- «Стрит всё простит»: уличные музыканты Петербурга о проблемах с полицией и слушателях — случайных и не очень Статьи редакции
- На Дворцовой уже много лет выступает саксофонист Маэстро. Он играет только по ночам, прячет лицо за ширмой и ругается с назойливыми зрителями
- Голос улиц: Музыканты об уличном творчестве и своих сет-листах
- Сергей (вокал, гитара) и Яна (аскерша),
- Глеб (вокал, гитара),
- Константин Колмаков
- 🎬 Видео
Видео:Николай Музалёв на Дворцовой. Санкт-Петербург. (15.07.22)Скачать
«Стрит всё простит»: уличные музыканты Петербурга о проблемах с полицией и слушателях — случайных и не очень Статьи редакции
Артисты из группы «7СОЗВЕЗДИЙ» рассказали TJ, могут ли исполнители жить только на доход с уличных выступлений и почему это – «полноценное шоу».
Уличные музыканты Петербурга — одна из «достопримечательностей» этого города. На одном только Невском проспекте можно встретить артистов разных жанров, от классики до рока. Песни группы «Кино» и «ДДТ» традиционно звучат на каждой импровизированной площадке.
Другая «категория» музыкантов — те, кто выступают прямо в поездах метро. Как правило, это одиночные артисты, которые предпочитают исполнить одну короткую, но самую лучшую композицию. Таких музыкантов воспринимают чуть хуже, чем тех, кто играет на улице. Потому что они не оставляют выбора и не дают возможности пройти мимо, максимум — вставить в уши наушники. Выходить из вагона метро тоже смысла нет, артисты сами покинут поезд на следующей станции.
В отличие от Москвы, в Петербурге нет официальных площадок, где могут играть уличные артисты, поэтому они выступают на устоявшихся местах: набережной канала Грибоедова, углу Малой Садовой и Итальянской, у арки Главного штаба, на Гостином дворе и вдоль Невского проспекта.
TJ поговорил с музыкантами из группы «7СОЗВЕЗДИЙ», нынешний коллектив которой образовался в 2017 году. Артисты рассказали о своём знакомстве с музыкой, чем уличное выступление отличается от концерта в клубе и почему полиция прерывает такую игру, даже не имея законных на то оснований.
Илья: Музыка — моя основная работа, занимаюсь ей с детства, а играть на улице начал с 13 лет с одним акустическим коллективом. В Петербург переехал три года назад из Нижнего Новгорода, раньше приезжал сюда на несколько месяцев, потом перебрался в Москву и вот я снова здесь.
Максим: Музыкой стал заниматься с детства, с самого начала чувствую к ней любовь, она меня всегда привлекала. В основном играю на барабанах, но умею и на гитаре, и на пианино, но это больше для себя. Я переехал из Якутии в Петербург, чтобы учиться на архитектора. Получил диплом, потом работал год по специальности. Но всё это время чувствовал, что не могу этим заниматься. Я даже не думал, что музыкой можно заниматься на постоянной основе. Пробовал устраиваться на «обычную» работу: инженером или рабочим на завод. В конечном итоге убежать от себя не смог. Ещё когда работал инженером, понимал, что если хочешь стать более-менее серьёзным артистом, то музыке нужно посвящать всё время или не заниматься этим вообще.
Бывает, что репетируешь два раза в неделю, но в итоге никаких навыков или скиллов не приобретаешь, так как этого времени мало. Меня такой расклад не устраивал, поэтому я решил, если я хочу херачить, то я пойду хотя бы на улицу и всю злость и желание вколочу там. В принципе это то, что я сейчас и делаю.
Владимир: В пятом классе мои друзья принесли альбом Rammstein, на что я сказал что-то в стиле: «Фу, что вы принесли, мужик орёт, ничего не понятно, рок ужасен». В итоге потом послушал и очень понравилось. В то время был дефицит информации, я собирал всё об этой группе и стал дико по ним фанатеть — так я вошёл в музыку. Дальше интерес только усиливался. Примерно в 2012 году я взял в руки гитару, стал развиваться — и теперь я здесь.
