- Полуприцепы ОдАЗ: общие сведения
- Полуприцепы завода ОдАЗ
- История и современность
- Предназначение
- Модельный ряд
- Рефрижераторы (826, 833, 877, 878)
- ОдАЗ-9772
- ОдАЗ-9385
- Другие модели
- Полуприцеп ОдАЗ-9370
- Технические характеристики
- Модификации
- Где можно приобрести
- Очень редкий грузовик с кабиной МАЗ и автобусным двигателем
- Специализированный подвижной состав
- 📽️ Видео
Видео:утилизация паз 3205Скачать
Полуприцепы ОдАЗ: общие сведения
Прицепная техника, выпускавшаяся в бывших республиках СССР, отличалась тем, что была адаптирована к советским дорогам, условиям эксплуатации, прочностью, стойкостью к коррозии, совместимостью с седельными тягачами всего Союза.
Рассмотрим несамоходные транспортные средства (ТС), которые выпускались сначала в УССР, а потом и в независимой Украине. История предприятия, модельный ряд, общие технические характеристики – об этом в статье.
Видео:Автомобиль «Купава» 573100 с кузовом "Купава" 570010 на шасси МАЗСкачать
Полуприцепы завода ОдАЗ
Прицепная техника, выпускаемая в Одессе, почти незаметна на современных российских дорогах, но до сих пор активно используется в глубинке. Это «рабочие лошадки», выпущенные в советское время и в самом начале самостоятельного существования независимой Украинской республики.
История и современность
Завод образовался уже после окончания ВОВ на месте автомастерских, собиравших лендлизные Форды, Шевроле, Студбеккеры, Доджи.
С 1946 г. предприятие начало собирать прицепы с одной осью. С 1959-го с конвейера стали сходить семитонные полуприцепы (ПП) для КАЗов, ЗИЛов – ОДАЗ 784.
1963 г.: в серию пошел бортовой двухосный ПП КАЗ 717. Он уже мог перевозить 11 500 кг. Тогда же создан шеститонный ПП-рефрижератор, шестнадцатитонный ПП-фургон и полуприцеп ОдАЗ 828, используемый с тягачами ЗИЛ и Урал, перевозящими сложную аппаратуру (в основном для военных целей) массой до 5 500 кг.
С 1964 г. завод изготавливает ПП снаряженным весом 7,4 т модели 885 для грузовиков КАЗ, ЗИЛ. С 1965 г. в производство поступает ПП-фургон 749 модификации.
1972 г. знаменателен разработкой новой платформы модели 9987. А уже с 1976-го завод выпускает бортовой двухосный ПП, перевозящий до 13,7 т, в 2-х модификациях – платформа и каркасный тентованный ПП 9770.
В 1983 г. начинается производство скотовоза модели 9976, который может транспортировать 12 000 т и имеет один ярус. Одновременно с ним с конвейера выходят ОдАЗ 9977, двухъярусный, поднимающий 11 т, и ПП 9958 (один ярус, 8 т). Отличие этой вспомогательной техники заключается в том, что кузов, каркас, внутренняя, наружная обшивки изготовлены из алюминия.
После 1987 г. были выпущены бортовой ПП 9357, рефрижератор модификаций 47093 и 37793. Для того времени фургон выполнялся по передовой технологии с использованием сэндвич-панелей из листов алюминия.
После 1991 г. в Украине еще 9 лет завод выпускал самосвалы, прицепы, полуприцепы (фургоны, контейнеровозы, рефрижераторы, зерновозы), прицепы, подкатные тележки для ПП.
В 2001 г. завод OdAZ попал под рейдерский захват и до 2010 года не имел возможности выпускать продукцию. Когда предприятию вернулась собственность, оно должно было возобновить работу, собирая китайские автомобили, но проект так и не дошел до реализации.
С 2013 г. завод сдает производственные площади арендаторам и технику не выпускает и не продает.
Предназначение
Полуприцеп ОдАЗ, модельный ряд которого до 2001 года мог соперничать с самыми известными производителями Европы, выпускал легкие, прочные, долговечные вспомогательные ТС, применяемые:
- в строительстве и на карьерах (самосвальные ПП);
- для транспортировки охлажденных и замороженных продуктов (изотермические ПП);
- для сельскохозяйственных перевозок (зерновозы, скотовозы);
- для транспортировки товаров разного вида (фургоны);
- для военной спецтехники (платформы для С-300, лаборатории, фургоны связи).
Видео:Советская техника двойного назначения. Как гражданские автомобили становились военными.Скачать
Модельный ряд
Технические характеристики полуприцепа ОдАЗ позволяют на шасси, разработанные еще в СССР, ставить кузова разных назначений без потери производительности и эксплуатационных свойств.
Рефрижераторы (826, 833, 877, 878)
Изотермические ПП этой линейки выполнены из алюминия (рама, борта). Основой для всех модификаций является ОдАЗ-826. Его параметры:
ТТХ / номер модели ОдАЗ | 826 |
Оборудованный прицеп весит, кг | 2 580 |
Грузоподъемность, кг | 7 500 |
Длина, м | 6,385 |
Ширина, м | 2,455 |
Высота, м | 2,030 |
Объем кузова, м3 | 29,5 |
У ПП ОдАЗа-833 выделено 2 части. Впереди расположено машинное отделение (где находится холодильное оборудование), сзади – грузовое, в котором есть направляющие балки и двурогие крюки для перевозки туш.
ОдАЗ 877 и 878 отличаются тем, что у первого одноосный ходовой механизм, у второго – двухосная балансирная тележка.
Холодильные установки изотермической вспомогательной техники управляются автоматически.
ОдАЗ-9772
Это еще один ПП-рефрижератор. Может не только охлаждать содержимое, но и при необходимости обогревать.
Особенность термоизолированного полиуретаном кузова в том, что у него есть не только двухстворчатые двери сзади, но и одностворчатая боковая дверь.
Диапазон температур, поддерживаемый термической установкой – от минус 20 до плюс 12 градусов Цельсия.
ТТХ / номер модели ОдАЗ | 9772 |
Оборудованный прицеп весит, кг | 7 800 |
Грузоподъемность | 11 300 |
Длина, м | 8,37 |
Ширина, м | 2,5 |
Высота, м | 3,6 |
Объем кузова, м3 | 36,2 |
ОдАЗ 9786 – это более крупная модель рефрижератора. Сам он весит 11,3 т, его грузоподъемность – 22 т. А объем кузова составляет 60 м3.
ОдАЗ-9385
Эта модель с бортовой платформой оборудована двумя осями. Имеет сварную раму, состоящую из 2 лонжеронов, боковых обвязок и поперечин. Платформа ПП металлическая, с откидными боковыми и задними бортами.
Пневматическая схема полуприцепа ОдАЗ комбинированная. Стояночная аварийная система подключена на все колеса ПП. Одноприводная электросистема получает питание от седельного тягача (рассчитан для КамАЗа), напряжение 24 В.
ОдАЗ 9386 – это модификация 9385. Разница в платформе, которая у ПП 9386 короче на 84 см, и в массе вспомогательного ТС, которая у 9385 больше на 300 кг.
Другие модели
Для перевозки крупного рогатого скота в 1987 году были выпущены ПП 9958 и 9959 с кузовом, выполненном из цельнометаллических листов. До этих моделей борта скотовозов изготавливались из дерева. Для загрузки и вывода животных распашные двери устанавливаются в задней и боковой стенке.
ОдАЗ 93571 – это распространенный, бортовой ПП, собственный вес которого 2,97 т. При этом масса перевозимого груза – 11,4 т. Объем кузова – 11,3 м3.
Видео:ПАЗ 672. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ.Скачать
Полуприцеп ОдАЗ-9370
Первые четырнадцатитонные ПП этой марки появились в 1974 году.
Свойства и параметры ПП 9370, его надежность, высокая проходимость сделали эту модель наиболее востребованной и покупаемой. Такие несамоходные ТС применяются в сельском хозяйстве, промышленности, используются в качестве военной техники.
Технические характеристики
Двухосный двускатный полуприцеп при собственном весе в 4,9 т может перевозить 14,2 т.
Максимальная скорость, с которой допускается использовать прицеп – 100 км/ч.
Длина платформы – 9,6 м, ширина – 2,6 м, высота борта – 2,03 м.
Площадь платформы 23 м2.
На заметку. По инструкции несамоходное ТС сохраняет работоспособность в диапазоне температур ± 40 градусов по Цельсию. Допустимая для эксплуатации влажность воздуха не должна превышать 75 % при 15 °C.
Модификации
Полуприцеп ОдАЗ 9370. Надежная и легкая конструкция покорили перевозчиков, в советское время фотографии этих полуприцепов постоянно фигурировали в статьях с полей, строек, военных учений.
Поэтому одесский завод максимально расширил линейку ПП, выпускаемых на шасси 9370. Эта модель выпускалась:
- в бортовом варианте;
- со съемными тентом, каркасом;
- в виде платформы;
- с деревянными дополнительными бортами.
Несамоходное ТС допускается оборудовать стойками бортов, выдвижными опорами.
Также отдельно продавалось шасси.
Видео:Первый пуск за 20 лет. ПАЗ 1961ого года.Скачать
Где можно приобрести
Так как одесский завод уже 19 лет не выпускает знаменитые прицепы под маркой ОдАЗ, то купить такую технику удастся только с пробегом. Самый большой ассортимент ПП этой марки представлен на Авито, где размещено описание вспомогательных ТС, фото, сколько стоит.
Цена на полуприцепы начинается от 15 тысяч за модель 9357 (1989 года) и достигает 330 тыс. р. за ОдАЗ 9370 с новым кузовом, проводкой, тентом, перебранной ходовой.
Полуприцепы украинского завода зарекомендовали себя надежными «рабочими лошадками», которые прекрасно сцепляются с тяжеловозами российского и белорусского производства.
Видео:тест-драйв Паз-3201 (Паз-672)Скачать
Очень редкий грузовик с кабиной МАЗ и автобусным двигателем
Наверное, мало кто, увидев этот грузовик с кабиной МАЗ, сможет правильно назвать его происхождение. Таких машин в начале 90-х было выпущено всего несколько сотен и сегодня они большая редкость на дорогах.
Интересная машина, оказывается, к минскому «Зубренку» не имеет никакого отношения. Разве что кабина здесь того же производителя, только от другой модели – МАЗ-5551. А вот рама полностью оригинальная. Что же касается силового агрегата (двигателя и коробки передач), то он перекочевал с автобуса ПАЗ-672, пишет сarakoom.com
Раскроем секрет. Данный грузовик был разработан в Баку – на Бакинском заводе специализированных автомобилей (БЗСА) как замена изотермическим фургонам ПАЗ-3742, которые выпускались здесь с 1980 года.
Видео:Автобус "повышенного комфорта" Кубань Г1А1-01Скачать
Специализированный подвижной состав
Автомобили-тягачи.
Автомобиль-тягач — специализированный грузовой автомобиль, имеющий сцепное устройство для присоединения прицепа или полуприцепа, а также выводы для присоединения трубопровода тормозной системы и электропроводов электрооборудования прицепа или полуприцепа.
Цель работы: Изучить основные типы автомобилей и прицепов, их назначение и характеристики.
Содержание работы
Задание 1. Используя лекционный материал, дополнительную литературу и краткий электронный автомобильный справочник, согласно выбранного варианта (табл.2.1), заполнить табл.2.2 и табл.2.3.
Варианты заданий
№ варианта (по последней цифре зачетной книжке) | Марки и модели |
автомобилей | прицепов и полуприцепов |
КамАЗ 54115 | ТСМ 9939 ВК |
КрАЗ 6443 | ЧМЗАП 99865-01-012 |
МАЗ 642290-2122 | МАЗ 950600 |
МАЗ 642505-220 | МАЗ 937900 |
МАЗ 642505-230 | МАЗ 937900 |
МЗКТ 74132 | МЗКТ 8372 |
КамАЗ 55111 | НефАЗ 8560-01 |
КамАЗ 5460 | НефАЗ 93341 |
КамАЗ 6460 | НефАЗ 9509 |
Урал 632302 | ТМЗ 89662-010 |
Показатель | Численные значения показателей для автомобилей |
1. Предприятие-изготовитель | |
2. Тип АТС | |
3. Назначение | |
4. Колесная формула | |
5. Колесная база, мм | |
6. Допустимая полная масса, кг — автомобиля — автопоезда | |
7. Габаритные размеры, мм |
Показатель | Численные значения показателей для прицепов и полуприцепов различных марок и моделей |
1. Предприятие-изготовитель | |
2. Тягач, используемый для буксировки | |
3. Назначение | |
4. Тип подвески | |
5. Тип тормозной системы | |
6. Число осей, ед. | |
7. Число колес, ед. | |
8. Грузоподъемность, кг | |
9. Колесная база, мм |
Список рекомендованных источников
1. Краткий автомобильный справочник / А.Н.Понизовкин, Ю.М.Власко, М.Б.Ляликов и др. — М.: АО «ТРАНСКОНСАЛТИНГ», НИИАТ, 1994. — 779 с.
2. Современные грузовые автотранспортные средства. Справочник / Пойченко В.В., Кондрашов П.В. и др. – М.: агенство «Доринформсервис», 2004. – 592 с.
3. Электронный автомотосправочник: www.autosoft.ru
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Специализированный подвижной состав. Автомобили — и автопоезда-фургоны.
Автомобиль-фургон — это специализированное транспортное средство, имеющее закрытый кузов и предназначенное для перевозки товаров народного потребления, скоропортящихся грузов и живности.
Цель работы: Изучить основные типы автомобилей и автопоездов-фургонов, их назначение и характеристики.
Содержание работы
Задание 1. Используя лекционный материал, дополнительную литературу [1] и краткий электронный автомобильный справочник [2], согласно выбранного варианта (табл.3.1), заполнить табл.3.2.
Задание 2. Определить степень теплоизоляции кузова фургона для перевозки скоропортящихся грузов.
Внутренние размеры кузова:
№ варианта (по последней цифре зачетной книжке) | Численные значения |
длина — 3300 мм; ширина — 2200 мм; высота — 1800 мм | |
длина — 3200 мм; ширина — 2100 мм; высота — 2000 мм | |
длина — 3100 мм; ширина — 2100 мм; высота — 2000 мм | |
длина — 3200 мм; ширина — 2000 мм; высота — 2000 мм | |
длина — 3200 мм; ширина — 2200 мм; высота — 1900 мм | |
длина — 3100 мм; ширина — 2200 мм; высота — 1900 мм | |
длина — 3300 мм; ширина — 2100 мм; высота — 1800 мм | |
длина — 3300 мм; ширина — 2100 мм; высота — 1900 мм | |
длина — 3400 мм; ширина — 2100 мм; высота — 1800 мм | |
длина — 3400 мм; ширина — 2200 мм; высота — 1700 мм |
Площадь наружной поверхности кузова 34,77 м 2
Средняя температура снаружи кузова 20°С, внутри кузова 15°С;
Продолжительность теплопередачи (время перевозки) 6 час;
Количество тепла, прошедшего сквозь стенки кузова — 2611 ккал
Степень теплоизоляции кузова определяется величиной коэффициента теплопередачи:
(3.1)
где: Q — количество тепла, прошедшего сквозь стенки кузова, ккал;
S — средняя площадь поверхности теплопередачи кузова, м 2 ;
tН, tВ — средняя температура соответственно снаружи и внутри кузова, °С;
τ — продолжительность теплопередачи, ч.
Средняя площадь поверхности кузова S определяется наружной SН и внутренней SВ поверхностями кузова фургона:
(3.2)
Под средней внутренней температурой понимается среднее арифметическое значение температур, измеренных в 14 разных точках кузова: в 8 углах и в центре 8 внутренних плоскостей кузова (на расстоянии 10 см).
В зависимости от численных значений коэффициента теплопередачи выделяются две степени теплоизоляции кузова:
— нормальная теплоизоляция (0,6 > k >0,35 ккал/м 2 ч°С);
— усиленная теплоизоляция (0,35 > k ккал/м 2 ч°С).
Задание 3. Используя лекционный материал, дополнительную литературу [1] и краткий электронный автомобильный справочник [2] определить вид и класс рефрижераторов автомобилей, прицепов и полуприцепов. Марка и модель автомобилей, прицепов и полуприцепов представлены в табл.2.3.
Вид: с регулированием температуры внутри кузова.
Класс: С (поддерживаемый температурный режим внутри кузова от -20 до +12 °С при температуре наружного воздуха +30 °С).
📽️ Видео
Масштабные модели транспорта. ПАЗ-3742. Добрый «Пингвин» из детстваСкачать
ПАЗ 3742-Пингвин!Скачать
ПАЗ-672. Состояния спустя 41 год после выпуска. Знак качества.Скачать
Реставрация ПАЗ-672. Уже в свежей краске и снова на колёсах.Скачать
ПАЗ-672. Первый тест-драйв: перегон с приключениямиСкачать
ПАЗ 3201 1984-2016Скачать
ПАЗ-3205 МелАРЗ, ЕР 690 02, Буксировка автобуса в парк КамАЗом, 02 июня 2011 года г. СтерлитамакСкачать
Капитальный ремонт автобуса. Как это сделано.Скачать
Mercedes-Benz O408. Автобус с душой, дизелем с ТНВД, и МКПП ZF 6-ти ступка. Что нужно для счастья?😎Скачать
Обзор на масштабную модель автобуса ПАЗ-672мСкачать
Автобус Mercedes-Benz O405N2 № М 445 СО 159 ООО "ПАТП "Город"Скачать
ЗАВОДИМ ПАЗ 672 ПОСЛЕ ДОЛГОГО ПРОСТОЯ.Скачать
Проверка тормозной системы паз 4234, 2016 года 09.04.2023Скачать