высотка на кудринской площади изнутри

Видео:СТАЛИНСКАЯ ВЫСОТКА - СТРОИЛИ, ЧТОБ ВЕСЬ МИР ОХАЛ И АХАЛ! ПЕЧАЛЬНО ВИДЕТЬ ВО ЧТО ПРЕВРАЩАЕТСЯ ИСТОРИЯСкачать

СТАЛИНСКАЯ ВЫСОТКА - СТРОИЛИ, ЧТОБ ВЕСЬ МИР ОХАЛ И АХАЛ! ПЕЧАЛЬНО ВИДЕТЬ ВО ЧТО ПРЕВРАЩАЕТСЯ ИСТОРИЯ

Тайны высотки на Кудринской площади: зеркала исчезают

Жильцов беспокоит состояние легендарного здания

Если смотреть, например, с Воробьевых гор, то московские сталинские высотки — ажурные, слегка подернутые туманом «свечи». Совсем не то при взгляде с 200–300 метров: «семь сестер» Москвы кажутся мрачновато-громадными. А если подойти еще ближе — монолит высотки распадается на отдельные элементы. Кирпичи, плитки, скульптуры, окна, балюстрады. И самое страшное — становится видно, что многие из этих элементов не в лучшем состоянии. Прохожий может отвернуться, оберегая свою внутреннюю сказку о волшебных высотках, но как отвернуться тому, кто в них живет?

высотка на кудринской площади изнутри

Окна бывшего гастронома. Фото: Антон Размахнин

Высотка на Кудринской площади — именно такая, медленно разваливающаяся. Не верите? А вы присмотритесь, выходя из метро «Баррикадная». Можно еще пройти у самого ее подножия, где почтовое отделение, до сих пор пахнущее сургучом, к только что отреставрированному, как с иголочки, дому-коммуне Наркомфина. Двадцать лет этот дом стоял затянутый зеленой сеткой, квартиры в нем то скупались в розницу, то продавались оптом; и лишь после консолидации собственности началась реставрация. Сейчас некоторый страх внушает уже высотка, казавшаяся неколебимой.

Само то, что по периметру здание обнесено такой специфической сеткой-навесом, берегущей головы от падения плиток и обломков, — уже так себе знак; приглядевшись, можно заметить и выбитые кое-где окна бывшего роскошного гастронома, и заброшенный кинотеатр «Пламя», и уродливую надстройку-«бронепоезд» ночного клуба. Хочется спросить: когда это кончится? Но опыт подсказывает другой вопрос: чем это кончится? Высотка — не дом Наркомфина, этажей, архитектурных украшений и инженерии в ней побольше будет. «Ухнет» — мало не покажется.

Утро начинается с плача

— Каждое утро для жителей дома, чьи окна выходят на надстройку-боулинг, начинается с одной и той же темы, — рассказывает активистка движения «Архнадзор» Анастасия Сивицкая, курирующая высотку. — Мало того, что шум от боулинга подарил бессонную ночь; каждое утро настроение портит еще и «дождь» из кондиционеров. Они нависли сверху в полном беспорядке; смогли же в МИДе сделать их нормально и аккуратно, в одном стиле и с дренажом; почему же у нас так?

Действительно: камень парапета — а это вполне качественный гранит — во многих местах «проеден» конденсатом; кое-где проплешины замазаны серой краской; местами камень зашпатлеван так грубо, как будто гигантский дом, как модель, склеивали первоклассники. Если взглянуть из любой квартиры дома (а они в высотке довольно обычные — не по замаху самого здания), становится очевидным: ремонт, точнее, реставрация, нужен уже вчера. Так же как нужен он был упомянутой высотке МИДа — где ремонт был вовремя запланирован из средств министерства — и дому на Котельнической, где процесс ускорили, говорят, именитые жильцы. На здание у площади Восстания, получается, такого ресурса не хватило.

— Меня постоянно спрашивают: правда ли сырость камня возникает из-за боулинга и кому он принадлежит, — говорит Сивицкая. — Но это совершенно не важно. Важно только то, что дом нуждается в немедленном ремонте. Не верите в то, что состояние всех арочных пространств дома в жутком состоянии, — зайдите в кафе на первом этаже, там капает с потолка! Боулинг, а также неправильно установленные кондиционеры, а также страшные двери магазинов арендаторов — все это должно быть устранено. Украденных когда-то гипсовых ваз в ресторан уже не вернешь, но превращать все остальное пространство дома в цирковое представление просто безнравственно.

В предмет охраны рыбу заворачивали

Список горестей, который Сивицкой продиктовали жители высотки, весьма объемистый. Выкрученные ручки дверей, отсутствующие части светильников, подмененные люстры, украденные зеркала на этажах; замененная бронза или выкрашенные под нее детали, чтобы было незаметно; салатовый цвет коридоров и даже выкрашенные так на многих этажах пилястры дверных проемов; стертая толщина столбиков балюстрады — это только часть проблем дома и его невосполнимых утрат, наряду с естественно ветшающими полом, витражами, прекрасными скульптурами. И хозяев квартир, и экспертов тревожит состояние облицовочного камня.

— К сожалению, памятник и одновременно жилой дом часто напоминает состояние хорошего дома отдыха после смены, проведенной в нем трудновоспитуемыми подростками, — говорит градозащитница. — Эти подростки — наши граждане, наши современники самых разных возрастов.

Высотный дом на Кудринской площади, разумеется, памятник архитектуры — по современной терминологии, объект культурного наследия регионального значения. Вот только в его границы — внезапным образом! — не входит стилобат-баллюстрада, на котором, например, построен тот самый боулинг. И сквер перед домом, выходящий на Садовое кольцо, дому тоже не принадлежит и вместе с ним не охраняется.

Закон о культурном наследии требует, чтобы «статусные» памятники, к числу которых относится высотка на Кудринской, применительно к их предмету охраны проходили научную реставрацию. Предмета охраны, впрочем, в открытых источниках нет, поэтому «невооруженным глазом» выяснить, относятся ли к нему люстры, зеркала или оформление лифтов, не получится.

Планируется ли капитальный ремонт и реставрация здания — в городских службах, курирующих высотку, не сообщили. Так, в управляющей компании, работающей в здании, отвечать на запрос «МК» не стали. А сотрудники Департамента культурного наследия пояснили, что в подобных случаях вначале выделяются средства на разработку проекта реставрации, затем решается вопрос о собственно ее проведении. И процедура чаще всего затягивается на несколько лет — как это было с доходным домом Бройдо в Плотниковом переулке, украшенным барельефами с изображением русских писателей. Реставрация фасадов дома назрела еще в начале 2010-х годов, а сделано это было из-за особенностей процедурного характера лишь в 2017-м.

высотка на кудринской площади изнутри

Тот самый боулинг. Фото: Антон Размахнин

Город нам должен

— Планы капитального ремонта нашей высотки, конечно, существуют, — говорит председатель совета дома Николай Шинкаренко. — К сожалению, существуют. Дом включен в региональную программу капремонта, по которой со всех нас собираются известные взносы. Проблема в том, что нормативы, по которым в нашем здании хотят проводить капремонт, — те же самые, по которым ремонтируют обычные панельные дома хрущевских времен.

Слово «нормативы» относится прежде всего к финансированию, подчеркивает Шинкаренко. Но и методические подходы — примерно такие же, так что от «централизованного» капремонта высотки совет дома не ждет ничего хорошего. Будет, очевидно, еще больше закрашенной лепнины, замененных на «современные аналоги» дверных ручек, снятых деревянных панелей. А в целом бюджета может не хватить не то что на реставрацию скульптурного убранства, но и просто на адекватную замену коммуникаций.

— В советские времена жители стандартных домов платили квартплату что-то около 13 копеек за квадратный метр, — вспоминает председатель совета дома, — а наш тариф был вдвое выше, 26 копеек. Объясняли это тем, что дом — памятник общегородского значения и индивидуального проекта. Ну что ж, мы исправно платили — теперь ждем, чтобы нынешняя городская администрация, правопреемница Моссовета, в свою очередь проявила особый подход к нашему ремонту.

В «капиталистическую» схему — когда владельцы высотки накапливают деньги на капремонт, сдавая в аренду нежилые помещения, — Николай Шинкаренко применительно к высотке на Кудринской не верит. Дело в том, что, даже если город прямо сейчас отдал бы в распоряжение совета дома всё имеющееся «нежилье», на то, чтобы накопить нужную сумму, ушел бы не один десяток лет. Этого времени у знаменитого дома нет.

Пока же управляющая компания пытается что-то сделать с домом в рамках текущей хозяйственной деятельности. В 2014 году по заказу управляющей компании аварийные гранитные плиты стилобата ремонтировала другая организация; аналогичное объявление о закупке сделано и в октябре 2018 года. Подрядчик пока не определен. Кроме того, в конце ноября 2018 года подрядчика, готового за почти 1,4 млн рублей отремонтировать технические помещения на высотных этажах и внутренности шпиля, просто не нашлось.

Высотка на Кудринской площади — в числе «отстающих» по реставрации. Уже прошли работы в гостиницах «Украина» и «Ленинградская» (правда, обе в результате стали сетевыми и сменили имена); высотка МИДа и жилой дом на Котельнической набережной также отреставрированы. Остались МГУ (где комплексной реставрации главного здания пока не проводилось) и два жилых дома «попроще», чем на Котельниках: это дом на Красных Воротах и на Кудринской площади. Хотя в советские времена все три высотки были примерно равны по своей престижности, но сейчас объективные обстоятельства диктуют свою волю: два из трех домов стоят на загазованном Садовом кольце, и потому квартиры в них оцениваются дешевле, а публика из числа важных персон реже покупает там жилплощадь.

Может быть, в этом и разгадка: дом-символ, дом-роскошь, дом-артефакт безумно дорог в содержании и реставрации. И требует действительно «сверхбюджетных» вложений. Которые кто-то влиятельный должен выбить, как это всегда у нас и делалось. На Кудринской такого «паровоза» пока, судя по всему, не нашлось.

Видео:СЕКРЕТЫ СТАЛИНСКОЙ ВЫСОТКИ - ГУЛЯЕМ ПО ВЫСОТКЕ НА КУДРИНСКОЙ ПЛОЩАДИСкачать

СЕКРЕТЫ СТАЛИНСКОЙ ВЫСОТКИ - ГУЛЯЕМ ПО ВЫСОТКЕ НА КУДРИНСКОЙ ПЛОЩАДИ

Москвич

высотка на кудринской площади изнутри

Видео:Высотка на Баррикадной – что внутри?Скачать

Высотка на Баррикадной – что внутри?

Московская легенда: высотка на Кудринской площади

высотка на кудринской площади изнутри

высотка на кудринской площади изнутри

Если вы хотите днем посреди шумного города испытать чувство страха и одиночества, надо выйти из метро «Баррикадная», по светофору пересечь одноименную улицу и подняться по гранитным ступеням на стилобат высотного дома по адресу Кудринская, 1. Дальше пойти направо, завернуть за угол, идти дальше вперед и вперед, огибая каменные выступы здания. Отвесно поднимаются высокие стены, воет ветер. Здесь никогда никого нет.

Впрочем, людей здесь много: кто прижимает к себе автомат, кто виолончель, кто сноп пшеницы, у них босые ноги, они изваяны из камня, сидят на каменных постаментах и заняты своим делом — смотрят в коммунизм. Наконец, совершив почти полный круг, оказываешься в сквере перед главным входом в дом и радуешься, услышав голоса и увидев огни автомобилей. Когда строили эту высотку, было принято много странных, нелогичных решений. И одно из них — вот это огромное гульбище, по которому никто никогда не гуляет.

В конце 1940-х практически одновременно стали строить семь высотных зданий. Закладка дома на Кудринской площади (тогда — площади Восстания) состоялась в сентябре 1947 года. Проект разрабатывали Михаил Посохин (впоследствии главный архитектор Москвы) и Ашот Мндоянц. Высотные дома собирались строить из железобетонных плит. В стране их тогда делать не умели, и в подмосковных Кучино и Люберцах построили специальные заводы. Что касается эстетического облика, архитекторами руководили не только музы, но и генерал-майор Александр Комаровский, совершенно чудовищный персонаж, начальник Главного управления лагерей промышленного строительства НКВД. Именно он распорядился на всех высотках установить шпили, сказав: «Сталин готику любит».

высотка на кудринской площади изнутри1952

В результате на площади Восстания вырос дом, напоминающий Вавилонскую башню, нью-йоркские небоскребы и готический собор. Его строили восемь лет, первые жильцы стали въезжать в апреле 1955 года. Здание симметрично, оно состоит из главного корпуса и двух боковых. Все три корпуса поднимаются вверх уступами. Высота дома с башней и шпилем — 156 метров, в главном корпусе 24 жилых этажа, в боковых — по 18. Здание облицовано светлым камнем, стоит на широком стилобате, украшенном темно-красным гранитом, взятым в качестве трофея у гитлеровской Германии.

По своему убранству из всех семи высоток именно дом на площади Восстания был самым роскошным и помпезным. Всюду люстры, зеркала, резной дуб и красное дерево, мозаика, разные сорта гранита и мрамора, метлахская плитка, светильники в виде канделябров. Особенно торжественно выглядит пространство перед лифтами в главном корпусе. Оно украшено витражами в древнерусском стиле по эскизам художника Павла Корина, но этого дизайнерам было недостаточно, и они всюду щедро понаставили колонны, вроде бы античные, но толстые и неестественно короткие. При виде них вспоминается не Парфенон, а советская «Книга о вкусной и здоровой пище». Каждая из колонн выглядит так, словно взяли батон колбасы, допустим, языковой или телячьей высшего сорта, снизу отхватили здоровый ломоть, но осталось еще много, и это зрелище не может не радовать. Архитекторы настолько увлеклись, проектируя холлы, мраморные лестницы, парадные подъезды, вестибюли, террасы и колоннады, что в результате нежилая площадь в доме превышает жилую. Квартиры — а их здесь 456 — получились довольно тесные, и когда жильцы устраивали большие семейные торжества, они вынуждены были выставлять столы в общие коридоры перед лифтами.

высотка на кудринской площади изнутриХолл в подъезде высотного дома на Кудринской площади

Дом тут же стал одним из символов новой Москвы. Именно рядом с этой высоткой Сергей Михалков поместил своего героя дядю Степу.

Шли ребята мимо зданья,
Что на площади Восстанья.
Вдруг глядят — стоит Степан,
Их любимый великан.
— Получил я пост почетный! —
И теперь на мостовой,
Там, где дом стоит высотный,
Есть высотный постовой!

Но в народе ходили другие стихи. Их приводит в своих мемуарах критик Наталья Иванова, которая провела здесь свое детство:

Я живу в высотном доме,
Но на первом этаже.
Сверху видно область Коми,
Нам же только чью-то жэ.

В самом деле — чем выше этаж, тем он был престижнее. Впрочем, в боковых подъездах самые верхние этажи были отданы под общежитие для обслуживающего персонала, где обитали электрики, сантехники, уборщицы и дворники. Как в обычных коммуналках, тут был длиннейший коридор, куда выходили двери комнат, в одном его конце — общий туалет, в другом — общая кухня. Потолки здесь были ниже и лифты сюда не доходили.

Строительство дома курировало Министерство авиационной промышленности, и среди жильцов было много людей, связанных с авиацией: авиаконструкторы Юрий Гусев и Илья Закс, летчики-испытатели Марк Галлай, Константин Коккинаки, Игорь Эйнис, Сергей Анохин и его жена Маргарита Раценская, чемпионка мира по планерному спорту, обучавшая летному делу Сабиху Гехчен, приемную дочь Кемаля Ататюрка.

Кто еще жил в этом доме? Петр Алейников, мегазвезда 1940-х годов. Талантливый актер, игравший рабоче-крестьянских парнишек, хохмачей и штукарей. Но в период оттепели стали востребованы новые, куда более сложные герои, их играли Смоктуновский, Баталов или Козаков. Алейников старел, почти не снимался. Свободное время, которого было слишком много, он часто проводил так: выходил из дома, пересекал Баррикадную площадь и шел в зоопарк, где завел дружбу со смотрителем волчьего вольера. С ним он пил водку, там же иногда и засыпал. По слухам, однажды он ухитрился открыть вольер, прямо там заснул, и волки оберегали сон заслуженного артиста, сыгравшего народного героя Ваню Курского в фильме «Большая жизнь». Вскоре он умер в возрасте всего лишь 51 года.

высотка на кудринской площади изнутриПетр Алейников в фильме «Большая жизнь»

Мирон и Вера Вовси. Медики, ставшие главными фигурантами «дела врачей-убийц». Были арестованы в ноябре 1952 года, обвинялись в связях с еврейскими буржуазными националистами и американской разведкой. Во время одного из допросов следователь стал пересказывать Вере Львовне официальный бюллетень о здоровье Сталина, говоря, что речь идет о его дяде. Когда дошло до дыхания Чейна—Стокса, она ответила: «Если вы ждете наследства от вашего дяди, то дело в шляпе». Вскоре Сталин умер, обвинение сразу рассыпалось.

Валентин Глушко. Один из тех людей, благодаря которым Советский Союз выиграл космическую гонку. Инженер, разработчик жидкого топлива для ракет, в 1938 году был арестован, его коллег расстреляли, сам он получил 8 лет лагерей. Оттуда его вытащил Берия и отправил в свою «шарашку», где Глушко работал вместе с Королевым. Сразу после войны был направлен в командировку в Германию для изучения трофейных немецких ракет ФАУ-2. Впоследствии создал двигатели для первого искусственного спутника и космической ракеты, в которой полетел Гагарин.

Николай Лесючевский, литературный критик, директор издательства «Советский писатель». Автор множества доносов, по которым были арестованы десятки людей. Анна Ахматова говорила: «Две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили». В доме на «Баррикадной» эти две России встречались и глядели друг другу в глаза в буквальном смысле слова — в коридорах, на лестницах и в лифтах.

Симон Нариньяни. Главный фельетонист Советского Союза. Он хорошо понимал границы дозволенного, но однажды все-таки зашел за флажки. В результате вплоть до 1990-х все студенты журфака должны были выучивать, что 15 сентября 1959 года вышло специальное постановление ЦК КПСС «Об ошибочном фельетоне С. Нариньяни “Ухарь-купец”», хотя никто уже не помнил, что именно совершил злосчастный ухарь-купец и кем он вообще был. Нариньяни было свойственно своеобразное, довольно мрачное остроумие. В числе немногих советских журналистов он освещал Нюрнбергский процесс. Один из коллег заметил, что Геринг на заседании суда выглядит каким-то помятым. «Ничего, — тут же ответил Нариньяни, — отвисится!»

Элина Быстрицкая. «Главная казачка страны». На самом деле происходила из интеллигентной еврейской семьи — ее отец был киевским врачом. В 1957 году снялась в «Тихом Доне», где режиссеру Сергею Герасимову требовалась народная, но при этом, как сказано у Шолохова, «порочная, вызывающая» красота. В Быстрицкую—Аксинью зритель влюбился, и эта любовь оказалась неподвластной времени. Даже сейчас, когда какое-нибудь медиа проводит опрос на тему «Самая красивая актриса русского кино», если среди фотографий есть снимок молодой Быстрицкой, она побеждает с большим отрывом.

Кроме того, в доме в разное время жили чемпион мира по шахматам Василий Смыслов, актер и директор Малого театра Михаил Царев, хирург Александр Бакулев, руководитель джазового оркестра Олег Лундстрем, хоккеист, двукратный чемпион мира Николай Сологубов и звезда оперетты Татьяна Шмыга. Представители советской элиты купались в недоступной для других роскоши, которая по современным меркам кажется довольно убогой. К примеру, однажды жена известного спортсмена привезла из-за границы партию дешевых синтетических шуб в черно-белую полоску и тут же очень выгодно перепродала соседкам. В результате самые модные местные дамы поголовно ходили в одинаковых полосатых шубах, словно популяция бурундуков.

На первом этаже элитного дома размещался «Гастроном №15». На тот момент это был самый большой продовольственный магазин в Советском Союзе, в полтора раза больше «Гастронома №1», то есть знаменитого «Елисеевского». Газета «Вечерняя Москва» за 28 февраля 1955 года сообщала: «Огромные витрины арочного типа, мраморные стены, пилястры и пристенные шкафы, мощные колонны, увенчанные капителями из позолоченной майолики, цветные стеклянные витражи, гранитный пол, хрустальные люстры, мебель из дорогих пород дерева — все это делает магазин необычайно красивым и богатым. Оригинальные прилавки с художественно выполненными колонками, где продаются соки, которые под давлением подаются из подвального этажа».

высотка на кудринской площади изнутриВ торговом зале магазина «Гастроном №15», 1950-е

Грандиозной архитектуре соответствовали и грандиозные очереди. Здесь можно было раздобыть дефицитные продукты, например хорошую ветчину или югославские куриные супы в пакетиках. В одном из залов был кафетерий, тут подавали особенные, известные на всю Москву жареные пирожки за 10 копеек с фаршем из молотого мяса и рубленого яйца. Верхом счастья для многих детей было пойти в выходной день в кинотеатр «Пламя», который находился в этом же здании, а потом зайти сюда, съесть горячий жареный пирожок и выпить стакан сока.

Много лет спустя, когда площадь Восстания вновь стала Кудринской, в этих гигантских залах открыли ресторан «Центральный», где решили по полной программе использовать жанр ретро: бренчала живая музыка, в меню предлагали старые добрые советские блюда. Но с большим сталинским стилем есть одна проблема: он чудовищно неуютен. Его трудно любить и еще труднее как-то применить к собственной жизни. С кем было сюда ходить? С любимой девушкой? Слишком мрачно и совсем не романтично. С друзьями? Неуютно и пафосно. С деловыми партнерами? Архаично и нелепо. Ресторан жил за счет свадеб и корпоративов, а потом и вовсе закрылся. Долгое время эти разукрашенные мрамором и гранитом квадратные метры самым банальным образом предлагались на «Авито». Сейчас здесь располагается итальянский ресторан Balzi Rossi. Его создатели всюду понаставили кадки с лимонами и лаврами, между ними разместили копии античных статуй и бюсты разнообразных цезарей, словом, приложили все усилия, чтобы это пространство напоминало лоджию в барочном римском дворце, справедливо считая, что клиентам комфортнее будет в фальшивых римских интерьерах, чем в настоящих сталинских.

высотка на кудринской площади изнутриКафе-мороженое, 1956

В стилобате дома слева от лестницы когда-то располагалось любимое детьми кафе-мороженое. Позже его сменило место, где вели себя совсем не по-детски — бар The Real McCoy, лет пятнадцать назад — одно из самых веселых и пьяных мест в городе. Добропорядочным гражданам, которые в поздний час возвращались к себе домой и проходили мимо его гигантских окон, все происходившее внутри казалось какими-то оргиями нечестивцев. Текила, водка и виски лились рекой, официанты наливали коктейли в поллитровые кружки и старались не наступать на людей, уже успевших уснуть под столами. Посетители вели себя так, словно желали напиться и наплясаться на десятилетия вперед, и, в общем, были правы. Во время одной из костюмированных вечеринок арт-директор клуба Евгений Самолетов, надев на себя женскую ночную рубашку, полез плясать на барную стойку, изрезал ноги о кем-то разбитый стакан, и в результате его, залитого кровью, все в той же ночной рубашке повезли отсюда прямо в институт Склифосовского. Годы существования The Real McCoy почти полностью совпали с «веселыми нулевыми», в 2001 году они открылись, в 2013-м устроили свою последнюю вечеринку.

Если подняться по лестнице на стилобат и пройти сотню метров, можно увидеть другое заведение, которое никак не закроется, хотя для этого принимают огромные усилия. Странный длинный ангар, прилепленный к историческому зданию, здесь он совершенно неуместен, да и везде был бы неуместен, кроме разве что Черкизовского рынка в 1990-е. Раньше тут располагалось казино, потом его сменил некий центр развлечений с боулинг-клубом. Его всеми способами пытаются отсюда убрать, жильцы дома пишут жалобы, представители «Архнадзора» заявляют протесты, даже клиенты ругают его последними словами и почти во всех отзывах повторяется одно и то же: «Надстройка, причем такая страшная и убого возведенная… кто, когда и как воздвиг этот скворечник? Дорожки кривые! Шары очень сильно побитые и их мало». И тем не менее много успешных и знаменитых заведений вокруг закрылось, а этот клуб существует и выщербленные шары по-прежнему с грохотом катятся по кривоватым дорожкам. Считается, что из-за непредусмотренной на стилобат нагрузки от него отваливается немецкая трофейная облицовка.

Состояние дома сейчас не самое лучшее. Со всеми своими витражами, мозаиками и статуями он очень дорог в обслуживании, но квартиры здесь не так уж хороши по современным критериям: маленький метраж, крошечные ванные комнаты, к дому прилагается сквер, но он выходит на шумное Садовое кольцо. Тем не менее стоимость квадратного метра здесь составляет около 600 тыс. рублей. На сайтах риелторов в качестве главных достоинств дипломатично указывается: «Историческое здание. Знаменитые и преуспевающие соседи! Исключительные панорамные виды на центр города».

Мало кто знает, что этот дом не только высоко поднимается к небу, но еще и глубоко уходит под землю. Сталин в начале 1950-х с энтузиазмом готовился к новой мировой войне, и на этот случай престижные новостройки непременно снабжались бункерами. Бомбоубежище на Кудринской получилось не очень глубоким и в случае ядерной войны никого бы не спасло. Зато оно было гигантским, площадь его далеко выходила за периметр самого здания, оно могло вместить обитателей всех четырехсот квартир. Вместо общего зала, где спят вповалку — множество отдельных комнат. Даже полы были покрыты первосортным дубовым паркетом. «Видно, и на том свете господам одним жить», — как говорил солдат у Льва Толстого. В пламени Армагеддона обитатели элитного дома должны были сгорать изящно, с комфортом, как бы сказали много лет спустя — гламурно.

К счастью, это место не пришлось использовать по назначению. Долгие десятилетия оно пустовало, с начала 1990-х его стали активно навещать диггеры. Здесь в реальности есть решительно все, что вы хотели бы найти в хорошей компьютерной хоррор-бродилке: бесконечные коридоры, вентиляционные шахты, мутные треснувшие зеркала, клочья паутины, наглухо закрытые несгораемые шкафы, разъезжающиеся под ногами дощечки паркета, сочащиеся с потолка капли воды, ящики, полные полуистлевших противогазов, висящие на стенах обрывки инструкций по гражданской обороне, выцветший плакат с советским воином, цитата из Ленина «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться» и прочие лозунги, которые бы очень пригодились в качестве утешения людям, пока над их головами будет рушиться мир. Иногда встречаются старинные агрегаты вроде машины для накачивания воздуха. Если крутить рычаг, она вдруг начинает работать и накачивает воздух с диким грохотом и лязгом.

Тот, кто успешно проходил все эти уровни, мог совершить мгновенное путешествие во времени. Из 1950-х годов он переносился в начало нулевых, в зал, от пола до потолка заполненный старыми игровыми автоматами. После того как наверху закрылось казино, владельцам лень было вывозить эти железные коробки, поэтому их просто свалили здесь. У некоторых с корнем вырваны передние панели и торчат провода, другие «однорукие бандиты» покрыты пылью, но сохранились почти в неприкосновенности. Они, естественно, отключены от электричества, но барабаны можно вращать вручную. Жаль, что даже если выпадут три семерки, монеты сыпаться не будут. Легко представить себе, как призраки жильцов дома — все эти знаменитости, герои, актеры, народные любимцы, гении и злодеи — по ночам собираются здесь и играют в это казино, подпольное в полном смысле слова.

Видео:Как живут в сталинских высотках? Обзор квартиры в сталинской высотке на Кудринской площадиСкачать

Как живут в сталинских высотках? Обзор квартиры в сталинской высотке на Кудринской площади

Высотка на Кудринской площади

высотка на кудринской площади изнутри высотка на кудринской площади изнутри

Сталинские высотки, или «семь сестер», не зря входят в список наиболее известных архитектурных достопримечательностей столицы. Небоскребы поражают монументальностью и обилием декора, ярко отражают дух ушедшей эпохи и окутаны мистикой. Редкая экскурсия по Москве обходится без осмотра хотя бы одного из семи зданий. Самые узнаваемые из них — высотка на Котельнической набережной и Главное здание МГУ на Воробьевых горах.

Еще один дом располагается на Кудринской площади. В народе он известен как «Дом авиаторов» и «высотка на Восстания». Дело в том, что до 1992 года Кудринская площадь называлась площадью Восстания, а после сдачи дома, в нем селились авиаконструкторы, летчики и высокопоставленные сотрудники авиационных предприятий.

Высотка на Кудринской площади на google-панораме:

Видео:Высотка на Баррикадной || Экскурсия по высотному домуСкачать

Высотка на Баррикадной || Экскурсия по высотному дому

История сталинской высотки на Кудринской площади

Жилой дом на Восстания был запланирован в рамках проекта по строительству высотных зданий в Москве, принятого Советом министров СССР в 1947-м. Этот документ стал продолжением Генплана реконструкции Москвы от 1935 года. Согласно ему, в столице хотели создать восемь небоскребов повышенной комфортности. Восьмой дом начали строить на месте района Зарядье, однако смерть Сталина стала причиной остановки работ. Позднее на оставшемся стилобате воздвигли знаменитую гостиницу «Россия», снесенную в 2006-ом. Сегодня на ее месте находится парк «Зарядье».

Проект высотки на Кудринской площади тоже был реализован не до конца. По замыслу архитекторов Михаила Посохина и Ашота Мндоянца, дом должны были окружать многоэтажки в едином стиле. Московский зоопарк в 200 метрах от здания хотели перенести, а его территорию превратить в парк.

высотка на кудринской площади изнутри

Как строили жилой дом на Кудринской площади

Для нового здания была выбрана площадь Восстания, считавшаяся в те годы окраиной Москвы. Фундамент дома заложили на месте разрушенного храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине.

Закладка первого камня была чисто символическим мероприятием, приуроченным к 800-летию столицы. Туристам часто рассказывают историю о том, что И. В. Сталин приказал начать строительство всех высоток 7 сентября 1947 года, ровно в 13:00. Якобы эту дату и время ему подсказал немецкий астролог. Однако, это всего лишь красивая легенда.

Интересно, что даже после официальной закладки камней, никто не представлял как именно нужно строить подобные сооружения. Технологий для возведения небоскребов в стране не было, как и соответствующей техники. Инженерам и рабочим приходилось создавать их прямо в ходе работ. Так появилась теория «коробчатого фундамента», заводы железобетонных конструкций, выпускающие плиты из монолитного бетона, бетононасосы, способные качать смесь на высоту, и самоподъемные башенные краны.

Строительство заняло 6 лет (с 1948-го по 1954-й). Готовое здание состояло из трех корпусов: центрального (24 жилых этажа, общая высота со шпилем — 156 метров) и боковых (по 18 этажей). Все корпуса возвышались над огромным стилобатом, в котором разместился крупнейший в городе магазин — «Гастроном № 15». Кроме него, в доме была подземная парковка, бомбоубежище, парикмахерская, кафе, ателье, почта и кинотеатр «Пламя».

высотка на кудринской площади изнутри

В «Доме авиаторов» было около 450 квартир, полностью готовых к проживанию и укомплектованных электрическими холодильниками, встроенной мебелью. Как и в других сталинских высотках, в доме на Кудринской площади провели самые современные коммуникации: мусоропроводы, системы кондиционирования и пылеудаления, установили бойлерную систему отопления.

Архитектура

Высотный дом на Восстания оформлен в стиле «сталинский ампир», или «советское ар-деко». Направление сочетает в себе элементы барокко, неоготики, классицизма и других стилей, характеризуется помпезностью, роскошным декором, обилием лепнины и скульптуры, использованием дорогих натуральных материалов. Впоследствии это стало причиной серьезной критики со стороны нового правительства, подсчитавшего, что затраты на «украшательство» одной высотки сравнимы со строительством целых районов.

В художественном оформлении дома на Кудринской площади четко прослеживаются элементы готики, римской архитектуры, православного зодчества и конструктивизма. Мраморные колонны, гранитные полы, скульптуры, цветные витражи создают торжественную атмосферу и подчеркивают элитный статус жилья.

высотка на кудринской площади изнутри

Видео:Высотка на Кудринской / в гостях в одной квартиреСкачать

Высотка на Кудринской / в гостях в одной квартире

Интересные факты о высотке на Кудринской площади

О сталинских высотках ходит немало слухов. На их основе даже созданы тематические экскурсии для поклонников мистики. Программа «Тайны и легенды сталинских высоток» пользуется большой популярностью. Гиды рассказывают туристам байки о привидениях, блуждающих по коридорам МГУ, замурованных строителях, секретных тоннелях и лабораториях, печальной судьбе знаменитых жильцов, которые несмотря на известность и богатство, не смогли обрести счастья в личной жизни после получения квартир.

Большинство мистических историй связано с Главным зданием МГУ и с высоткой на Котельнической набережной. Дом на Кудринской площади славится другим. Говорят, что на технических этажах центральной башни размещался секретный отдел КГБ с оборудованием для слежки за американским посольством на Новинском бульваре. Кроме того, чекисты следили и за жильцами. Многие верят, что между квартирами существуют тайные коридоры и слуховые окна для подслушивания разговоров.

высотка на кудринской площади изнутри

Известные жильцы

В советские годы в высотном доме на Восстания проживали работники авиационной промышленности и партийные работники. Среди известных жильцов из других сфер можно назвать артистов Элину Быстрицкую и Евгения Весника, хоккеиста Николая Сологубова, шахматиста Василия Смыслова.

Кто же живет в высотке на Кудринской площади в наши дни? Сегодня сталинский небоскреб считается элитной недвижимостью, несмотря на удручающее состояние коммуникаций и устаревшие планировки. Здание давно нуждается в капитальном ремонте и реставрации декоративных элементов. Купить квартиру здесь может любой желающий, однако приобретение потребует немалых средств и дополнительных вложений в ремонт. По оценке специалистов, готовая к заселению квартира в «Доме авиаторов» обойдется дороже 35 млн. рублей. Естественно, позволить себе такую покупку могут немногие, поэтому среди владельцев, в основном, бизнесмены, чиновники или представители шоу-бизнеса.

высотка на кудринской площади изнутри

Видео:Высотка на Кудринской многие квартиры сдаются посуточноСкачать

Высотка на Кудринской  многие квартиры сдаются посуточно

Как добраться

Высотка на Кудринской площади находится в Пресненском районе ЦАО, в шаговой доступности от станций метро «Баррикадная» (Таганско-Краснопресненская линия/фиолетовая ветка № 7) и «Краснопресненская» (Кольцевая линия/коричневая ветка № 5).

Добраться до небоскреба можно и наземным транспортом. До остановки «Метро Краснопресненская» ходят автобусы № 4, 39, 64, 69, 116, 152, 216, 328, 850, 869, С43, м6, т35, т66, т79. У Кудринской площади останавливаются маршруты № 64, 869, Б, т10, т39, т79.

Тем, кто не любит общественный транспорт, стоит рассмотреть вариант с такси. Рассчитать стоимость поездки и сделать заказ помогут мобильные приложения от сервисов Яндекс. Go, Везет, Ситимобил, Uber, Gett, Maxim.

Сталинская высотка на Кудринской площади в Москве: видео

📸 Видео

Высотка на Кудринской площади: истории, легенды, видыСкачать

Высотка на Кудринской площади: истории, легенды, виды

ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ в сталинской высотке! Обзор двухкомнатной квартиры с шикарным видом. Рум тур.Скачать

ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ в сталинской высотке! Обзор двухкомнатной квартиры с шикарным видом. Рум тур.

КАК ЖИВУТ ЛЮДИ В СТАЛИНСКОЙ ВЫСОТКЕ С ВИДОМ НА КРЕМЛЬ. Легендарный дом на Котельнической набережной.Скачать

КАК ЖИВУТ ЛЮДИ В СТАЛИНСКОЙ ВЫСОТКЕ С ВИДОМ НА КРЕМЛЬ. Легендарный дом на Котельнической набережной.

сквер у высотки на Кудринской площадиСкачать

сквер у высотки на Кудринской площади

Москва. История сталинской высотки на Кудринской площади.Скачать

Москва. История сталинской высотки на Кудринской площади.

Высотка на Баррикадной разрушается из-за самовольной постройки на террасеСкачать

Высотка на Баррикадной разрушается из-за самовольной постройки на террасе

Звезда сталинской высотки на Кудринской площадиСкачать

Звезда сталинской высотки на Кудринской площади

Москва. История Вдовьего дома на Кудринской площадиСкачать

Москва. История Вдовьего дома на Кудринской площади

Какой была и и какой стала Кудринская площадь?Скачать

Какой была и и какой стала Кудринская площадь?

Высотка на Кудринской площадиСкачать

Высотка на Кудринской площади

К Сталинской высотке на кудринской пристроили незаконную пристройкуСкачать

К Сталинской высотке на кудринской пристроили незаконную пристройку

Высотка на Кудринской площади // DJI Mavic PROСкачать

Высотка на Кудринской площади // DJI Mavic PRO
Поделиться или сохранить к себе: