреждение;
- выполнение требований к площади помещения в соответствии с его функцией;
- наличие раздельных туалетов для пациентов и работников;
- использование устойчивых к механическим воздействиям и безопасных материалов при внутренней отделке помещений;
- использование современных инженерных систем, обеспечивающих бесперебойную и безопасную работу организации. Таким образом, вентиляция в стоматологии должна осуществляться с помощью качественной техники, обеспечивающей эффективный приток необходимого объема воздуха;
- достаточный уровень освещенности для качественной работы медицинского персонала;
- использование мебели, позволяющей проводить регулярную дезинфекцию и санитарную обработку. Дезинфекция и стерилизация в стоматологии с помощью обеззараживающих растворов или специальных средств;
- организация внутреннего устройства здания, позволяющая изолировать инфекционных больных.
Минимальный набор помещений, который должен присутствовать в составе стоматологической организации любого формата, включает вестибюль, кабинет врача стоматологического профиля, комнату для персонала, туалет и помещение для хранения инвентаря и других объектов.
Требования к стоматологическим учреждениям: размещение помещений
Хирургический кабинет в стоматологии или другое медицинское учреждение стоматологического профиля должно отвечать следующим нормам:
- разрешается размещение таких организаций в жилых домах при условии, что это не приводит к превышению допустимых нормативов по санитарно-гигиеническим критериям;
- в этой ситуации стоматология должна иметь отдельный вход;
- кабинеты для приема детей и взрослых должны быть отдельными. Также для детей необходимо оборудовать отдельный туалет;
- высота потолка помещений для осуществления основной деятельности должна составлять не меньше 2,4 метра, площадь кабинета, в котором размещается одна основная стоматологическая установка, – не меньше 14 квадратных метров. На каждую дополнительную установку нужно предусмотреть не менее 10 квадратных метров;
- для осуществления оперативных вмешательств в клинике должна быть оборудована операционная, для пребывания пациентов сразу после операции – отдельная комната.
Требования, устанавливающие площадь стерилизационной в стоматологии и минимальные нормативы по площади других помещений, приведены в приложении № 1 к постановлению, утверждающему санитарные правила СП 2.1.3678-20.
Требования к стоматологическим учреждениям: установка оборудования
Новый СанПиН в стоматологии для медсестер устанавливает также требования к оборудованию, применяемому в стоматологических учреждениях. В этой сфере действуют следующие нормативы:
- в случае наличия одностороннего естественного освещения, то есть окон, расположенных по одной стене, кресла для приема пациентов должны устанавливаться вдоль этой стены;
- если в одном помещении установлены несколько кресел, они подлежат разделению непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров;
- если в стоматологической организации имеется не больше 3 кресел, технику для стерилизации нужно устанавливать прямо в кабинете;
- в каждом кабинете должна быть раковина для мытья рук. При наличии отдельной операционной раковина устанавливается в предоперационном помещении;
- в зуботехнической лаборатории, работающей с гипсом, раковину нужно оборудовать устройством для улавливания этого материала из сточных вод;
- прокладка инженерных систем должна быть скрытой.
Помимо указанных, к зуботехническим лабораториям предъявляется ряд дополнительных требований по инженерному оснащению, которые обеспечивают безопасность и эффективность их работы.
Организация работы рентген-оборудования
С 2021 года к работе стоматологических организаций также стали предъявляться новые требования в части организации работы рентген-кабинетов. С 1 января этого года вступил в действие приказ Минздрава от 9 июня 2020 года N 560н. В приложении № 10 к этому нормативному документу приводятся правила организации рентгенологического кабинета в стоматологических клиниках.
Исходя из состава новых требований, можно предположить, что изменения по рентгену в стоматологии существенно осложнять работу уже действующих организаций. Начнем с того, что теперь наличие собственного рентгеновского аппарата становится одним из ключевых лицензионных требований для стоматологической клиники: направлять пациентов для прохождения таких исследований в другие организации станет невозможно. При этом если в составе медицинского учреждения действует отдельный рентгент-кабинет, его нужно будет оснастить как визиографом, так и ортопантонографом: ранее было достаточно только одного инструмента.
Однако приобретение дополнительного оборудования – не единственная сложность, которая ожидает российские стоматологические организации. Дело в том, что в соответствии с СанПиН 2.6.1.1192-03, который продолжает действовать, установка каждого дополнительного прибора в рентген-кабинете требует увеличения его площади как минимум на 4 квадратных метра. При этом минимальная площадь, необходимая для основной установки, составляет 8 квадратных метров. В результате наименьшая разрешенная площадь рентген-кабинета в соответствии с новыми требованиями должна составлять 12 квадратных метров.
Еще одна сложность заключается в описании полученных снимков. Выполнять эту работу может только врач-рентгенолог: делать это стоматологу самостоятельно запрещается. Да, действующее законодательство допускает прием на работу рентгенологов в удаленном формате; при этом оно регламентирует, что описание снимков должно быть предоставлено в основную стоматологическую организацию в течение 24 часов. Но ведь в ходе сложного лечения таких снимков может потребоваться и два, и три, и даже больше? Верно, в каждом из этих случаев придется ждать до 24 часов, а значит, лечение явно затянется.
Аптечка неотложной помощи
Современные журналы в стоматологии регулярно публикуют информацию об обновлениях действующего законодательства в этой быстро меняющейся сфере. Они коснулись также состава аптечки неотложной помощи в стоматологии. Актуальная нормативная база предусматривает организацию и хранение аптечек для купирования следующих типов неотложных состояний у пациентов:
- общие осложнения;
- анафилактический шок, вызванный действиями по лечению зубов;
- риск заражения ВИЧ-инфекцией либо инфекциями из группы гепатитов;
- конкретные синдромы, требующие принятия неотложных мер по выводу из соответствующего состояния.
Укладки для реализации необходимых мер дифференцированы для детей и взрослых. Их состав регламентирован профильными нормативными документами. Для детей это приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н. А вот для взрослых до недавних пор их состав регламентировался приказом Минздрава от 7 декабря 2011 года N 1496н. Однако с 1 января 2021 года, как и многие другие правовые акты, он прекратил свое действие. Взамен этого приказа был принят новый – приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н. Теперь стоматологическим отделениям для взрослых потребуется пересмотреть состав аптечек согласно новым требованиям, чтобы выполнить нормы обновленного законодательства.
Видео:Собственное ЦСО ТАРИЛЮКС ( центральное стерилизационное отделение)Скачать
Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям
4,08 (Проголосовало: 161)
СанПиН для стоматологического кабинета — это нормативный документ, устанавливающий требования к организации работы такого медицинского учреждения. Эти правила и нормы приведены в СанПиН 2.1.3.2630-10, содержащем нормативы, применяемые в деятельности разных типов медицинских организаций.
Видео:Стерилизация в стоматологииСкачать
Нормативная база
В Российской Федерации для всех медицинских учреждений действуют общие санитарные правила и нормы организации их деятельности. Но в зависимости от конкретного профиля работы медучреждения для него применяются дополнительные нормативы, обеспечивающие безопасность пациентов. Требования к стоматологической клинике сформулированы в федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, посвященном вопросам охраны здоровья граждан и медицинского обслуживания, и в СанПин 2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Изменения на 2021
На текущий момент основным профильным документом, устанавливающим санитарно-гигиенические требования к работе стоматологических организаций, выступает СанПиН 2.1.3.2630-10 в актуальной редакции. В связи с его принятием отменен ряд ранее действовавших правил. Например, сейчас уже недействителен отдельный СанПиН 2.1.3.2524-09 «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям».
С тех пор в текст новых правил неоднократно вносились изменения, нацеленные на обеспечение соответствия его требований текущей ситуации в сфере медицинского обслуживания и здоровья населения. Их введение в действие обусловлено принятием постановлений Главного государственного санврача от 4 марта 2016 года № 27 и от 10 июня 2016 года № 76. В нынешнем году текст действующих требований к санэпидрежиму не подвергался изменениям. На ближайшее время введения новых санитарно-гигиенических требований к стоматологическим организациям тоже не анонсировано. Не предполагается и возобновление действия уже отмененных документов, поэтому, например, ранее упраздненный СанПиН 2.1.3.1375-03 с изменениями на 2021 год вряд ли появится.
Актуальные статусы санитарно-гигиенических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.2660-10, статус на 2021 год
СанПиН 2.1.3.2524-09, статус на 2021 год
СанПиН 2.1.3.1375-03, статус на 2021 год
Видео:Стерилизация инструментов в стоматологии. Просто о сложном! (упрощенная версия)Скачать
Санитарно-гигиенические требования к медицинским организациям
Раздел V СанПиН по стоматологии на 2021 год содержит особые санитарно-гигиенические требования, которые применяются к медицинским организациям стоматологического профиля. В этой части документа приводятся обязательные условия, которые обеспечивают соблюдение санитарных норм в работе клиники или другого типа медицинской организации. Они сгруппированы в следующие разделы:
- общие положения и требования к размещению организаций, а также занимаемым ими комнатам;
- допустимые характеристики внутренней отделки таких медицинских объектов;
- требования к медицинской технике, инструментам и оборудованию;
- требования к параметрам микроклимата, организации работы отопления и вентиляции;
- нормативы по части естественного и искусственного освещения;
- порядок оборудования и эксплуатации рентгеновских кабинетов.
Санитарно-гигиенические правила 2.1.3.2630-10
Основной нормативный документ для всех медицинских организаций. В нем прописываются требования к их устройству, используемому оборудованию, порядку функционирования и проч. Эти нормативы дифференцированы в зависимости от профиля деятельности медицинского учреждения.
Санитарно-гигиенические правила 2.4.3.1186-03
Документ содержит нормативы в части организации учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования с точки зрения обеспечения санитарно-эпидемологической безопасности. В нем зафиксированы требования к помещениям, мебели, используемому учебному оборудованию и размещению учащихся.
Санитарно-гигиенические правила 2.6.1.1192-03
Эти нормы и правила утверждают порядок оборудования и эксплуатации рентгеновских установок. Они широко применяются в медицинских учреждениях различного профиля, поскольку рентгеновское оборудование используется в разных областях медицины – от стоматологии до хирургии.
Требования к размещению стоматологических медицинских организаций
Действующие санитарно-гигиенические требования, определяющие площадь стоматологического кабинета и другие аспекты его размещения, включают следующие позиции:
- кабинеты могут находиться в отдельно стоящих зданиях или в зданиях, занимаемых другими медицинскими организациями, в том числе иного профиля. Также допускается их размещение в жилых зданиях, включая цокольный этаж, при условии наличия отдельного входа и соблюдения санитарно-эпидемиологических нормативов. Эксплуатация подвалов разрешается только с целью размещения в них хозяйственных объектов – компрессорных, кладовых, душевых и проч.;
- занимаемые медицинские объекты необходимо оборудовать всеми инженерными системами, обеспечивающими нормальную работу медицинского учреждения, включая отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию и проч.;
- прием детей в обязательном порядке осуществляют только в отдельных комнатах, отдельная зона ожидания приема для детей оборудуется по возможности;
- фактическая высота потолка по нормам СЭС должна быть не менее 2,6 метра, разрешенная площадь, приходящаяся на одну основную стоматологическую установку – не меньше 14 квадратных метров, на дополнительную установку – 10 квадратных метров;
- если в организации проводятся оперативные вмешательства, они должны выполняться в отдельной операционной. Также в составе такой организации выделяется блок для послеоперационного пребывания пациента;
- срочные и плановые вмешательства должны осуществляться в режиме разделенных потоков пациентов. Допускается проведения плановых вмешательств в том же медицинском кабинете, где ведется прием срочных пациентов, при условии специально выделенного времени и после проведения тщательной уборки с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Дополнительные требования к размещению стоматологической медицинской организации приводятся в приложении № 2 к СанПиН 2.1.3.2630-10. В этом разделе указывается, что любое такое учреждение обязано иметь минимальный набор помещений, включающий вестибюль, кабинет врача-стоматолога, комнату для персонала, туалет и кладовую.
Вестибюль, в котором размещаются гардероб, регистратура и холл для ожидания приема
Минимальная площадь определяется по числу ожидающих пациентов: минимум на одного взрослого — 1,2 кв.м, на взрослого с ребенком — 2 кв.м
Для каждой дополнительной стоматологической установки потребуется еще 10 кв.м, для каждого дополнительного кресла без стоматологической установки — 7 кв.м
Комната медицинского персонала с гардеробом
На каждого работника выделяется не меньше 1,5 кв.м. Верхняя одежда размещается в шкафу-купе
Если в организации не больше 3 стоматологических кресел, туалет для пациентов и персонала разрешается объединить
Может размещаться в шкафу-купе в коридоре или в подвале
Требования к внутренней отделке помещений, освещению, микроклимату, отоплению, вентиляции
Актуальные нормы проектирования для стоматологий сформулированы в части 4 раздела V Санитарных правил 2.1.3.2630-10. Они включают следующие требования:
- использование отделочных материалов, соответствующих назначению объекта;
- отделка стен материалами, устойчивыми к влажной уборке и использованию дезинфектантов. Стены операционных и хирургических кабинетов для имплантологии на всю высоту отделываются керамической плиткой или материалом со схожими свойствами. Стены зуботехнической лаборатории окрашиваются или отделываются гладкими панелями без швов;
- отделка потолков с применением водоэмульсионной краски или гладких панелей, устойчивых к влажной уборке или применению дезинфектантов. При использовании панелей важно следить за соблюдением нормативов по высоте помещения;
- отделка полов гладкими материалами из разрешенного списка;
- отсутствие щелей и обеспечение гладкого соединения в углах, местах стыков стен, потолка и пола, на поверхности стен;
- использование нейтральных цветов в отделке всех поверхностей, чтобы исключить возможность влияния выбранного цвета на восприятие цвета зубов и десен пациента, пломбировочных материалов и других объектов, используемых в ходе работы стоматолога;
- соблюдение дополнительных санитарно-гигиенических требований к отделке стоматологических организаций, в которых применяется ртутная амальгама.
В частях 5 и 6 раздела V приводятся специальные требования к организации работы инженерных систем, включая освещение, отопление и вентиляции. Реализация этих требований должна обеспечивать соблюдение разрешенных параметров микроклимата в помещениях стоматологической организации.
Требования к оборудованию
Согласно СанПиН для стоматологического кабинета оборудование в таких организациях должно размещаться с соблюдением следующих санитарно-гигиенических нормативов:
- кресла размещаются в один ряд вдоль стены, на которой находятся окна;
- если в кабинете установлены несколько кресел, они разделяются непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров. При этом максимальное количество стоматологических установок в кабинете определяется его площадью;
- если в комнате не больше 3 кресел, допускается установка стерилизационного оборудования прямо в помещении. В противном случае для этого следует выделить отдельную стерилизационную. Для стерилизации воздуха в помещении устанавливаются бактерицидные облучатели. При установке облучателей открытого типа их выключатели выводятся в коридор;
- в кабинете необходимо установить раздельные или двухсекционные раковины, подходящие для мытья рук. Если в клинике имеется отдельная стерилизационная, на кабинет достаточно одной раковины. Раковина в оперблоке не размещается; она устанавливается в предоперационной. В этом помещении, в стерилизационной и в хирургическом кабинете устанавливаются локтевые или сенсорные смесители. В зуботехнической лаборатории и других помещениях, где работают с гипсом, в стоке раковины устанавливается гипсоуловитель.
Видео:Медицинская сестра в клиниках Прайм-стоматологияСкачать
Санитарно-противоэпидемические требования к эксплуатации клиник и кабинетов
Работа стоматологических медицинских учреждений характеризуется специфическими рисками. Они учитываются СанПиН 2 1 3 2630-10 с изменениями на 2021 год, который регламентирует санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования к работе таких учреждений. Действующие сангигнормы стоматологического кабинета касаются:
- правил санитарного содержания используемых помещений;
- составления и наличия аптечек неотложной помощи;
- обеззараживания применяемой техники;
- гигиены медицинского персонала;
- других аспектов работы стоматологических клиник.
Требования к санитарно-гигиеническому содержанию помещений
При организации содержания помещений руководство стоматологической медицинской организации обязано следить за соблюдением нормативов, приведенных в части 8.2 раздела V СанПиН для стоматологии на 2021 год:
- проведение влажной уборки как минимум два раза в день – после окончания каждой рабочей смены. При уборке посредством опрыскивания или протирания используются моющие и дезинфицирующие вещества, соответствующие характеру возможных бактериальных инфекций в помещении;
- мытье окон изнутри не реже 1 раза в месяц, снаружи – не реже 1 раза в 3 месяца;
- проведение дезинфекции предметов в зоне проведения терапии после каждого пациента. Дезинфекция проводится наиболее сильными из доступных веществ противомикробного действия, которые разрешены к применению в присутствии больных;
- в операционных, хирургических и стерилизационных помещениях раз в неделю проводят генеральную санитарно-гигиеническую уборку, используя эффективные вещества антимикробного действия. В остальных помещениях организации такую уборку проводят раз в месяц.
Дополнительные требования к проведению уборки приведены в разделах I и II интересующего нас нормативного документа.
Требования к аптечкам
Правила оказания неотложной помощи в условиях стоматологической клиники сформулированы отдельными нормативными документами: приказами Минздрава от 07.12.2011 № 1496н и от 13.11.2012 № 910н. Они регламентируют оказание такой помощи взрослым и детям соответственно. В соответствии с этими приказами, в стоматологической организации должны быть в наличии несколько видов аптечек, которые применяются в зависимости от характера неотложного состояния пациента:
- аптечка неотложной помощи в стоматологии для общих осложнений;
- аптечка для вывода из анафилактического шока;
- аптечка для срочной профилактической помощи при риске заражения ВИЧ-инфекцией или гепатитом;
- несколько видов аптечек для оказания помощи при появлении конкретных синдромов.
Дезинфекция и стерилизация изделий медицинской техники и медицинского назначения
Этот вопрос действующий СанПиН по стоматологии освещает в части 3 раздела V. Она содержит следующие нормы:
- для всех изделий после их однократного использования проводится стерилизация и дезинфекция;
- преимущественным способом санитарно-гигиенической дезинфекционной обработки должно стать полное погружение в дезинфицирующий раствор. Если это невозможно или инструмент непосредственно не контактировал с организмом пациента, допускается дезинфекция методом протирания;
- дезинфекция проводится с применением антимикробных веществ. Выбор конкретного вещества осуществляется на основании характера микроорганизмов в помещении с ориентацией на самый устойчивый из них после окончания обработки раствор тщательно смывают;
- стерилизация осуществляется физическими или химическими методами. Выбор конкретного метода основывается на особенностях изделия;
- простерилизованное оборудование подлежит использованию, только если не истек срок его хранения;
- информация о стерилизации медизделий фиксируется в отдельном журнале.
В рассматриваемом разделе приводятся сведения об особенностях санитарно-гигиенической обработки и обеззараживания разных типов оборудования и инструментов.
Санитарно-гигиеническая обработка рук
Порядок санитарно-гигиенической обработки рук медперсонала в стоматологических организациях осуществляется в соответствии с общими требованиям, которые применяются ко всем категориям медицинских работников. Они сформулированы в части 12 раздела I СанПиН 2.1.2.2631-10 с изменениями на 20210 год для медсестер в стоматологии и другого медперсонала. Обязательными условиями для всех работников согласно инструкции по охране труда становятся отсутствие лака на ногтях и украшений на руках, коротко стриженые ногти, использование средств ухода для предотвращения контактных дерматитов. Санитарно-гигиеническая обработка рук осуществляется с соблюдением следующих условий:
- перед контактом с пациентом;
- после любого контакта с пациентом, включая прикосновение к неповрежденной коже;
- после контакта с оборудованием, использованным для лечения или диагностики пациента.
Санитарно-гигиеническая обработка проводится посредством мытья рук с мылом либо нанесения антисептика. После мытья руки вытираются тканевыми или бумажными полотенцами, а после обработки антисептиком – высушиваются. Во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими биологическими жидкостями либо иными выделениями пациента, рекомендуется применение перчаток.
Видео:Секреты стоматологии. Абсолютная стерильность - где проходит стерилизация инструментов | Дентал ТВСкачать
Роспотребнадзор
Видео:Стерилизация стоматологических инструментов | Дезинфекция и обработка наконечников | Дентал ТВСкачать
Роспотребнадзор
Вниманию руководителей, специалистов медицинских организаций стоматологического профиля — RSS
Видео:Стерилизация инструментов. Как проходит стерилизация медицинского инструментария?Скачать
Вниманию руководителей, специалистов медицинских организаций стоматологического профиля
Видео:Стерилизация в Стоматологии СтолицаСкачать
Вниманию руководителей, специалистов медицинских организаций стоматологического профиля
Требования к проведению дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в частных МО стоматологического профиля
Несмотря на достижения в здравоохранении, проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) остается одной из острых в современных условиях, приобретая все большую медицинскую и социальную значимость. Актуальность проблемы внутрибольничных инфекций для всемирного здравоохранения обусловлена с одной стороны высоким уровнем заболеваемости, летальности, социально-экономическим и моральным ущербом наносимым здоровью пациентов, а с другой стороны внутрибольничные инфекции наносят существенный вред здоровью медицинского персонала. Существующая в настоящее время сложная эпидемиологическая ситуация обосновывает повышенное внимание к профилактике инфекционных заболеваний и рост требований к качеству дезинфекционных мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей инфекций на объектах окружающей среды, являющихся факторами их передачи.
Специфика рыночных отношений ставит стоматологию в особое положение по сравнению с другими медицинскими специальностями
В стоматологической практике проблема защиты пациента и медицинского персонала является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено, прежде всего, большим количеством посещений стоматологических кабинетов населением. Высокий риск передачи инфекций в учреждениях стоматологического профиля обусловлен также обслуживанием пациентов без предварительного клинического обследования на возможные инфекционные заболевания или носительство.
Основными направлениями дезинфекционных мероприятий в стоматологической практике являются:
1. дезинфекция поверхностей;
2. дезинфекция изделий медицинского назначения;
3. дезинфекция рук медицинского персонала;
4. дезинфекция воздуха;
5. дезинфекция отходов.
Многообразие стоматологического инструментария, оборудования, наличие в них деталей из полимерных и других синтетических материалов, труднодоступность отдельных узлов и поверхностей для обработки значительно усложняют выбор оптимального метода дезинфекции и стерилизации.
Требования к проведению дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в стоматологических организациях регламентированы главой VСанПиН 2.1.3.2630 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и предполагают:
— дезинфекцию поверхностей, находящихся в зоне лечения (столик для инструментов, клавиатура, воздушный пистолет, светильник и т.д.) проводят после каждого пациента;
— один раз в неделю в операционном блоке, хирургическом кабинете, стерилизационной (автоклавной) проводят генеральную уборку помещений;
— результаты контроля фиксируют в журнале.
Для дезинфекции изделий медицинской техники и медицинского назначения применяют дезинфицирующие средства, обладающие широким спектром антимикробного действия. Выбор режимов дезинфекции проводят по наиболее устойчивым микроорганизмам – между вирусами или грибами рода Кандида.
Стерилизации подвергают все инструменты и изделия, контактирующие с раневой поверхностью, кровью или инъекционными препаратами, а также отдельные виды медицинских инструментов, которые в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждения:
— стоматологические инструменты: пинцеты, зонды, шпатели, экскаваторы и др.;
— ультразвуковые наконечники и насадки к ним, наконечники, съемные гильзы микромотора к механическим наконечникам, канюли к аппарату для снятия зубного налета;
— лотки для стерильных изделий медицинского назначения, инструменты для работы со стерильным материалом, в том числе пинцеты и емкости для их хранения.
При наличии в стоматологической медицинской организации более трех стоматологических кресел предстерилизационную очистку и стерилизацию проводят в специально выделенных помещениях — стерилизационных (автоклавных), с выделением «чистых» и «грязных» зон и с соблюдением поточности. В остальных случаях предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинского назначения допускается проводить в кабинетах, для чего в них должно быть установлено необходимое оборудование.
Стерилизацию изделий медицинского назначения, применяемых в стоматологии, осуществляют физическими или химическими методами согласно действующим документам, используя для этого соответствующие стерилизующие агенты и типы оборудования, разрешенные к применению в установленном порядке. Выбор адекватного метода стерилизации зависит от особенностей стерилизуемых изделий.
Привлекать к проведению дезинфекционно-стерилизационных работ можно только персонал лечебно- профилактического учреждения, прошедший специальную подготовку в аккредитованных учебных заведениях.
Не следует забывать также ряд особых указаний:
- наконечники, в том числе ультразвуковые, и насадки к ним, эндодонтические инструменты с пластмассовыми хвостовиками стерилизуют только паровым методом;
- в гласперленовых стерилизаторах допускается стерилизовать боры различного вида и другие мелкие инструменты при полном погружении их в среду нагретых стеклянных шариков, но использовать данный метод для стерилизации более крупных стоматологических инструментов с целью стерилизации их рабочих частей не рекомендуется;
- инфракрасным методом стерилизуют изделия из металлов: стоматологические щипцы, стоматологические микрохирургические инструменты, боры твердосплавные, головки и диски алмазные, дрильборы, каналонаполнители и другие;
- химический метод стерилизации с применением растворов химических средств допускается применять для стерилизации только тех изделий, в конструкции которых использованы термолабильные материалы, не позволяющие использовать другие методы стерилизации;
- при паровом, воздушном, газовом и плазменном методах изделия стерилизуют в упакованном виде, используя стерилизационные упаковочные одноразовые материалы или многоразовые контейнеры (стерилизационные коробки с фильтрами), разрешенные применительно к конкретному методу стерилизации в установленном порядке;
- стерилизация изделий в неупакованном виде допускается только при децентрализованной системе обработки в следующих случаях:
- при использовании растворов химических средств для стерилизации изделий, в инструкции которых использованы термолабильные материалы;
- при стерилизации стоматологических металлических инструментов термическими методами (гласперленовый, инфракрасный, воздушный, паровой) в портативных стерилизаторах;
- все изделия, простерилизованные в неупакованном виде, целесообразно сразу использовать по назначению, их перенос из кабинета в кабинет запрещается;
- бактерицидные камеры, оснащенные ультрафиолетовыми лампами, допускается применять только с целью хранения инструментов для снижения риска их вторичной контаминации микроорганизмами в соответствии с инструкцией по эксплуатации, а вот с целью дезинфекции или стерилизации инструментов применять такое оборудование запрещено.
Контроль за деятельностью персонала клиники в области профилактики внутрибольничных инфекций проводится внутренними и внешними силами. Так называемый внешний контроль проводится Роспотребнадзором и опосредованно при проведении лицензирования учреждения, а внутренний – персоналом стоматологического учреждения. Внутренний контроль за качеством проведения противоэпидемических мероприятий осуществляется в рамках производственного контроля. Наряду с этим должны быть разработаны системы само- и взаимоконтроля.
📺 Видео
Отделение стоматологии - видеообзорСкачать
Организация и оборудование стоматологического кабинетаСкачать
Центральное стерилизационное отделениеСкачать
💉 Как мы стерилизуем инструменты?Скачать
"Предстерилизационная очистка мединструментария"Скачать
Подготовка кабинета к приему пациентаСкачать
🚿 Этапы стерилизации инструментов в стоматологии MiaDent (МиаДент). Стерилизация в стоматологии. 12+Скачать
Медицинская сестра стерилизационного отделенияСкачать
ПРОЕКТ СВОИМИ РУКАМИ (Как мы делали проект для Клиники)Скачать
Ремонт стоматологии с рентген кабинетом. 3й этапСкачать