здание на площади трех вокзалов

Видео:Бездомные на площади трёх вокзалов. Год спустя.Скачать

Бездомные на площади трёх вокзалов. Год спустя.

Площадь трех вокзалов – самое гостеприимное место Москвы

здание на площади трех вокзалов

Видео:Жизнь бездомных на площади трёх вокзаловСкачать

Жизнь бездомных на площади трёх вокзалов

Площадь трех вокзалов

Комсомольская площадь Москвы широко известна под названием «Площадь трех вокзалов», так как именно здесь находятся Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы. Она радушно встречает огромное количество жителей и гостей столицы, неустанно удивляя своими масштабами и архитектурой строений.

Видео:Площадь трех вокзаловСкачать

Площадь трех вокзалов

Площадь трех вокзалов — от истории к современности

Появление площади на месте бывшего Каланчевского поля было обусловлено активным железнодорожным строительством в XIX веке. История этого места складывается из тесно переплетающихся историй трех вокзалов.

здание на площади трех вокзалов

Ленинградский вокзал

Построенный в 1851 году Ленинградский вокзал — старейший в Москве. За свою бытность он сменил несколько названий. Был Петербургским, Николаевским и Октябрьским.

Его возведение стало необходимостью после того, как Николай I подписал указ о строительстве железной дороге, связывающей Москву и Петербург. После окончания работ она стала самым длинным двухпутным полотном в мире.

здание на площади трех вокзалов

Проектов конечной станции железнодорожного пути было несколько, даже проводился конкурс архитектурных решений. Победителем стал проект Константина Тона.

Интересный факт! Здание выдержано в классическом стиле. Его фасады равномерно расчленены приставными колоннами, а строгие геометрические формы визуально смягчают фактурный лепной декор. В арочных окнах чувствуется легкое «дыхание» итальянской архитектуры Ренессанса.

Согласно ему, центральную часть занимал большой, богато оформленный вестибюль. Не уступали ему и другие помещения с дубовым паркетом, тяжелыми дверями из массива дерева, каминами и мраморными печами. На первом этаже, помимо пассажирских залов, располагались и императорские комнаты, на втором — служебные квартиры.

За годы существования Ленинградский вокзал пережил не одну реконструкцию. Первую — в 1934 году, когда увеличили площадь билетных касс, оснастили помещение для справочного бюро и сберкассы. Через полтора десятилетия приступили к обновлению интерьеров.

Семидесятые годы XX века ознаменовали коренные изменения Ленинградского вокзала. К нему пристроили дополнительный корпус, разместили там несколько новых служб, медпункт, гостиницу. Также были оборудованы входы в метро, два новых кассовых зала. От старого здания остался лишь фасад.

здание на площади трех вокзалов

В 2013 году пассажиропоток на Ленинградском вокзале составил 650 миллионов человек. Ежегодно он увеличивается на 10-20%.

Ярославский вокзал

Если Ленинградский вокзал Москвы считается старейшим, то Ярославский (бывший Троицкий и Северный) — самым крупным по объему совершаемых перевозок.

Первое здание пассажирского терминала построили в 1862 году. На тот период времени железная дорога соединяла столицу с Сергиевым Посадом. Постепенно длина путей была увеличена, а с ней расширялся и изменялся вокзал.

Первоначально архитекторы разработали проект двухэтажного здания строгой геометрии. Внутри оно представляло собой просторный павильон, который вел пассажиров к платформам. В дополнительно пристроенных корпусах находились: зал ожидания, багажное отделение. Также в станционный комплекс входило паровозное депо и вагонный сарай.

здание на площади трех вокзалов

Реализация второго проекта в начале 1900-х годов ознаменовало масштабную перестройку вокзала, который уже не справлялся с пассажиропотоком. Для работ использовали новые на то время материалы — железобетон, стальные металлоконструкции, облицовочную плитку. Вновь отстроенное здание было выдержано в неорусском стиле и значительно превосходило старое по размерам.

Масштабную реконструкцию Ярославского вокзала провели в 1995 году: перепланировали основные помещения под увеличившийся пассажиропоток, расширили зал ожидания, отремонтировали галерею и колонный зал.

Современное здание выдержано в стиле модерн с элементами древнерусского зодчества. С платформ вокзала отходят как пригородные, так и поезда дальнего следования, в том числе, и международные.

Казанский вокзал

Казанский вокзал (бывший Рязанский) на Комсомольской площади появился в 1862 году. Это была довольно простое деревянное здание, которое уже в 1864 году заменили на каменное — тесное и скромное по архитектуре. Единственным украшением служила небольшая башня с часами.

здание на площади трех вокзалов

Как и в случаях с двумя другими вокзалами, увеличение пассажиропотока потребовало масштабной реконструкции терминала. При этом выбор проекта затянулся на несколько лет, а утвердили его окончательно только в 1913 году. По замыслу архитекторов новое здание на Площади трех вокзалов должно было быть изысканным, как внутри, так и снаружи.

Деревянные постройки снесли, главный корпус электрифицировали, сделали выход на станцию метро «Комсомольская», построили просторные пассажирские залы. Все эти работы завершили к 1926 году.

Интересный факт! Первая Мировая война и последующая революция не позволили реализовать часть утвержденного проекта.

В девяностые годы XX века Казанский вокзал претерпел еще одну реконструкцию. Ему обновили фасад, перепланировали внутренние помещения, добавили залы ожидания, пристроили новые корпуса. Торжественное открытие нового терминала состоялось в 1997 году.

здание на площади трех вокзалов

Сегодня это красивое и прекрасно технически оснащенное здание, выдержанное в псевдорусском стиле.

Видео:«Площадь Трёх Вокзалов» – новая станция для двух диаметровСкачать

«Площадь Трёх Вокзалов» – новая станция для двух диаметров

Архитектурный ансамбль площади

Все три вокзала соединены между собой подземными переходами. С каждого из них можно перейти на станцию московского метро «Комсомольская», что очень удобно для гостей города.

здание на площади трех вокзалов

Архитектурный ансамбль одноименной площади составляют не только Ленинградский, Казанский и Ярославский вокзалы, но и:

  • Центральное таможенное управление — было построено в середине XIX века, признано памятником истории и культуры народов России.
  • Вестибюль станции московского метро «Комсомольская» — является совмещенным для Кольцевой и Сокольнической линии.
  • Центральный дом культуры железнодорожников — концертный зал, где места для зрителей граничат с Комсомольской площадью.
  • Универмаг «Московский».
  • Сквер.
  • Памятник П. Мельникову — был открыт в 2003 году в честь первого министра путей сообщения;
  • Гостиница «Ленинградская».

На Площади трех вокзалов многие люди впервые знакомятся с Москвой. Оттуда же начинаются многочисленные экскурсионные маршруты. Комсомольская площадь с ее архитектурным ансамблем уже давно является одной из достопримечательностей столицы и частью ее истории.

Видео:КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЛОЩАДЬ - ПЛОЩАДЬ ТРЕХ ВОКЗАЛОВ в МОСКВЕ.Скачать

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЛОЩАДЬ - ПЛОЩАДЬ ТРЕХ ВОКЗАЛОВ в МОСКВЕ.

Видео: прогулка по по Комсомольской площади

Видео:Площадь трех вокзалов. МоскваСкачать

Площадь трех вокзалов. Москва

Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

После вдумчивого знакомства с, казалось бы, таким знакомым местом, как площадь трех вокзалов, открылось много интересного. Совершенно другими глазами стали смотреть на здания вокзалов и их архитектуру. Поняли, что стоит иногда поднять глаза и разглядеть детали, которые не замечаешь в спешке. Что стоит иногда вспомнить историю российских железных дорог, а вместе с ней историю нашей страны.

История российских вокзалов берет начало со строительства первой железной дороги в России (шестой в мире), соединившей Санкт-Петербург с Царским селом и Павловском. Первая российская железная дорога строилась под руководством австрийского инженера и предпринимателя Франца Герстнера. Практически всё необходимое для железной дороги закупалось за границей: рельсы, стрелочные переводы, крепления, подвижной состав. Дорога была открыта в 1837 году и в народе мнение о ней было неоднозначным, её считали чисто увеселительной и не имеющей никакого практического смысла.

Интересно происхождение слова «вокзал» в русском языке (поначалу звучало как «фоксал»). Оно происходит от «Воксхолл» (англ. Vauxhall) — названия парка и увеселительного заведения в Лондоне, принадлежавшего в XVIII веке некой Джейн Вокс.

Поездка по первой российской железной дороге на невиданном ранее огнедышащем поезде и посещение «фоксалов» по пути следования мыслилась именно как модное светское развлечение для богатых.

Вокзалы первой российской дороги в Петербурге, в Царском селе и Павловске строили разные архитекторы. И если г. Фосатти в Царском селе и А. И. Штакеншнейдер в Павловске построили вокзалы в стилистике увеселительных заведений: с фонтанами, бальными залами и зимними садами, то К. А. Тон подошел к строительству Санкт-Петербургского (позже Царскосельского вокзала) серьезно и возвёл чисто функциональное сооружение с кассами и залами ожидания, как будто понял, что за железными дорогами большое будущее.

В 1842 году Николай I подписал указ о строительстве первой магистральной железной дороги между двумя столицами, Санкт-Петербургом и Москвой длиной 609 верст. Были организованы архитектурные конкурсы по оформлению главных железнодорожных вокзалов и в них участвовали многие известные архитекторы. Победителем конкурса стал К. А. Тон, спроектировавший к тому времени Екатерининскую церковь в Петербурге, храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве. В начале 1844 года были одобрены «переделанный согласно высочайшим замечаниям архитектором Тоном проект на устройство в Петербурге пассажирской станции» и составленный им же проект станционного здания в Москве, которое в уменьшенном виде повторяло петербургское здание. Однотипные вокзалы объединили Москву и Петербург не только железнодорожным путем, но и архитектурно. И в Москве, и в Петербурге над входом в вокзал возвышалась надстройка в виде башни. На ней размещались часы и крепились флагштоки со штандартом Ведомства путей сообщения. До 1881 года это был Андреевский флаг, потом его сменило белое полотнище с российским триколором в левом верхнем углу и отличительными знаками путейцев (перекрещенные топор и якорь) в правом нижнем. Часы и флаги впоследствии стали постоянным атрибутом всех российских вокзалов.

Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто в ноябре 1851 года. В 1855 году Санкт-Петербурго-Московская железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно и вокзал в Москве назвали Николаевским.

здание на площади трех вокзалов

Бывший Николаевский вокзал, ныне Ленинградский вокзал

здание на площади трех вокзалов

По внешнему виду здания сразу не определишь, что это вокзал: роскошные венецианские окна, колонны коринфского ордера, богато декорированные фасады.

здание на площади трех вокзалов

Бюст архитектора К. А. Тона перед зданием Ленинградского вокзала

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

Внутри здания вокзала сохранились кирпичные колонны, сложенные более 150 лет тому назад

здание на площади трех вокзалов

Такой флаг развивался на флагштоке Николаевского вокзала до 1917 года

Во второй половине 19-го века вокзалы становятся важными общественными зданиями, которые формируют облик городских привокзальных площадей. В 1859—1862 гг. были построены первые направления Московско-Ярославской и Московско-Рязанской железных дорог. И рядом с Николаевским вокзалом на Каланчевской площади были возведены два новых вокзала — Троицкий архитектора Р.Кузьмина (ныне Ярославский) — двухэтажное строгое белое здание и Рязанский (ныне Казанский). И это было рождением на месте бывшего московского пустыря с огромным Красным прудом знаменитой «площади трех вокзалов».

Архитектурное оформление площади трех вокзалов в последующие годы неоднократно видоизменялось и законченное архитектурное решение площадь получила уже при советской власти с постройкой здания гостиницы «Ленинградская». Но история уникального здания гостиницы «Ленинградская» — это тема отдельного рассказа.

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

В центре площади трех вокзалов разбит прекрасный сквер с фонтанами и установлен памятник первому министру путей сообщения России П. П. Мельникову. П. П. Мельников был не просто министром, а серьезным ученым, профессором Петербургского Института Корпуса путей сообщения, автором множества научных трудов по устройству железных дорог. Он был инициатором строительства и одним из авторов проекта первой российской железной дороги между двумя столицами.

Сеть железных дорог в России в конце XIX века бурно развивалась и многие вокзалы перестали удовлетворять потребностям возросшего пассажиропотока. Некоторые из них претерпели неоднократную реконструкцию при сохранении исторического фасада, как, например, Николаевский вокзал в Москве, а многие были и вовсе снесены. По сути были построены новые Казанский и Ярославский вокзалы на месте старых Рязанского и Троицкого вокзалов. Так получилось, что лучшие архитекторы и художники того времени были привлечены к их созданию. И сегодня надо бы остановиться и оценить эти выдающиеся архитектурные памятники Москвы.

Казанский вокзал, построенный по проекту архитектора А. В. Щусева впечатляет своей красотой и неповторимостью. А. В. Щусев не был стеснен в средствах, поэтому целью проекта Щусева было создание не просто утилитарного здания вокзала, а архитектурного памятника, который мог бы украсить не только привокзальную площадь, но и сам город.

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

Общий вид Казанского вокзала: Главная и Часовая башни

Благодаря энергии председателя правления Московско-Казанской железной дороги Н.К. фон Мекка и самого А. В. Щусева к работе удалось привлечь известнейших художников. В оформлении Казанского вокзала принимали участии художники из знаменитого объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, И. А. Билибин, З. Е. Серебрякова, Е. Е. Лансере и они вместе с Н. К. Рерихом и Б. М. Кустодиевым превратили обычный вокзал в грандиозный культурный памятник. Особенно это становится понятным, когда знакомишься с оформлением зала для пассажиров I класса, его потолочными и настенными росписями.

До революции вокзал не смогли полностью достроить, помешала Первая мировая война. Темы росписей зала I класса Советская власть, разумеется, поменяла в соответствии со своими взглядами, но суть оформления зала от этого практически не изменялась. После последней реставрации, завершившейся в 1997 году к 850-летию Москвы, зал I класса Казанского вокзала засиял в своей первозданной красоте. Сегодня здесь находится т.н. зал повышенного комфорта и час пребывания обходится для пассажиров в 400 рублей. Это как входной билет, чтобы ознакомиться и сфотографировать сохранившиеся дореволюционные общественные интерьеры лучших российских художников того времени.

здание на площади трех вокзалов

Общий вид бывшего зала I класса

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

Оформление торцевых стен

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

Оформление боковой стены с окнами

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

Оформление стены, примыкающей к помещениям вокзала

Бывший зал I класса огромен, его свод и стены богато декорированы: здесь и белоснежные с позолотой детали, и лепнина, и встроенные в простенки зеркала, и множество живописных работ художника Е. Е. Лансере. Изначально темы картин были несколько иные, после революции содержание картин подправили.

Вспоминаем, как когда-то гид по Осло самозабвенно рассказывала, сколько символики заложено в архитектуре городской Ратуши. Так вот уверяем, что символики в архитектуре Казанского и Ярославского вокзалов отнюдь не меньше. Щусев при разработке проекта вокзала взял за основу идею объединения России и Азии, и железнодорожный путь на Казань приобрел символическое значение. В архитектуре вокзала мотивы древнерусского зодчества перекликаются с восточными мотивами и Казанский вокзал становился ни много ни мало олицетворением восточных ворот России. Композиционным центром здания Казанского вокзала Щусев сделал высокую, более 70 метров, башню, которая напоминает башню Сююмбике в ансамбле Казанского Кремля. Башня также имеет много общего и с Боровицкой башней Московского Кремля. Шпиль башни венчает змей Зилант, фигурирующий на гербе Казани. Зилант — мифологическое существо в татарских легендах и сказках. В настоящее время, по легенде, змей обитает в озере Кабан и до сих пор охраняет ханские сокровища царицы Сююмбике.

здание на площади трех вокзалов

Главная башня Казанского вокзала в лучах предзакатного солнца. На шпиле башни виден змей Зилант.

здание на площади трех вокзалов

Змей Зилант на флаге Казани

здание на площади трех вокзалов

Часовая башня Казанского вокзала в лучах предзакатного солнца

Обязательный атрибут вокзала — часы — Щусев сделал необычными для вокзалов — со знаками зодиака и с боем на колоколе, венчающем часовую башню. Щусев сам разработал эскизы знаков зодиака для циферблата небесного цвета и заказал соответствующий колокол. А сама часовая башня в исполнении Щусева перекликается с часовой башней на площади св. Марка в Венеции. Убедились в этом сами, подняв фотографии площади св. Марка из нашей стародавней поездки в Венецию.

здание на площади трех вокзалов

Часовая башня на площади св. Марка в Венеции

Судьба часов Казанского вокзала не была счастливой. До 1917 г. запустить их не успели, а ожили часы работы мастера В. Пушкарева только в 1923 году уже при новой власти. Несмотря на то, что в новую эпоху часы многим казались чересчур вычурными для вокзала, они проработали с колокольным звоном до осени 1941 года, когда от разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен. Водрузили его на место только через 30 лет и вроде как часы отбивали каждый час в течение последующих еще 30 лет. В 1997 году часы были отреставрированы, но реставрационные работы были больше связаны с их внешним видом, а часовой механизм работал вполне исправно. В начале 2000-х руководством вокзала было принято решение отключить колокольный звон часов по причине того, что его все равно не слышно из-за шума привокзальной площади. А жаль, бой часов — это отдельное представление, на которое, например, на площади св. Марка собираются сотни туристов.

Не менее символичен и Ярославский вокзал. Он явился северными воротами России и здесь начинается великая Транссибирская магистраль. Строительство Вологодско-Архангельской железной дороги, главным вокзалом которой стал Ярославский вокзал, велось в период 1896—1898 гг. и в это время уже был модным архитектурный стиль модерн, который проповедовал создание целостной жизненной и архитектурной среды. И в полной мере это относится к зданию Ярославского вокзала, автором которого является признанный мастер русского модерна знаменитый русский архитектор Федор Шехтель.

здание на площади трех вокзалов

Общий вид Ярославского вокзала

здание на площади трех вокзалов

Эскиз здания Ярославского вокзала руки Федора Шехтеля

здание на площади трех вокзалов

Фото здания Ярославского вокзала начала XX века

Шехтель широко применял новейшие строительные материалы — металлоконструкции и железобетон. Это позволило значительно удешевить стоимость проекта и создать выразительное и уникальное архитектурное решение для, казалось бы, сугубо функционального здания вокзала. Облик вокзального здания получился нарядным и причудливым, с явным отсылом к неорусскому стилю, но при этом все было исполнено с большим художественным вкусом и не имеет ничего общего с русским китчем. В единое целое были соединены казалось бы совершенно разные части: высокая, как у древнерусских теремов, кровля с венчающим ее гребнем, пояс-фриз из мерцающей неяркой, как северная природа, цветной глазурованной плитки, майоликовые вставки со стилизованными северными сюжетами по рисункам автора здания, устремленная ввысь боковая левая башня, похожая на шпили русских церквей, различные крепостные башенки, а также центральная башня с огромной плавной входной аркой в стиле модерн и килем-козырьком. В нише фронтона под этим козырьком Шехтель расположил символы трех великих русских городов, которые связала железная дорога: герб Москвы — Георгий Победоносец, герб Ярославля — медведь с секирой, герб Архангельска — побеждающий дьявола архангел Михаил. Художественное убранство фасада Ярославского вокзала считается одним из лучших примеров синтеза архитектуры, живописи, скульптуры и декоративного искусства.

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

Фриз на фасадах Ярославского вокзала из мерцающей глазурованной плитки, которая была произведена в Абрамцевской керамической мастерской Саввы Мамонтова. Утверждается, что плитка и прочие керамические вставки на фасадах оригинальные и им уже более 100 лет.

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

Майоликовые вставки на фасадах со стилизованными северными сюжетами по рисункам Шехтеля. В декоративном оформлении фасадов Ярославского вокзала также принимал участие художник М. А. Врубель.

Все интерьеры вокзала были спроектированы в едином с архитектурой здания стиле северно-русского модерна, в том числе светильники, скамьи, киоски, телефонные будки. От первоначальных интерьеров мало что осталось, но в главном вестибюле вокзала и сегодня можно увидеть копии декоративных живописных панно художника Константина Коровина, созданные на тему Русского Севера. Оригинальные произведения Коровина были сняты в 1950-е годы и переданы в Третьяковскую галерею.

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

Декоративные панно по произведениям художника Константина Коровина в главном вестибюле Ярославского вокзала

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

Оформление интерьеров главного вестибюля Ярославского вокзала

Ярославский вокзал Москвы по праву можно считать главным вокзалом страны. От его перрона берет начало самая длинная в мире железная дорога — Транссибирская магистраль, протянувшаяся на 9298 километров до Владивостока. Отсюда поезда отправляются к Северному полярному кругу и в Сибирь, а также в Монголию, Китай и Корею.

здание на площади трех вокзалов

Верстовой столб с символичным нулевым километром Транссиба был установлен на Ярославском вокзале в 2001 г. в честь 100-летия открытия самой протяженной в России железной дороги. На оборотной стороне верстового столба Ярославского вокзала обозначено расстояние до Владивостока — 9298 км. Километровые столбы по ходу Транссиба также установлены в Новосибирске («3336 км») и во Владивостоке («9288 км»).

История Ярославского вокзала неразрывно связана с российской историей. Не коснуться её, хотя бы кратко, нельзя, здесь произошло много значимых событий не только для российских железных дорог, но и для страны в целом.

Все началось в далеком 1862 году, когда возле уже существовавшего к тому моменту Николаевского вокзала было построено небольшое деревянное здание Троицкого вокзала для железной дороги, соединившей Москву с Сергиевым-Посадом, длиной в 65 вёрст (69 км).

Идея постройки железной дороги от Москвы до Сергиева Посада принадлежала Федору Чижову — русскому промышленнику и ученому. Чижов стал инициатором создания акционерного общества для строительства первой русской частной железной дороги между Москвой и Сергиевым Посадом. Чижов всем доказывал, что железные дороги должны были строить русские инженеры и рабочие и на основе оборудования российского производства, а финансировать работы должен русский капитал, а не иностранные банкиры.

Раскачать русских купцов на финансирование железной дороги было непросто. Дело было новое и непростое. Для экономического обоснования проекта железной дороги Чижов с помощью студентов Московского технического училища (сегодня МГТУ им. Баумана) организовал подсчет количества паломников в Троице-Сергиеву лавру и прочих прохожих и проезжающих на подводах в Сергиев Посад и обратно. По итогам круглосуточных наблюдений купцам был предоставлен полный отчет о транспортных потоках этого направления и купцы сочли строительство железной дороги прибыльным делом.

Железную дорогу открыли в 1862 году и назвали её Троицкой, такое же название получил и небольшой деревянный вокзал белого цвета, построенный по проекту петербургского архитектора Кузьмина. Т. к. дорога соединяла Москву и Троице-Сергиеву лавру, то для освящения дороги пригласили митрополита Московского и Коломенского Филарета. Ранее митрополит никогда не видел железной дороги и считал, что паломники в лавру должны ходить пешком, а не ездить на огнедышащем поезде. Для митрополита была устроена экскурсия на Троицком вокзале, на которой он подробно ознакомился с предметом освящения и прокатился на паровозе. Надо отдать должное митрополиту, он понял значение железных дорог для России и 18 августа 1962 года в 11 часов утра в день открытия Троицкой дороги благополучно освятил дорогу и станцию, окропив святой водой вагоны и паровоз, приготовленные к отправлению.

В 1870 году железную дорогу продлили до Ярославля и вокзал переименовали в Ярославский. Дорогу на собственные средства строил Савва Мамонтов. Однако его предпринимательская деятельность по строительству частных железных дорог закончилось крахом. На Савву Мамонтова было заведено уголовное дело из-за сложных денежных схем, которые он применял для финансирования своих проектов. Дело было темное и сомнительное, но его посадили в тюрьму. Суд присяжных в итоге вынес оправдательный приговор, но Мамонтов был разорен, и Ярославская железная дорога перешла в собственность казны.

В 1895–1896 годах по проекту архитектора Л. Н. Кекушева были перестроены восточное крыло и перрон вокзала. В современном здании Ярославского вокзала сохранились некоторые части здания от проекта Кекушева. Это гигантские колонны-опоры — на них держится часть второго этажа и часть здания со стороны привокзальной площади Ярославского вокзала, на которой стоит памятник Ленину.

здание на площади трех вокзалов

Колонны-опоры на Ярославском вокзале из проекта Кекушева. Левее колонн до перестройки Ярославского вокзала Шехтелем находился перрон и пути старого вокзала.

здание на площади трех вокзалов

Восточный фасад Ярославского вокзала из проекта Кекушева. Именно к нему Шехтель пристроил новый фасад в неорусском стиле, выходящий на Каланчёвскую площадь.

В 1900 г. железную дорогу проложили до Архангельска и старый вокзал уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. Министерство путей сообщения пригласило архитектора Федора Шехтеля для строительства нового вокзала. В результате и возникло роскошное здание вокзала в уникальном стиле северно-русского модерна, ставшее украшением Москвы — с теремной кровлей, крепостными башенками и высокой шатровой башней. Ярославский вокзал в исполнении Шехтеля — это монументальные «ворота» в северную Русь. Надо отметить, что проект Шехтеля понравился всем без исключения, включая императора Николая II.

В советское время Ярославский вокзал перестраивался еще дважды: в 60-х годах и в 1995 году, но фасад вокзала сохранился в первозданном виде. За эти же годы вокзал был дважды переименован: в 1922 году он получил название Северный, а в 1955 году ему вернули старое название — Ярославский.

С Ярославским вокзалом связаны сразу несколько важнейших вех в истории развития российских железных дорог. В 1929 году отсюда отправился до Мытищ первый поезд на электрической тяге, тот самый, который впоследствии получил в народе название «электричка». Спустя 75 лет — в 2004 году — от перрона Ярославского вокзала по этому же маршруту отправился первый в стране скоростной пригородный экспресс «Спутник». А год спустя был запущено движение скоростной электрички до Сергиева-Посада, на котором паломники могут быстро и с комфортом добраться до Троице-Сергиевой лавры. Символично, что этот поезд получил название «Федор Чижов», так в XXI веке были увековечены заслуги одного из выдающихся прогрессивных деятелей российской истории.

В 2011 году рядом с Ярославским вокзалом по инициативе и на деньги РЖД был установлен бюст архитектора Шехтеля с надписью: «Фёдор Осипович Шехтель, автор здания Ярославского вокзала».

здание на площади трех вокзалов

Бюст автора Здания Ярославского вокзала Ф. О. Шехтеля

здание на площади трех вокзалов

Памятная доска на зданиии Ярославского вокзала

Площадь трех вокзалов — место уникальное для Москвы. Здесь по железнодорожным зданиям можно изучать историю российской архитектуры второй половины XIX-начала XX века. Архитектурные решения трех вокзалов иллюстрируют самые различные стили именно русской архитектуры: строгий русско-византийский стиль Николаевского вокзала, следование историческим образцам в образе Казанского вокзала и образная стилизация в облике Ярославского вокзала. Для туриста вокзал — это дом родной и тем более приятно, если вокзал является ещё историческим и художественным памятником.

И последняя интересная информация. 1 августа 2013 года в День железнодорожника рядом с Казанским вокзалом был открыт групповой памятник авторства скульптора С. А. Щербакова, посвященный создателям российских железных дорог.

здание на площади трех вокзалов

здание на площади трех вокзалов

Здесь все первые в области российских железных дорог:

1) Изобретатели первого русского паровоза Ефим Черепанов (1774–1842) и его сын Мирон Черепанов (1803–1849).

2) Строитель первой российской железной дороги в России австрийский предприниматель и инженер Франц-Антон фон Герстнер (1796–1840).

3) Первый российский министр путей сообщения при Александре II Павел Мельников (1804–1880). Ученый, профессор, автор множества научных трудов, заложивших технические основы российских железных дорог.

4) Министр путей сообщения при Александре III Сергей Витте (1849–1915). Автор русской индустриализации, активно содействовал строительству Транссиба и Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

5) Министр путей сообщения при Николае II Михаил Хилков (1834–1909). Прошел путь от простого рабочего до министра. При Хилкове протяжённость железных дорог России выросла с 35 до 60 тыс. км, а грузооборот удвоился. Ежегодно возводилось около 2,5 тыс. км железнодорожных путей, таких темпов не было даже в советский период.

6) Наконец седьмой персонаж — Николай I, в композиции представлен его бюст. Его присутствие в этой компании оправдывается следующей надписью в основании памятника: «Император всероссийский Николай I 12 февраля 1842 года подписал указ о сооружении Железной дороги Москва — Санкт-Петербург». Как бы то ни было, но именно в царствование Николая I в. России произошёл промышленный переворот, аналогичный тому, что начался в Англии во второй половине XVIII века. Было начато активное строительство железных дорог, что дало стимул к развитию отечественного машиностроения, бурному развитию промышленности и освоению Сибири.

Видео:Пожар у площади трех вокзалов в Москве #чп #пожар #москваСкачать

Пожар у площади трех вокзалов в Москве #чп #пожар #москва

Новое в блогах

Видео:Метро Комсомольская: площадь трех вокзалов. Казанский вокзал внутри и снаружи.Скачать

Метро Комсомольская: площадь трех вокзалов. Казанский вокзал внутри и снаружи.

Почему площадь назвали Каланчевской? История трёх вокзалов

Комсомольская площадь является одной из самых оживленных и многолюдных в Москве и крупнейшим транспортным узлом города. Отсюда гости столицы, прибывающие на вокзалы, разъезжаются по всему городу. И невозможно себе представить сейчас, что когда-то эти места считались окраиной Москвы. Здесь были луга и болота, известные как Каланчевское поле, место малозастроенное и пустынное. На этом поле царь Алексей Михайлович выстроил себе деревянный путевой дворец. Дворец этот имел высокую дозорную башню , по-татарски, каланчу, поэтому и весь дворец стал именоваться Каланчевским. И поле перед дворцом также стало Каланчевским. Дворец этот располагался на месте нынешнего Ленинградского вокзала и когда Константин Тон в 1851г. начал строительство вокзала, то, несомненно, окликал это место по имени – об этом нам говорит сама архитектура здания (в центральной части мы здания мы видим двухъярусную башенку с часами и флагштоком, это своего рода напоминание о той «каланче»). И действительно, у Тона получился своего рода царский дворец – строгий, чопорный, в духе позднего классицизма, но все-таки ассоциация приходит именно с дворцом. Рядом с вокзалом слева здание Московской таможни, которое входит в комплекс вокзальных построек и подчеркивает деловой, сугубо «официальный» облик архитектуры вокзала.

Ленинградский вокзал – первый ж/д вокзал в Москве.

В середине XIX века здесь было решено построить вокзал второй русской железной дороги, который должен был соединить две столицы: Петербург и Москву. В феврале 1842г. Николай 1 издает указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва и К.Тон приступает к проектировке вокзала. Эта железная дорога соединила Санкт-Петербург и Москву. В 1855 году по указу Александра II и вокзал, и дорога стали Николаевскими, а в 1923 году по распоряжению Ф.Э Дзержинского дорогу и вокзал стали именовать Октябрьскими. Свое нынешнее имя Ленинградский вокзал носит с 1934 года, когда и город Санкт-Петербург стал называться Ленинградом. Дорога так и осталась Октябрьской.

Открытие железной дороги было «чудом» для того времени и смельчаков ехать по ней не находилось, поэтому первый и второй поезда были наполнены исключительно солдатами Преображенского и Семеновского гвардейских полков, которые «храбро» проехали из Питера в Москву и обратно. Толпы людей встречали и провожали первые поезда. Тогда даже родился стихотворение: «До чего народ доходит – самовар в упряжке ходит». Но вскоре железная дорога стала привычной: железнодорожное строительство буквально преобразило страну. Именно оно послужило своеобразным рычагом, потянувшим за собой и промышленность и земледелие.

С этих пор это пространство начинает застраиваться и во 2-й половине 19в. здесь образуется Каланчевская площадь. И уже затем, когда на этом поле появилась площадь и начали строиться вокзалы – площадь также сохранила историческое название – Каланчевская.

После Николаевского вокзала здесь появился Ярославский, или, как его тогда называли, вокзал Троицкой железной дороги, ибо путь протянули сначала только до Сергиева Посада, где находилась Троицкая лавра (построен в 1862г.) Новый вокзал Троицкой дороги был небольшим и невидным зданием. Но в связи с тем, что позднее дорога достигла Архангельска и соединила Москву с огромными территориями Русского Севера, которому многие, и в их числе владелец дороги Савва Мамонтов, предрекали большую будущность, вокзал, вернее его фасадную часть, перестроили полностью. Автором этого весьма необычного и по сегодняшним меркам здания, построенного в 1902-1904 гг. был Ф.О. Шехтель. Применив новые строительные материалы: железобетон, металлоконструкции, облицовочные плитки, Шехтель построил в 1904-1907 гг., новое здание Ярославского вокзала в неорусском стиле. Новый вокзал был втрое больше прежнего. Верхнюю часть наружных стен украсили керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. На здании вокзала помещены лепные гербы Москвы, Ярославля и Архангельска. Автор сумел соединить в образе здания стиль модерн и русскую былину — и получилась русская сказка. Но сказка сказкой, а Ярославский вокзал — это прежде всего вокзал-труженик. Через него проходит огромный поток грузовых и пассажирских перевозок. Воркута, Череповец, Нижний Тагил, Нижневартовск — история промышленности России тесно связана с Ярославским вокзалом.

Казанский вокзал — самый молодой из находящихся на «площади трех вокзалов». Его строительство началось в 1913 году, основные работы были закончены к 1926. Тем не менее, этот крупный комплекс продолжали достраивать и реконструировать вплоть до 1948 года. Первоначально, здесь выстроили вокзал дороги на Рязань – Рязанский. Вокзал построили по проекту архитектора А.П. Попова (1862-64гг.). Но по мере расширения движения и присоединения новых линий, он стал тесен, и вместо старого в 1914 году заложили новый, более обширный, по проекту молодого и талантливого А.В.Щусева. После продления линии до Казани, он был переименован в Казанский.

Казанский вокзал — памятник отечественной архитектуры. Автор проекта, знаменитый архитектор Алексей Викторович Щусев, создатель гостиницы «Москва», Мавзолея В.И. Ленина и станции «Комсомольская», использовал принцип «хоромной» композиции, принятой в древнерусской архитектуре. В здании вокзала сочетаются несколько непохожих друг на друга объемов, напоминающих то крепостные башни, а то и торговые ряды. Объединяет их все угловая башня, которая ведет с площади в вестибюль, напоминающая башню Сююмбеки в Казанском кремле с гербами Казанского царства — пирамидальный силуэт под золотым гербом-драконом на шатре и с интерьером под мечеть. Башня увенчана шпилем с драконом Зеланом, изображавшимся на древнем гербе Казани. На одном из фасадов здания расположены часы со знаками зодиака, рисунки для которых выполнил сам Щусев. Архитектор задумал вокзал не только как функциональное здание, но и как произведение архитектуры, призванное украсить и Каланчевскую площадь, и Москву.

🔥 Видео

Площадь трёх вокзалов. Сталинская высотка. Москва [Drone 4K 60fps]Скачать

Площадь трёх вокзалов. Сталинская высотка. Москва [Drone 4K 60fps]

🤬 Жизнь БЕЗДОМНЫХ на площади трёх вокзалов // БОМЖи в Москве // БОМЖи в РоссииСкачать

🤬 Жизнь БЕЗДОМНЫХ на площади трёх вокзалов   //  БОМЖи в Москве  //  БОМЖи в России

Москва. Комсомольская. (площадь трёх вокзалов)Скачать

Москва. Комсомольская. (площадь трёх вокзалов)

Накормил Бездомного на площадь трёх вокзаловСкачать

Накормил Бездомного на площадь трёх вокзалов

Животный мир площади трёх вокзалов.Скачать

Животный мир площади трёх вокзалов.

На МЦД стало лучше! Площадь трёх вокзалов (Каланчевская) - Курский вокзал: открыт второй путьСкачать

На МЦД стало лучше! Площадь трёх вокзалов (Каланчевская) - Курский вокзал: открыт второй путь

Москва вокзальная — Комсомольская площадьСкачать

Москва вокзальная — Комсомольская площадь

Памятник Мельникову на площади трёх вокзаловСкачать

Памятник Мельникову на площади трёх вокзалов

Площадь трёх вокзаловСкачать

Площадь трёх вокзалов

Прогулка по Москве. Ярославский вокзал. Каланчевская площадь. Площадь 3 вокзаловСкачать

Прогулка по Москве. Ярославский вокзал. Каланчевская площадь. Площадь 3 вокзалов

Мистическая тайна 3-х вокзалов в Москве. Аномальные явления. Комсомольская площадь.Скачать

Мистическая тайна 3-х вокзалов в Москве. Аномальные явления. Комсомольская площадь.

4К.В Крым с КАЗАНСКОГО вокзала Москвы.Площадь ТРЁХ вокзалов.Станция метро КОМСОМОЛЬСКАЯ.ЧИСТОТАСкачать

4К.В Крым с КАЗАНСКОГО вокзала Москвы.Площадь ТРЁХ вокзалов.Станция метро КОМСОМОЛЬСКАЯ.ЧИСТОТА
Поделиться или сохранить к себе: