- Как найти площадь фигуры
- Обозначение площади
- Треугольник
- 1. Если известна сторона и высота.
- 2. Если известны две стороны и синус угла.
- 3. Если есть радиус описанной окружности.
- 4. Если есть радиус вписанной окружности.
- Прямоугольник
- Квадрат
- Трапеция
- Параллелограмм и ромб
- Площадь сложной фигуры. 5-й класс
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Актуализация знаний.
- III. Изучение нового материала.
- V. Домашнее задание.
- VI. Итоги урока.
- Вычислите площадь фигуры разными способами
- 📽️ Видео
Видео:Площадь фигурыСкачать
Как найти площадь фигуры
О чем эта статья:
Видео:Как найти периметр данной фигуры? Решение за одну минуту!Скачать
Обозначение площади
Площадь — это одна из характеристик замкнутой геометрической фигуры, которая дает нам информацию о ее размере. S (square) — знак площади.
Если параметры фигуры переданы в разных единицах измерения длины, мы не сможем решить ни одну задачу. Поэтому для правильного решения необходимо перевести все данные к одной единице измерения.
Популярные единицы измерения площади:
- квадратный миллиметр (мм 2 );
- квадратный сантиметр (см 2 );
- квадратный дециметр (дм 2 );
- квадратный метр (м 2 );
- квадратный километр (км 2 );
- гектар (га).
Круг — это множество точек на плоскости, ограниченных окружностью, удаленных от центра на равном радиусу расстоянии. Радиусом принято называть отрезок, соединяющий центр с любой точкой окружности.
S = π × r 2 , где r — это радиус, π — это константа, которая равна отношению длины окружности к диаметру, она всегда равна 3,14.
S = &pi × d 2 : 4;, где d — это диаметр.
S = L 2 : (4 × π), где L — это длина окружности.
Нужно быстро привести знания в порядок перед экзаменом? Записывайтесь на курсы ЕГЭ по математике в Skysmart!
Видео:Как найти площадь фигуры?Скачать
Треугольник
Треугольник — это геометрическая фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, соединенных тремя отрезками. Эти три точки принято называть вершинами, а отрезки — сторонами. Рассчитать площадь треугольника можно несколькими способами по исходными данным, давайте их рассмотрим.
1. Если известна сторона и высота.
S = 0,5 × a × h, где a — длина основания, h — высота, проведенная к основанию.
Основание может быть расположено иначе, например так:
При тупом угле высоту можно отразить на продолжение основания:
При прямом угле основанием и высотой будут его катеты:
2. Если известны две стороны и синус угла.
S = 0,5 × a × b * sinα, где a и b — две стороны, sinα — синус угла между ними.
3. Если есть радиус описанной окружности.
S = (a × b × с) : (4 × R), где a, b и с — стороны треугольника, а R — радиус описанной окружности.
4. Если есть радиус вписанной окружности.
S = p × r, где р — полупериметр треугольника, r — радиус вписанной окружности.
Видео:урок 158 Площадь комбинированных фигур. Математика 4 классСкачать
Прямоугольник
Прямоугольник — это параллелограмм, у которого все углы прямые. Узнать площадь прямоугольника помогут следующие формулы:
S = a × b, где a, b — длина и ширина прямоугольника.
S = a × √(d 2 — а 2 ), где а — известная сторона, d — диагональ.
Диагональ — это отрезок, который соединяет вершины противоположных углов. Она есть во всех фигурах, число вершин которых больше трех.
S = 0,5 × d 2 × ???(?), где d — диагональ, α — угол между диагоналями.
Видео:Измерение площади фигур с помощью палетки. Математика Моро и другиеСкачать
Квадрат
Квадрат — это тот же прямоугольник, но при условии, что все его стороны равны. Найти его площадь легко:
S = а 2 , где a — сторона квадрата.
S = d 2 : 2, где d — диагональ.
Видео:Математика 4 класс (Урок№14 - Измерение площади фигуры с помощью палетки.)Скачать
Трапеция
Трапеция — это четырехугольник, у которого две стороны параллельны и две не параллельны.
S = 0,5 × (a + b) × h, где a, b — два разных основания, h — высота трапеции.
Построить высоту трапеции можно, начертив отрезок так, чтобы он соединил параллельные стороны под прямым углом.
Видео:Площади фигур. Сохраняй и запоминай!#shortsСкачать
Параллелограмм и ромб
Параллелограмм — четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны.
Ромб — это параллелограмм, у которого все стороны равны.
Расскажем про общие формулы расчета площади этих фигур.
S = a × h, где a — сторона, h — высота.
S = a × b × sinα, где a и b — две стороны, sinα — синус угла между ними. Для ромба формула примет вид S = a 2 × sinα.
Для ромба: S = 0,5 × (d1 × d2), где d1, d2 — две диагонали. Для параллелограмма: S = 0,5 × (d1 × d2) × sinβ, где β — угол между диагоналями.
Видео:Самый простой способ нахождения площадиСкачать
Площадь сложной фигуры. 5-й класс
Разделы: Математика
Класс: 5
На мой взгляд, задача учителя – не только научить, а развить познавательный интерес у учащегося. Поэтому, когда возможно, связываю темы урока с практическими задачами.
На занятии учащиеся под руководством учителя составляют план решения задач на нахождение площади «сложной фигуры» (для расчеты сметы ремонта), закрепляют навыки решения задач на нахождение площади; происходит развитие внимания, способности к исследовательской деятельности, воспитание активности, самостоятельности.
Работа в парах создает ситуацию общения между теми, кто имеет знания и теми, кто их приобретает; в основе такой работы лежит повышение качества подготовки по предмету. Способствует развитию интереса к процессу учения и более глубокому усвоению учебного материала.
Урок не только систематизирует знания обучающихся, но и способствует развитию творческих, аналитических способностей. Применение задач с практическим содержанием на уроке позволяет показать востребованность математических знаний в повседневной жизни.
Цели урока:
- закрепление знаний формул площади прямоугольника, прямоугольного треугольника;
- анализ заданий на вычисление площади “сложной” фигуры и способов их выполнения;
- самостоятельное выполнение заданий для проверки знаний, умений, навыков.
- развитие приёмов умственной и исследовательской деятельности;
- развитие умения слушать и объяснять ход решения.
- воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
- воспитывать культуру устной и письменной математической речи;
- воспитывать дружеское отношение в классе и умение работать в группах.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., М.: «Мнемозина», 2010.
- Карточки для групп учащихся с фигурами для вычисления площади сложной фигуры.
- Чертёжные инструменты.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
а) Теоретические вопросы (тест).
б) Постановка проблемы. - Изученного нового материала.
а) поиск решения проблемы;
б) решение поставленной проблемы. - Закрепление материала.
а) коллективное решение задач;
Физкультминутка.
б) самостоятельная работа. - Домашнее задание.
- Итог урока. Рефлексия.
Видео:Математика без Ху!ни. Определенные интегралы, часть 3. Площадь фигуры.Скачать
Ход урока
I. Организационный момент.
Урок мы начнём вот с таких напутствующих слов:
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!
II. Актуализация знаний.
а) Фронтальная работа с сигнальными карточками (у каждого ученика карточки с числами 1, 2, 3, 4; при ответе на вопрос теста ученик поднимает карточку с номером правильного ответа).
1. Квадратный сантиметр – это:
- площадь квадрата со стороной 1 см;
- квадрат со стороной 1 см;
- квадрат с периметром 1 см.
2. Площадь фигуры, изображённой на рисунке, равна:
3. Справедливо ли утверждение, что равные фигуры имеют равные периметры и равные площади?
4. Площадь прямоугольника определяется по формуле:
5. Площадь фигуры изображённой на рисунке, равна:
б) (Постановка проблемы). Задача. Сколько надо краски, чтобы покрасить пол, который имеет следующую форму (см. рис.), если на 1 м 2 расходуется 200 г краски?
III. Изучение нового материала.
Что же мы должны узнать, чтобы решить последнюю задачу? (Найти площадь пола, который имеет вид «сложной фигуры».)
Учащиеся формулируют тему и цели урока (если необходимо учитель помогает).
Рассмотрим прямоугольник ABCD. Проведём в нем линию KPMN, разбив прямоугольник ABCD на две части: ABNMPK и KPMNCD.
Чему равна площадь ABCD? (15 см 2 )
Чему равна площадь фигуры ABMNPK? (7 см 2 )
Чему равна площадь фигуры KPMNCD? (8 см 2 )
Проанализируйте полученные результаты. (15= = 7 + 8)
Вывод? (Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей.)
Как можно применить это свойство для решения нашей задачи?(Разобьём сложную фигуру на части, найдём площади частей, затем площадь всей фигуры.)
S1 = 7 • 2 = 14 (м 2 )
S2 = (7 – 4) • (8 – 2 – 3) = 3 • 3 = 9 (м 2 )
S3 = 7 • 3 = 21 (м 2 )
S = S1 + S2 + S3 = 14 + 9 + 21 = 44 (м 2 )
Давайте составим план решения задач на нахождение площади «сложной фигуры»:
- Разбиваем фигуру на простые фигуры.
- Находим площади простых фигур.
а) Задача 1. (коллективное решение на доске и в тетрадях.) Сколько потребуется плитки, чтобы выложить площадку следующих размеров:
S = S1 + S2
S1 = (60 – 30) • 20 = 600 (дм 2 )
S2 = 30 • 50 = 1500 (дм 2 )
S = 600 + 1500 = 2100 (дм 2 )
Есть ли другой способ решения? (Рассматриваем предложенные варианты.)
Ответ: 2100 дм 2 .
Задача 2. (коллективное решение на доске и в тетрадях.) Сколько требуется м 2 линолеума для ремонта комнаты, имеющей следующую форму:
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
б) Самостоятельная работа (обучающего характера).
Учащиеся разбиваются на группы (№ 5–8 более сильные). Каждая группа – ремонтная бригада.
Задание бригадам: определите, сколько надо краски, чтобы покрасить пол, имеющий форму фигуры, изображённой на карточке, если на 1 м 2 требуется 200 г краски.
Вы эту фигуру строите своей тетради и записывая все данные, приступаете к выполнению задания. Можете обсуждать решение (но только в своей группе!). Если какая-то группа справляется с заданием быстро, то ей – дополнительное задание (после проверки самостоятельной работы).
Задания для групп:
V. Домашнее задание.
Дополнительное задание. План-схема Летнего сада (Санкт-Петербург). Вычислить его площадь.
VI. Итоги урока.
Рефлексия. Продолжи фразу:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Урок дал мне для жизни…
Видео:Как найти площадь фигуры? | ВПР по математике в 4 классе | Задание №5Скачать
Вычислите площадь фигуры разными способами
Математика – один из моих любимых школьных предметов. А самое сложное и одновременно самое интересное в математике — решение задач. Задачи в учебнике и сборниках попадаются самые разные и способов решения каждой задачи можно придумать несколько. Но один вид задач, как мне кажется, не похож на другие. Это задачи на клетчатой бумаге. Они кажутся необычными, более занимательными.
А встречаются ли такие задачи старшеклассникам? Я решила посмотреть открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике, посетить сайты по подготовке выпускников 9 и 11 классов к экзаменам. Оказалось, что задачи на нахождение площадей многоугольников на клетчатой бумаге достаются на экзаменах почти каждому выпускнику.
Вывод прост: уметь решать задачи на сетке (в т.ч. на нахождение площадей) разными способами нужно уметь каждому школьнику. В этом я вижу актуальность моей работы, а ее новизну в том, что один из рассматриваемых способов решения не разбирается в школьных учебниках математики.
Цель исследования – изучить способы вычисления площадей фигур на клетчатой бумаге, и выбрать самый эффективный.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Подобрать литературу по данной теме.
- Изучить способы нахождения площадей фигур на клетчатой бумаге.
- Провести эксперимент.
- Сделать выводы.
Предмет исследования: площади фигур на клетчатой бумаге.
Объект исследования: фигуры на клетчатой бумаге.
Гипотеза: самым эффективным способом вычисления площадей фигур на клетчатой бумаге является – формула Пика.
Глава 1. Способы нахождения площадей фигур на клетчатой бумаге. 1.1Площадь фигуры как сумма площадей ее частей
Задача №1. Найти площадь фигуры на рисунке 1 (клетки размером 1х1 см).
Разбиваем данную фигуру на четыре части, и находим площадь каждой части. Затем складываем все части, и получаем площадь данной фигуры.
S1=2*3= 6 см2; S2= *2*1=1 см2;
S3= *2*1= 1 см2; S4= *3*1= 1,5 см2
Рис. 1. Ответ: 9,5 см2
Задача №2. Найти площадь фигуры на рисунке 2 (клетки размером 1х1 см).
Разбиваем данную фигуру на четыре части, и находим площадь каждой части. Затем складываем все части, и получаем площадь данной фигуры.
S1= *1*5= 2,5 см2; S2=4*2=8 см2;
S3= *1*2= 1 см2; S4= *2*4= 4 см2;
S= 2,5+8+1+4= 15,5 см2.
Задача №3. Найти площадь фигуры на рисунке 3 (клетки размером 1х1 см).
Разбиваем данную фигуру на три части, и находим площадь каждой части. Затем складываем все части, и получаем площадь данной фигуры.
Рис. 3. Ответ: 35 см2.
1.2. Площадь фигуры как часть площади прямоугольника
Задача № 4. Найти площадь фигуры на рисунке 4 (клетки размером 1х1 см).
Опишем около данной фигуры прямоугольник. Из площади прямоугольника (в данном случае квадрата) вычтем площади полученных фигур:
S=Sпр – S1 – S2 – S3
Sпр=5*5=25 см2; S1= *5*4=10 см2;
S2= *5*2=5 см2; S3= *1*3=1,5 см2;
Задача №.5. Найти площадь фигуры на рисунке 5 (клетки размером 1х1см).
Опишем около данной фигуры прямоугольник. Из площади прямоугольника (в данном случае квадрата) вычтем площади полученных фигур:
S=Sпр – S1 – S2 – S3 – S4
Sпр=7*7= 49 см2; S1= *2*5=5 см2;
S2= *2*5=5 см2; S3= *2*5=5 см2;
S= 49-5-5-5-5= 29 см2
Задача №.6. Найти площадь фигуры на рисунке 6 (клетки размером 1х1см).
Опишем около данной фигуры прямоугольник. Из площади прямоугольника (в данном случае квадрата) вычтем площади полученных фигур:
S1= *3*1=1,5 см2; S2= *4*5=10 см2;
S= 25-1,5-10=13,5 см2.
1.3. Формула Пика
Георг Александр Пик – австрийский математик. Родился Георг Пик в еврейской семье. Его отец Адольф Йозеф Пик возглавлял частный институт. В шестнадцать лет Пик сдал выпускные экзамены и поступил в университет в Вене. Уже в следующем году Пик опубликовал свою первую работу по математике. После окончания университета в 1879 году он получил право преподавать математику и физику. В 1880 году Пик защитил докторскую диссертацию, а в 1881 году получил место ассистента на кафедре физики Пражского университета. В 1888 году он был назначен экстраординарным профессором математики, затем в 1892 году в Немецком университете в Праге был назначен ординарным профессором (полным профессором).
В 1900 – 1901 годах занимал пост декана философского факультета.
После того как Пик вышел в отставку в 1927 году, он получил звание почётного профессора и вернулся в Вену – город, в котором он родился. Однако в 1938 году после аншлюса Австрии 12 марта он вернулся в Прагу. 13 июля 1942 года Пик был депортирован в созданный нацистами в северной Чехии лагерь Терезиенштадт, где умер две недели спустя в возрасте 82 лет.
Круг математических интересов Георга Пика был чрезвычайно широк: 67 его работ посвящены многим темам, таким как линейная алгебра, интегральное исчисление, функциональный анализ, геометрия и др. Но больше всего он известен своей теоремой о вычислении площади многоугольника, которая появилась в его восьмистраничной работе 1899 года.
Эта теорема оставалась незамеченной в течение некоторого времени после того, как Пик её опубликовал, однако в 1949 году польский математик Гуго Штейнгауз включил теорему (или как её ещё называют – формулу) в свой знаменитый «Математический калейдоскоп». С этого времени теорема Пика стала широко известна. В Германии формула Пика включена в школьные учебники.
Пусть В – число узлов решетки, расположенных строго внутри многоугольника, Г – число узлов решетки, расположенных на его границе, включая вершины, S – его площадь. Тогда справедлива следующая формула:
Это и есть формула Пика.
Задача №7. Вычислить площадь многоугольника на рисунке 7. Воспользуемся формулой Пика.
Подставив в формулы наши данные, получаем:
Рис.7. S=48 + – 1 = 51,5 см2 .
Задача №8. Вычислить площадь многоугольника на рисунке 8. Воспользуемся формулой Пика.
Подставив в формулы наши данные, получаем:
S=16 + – 1 = 19,5 см2 .
Задача № 9. Вычислить площадь многоугольника на рисунке 9. Воспользуемся формулой Пика.
Подставив в формулы наши данные, получаем
S=24 + – 1 = 19 см2 .
Глава 2. Проведение эксперимента
2.1. Результаты эксперимента
Изучив все способы нахождения площадей фигуры на клетчатой бумаге, мы решили провести эксперимент. Исследование проводилось в объединении «Знаю и считаю» Дворца творчества детей и молодежи, в котором я обучаюсь. Вместе с нашим педагогом, который также является моим научным руководителем, мы объяснили ребятам все способы вычисления площадей фигур. Затем, мы им раздали задания: по три задачи по каждому способу, и предложили решить их на время. Мы с моим научным руководителем засекали время, а ребята решали задачи.
В Таблице 1 представлены результаты каждого обучающегося по трем способам:
Время, затраченное на решение задач 1-м методом (мин)
Время, затраченное на решение задач 2-м методом
Время, затраченное на решение задач 3-м методом (Формула Пика)
📽️ Видео
Видео урок гиа по математике 2013: Найти площадь фигуры.Скачать
Как находить площадь любой фигуры? Геометрия | МатематикаСкачать
Сможете ли вы посчитать периметр каждой из этих двух фигур?Скачать
Найти площадь фигуры, ограниченной линиями. Пример 1.Скачать
Найдите площадь закрашенной фигуры ★ 2 способа решения ★ Задание 3 ЕГЭ профильСкачать
Очереди на подпись за Надеждина. Кот Твикс погиб. За «фейки» об армии будут конфисковывать имуществоСкачать
Как найти площадь фигуры#математика #площадьфигуры #геометрия #формулапика #репетиторСкачать
Измерение площади фигуры с помощью палеткиСкачать
Двойной интеграл. Площадь плоской фигуры.Скачать
Задача на 5 секунд. Найти площадь заштрихованной фигурыСкачать