городские легенды сенная площадь

Видео:Аномальные места России.Санкт Петербург.По ту сторону Невского проспекта.Городские легендыСкачать

Аномальные места России.Санкт Петербург.По ту сторону Невского проспекта.Городские легенды

Сенная площадь: история и легенды

Нет, наверное, в Санкт-Петербурге такой улицы, площади или дворца, о которых бы не ходили легенды. Видимо, сама атмосфера у этого города мистиков и романтиков способствует мифотворчеству. Достаточно какого-то странного происшествия, чтобы появилась еще одна городская легенда. А уж места, где происшествия случаются часто, буквально обрастают самыми невероятными, фантастическими слухами. И подчас невозможно разобраться, насколько эти слухи соответствуют реальности.

К таким местам, богатым на странные и часто необъяснимые события можно отнести Сенную площадь.

городские легенды сенная площадь

Видео:СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ | неблагополучный район – притоны, кабаки, трущобы.Скачать

СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ | неблагополучный район – притоны, кабаки, трущобы.

Легенды Змеиного леса

Сенная площадь находится практически в самом центре современного Петербурга на пересечении Садовой улицы и Московского проспекта. Сейчас это оживленное и людное место, но до 30-х годов XVIII века здесь рос лес, богатый грибами и ягодами. Однако местные жители не спешили пользоваться его дарами и старались без особой необходимости в лес не ходить. Болотистая чащоба с кривыми деревьями и множеством змей пользовалась у горожан дурной славой, о ней говорили как о гиблом месте, где пропадают люди.

Собственно говоря, ничего удивительного в этом нет – болото не лучшее место для прогулок. Но суеверные люди считали, что среди кривых деревьев скрыт вход в иной, страшный мир, который и стерегут змеи.

Так ли это было на самом деле, сейчас уже узнать нельзя, но темная аура «плохого» места сохранилась и позднее, когда на месте леса появилась Сенной рынок, а потом и площадь.

городские легенды сенная площадь

Видео:Аномальные места России Санкт-Петербург Сенная площадь Покровительница темных сил Городские легендыСкачать

Аномальные места России Санкт-Петербург Сенная площадь Покровительница темных сил Городские легенды

«Чрево» Петербурга

Обустройство рыночной площади для торговли сеном началось в 1737 году по приказу императрицы Анны Иоанновны. Пожар на Морском рынке, расположенном неподалеку от Дворцовой площади, напугал городские власти, и было решено перенести торговлю сеном подальше от центра.

Змеиный лес вырубили, к Невскому проспекту проложили Сенную (будущую Садовую) улицу, а позднее построили большую дорогу, ведущую в Москву и Царское Село. По ней теперь чаще всего и приезжали в Санкт-Петербург купцы и крестьяне, которые везли на продажу сено, дрова и продукты. Сенная площадь служила своеобразными «сенями» — въездом в город.

А еще эту площадь называли иногда «чревом» Петербурга, по аналогии с «Чревом Парижа» Эмиля Золя, не только потому что здесь торговали в основном сеном и снедью, но и из-за многочисленных трактиров и питейных заведений. Впрочем, заведения эти были довольно низкосортные, и собиралась в них темная публика: воры, мошенники, сутенеры и шулера, чувствующие себя на Сенной как рыба в воде.

Построенный в 1765 году Успенский собор, больше известный как Спас-на-Сенной, облагородил внешний вид площади, но не изменил нравы этого места. Оно продолжало оставаться сосредоточением преступных элементов Петербурга. Вокруг площади были трущобы, ночлежки и публичные дома, а в доме №3 за гауптвахтой располагался знаменитый воровской притон – «Малинник». Именно такой Сенная площадь осталась в истории во многом благодаря писателям XIX века. Рассказы о ней можно найти у Достоевского в «Преступлении и наказании», у автора «Петербургских трущоб» Всеволода Крестовского, у Солтыкова-Щедрина. Он, кстати, написал: «Сенная — это единственное место в центре города, где полиция не требует даже внешней благопристойности».

городские легенды сенная площадь

Видео:Городские легендыСкачать

Городские легенды

Мистика Сенной площади

Это шумное и оживленное место, не затихавшее даже по ночам, тем не менее овеяно мрачными легендами. Скопление зла в разных его формах и проявлениях, нищета и пороки только сгустили мистическую атмосферу «дурного» места.

Говорили, что неведомые силы, обитавшие здесь еще со времен Змеиного леса, покровительствуют ворам и убийцам. На Сенной площади преступники могут скрыться от преследований полиции, словно на время исчезнув из этого мира, а потусторонние сущности, не боясь солнечного света, способны прогуливаться по рынку средь белого дня.

Духи умерших воров и сутенеров и после смерти не покидали Сенную. Рассказывали, что здесь можно встретить призраков, ничем не отличимых от живых людей, которые прохаживаются по рядам и прицениваются к товарам. И только заговорив с давно не виденным знакомым, человек понимал, что беседует с покойником.

Не улучшало обстановку на площади и то, что она являлась местом публичных экзекуций. Здесь били кнутом «лихих» людей, а здание гауптвахты, построенное в 1820 году, использовалось для отбывания наказания за незначительные провинности. Кстати, там пришлось сидеть и Федору Михайловичу Достоевскому за нарушение «цензурного устава».

Возможно, темная аура Сенной площади связана не только с давно сгинувшим Змеиным лесом и концентрированным социальным злом. Дело в том, что совсем рядом на Гороховой улице располагается одно из самых мистических мест Санкт-Петербурга – Ротонда, которую еще называют Лестницей Дьявола. В то, что в необычной парадной с высокими колоннами расположен портал в другое измерение, многие верят и сегодня.

В настоящее время исчезли трущобы, ночлежки и притоны, и темные силы Сенной площади, казалось бы, сгинули из этого мира. Хотя нет-нет да и можно услышать рассказы о сгинувших в районе Сенной людях, как правило, не слишком добропорядочных.

Видео:СЕННАЯ (площадь, рынок и окрестности)Скачать

СЕННАЯ (площадь, рынок и окрестности)

Проклятие станции «Сенная площадь»

Продолжение: Как не поддаться панике в метро во время ЧП

«На грязных и вонючих дворах площади, а наиболее у распивочных толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и близлежащие переулки. Тут лохмотья его не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя», – такое описание Сенной площади находим мы у Достоевского в «Преступлении и наказании».

ПО ТЕМЕ

Эксперт назвал взрыв в метро Петербурга терактом

В метро Петербурга нашли еще одну бомбу

Путин прокомментировал трагедию в Петербурге

городские легенды сенная площадь

Сюжеты Теракт в Питере

Местечко это, действительно, было неприглядным и опасным – приличные люди и питерская богема обходили его стороной. В наше время его бы назвали неблагополучным районом. Вечером здесь могли и ограбить, а ночью – просто зарезать ни за что.

Площадь появилась в первой трети XVIII века, когда на окраине города были вырублены редкие деревья и сюда, чтобы обезопасить центр Петербурга от пожаров, перенесли торговлю сеном, соломой и дровами. По возникшему Сенному рынку получила впоследствии название и площадь, и улица, пересекающая ее.

городские легенды сенная площадьФедор Достоевский. Фото: GLOBAL LOOK press

Она проходила вдоль загородных садов и огородов на въезде в город, поэтому рынок называли в народе «чревом Питера». Он своим огромным «ртом» втягивал всякого, кто въезжал или входил в город по Сенной улице.

22 июня 1831 года на Сенной площади произошел холерный бунт. Волнения потрясли Россию во время жуткой эпидемии холеры 1830-х годов. Люди были недовольны введенным правительством запретом передвижений и слухами о том, что лекари и чиновники намеренно травят простой люд. В тот день обезумевшая от страха огромная толпа начала громить центральную холерную больницу в доме Таирова на Сенной площади.

городские легенды сенная площадьФото: wikimedia.org

Больных прямо на кроватях вытаскивали на улицу и несли в церковь Спаса-на-Сенной, а потом отправляли по домам, тем самым распространяя болезнь. Больницу полностью разгромили и разорили. На следующий день на Сенную площадь прибыл государь Николай I.

Он усмирил толпу, как утверждали очевидцы, «площадными ругательствами» и сам выпил целую склянку средства, которым лечили от холеры, после чего народ упал перед ним на колени. Холера унесла жизни нескольких тысяч петербуржцев и если бы не бунт на «проклятом месте», их, возможно, было бы меньше.

городские легенды сенная площадьФото: wikimedia.org

В 30-е годы ХХ века рынок на Сенной снесли, а в 1961 году во время последней, уже хрущевской, волны гонений на церковь взорвали и храм Спаса-на-Сенной. Он был построен в стиле позднего барокко архитектором Андреем Квасовым, при возможном участии самого Растрелли, автора Зимнего дворца. Во всяком случае, так утверждают некоторые историки.

Прямо на месте церкви вскоре возвели безликий вход на станцию метро «Площадь мира» (так называлась и сама площадь в советское время). В 1992 году, в эпоху массовых переименований станции дали название «Сенная площадь».

городские легенды сенная площадьФото: wikimedia.org

Более двух веков величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. Он был сердцем православного народного Петербурга – купеческого, мещанского, крестьянского. Федор Михайлович Достоевский жил в районе Сенной площади и часто бывал в храме, в этих местах жили герои многих произведений. Отсюда и мистический ореол этого района Северной столицы.

После варварских взрывов храмов во времена СССР на намоленных, как говорили в народе, местах не раз происходили трагические события. К примеру, в бассейне «Москва», построенном на месте снесенного Храма Христа Спасителя в Москве, уж очень часто тонули его посетители.

городские легенды сенная площадьФото: GLOBAL LOOK press/Alexander Grishin

Трагедия произошла и в Питере: летом 1999 года рухнул огромный козырек станции «Сенная площадь». Люди привычно поднимались по лестнице к дверям, как вдруг послышался треск, и мощный 24-тонный козырек стал оседать и крениться. Секунды – и он буквально вдавил оказавшихся здесь пассажиров в остекление павильона. Под обломками погибли пять человек, еще двое скончались в больнице. Двенадцать получили ранения и увечья. После этого на месте алтарной части уничтоженной церкви городские власти решили построить небольшую часовню, возвратив таким образом долги за безбожные времена.

городские легенды сенная площадьФото: liveinternet.ru

В 2003 году Сенную площадь реконструировали и привели в порядок. На ней установили Башню мира – подарок Франции к 300-летию Санкт-Петербурга. Она представляла собой стелу, на которой с двух сторон были закреплены прозрачные полукруглые панели со словом «мир» на 50 языках. Но проклятие Сенной площади через века добралось и до этого памятника: во время аномальной жары 2010 года башня дала трещины и была демонтирована.

3 апреля 2017 года Сенная площадь и одноименная станция метро снова попали в сводки происшествий. Около трех часов дня в петербургском метро произошел теракт. Взрыв прогремел на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт». Бомба сдетонировала в третьем вагоне поезда сразу после отправления. В скором времени были закрыты все станции питерской подземки. На 18.00 мск 3 апреля известно о десяти погибших и 20 пострадавших в результате теракта.

Видео:Экскурсия по Петербургу. Легенды и факты. Сенная: чрево СПб.Скачать

Экскурсия по Петербургу. Легенды и факты. Сенная: чрево СПб.

Одна из главных загадок Петербурга

С проектом реконструкции Сенной площади много неясностей. Проект не прошел ни рассмотрение на Градостроитеьном Совете ни на Совете по культурному наследию, что для столь крупного проекта недопустимо. Непонятно будет ли архитектурная студия Суарт под руководством Александра Супоницкого продолжать работы и в каком виде будет восстановлено здание справа от церкви, да и сама церковь кем будет восстанавливаться.
Ниже часть материалов книги Зои Владимировны Юрковой «Сенная площадь. Вчера,сегодня, завтра.
Б. Патерсен. Сенная площадь. Около 1800г.
Введение

Сенная площадь – одна из главных загадок Петербурга.
Несмотря на свое расположение в стороне от главных достопримечательностей и архитектурных ансамблей города. Сенная всегда являлась центром притяжения горожан и объектом внимания коммерсантов как в XIX веке, так и в конце XX – начале XXI веков. Именно на ней расположен самый крупный и популярный в городе рынок, именно она представляла и представляет предмет многолетних споров и дележки современных коммерческих и финансовых структур, ее даже называют местом «повышенной конфликтности».
Площади посвящено несметное число заседаний Городской думы, газетных и журнальных публикаций второй половины XIX столетия. О ней писали самые известные русские писатели. Из школьной программы всем памятны строки стихотворения Н. А. Некрасова: «Вчерашний день, часу в шестом зашел я на Сенную // Там били женщину кнутом, крестьянку молодую…». Здесь живут многие герои произведений Ф. М. Достоевского: Родион Раскольников, герой романа «Преступление и наказание», приходит каяться именно сюда, на Сенную площадь. В повествовании В. В. Крестовского «Петербургские трущобы» площадь становится одним из главных действующих лиц. В доме Полторацких на Фонтанке бывал А. С. Пушкин. С церковью Успения Божией Матери связано имя А. А. Блока.
Не миновал Сенную площадь и В. И. Ленин: в 1895 году в течение пятидесяти дней – с 30 сентября по 20 ноября – он жил в доме № 44 по Садовой улице и написал там несколько статей и одну из своих многочисленных революционных листовок «К рабочим и работницам фабрики Торнтона».
Сенная площадь возникла в 1738–1739 годах. Однако относящиеся к площади проектные материалы XVIII–XIX веков практически не исследовались историками архитектуры, хотя они имеются почти на каждое царствование. Это генпланы П. М. Еропкина, Ал. В. Квасова, П. Сент-Илера, ряд чертежей времени правления Александра I, множество проектов реконструкции Сенной площади во второй половине XIX века – только на этот период их насчитывается более двадцати.
Из изданий XIX века, посвященных отдельным объектам Сенной площади, в первую очередь необходимо назвать «Историко-статистическое описание Спасо-Сенновской церкви в Петербурге», составленное протоиереем Иоанном Образцовым (год издания 1885). Это подробное описание церкви, как до ее перестройки, так и после проведенной в 1867–1871 годах реконструкции. Издание содержит сведения о размерах прихода, о принадлежавших церкви Успения строениях, о священниках, старостах, жертвователях – сенновских купцах, о «здателе» церкви С. Я. Яковлеве, об архитекторах, о церковных святынях, условиях службы, прихожанах, церковной библиотеке и архиве, о благотворительности, местных праздниках. Статья о церкви в сборнике «Монастыри и лавры» существенно дополняет описание Образцова. Материалы Городской думы и газетные статьи дают представление о перипетиях вокруг строительства рынка в период 1862–1883 годов. Последнее дореволюционное издание – отчет Городской думы 1912 года, посвященный обзору рынков Европы и Петербурга в связи с предстоящей очередной реконструкцией Сенного рынка.
Современное знание истории Сенной площади складывается из отрывочных сведений и поверхностных впечатлений, почерпнутых главным образом из романа В. В. Крестовского. Часто упоминается Вяземская лавра. Сенную называют самым злачным местом Петербурга. Бытует мнение, что, несмотря на все попытки наведения на ней порядка, «злостный Genius loci Сенной постоянно вырывался наружу». Любимая тема авторов публикаций о ней – трактир и публичный дом под названием «Малинник», воровские истории и воровская «мистика».
Большинство высказываний о Сенной носит оттенок пренебрежения и насмешки. Этими недостатками грешит и статья во втором томе (книга шестая) энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга». Мистика, на наш взгляд, заключается в том, что стражи порядка постоянно расписываются в своей беспомощности – у них из-под носа, как раньше, так и сейчас, неизвестно куда исчезают преступники. Что же до «мрачного леса» с кривыми деревьями, то они росли здесь везде, ибо, как известно, на болоте строевой лес не растет. Оскорбительно для Сенной такое полное незнание истории и неуважение! Подобные интонации отсутствуют у В. В. Крестовского, его тон – трагичность и глубокое сострадание.
Такие оценки представляют Сенную вечным рассадником зла и формируют сегодняшнее отношение к ни в чем не повинной площади как средоточию «темных сил». Особенно усердствует в этом фильм «Сенная площадь – покровительница темных сил», показанный 9 марта 2011 года на канале телевидения ТВ-3. Зловещий голос за кадром нашептывает о «мрачном лесе» на месте Сенной площади, где веками (Петербургу-то всего 300 лет!) «мистически» исчезали из поля зрения полиции преступники, о темной энергии и змеях, место обитания которых в «мрачном лесу» за триста лет до того определено авторами фильма «абсолютно точно» – там, где стоит Гауптвахта. Поэтому неспроста, по их утверждению, в конце XX века туда был переведен серпентарий городского зоопарка.
Историки XIX века А. И. Томилин и М. И. Пыляев уделили Сенной площади особое внимание, подробно рассказав о торговле и торговцах Сенного рынка и о нем самом, о церкви Успения и ее строителе Савве Собакине, о связанных с ней некоторых событиях и легендах.
Исследование рыночных и соборных площадей городов Западной Европы и России провел А. В. Бунин. Значительный вклад в эту тему сделал австрийский архитектор Камилло Зитте, анализируя исторические аспекты формирования городских площадей и их оформления.
Феномен Сенной площади пытаются осмыслить и современные литераторы. Так, Н. Катерли сделала характеристические зарисовки ленинградских типов, проживающих самые обычные жизни в одной из коммунальных квартир Ленинграда в 1960-е годы. Время от времени они попадают на Сенную площадь, вернее в то время площадь Мира, где существует некий магический треугольник, а сама площадь оказывает на них таинственное воздействие, лишая сознания и памяти. Сенная площадь присутствует в творчестве писателя С. А. Носова. Он и поэт Г. Григорьев называют ее «Площадью Вселенной». Авторы ясно чувствуют необычность этого места и стараются ввести площадь в сюжет, сделать ее «героиней» своих повествований.
Сенной площади посвящен большой объем иконографии, начиная с аксонометрического плана Сент-Илера – Горихвостова– Соколова. Ее изображал художник Б. Патерсен на рубеже XVIII–XIX столетий. Церковь Успения Божией Матери присутствует на многочисленных городских пейзажах его серий. Сенная площадь встречается в циклах литографий, посвященных Петербургу и созданных в правление Александра I и Николая I.
Генеральным планом 1937–1939 годов Сенной площади отводилась роль соединительного звена между старым городом и новым социалистическим Ленинградом. В конкурсе 1956 года на застройку Московского проспекта (тогда проспекта им. И. В. Сталина) она рассматривалась как один из центральных градостроительных узлов города, выполняющих сразу несколько функций – торговую, транспортную, парадно-представительскую.
Особенность Сенной площади отмечали историки архитектуры В. И. Пилявский, Ю. М. Денисов, Л. А. Медерский, но при этом системного исторического анализа авторы не проводили и только констатировали, что здание церкви не исследовалось, архитектор первоначального проекта не установлен, история ее строительства не изучена.
Т. А. Славина и С. В. Семенцов подчеркивают, что Сенная площадь «занимает одно из ключевых мест в планировочной, функциональной, архитектурно-пространственной структуре центра Санкт-Петербурга», и на протяжении своего существования она, «вплоть до 1950-х гг., повышала свой общегородской статус и уровень градостроительно-архитектурной „центральности“». Они провели систематизацию исторических сведений и материалов о площади и выделили семь этапов ее формирования.
Сенная площадь – сложнейший организм, часть городской градостроительной структуры. Она, как и весь город в целом, отражает систему духовных ценностей – устремления, приоритеты и вкусы власти, степень и качество ее взаимодействия с обществом, соотношение общественных сил и является физиономией самого общества. Формирование облика Сенной происходило так же бурно, как и вся архитектурная лепка Петербурга. Вокруг нее возникали и исчезали улицы, появлялись и перестраивались здания, менялось ее обрамление. Неизменной оставалась лишь кипучая торговля, если не всегда на самой площади, то непременно где-то рядом. «Тектонические процессы» на Сенной площади не закончились до сих пор.
К настоящему времени наиболее полно история Сенного рынка и Успенской церкви исследована и описана автором данной книги и опубликована в сборниках «Памятники истории и культуры Петербурга», выпуски 6, 8, 9. Сенной площади как главной торговой зоне Петербурга посвящена одна из глав диссертации автора «Процесс формирования архитектурно-планировочной структуры Петербурга в первой трети XIX века (на примере творчества А. Модюи)», в которой проведен анализ процесса архитектурно-градостроительного проектирования александровского времени, а также предшествующих периодов (защита состоялась 22 апреля 2009 года в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете).
Книга освещает архитектурно-градостроительное формирование Сенной площади в историческом развитии Петербурга в целом, раскрывает значение площади для города и горожан, содержит предложения по ее использованию на основе исторического анализа. В книге предпринята попытка осмыслить тему воссоздания церкви Успения Божией Матери, снос которой в 1961 году до сих пор вызывает наиболее мощный общественный резонанс по сравнению со всеми остальными утраченными храмами Петербурга.
Первая часть книги посвящена возникновению и формированию Сенной площади, а также основным ее объектам – рынку, Успенской церкви и караульному дому, играющим важнейшую роль в пространственной организации площади.
Вторая часть рассказывает о событиях, происходивших на Сенной площади и рядом с ней, о личности строителя церкви Успения С. Я. Яковлева, об улицах и некоторых зданиях, расположенных рядом с площадью. В ней использованы обширные цитаты из романа В. В. Крестовского «Петербургские трущобы» и очерков А. А. Бахтиярова «Брюхо Петербурга».
Третья часть отображает советский период жизни Сенной площади, начиная с 1917 года и практически до наших дней.
Основная задача книги – раскрыть смысл и значение Сенной площади для Санкт-Петербурга на основе анализа ее исторического развития, выявить, как на разных этапах время отражалось в ее архитектурном оформлении. Этим объясняется сжатость изложения материала, а тема Сенной площади далеко не исчерпывается этим изданием.
В истории Сенной площади мы выделяем три основных этапа развития: 1-й этап формирования площади как структурно-планировочной единицы городского пространства (1737–1760 годы); 2-й этап стабильности и совершенствования (1765–1961 годы); 3-й этап распада и стагнации (с 1961 года).
С этим можно не согласиться, поскольку внутри каждого из этапов возможны дополнительные деления. Их границы в значительной степени зависели от смены правителей, определявших градостроительную политику, а также от изменений экономических отношений. Так, например, эпохальным для площади явился 1862 год, когда сгорел Сенной рынок, хотя вопрос о его реконструкции возник более, чем за десять лет до пожара. Началом последнего этапа можно считать 1938 год, когда церковь Успения была выведена из-под государственной охраны как памятник истории и культуры, этот же этап можно начать с момента принятия декрета об изъятии церковных ценностей или же с 1917 года.

В книге использованы материалы, полученные во время стажировки во Франции, проходившей в конце 2010 года при поддержке Дома наук о человеке в Париже (La Maison des sciences de l’Homme a Paris). В Приложении помещена небольшая справка об архитекторе А. Ф. (А. А.) Модюи (доклад на конференции в Институте славянской культуры в Париже).Главная торговая площадь

Петербург возник по царскому указу вопреки логике и существовал по принуждению. С одной стороны, недостаток места приложения труда; с другой – принудительное переселение, тяжкие природные условия, отсутствие внутригородских коммуникаций и связей с внешним миром, – все это делало жизнь в городе практически невозможной. Вскоре после кончины Петра I двор оставил новую столицу. Из города началось массовое бегство насильно согнанных сюда жителей. Санкт-Петербург был обречен на умирание, он начал хиреть, разрушаться – первый русский император не оставил наследников, не подготовил себе преемника.
Только в 1732 году курляндская принцесса Анна, избранная императрицей дочь царя Иоанна и племянница императора Петра, приняла решение о возвращении Петербургу столичных функций. Оно не было продиктовано любовью к «отеческим гробам», а определялось приверженностью к немецкому стилю жизни, немецкому окружению и влиянием Э.-И. Бирона, фаворита Анны Иоанновны и фактического правителя страны. Такая ориентация государственной политики не могла быть поддержана и осуществлена в Москве, и поэтому в покинутый Петербург полетели гонцы с указами о поправлении дворца, расчистке улиц, подготовке административных зданий для перевода государственного аппарата. Анна Иоанновна объявила себя преемницей Петра, въехала в его дворец и после опустошительных пожаров 1736 года распорядилась о реконструкции Петербурга.
Для урегулирования застройки была создана Комиссия о Санктпетербургском строении. Возглавил ее сам Бирон, назначивший главным архитектором П. М. Еропкина. Еропкин не стал вносить принципиальные изменения в городскую среду и сохранил ее основные характеристики, закрепив направление планировки «на спицу», то есть башню Адмиралтейства и, таким образом, осуществил лучевую планировку, запроектированную еще при Петре I городским архитектором И. Гербелем.
Петербургское трехлучие парадоксально. Во-первых, оно сосредоточено не на здании государственного центра. Во-вторых, главная его улица, Невский проспект, является боковым лучом, в то время как центральный, казалось бы – главный луч, Гороховая улица, по факту оказывается второстепенной улицей, не играющей важной роли в организации городской жизни. Другой боковой луч, Вознесенский проспект, выполняет свою «роль» только эпизодически – как дорога, ведущая к Мариинскому дворцу, где сегодня заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Планировочная структура Санкт-Петербурга в 1723 г.
В-третьих, три широко раскинувшиеся луча петербургского трезубца только кажутся бесконечно уходящими вдаль перспективами. Они, в отличие от Версальского трехлучия, были тупиковыми и не обеспечивали связь с внешним миром, которая возникла только в середине XIX века в виде железных дорог. В концах двух из этих улиц были размещены военные подразделения. Гороховая улица и Вознесенский проспект вели в Измайловскую и Семеновскую полковые слободы, и войска при необходимости могли быстро оказаться под императорской рукой: собраться для проведения экзерциций, парадов или для другой надобности. Невская перспектива останавливалась руслом Невы и замыкалась Александро-Невским монастырем. Тем не менее, это было важнейшее решение, определившее композиционный строй городской планировки, а «трезубец», ориентированный на Адмиралтейский шпиц, визуально организовал город.

📹 Видео

Зловещая тайна Театральной площади.Мистика.Санкт Петербурга.Городские легендыСкачать

Зловещая тайна Театральной площади.Мистика.Санкт Петербурга.Городские легенды

Мистика среди нас. Сенная площадьСкачать

Мистика среди нас. Сенная площадь

«Городские легенды», выпуск «Москва. Останкино.», ТВ-3, 2008 год.Скачать

«Городские легенды», выпуск «Москва. Останкино.», ТВ-3, 2008 год.

«Городские легенды», выпуск «Москва. Площадь трёх вокзалов», ТВ-3, 2008 год.Скачать

«Городские легенды», выпуск «Москва. Площадь трёх вокзалов», ТВ-3, 2008 год.

Сенной рынок, Сенная площадь и Петербург Достоевского...Скачать

Сенной рынок, Сенная площадь и Петербург Достоевского...

10 Жутких Городских Легенд Из РоссииСкачать

10 Жутких Городских Легенд Из России

ЖУТКИЕ ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ СССРСкачать

ЖУТКИЕ ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ СССР

Городские легенды #3 Москва. ВДНХ. Место исполнения желанийСкачать

Городские легенды #3 Москва. ВДНХ. Место исполнения желаний

Тайна нулевого километра.Москва.Манежная площадь.Аномальные зоны Москвы.Городские легендыСкачать

Тайна нулевого километра.Москва.Манежная площадь.Аномальные зоны Москвы.Городские легенды
Поделиться или сохранить к себе: