- Как определить требуют ли уточнение границы Вашего земельного участка?
- Что такое площадь земельного участка
- 1. Понятие площади земельного участка.
- 2. Декларированная площадь земельного участка.
- 3. Уточненная площадь земельного участка.
- Минэкономразвития России от 06.11.2018 N 32226-ВА/Д23и «Об уточнении границ земельных участков и применении части 2 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ»
- 🔥 Видео
Видео:Межевание от А до Я. Межевание земельного участка. Что такое Межевание, уточнение границ участкаСкачать
Как определить требуют ли уточнение границы Вашего земельного участка?
Александр, Оренбургская область 31 октября 2017 года, 08:17 просмотров: 23229
Как определить, нужно ли уточнять границы моего земельного участка?
Актуальный ответ на вопрос на дату 15.06.2021 Вы можете найти в посте: «Для чего необходимо межевание земельного участка?»
Мы уже писали в своей рубрике «Вопросы ответы», о том что с 01.01 2018 г. распоряжением Правительства Российской Федерации будет введен запрет на любые операции с земельными участками, которые не имеют установленных по закону границ. Их нельзя будет продать, подарить, завещать и т.д. Даже имея на руках свидетельство, подтверждающее право собственности на землю, ею нельзя будет распоряжаться без предварительного проведения процедуры установления границ земельного участка, то есть межевания.
В процессе работы, кадастровые инженеры и менеджеры нашей компании зачастую сталкиваются с вопросом от заявителей: «А надо ли проводить межевание моего участка?»
Есть три простых признака, по которым каждый может ответить на вышеуказанный вопрос, единственное условие – наличие перед собой выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках на рассматриваемый земельный участок. Данную выписку может запросить и получить любое лицо в многофункциональном центре (МФЦ) – для этого необходимо знать кадастровый номер (или точный адрес) и оплатить государственную пошлину (для физического лица стоимость государственной пошлины составляет 400 рублей (Приказ Минэкономразвития России от 10.05.2016 №291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»).
1 Признак:
На первой странице выписки из ЕГРН в 1 разделе в строке «Площадь» значение указано точной цифрой: (как ниже на рисунке)
Это говорит о том, что координаты границ земельного участка либо совсем не определены, либо определены декларировано – значение площади взято из правоустанавливающего или правоудостоверящего документа, выданного ранее – до начала ведения государственного кадастра. Земельные участки, сведения о которых внесены в ЕГРН на основании таких документов имеют статус «актуальные, ранее учтенные» (раздел 1 выписки из ЕГРН, строка «Статус записи об объекте недвижимости»: (как ниже на рисунке)
В случае если границы у земельного участка уточнены и не требуют межевания, то сведения о площади указываются с данными о погрешности: (как ниже на рисунке)
2 Признак:
В 1 разделе выписки из ЕГРН в строке «Особые отметки» присутствует предложение «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства». Это говорит о том, что межевание необходимо: (как ниже на рисунке)
3 Признак (дополнительный):
В случае если в имеющейся у Вас выписке из ЕГРН в разделе 3 «Описание местоположения земельного участка» присутствует подраздел 3.2 «Сведения о характерных точках границы земельного участка», то столбец «Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельного участка, м» должен быть заполнен числовым значением.
Причем значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков должны соответствовать действующему законодательству:
(Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» ).
В случае если у земельного участка границы не установлены, раздел 3 будет отсутствовать полностью. Это будет подтверждаться данными в строке «Особые отметки» раздела 1:
Однако, в случае если у земельного участка границы декларированные, то подраздел 3.2 будет заполнен, однако столбец «Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельного участка, м» будет иметь значение «данные отсутствуют». Межевание требуется:
Если у Вас под рукой не оказалось выписки из ЕГРН на земельный участок, то с помощью публичной кадастровой карты, зная кадастровый номер земельного участка можно получить первичную информацию о необходимости установления границ земельного участка. В случае если границы требуют уточнения, то тогда в отобразившемся окне будет присутствовать фраза «Без координат границ» и/или площадь будет прописана как «декларированная».
Компания «Региональный кадастровый центр» рекомендует делать выводы о необходимости проведения уточнения границ земельного участка исходя из сведений, имеющихся в выписке из ЕГРН.
Подписывайся на наши каналы социальных сетей: Вконтакте , Facebook , Instagram .
Видео:Уточнение границ земельных участков как один из способов законного увеличения его площади.Скачать
Что такое площадь земельного участка
Продолжаем осваивать основы земельного права и в этой статье будем разбирать, что такое площадь земельного участка, а также рассмотрим понятия декларированной и уточненной площади.
Видео:Как рассчитать площадь земельного участкаСкачать
1. Понятие площади земельного участка.
Площадь земельного участка — это квадратные метры земной поверхности, которые их владелец может использовать для своих нужд по целевому назначению участка.
Законодательное определение площади дано в п. 9 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»:
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Из определения видно, что площадь участка — это площадь геометрической фигуры, которая образована границами земельного участка, определенными в соответствии с законом. Площадь земельного участка напрямую зависит от описания местоположения его границ и неразрывно с ними связана.
На мой взгляд, в этом моменте есть большое практическое значение:
Границы земельного участка являются первичными, по отношении к площади. Сначала определяются границы участка, а уже от них, в свою очередь, образуется его площадь. Поэтому, когда возникают какие-либо споры о площади или местоположении участка, то в первую очередь нужно задуматься не о самой площади участка, а о его границах.
Поясню свою мысль на наглядном примере.
Жилой дом на земельном участке. Участок окружён забором (тёмно-серый контур), который никогда никуда не двигался с момента постройки дома в 60-х годах. В 2007 году администрация передала часть участка в собственность (ЗУ:1), а часть 100 кв. м. – в аренду (ЗУ:2). Мы так и не поняли, что мешало администрации предоставить сразу весь участок в пределах забора в собственность, но по какой-то причине было осуществлено такое вот недоразумение.
Эти несчастные 100 кв. м. толком даже не были оформлены: в ГКН сведения об этом участке внесены не были, его границы были определены только на бумажной схеме. Из договора аренды вообще слабо понятно, что именно по нему арендуется.
В 2012 году собственник участка уточнил границы ЗУ:1 таким образом:
После уточнения границ площадь земельного участка ЗУ:1 стала равна его фактической площади в пределах существующего забора и включила в себя площадь второго участка. Вопрос, казалось, был исчерпан. Однако, от собственника участка я услышал неожиданный вопрос «Где мои 100 кв. м.? За что я платил 5 лет? Найдите мне, хочу их оформить».
Выяснилось, что после уточнения границ ЗУ:1 собственник посвятил свою жизнь крестовому походу против администрации города и забросал районный суд множеством исков в надежде отсудить свои «кровные» 100 кв. м. Все иски он проиграл.
В чем была ошибка собственника? В том, что он искал 100 кв. м., которые уже были включены в границы участка ЗУ:1. То есть, он искал не границы участка, а его площадь, искал производную характеристику, не принимая во внимание исходную. Между тем, в его собственности уже находился земельный участок в той площади, которой он всегда пользовался и на приобретение которой он имел право.
Вот такие ситуации бывают как раз из-за неправильного понимания предмета.
Сведения о площади земельного участка подлежат обязательному внесению в ЕГРН, относятся к основным сведениям о земельном участке (пп. 9 п. 4 ст. 8 218-ФЗ) и учитываются в квадратных метрах (кв. м.). В некоторых документах территориального планирования или распорядительных актах органов власти, площадь может быть указана в гектарах (га). Но в ЕГРН сведения о площади участка вносятся и указываются в квадратных метрах в любом случае. Даже если там миллиарды этих самых метров.
Наглядное изображение площади земельного участка в ЕГРН:
Красной линией на рисунке отображены границы участка.
Желтым цветом — его площадь.
Юридическая практика различает два вида площади земельных участков: декларированную (условную) и уточненную.
Видео:Что делать при наложении границ земельных участков? Как исправить ошибкуСкачать
2. Декларированная площадь земельного участка.
Площадь земельного участка имеет статус «декларированная» тогда, когда границы этого участка не были уточнены в соответствии с законом и отсутствуют сведения о его фактической площади, которые можно внести в ЕГРН. В судебной практике такую площадь очень часто называют условной.
В основной массе, декларированная площадь встречается у садовых, дачных, огородных участков, участков под индивидуальное жилищное строительство, участков сельскохозяйственного назначения, которые были образованы и предоставлены до 2001 года.
Сведения о декларированной площади земельного участка могут вносится в ЕГРН из документа о праве на землю либо из переданных в Росреестр архивных землеотводных документов, либо по результатам инвентаризации муниципальных земель.
Иногда встречаются случаи, когда границы земельного участка уточнены, но допустимая погрешность характерных точек этих границ выше, чем установлена законодательством (к примеру, средняя квадратичная погрешность определения точки 0.8 м вместо 0.1 м для населенных пунктов). Площадь такого земельного участка также может считаться декларированной (условной).
Изображение земельного участка с декларированной площадью на публичной кадастровой карте:
Как видно, в ЕГРН имеются сведения как о границах этого участка, так и о площади. Но, в отношении участка не проводились кадастровые работы по уточнению его границ на местности, соответственно и площадь является декларированной (условной). Сведения о площади этого участка внесены в ЕГРН по результатам инвентаризации муниципальных земель, а не кадастровых работ по уточнению его границ.
Если посмотреть выписку из ЕГРН на земельный участок с декларированной площадью, то мы увидим следующее:
Как видно, в отношении земельного участка с декларированной площадью в ЕГРН содержатся следующие характеристики:
- в графе «Площадь» указано 162 000 кв. м. (ниже вы увидите, в чем отличие от земельного участка с уточненной площадью);
- в графе «Особые отметки» указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Такие сведения в выписке из ЕГРН указываются только тогда, когда площадь земельного участка является декларированной (условной).
Декларированная площадь земельного участка никогда (ну или почти никогда) не совпадает с фактической площадью участка. В земельных спорах ориентироваться на декларированную площадь и основывать на ней правовую позицию неправильно. Суды считают такую площадь недостоверной.
Если ваш земельный участок имеет декларированную площадь, то в отношении земельного участка рекомендуется провести кадастровые работы по уточнению его границ и площади.
Видео:РАЗМЕР ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА по ЕГРН. ОБРАТНАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА длина сторон участка по координатамСкачать
3. Уточненная площадь земельного участка.
Уточненная площадь земельного участка — это площадь, сведения о которой внесены в ЕГРН в результате кадастровых работ по определению местоположения границ земельного участка на местности и которая соответствует фактической площади земельного участка.
Изображение земельного участка с уточненной площадью в ЕГРН:
В отличие от декларированной площади видно, что геометрическая фигура земельного участка имеет многоугольную неправильную форму. По факту, изображенная граница совпадает с местоположением забора.
Вот такие сведения о земельном участке с уточненной площадью можно увидеть в выписке из ЕГРН:
Здесь мы видим, что сведения отличаются от тех, которые были указаны в выписке из ЕГРН на участок с декларированной площадью:
- в графе «Площадь» указано 34 900 +/- 65 кв. м.;
- в графе «Особые отметки» отсутствует указание на то, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Сведениями «+/- 65 кв. м.» обозначена допустимая погрешность, на которую фактическая площадь участка может отличаться от юридической, т. е. указанной в ЕГРН. Когда участок имеет декларированную площадь, то допустимая погрешность площади не указывается.
Если площадь земельного участка является уточненной, то внесенные в ЕГРН сведения о площади участка признаются достоверными. Именно от таких сведений отталкиваются в случае возникновения судебных споров.
Вот и вся теория, которую нужно знать о площади земельного участка. Надеюсь, вы смогли почерпнуть для себя полезную информацию.
Все комментарии к этой публикации:
17 октября 2021 в 20:14
У нас с соседом конфликт по границам забора. В техническом паспорте на его дом указано «площадь 700 кв. м. по документам, фактически 1100 кв. м.»
Что это значит и насколько такая ситуация законна?
17 октября 2021 в 22:35
Это значит, что по сведениям организации, проводившей техническую инвентаризацию домовладения, земельный участок по правоустанавливающим документам был предоставлен в площади 700 кв. м., а забор и иные объекты, которые фактически закрепляют расположение участка на местности, установлены таким образом, что площадь земельного участка в их пределах составляет фактически 1100 кв. м.
О законности такой ситуации можно судить только после изучения всех документов на участок и истории его существования. Без этого любые суждения — лишь гадание.
Практикующий земельный юрист
Эксперт по земле и недвижимости. Консультации. Правовые экспертизы. Ведение споров в суде. Сопровождение сделок.
Видео:Каким образом уточнить площадь и границы земельного участка с декларированной площадьюСкачать
Минэкономразвития России от 06.11.2018 N 32226-ВА/Д23и «Об уточнении границ земельных участков и применении части 2 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ»
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 ноября 2018 г. N 32226-ВА/Д23и
ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ПРИМЕНЕНИИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 43
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 13 ИЮЛЯ 2015 Г. N 218-ФЗ
В Минэкономразвития России поступают обращения по вопросам, связанным с подготовкой межевых планов земельных участков и осуществлением государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельных участков, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности, препятствующего осуществлению государственного кадастрового учета. В связи с этим Минэкономразвития России направляет позицию по указанным вопросам.
к письму Минэкономразвития России
от 06.11.2018 N 32226-ВА/Д23и
МЕЖЕВЫХ ПЛАНОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА В СВЯЗИ С УТОЧНЕНИЕМ
МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СЛУЧАЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ
НЕСООТВЕТСТВИЯ СВЕДЕНИЙ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕЕСТРА НЕДВИЖИМОСТИ О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ ГРАНИЦ
СМЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИХ ФАКТИЧЕСКОМУ
ПОЛОЖЕНИЮ НА МЕСТНОСТИ
В связи с многочисленными обращениями, поступающими в Минэкономразвития России по вопросам, связанным с уточнением и согласованием местоположения границ земельных участков, в том числе с целью исправления реестровых ошибок, в рамках полномочий, установленных Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:
отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;
содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства — самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).
Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков — выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по решению государственного регистратора прав в случае, если:
границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 части 1 статьи 26 и частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ (пункт 20);
границы лесного участка, о государственном кадастровом учете которого в связи с уточнением границ представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случаев пересечения границ других лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, или случая, если другой лесной участок является преобразуемым объектом недвижимости (пункт 20.1).
Таким образом, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности, представляющее собой в ряде случаев (когда описание местоположения границ смежного земельного участка соответствует требованиям к точности определения координат характерных точек границ земельных участков) реестровые ошибки в указанных сведениях ЕГРН, влечет приостановление государственного кадастрового учета земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы (далее — объект кадастровых работ).
Согласно части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Таким образом, применение положений части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ дает возможность устранить не только причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объекта кадастровых работ, но и исправить реестровые ошибки в записях ЕГРН, что ведет к повышению качества и достоверности данных ЕГРН.
Также обращаем внимание, что объем вносимых в данном случае изменений в содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границ (частей границ) и площади смежных земельных участков Законом N 218-ФЗ не ограничен. Поскольку при внесении в ЕГРН изменений в установленном частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ порядке не установлены критерии определения допустимого объема таких изменений — либо «о местоположении границ и площади смежного земельного участка», либо «о местоположении частей границ земельного участка», данный вопрос решается кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ исходя из условий договора подряда и конкретных обстоятельств. В частности, в зависимости от конкретной ситуации кадастровым инженером осуществляется определение местоположения:
либо отдельных частей границы смежного земельного участка, общих с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении таких частей границы;
либо границы (всей) смежного земельного участка (всех характерных точек его границы, включая общие с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ), в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении общих частей границ, которое требует одновременного исправления ошибок в местоположении иных частей границ смежного земельного участка.
