- Владимирская площадь
- Маршрут вокруг станций метро «Владимирская — Достоевская»: 10 (+1) мест в центре Петербурга
- 1. Пять углов
- 2. Изумрудный город
- 3. Памятник трубочисту
- 4. Памятник Достоевскому
- 5. Владимирский собор
- 6. Музей-квартира Достоевского
- Владимирская площадь в Санкт-Петербурге
- Краткое описание
- История
- Архитектура
- Что находится рядом
- Где находится
- Интересные факты
- 🔍 Видео
Видео:23 Лучшие Достопримечательности Санкт Петербурга. Что посмотреть в Питере самостоятельно. Цены 2023Скачать
Владимирская площадь
Есть площади и площади. Дворцовая, Михайловская (Искусств), Исаакиевская, Сенатская: враждебные маленькому человеку, продуваемые ветрами пространства, великая и неприветливая архитектура. «Пустыни пустых площадей, где казнили людей до рассвета» – словами Иннокентия Анненского. По такой столичной пустоши Медный всадник, преследующий безумного Евгения на знаменитой иллюстрации Александра Бенуа, – Петербург в чистом виде. А вот Владимирская: собор и рынок – как в Германии, Франции, Италии, Москве, любом старинном русском городе. Благовест, нищие, торговки, карманники, уличные кафе, подозрительные харчевни – живая жизнь. После того как большевики взорвали Спас на Сенной, такой вот нормальной городской площадью в Петербурге осталась только Владимирская. Пять углов – там, где сходятся Разъезжая, Загородный и Рубинштейна. Владимирская площадь – шесть углов: Колокольная, Владимирский и Загородный проспекты, Большая Московская, Кузнечный переулок. Трамвай, троллейбус, маршрутки, две станции метро, близость Кузнечного рынка – проходное место, люди здесь будто нерестятся.
Четыре главных места сгущения. От станции метро к Кузнечному рынку плодами своих огородов торгуют те, кто не может или не хочет заплатить за рыночную лицензию. Стакан семечек – 5 рублей, мешочек квашеной капусты – 15. Порой пройдет патруль, кого-то шуганет, но в целом милиция вполне индифферентна – всех все равно не разгонишь. Другой социум у памятника Федору Михайловичу. Как писал Виктор Кривулин: «На церемонии открытия памятника верный ОМОН стоял стеной, отделив козлищ от агнцев, – выступал сам губернатор. А когда сползла тяжелая простыня, открыв взорам публики великого романиста, усаженного в идеологически выдержанную позу церковного нищего, вперед робко протиснулся кто-то из козлищ: «Можно, простите, поинтересоваться, какова дальнейшая судьба этой простыни?». То был не бомж, а санитар соседней Мариинской больницы, где, по его словам, простыни – страшный дефицит: на троих больных выдают одну, да и то запасы кончаются. Начальство удалилось, и уже час спустя подножие памятника усеяли пьяненькие. С тех пор они там постоянно». Впрочем, пьяные у монумента Достоевскому не страшные, приличные в целом мужики: возвращаются с работы, никак не могут расстаться с приятелями, а тут 10 гранитных тумб – можно добавить. Нищие у памятника не промышляют, разве что быстро выпивают маленькую и медленно чем-то закусывают. Здесь же работают уличные музыканты. Известен трубач, прекрасно играющий что-то из Матвея Блантера, чудовищный саксофонист, дуэт гитаристов, играющих то ли свое, то ли, на крайняк, что-нибудь из Цоя или «ДДТ», огромный гармонист, поющий русские народные песни и больше всего напоминающий куклу Кена. Здесь же забивают стрелки студенты и прочая молодежь, чтобы двинуться в один из окрестных баров. У Владимирского собора толпа – перед началом и по окончании службы, тут же, на паперти, – нищие, которых доставляют на инвалидных колясках из богаделен. Между папертью и церковной лавкой на углу Кузнечного собираются бомжи и бомжихи, кормящиеся от рынка: народ отпетый и испитой. Типы самые разные: и классический калека в армейской форме, и несчастная старушка, от холода заворачивающаяся в куски полиэтилена. Есть женщина лет шестидесяти, вполне цветущего вида, прилично одетая, всегда бодрая, улыбается. 30 сентября обращается к прохожим: «А имениннице подать!». Зовут Соней. Местный Дон Жуан –одноногий двухметровый сын бандерши, ночевавшей раньше в находившемся напротив круглосуточном магазине.
Владимирская площадь 100 лет назад
Гастролеров здесь не любят. Наезжающие цыганские семьи вынуждены перемещаться на Загородный. Обычные прохожие стараются проскользнуть опасный участок, редкие подают или крестятся.Слева от входа в собор по Колокольной – барахолка, толкучий рынок, возникший еще в конце 1980-х. Торгуют здесь последним: какие-то никому не нужные книжки брежневского времени, тарелки с трещинами, деревянные сувенирные орлы, ношеная детская одежда, б/у аудио- и видеокассеты, ломаные электроприборы. Впрочем, две дамы без возраста, специализирующиеся на серебре 1950-х годов и чешской бижутерии того же времени, вполне коммерчески успешны, на эти вещи есть покупатели, эти вещи снова становятся модными.
Вид на Владимирский собор
Отношения обывателей с маргиналами Владимирской площади складываются скорее хорошо. Кто-то расскажет, как, когда уже все пути были испробованы, два бомжа одолжили тачку для перевозки мебели на новую квартиру, кто-то привечал несчастную опустившуюся приятельницу великого Довлатова. Получить по морде здесь можно скорее от каких- нибудь приехавших с окраин похитителей мобильных телефонов. За площадью по направлению к Пяти углам – квартал пронизанных проходными дворами многоэтажных бывших доходных домов. Большая Московская – тихая, с бульварчиком посередине. Основной вид бизнеса – скупка, что показательно. Еще недавно улица считалась опасной и трущобной. На углу Большой Московской и Свечного переулка (еще с дореволюционных времен ассоциирующегося с воровскими малинами) несколько зданий были расселены и десятилетие ожидали застройщика. В одном из них в начале 1990х размещался знаменитый сквот «Дом Мира». Там гнездились последние хиппи и прочая «неформальная молодежь» ну и, конечно, натуральные гопники и разнообразная шпана. Из-за забора, окружавшего один из этих долгостроев, в середине 1990-х обстреляли из гранатомета джип некоего бизнесмена, который и погиб на месте (о чем свидетельствует мемориальный веночек на подворотне дома № 4).
Вид на Владимирский собор
Разъезжая, по которой, согласно Самуилу Маршаку, «бродит Достоевский», на участке нашего квартала по преимуществу жилая зона и за исключением китайского ресторанчика особых достопримечательностей не содержит. Описываемый квартал – как театральная декорация. Передняя, разрисованная, сторона – Загородный проспект, где вывески, как на дореволюционных фотографиях, занимают чуть ли не большую часть фасада (хотя если в этой узкой части проспекта неожиданно посмотреть вверх, на левую сторону, то невольно подумаешь: «Вот же неплохая архитектура, а не замечал»), где торговые помещения уже не только на первом этаже, но часто занимают и второй, где толпа на тротуарах и автомобильные пробки. По неведомым законам больше всего здесь магазинов обувных и бытовой техники. Последних на участке Загородного от Владимирской площади до Пяти углов вообще больше, чем где-либо в городе. Они десятками живут, как натуральное живое сообщество: одни закрываются, но на их месте обязательно появляются другие. Особенность петербургского бизнеса в начале XX века – медленная концентрация капитала. Лавки вместо универмагов; одежда на заказ, а не конфекцион; строительные артели, строили больше, чем крупные застройщики. Малый бизнес решительно преобладал над крупным.
Видео:САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ | 39 лучших достопримечательностей ПетербургаСкачать
Маршрут вокруг станций метро «Владимирская — Достоевская»: 10 (+1) мест в центре Петербурга
На поиски самого интересного и чтобы получше узнать Северную столицу, а также научиться ориентироваться в великом городе на Неве, наши читатели и туристы выбирают маршруты Санкт-Петербург центра, и с удовольствием отправляются с нами в путешествие по разным местам одного из самых интересных и прекрасных мегаполисов мира.
Существуют неизведанные пространства в городе на Неве, которые, казалось бы в центре города, и многие думают, что знают про них всё-всё, как свои 5 пальцев, ведь вроде исходили тут всё вдоль и поперёк, но это лишь маленькая толика того, что им известно, поверьте.
Санкт-Петербург — велик и многогранен, притом, он постоянно развивается и отстраивается. Ежегодно и ежедневно то здесь, то там появляются всё новые и новые уникальные объекты. Знать про Петербург всё невозможно даже петербуржцам. Поэтому предлагаем совершить маршрут, хоть и по хорошо знакомым улицам, но где можно найти много интересного и открыть что-то для себя заново.
- Как понятно из названия маршрута, мы стартуем со станции метро «Достоевская» или «Владимирская».
Видео:10 мест для посещения в Санкт-ПетербургеСкачать
1. Пять углов
Советуем посетить тем, кто хочет прочувствовать «настоящий Петербург». До Пяти углов идти пешком по Загородному проспекту от станции метро «Достоевская» — 4 минуты, от «Владимирская» — 5 минут. Главное из вестибюля выйти на указанный загородный проспект и идти прямо до достопримечательности Петербурга — Пять углов.
В городе на Неве можно найти весьма необычную планировку улиц, забавные дворы и загадочные переулки. Одной из эксцентричных достопримечательностей Северной столицы считается «Пятикрёсток» — площадь, носящая неофициальное название «Пять углов».
Такую картину, где представлены 5 углов домов на пересечении дорог, можно увидеть в одном из центральных кварталов, если пройти от Невского проспекта к югу по улице Рубинштейна.
Пять углов — неофициальное название перекрёстка в Санкт-Петербурге, образованного пересечением Загородного проспекта с улицами Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова. Перекрёсток старинный и существует с 1760-х годов.
В месте пересечения улиц Ломоносова, Рубинштейна и Разъезжей начинается Загородный проспект. От этой точки расходится действительно 5 углов в разных направлениях. А всё потому, что стены 2-х зданий, которые смотрят на перекрёсток, не прямоугольные, как обычно, а суженные, в форме утюга.
«Заутюженные» дома направлены своим острым углом на Загородный проспект. Если смотреть на них с площади, то дома производят впечатление больших кораблей — океанских лайнеров. Пятиугольный перекрёсток обладает действительно красивой и необычной архитектурой.
Архитектурной доминантой перекрёстка, ставшей одним из знаковых символов Санкт-Петербурга, является доходный дом с башенкой, расположенный на углу Загородного проспекта и улицы Рубинштейна. Его адрес: Загородный проспект, 11/38.
Дом построен был построен в 1913 году в стиле неоклассицизма по проекту архитектора А. Л. Лишневского. В этом доме жили Л. К. Чуковская и М. П. Бронштейн, у которых часто бывала русская поэтесса Серебряного века А. А. Ахматова.
Напротив него, по адресу Загородный проспект, 18, расположен дом В. П. Капниста, построенный в 1790-х гг. В дом на углу Загородного проспекта и улицы Ломоносова на Загородном проспекте, 13/15 было в 1800 году переведено Коммерческое училище — первое в России торговое учебное заведение для купеческих детей.
Его основали в Москве П. А. Демидовым в 1782 году при воспитательном доме и перевели в Санкт-Петербург по инициативе императрицы Марии Федоровны. Училище просуществовало у Пяти углов до конца XIX века, после чего занимаемый им дом стал жилым. Все дома на этом перекрёстке интересны по-своему. В этих домах и в окрестных особняках жили знаменитости, и немалое число. Это место и сегодня притягивает внимание, вызывает любопытство.
Внимание многих прохожих, идущих через Пять углов, обязательно привлечёт доходный дом Иоффа, выполненный в таком сказочном стиле, что кажется: здесь живет волшебник-звездочёт. У дома есть особенная башенка, изящная и очаровательная. Это здание спроектировал архитектор Лишневский, который работал в неоклассическом стиле.
Это один из 2-х домов, которые смотрят зауженным концом на Загородный проспект. Если идти по улице Рубинштейна и взглянуть на дом сбоку можно увидеть, как он заканчивается парадной с театральной кассой. В XIX веке здесь жил поэт Николай Некрасов, который только что приехал покорять Петербург и зарабатывал преподаванием в пансионе.
В 1930-х годах в доме жил «почти звездочёт» — один из первых астрофизиков Матвей Бронштейн, изучавший квантовую физику и космологию. С ним в доме проживала его жена Лидия Чуковская, дочь писателя. К чете в гости часто приходила лучшая подруга Лидии — Анна Ахматова.
В Петербурге бытует такое мнение, что здесь на Пяти углах царит особая энергетика, обусловленная, с одной стороны — деловой суетой и высокой проходимостью площади, а с другой — при всей ритмичности, активном движении автомобилей и пешеходов в этом городском пространстве чувствуешь себя спокойно и уютно.
- Место: пересечение Загородного проспекта с улицами Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова
Видео:СПб.Владимирская площадь.30.08.22Скачать
2. Изумрудный город
Изумрудный город и его жители живут в самом сердце Петербурга. Посещение этого места рекомендовано особенно для тех, кто любит сказки и всё, что связано с ними в городской истории. Идти сюда от Пяти углов по Разъезжей улицы около 4-5 минут.
Дорога из желтого кирпича ведёт в Изумрудный город. У его ворот гостей встречает — добрый страж Фарамант, который всем выдаёт зелёные очки, чтобы их не ослепило великолепие Изумрудного города. Приятнейшего путешествия!
В 2007 году обычный дворик в Санкт-Петербурге превратился в сказочный благодаря желаниям и стараниям городской администрации и мастерам-волшебникам. Он открывает удивительный мир героев известной сказочной повести Александра Мелентьевича Волкова «Волшебник Изумрудного города», написанной в 1939 году на основе сказки американского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз».
Дворик был создан в рамках проекта-акции по благоустройству дворов Петербурга. Задумка авторов состояла в том, чтобы петербуржец и приезжий не прошёл мимо, а зашёл в этот двор, где мог бы попасть в реальную сказку и стать участником всего происходящего.
А главное, чтобы тут можно было каждому хорошо отдохнуть душой и сердцем, вспомнить детство и чудесно провести время. Потом, у всех есть шанс побывать в сказке семьями с детками, прививая им любовь к родному городу, отечественной литературе и чтению книг. Здесь можно вместе с любимыми чадами окунуться в чтение, чтобы найти хорошо знакомых героев Изумрудного города.
Компания «Петербургские дворы» создала удивительный мир, где живут герои сказки «Волшебник Изумрудного города». Для этого нужно войти в арку и мы сразу станем на дорожку, вымощенную желтым кирпичом. Вспоминаем сказку, а ведь именно по дороге из жёлтого кирпича шли главная героиня — Элли и её любимец, маленький чёрный пёсик — Тотошка в Изумрудный город.
По дороге Элли и Тотошка встречают ожившее пугало Страшилу, Железного Дровосека и Трусливого Льва, которые затем все вместе идут по жёлтой дороге к Великому волшебнику Гудвину, чтобы попросить его исполнить их заветные желания. По идее здесь можно увидеть всех этих героев. Но, к сожалению, кто-то отломал льву лапы и сейчас его нет в волшебном городе.
На одном из домов имеется барельеф, на котором изображена добрая волшебница, правительница Жёлтой страны — Виллина со своей Волшебной книгой. Она зовёт всех и каждого в свой край любви, добра и чудес.
В сказочном дворе есть и злые персонажи: Бастинда — злая колдунья, правительница Фиолетовой страны; Саблезубые тигры — огромные свирепые хищники, обитавшие в Тигровом лесу; и Людоед — одичавший негодяй-каннибал, похитивший Элли, чтобы её съесть.
На козырьке над одним из подъездов обосновались Летучие обезьяны — крылатые существа, сами по себе не злые, но опасные противники в случае сражения, потому что были, по сути, рабами и подчинялись приказам владельцев Золотой Шапки.
Почти все фигуры выкованы из железа, кроме пышного Страшилы, который выполнен из меди, что получилось удачно. Страшила и его неприятные приятели представлены в виде цельных фигур, просматриваемые со всех боков. Другие персонажи зиждутся на стенах.
Гудвин изображён тут культурно и скульптурно в виде объёмной фигурной клумбы. По задумке авторов обличье Великого Повелителя должно меняться с изменением цветочного покрова. Если прийти в сказочный двор снежной зимой, то скорее всего Гудвина нельзя будет увидеть под покровом снега.
- Место: улица Правды, двор домов №№ 2 — 8
Видео:Санкт Петербург! Достопримечательности САНКТ-ПЕТЕРБУРГА! Что Посмотреть за 1 День?Скачать
3. Памятник трубочисту
Идти от Изумрудного города нужно по улице Правды, пересечь Разъезжую улицу и выйти на улицу Большую Московскую, во двор домов №№ 1 — 3. Этот отрезок пути займёт около 4 минут. Памятник трубочисту находится на лестнице, прикреплённой к стене, почти под самой крышей.
Заметить его сразу не получится, но когда войдёте во двор и посмотрите вверх, то найдёте взглядом трубочиста — чумазого улыбающегося человечка в костюме и цилиндре, с метёлкой для чистки труб под мышкой и мотком верёвки на плече. Если приглядеться, то можно рассмотреть фирменный знак на бляхе его ремня.
Сразу заметим. Увидеть трубочиста и по-особенному его поприветствовать – к блестящей карьере и яркому счастью. Когда-то профессия трубочиста была очень востребована и почётна. Эти труженики, перепачканные сажей, всегда находятся ближе к небу, чем обычные горожане. Они встречают солнце раньше всех и всегда улыбаются так, будто им ведома какая-то особенная тайна.
Наверняка поэтому увидеть трубочиста было хорошей приметой. В нашем представлении сегодня в век централизованного отопления и электричества трубочист — это что-то либо совсем давнее, либо сказочное. Действительно, в России чистильщики печей появились после указа Петра I от 21 апреля 1721 года. Термин «трубочист» закрепился за представителями этой профессии позднее, а теперь их официально называют «трубочистный мастер».
А теперь представьте, что профессия трубочист существует и в наше время. В Петербурге есть даже компания ООО «Петербургский трубочист». И именно глава этой компании — Сергей Павлович Курносов — послужил прообразом для авторов памятника. Установлен был памятник трубочисту здесь в октябре 2006 года по инициативе администрации Центрального района. Авторами проекта являются художники А. Шевардин, С. Симина. Скульптор А. Васильев.
Во всём мире профессия трубочиста считается почётной, а уж если посчастливилось встретить его на улице и потереть пуговицу, то это точно к удаче. Вот только с питерским трубочистом это вряд ли получится, висит он весьма высоковато.
Стоит сказать, что это не единственный памятник трубочисту в Петербурге и его окрестностях. В Рощино есть свой «трубочист». Кроме этого, в России ещё найдётся парочка памятников трубочистам.
- Место: Большая Московская улица, 1-3
Видео:САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В ГОРОДЕ?Скачать
4. Памятник Достоевскому
От памятника трубочиста до памятника Ф. М. Достоевскому — рукой подать, идти не более 2-х минут до Владимирской площади. Расположение памятника Достоевскому на Владимирской площади не случайно. Писатель любил сидеть на скамеечке буквально в нескольких метрах от будущего памятника, в скверике у самого главного для писателя храма Петербурга — Владимирского собора.
Личность Фёдора Михайловича Достоевского не нуждается в представлении. Работы этого русского писателя, мыслителя, философа и публициста, члена-корреспондента Петербургской Академии Наук, вошли в сокровищницу мировой литературы и истории, стали одними из наиболее читаемых и популярных во всем мире.
В дань уважения к этому великому человеку было установлено большое количество памятников. Максимально их насчитывается в Москве — городе, где в 1821 году родился будущий знаменитый писатель. Но вся его последующая жизнь была необычайно тесно связана с Северной столицей России. Именно здесь, в Санкт-Петербурге, по какой-то необъяснимой причине, монументов Федору Михайловичу долгое время не устанавливали. Исключением можно считать разве что его надгробие в Александро-Невской лавре.
И только 30 мая 1997 года состоялось открытие памятника, созданного руками известного скульптора Любови Михайловны Холиной. Стоит немного рассказать об истории, которая предшествовала этому замечательному событию. Идея создания памятника человеку, творчество которого было неразделимо связано с Петербургом, давно искала своего воплощения.
Мастер Холина еще в 1956 году разработала первый макет, но реализовать его так и не удалось. А все потому, что шестьдесят лет назад партийные руководители Ленинграда были категорически против увековечивания памяти реакционного писателя. В конце 1988 года был дан старт конкурсу на лучший проект монумента Достоевскому.
Скульптор Любовь Михайловна Холина приняла в нём участие и предложила свой вариант гранитного изваяния. Изначально планировалось установить его в месте слияния каналов Грибоедова и Крюкова. Таким способом Холина хотела создать иллюзию того, что трехметровая фигура писателя вырастает из гранитной набережной города. Эта идея не получила одобрения у членов государственной комиссии.
Окончательное компромиссное решение скульпторов, архитекторов и властей города об установке памятника Достоевскому в небольшом сквере, напротив ворот собора Владимирской иконы Божией Матери, где писатель любил проводить свободное от работы время, петербуржцам пришлось по душе.
Предполагалось, что изображение Федора Михайловича должна стать составляющей частью внешней экспозиции его квартиры-музея. Долгая история создания монумента, наконец, получила свое счастливое завершение. Но, и в него, пришлось внести некоторые коррективы, изменив материал скульптуры, гранит на бронзу.
Необходимые изменения в проект были внесены в 1993—1994 гг. С участием сына и внука Л. М. Холиной: художника Петра Александровича и скульптора Павла Петровича Игнатьевых был изготовлен эскиз скульптуры Достоевского и отлит в бронзе на заводе «Монументскульптура».
Скульптура высотой в два метра, отлитая из бронзы, не имеет выступающих частей. При этом лицо Достоевского четко передает чувство усталости от непрерывной работы, чело напряжено от одолевающих его мрачных дум. Фигура творческого человека выглядит несколько поникшей, что ярко говорит о денежных и других затруднениях, которые он испытывал при жизни.
Однако весь вид и сидячая поза Федора Михайловича с переплетёнными пальцами обеих рук и покоящимися на одной из коленок ног, сложенных крест-накрест, указывают на то, что он размышляет об очередном романе. На полутораметровом постаменте из розового полированного гранита высечена простая надпись “Достоевскому”.
Каждый год, в первую субботу июля, все поклонники творчества писателя спешат по адресу: город Санкт-Петербург, улица Большая Московская, чтобы принять участие в открытии Дней Фёдора Михайловича Достоевского и отдать дань уважения этому великому человеку, прославившему Россию на весь мир.
- Место: Большая Московская улица, 2
Видео:Санкт-Петербург. Владимирская площадь. 5.12.2021.Скачать
5. Владимирский собор
Буквально рядом находится один из старейших храмов Петербурга, символ всего района вокруг станции метро «Владимирская». Собор был построен и освящён в честь иконы Божией Матери, Защитнице русской земли. Историки полагают, что благодаря её покровительству, собор остался невредимым до наших времен. Сегодня здесь проходят богослужения, таинства крещения и венчания.
Изначально храм был основан на месте деревянной церкви, также освященной в честь иконы Божией Матери. Его строительство началось во второй половине XVIII века и имело первый на то время в городе архитектурный проект, разработанный по подобию Успенского собора в Москве.
Храм представляет собой пятиглавое двухэтажное здание в стиле барокко, с крестами на куполах, 3 притворами и апсидой. Если его обойти, можно заметить, что он имеет форму квадрата с усеченными углами. Также собор играет важную архитектурную роль. Он является апогеем Загородного проспекта и главным памятником Владимирской площади.
На фоне остальных зданий он выглядит величественно. Желтые стены и черные купола в сочетании друг с другом создают необыкновенный образ, пришедший с давних времен и несущий огромную энергетику. Все последующие церковные строения Санкт-Петербурга будут воздвигаться по подобию этого собора.
В 1930 году его закрыли и его отдали в распоряжение Государственной Публичной Библиотеке. В послевоенное время в здании храма расположилось трикотажное производство. Ровно 60 лет собор Владимирской иконы Божией Матери не имел возможности принимать прихожан и проводить службы. Но в 1990 году благодаря Льву Гумилеву и Дмитрию Лихачеву он вновь стал собственностью ленинградской Епархии.
С тех пор в качестве восстановительных работ были установлены 8 позолоченных крестов, покрыты медью купола, осуществилась реставрация верхнего храма и фасадов часовен. В 2000 году церковь получила официальный статус собора.
Основной гордостью храма является иконостас верхнего престола, воздвигнутый во имя Владимирской иконы божией матери, и который входит в 10 уникальных произведений церковного искусства. Проект разрабатывал талантливый архитектор итальянского происхождения Растрелли. А воплотили его в жизнь лучшие мастера времен императрицы Елизаветы.
Не меньшего внимания достойна сама икона Божией Матери. К нам она попала в начале XII века из Византии. Ее создателем считается евангелист Лука, который запечатлел картину, увиденную за обеденным столом. Мария со своим мужем и маленьким Иисусом Христом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимали сына, который с преданностью прижимался к родительнице. На лице Марии видна скорбь.
Если посмотреть на оборотную сторону, можно увидеть картину, на которой изображены престол и орудие страстей. Другой особенностью является запечатленная пяточка младенца на лицевой стороне. Позже были установлены престолы в честь Божией Матери всех скорбящих, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всего церковь имеет шесть престолов.
Еще одной святыней собора является икона «Нерукотворный спас» с изображением Христа Спасителя. Многочисленные легенды гласят о том, что эта она способна придать сил для преодоления трудностей, помочь в борьбе с недугами и дать подсказку для решения проблемы.
Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками. Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.
Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери. В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.
Собор Владимирской иконы Божией Матери располагается на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга Владимирской площади и на одноименной станции метро. Рядом находится дом-музей Достоевского и памятник этому великому классику.
На закате своего жизненного пути, частым посетителем церкви был Федор Михайлович Достоевский. Он приходил сюда в надежде отпущения прошлых грехов. Храм также знаменит тем, что здесь была отпета Арина Родионовна, няня Пушкина, его верная помощница и наставница.
Если войти в собор, то можно увидеть, что он состоит из 2 полноценных церквей: верхней и нижней. Также в поле зрения попадает миниатюрная модель здания и прилегающих к ней часовни и двора, которая позволяет оценить архитектурный памятник с высоты птичьего полета.
Собор владеет копией Владимирской иконы Божьей Матери, Оригинал хранится в Третьяковской галерее. В те времена, когда она хранилась в Успенском соборе, его охватил сильный пожар. От огня пострадало все убранство храма, кроме этой иконы. Целым образ остался и после разрушительного нашествия хана Батыя.
Заходя в храм, каждый посетитель получает заряд энергии и чувствует себя свободным от суеты, что доставляет истинное удовольствие от его посещения.
- Место: Владимирский проспект, 20
Видео:Владимирская площадь#прогулка #владимирская #площадь #спб #лето2023Скачать
6. Музей-квартира Достоевского
Тоже тут же рядом Владимирским собором можно посетить музей Достоевского. Жизнь Фёдора Михайловича Достоевского неразрывно связана с Петербургом: в 1837 он поселился городе на Неве, приняв его всей душой и сердцем, и успев сменить за годы жизни до 20 адресов. В произведениях классика часто фигурируют дома и улицы города.
Существует удивительная закономерность между всеми домами, в которых жил Достоевский в Петербурге. Угловые, с видом на церковь, они давали возможность писателю изучать людей, оказавшихся на перекрестке дорог. В таких же угловых домах жило и большинство литературных героев Фёдора Михайловича.
Особое же место среди петербургских любителей писателя занимает дом неподалеку от церкви иконы Владимирской Божией Матери в Кузнечном переулке. Архитектурно ничем не отличающийся от своих собратьев, для коренных петербуржцев и гостей города он примечателен тем, что здесь многие годы жил писатель: вначале и в конце своего творческого пути.
Дом на Кузнечном переулке, где находилась последняя квартира мастера психологического портрета, является классическим образцом жилища Достоевского. Жена Достоевского упоминала, что их квартира состояла из шести комнат, огромной кладовой для книг, передней и кухни. Анна Григорьевна была для писателя не только любящей и всепонимающей женой, но и верным соратником, его личным секретарем.
Именно в этом доме появился роман «Братья Карамазовы», который Фёдор Михайлович в знак высокой оценки деятельности жены посвятил ей главный роман своей жизни. После смерти мужа Анна Григорьевна вынашивала идею увековечения памяти Федора Михайловича. Уезжая из родного города, она сдала все вещи из дома, где в последние годы жила их семья, на хранение на склад. К сожалению, все это богатство пропало, и лишь некоторые материалы позднее оказались в государственных архивах.
В 1960-е годы прошлого столетия идейным вдохновителем музея стал архитектор-художник Георгий Владимирович Пионтек. Именно он был инициатором превращения здания в Кузнечном переулке в мемориальный дом-музей. Не следуя предубеждениям советской идеологии относительно творчества Достоевского, Пионтек обратился к тогдашнему министру культуры Фурцевой. Письмо стало решающим в эпопее с началом организации музея.
В рамках этого доброго начинания планировалось не только показать жизнь и творчество великого писателя, но и создать в Кузнечном переулке некий культурный центр, где могли бы собираться современные деятели культуры и поклонники творчества Федора Михайловича. А также дабы в этих стенах было удобно проводить просмотры фильмов и спектаклей по произведениям Достоевского. Все сложилось довольно удачно, и планы реализовались в жизни.
В дом на Кузнечном Фёдор Михайлович заселился с семьей осенью 1878 года, и прожил три года вплоть до самой своей смерти. Ныне здесь — единственный в Петербурге музей писателя. Литературно-мемориальный музей памяти писателя открыли ровно к 150-летию рождения, в 1971 году. Заведение включает в себя мемориальную часть – саму квартиру, и зал – так называемую литературную экспозицию.
Благодаря архивным планам, а также воспоминаниям современников, устроители смогли восстановить квартиру Достоевского, а по фотографии — реконструировать его кабинет.
Экспозиция содержит множество интереснейших экспонатов, некоторые из которых просто уникальны. К примеру, на карте «Петербург Достоевского», выполненной художником Борисом Костыговым, отмечены адреса мест проживания писателя и его героев. Дома можно даже рассмотреть на изображениях по бокам карты.
Первый зал экспозиции посвящен биографии Федора Михайловича: в нем представлены материалы с 1821 по 1864-й год. От биографических сведений посетители могут плавно подойти к изучению творчества писателя и его основным романам. Во втором зале представлены материалы, касающиеся периода жизни с 1865 по 1881-й год.
Основой Музея стала бесценная коллекция, собранная внуком писателя – Андреем Федоровичем. О своем знаменитом предке не забыла и его внучатая племянница Мария Владимировна Савостьянова: для развития Музея она передала некоторые семейные реликвии.
В доме в Кузнечном переулке под Музей отведено два этажа. В интерьерах комнат квартиры представлены подлинные вещи и книги, которые передали Музею потомки Достоевского. Собрание Музея увеличивается из года в год: ценные подарки привозят посетители и друзья, многое дарят исследователи творчества писателя.
Музей может похвалиться полноценными коллекциями графики и фотографий, а местная научная библиотека насчитывает в своих фондах до 24 тысяч томов. Здесь собрана коллекция программ и театральных афиш по инсценировкам Достоевского. К наиболее ценным коллекциям Музея Достоевского относятся современные иллюстрации к произведениям писателя: их насчитывается до 2 тысяч предметов, прижизненные издания Федора Михайловича — 117 экземпляров, и архив Александра Порецкого в виде рукописей — 272 предмета.
На первом этаже в выставочных залах проводятся современные выставки художников, музыкальные и литературные вечера, а в кинозале для посетителей организованы просмотры фильмов по произведениям писателя. За многолетнее существование Музей превратился в научный и культурный центр.
В этих стенах устраиваются ежегодные международные чтения — Достоевский и мировая культура. Здание также располагает театральным залом, где проходят спектакли по произведениям великого писателя. Неудивительно, что при такой колоссальной проводимой работе Музей Достоевского является членом и партнером Норвежского общества друзей музея Федора Достоевского.
Удобное расположение уютного Музея в центре города, интересные экскурсии привлекают сюда ежегодно до 35 тысяч посетителей. Здесь, в старинном районе, вы как нельзя лучше сможете ощутить, как по этим же улицам ходили, в этих же домах жили, любили, страдали, а порой совершали громкие преступления герои книг Достоевского.
- Место: Кузнечный переулок, 5
Видео:Санкт-Петербург. Собор Владимирской иконы Божией Матери.Скачать
Владимирская площадь в Санкт-Петербурге
Видео:Санкт-Петербург. Что посмотреть в Санкт-Петербурге. Петербург достопримечательности.Скачать
Краткое описание
Владимирская площадь расположена в историческом центре Санкт-Петербурга. Немного в стороне от шумного Невского проспекта — здесь также достаточно многолюдно. Собор, рынок, китайская столовая — настоящая жизнь, как и двести лет назад, кипит в этом квартале Достоевского.
Видео:Владимирская площадь, ПетербургСкачать
История
В начале XVIII века территория современной Владимирской площади была частью слободы, отведенной на проживания царской прислуги. Она длительное время оставалась безымянной. Согласно собранным документам ее обустройство планировалось провести в 1739 году. В середине XVIII века появилась небольшая деревянная церковь. Каменный храм Владимирской Богородицы воздвигли на Дворцовой слободе в 1769 году.
Площадь на пересечении Загородного и Владимирского проспектов официально стала называться Владимирской только с 1844 года.
Имя открытого городского пространства было присвоено в честь одноименной церкви.
Спустя 79 лет площадь изменила свое названия и стала известна как площадь Нахимсона. Семен Михайлович Нахимсон родился в Ярославле в 1885 году. Родившийся в многодетной купеческой семье молодой человек выбрал путь революционера, стал военным комиссаром Ярославского округа. Площадь носила имя участника российского революционного движения 27 лет. Но в 1950 году ей вернули историческое название.
Видео:Санкт Петербург достопримечательностиСкачать
Архитектура
- Владимирская площадь занимает территорию в 1439 м 2
- Городское пространство имеет в плане овальную форму
Видео:Владимирская площадь. #spb #russia #petersburg #piterСкачать
Что находится рядом
Площадь находится в окружении значимых исторических и архитектурных объектов:
- Владимирский проспект, дом №20 — церковь Владимирской Божьей Матери, сегодня остается действующим храмом. Выполнен в переходном стиле от барокко к классицизму. Архитектором постройки стал Франческо Растрелли. Освящение православного храма состоялось в 1783 году. В начале XX века православный собор был закрыт, в его стенах размещалась фабрика Ленмашучета. В 1989 году божий храм вновь открыл свои двери верующим, а в 2000 году церкви присвоили статус собора.
- В 1997 году в центре площади установили памятник писателю и мыслителю Владимиру Михайловичу Достоевскому. Автора проекта выбирали на конкурсной основе. Всего было представлено двенадцать проектов. Победителем стала Любовь Михайловна Холина. Первый ее эскиз был создан в 1956 году, но его долго время дорабатывали. Архитектором выступила Петрова, но в итоге проект не был осуществлен. Окончательный план создан при содействии сына и внука Холиной. Бронзовая скульптура высотой 2 метра стала украшением Владимирской площади и была отлита на заводе Монументскульптутра.
- Владимирский проспект, дом 17 – дом общества частного Ломбарда, построенный в стиле эклектика. Ломбард открыт с 1870 года.
- Напротив площади расположена станция метро Достоевская. Постройка 1991 года выполнена в современном стиле. Архитектором наземного вестибюля выступил Хильченко и Константинов. Чтобы не выделяться на общем фоне старой застройки здание метрополитена было заложено в глубь дворов. В декабре 1991 года станция метрополитена начала работу.
Видео:О Санкт-Петербурге: набережные, мосты, площади и другие достопримечательностиСкачать
Где находится
Адрес
Санкт-Петербург, Владимирская площадь, индекс 191025
Метро
Как добраться
Расстояние от станции метро Достоевская до площади менее 100 метров. Время в пути до пункта назначения 1-2 минуты.
Видео:Санкт-Петербург. 80 лучших достопримечательностей, которые вы увидите за один деньСкачать
Интересные факты
Во Владимирской церкви проходило отпевание няни Александра Сергеевича Пушкина – Арины Родионовны. Событие состоялось в 1828 году. В числе прихожан церкви был знаменитый писатель Федор Михайлович Достоевский, сегодня в честь философа и публициста в соборе ежегодно проводят панихиды.
🔍 Видео
Экскурсия | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | Владимирская площадь | тизер 6 | МОЙ МАРШРУТ | ЛЕНТА ЛАЙФСкачать
Санкт-Петербург (Питер) достопримечательности городаСкачать
ИСААКИЕВСКАЯ ПЛОЩАДЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - 1Скачать
О Сенной площади в Санкт-Петербурге: достопримечательности, где находитсяСкачать
Достопримечательности Санкт-Петербурга. Экскурсия по Питеру!Скачать