Камаз: Знакомство с музыкой у меня началось в 1998 или 1999 году. Я сидел с бабушкой, тщетно пытался решать задачи по математике. Позвонил однокласснику, пригласил к себе и попросил взять гитару. Прибежала его мама, и в итоге нас с другом отдали в музыкальную школу. Я родился на Сахалине. Я жил в Петербурге с 1996 по 2000 год, но только в 2005 году полностью переехал сюда из Владивостока. В первый раз я сыграл на улице год назад: тогда ко мне подселился сосед-музыкант, и мы попробовали выступить. Это оказался наш главный косяк — при парной игре нет энергетики и драйва.
Максим: Уличные выступления дают артистам опыт. Вообще, чтобы первый раз сюда придти, тебе нужно перебороть свои страхи. Лично для меня каждый раз это постоянный челлендж, вызов. Иногда думаешь, а вдруг будет проходить другой барабанщик, который послушает и скажет, как я плохо играю.
Во-первых, такие вещи мне нравятся — самому себе вызовы бросать. Во-вторых, это свобода, я могу играть так громко, как сам себе захочу, так, как я этого хочу. Это в клубе должна присутствовать какая-то определённая программа, ты и ведёшь себя на сцене по другому. А на улице я более свободен, хотя каждое выступление позиционирую как концерт. Не сказать, что между этим сильно большая разница, просто здесь больше свободы.
Владимир: Это полноценное шоу, ты не ощущаешь, что находишься просто на улице. Самое крутое в уличных выступлениях — это то, что ты никому ничего не должен. Человеку не нравится твоё выступление, он ушёл, понравилось — он остался и будет слушать. Допустим, если ты играешь на корпоративе, ты должен подстраиваться под вкусы тех, кто сидит перед тобой, под их желания.
Камаз: Как говорит мой напарник, «стрит всё простит», — можно «лажать» и никто ничего не заметит. На улице ты никому ничего не должен. Я играю не только с этими ребятами, я и с другими коллективами тоже выступаю. К 30 годам я наконец-то могу себе позволить играть в разных стилях — и металл, и фанк. Я перепробовал много профессий, но своё будущее вижу в музыке.
Илья: В 2017 году мы на месяц ездили в Геленджик, где местная администрация вообще не давала играть на улице. Они могут продать место, на котором ты будешь играть: «Это наша земля, арендуйте у нас этот кусок и стойте, сколько влезет». Но это до десяти вечера, а, как правило, всё начинается только после этого времени. Ограничение по времени прописано в законе, хотя это город-курорт, мы играем около моря.
В Петербурге проще пишутся песни, тут такой дух, который позволяет наслаждаться собой и своим творчеством.
Илья: Я согласен с тем, что уличные музыканты — одна из «визитных карточек» этого города. Мы ведь общаемся с нашими слушателями и подписчиками в соцсетях. Они говорят, что утром посмотрят все городские достопримечательности, а вечером делать нечего, поэтому приходят слушать нас.
Мы играем и ночью у мостов, в сезон, когда их разводят — это довольно известная [традиция] среди музыкантов. Тут мы собираем большую аудиторию: после того, как люди посмотрели на развод мостов, они могут потусить, музыку послушать и с хорошим настроением пойти домой.
Владимир: Петербург — столица всего неформального. Здесь уютно, тут ходит много маргиналов, с ними можно найти общий язык. Если тебе негде жить, ты можешь придти на Гостинку и тусоваться с местными.
Илья: Уличные выступления — законная деятельность. Сотрудники полиции могут выгнать музыкантов в том случае, если у них есть указ сверху. Также они могут применить другие статьи, которые к нам не относятся. К примеру, если ты будешь с ними как-то неправильно разговаривать, полицейские воспользуются статьей о неповиновении и в любом случае «снимут с точки».
У меня были громкие преценденты с полицией, но давно. Сейчас мы стараемся решать все вопросы без конфликтов. Вот подойти сейчас (в этот момент музыканты находились у станции «Гостиный двор», — прим. TJ) и попросить нас уйти они не могут. В прошлые выходные к нам на Сенной площади подошли силовики, но из-за того, что вокруг нас собирается много народу на маленьком расстоянии от входа в метро. Мы с пониманием отнеслись к этому и без вопросов уехали в другое место. На том месте вокруг нас собиралось человек 600, это очень много для выхода из метро.
Максим: Иногда на улице трудно играть, бывают разные времена. Допустим, во время какого-то мероприятия нам могут запретить выступать, потому что мы собираем толпу людей — а это мешает работе полиции и других органов. Иногда бывает, что нужно просто не играть. Большие проблемы — это если дождь пойдёт или колонка сломается.
Камаз: Поддержу других ребят, игра на улице полностью легальна. Но полиция много чего пытается запретить, много к кому подходят без объяснения причин. Сейчас мы находимся на Невском, не превышаем определенный уровень шума и соблюдаем все временные нормы. Здесь больше нежилых зданий, чем на той же Сенной, откуда нас просили уйти.
Видео:Константин Колмаков на Дворцовой площади.(27.03.21)#STREET_XСкачать
На Дворцовой уже много лет выступает саксофонист Маэстро. Он играет только по ночам, прячет лицо за ширмой и ругается с назойливыми зрителями
На Дворцовой по ночам уже много лет выступает саксофонист, который просит называть себя Маэстро. Он прячет лицо за ширмами и часто ссорится с горожанами, которые пытаются его сфотографировать. В соцсетях жалуются на сложный характер музыканта, но при этом восхищаются его талантом и называют «душой белых ночей».
«Бумага» рассказывает о ночном саксофонисте и показывает фото и видео с ним.
Саксофониста по прозвищу Маэстро видят на Дворцовой площади минимум 9 лет — вот самые старые ролики с ним. Но, судя по постам в соцсетях, он выступает еще с начала 1980-х.
Маэстро — невысокий пожилой мужчина в очках. Он скрывает свое настоящее имя и прячется от зрителей за ширмами из светоотражающих жилетов и кусков красной ткани. Перед ним также стоит выпуклый металлический диск, рассеивающий звук.
Из-за скрытности и эпатажности Маэстро сравнивают с пианистом Олегом Каравайчуком, который выступал с наволочкой на голове — чтобы максимально сосредоточиться на звучании музыкального инструмента.
Петербуржцы жалуются на сложный характер саксофониста. Он не любит расспросы слушателей и отказывается играть, если кто-то держит в руках телефон. «Ярко выраженный социофоб, категорически не любит, когда его фотографируют», — описывают музыканта на одном из сайтов о городских достопримечательностях.
Говорят, иногда Маэстро даже угрожает людям тростью.
Видео:«Песня друзей» из м/ф «Бременских музыканты». Сводный хор на Дворцовой площади, 24 мая 2017 г.Скачать
Голос улиц: Музыканты об уличном творчестве и своих сет-листах
Их можно встретить на Невском проспекте, Дворцовой площади и у стен Эрмитажа. Чем вдохновляют улицы и как формируются сет-листы рассказали нам уличные музыканты самого рок-н-рольного города страны.
Сергей (вокал, гитара) и Яна (аскерша),
Фото: Валерий Ялышев
Яна: Мы называемся VISCONTI. Название придумал Сережа – он уже пять лет занимается музыкой, может быть, даже больше. Живет этим.
Сергей: Я играю не ради денег, для меня это образ жизни. Мне нравится дарить людям настроение. И мне нравится ощущать их энергетику. Если я играю в пустоту, один – это совсем не то. Я начинал в детстве, играл во дворах для своих друзей, собирал большие компании. Сейчас компания стала еще больше – и это очень круто.
Яна: Основное наше направление – это русский рок. Но сейчас мы уже поняли, что есть множество групп, которые поют одни и те же песни – Зверей, Кино, например – поэтому мы учим что-то новое. Есть у нас и танцевальная «It’smylife»BonJovi, и такие песни, как «Тает лед». Мы стараемся миксовать, чтобы собирались не только поклонники Цоя.
Сергей: Танцевальные композиции хорошо заходят публике. Люди любят новые песни, которые вышли недавно, а еще ретро – оно будет актуально всегда. У группы Браво очень много танцевальных треков. Все любят «Желтые ботинки» Жанны Агузаровой и Цоя.
Яна: Первые пять песен в каждом нашем выступлении всегда одни и те же, чтобы разогреть толпу. Ребята их знают очень хорошо – где, как и что надо делать правильно. Это Звери «Районы-кварталы», «Вечно молодой, вечно пьяный» Смысловых Галлюцинаций, «Полковнику никто не пишет» Би-2, «Моя бабушка курит трубку» Сукачева и «Все, что тебя касается» тоже Зверей.
Сергей: Из всех песен, которые мы поем, больше всего мне нравится исполнять «Боже какой пустяк» Иванова, «Ты так красива» QuestPistols, «Полковнику никто не пишет», «Молодые ветра», «Вокруг шум» и «Районы-кварталы», конечно.
Яна: Между песнями я обычно что-то говорю. Чтобы люди танцевали, развлекались как-то больше, нежели просто стояли слушали. Несмотря на то, что я вроде бы хожу, собираю бабки в шапку, я не нацелена на деньги, я нацелена на общение. Зарабатываем мы хорошо, но деньги для нас не главное. Отдача от народа – вот ради чего мы выходим на улицы.
Фото: Валерий Ялышев
Глеб (вокал, гитара),
Фото: из личного архива группы
Когда я начал играть на улицах, это было что-то вроде хобби, такой способ провести время. Позже это переросло чуть ли не в основную творческую деятельность. На данный момент это одно из ключевых моих занятий, путь карьерного роста.
Мы исполняем как русские песни, так и композиции таких музыкантов, как Bring Me The Horizon, Аsking Аlexandria, Twenty One Pilots, Оксимирона, которого мы часто играем – одни из немногих на улице. В связи с этим у нас два сет-листа. Первый состоит из русских треков, так сказать кассовых. Второй – из зарубежных. Если говорить о последнем, то здесь выбор основывается исключительно на наших личных предпочтениях. А русский сет-лист основывается на пересечении того, что нам наименее противно играть, и того, что более-менее заходит. Ну, а если песня очень уж кассовая, но ее противно играть, мы ее адаптируем, переделываем.
Выбираем песни коллективно, основываясь где-то на трендах, где-то на каких-то устоявшихся вещах. Иногда просто на том, что может зайти любому человеку, даже если он слышит песню впервые в жизни. Вообще широкой аудитории заходят все наши песни, мы их все классно делаем. Наверное, так скажет любой музыкант.
Первый наш сет-лист выглядит примерно следующим образом:
- Сплин – «Выхода нет»;
- Би-2 – «Мой рок-н-ролл»;
- Noize МС– «Выдыхай»;
- Бумбокс– «Вахтерам»;
- Звери – «Все, что тебя касается»;
- Валентин Стрыкало– «Яхта, парус»;
- Lumen – «Сид и Ненси»;
- Жуки – «Батарейка»;
- Ария – «Потерянный рай»;
- NoizeMC– «Назови меня попсой».
Это из русского. Зарубежныйсетвключает в себя:
- Аsking Аlexandria – «I won’t give in»;
- Bring Me The Horizon–«Drown»;
- Аsking Аlexandria – «Someone somewhere»;
- Radiohead –«Creep»;
- Imagine Dragons –«Radioactive»;
- GreenDay –«Boulevard of broken dreams»;
- Twenty One Pilots –«Heathens»;
- Bring Me The Horizon–«Throne»;
- Asking Alexandria –«The black»;
- Bring Me The Horizon – «Can you feel my heart»;
Это то, что можно адаптировать для акустической гитары и «неразработанного» слушателя.
Больше всего нам нравится исполнять песни из английского сета – их мы играем вне зависимости от того, сколько мы получим за него денег. Из русского лично я люблю играть песню группы Жуки «Батарейка», как ни странно. Наверное, потому что мы делаем на ней микстейп с хитом МС Хованского «Батя в здании». Это очень-очень круто, когда народ начинает радоваться, что заиграла эта песня, а тут они получают порцию свежего, добротного русского рэпа.
А что касается денег, то зарабатываю я очень много и езжу на белом Кадиллаке. На самом деле нет. Кадиллак у меня не белый, а самый обыкновенный, в таблетках – это таблетки от горла. Вот такой у меня Коделак. А зарабатываем мы по-разному. Скажем так: меньше, чем VISCONTI.
Фото: из личного архива группы
Константин Колмаков
Фото: Ольга Никонова
Главная причина, по которой я играю на улицах –свобода. Свобода заниматься любимым делом, независимо от места и времени. Уличная музыка сейчас является уже сложившейся культурой, без которой сложно представить город на Неве. Для меня это определенная форма труда, которая дает свои плоды. В этом есть что-то особенное. Я некоторое время пел в составе кавер-группы, которая выступала в различных заведениях и на корпоративных мероприятиях. Мне это очень быстро надоело, и я решил остаться исполнителем на улицах города.
Есть и другие причины – слушатели и атмосфера уличных концертов. На улице люди сами выбирают слушать музыканта, остановившись на пять минут или на два часа, либо идти дальше по своим делам.
Я начал играть на улицах еще в студенческие годы. Тогда это было дополнительным заработком. В 2011 году переехал в Санкт-Петербург и решил попробовать играть здесь – зимой пел в переходах метрополитена, а летом на улицах. После 2012 года, когда уличные музыканты начали использовать мощную и качественную аппаратуру, появилась возможность собирать вокруг себя множество слушателей. Возникло ощущение концерта.
Поскольку я вырос на отечественной рок-музыке, то и основная масса исполняемых мной песен состоит из репертуара таких групп, как Сплин, Наутилус Помпилиус, ДДТ, Кино, Ария, Чиж и Ко, Земфира, Би-2 и других. Выбор песен для моих выступлений основывается наличных предпочтениях и предпочтениях моих слушателей. Например, часто просят исполнить песни Кино, Сплин, Наутилус Помпилиус, ДДТ. Все это я люблю играть. Но если песня перестает приносить удовольствие, она переходит в разряд редко исполняемых.
На данный момент песен в моем сет-листе примерно на 2,5 часа. Если из них выбрать десять, получится вот такой список:
- Сплин –«Выхода нет»;
- Би-2 –«Мой рок-н-ролл»;
- Ария –«Беспечный ангел»;
- ДДТ –«Это все»;
- Кино –«Кукушка»;
- Наутилус Помпилиус– «Крылья»;
- Из Бременских музыкантов –«Песня трубадура»;
- Сплин –«Мое сердце»;
- Полюса –«На батареях солнечных»;
- Кипелов –«Я свободен».
🎬 Видео
Уличные музыканты на Площади восстания в Санкт-Петербурге. Перемен, мы ждем перемен! Апрель 2022.Скачать
Симфоническое Кино - Хочу перемен (Виктор Цой, Георгий Каспарян)Скачать
Уличные музыканты на Дворцовой площади (СПб)Скачать
Константин Колмаков на Дворцовой. (18.03.22)#STREET_XСкачать
ELEVEN-S - "Кукушка" (Cover Кино)Скачать
Уличные музыканты на Дворцовой площади (СПб) РоссияСкачать
Питерские уличные музыканты /Дворцовая площадь/Скачать
Питерский музыкант успокаивает пьяное быдло на Дворцовой площадиСкачать
Муслим Магомаев - Синяя вечность! Фантастический музыкант Константин Колмаков на Дворцовой площади!Скачать
Симфоническое КИНО на Дворцовой площадиСкачать
Песни Виктора Цоя на Дворцовой площади (15.08.2020)Скачать
Константин КОЛМАКОВ #STREET_X - "На заре" (Cover Альянс)Скачать
Большой «Закон Сансары», — уличный музыкант на Дворцовой площади Санкт-Петербурга / Ноябрь 2023г.Скачать
Яхта, парус. Ялта, август. Уличные музыканты. Санкт-Петербург, октябрь 2021Скачать
НЕРЕАЛЬНО КЛАССНО ИСПОЛНИЛИ КиШ "Лесник" (cover by Visconti)Скачать
Уличные музыканты на Дворцовой площади Питера.Скачать