К ошибке в местоположении границ земельного участка помимо перечисленного выше относится в том числе содержащаяся в ЕГРН ошибка, допущенная при определении координат характерных точек не только внешней границы земельного участка, но и внутренней границы уточняемого или смежного земельного участка, а также отсутствие в ЕГРН сведений о внутренней границе земельного участка (пункт 47 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921; далее — Требования N 921).
Таким образом, изменения могут касаться не только тех частей границ, которые являются общими с уточняемым земельным участком, но и иных частей границ смежного земельного участка, например, с целью сохранения его конфигурации и площади, указанных в правоустанавливающем документе или документе об образовании этого смежного земельного участка (за исключением случая, когда предполагаемые изменения не затрагивают общие с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, части границ земельных участков).
Выполнение кадастровых работ по уточнению отдельных частей границы смежного земельного участка может повлечь необходимость определения его площади (например, если сведения ЕГРН о местоположении характерных точек его границы, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков). В случае если сведения о местоположении характерных точек границы смежного земельного участка, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, отсутствуют в ЕГРН или не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, необходимость определения площади смежного земельного участка отсутствует.
Положения части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ применяются как в случае выявления при выполнении кадастровых работ реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении общей с уточняемым земельным участком границы, установленной с достаточной точностью, так и в случае, если координаты характерных точек границы смежного земельного участка определены с точностью, не соответствующей установленным требованиям к точности. В последнем случае внесение таких изменений не будет обусловлено исправлением реестровой ошибки в местоположении границ смежного земельного участка.
Таким образом, состав сведений, включаемых в соответствующие разделы межевого плана земельного участка, определяется в зависимости от указанных выше обстоятельств.
Частями 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что:
местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН. Иными словами, согласование местоположения границ земельных участков является обязательным как в случае уточнения местоположения границ непосредственно земельного участка, в отношении которого заключен договор подряда, так и в случае установления границ образуемого земельного участка, если одна или несколько частей его границ являются общими с частями границ другого земельного участка и содержащееся в ЕГРН описание местоположения границ смежного земельного участка не соответствует установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (включая наличие реестровой ошибки в таком описании местоположения границ);
согласование местоположения границ проводится с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ (далее — заинтересованные лица);
предметом согласования местоположения границ с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка;
заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Таким образом, согласование местоположения границ земельного участка является обязательным, если в ходе кадастровых работ, в том числе на основании данных натурных обследований, установлено, что земельный участок является смежным, однако в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ такого смежного земельного участка в виде координат характерных точек его границ.
Вместе с тем, если при выполнении кадастровых работ установлено, что земельный участок фактически не является смежным по отношению к объекту кадастровых работ, но согласно сведениям ЕГРН у указанных земельных участков определяются «общие» части границ, местоположение границ объекта кадастровых работ с правообладателем такого несмежного земельного участка в силу части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ не согласовывается, в акт согласования местоположения границ земельного участка (далее — акт согласования) сведения о соответствующих частях границ объекта кадастровых работ не включаются, в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана приводится обоснование отсутствия согласования в отношении таких частей границ объекта кадастровых работ и несмежного земельного участка, и при наличии предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (подпункт 1 пункта 13, пункт 69 Требований N 921), а в разделе «Схема расположения земельного участка» схематично (примерно, ориентировочно) указывается реальное местоположение земельного участка, который согласно сведениям ЕГРН определяется как смежный.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ земельных участков оформляется в виде акта согласования.
В случае если у смежного земельного участка, местоположение границы которого установлено с точностью, не соответствующей установленным требованиям, уточняется местоположение только тех частей границ, которые являются общими с частями границ объекта кадастровых работ, акт согласования оформляется только в отношении объекта кадастровых работ.
В случае необходимости внесения изменений в местоположение не только общих с объектом кадастровых работ частей границ смежного земельного участка, но и в местоположение частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, в отношении каждого смежного земельного участка оформляется отдельный акт согласования. Разделы «Акт согласования местоположения границ земельного участка» в отношении смежных земельных участков включаются в состав межевого плана с учетом положений пункта 82 Требований N 921.
Таким образом, при выполнении кадастровых работ и оформлении межевого плана, если в результате кадастровых работ в отношении смежных земельных участков требуется изменение местоположения всех их границ (либо изменение местоположения не только общих с объектом кадастровых работ частей границ, но и иных, не являющихся общими, частей границ), помимо разделов, содержащих сведения о земельном участке — объекте кадастровых работ, в отношении смежных земельных участков необходимо:
разделы «Сведения об уточняемых земельных участках» включать в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении границ (или частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ) которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218 необходимо внести изменения (за исключением раздела о смежном лесном участке в случае, предусмотренном частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ);
обеспечить согласование местоположения границ (в том числе с учетом положений части 9 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»), оформление и включение в межевой план разделов «Акт согласования местоположения границ земельного участка» в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218 необходимо внести изменения;
в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана привести обоснование положения уточненных границ объекта кадастровых работ, а также обоснование местоположения границ (частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ) смежных земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218 необходимо внести изменения (за исключением лесных участков в случае, предусмотренном частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ).
Если смежный земельный участок представляет собой многоконтурный земельный участок или единое землепользование (пункт 89 Требований N 921), в раздел «Сведения об уточняемых земельных участках» в отношении смежного земельного участка допустимо включать сведения об одном или нескольких контуре(ах) или одном (нескольких) обособленном(ых) участке(ах) в составе единого землепользования, в сведения о котором(ых) необходимо внести изменения при государственном кадастровом учете объекта кадастровых работ, с указанием номера контура или кадастрового номера обособленного участка, при условии наличия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ таких многоконтурного земельного участка или обособленных участков, входящих в состав единого землепользования.
Законодательством установлены различные случаи, в которых границы земельных участков считаются согласованными как при наличии в акте согласования личных подписей заинтересованных лиц (часть 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ и часть 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ), так и при отсутствии таких подписей (часть 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
В частности, в случае, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ земельного участка не требуется одновременное внесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ смежного земельного участка, при проведении согласования границ и оформлении акта согласования и межевого плана применяются в том числе положения части 8 статьи 39 и части 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ (в акте согласования могут отсутствовать личные подписи заинтересованных лиц при условии документального подтверждения их надлежащего извещения и отсутствия их письменных возражений относительно местоположения уточняемой границы или части границы). Если в связи с уточнением местоположения границ земельного участка для его государственного кадастрового учета требуется внесение изменений в содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границы смежного земельного участка (или отдельных частей границы — общих с объектом кадастровых работ либо одновременно общих и не являющихся общими с объектом кадастровых работ), при проведении согласования границ и оформлении акта согласования и межевого плана применяются положения части 8 статьи 39 Закона N 221-ФЗ и части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ (в акте согласования обязательно наличие личной подписи заинтересованного лица — правообладателя смежного земельного участка, в местоположение границ которого требуется внесение изменений).
Обращаем внимание на то, что в настоящее время положения части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ не распространяются на случаи выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка (земельных участков).
В случае уточнения или изменения местоположения границ земельного участка с целью устранения реестровой ошибки в содержащихся в ЕГРН соответствующих сведениях отклонение площади земельного участка, полученной в результате таких действий, определяется относительно площади земельного участка, содержавшейся в ЕГРН до уточнения границ земельного участка, при котором была допущена реестровая ошибка.
Также полагаем необходимым отметить, что, если значения координат характерных точек отдельных частей границ объекта кадастровых работ принимаются равными значениям координат характерных точек общих частей границ со смежным земельным участком, содержащимся в ЕГРН, основания применения части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ в части обязательности согласования таких частей границ отсутствуют, сведения о таких частях границ в акт согласования не включаются.
Вместе с тем пунктом 85 Требований N 921 предусмотрено включение в акт согласования сведений о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, в отношении которого в результате кадастровых работ оформляется акт согласования. Обозначение характерных точек границы такого земельного участка указывается от соответствующей начальной точки до этой же точки (например, от точки н1 до точки н1). В указанном случае графа «Кадастровый номер смежного земельного участка» акта согласования не заполняется, заполнение остальных граф осуществляется в соответствии с их наименованием. В этой связи в случае, если в силу положений частей 1 и 3 статьи 39 Закона 221-ФЗ согласование местоположения границ объекта кадастровых работ не требуется (все части границ такого земельного участка установлены в соответствии со сведениями ЕГРН о границах смежных земельных участков или «смежными» являются земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности), в акт согласования в соответствии с пунктом 85 Требований N 921 включаются сведения только о правообладателе земельного участка — объекта кадастровых работ вне зависимости от согласования ранее таким лицом границ смежных земельных участков.
Как отмечено выше, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, представление дополнительного (отдельного) заявления о внесении изменений в сведения ЕГРН о смежном земельном участке не требуется. Орган регистрации прав одновременно с осуществлением кадастрового учета земельного участка вносит соответствующие изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и (при необходимости) площади смежных земельных участков.
Если в результате кадастровых работ требуется внесение изменений в местоположение не только общих с объектом кадастровых работ частей границ смежного земельного участка, но и частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, при представлении в орган регистрации прав документов собственником земельного участка — объекта кадастровых работ или собственником земельного участка, по отношению к которому все земельные участки являются смежными (если при кадастровых работах уточняется или изменяется местоположение границ группы смежных друг другу земельных участков), оформляется одно заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости (в соответствии с приложением N 1 к приказу Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 920), в реквизите 14 «Примечание» которого указываются кадастровые номера всех земельных участков, местоположение границ которых одновременно уточняется или изменяется (за исключением лесного участка в случае, предусмотренном частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ).
Если в ходе кадастровых работ уточнено (требуется изменение) местоположение границ несмежного к объекту кадастровых работ земельного участка и сведения о таком земельном участке включены в состав межевого плана, в отношении несмежного земельного участка необходимо представление собственником такого земельного участка отдельного заявления о его государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений о нем.
Если при проведении правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, выявлено несоответствие сведений о правообладателе смежного земельного участка, указанных в акте согласования, актуальным сведениям о правообладателе данного земельного участка, содержащимся в ЕГРН (например, в период между согласованием местоположения границ земельного участка и представлением в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете осуществлена государственная регистрация перехода права на смежный земельный участок), данное несоответствие не является нарушением требований законодательства Российской Федерации к содержанию документа, представленного для государственного кадастрового учета (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ), а также не означает нарушение установленного федеральным законом порядка согласования местоположения границ земельных участков (пункт 25 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ) при соответствии данных о лице, с которым осуществлено согласование местоположения границ, сведениям о правообладателе смежного земельного участка, содержавшимся в ЕГРН или в документе, устанавливающем либо удостоверяющем ранее возникшее право на земельный участок, на дату согласования, и в силу положений пунктов 1 и 3 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 11 и 12 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, статьи 26 Закона N 218-ФЗ не является препятствием для государственного кадастрового учета (основанием приостановления такого учета).
🔥 Видео
Увеличение площади земельного участкаСкачать
Способы увеличения площади земельного участка. Узакониваем самовольных захват.Скачать
Уточнение части границы смежного земельного участкаСкачать
Увеличение площади земельного участка по Дачной амнистии при межевании. Увеличение на 10 и более!Скачать
Прирезка к земельному участку. Перераспределение земель и земельных участковСкачать
как узнать площадь участка/как измерить земельный участок/измерить площадь поля/антиборщевик/антиборСкачать
Межевание. Порядок установления границ земельного участка. Что необходимо для регистрации права.Скачать
Государство отнимет вашу землю без межеванияСкачать
О земельном участке по кадастровому номеруСкачать
Как увеличить участок? Узаконить самозахватСкачать
№ 2 от 20.01.2020 "Межевание земельных участков – риски при увеличении площади участка"Скачать
Земельный участок Зачем делать межевание Что такое кадастровый учетСкачать
Границы земельного участка. Как урегулировать конфликты?Скачать
СПОРЫ О ГРАНИЦАХ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКАСкачать