Видео:Танцуют Михаил Ульянов и Юрий Яковлев. Вахтанговцы поздравляют Игоря Моисеева (1976)Скачать
Яковлев Юрий Яковлевич
Юрий Яковлев | |
Псевдоним(ы) | Юрий Яковлев |
Дата рождения | 26.06.1922 |
Место рождения | Петроград |
Дата смерти | 29.11.1995 |
Место смерти | Москва |
Гражданство | СССР, Российская Федерация |
Род деятельности | писатель |
Язык произведений | русский |
Юрий Яковлевич Яковлев (настоящее имя Юрий Яковлевич Ховкин) — русский советский писатель, публицист и сценарист.
Видео:Юрий Яковлев. Последний путь любимого ИпполитаСкачать
Содержание
Видео:Прощание с Народным артистом Юрием ЯковлевымСкачать
Юрий Яковлев / Биография
Юрий Яковлев родился 26 июня 1922 года в Петрограде. Отец — Яков Давидович Ховкин, бухгалтер. Мать — Людмила Алексеевна Филина, во время Первой Мировой войны была сестрой милосердия. Кроме Юрия в семье росла младшая дочь. Дед по материнской линии, Алексей Иванович Филин, происходил из крестьян. В двенадцатилетнем возрасте покинул родную деревню на Белом озере, пришел в Петербург на заработки и остался жить в городе. Писатель запомнил деда как человека трудолюбивого, сохранившего «деревенский корень» и часто рассказывавшего о прежней жизни.
Каждое лето семья уезжала в деревню, мать приучала сына к крестьянскому труду. Отголоски ранних впечатлений будут слышны во многих произведениях о животных: «Воспоминания о корове» (1970), «Продается старая лошадь» (1975) и др. После того, как отца арестовали, мать воспитывала детей одна, семья жила в бедности. Мать умерла в блокадном Ленинграде летом 1942 года и была похоронена в братской могиле на Пискаревском кладбище. Ее памяти писатель посвятил рассказы «Сердце земли» (1967) и «Мама» (1982).
«Каждый день моего детства был связан с мамой. Она вела нас с сестрой через трудную жизнь, создавая на нашем пути теплое, незамерзающее течение» («Немного о себе», 1970). В книге «Ваши права, дети» (1992) писатель упоминает о том, что мать была верующей, во времена репрессий и антирелигиозных кампаний над ее кроватью всегда висела икона.
Как большинство школьников, в возрасте 9–14 лет Юрий был пионером (пионерские впечатления нашли отражение в автобиографии «Немного о себе», 1978). Юным ленинцам посвящен ряд его ранних произведений.
Еще в школьные годы Юрий Ховкин сочинял стихи (первое произведение было посвящено столетию со дня смерти А. С. Пушкина), участвовал в литературных кружках и публиковался в стенгазете.
В ноябре 1940 года восемнадцатилетнего Юрия Ховкина, недавно окончившего школу, призвали в армию. В ноябре 1940 года он расстался с матерью на запасных путях Московского вокзала в Ленинграде. Их встреча стала последней, а его солдатский путь составил шесть лет.
С началом Великой Отечественной войны Ю. Ховкин участвовал в обороне Москвы в качестве химинструктора зенитно-артиллерийского полка, получил ранение. В его памяти навсегда остались бои у подмосковной деревни Фуники, где шестая зенитная батарея ежедневно подвергалась бомбежке с воздуха и ждала наступления немецких танков. «Сколько земли перекопал, перелопатил я за войну! Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы… Она липла к моей одежде, к подметкам, к лопате — я весь был намагничен, а она железная» («Сердце земли»). 2 сентября 1944 года химинструктору Ховкину вручили медаль «За оборону Москвы». Другие награды (орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.») он получил уже после окончания войны. В 1944 году, как и многие фронтовики, он вступил в КПСС.
Военные впечатления помогли Ю. Ховкину осознать себя как поэта и дали богатый материал для произведений. Боец был активным военкором, публиковал стихотворения и очерки о жизни бойцов, а также материалы о боевом опыте, в основном в газете Московского фронта ПВО «Тревога». Уже в ранних произведениях главными для него были проблемы мужества, патриотизма, связи поколений (в одном из стихотворений автор приводил будущий разговор фронтовички с дочерью). В декабре 1946 года Ю. Ховкин демобилизовался из армии. В 1948 году у Юрия Яковлевича и его супруги Нонны Сергеевны, библиотекаря, родился сын Андрей. Юрий Яковлевич по рекомендации Н. С. Тихонова поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. В период обучения наставниками молодого поэта были М. А. Светлов и А. Л. Барто (она также была оппонентом на защите диплома в 1952 году). Циклы стихов об армии, напечатанные в ежемесячном литературно-художественном журнале «Знамя», тепло напутствовал Н. С. Тихонов.
В литературный мир автор вступил под псевдонимом Яковлев, взятым в честь отца. Впоследствии псевдоним заменил фамилию.
В 1949 году вышла первая книга — небольшой сборник в мягкой обложке под названием «Наш адрес: стихи о пионерском лете». С этой публикации начинаются путь Яковлева как детского поэта и его многолетнее сотрудничество с издательством «Детгиз», ставшим для автора «родным домом» («Немного о себе. Позавчера была война», 1970).
В 1950-е годы Юрий Яковлев писал в основном стихотворения и поэмы для детей. К моменту окончания Литературного института в 1952 году он уже был автором пяти книг стихов: кроме «Нашего адреса», вышли «Зеленая книга» (1950), «Какая сегодня погода» (1950), «В нашем полку» — единственная книга стихов для взрослых, «Наш Андрейка» (обе 1951). Благожелательно откликнулись в печати на первые книги А. Г. Алексин, С. А. Баруздин, С. В. Михалков, Т. Д. Полозова, В. В. Смирнова и др. В 1951 году Юрий Яковлев был принят в Союз писателей СССР. Его стихи были отмечены Л. А. Кассилем на Втором Всесоюзном съезде писателей в декабре 1954 года.
- Мой знакомый бегемот / Юрий Яковлев ; рис. Виктор Дувидов
Мой знакомый бегемот / Юрий Яковлев ; рис. Виктор Дувидов, 1969
Мой знакомый бегемот / Юрий Яковлев ; рис. Виктор Дувидов
Мой знакомый бегемот / Юрий Яковлев ; рис. Виктор Дувидов
Мой знакомый бегемот / Юрий Яковлев ; рис. Виктор Дувидов
Мой знакомый бегемот / Юрий Яковлев ; рис. Виктор Дувидов
В раннем творчестве заметно влияние Агнии Барто и Сергея Михалкова. Поэтические произведения Юрия Яковлева не выделялись на фоне современной ему литературы и не выходили за очерченные идеологией рамки. Стихотворения учили читателя патриотизму и интернационализму, любви к родной природе («Какая сегодня погода», 1950), трудолюбию и уважению к чужой работе («Кому спасибо говорим», 1954), решительности («Про смелого Никиту», 1954) и т. п. Герои с детских лет осознают себя гражданами СССР, в своих играх готовятся к трудовой жизни и будут идти «ленинской дорогой» («Наш Андрейка»). Пионерская тема нашла развитие в книгах «Знамя над отрядом» (1952), «Старый барабан» (1956).
В поздних переизданиях особенно политизированные фрагменты могли исключаться. Так, в новой редакции стихотворения «Какая сегодня погода» (сборник «Фабрика погоды», 1964) были опущены упоминания о Сталине, масштабных проектах по изменению климата и опытах агрономов — последователей Т. Д. Лысенко, лжеученого-агронома.
Ю. Я. Яковлев делал вольные переводы с болгарского («С барабаном и знаменем» Ц. К. Ангелова), эстонского («Матросская шапка» Р. Л. Парве), латышского («Приход весны» и «Два друга» П. Силса), узбекского («Счастливые дети» К. Хикмата). Ю. Я. Яковлев работал в газетах и журналах, много ездил по Союзу. Побывал на строительстве Волго-Донского канала (1948–1952) и Сталинградской (Волжской) ГЭС (1950–1961), в колхозах Винницкой области Украины, цехах Уралмаша и школах Рязанской области, у нефтяников Баку. Посещал руины Брестской крепости, был на пограничных заставах Белоруссии и участвовал в учениях Прикарпатского военного округа. Встречал в море знаменитую китобойную флотилию «Слава», занимавшуюся промыслом в антарктических водах. Постоянно общался со школьниками, воспитанниками детских домов, юными посетителями библиотек. Главным принципом журналиста было «не «собирать материал», а пожить жизнью своих героев». Писатель-журналист порой ставил в своих статьях острые вопросы. Наряду с идеологически правильными произведениями о советских тружениках напечатал статью «Взвейтесь кострами, синие ночи», в основу которой легли сделанные в пионерлагерях Ульяновской, Куйбышевской и Пензенской областей наблюдения («Смена», № 641, февраль 1954). Журналист был обеспокоен исчезновением в пионерских организациях атмосферы дружбы и романтики, повсеместным распространением формализма и бюрократизма. Автор статьи делал вывод: нельзя заниматься пионерской работой «без любви, без выдумки», без внимания к личности ребенка.
В период ученичества началось общение Юрия Яковлева с известными прозаиками Р. И. Фраерманом и Л. А. Кассилем. Повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939) Фраермана называл в числе книг, повлиявших на его прозу. С творчеством Л. А. Кассиля молодой писатель познакомился на фронте, прочитав книгу его военных рассказов «Линия связи».
НАШ АДРЕС / Юрий Яковлев
Умка / Ю. Яковлев; худож. В. Лосин
И они зашагали рядом / Яковлев Ю.; Диафильм
Рассказы и повести / Юрий Яковлев; художник Г. Мазурин
Строгий характер / Юрий Яковлев
Мишуткина командировка / Юрий Яковлев
Юрий Яковлев / автограф
Впоследствии писателей связывали не только многолетняя дружба, но и общность тем — их книги рассказывали о детстве и взрослении, первой любви, нравственном выборе, подвигах на фронте. Наставники Юрия Яковлева также участвовали в Великой Отечественной войне. Р. И. Фраерман был бойцом народного ополчения и военным корреспондентом, получил тяжелое ранение, Л. А. Кассиль также служил военкором, выступал на радио, в воинских частях и в тылу. Часто Юрий Яковлев и его друзья-литераторы собирались в доме Кассиля. Позже Фраерман напишет предисловие к «Сердцу земли» Ю. Яковлева («Открытие добра», 1967), а Яковлев создаст биографический очерк «Лев Кассиль» (1979).
В конце 1950-х — начале 1960-х годов Яковлев обратился к прозе: повлияли работа в прессе, накопленные за время поездок по стране впечатления и уроки старших товарищей — Р. И. Фраермана, Л. А. Кассиля, Я. М. Тайца. Из первого небольшого сборника рассказов под названием «Пост номер один» (1958) юный читатель мог узнать, как постигают военное дело и преодолевают трудности солдаты-новобранцы. В предисловии автор противопоставил отвлеченные мечты о подвиге и упорство мальчика, сумевшего преодолеть свой страх перед упражнением на гимнастическом снаряде. Вторая книга рассказов — «Созвездие паровоза» — вышла в «Детгизе» в 1959 году.
Однако переломным моментом стала публикация в журнале «Огонек» (1960) небольшой повести «Станция «Мальчики» — о побеге из дома восьмилетнего Алеши. Произведение вошло в одноименный сборник (1961).
Вслед за этой повестью выходит другая — «Мальчик с коньками» (1961), ее темой стала память о Великой Отечественной войне. Случайная встреча с незнакомцем, нуждающимся в помощи, становится для «трудного» подростка, выросшего без отца, проверкой на человечность. Повесть стала одним из самых известных произведений Яковлева: входила в большинство его книг, начиная со сборника «Станция «Мальчики», и была экранизирована (режиссер С. В. Гиппиус, 1962). В 1962 году газета «Известия» опубликовала рассказ «Собирающий облака». Главный герой — Коля Малявкин — начал череду внешне незаметных, «невезучих» детей, сочувственно изображаемых Яковлевым. Перед героем, которого недооценивали взрослые, встал выбор: смириться с навязанной ему ролью или показать себя с другой стороны.
Далее в творчестве Ю. Я. Яковлева стала преобладать проза. Автор публиковался периодике, ряд очерков и статей составил сборник «Зеленая лампа и Красная звезда» (1963). Выходили и стихи — книга «Письмо пионеров солнцу», посвященная жизни юных ленинцев и покорению космоса (1964), сборник «взрослых» стихотворений «Зимняя радуга» (1965), но наибольшую известность получили рассказы и повести для детей. Поэтическая «школа» повлияла не только на лиризм, лаконизм, ритмичность авторского стиля, но и сказалась в преобладании малых жанров.
Важнейшее место в творчестве Юрия Яковлева занимала тема Великой Отечественной войны и памяти о ней. Рассказы на эту тему включены в сборники «Сердце земли» (1967), «Позавчера была война» (1970), «Где стояла батарея» (1971), «Колыбельная для мужчин» (1976), «Неприкосновенный запас» (1983), «Кепка-невидимка» (1987). Автора интересовало влияние войны на души людей и их дальнейшие судьбы. У каждого остается свой «след» — потеря близкого человека («Сердце земли», «Реликвия»), осколок в груди или увечье («Мальчик с коньками», «Бамбус»), боль от гибели друга и тяжелый долг сообщить правду его родным («Сретенские ворота»), страшные испытания, пережитые детьми («Цветок хлеба», «Девочки с Васильевского острова»), проявление лучшего в человеке на войне («Подвиг велосипедиста», «Командир роты»). Потомки победителей — юные герои писателя — противостоят забвению прошлого и клевете на героев («Девочки с Васильевского острова», «Друг капитана Гастелло», «Зимородок»).
Многие произведения имеют документальную основу. Истории ленинградских детей-артистов, выступавших на фронте, легли в основу повести «Балерина политотдела» (1976); рассказ «Память» посвящен погибшей партизанке Лиде Демеш (1930–1943). В повести «Девушка из Бреста» изложена действительная история Клавдии Ильиничны Шаликовой (род. 1926); с «девушкой из Бреста» писатель познакомился летом 1973 года во Львове и был поражен ее судьбой: женщина потеряла на войне родных, ее оставил муж, к моменту встречи она полностью ослепла от старых ранений. Благодаря очерку писателя, вышедшему 23 августа 1973 года в «Известиях», повести и снятому по ней фильму «Колыбельная для мужчин», жизнь бывшей фронтовой радистки изменилась. К ветерану К. И. Шаликовой пришла известность, она стала общаться с другими ветеранами, встречаться с молодежью и ездить по стране, а благодаря операции в глазной клинике ей было возвращено зрение.
В центре внимания писателя стояли нравственные вопросы, ставящие ребенка или подростка в ситуацию выбора — самопожертвование («Рыцарь Вася», 1964), отстаивание справедливости («А Воробьев стекло не выбивал», 1972), борьба с жестокостью («Он убил мою собаку», 1964), переживание смерти близких («Баваклава», 1976).
Юрий Яковлев обращался и к редким жанрам публицистики для детей. Так, в 1979 году выходит книга «Закон твоей жизни» (2-е издание, 1981), литературный комментарий к Конституции СССР. Выходят и книги патриотических очерков «Родная страна (1982), «Моя родина (1989). Обращается к истории — «Про Октябрь», 1979 (2-е издание, 1982).
Важное место занимала в творчестве Юрия Яковлева тема связи поколений. С семьи начинаются любовь к Родине и познание мира («Сердце земли», 1967; «Мама», 1982), память о героическом прошлом («Салют», 1967), уроки самоотверженной любви («Баваклава»). Писал прозаик и о семейных проблемах — равнодушном отношении к ребенку («Собирающий облака»), проблемах неполных семей: «Игра в красавицу» (1968), «Сын летчика» (1964), «Травести» (1978). Еще одна тема — работа учителей, вожатых, руководителей образовательных организаций. Писатель давал образец педагога, сочетающего разумную строгость и доброту («Бамбус»), пример учителя-героя («Учитель истории», 1968; «Память», 1974), открывающего в «нелюбимых» учениках или детях из отряда прекрасные качества («Собирающий облака», «Багульник», «Разбуженный соловьями»).
Во многих произведениях нашла выражение любовь писателя к животным. У Ю. Я. Яковлева за жизнь сменилось несколько собак — овчарки Динго, Эгри, Зной, Гвидон и другие. Как вспоминает Ксения Викторовна Драгунская, он заботился и о бездомных псах. Доброму отношению к «братьям меньшим», чувству ответственности за судьбу животных посвящены произведения «Я иду за носорогом» (1965), «У человека должна быть собака» (1967), «В гостях у собаки» (1967), «Хромой лев» (1967), «Урс и Кэт» (1968). Широкую известность получила сказка о белом медвежонке — «Умка» (1969). Юрий Яковлев поддерживал семью Берберовых, растивших в своей квартире львов — сначала Кинга I, а потом Кинга II. Помимо очерков на этот сюжет, писатель создал сказку-повесть «Лев ушел из дома» и сценарии для дилогии фильмов «У меня есть лев» и «Лев ушел из дома».
Писатель сотрудничал с детским литературным клубом «Бригантина», работавшим в московской школе № 74. Верой в то, что общение детей из разных стран поможет установить мир на земле, проникнуты повести «Верный друг Санчо» (1974) и «Саманта» (впервые: «Юность», 1986, № 6). Фантазия-быль «Саманта» основана на истории американской девочки Саманты Смит (1972–1985), посла доброй воли, решившей лично убедиться в отсутствии у СССР завоевательных планов и посетившей страну в 1983 году. Участвовал в литературной публицистике и работе Союза советских писателей. Отвечал на резкую критику Л. К. Чуковской (С. Михалков, Н. Томан, Ю. Яковлев. По поводу критики. Литературная газета, 29 мая 1954). Писал о книгах С. Л. Прокофьевой («…Молодцам урок», «Литературная Россия», 1976, № 13), творчестве Л. А. Кассиля («Лев Кассиль», 1979). Его речь на Шестом съезде писателей СССР в 1976 году была посвящена утверждению юношеской литературы как отдельного явления. Ю. Я. Яковлев плодотворно сотрудничал с кинематографом: был членом редколлегии сатирического киножурнала «Фитиль», основанного С. В. Михалковым, членом художественного совета студии «Союзмультфильм». По его сценариям было снято около пятидесяти фильмов и мультфильмов.
В сценарии к фильму «Девочка, хочешь сниматься в кино?» (1977), основанном на реальных событиях, нашел выражение авторский кодекс: искусство должно быть чуждым меркантильности, ради искусства нельзя причинять страдания живому существу. За киносценарий «Семеро солдатиков» был награжден Государственной премией СССР.
Став известным писателем, Ю. Я. Яковлев побывал в Югославии, Англии, Италии, Франции, Турции и США. Некоторые произведения («Учитель истории», «Воспоминания о корове») были основаны на полученных во время зарубежных поездок впечатлениях. В середине 1970-х годов сын Андрей, решивший стать ортодоксальным иудеем и репатриироваться в Израиль, порвал отношения с отцом. В 1987 году А. Ю. Яковлев эмигрировал, окончил педагогическое училище им. Давида Елина, преподавал историю и Тору (Библию). Ныне известен как автор книг по истории российских евреев и хасидизму, пишущий под псевдонимом Эзра Ховкин.
Между тем, Ю. Я. Яковлев продолжал писать о советских ценностях (книга повестей о Ленине «Площадь Восстания», 1989). Последняя книга — «Ваши права, дети» — увидела свет в 1992 году, она представляет собой художественное изложение принятой в 1989 году Конвенции о правах ребенка. В 1992 выходит и последний прижизненный сборник — «Избранное».
Юрий Яковлев умер 29 ноября 1995 года в Москве после долгой тяжелой болезни, похоронен на Даниловском кладбище.
Видео:Старая Москва: Михаил Ульянов и Юрий Яковлев в студии Гостелерадио/конец 1960-х/10.05.22Скачать
Юрий яковлев площадь восстания
ты я вижу везде наследил, тролль он и в Африке тролль. а натура-то у тебя препаскуднейшая, только блевать на форумах и можешь))))
Борис 08-02-2022 в 22:27 #190287
Опять гарем, тьфу
Evgeni 08-02-2022 в 17:34 #190286
Всё в порядке у сайта? Как насчёт модерации? По законам РФ детская порнография, в том числе рисованная и написанная — ЗАПРЕЩЕНА. Какого хера на сайте лежит куча фантазий (это хорошо, если фантазий!) старого вонючего педофила. Всё норм у вас, граждане? Владельцы сайта? Ну ок, напишу РКН. Против такой швали все средства хороши.
lina rimma 08-02-2022 в 04:36 #190285
Захватывающая книга , с нетерпением жду продолжения
Илья 07-02-2022 в 18:01 #190284
Читать можно, тем кто любит читать постоянно штамповку из серии “иванушек-дурачков”, которым сказать лишнего слова и подумать автор не даёт, тратя время в экстренных случаях на созерцание, переживания и на размышления, на упрямство, но не на действие. Ну и конечно очередное чудо внешнего вмешательства. Ума вообще палата. Задачку из 3 вагонов, полтора из которых весят в воздухе решить не могут. Решение сначала отцепить третий вагон для ГГ и самого автора – недоступно. То у них кровь режет и взрывает всё что попало, превращается в любой предмет, то об этом все забывают и бьются в истерике. То что у любой машины должны быть тормоза вообще никто не вспоминает. Разумеется объяснить, как водила не чувствует и не видит в лобовое стекло как машина ползёт назад автором стыдливо умалчивается. Нормальные ГГ подобных авторов всегда сперва создают проблему на ровном месте, потом геройствуют. Как все писатели такого штампа автор наслаждается глупостью героя и передерживает наслаждение таким моментом. Повторы таких моментов – постоянны и превращаются в штампы в плоть до копий фраз. Мораль таких книг одна – будь дураком и тебе авось повезёт, а типа самым умным – никогда. Русская классика — «Горе от ума» в 100 миллионном повторе.
Владимр Чистяков 07-02-2022 в 12:28 #190283
После прочтения книги, начинаешь понимать, что нам показывают не систему в войне в Чечне, а отрывки. Бедные русские парни! За Россию! За ее Героев! Ура.
Михаил Белозёров 04-02-2022 в 19:24 #190281
Уважаемый Владимир Андриенко! Прочла статью » О чем говорят » Тексты пирамид»» Понравилась статья. Только удивило размышление в тексте что религия могла быть капиталистическая. Могу точно сказать что Боги каннибализм, те, кто народы обучал, точно не приветствовали и не могли такое приветствовать. По сути их божественного присутствия Высочайший интеллект Богов. Этим могли заниматься ящеры прилетающие на землю. Их нельзя называть Богами. По понятным причинам. С уважением Люка
Люка 03-02-2022 в 16:57 #190280
Собственно ценность книги только в том , что если вы начнете следовать изложенным в ней рекомендациям, это будет лучше, чем если вы продолжите лежать на диване. Всё. На этом ее ценность заканчивается , т.к. обьяснения почему надо делать именно так , как пишет автор, а не иначе вы не найдете, а если оно и будет , то далекое от физиологии и биохимии работы мышц в организме.
Если есть желание понимать, что вы тренируете и почему именно так правильнее , чем делая это по другому,что происходит в мышце при той или иной нагрузке, потратьте пару дней на изучение наследия профессора Силуянова . Этих знаний вам хватит чтобы достигать целей самым рациональным путем не тратя сотни часов на бестолковые трен-ки по офп и «дыхалку, общую выносливость и т.п.», а занимаясь специальной подготовкой в своем направлении спорта.
Роман Евгеньевич 01-02-2022 в 22:31 #190279
напиши лучше мы почитаем
Владимир Лазарев 01-02-2022 в 21:56 #190278
Хорошая серия. Но не законченная. Автор просто бросил писать. Жаль. Очень жаль.
Видео:Юрий Яковлев. Смешной. Серьезный. Настоящий - Документальные проекты - ИнтерСкачать
Юрий Васильевич Яковлев
Фото Все
Видео Все
«История жизни» Юрий Яковлев
Юрий Яковлев. «В гостях у Дмитрия Гордона». 1/2 (2008)
Говорим и показываем — «Памяти Юрия Яковлева»
Видео:Егор Яковлев о декабристах и восстании 1825 г. на Сенатской площадиСкачать
Юрий Яковлев — биография
Сценическое обаяние и высочайшее актерское мастерство позволило этому актеру получить всенародную любовь. Фильмы с участием Юрия Яковлева не имеют срока давности, их любят все новые и новые поколения зрителей, испытывая тот же восторг, что и их родители и бабушки с дедушками.
Биография Юрия Яковлева насыщена множеством разных ролей, но популярность актеру принесли фильмы «Иван Васильевич меняет профессию» и «Ирония судьбы, или с легким паром!». Эти фильмы ждут все зрители, по традиции встречая с ними все праздники.
Детство
Родился Юрий Яковлев в столице 25.04.1928 года, в интеллигентной семье юриста Василия Васильевича и медицинской сестры Ольги Михайловны. Мама долгое время трудилась диетической сестрой в поликлинике Кремля. Семья была дружная, поэтому вместе с ними жили и сестра и два маминых брата. Сразу местом их жительства был Подсосненский переулок, потом они все вместе поселились в новостройке на Колобовском. Родители Юрия развелись, когда он был совсем маленьким. Отец ушел, и виделся с сыном только раз в неделю – в четверг.
Фото: Юрий Яковлев в детстве
В 1937-м началось время сталинских репрессий и чисток. Мамин брат Ами дружил с маршалом Тухачевским, поэтому был арестован одним из первых и расстрелян. Мама Юрия к тому времени уволилась, поэтому за ней не пришли.
В самом начале войны Яковлевых эвакуировали в Уфу. Мама начала работать в госпитале медсестрой, Юрий постоянно ей помогал. В школе Юрий учился хорошо, несмотря на голод и лишения. Вернуться в столицу получилось только в 1943-м. Москва лежала в руинах, жить было трудно, поэтому Юрию снова пришлось устраиваться на работу. После эвакуации он был длинным и тощим подростком, у него диагностировали дистрофию второй степени. В Москве парень устраивается сразу заправщиком, а потом мастером по мелкому ремонту авто при американском посольстве. Эта работа оплачивалась 500-ю рублями, которые позволяли семье немного поправить материальное положение.
Юность
После окончания вечерней школы Яковлев начал всерьез задумываться о карьере дипломата, но потом решил, что сцена ему нравится больше и пошел штурмовать ВГИК. Он пытался подготовиться к экзаменам, устраивал репетиции в кладовке, чтобы никому не мешать. Он подал документы во ВГИК и даже успешно прошел два экзамена, а вот на кинопробе его срезали. Оператор, который должен был снимать абитуриента, сказал, что внешность у него некиногеничная и что смотреться в кадре он не будет. Юрию уже и раньше отказывали из-за внешности – еще в довоенное время он проходил пробы на роль второго плана в картине «Тимур и его команда» и тоже не прошел по внешности.
Неудача на экзаменах конкретно выбила Яковлева из колеи. Но провидению все-таки было угодно, чтобы Юрий стал актером и вот уже по совету знакомого старшекурсника он отправляется в знаменитую «Щуку», где еще не закончились экзамены. Конкурс там был просто огромный – почти 600 человек на место, намного больше, чем во ВГИКе.
Приемную комиссию Щукинского Яковлев тоже не впечатлил, и уйти бы ему ни с чем, но снова судьба распорядилась иначе. Он понравился известной актрисе Ц.Мансуровой, которая разглядела в юноше потенциал и взяла его к себе на курс.
Учеба давалась Юрию не так легко, как хотелось бы. После первого курса его чуть не отчислили, потому что он умудрился «завалить» самый главный предмет – актерское мастерство. И снова на помощь к Яковлеву пришла Мансурова, которая и вела у студентов эту дисциплину. Она видела, что парень явно талантлив, поэтому сделала все, чтобы его не выгнали из вуза. Она взяла над ним шефство, и постепенно Юрий начал делать первые успехи. Оценки по актерскому мастерству теперь были стабильно хорошие, к тому же Яковлев сумел доказать всем, что он очень талантлив и способен внести заметный вклад в театральное искусство.
Могут быть знакомы
Театр
После получения диплома Яковлев буквально сразу был принят в труппу Академического театра им.Вахтангова. Впервые на сцене этого театра Юрий оказался в 1952-м. Сразу молодому актеру пришлось играть в эпизодах, например в постановке «Отверженные» он стал одним из жандармов. Но буквально через год начинающий актер уже примерил на себя роль второго плана в спектаклях «Европейская хроника» и «Макар Дубрава». После этого ему доверили главную роль в постановке «Раки». Яковлеву удалось очень органично перевоплотиться в Ленского, поэтому зрители и критики сразу поняли, что перед ними настоящий талант.
Фото: Юрий Яковлев в театре
За всю его многолетнюю карьеру в театре Яковлев сыграл во многих спектаклях. Перерыв в театральной деятельности в 1954-1962 годах был вызван только интенсивными съемками в кино. В 1968-м Юрий получил роль в постановке «На всякого мудреца довольно простоты», где стал Егором Глумовым. После премьеры спектакля актер получил лестную оценку зрителей и профессиональных критиков.
В конце 60-х Юрий Яковлев стал ведущим актером родного театра. Постановки с его участием проходили с неизменным аншлагом, его имя было известно не только театралам но и любителям кино, особенно после выхода культовых комедий. Яковлева буквально заваливали заманчивыми предложениями руководители разных столичных театров. Юрию предлагали самые лучшие условия во МХАТе и в Малом театре, но актер отказался. Он был настоящим консерватором и остался верным родной сцене.
Яковлев выходил на сцену театра им.Вахтангова на протяжении 60 лет. Его коллегами были самые разные актеры и прославленные режиссеры. Он знал Владимира Этуша и Р.Виктюка. Последняя постановка, в которой был задействован Яковлев, называлась «Пристань» и была представлена на суд зрителя в 2011 году. В творческой биографии актера более пятидесяти постановок в самых разных жанрах.
Фильмы
Кинематографическая карьера Юрия Яковлева началась в 1954-м, с небольшой роли в советско-албанском фильме «Великий воин Албании Скандербег». Эту картину возили на Каннский фестиваль, она была удостоена награды за режиссерскую работу, но Яковлеву славы не принесла. В 1955-м Юрия пригласили на съемки водевиля «На подмостках сцены», доверив ему небольшую роль. В последующие два года на экраны вышли еще три ленты с его участием.
Первый успех в кино пришел после выхода картины «Идиот». В 1959-м журнал «Советский экран» назвал ее лучшей картиной года, а Яковлев стал знаменитым. В 1961-м Юрий снялся у Эльдара Рязанова, в ленте «Человек ниоткуда», где стал одним из центральных персонажей. Сотрудничество с известным режиссером Рязановым продолжилось в следующем году, в картине «Гусарская баллада», в которой Яковлев стал поручиком Ржевским. Картина быстро стала популярной, ее просмотры перевалили за 50 миллионов.
На актера Яковлева предложения посыпались как из мешка изобилия, поэтому следующие десять лет были очень плодотворными. За это время вышло больше двадцати фильмов с его участием. В 70-х Юрий Яковлев оказался на пике популярности. Всесоюзную славу актеру принесла картина «Иван Васильевич меняет профессию». После этого было участие еще в одном прославленном фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». Яковлев стал Ипполитом, хотя до этого на эту роль приглашали Олега Басилашвили. Но актер не смог сниматься в фильме из-за семейной трагедии, поэтому роль отдали Яковлеву и, как видно, не прогадали.
Актерская карьера Яковлева продолжает идти вверх, и он снимается в нескольких проектах, которые стали культовыми. Это были ленты «Кин-дза-дза», «Виват, гардемарины!» и другие. Не отказывается актер и от съемок на телевидении, озвучивания мультфильмов и пластинок.
После распада Союза произошла своеобразная переоценка ценностей. Кинематограф стал жестким, более циничным, любимым жанром стал детективный или криминальный. Яковлев не любил такое кино, поэтому наотрез отказывался от предложений. За последние десять лет перед смертью он снялся только в четырех лентах. Одной из этих картин было продолжение прославленной «Иронии судьбы». Зрители восприняли картину душевно, а вот критики были о ней другого мнения.
Личная жизнь
В личной жизни актера Юрия Яковлева было три законных брака. Первый раз он женился на Кире Манчульской, которая работала врачом. Их семья не просуществовала и десять лет. Кира никак не могла родить, и Юрий пустился во все тяжкие. У него были романы на стороне, причем он особо и не таился. Когда в 1961-м у них все-таки родилась дочка Елена, выяснилось, что пассия актера Екатерина Райкина тоже носит его ребенка. Яковлев уходит от жены и женится на любовнице.
Фото: Юрий Яковлев с женой
Екатерина была дочерью любимого всеми актера А.Райкина. Но этот брак был еще короче, чем предыдущий. Они прожили всего три года и развелись. Юрий продолжал изменять и к тому же стал часто выпивать. В 1961-м у них родился сын Алексей, которого мама воспитывала сама.
Третьей женой актера Яковлева стала Ирина Сергеева, которая занимала должность директора театрального музея. Они были счастливы, женщина сумела не обращать внимания на похождения мужа. В 1969-м у них родился сын Антон. Этот брак длился сорок лет, до самой смерти Юрия Яковлева.
Все дети прославленного актера продолжили дело отца и стали успешными актерами.
Смерть
Юрий Яковлев умер 30.11.2013 года в одной из московских больниц. Одни источники говорят, что он умер от сердечного приступа, другие, что от отека легких. Прощались с любимым актером в его родном театре.
Фото: Могила Юрия Яковлева
Местом упокоения великого артиста стало Новодевичье кладбище.
Избранная фильмография
- 1956 — На подмостках сцены
- 1961 — Человек ниоткуда
- 1963 — Большая дорога
- 1966 — Выстрел
- 1969 — Фауст
- 1973 — Иван Васильевич меняет профессию
- 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром!
- 1981 — Бешеные деньги
- 1986 — Кин-дза-дза!
- 1993 — Дети чугунных богов
- 2007 — Ирония судьбы. Продолжение
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
🔍 Видео
Юрий Яковлев. "В гостях у Дмитрия Гордона". 1/2 (2008)Скачать
ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ ...Скачать
ДАН СССР Гос Акт за декабрь 2023 года ч.8, § 42 – окончаниеСкачать
Яковлев, Миронов, Этуш. Шуточная сценка "Вступительные экзамены в театральное училище" (1980)Скачать
Михаил Булгаков. Театральный роман. Страницы книги читает Юрий Яковлев (1990)Скачать
Юрий Яковлев читает рассказ Алексея Романова "Золотая свадьба" (1981)Скачать
Читает Юрий Яковлев. Пармская обитель. Радиокомпозиция по последнему роману Стендаля (1978)Скачать
Юрий Яковлев. Диагноз: донжуанСкачать
"Таллинн" - Юрий Яковлев.Скачать
Невзоров.Главные новости дня.Скачать
Энергичный танец Юрия Яковлева с Екатериной Райкиной (1963)Скачать
Ушел из жизни любимый актер, легенда отечественного кино - Юрий ЯковлевСкачать
Юрий Яковлев с детьми в программе "Кинопанорама" (1991)Скачать
"История жизни" Юрий ЯковлевСкачать