закон о дополнительной жилой площади

Видео:5 обязанностей управляющей компании, о которых она умалчиваетСкачать

5 обязанностей управляющей компании, о которых она умалчивает

Имеют ли право инвалиды на дополнительную жилую площадь?

закон о дополнительной жилой площадиВ соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – 181-ФЗ) гражданам, в том числе из числа инвалидов, может быть предоставлено жилье по договору социального найма площадью, которая превышает норму предоставления не более чем в два раза, в случае, если имеется заболевание, указанное в Приказе Минздрава России от 30.11.2012 N 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

Видео:Когда собственники квартир не должны платить за общедомовое имущество: новые решения судовСкачать

Когда собственники квартир не должны платить за общедомовое имущество: новые решения судов

Предусмотрено ли законодательством право инвалида на дополнительную жилую площадь?

В связи с неопределенностью формулировки, содержащейся в ст.17 181-ФЗ, часто возникают вопросы:

  • дополнительная жилая площадь «может быть» или ее все-таки «обязаны» предоставить?
  • если обязаны предоставить, то по каким критериям органы власти определяют размер этой дополнительной площади? Это 1 квадратный метр или вовсе ровно в два раза больше нормы предоставления?

Вопрос сложный, судебная практика по этому вопросу также не однозначна. Причиной тому правовая неопределенность в федеральном законодательстве.

Например, п. 7,8 ст. 20 Закона г. Москвы №29 от 14.06.2006 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» установлено соответствующее право инвалидов на дополнительную жилую площадь.

Постановлением Правительства РФ №410 от 05.04.2018 г. отменены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 в соответствии с которым государственное и муниципальное жилье предоставлялось инвалидам, страдающим заболеваниями, предусмотренными Приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н, с учетом права последних на дополнительную жилую площадь. Однако сейчас жилищное законодательство не содержит аналогичных положений.

Видео:КАКИЕ ЗАКОНЫ НУЖНО ЗНАТЬ ВЛАДЕЛЬЦАМ ЖИЛЬЯ В 2022 ГОДУСкачать

КАКИЕ ЗАКОНЫ НУЖНО ЗНАТЬ ВЛАДЕЛЬЦАМ ЖИЛЬЯ В 2022 ГОДУ

Судебная практика по вопросу предоставления инвалидам дополнительной площади жилья

Конституционным судом по жалобе Плешивцева В.А. вынесено определение от 23.10.2014 N 2422-О. Доводы жалобы сводились к тому, что ст. 17 ФЗ №181-ФЗ от 24.11.1995 г. не закреплена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению инвалидам дополнительной жилой площади. Суд отметил, что применительно к инвалидам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, законодатель предусмотрел лишь возможность предоставления дополнительной жилой площади, а решение поставленного Плешивцевым В.А. вопроса о необходимости законодательного закрепления обязанности (а не права) органов местного самоуправления по предоставлению указанным гражданам дополнительной площади относится к полномочиям законодателя, а не суда.

Со ссылкой на указанное Определение Конституционного суда РФ суды общей юрисдикции в соответствующих исках инвалидов и предоставлении дополнительной жилой площади отказывают (Например, подобный подход применен в Апелляционном определении Ленинградского окружного военного суда от 14.01.2021 по делу N 2а-312/2020, Апелляционном определении 1 Западного окружного военного суда от 14.01.2021 по делу N 2а-312/2020).

В постановлении Конституционного суда РФ №3-П от 01.02.2021 г. указано, что предписания (имеется в виду положения ст.17 181-ФЗ и п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) в буквальном их изложении предполагают возможность предоставления гражданам, страдающим соответствующими заболеваниями, в том числе инвалидам, жилого помещения с превышением указанных общих норм исходя из особых нужд и специального правового статуса лиц, относящихся к этой категории.

Несмотря на упомянутые разъяснения Конституционного суда РФ отдельные исковые требования инвалидов о предоставлении жилья по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь удовлетворялись со ссылкой на ранее отмененное Постановление Правительства РФ №901 от 27.07.1996 г.

Между тем, несмотря на указанные обстоятельства, суды в отдельных случаях принимают решения в пользу инвалидов по искам о предоставлении жилья по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь. Например, подобный подход встречается в Апелляционном определении Новгородского областного суда от 30.01.2019 по делу N 33-260/2019, Апелляционном определении Вологодского областного суда от 18.12.2019 по делу N 2-8366/2019. При этом в указанных определениях судами должным образом не обоснована позиция об обязанности органов местного самоуправления предоставить дополнительную жилую площадь инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Видео:УК не подаст в СУД за ДОЛГИ I Почему? ответ в видео.Скачать

УК не подаст в СУД за ДОЛГИ I Почему? ответ в видео.

Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Видео:Социальный найм жилья что это такое - Адвокат по гражданским деламСкачать

Социальный найм жилья что это такое - Адвокат по гражданским делам

Комментарии к ст. 50 ЖК РФ

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .

Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.

Видео:КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙСкачать

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Норма жилой площади. Право на дополнительную жилую площадь

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения (учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления. Этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Муниципальным органам предоставлены широкие полномочия в сфере определения размера нормы представления и учетной нормы, что предполагает ответственность за принятые решения низовых звеньев «управленческой вертикали». Некоторые аналитики, например, М.Ю. Тихомиров, склонны считать, что не закрепление размера нормы представления на одного человека на федеральном уровне (как это планировалось изначально, в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения) не способствует улучшению жилищный условий ряда регионов России.

ЖК РФ прямо не предусматривает право на дополнительную жилую площадь (в то время как ст. 39 ЖК 1983 г. устанавливала, что сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв. м.). Подробнее в «Комментарии к Жилищному кодексу Российской Федерации» под ред. М.Ю. Тихомирова (М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005).

Отдельным категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут устанавливаться иные нормы предоставления (п. 3 ст. 50 Жилищного кодекса РФ). Примером может служить Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.), в соответствии с которым Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» был утвержден такой перечень.

Правом на дополнительную жилую площадь (не менее 15 кв. метров и не более 25 кв. метров) пользуются также определенные законом категории военнослужащих (Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с посл. изм. и доп.):

  • офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше;
  • командиры воинских частей;
  • военнослужащие – граждане, имеющие почетные звания Российской Федерации;
  • военнослужащие – граждане преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • военнослужащие – граждане научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) предполагает определение еще одного норматива – федерального стандарта социальной нормы площади жилья: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. метра на семью из двух человек; 33 кв. метра на одиноко проживающих граждан.

🌟 Видео

Отказ от предоставления дополнительной жилплощадиСкачать

Отказ от предоставления дополнительной жилплощади

Аварийное жилье – это не проблема гражданСкачать

Аварийное жилье – это не проблема граждан

Отличие учётной нормы площади жилья от нормы предоставленияСкачать

Отличие учётной нормы площади жилья от нормы предоставления

Тамбур / ЗАХВАТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВАСкачать

Тамбур / ЗАХВАТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

Как инвалиду получить квартиру? Внеочередное предоставление жилья.Скачать

Как инвалиду получить квартиру? Внеочередное предоставление жилья.

Пять изменений, которые ожидают собственников квартир в 2023 году: разбираем новые законыСкачать

Пять изменений, которые ожидают собственников квартир в 2023 году: разбираем новые законы

Как получить квартиру от государства бесплатно 7 способовСкачать

Как получить квартиру от государства бесплатно 7 способов

На какое жилье рассчитывать при реновации. Реновация, предоставление жилья.Скачать

На какое жилье рассчитывать при реновации. Реновация, предоставление жилья.

Нормы жилплощади ► Какая норма жилплощади на 1 человека?Скачать

Нормы жилплощади  ► Какая норма жилплощади на 1 человека?

Как гарантированно получить лучшее жильё в Москве? Юрист о программе реновацииСкачать

Как гарантированно получить лучшее жильё в Москве? Юрист о программе реновации

Пять новых правил для собственников жилья по итогам 2023 годаСкачать

Пять новых правил для собственников жилья по итогам 2023 года

Нормы предоставления служебного жилья военным и как от него отказаться. Часть 2Скачать

Нормы предоставления служебного жилья военным и как от него отказаться.  Часть 2

Почему и когда не обязательно отступать от забора соседа три метра!?Скачать

Почему и когда не обязательно отступать от забора соседа три метра!?

Новый закон о праве ребёнка на жильё после развода | Защита детей или кабала для отцов? | 2021Скачать

Новый закон о праве ребёнка на жильё после развода | Защита детей или кабала для отцов? | 2021
Поделиться или сохранить к себе: