как раскольников покаялся на площади

Содержание
  1. Раскольников на Сенной площади. Анализ эпизода
  2. Признание Раскольникова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)
  3. Признание Раскольникова в убийстве Соне в романе “Преступление и наказание”: анализ эпизода
  4. Злодеяние как вызов обществу
  5. Анализ эпизода признание раскольникова в преступлении
  6. Признание раскольникова в преступлении
  7. Анализ эпизода признание раскольникова соне
  8. Анализ эпизода, романа евского Преступление и наказание (часть 6, глава 7)
  9. Признание Раскольникова в преступлении
  10. Признание Раскольникова в преступлении
  11. Пожалуйста, подождите пару секунд, идет перенаправление на сайт…
  12. Сочинение на тему Признание Раскольникова в преступлении – Бесплатное эссе
  13. Раскольников внутри и снаружи
  14. ПРОСТРАНСТВО ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ
  15. ВСТРЕЧА. УЛИКА. УЛИЦА
  16. ЗАБЫТЬЕ
  17. РАСКОЛЬНИКОВ И МАРМЕЛАДОВ
  18. ЗНАКИ И ПРОМЫСЕЛ
  19. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
  20. УБИЙЦА И БЛУДНИЦА
  21. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  22. ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
  23. КРЕСТ РАСКОЛЬНИКОВА
  24. ИСТИНА ПОРФИРИЯ ПЕТРОВИЧА
  25. Признание Раскольникова Соне | Инфошкола
  26. Жизнь после убийства
  27. «Преступление и наказание»: три аналитики Иного
  28. Характеристика героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Раскольников и Соня
  29. Почему раскольников пришел именно к соне после убийства сочинение
  30. Презентация «Раскольников на Сенной — аналитическая работа»
  31. Описание презентации по отдельным слайдам:
  32. Дистанционные курсы для педагогов
  33. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  34. Материал подходит для УМК
  35. Другие материалы
  36. Вам будут интересны эти курсы:
  37. Оставьте свой комментарий
  38. Автор материала
  39. Дистанционные курсы для педагогов
  40. Подарочные сертификаты
  41. 📽️ Видео

Видео:Преступление и наказание. Лучшая речь РаскольниковаСкачать

Преступление и наказание. Лучшая речь Раскольникова

Раскольников на Сенной площади. Анализ эпизода

Подобно героям античной трагедии, главные персонажи у Достоевского несут в себе ту или иную вину и обязаны в финале искупить её. В результате искупления наступает катарсис – эмоциональное «очищение», являющееся, согласно Аристотелю, отличительным моментом трагедийного жанра. В «Преступлении и наказании» это видно особенно отчётливо. Но есть и отличие от трагического канона: если там непременный элемент финала гибель героя, то в романе Достоевского Родион Раскольников и сам испытывает своего рода катарсис и в каком-то смысле рождается заново. Духовное воскрешение Раскольникова происходит благодаря возвращению к христианским ценностям, в роли носителя которых выступает проститутка Сонечка Мармеладова – евангельская «блудница».

Окончательное становление героя на путь покаяния и искупления свершается по дороге в контору, где ему предстоит сделать страшное признание. Посмотрим, как изображается сам этот перелом, ведущий Раскольникова к возрождению. Выходя от Сони, он всё ещё терзается сомнениями и далёк от той ясности сознания, в которой живёт истина.

Прерывистый внутренний монолог, полный самоупрёков, свидетельствует о продолжающемся распаде собственного «я» на множество противоборствующих мелких «личностей», одна из которых совершает поступки, вторая их оценивает, третья выносит приговор, четвёртая следит за собственными мыслями и т.д. Такой раздробленности, отсутствию душевного равновесия корреспондирует отсутствие зрительной фиксации героя на каком-то определённом объекте: «Он жадно осматривался направо и налево, всматривался с напряжением в каждый предмет и ни на чём не мог сосредоточить внимания; всё выскользало».

Неожиданно, как всегда у Достоевского (слово «вдруг» является одним из наиболее частотных в его романах), взгляд Раскольникова останавливается на «бабе с ребёнком» – нищей, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак (и тем самым реализуя стёртую поговорку), он слышит самый что ни на есть обыденный ответ, но в свете всего происходящего этот ответ наделяется глубоким символизмом: «Сохрани тебя Бог!»

После этих слов Раскольников как бы по мановению волшебной палочки оказывается на Сенной. Поначалу взгляд его всё так же блуждает, а сознание лишено твёрдого самоконтроля. Однако движение продолжается, и герой достигает середины Сенной площади (психологически и мифологически середина, центр любого пространства воспринимается как особое, святое место). Только здесь он вспоминает совет Сони, встаёт перед всем миром на колени и совершает покаяние – сохранившийся с языческих времён очистительный обряд целования земли.

Крайне интересен и показателен способ описания этого импульсивного поступка. Бросается в глаза повышенная частотность слов «один», «весь» и подобных им по смыслу: «…с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – с телом и мыслию… Он весь задрожал, припомнив это… он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего.

Всё разом в нем размягчилось, и хлынули слёзы» (слово «вдруг» здесь встретилось трижды, впрочем, это, как было сказано выше, явление обычное для стиля Достоевского). На наших глазах на Сенной площади у Раскольникова происходит мгновенный переход из душевного состояния, характеризуемого дискретностью и разрозненностью, в совершенно иное состояние – внутреннего единства личности, её собранности и «центрированности». Следствием является «наслаждение и счастие», с которым Раскольников целует «грязную землю», спокойствие по отношению к насмешкам и пересудам толпы, отсутствие удивления в тот момент, когда в его поле зрения появляется Соня.

Всё, что происходит в эти минуты ясности и полноты понимания, происходит «раз навсегда». Именно так, «раз навсегда», пришло на Сенной к Раскольникову ощущение слитности его судьбы с судьбой Сони – той слитности, которая напоминает любовь и, по существу, является ею.

Видео:В чем смысл «Преступления и наказания» Достоевского?Скачать

В чем смысл «Преступления и наказания» Достоевского?

Признание Раскольникова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Достоевского «Преступление и наказание» еще раз показывает, насколько человек может перенести всю тяжесть нравственных потрясений, сколько было метаний в мыслях у Раскольникова.

Финальная глава одна из важных событий этого романа, именно здесь раскольников все-таки признается в содеянном преступлении. Эта глава раскаяния. Раскольников твердо стоял на своих мыслях о том, что есть только два общества, одни которые могут переступить через себя, идут на бунт и люди которые ничтожны и никогда не смогут бунтовать. Именно это и хотел доказать себе, тварь ли я дрожащая или человек, который переступит через себя. Решился на столь жестокое преступление, убив старушку. Он думал, что сможет также жить беззаботно и спокойно, несмотря на то что он натворил, как и Свидригайлов. Но в итоге погубил свою жизнь, вечное чувство вины убивало. В его жизни большую роль играет Соня Мармеладова. Именно она стала для него его спасением и «ангелом-хранителем».

У такого человека как Раскольников появились теплые чувства к Соне. Но истерзанный своим поступком все-таки решается рассказать, что он убийца. Придя к Соне, он рассказывает о том, что он преступник, по ее лицу было понятно, что нужно понести наказание за содеянное. Это придало уверенности и силы Раскольникову. Соня говорила о том, что он должен пойти на Сенную поцеловать землю, ведь перед нею согрешил, а не только перед народом, и заявить в голос что убийца. Дойдя до середины площади, ощутил новое неизведанное чувство, тогда он был уверен, что наказание должен понести. Но из-за откликов людей так и не смог в голос произнести, что он и есть убийца. Что все мысли, в которые от тщетно верил, ничтожны и не несут ни какого смысла, что погубил он себя таким действием.

Возле конторы ноги онемели, но он продолжал идти, зная, что это правильное действие. На пути в контору встретил Прохора, который вел это дело, задрожал и думал что лишь бы не к нему. Но войдя в контору не смог произнести слова о своем признании. Тогда Раскольников вышел и уже на улице увидел Соню, прятавшуюся во дворе. Тогда он и подумал, что она с ним будет в любой ситуации до конца, куда бы ни завела судьба. И без колебаний зашел и рассказал что он преступник. Это признание рассматривал как признание своей ничтожности и убогости. В его наказании и есть спасение. По-настоящему раскаялся он только на каторге, после общения с Соней и прочтения Евангелия. Его спасла любовь и не до конца потерянная человечность.

Видео:Преступление и наказание, страдание и покаяние, прощение и спасение...Скачать

Преступление и наказание, страдание и покаяние, прощение и спасение...

Признание Раскольникова в убийстве Соне в романе “Преступление и наказание”: анализ эпизода

Признание Раскольникова в убийстве Соне является очень важным эпизодом в романе “Преступление и наказание”.

В этой статье представлено описание и анализ эпизода с признанием Раскольникова в убийстве Соне в романе “Преступление и наказание”.

Смотрите:
Все материалы по “Преступлению и наказанию”Все статьи о РаскольниковеВсе статьи о Соне Мармеладовой
Почему Раскольников признается Соне в преступлении?

Раскольников впервые слышит о Соне Мармеладовой от ее отца, чиновника Мармеладова. Сидя в распивочной, пьяный Мармеладов рассказывает Раскольникову о тяжелой судьбе своей дочери, которая вынуждена зарабатывать на жизнь “непристойной работой”. Раскольникова впечатляет история кроткой и самоотверженной Сони. Бедная Соня уже некоторое время одна содержит отца-пьяницу, мачеху Катерину Ивановну и ее троих детей.Вскоре Раскольников лично знакомится с Соней в день, когда ее отец, Мармеладов, попадает под лошадей и погибает. С этого дня между героями завязываются доверительные дружеские отношения.Раскольников решает открыть Соне свою страшную тайну, чтобы облегчить свою душу. Почему именно Соне? Потому что Раскольников видит в ней родственную душу, грешную и глубоко страдающую, как и он сам.

Как и когда происходит признание?

Признание Раскольникова происходит примерно через неделю после преступления. Беседа происходит на квартире у Сони. Любопытно, что на момент признания Соня и Раскольников знают друг друга всего около трех дней.

Но этого времени Раскольникову оказывается достаточно, чтобы проникнуться доверием к Соне Делая свое признание, Раскольников не говорит Соне прямо, что это он совершил преступление.

Он сообщает ей, что знает человека, убившего старуху, и рассказывает некоторые детали преступления. В конце концов Соня догадывается, что убийцей является именно Раскольников.

Раскольников объясняет Соне, что совершил преступление, основываясь на своей теории об обычных и великих людях. Он признается, что пошел на преступление не ради денег, а из-за этой чудовищной теории, которая в конце концов потерпела крах.

Соня внимательно выслушивает Раскольникова и всячески пытается его поддержать. Она советует Раскольникову признаться прямо сейчас в преступлении, но молодой человек отказывается делать этот шаг. После этого признания Соня и Раскольников понимают, что теперь они – “блудница” и убийца – должны идти вместе по жизни.

Фрагмент с признанием Раскольникова Соне можно найти в IV-ой главе 5-ой части романа.

Видео:Раскольников в городе: почему преступление могло случиться только в Петербурге?Скачать

Раскольников в городе: почему преступление могло случиться только в Петербурге?

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя «обычным» людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив — выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится «пассивным объектом». Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

Видео:Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. ДостоевскогоСкачать

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевского

Анализ эпизода признание раскольникова в преступлении

Роман Достоевского «Преступление и наказание» — это роман о современ-ной России, переживавшей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравствен-ных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все стра-дания, боли и раны времени.

Передовая русская молодежь конца 50 — начала 60-х годов искала пути социального, духовного и нравственного обновления России. Трагические метания Раскольникова имеют тот же источник. Отсюда начинает движение и его мысль.

Мир страшен, невозможно принять его, излечить его болезни, изменить лик его тоже нельзя: «Так доселе велось и так всегда будет!» Ос-тается одно — отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, его морали, переступить вечные нравственные законы.

На такое «преступление» способны поистине необыкновенные люди, или, по Раскольникову, собственно люди. Или послушание, или бунт необыкновенной личности — третьего не дано.

Признание раскольникова в преступлении

Роман Достоевского «Преступление и наказание» — это роман о современ-ной России, переживавшей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравствен-ных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все стра-дания, боли и раны времени.

Передовая русская молодежь конца 50 – начала 60-х годов искала пути социального, духовного и нравственного обновления России. Трагические метания Раскольникова имеют тот же источник.

Анализ эпизода признание раскольникова соне

Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и признаться в содеянном? Какие причины побудили его к этому? Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать.

p;Сам того не осознавая, Раскольников отчаянно нуждается в публичном признании и покаянии, он жаждет вновь воссоединиться с людьми, вновь «перейти на сторону добра». Именно поэтому, как мне кажется, он подает милостыню бабе с ребенком и слышит от нее: «Сохрани тебя бог!» Эти слова – еще одно подтверждение правильности решения Родиона.

Анализ эпизода, романа евского Преступление и наказание (часть 6, глава 7)

Но, несмотря на внутренние вспышки и переживания, на отдаленность от общества, он находит близкого ему по внутренним качествам человека – Свидригайлова.

Автор не спроста соединяет их вместе, ведь они так похожи: каждый ведет двойную внутреннюю жизнь и оба способны убить. Однако Раскольников не пропащая душа, у него есть совесть, которая не дает ему жить спокойно после убийства.

Видя в Свидригайлове свою проекцию и то, к чему он стремится, Раскольников ужасается, но все же не отвергает свою теорию.

Рекомендуем прочесть: Дарение налоги при дарении

Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным.

От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по-прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти.

Он по-прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.

Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти.

Он по прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.

В конечном итоге он все таки опускается на колени и целует землю.

Признание Раскольникова в преступлении

Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном.

На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать.

Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?

Вероятно, Соня, по мнению Раскольникова, должна убедиться в неверности своих прежних представлений о мире. Свиданию предшествует эпизод с Лужиным, где она была обвинена в краже сторублёвого кредитного билета. Только заступничество Лебезятникова и Раскольникова спасло Соню от тюрьмы.

Признание Раскольникова в преступлении

Роман Достоевского «Преступление и наказание» — это роман о современ-ной России, переживавшей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравствен-ных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все стра-дания, боли и раны времени.

Передовая русская молодежь конца 50 – начала 60-х годов искала пути социального, духовного и нравственного обновления России. Трагические метания Раскольникова имеют тот же источник. Отсюда начинает движение и его мысль.

Видео:Почему Раскольников совершил преступление — убил старушку?Скачать

Почему Раскольников совершил преступление — убил старушку?

Пожалуйста, подождите пару секунд, идет перенаправление на сайт…

Другие уроки. Отобрать материал из романа о Раскольникове. Прочесть заранее статью из учебника о нем. Возможны индивидуальные задания, данные учителем.

В беседе с Раскольниковым Мармеладов рассказывает о своей дочери Соне и ее непростой судьбе. Таким образом Раскольников заочно знакомится с Соней Мармеладовой.

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают , то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:. Вы здесь: Критика Нищета и бедность окружали Раскольникова. Он ежедневно видел несправедливость, мучения, страдания нищих людей. Духота, грязь, вонь на улицах города. Всё это угнетало Родиона Романовича, он терялся в своих дурных мыслях.

Видео:Ф.М. Достоевский. Преступление. Есть ли намек на возрождение Раскольникова?Скачать

Ф.М. Достоевский. Преступление. Есть ли намек на возрождение Раскольникова?

Сочинение на тему Признание Раскольникова в преступлении – Бесплатное эссе

Сочинение Анализ по литературе эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи процентщицы, и наказание – суд и каторга.

Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней.

Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и признаться в содеянном? Какие причины побудили его к этому? Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном.

На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание? Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым.

Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным.

От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти.

Он по прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.

В конечном итоге он все таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов.

Он захотел испытать что то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. «Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения.

Каким то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…»

Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян.

Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они.

А этого Раскольников пока совершить не может.

Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие то мелочи задерживают его.

Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами.

Видео:Преступление и наказание. Эпизод 2Скачать

Преступление и наказание. Эпизод 2

Раскольников внутри и снаружи

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. (Мк 4, 22).

Перекресток. Рисунок Яны Янпольской

Родион Романович Раскольников — молодой человек, живущий в «каморке» (бедной, маленькой, темной комнатке, не предназначенной для проживания человека). Там, в каморке, которая затем называется «шкафом» и «гробом», в отъединении ото всего мира — небес, земли и других людей — Раскольников и вынашивает идею преступления.

ПРОСТРАНСТВО ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ

Человек у Достоевского, как правило, показывается в интимной связи с пространством, окружающим его. Место человека определяет его внутренний мир. «Шкаф» как место обитания человека имеет значение тесноты, духоты. А от долгого пребывания в ней человека неизбежно проникает вовнутрь. Внешнее становится моментом внутреннего. После же преступления пространство еще более сужается: шкаф превращается в гроб. Теперь каморка приобретает еще и значение смерти. Решившись на убийство, Раскольников «вошел к себе, как приговоренный к смерти». Грех делает человека смертным. Убив старуху и ее сестру, Раскольников заживо хоронит себя.

Поскольку грех принимается Раскольниковым внутрь, для него самого уже почти не имеет значения выход наружу. Ему все равно, где находиться, — пространство потеряло для него спасительную силу. В начале романа он выходит на улицу сделать пробу, т.е. связь с каморкой и выношенной там идеей не оставляет Раскольникова и под открытым небом. Он по-прежнему там — в каморке, в себе, он не может мысленно покинуть свой шкаф, прячась в него, как в футляр, от внешнего мира.

Справедливости ради надо отметить, что внешний мир, обступающий Раскольникова со всех сторон, малопривлекателен: жара, толкотня, вонь из распивочных. К тесноте и духоте шкафа добавляется еще и «особенная летняя вонь». Раскольникова охватывает «чувство глубочайшего омерзения». Он знает лишь один способ борьбы с этим чувством — уход в себя, забытье.

ВСТРЕЧА. УЛИКА. УЛИЦА

Раскольников привык жить в себе, в своем внутреннем мире, он уже долгое время бездействует и только пассивно страдает. Внешний мир во всех его проявлениях он воспринимает враждебно. Выходя, он боится встречи с хозяйкой. И дело тут, конечно, не в деньгах, которые он ей задолжал. Деньги, как всегда у Достоевского, лишь повод, метафора. Дело в том, что Раскольников боится «даже всякой встречи», встречи вообще, встречи как таковой, поскольку суть встречи — изменение. Вот почему Раскольников так панически остро переживает, что пьяный проезжий обратил внимание на его шляпу, — он воспринимает это вовсе не как указание на свою нищету, но как символическую деталь: это взгляд другого, извне, то, чего Раскольников больше всего боится. Шляпа уличает его. Улика и улица — разные транскрипции одного и того же слова. Уличить — значит установить лицо, т.е. приобщить улице, открыть со всех сторон. Раскольников, живя в себе, не желает быть частью улицы; живя в каморке, не предназначенной для человека, не желает быть частью человечества — он хочет оставаться незамеченным, совершать действия и быть невидимым — невидимкой, которому все позволено.

ЗАБЫТЬЕ

Уходя в себя, Раскольников забывает мир и блуждает по городу. Как ребенку, который закрывает глаза и думает, что его не видно, Раскольникову в его «мечтах» кажется, что он исчез для мира, и вдруг «какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь» возвращает его вовне.

Раскольников боится за себя, за свою «мечту», боится, что внешний мир, другой человек отнимут у него то сокровенное, чем он живет. Нельзя не посочувствовать герою в этом его страхе — однако, чем он живет, какая у него «мечта»? «Мечтой» Раскольников называет замысел убийства, дьявольский расчет, отмеривание 730 шагов от своей каморки до квартиры старухи-процентщицы.

Бродить по улицам, не замечая внешнего мира, значит подвергать себя опасности быть ведомым недоброй волей. Через рассудок, предоставленный самому себе, действует посторонняя, внушающая сила. Привыкнув жить внутри себя, Раскольников воспринимает все, что происходит во внешнем мире, как знаки, относящиеся лично к нему. При таком сознании, естественно, он живет мыслью о собственной исключительности, избранности. Ненавидит себя за бездействие. Избранность должна быть подтверждена — поступками. И поскольку, во-первых, ему уже почти все равно, что это будут за поступки, а во-вторых, он ненавидит мир, «мечта» Раскольникова приобретает уродливые, фантастические формы. Раскольников всерьез думает, что, убив старушку, он, с одной стороны, удивит и накажет мир, победит его, с другой же стороны — спасет себя, своих близких от унизительного существования.

Через рассудок, через «мечту» в сердце Раскольникова проникает дьявол.

РАСКОЛЬНИКОВ И МАРМЕЛАДОВ

Раскольников начинает сразу интересоваться Мармеладовым, во-первых, по особому «предчувствию». Роль Мармеладова по отношению к Раскольникову судьбоносна, и это сразу же чувствуется. Мармеладов посылается Раскольникову еще до совершения преступления. Это первая его встреча. «Бывают иные встречи┘» Встреча — то, в чем герой больше всего нуждается, то, ради чего вообще происходит выход в мир. Это встреча другого сознания. Это способ подачи знаков человеку. После настоящей встречи, когда лицом к лицу сталкиваются два бытия, оставаться таким, каким был до встречи, — невозможно.

Мармеладов выражает еще одну, чрезвычайно важную для автора мысль: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Идет речь о необходимости для человека общества, «света», поддержания связи с миром других людей. Без этого человек консервируется, впадает в иллюзию отъединенности. Раскольников, выходящий из дома, больше всего боится встречи, боится вторжения в свой внутренний мир. Он давно утратил живую связь с людьми и не хочет ее восстанавливать. Но некая сила, вопреки его воле, влечет его к людям — хоть каким-нибудь.

Лишиться общения — это наказание, Достоевский доказывает это. Человека, замкнувшегося на себе, он называет «подпольным человеком», т.е. человеком, живущим ниже пола, ниже человеческого уровня, в темноте и тесноте, в удушье. Такой становится внутренняя жизнь, если не выходить наружу. Человеку нужно бывать в себе, это бесспорно, но жизненно необходимо также выбираться из себя, из подполья — на свет. Вот что значат слова Достоевского вздохнуть в другом мире. И точно так же, как воздух, необходимо инобытие, мир иной для здешней жизни. И то инобытие, что раскрывается в любом другом человеке, и то инобытие, которое после смерти. Без этого человек задыхается здесь, уходит в глухое подполье, искажает свой божественный лик. Вот почему Свидригайлов, Порфирий в один голос говорят, что Раскольникову нужно «воздуху-с». И таким воздухом для Раскольникова становится Соня, а затем — каторга.

Первый же вздох в другом мире оборачивается для Раскольникова опровержением его теории. Он, правда, не придает значения словам Мармеладова. Обычное для него чувство отвращения к людям лишает его внимательности. Прислушайся Раскольников — он мог бы не совершить преступления. Для этого и посылался ему Мармеладов. Вообще все это «святое семейство» послано Раскольникову во спасение. И Мармеладов, и Катерина Ивановна, и, конечно, Соня, и даже Полинька — все так или иначе помогают Раскольникову спастись.

Что же раскрывает Мармеладов Раскольникову в первом их разговоре? Да главную идею романа, евангельскую истину: все тайное становится явным. В речи Мармеладова вообще постоянные, прямые и косвенные отсылки к Священному Писанию. Заканчивает свою речь Мармеладов молитвой: Господи, да приидет Царствие Твое! Восклицание выражает всего Мармеладова. Этот человек отверг надежду на земную справедливость. Он больше не верит ни в себя, ни в людей, ни в целый мир, но это дает ему силу верить в мир иной, в справедливость Царствия Небесного. Как и Соня, его дочь, Мармеладов берет на себя страдание: пью, ибо сугубо страдать хочу. Он пьет потому, что излишне чувствителен: он страдает от несовершенства этого мира и ничего не хочет от мира взять. Это человек, которому ничего не остается, кроме веры. Мармеладов — нищий духом. Как и у Раскольникова, у него практически нет жизни, нет исхода. На Раскольникова, потерявшего веру, религиозное утешение Мармеладова не действует.

Примечательно, однако, что после смерти Мармеладова, которая становится событием для Раскольникова, он разговаривает с его младшей дочерью Полинькой как с полноценным другом, оставляет ей свое имя и адрес. То есть открывается.

ЗНАКИ И ПРОМЫСЕЛ

Отъединение, закрытость Раскольникова от мира имеет еще одну не очень заметную черту. Здесь не только гордыня индивидуалиста, схизма грешника, одиночество преступника, но и уединение отшельника, самоотречение аскета. Каморка могла стать и кельей — при условии если бы Раскольников не потерял веру, не отступил от Бога. То, что Раскольникову присущи аскетизм, презрение к суете мира, — очевидно: он может по нескольку дней ничего не есть, «насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься». Он готов пожертвовать всем ради матери и сестры. Подобно монаху, он хочет совершить подвиг и победить мир — но, не будучи с Богом, он не знает ни целей этого подвига, ни пути к победе. Он не знает, что подвиг победы над миром может быть только подвигом любви. И от этого все его благие намерения переворачиваются, обращаются в свою противоположность. То, что он совершает, есть подвиг наизнанку, антиподвиг, как и его голодание накануне убийства — антипост.

Как всякая отступившая от мира уединенная душа, Раскольников восприимчив к инобытию, видит знаки, но он не имеет веры, а значит, и благодати их истолковать. Как всякий неверующий, он суеверен: не различает Божьего промысла и дьявольского искушения. Для него все знаки равны и судьбоносны, но читатель с помощью автора, если захочет, отличит волю Божью от иной воли.

Так, сон, который видит Раскольников накануне убийства, — безусловно, Божественный знак, весть из истинного мира. Это предупреждение Раскольникову и указание причины его ожесточения, притча о мировом зле, которое невозможно ни устранить, ни разумно объяснить: детский вопрос, задевающий сами основы бытия («Папочка! За что они бедную лошадку убили?»), остается без ответа. Поэтому так легко и естественно обращение Раскольникова к Богу после сна, который наполняет его свободой, разрешает от многомесячного бремени, действует как благодать. На душе его становится «легко и мирно», он сам принимает решение не убивать и сам отрекается от «проклятой мечты», «от колдовства, обаяния, от наваждения». То есть, по сути, отрекается от сатаны.

В то же время подслушанные слова о том, что старуха останется дома одна, напротив, лишают его «рассудка и воли». Раскольникова затягивает в какой-то страшный механизм, где человек уже не рассуждает, не выбирает, а просто, как марионетка, совершает управляемые извне действия: «Последний же день, так нечаянно наступивший и все разом порешивший, подействовал на него почти совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Раскольников называет это «предопределением». Однако Достоевский показывает, что не может быть такого предопределения — убивать. Истинное предопределение — промысел Божий — пытается Раскольникова уберечь. Убийство же он совершает по «своей» воле, вопреки предопределению. «Знаки», толкуемые им в пользу преступления, Раскольников получает нечестно: он блуждает в «забытьи» (т.е. где-то за бытием), идет в другое место вместо нужного (не идет к Разумихину и не идет прямым путем домой), подслушивает (разговор студента и офицера, наталкивающий его на мысль об убийстве; разговор мещанина с Лизаветой, после которого ему кажется, что «все решено окончательно»). В день убийства Раскольников просыпает нужное время, опаздывает — это очевидная о, — но Раскольников, понукаемый иной волей, идет до конца. Отсутствие топора на обычном месте — еще одно, последнее промыслительное усилие остановить убийцу, но Раскольников упорствует и получает следующий «знак»: «…из-под лавки направо что-то блеснуло ему в глаза┘»

Так происходит борьба за человека и так человек делает свой выбор. Когда Раскольников задается вопросом, кто столь активно помогает ему в осуществлении его замысла, он легко получает ответ: «Не рассудок, так бес!» Но мысль эта ничуть не пугает, а вызывает только странную усмешку и приободряет его. Как видно, он получает даже удовольствие от совершения темной миссии.

УБИЙЦА И БЛУДНИЦА

В первом разговоре с Соней, когда Раскольников приходит к ней домой, он искушает ее своим опытом зла. Он хочет нарисовать перед ней безнадежную картину, где есть только три дороги: 1) это — путь самого Раскольникова, путь активной борьбы со злом мира, путь человека, который не остановится ни перед чем в достижении своих целей по спасению мира; 2) это — самоубийство, путь Свидригайлова, трагического, экзистенциального героя; 3) это — «разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Светлого, чудесного исхода Раскольников не допускает, потому что утратил веру. Он приходит к Соне не затем, чтобы раскаяться, но чтобы утвердиться в правильности выбранного им пути. И Соню он хочет увлечь за собой, доказав, что никого и ничего спасти нельзя и ее жертва напрасна, да и Бога, пожалуй, никакого нет (для Раскольникова Зло, несомненно, существует, а мысль о том, что Бог допускает Зло, равносильна признанию отсутствия Бога).

Защищаясь от Раскольникова, Соня повторяет: «Бог этого не допустит», т.е. не доведет до такого состояния, когда верить станет уже невозможно. Согласно святым отцам, Бог дает каждому испытание по силам. Раскольников и Соня сходятся потому, что оба находятся на грани гибели, оба не раз задумывались о том, чтобы «кончить все одним разом», но если Раскольников все же решается на этот опрометчивый поступок, то Соню удерживает от этого ее вера. Вера Сони с точки зрения Раскольникова — род помешательства. И со своей точки зрения он абсолютно прав: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1, 18). «Юродивая! Юродивая!» — думает Раскольников не без злорадства. Это еще один путь, представляемый его безблагодатному сознанию — путь сумасшествия, возможность которого он вполне допускает и для себя. Раскольников еще не понял, что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1, 25). Он превыше всего ставит свой разум, умение логически мыслить, это самое главное в нем, на это именно Соня говорит: «Ты от Бога отступил». Но Божия немощь (Соня, Лизавета) гораздо сильнее мощи его человеческого разума. Мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их (1 Кор. 3, 19).

Перед чтением Евангелия Раскольников целует у Сони ногу. Он пришел доказать ей неискоренимость зла, а встретил с ее стороны глубочайшую веру в Бога. Эта вера сильнее его доказательств. Он преклоняется перед Соней, принимает глубоко в сердце ее правоту и совершает неосознанный евангельский жест. Однако служение человечеству он понимает отлично от нее: не покоряться миру, не принимать судьбу страдальца он хочет, а спасти человечество героическим усилием, путем индивидуального террора, и поэтому он сам же и стыдится своего непроизвольного жеста, оправдывает себя, говоря, что «поклонился страданию человеческому». В его просьбе прочесть Евангелие тоже есть раздвоенность: сердцем он хочет спастись, но в то же время ему кажется, что он подобно Христу уполномочен спасать людей. Ему при этом не приходит в голову, что Иисус Христос, спасая людей, никого не убивал, но, напротив, воскрешал мертвых. Раскольников же в деле спасения человечества пока только убил двух человек.

Для Сони Евангелие свое, т.е. это такая же тайна, как для Раскольникова его идея преступления. Он просит ее раскрыть свою тайну, чтобы в ответ ей раскрыть — свою. Но его тайна — грех, а ее тайна — святость. Они оба грешники, но ее грех внешний, а его глубинный, внутренний. Он сроднился с ним, пустил корни, и Раскольников раскололся, а Соня цельна.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

После чтения Евангелия Раскольников в несколько экстравагантной форме делает Соне предложение. Он предлагает ей идти с ним. Т.е. стать его соратницей по борьбе с миром, соратницей в деле некоей ломки, которую он еще не очень ясно себе представляет. Но это и не важно, ведь главное — это свобода и власть («над всею дрожащею тварью, над всем муравейником»). Раскольников рисует перед Соней героический, революционный идеал. Взять на себя страдание он понимает именно как героический поступок, ведущий к свободе и власти.

Разумеется, брачное предложение, сделанное столь нетрадиционно, причем сразу после чтения Евангелия, когда Соня ожидала прямо обратного — смирения и раскаяния, и вскоре после того, как Раскольников поцеловал ногу девушки, — могло бы смутить и менее впечатлительную натуру. Что уж говорить о Соне, которая затем промучилась в полубреду всю ночь и весь следующий день. Но что именно ее мучило? Кому-то может показаться — что-то неопределенное и сложное из области духовной жизни или загадочной психологии. На самом же деле суть проста: девушке нужно дать ответ на предложение молодого человека. Это именно предложение, на которое Соня затем дает согласие (второй разговор — повторение предложения, но в более понятной для Сони форме).

Господь помог все же ей разобраться в душе этого бедного молодого человека. Иначе (если не понять это как предложение) Сонино участие в судьбе Раскольникова выходит недостаточно мотивированным и попахивает католико-протестантской благотворительностью. Нет, Соня едет не за каторжником, которому помогает из сострадания, в целях благотворительности, а за женихом, которого любит и судьбу которого всецело разделяет. Между прочим, когда Раскольников впервые входит в ее комнату (символ понятен: библейские «и вошел к ней Иаков»; «он вошел к Агари, и она зачала»), Соне и тошно, и стыдно, и сладко. Потому что к ней вошел ее жених. Господи! — как бы по ошибке восклицает Соня. Но никакой ошибки нет. Она ждала Его каждый день и каждый день убирала свою комнату. Но Он приходит внезапно и застает ее врасплох, такой, какая она есть. От этого ей тошно и стыдно. Он увидит, как и чем она живет. От Его взгляда не укроется и то, отчего ей тошно и стыдно. И она будет дрожать в страхе, точно перед судьей и решителем своей участи. Но она ждала Его и готова открыть Ему свою тайну, свое сокровище, свою глубину. Там, в глубине, всегда жил Он. Он был ее тайной, ее сокровищем. Теперь Он вошел и откроет ее, и узнает в ней Себя. И от этого ей сладко.

Внутренность комнаты — это сам человек. Каморка Раскольникова — это Раскольников. Комната Сони — это Соня. Раскольников входит к ней. Своим безбожием он искушает ее. Но вместе с ним Соню посещает Господь. «Господь благословил тебя с приходом моим», — как сказал Иаков Лавану.

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В разговоре с Соней Раскольников называет семь причин преступления и по лицу и по ответам Сони, как перед зеркалом, проверяет их истинность:

I Убил, чтобы ограбить (а деньги последние Катерине Ивановне отдал? «Какая же это правда»?).

II Наполеоном хотел сделаться, оттого и убил.

III Желание помочь матери и сестре закончить университет («Ох, это не то!»).

IV Убил вошь, бесполезную, гадкую, зловредную («Это человек-то вошь!»).

V Озлился на мир и людей («Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот у них и правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!»).

VI Захотел осмелиться и убил («Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Стоит только посметь. Тварь я дрожащая или право имею?» Соня: «От Бога вы отошли!»).

VII Дьявол смущал?

Оказывается, разум неспособен открыть истинную причину преступления. Называя семь причин, по которым, как он думал в разное время, была убита старушка, Раскольникову так и не удается сказать настоящую правду.

Между тем истина самоочевидна. Она не нуждается в доказательствах. Человек, пребывающий с Богом (Соня), либо человек, которому Бог открывает свой промысел (Порфирий Петрович), знает истину. Герои, являющиеся носителями истины, всегда способны отличить ложь от правды. Важнейший итог разговора, что до сознания Раскольникова доходит: «Я себя убил, а не старушонку, а старушонку эту черт убил, а не я».

КРЕСТ РАСКОЛЬНИКОВА

Исповедавшись, Раскольников спрашивает: что делать? А Соня как будто только и ждала этого вопроса. Ее ответ, с точки зрения Раскольникова, есть чистый абсурд, воистину слово о кресте для погибающих. «Встань на перекресток», — говорит Соня.

Перекресток есть крест. Крест, который Раскольников должен взять на себя. Перекресток — открытое с четырех сторон место. Раскольников должен поклониться всему свету, всему миру. Это спасет его, т.к. является противоположным тому, что он совершил. В своем убийстве он закрылся, отгородился от света и мира. Выйти на перекресток — значит раскрыться миру, позволить миру что-то сделать с собой, а не думать, что бы такое сделать с этим миром. Необходимо извиниться перед всем миром, перед землей и небесами. Важно произнесенное слово, которое Бог и мир услышат. А Раскольников в соответствии со своими поврежденными понятиями думает, что это значит донести на себя.

ИСТИНА ПОРФИРИЯ ПЕТРОВИЧА

Идея разделения людей на две части (если по Раскольникову, то на «право имеющих» и «тварей дрожащих») древняя и восходит, надо полагать, к обществам, где существовали касты избранных, и прежде всего жреческая каста, «великие посвященные». С приходом Христа эта идея преобразилась, раскрывшись в своей истине: кто хочет быть бoльшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк 10, 43-44). Отсюда идея «двух Градов» Августина: жители Небесного Града невидимы, срастворены с градом земным. Являясь носителями этого Града, носителями истины, они, разумеется, не станут требовать себе на земле больше прав и привилегий, тем более отделять себя от «тварей дрожащих».

Католицизм, исходящий прежде всего из Августина, переосмыслил идею двух Градов. Западная Церковь всегда активно боролась за права и привилегии, отделяла себя от остального мира, в том же духе воспитывая своих чад, что вначале привело к Реформации, а впоследствии — к романтическому противопоставлению я и окружающего. Голос этого романтического, наполеонического я и спрашивает Раскольникова: кто он, обыкновенная тварь или борец за свои права? И Раскольникову не приходит в голову, что само разделение людей на группы есть уже незаконное дело, дозволенное одному Богу, есть уже искажение идеи «двух Градов». Избранные Богом есть, но они избраны на служение — они не возносятся над миром, но, напротив, приносят себя ему в жертву. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10, 45).

Раскольников, обучаясь на факультете права, исподволь усваивая западный образ мысли, неосознанно приходит к выводу, что невидимая, духовная брань, которая идет между небом и землей, имеет вполне зримое выражение, что это вполне реальная война с пролитием крови, где «избранники» «право имеют» приносить кого-то в жертву ради спасения остальных. Идея, вдохновлявшая и Великого Инквизитора.

Для Порфирия очень важное понятие «быть в настроении». Это значит улавливать сигналы, которые поступают к нему как к следователю — человеку, который занимает определенное место, — уметь правильно расшифровывать, связывать «случайные» факты. Эти факты так бы и остались «случаем», если бы Порфирий не был «в настроении». Улики же, т.е. явные следы, о которых больше всего заботится Раскольников, для Порфирия вторичны. Порфирий строит свое обвинение на неявном, неочевидном, которое тем не менее стало явным и очевидным для него и является таковым для Раскольникова. Раскольников упирает на логику, на права, где он неуязвим, а Порфирий делает ставку на мистику, пытаясь доказать Раскольникову, что никакой тайны нет, но есть истина, очевидная для них обоих. Порфирий осознает, что избран, чтобы разоблачить Раскольникова: «Черточку-то эту я и тогда ведь нашел-с, послал Господь», — и он выполняет это назначение.

Образ Порфирия помогает выразить главную идею романа: все тайное становится явным, нет того, что можно было бы скрыть, утаить ото всех. Заблуждение думать, что можно совершить нечто тайком. Это может быть лишь временно, и в свое время любая человеческая тайна раскрывается. Сам божественный миропорядок таков, что истину утаить невозможно. Все чувствуют, догадываются и в конце концов узнают ее. Даже мысли человека не составляют тайны, но читаются, угадываются другими. Разумихин, Соня, Порфирий в определенные минуты читают мысли Раскольникова. Символична такая деталь: Раскольников, стремящийся отъединиться, скрыться от всего мира, живет в каморке, дверь которой не закрывается, и туда может заходить практически любой — там побывал и Порфирий, туда легко заходят Лужин, Свидригайлов и другие. Памятуя, что каморка образует единство с самим Раскольниковым, незапирающаяся дверь показывает, как легко зайти к нему внутрь. «Если бы можно было куда-нибудь уйти, он почел бы это за счастье». Но уйти от мира некуда.

Покаяние избавляет от вредной иллюзии, что можно что-то скрыть. Все видно, все люди связаны невидимыми нитями, все поступки людей происходят в совершенно открытом пространстве, и если их не замечают, то только разве потому, что никому нет до них дела или на это нет Божьей воли, которая до времени предпочитает оставлять нечто в тайне.

Видео:Экскурсия по главным адресам романа "Преступление и наказание"Скачать

Экскурсия по главным адресам романа "Преступление и наказание"

Признание Раскольникова Соне | Инфошкола

Первая попытка признания в убийстве.

Раскольников и Соня завели речь о том, что значит для Сони вера. Она говорила, и глаза ее сверкали, а Родион думал, что она юродивая. Взяв со стола Евангелие, принесенное Соне ее подругой Лизаветой, он внезапно попросил девушку почитать ему о воскресении Лазаря.

Она читала, и Раскольников понимал, что это для нее самое святое, что она раскрывает перед ним свою веру и хочет, чтобы и он поверил.

После чтения он немного помолчал, а затем поведал, что бросил своих родных и не пойдет больше к ним, что теперь у него и Сони — общая дорога, одна цель. Еще он говорил, что надо что-то делать, надо взять власть над собой и над всеми. Соня была напугана.

Уходя, Раскольников пообещал, что придет к ней завтра и расскажет, кто убил старуху и Лизавету. Соня посмотрела на него как на помешанного и всю ночь провела в полубреду..

Вторая попытка признания в убийстве.

На следующий день Раскольников отправился выполнять данное вчера Соне обещание. придя на квартиру Капернаумова, он, испытывая страшные муки, предложил девушке угадать, откуда знает убийцу. В глазах Сони отразился ужас, и Родион осознал, что у нее такое же выражение лица, какое было у Лизаветы, когда он приближался к ней с топором. Видно было, что она все поняла.

Внезапно Соня обняла его и сказала, что пойдет за ним на каторгу. Сердце Раскольникова смягчилось, две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах. Соня стала расспрашивать, почему он это сделал. Он начал было объяснять, но сам ощутил, что в объяснениях что-то не так.

Родион словно находился в бреду, и Соня одновременно и понимала и не понимала его. Он говорил, что не для того убил, чтобы помочь семье, и не для того, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества, а убил «просто, для себя убил, и это черт водил его рукой».

Соня опять поразилась тому, как он страдает, и сказала, что ему нужно выйти на перекресток. встать на колени, поцеловать землю, поклониться на все четыре стороны и громко, во всеуслышание покаяться в содеянном перед народом. Тогда Бог простит его. Раскольников заявил, что это глупо — каяться перед быдлом.

Убеждая его, девушка предложила ему В подарок свой кипарисный крест, у нее ведь остался медный, лизаветин (они с подругой поменялись: Соня дала образок, а Лизавета крестик). Родион хотел было взять крест Сони, но потом сказал, что пока не готово.

Разговор о том, как ему жить дальше, был прерван: появился господин Ле6езятников.

Видео:х/ф Признание Родиона Раскольникова. КМФиВ. 2016.Скачать

х/ф Признание Родиона Раскольникова. КМФиВ. 2016.

Жизнь после убийства

Теория терпит провал, все последующие дни Раскольников проводит в страшных муках: ему мерещится неотвратимость наказания, все кажутся подозрительными, даже родные становятся чужими и далёкими, ведь теперь его со всем миром разделяет страшная тайна. Раскольникову снится сон, где он пытается убить старуху, а она смеётся над ним, смех слышен повсюду. Мучимый совестью, после разговора с Сонечкой Мармеладовой он решает пойти с повинной в полицию и осуществляет задуманное. В последней главе романа герой всё таки понимает, как он был не прав, видит ужасные плоды своей философии. Любовь к Соне меняет его жизнь и даёт шанс на исцеление.

В нашей статье сделан подробный анализ убийства Раскольниковым старухи, его мотивы и последствия.

Видео:Почему Раскольников убил старуху? #итоговоесочинениеСкачать

Почему Раскольников убил старуху? #итоговоесочинение

«Преступление и наказание»: три аналитики Иного

Предварительный просмотр: Причины преступления Раскольникова Главный герой романа Родион Раскольников — необычный преступник. Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Нищета, постоянное чувство голода, необходимость врать, оправдываться перед квартирной хозяйкой угнетают его. Сестра Раскольникова, Дуня, устраивается гувернанткой в семью богатых помещиков Свидригайловых, где подвергается унижению.

Она выше духовно. Анализ первого эпизода ч. Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего: он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. Он проверяет, до каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться». С какой целью приходит?

Видео:«я ведь не старушонку убил, я себя убил»Скачать

«я ведь не старушонку убил, я себя убил»

Характеристика героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Раскольников и Соня

В этот период Достоевский проявляет отчетливо антисоциалистическую тенденцию, особенно ярко выразившуюся в «Бесах». Часто встречаются высказывания, что и разоблачение Раскольникова в «Преступлении и наказании» ведет к разоблачению социализма. Например, М. В «Преступлении и наказании» он рассмотрел эту идею подробнее, точнее, глубже, чем в «Господине Прохарчине» и «Униженных и оскорбленных»: он теперь непосредственно связал «предницшеанскую теорию» двух разрядов людей с революционной идеологией. В его гла-.

Время действия: начало июля предположительно г. Место действия: Санкт-Петербург, город в Р-й губернии, острог в Сибири Персонажи: Родион Романович Раскольников — бывший студент юридического факультета, 23 года Алена Ивановна — старуха-процентщица, вдова, коллежская секретарша, ок.

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев.

Почему раскольников пришел именно к соне после убийства сочинение

Отвечает доктор филологических наук, заведующая отделом теории литературы ИМЛИ им. Это роман о том, как человек находит в себе Христа, научается выбирать Христа в себе и доверять Христу в себе. Для Достоевского высшее развитие личности см.

В причудливых сплетениях являются у Достоевского такие начала, как комическое и трагическое, сентиментальное и ужасное, натуралистически бытовое и мистическое. В его тайну проникают также один за другим чуть ли не все герои романа, включая и самого следователя Порфирия Петровича. Однако при этом все посвященные, видя невыносимость нравственных мучений Раскольникова, сочувственно расположены к нему и ждут, когда он сам раскается и сделает явку с повинною. Внимание читателя переносится, таким образом, с внешней канвы сюжета на душевное состояние преступника и на идеи, приведшие его к преступлению. Художественное время романа также не поддается обычному измерению.

Видео:Ф.Достоевский. РАСКОЛЬНИКОВ (сцена: Сон Родиона)Скачать

Ф.Достоевский. РАСКОЛЬНИКОВ (сцена: Сон Родиона)

Презентация «Раскольников на Сенной — аналитическая работа»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

как раскольников покаялся на площади

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

как раскольников покаялся на площади

Презентация «Раскольников на Сенной — аналитическая работа» (роман «Преступление и наказание») Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар

как раскольников покаялся на площади

как раскольников покаялся на площади

Раскольников на Сенной

как раскольников покаялся на площади

Данный эпизод находится в финале романа – в его заключительной, шестой части. По объему это совсем небольшой отрывок текста, однако он имеет очень важное значение в эволюции характера Родиона Раскольникова.

как раскольников покаялся на площади

После совершенного преступления герой ни на минуту не оставался спокоен. Его мучили угрызения совести, терзала душевная боль, которую Раскольников старательно заглушал. Сам себе он объяснял свои муки тем, что оказался всего лишь «тварью дрожащей».

как раскольников покаялся на площади

По мнению героя, он ошибся в себе. И это мучило его еще больше: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»

как раскольников покаялся на площади

После очередного посещения Сони, истерзанный душевными муками и самообвинениями, отчужденный от всех людей и Бога, Раскольников выходит на улицы Петербурга.

как раскольников покаялся на площади

Он понимает, что идет признаваться в своем преступлении. Перед этим, у Сонечки, он надел на себя крест и несколько раз «с радостью» перекрестился.

как раскольников покаялся на площади

как раскольников покаялся на площади

Герой находится в каком-то болезненном полубреду, его ведет не сознание, а подсознание.

как раскольников покаялся на площади

На улице он подает милостыню какой-то нищей старушке и слышит в ответ: «Сохрани тебя бог!» С этого момента, как мне кажется, начинается жизнь Раскольникова «в Боге», начинается трудный путь его очищения от греха.

как раскольников покаялся на площади

как раскольников покаялся на площади

Первым этапом становится всенародное покаяние героя на Сенной площади. Неслучайно мысль попросить прощения у всего народа и у земли, перед которой он также, по словам Сонечки, грешен, возникла у Родиона именно здесь.

как раскольников покаялся на площади

как раскольников покаялся на площади

На этой площади, находящейся в центре Петербурга, проходили публичные казни мошенников и воров. Но также здесь находилась и одна из крупнейших в городе церквей – Успенская церковь (Спас на Сенной).

как раскольников покаялся на площади

Автор говорит, что сначала Раскольников не думал о покаянии. Ему неприятно было сталкиваться с народом, но что-то толкало героя в самую гущу, в толпу: «Он бы дал все на свете, чтоб остаться одному; но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один».

как раскольников покаялся на площади

как раскольников покаялся на площади

Среди народа было много пьяных, один из них веселил толпу, пытаясь плясать, но руки и ноги не слушались его. Раскольников вместе со всеми посмеялся над этим человеком, потом тут же забыл про него и пошел дальше.

как раскольников покаялся на площади

Но вдруг – «когда дошел до средины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего — с телом и мыслию».

как раскольников покаялся на площади

Герой вдруг вспомнил слова Сони о том, что ему нужно покаяться «перед всем честным народом», попросить прощения даже перед землей, перед которой он тоже виноват.

как раскольников покаялся на площади

Раскольников вдруг почувствовал все то невыносимое напряжение, всю тяжесть мук, которые терзали его последнее время. И он, почти не отдавая себе в этом отчета, «ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения».

как раскольников покаялся на площади

Какой-то перелом внезапно произошел в душе Раскольникова, он дал волю всей своей боли и душевной тоске, уничтожающей его последнее время. От этого внезапного облегчения слезы хлынули из глаз Родиона, и он рухнул на землю: поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз».

как раскольников покаялся на площади

как раскольников покаялся на площади

Покаяние Родиона становилось труднее от того, что в толпе было много пьяных, озлобленных, просто равнодушных. Никто не хотел понять героя, узнать, что случилось у этого человека.

как раскольников покаялся на площади

как раскольников покаялся на площади

Кто-то принял его за пьяного, кто-то – за юродивого. Все это «сдержало» Раскольникова, и он не признался в убийстве. Но у Родиона хватило сил выдержать все оскорбительные окрики толпы и пойти дальше.

как раскольников покаялся на площади

как раскольников покаялся на площади

По дороге он заметил «одно видение», которое затем превратилось в фигуру Сонечки, наблюдающей за героем. И Раскольников вдруг очень отчетливо понял, что связан с этой девушкой на всю жизнь, она последует за ним даже на край света. Это сознание «перевернуло» все сердце героя.

как раскольников покаялся на площади

как раскольников покаялся на площади

как раскольников покаялся на площади

И тут внезапно он понял, что пришел к роковому месту – незаметно Родион подошел к конторе следователя.

как раскольников покаялся на площади

Эпизод всенародного признания очень важен для раскрытия эволюции характера Раскольникова. В душе героя произошел слом, он стал на путь Бога, начинается важнейший этап его жизни – раскаяние и очищение, завершение которого Достоевский выносит за рамки романа.

как раскольников покаялся на площади

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Видео:Как убийство меняет РаскольниковаСкачать

Как убийство меняет Раскольникова

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 552 896 материалов в базе

Материал подходит для УМК

как раскольников покаялся на площади

«Литература (в 2 частях)», Лебедев Ю.В.

Другие материалы

  • 19.01.2020
  • 466
  • 1

как раскольников покаялся на площади

  • 18.01.2020
  • 1745
  • 38

как раскольников покаялся на площади

  • 18.01.2020
  • 269
  • 2

как раскольников покаялся на площади

  • 18.01.2020
  • 393
  • 9

как раскольников покаялся на площади

  • 17.01.2020
  • 3204
  • 25

как раскольников покаялся на площади

  • 17.01.2020
  • 2596
  • 18

как раскольников покаялся на площади

  • 17.01.2020
  • 530
  • 14

как раскольников покаялся на площади

  • 17.01.2020
  • 341
  • 0

как раскольников покаялся на площади

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 19.01.2020 587
  • PPTX 1.6 мбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пыстина Лидия Митрофановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

как раскольников покаялся на площади

  • На сайте: 6 лет и 11 месяцев
  • Подписчики: 126
  • Всего просмотров: 2707598
  • Всего материалов: 1692

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Видео:Литература ЕГЭ - Преступление и наказаниеСкачать

Литература ЕГЭ - Преступление и наказание

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

как раскольников покаялся на площади

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

как раскольников покаялся на площади

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

как раскольников покаялся на площади

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

как раскольников покаялся на площади

Минобрнауки подготовит государственный рейтинг университетов

Время чтения: 1 минута

как раскольников покаялся на площади

В Самаре и Тольятти часть школьников перевели на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

как раскольников покаялся на площади

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

как раскольников покаялся на площади

Общество «Знание» в 2022 году планирует запустить серию хакатонов и школу лекторов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

📽️ Видео

По следам Раскольникова | Литература ЕГЭ 2023 #литература #егэ2023 #умскулСкачать

По следам Раскольникова | Литература ЕГЭ 2023 #литература #егэ2023 #умскул

Раскольников после того, как зарубил бабкуСкачать

Раскольников после того, как зарубил бабку

4 ПРАВИЛА НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ РАСКОЛЬНИКОВСкачать

4 ПРАВИЛА НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ РАСКОЛЬНИКОВ

Раскольников убил старуху по многим причинам. В том числе потому что он хотел «сразу весь капитал»Скачать

Раскольников убил старуху по многим причинам. В том числе потому что он хотел «сразу весь капитал»

Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Почему Раскольников признался в убийстве?Скачать

Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Почему Раскольников признался в убийстве?
Поделиться или сохранить к себе: