Видео:Москва. Прогулка по усадьбе Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице. История.Скачать
Екатерининский институт — Культурный центр ВС РФ им. М.В. Фрунзе (1751-1819)
О месте
Фотографии
Карта
Усадьба Салтыковых, Екатерининский институт, Центральный Дом Красной, Советской, Российской Армии и, наконец, Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации. Что это такое? Список строений очередного квартала исторической застройки Москвы? Нет, неправда. Это один, но совершенно выдающийся памятник архитектуры столицы. Выдающийся в первую очередь тем, что он демонстрирует как бы исторический срез нашего города, еще раз убедительно доказывая, что все они ходили по одним и тем же улицам и залам: графы, благородные девицы, красноармейцы, будто разные декорации менялись на единой сцене истории.
Итак, Салтыковы. Не прошло даром десятилетие с 1731 по 1741 годы, когда на посту московского вице-губернатора трудился во благо отечества граф Владимир Семенович Салтыков. Ведь главной его идеей было превратить хаотично разросшийся город в единый градостроительный ансамбль по образцу знаменитых европейских столиц. И это дало свои плоды. Открытая при участии Салтыкова Архитектурная Школа выпустила гениальных Баженова и Казакова, особо покровительствовал Салтыков и главному архитектору Москвы Дмитри ию Василь евичу Ухтомскому. Именно ему граф и доверил возвести великолепные палаты в своей загородной усадьбе на берегу речки Напрудной. В 1745 — 1751 годах Ухтомский создал величественный дворец, который, кажется, должен был символизировать величие и незыблемость светлейшей династии.
Но времена изменились, и уже сын Алексей в 1777 году продает усадьбу Коллегии экономии для создания Инвалидного дома для отставных неимущих штаб- и обер-офицеров. Но офицеры также недолго занимали здание. В 1803 году царица Мария Федоровна приобретает инвалидный дом и основывает в его стенах «Училище ордена Святой Екатерины» для дочерей обедневших дворянских родов. Целое столетие в этих стенах были слышны уроки классных дам, танцевальные вечера, концерты, чтения, именно сюда приезжали купринские «Юнкера», здесь преподавали Скрябин и Рахманинов. Само здание Салтыковых также было перестроено. Сначала, в 1804 — 1808 годах Иван Дементьевич Жилярди создал пристройки по бокам здания, а в 1813 — 1819 годах, его сын Дементий (Доменико) совместно с Афанасием Григорьевым перестроили главный фасад в стиле ампир со строгим портиком, дорической колоннадой и лаконичными фасадами.
Но голоса офицеров снова вернулись в это здание, великолепное убранство которого сохранилось до сих пор. В 1928 году здесь был размещен Центральный Дом Красной Армии, и многие поколения военных, свидетели бурной истории XX , а затем и XXI века продолжают ступать по анфиладам залов салтыковской усадьбы.
1491 материал по 1 506 объектам, 50 536 фотографий
Карта
Заметки 1490
Фотографии 50 536
Ссылки от бывалых
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки. Подробнее
в Моих лентах
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Москве.
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине. Подробнее
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Видео:Продается старинная усадьба Графа Гурьева. Станьте владельцем уникального имущественного комплекса!Скачать
Граф, инвалиды, благородные девицы и советские военные
Видео:ЗАБРОШЕННАЯ УСАДЬБА ГРАФА КЕЛЛЕРА в Сенницах | КИДАЕМ МАГНИТ в барские пруды | НАШЛИ ПОРТРЕТ ГРАФИНИСкачать
Построил усадьбу русский архитектор князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774), бывший с 1745 года главным московским архитектором, граф Салтыков по роду службы покровительствовал ему и использовал его талант по назначению. С некоторыми работами Ухтомского мы уже встречались: Православный храм в честь римского папы и Храм святителя Николая Чудотворца в Заяицком.
После смерти Владимира Семёновича его усадьба перешла по наследству его младшему сыну Алексею Владимировичу (около 1735-1803). Интересы службы не позволяли ему долго находиться в усадьбе, он побывал наместником в Тамбовской губернии и камер-юнкером. В 1777 году усадьба была продана.
Купил её московский обер-полицмейстер Николай Петрович Архаров (1742—1814), интереснейший человек, как гласят легенды — он знал обо всём, что творилось в Москве и мог с первого взгляда определить виновность человека. Попал в Москву во время подавления Чумного бунта в сентябре 1771 года, когда из 200 000 тысяч москвичей умерло от чумы по разным оценкам от 65 000 до 100 000 человек и отчаявшийся народ поднялся на восстание. После подавления бунта Архаров остался в Москве, а в 1775 году был назначен обер-полицмейстером. Усадьбу он приобрёл не для себя, а во исполнение указа императрицы Екатерины Второй. В 1779 году здесь был размещен Инвалидный дом для отставных неимущих штаб- и обер-офицеров на 100 человек. Инвалидный дом пробыл в стенах усадьбы до 1802 года.
В 1803 году здесь открылось «Училище ордена святой Екатерины» для малолетних благородных девиц, девочек 10-11 лет из бедных дворянских семей и семей военных. Курировала данное учебное заведение лично вдовствующая императрица, мать Александра I и Николая I, Мария Феодоровна (1759 -1828).
В 1812 году здание пострадало от пожара, но было отреставрировано.
Видео:Заброшенная усадьба ТУЛЬСКОЙ САЛТЫЧИХИ, которая мучила и убивала крестьян | ДРУГИЕ МЕСТАСкачать
Москва. Прогулки вокруг Екатерининского парка . Метаморфозы Божедомки. Часть 1.
В этой публикации расскажу о четырёх маршрутах вокруг Екатерининского парка. Прогулки можно совместить с походами в музей, которых здесь великое множество.Все маршруты будут связаны с Екатерининским парком, усадьбой Салтыковых и с Божедомкой.
http://www.otzyv.ru/read.php?id=150263 Маршрут 2.Прогулки вокруг Екатерининского парка .Самотёка. Увеселительные сады Божедомки. http://www.otzyv.ru/read.php?id=154272 Маршрут 3. Москва. Божедомка Достоевского. Мариинская больница. Александровский институт. http://www.otzyv.ru/read.php?id=155140 Маршрут 4. Ул. Щепкина. Старо-Екатерининская больница. Напрудная слобода . Бахметьевский гараж. http://www.otzyv.ru/read.php?id=157239 Сущёво. Загадочный сад «Эльдорадо». Владения Голициных. Владения Бахметьевых. Дополнения к маршрутам.
Маршрут 1. Метаморфозы Божедомки. Усадьба Салтыковых и Екатерининский парк.
Цифрами обозначены объекты по пути следования. Но в тексте они будут расположены не по порядку. Зелёным цветом обозначены выставки, музеи, кинотеатры. Жёлтым цветом отмечены входы в парк.
1. Метро Достоевская 2. Театр Российской Армии http://catra.su/page.php?3 3. Суворовская площадь. Памятник Суворову. 4. Екатерининский сквер 5. Уголок Дурова http://www.ugolokdurova.ru/ 6. Вход(1) в Екатерининский парк http://www.ek-park.ru/ 7. Усадьба Салтыковых. http://kcvs.ru/muzey 8. Божедомка .Гостиница Славянка . Памятный знак на месте церкви Иоанна Воина на Убогих домах. 9. Смотровая площадка 10. Вход(2) в Екатерининский парк 11. Кинотеатр «под Куполом» http://www.domecinema.ru/ 12. Планетарий http://www.planetarium-cc.ru/index.html 13. Вход(3) в Екатерининский парк 14. Часовня в честь Святого благоверного князя Александра Невского и Святого великомученика Иоанна Воина и бюст А. В. Суворова . 15. Вход(4) в Екатерининский парк 16. Студия военных художников им. М. Б. Грекова. http://www.grekovstudio.ru/ 17. Музей Вооружённых сил. http://www.cmaf.ru/ 18. Смотровая площадка музея Вооружённых сил.
Краткое описание маршрута Маршрут начинается от метро Достоевская. Чуть позже мы рассмотрим станцию подробнее ( это будет в 3ей части). Мы выходим к театру Советской Армии и перед нами открывается вид на Суворовскую площадь. Двигаемся дальше в Екатерининский сквер. Доходим до уголка Дурова , после возвращаемся к театру Советской Армии. Переходим дорогу , видим вход в Екатерининский парк, но пока не заходим туда. Следуем дальше до усадьбы Салтыковых. Далее гостиница Славянка, на месте которой когда то была церковь Иоанна Воина на Убогих домах. Заходим в правую арку ,во двор гостиницы и видим памятный знак на месте, где когда то была церковь. Выходим из двора гостиницы на Олимпийский проспект. Здесь можно перейти на сторону Олимпийского комплекса .Сверху открывается красивая панорама на Екатерининский парк и окружающие его улицы и площади. Справа виден киноцентр «Под куполом», похожий на что очень НЛОшное :)) Переходим обратно и входим в парк. Далее огибаем пруд и подходим к Планетарию. Дальше двигаемся вдоль усадьбы. Обходим пруд с другой стороны. Здесь есть ротонда в которой ,как говориться по преданию ))) «Императрица любила пить чай с графом Салтыковым. В находившейся неподалеку оранжерее выращивали лимоны к их чаепитию». Правда какая именно Императрица и с каким из графов Салтыковых это не уточняется. (Дальше в описании поясню почему у меня появился такой вопрос). Идём дальше к часовне и памятнику Суворову. Выходим из парка около студии Грекова. Идём в музей Российской Армии. Из музея проходим на открытую площадку с военной техникой. Возвращаемся обратно к метро.
История парка тесно связана с усадьбой Салтыковых ,а также с происхождением названий площадей, улиц и переулков которые его окружают. Усадебный комплекс числится под государственной охраной. В него включены: центральный корпус с двумя крыльями, 1799, 1802, 1826-1827 гг., ограда с воротами начала XIX века, парк площадью в 14 гектаров с прудом начала XIX века(Екатерининский парк).
Если кого то интересует информация о самом парке, то она почти в конце .Уж очень история у него длинная 😉
Почти, как в Метаморфозах Овидия, места, где были «Убогие дома для всех странных, убогих и умерших насильственной смертью» , со временем превращались в цветущие парки и увеселительные сады.
По мнению историков, первое поселение — село Сущёво — появилось на месте Суворовской площади в XII—XIII веках. Вдоль площади протекал приток Неглинной — речка Напрудная, именуемая также Самотёкой или Синичкой. Когда-то здесь пролегал водный путь по речке Синичке, притоку Напрудной, впадающей самотеком в Неглинку и дальше в Москву-реку. Была система прудов. Освоение местности началось в XV веке, когда в верхнем течении реки возникло Царское село и в 1492 г была возведена церковь святого Трифона. Князья и цари выезжали на охоту из Кремля, и их «сокольничий путь» проходил мимо села Сущево (по нынешней Сущевской улице), потом по Перуновскому переулку, через площадь, которая в настоящее время называется площадью Борьбы, и далее прямиком к церкви святого Трифона. Эта лесная дорога проходила по краю возвышенности, окружавшей низкие и болотистые поймы рек Неглинки и Напрудной (в настоящее время — площадь Суворова и Самотечная улица). В 1630 году, когда село уже входило в состав города, здесь был воздвигнут храм Иоанна Воина. В то время село Сущёво разделялось на Старую и Новую Сущёвские слободы. В XVIII столетии на месте Новой Сущёвской слободы образовалась площадь. http://retromap.ru/polymap.php#format=32&zoom=15&lat=55.783209&lng=37.621307&map. » В окрестностях площади, недалеко от церкви Иоанна Воина на Убогих домах ,был разбит парк и построена усадьба графа А. В. Салтыкова, в которых при Екатерине II , в 1779 г. организован офицерский Инвалидный дом для старых офицеров и солдат, сподвижников Миниха, Салтыкова, а позже— Румянцева и Суворова.В музее усадьбы Салтыковых, можно увидеть и уголок великого русского полководца генералиссимуса А.В.Суворова с его личными вещами, В 1807 году усадьба была перестроена в здание Екатерининского института благородных девиц, парк при институте получил имя Екатерининский. По имени института и парка, площадь перед зданием также стала называть Екатерининской. Так она называлась до 1917 года. Затем , в 1871 году была переименована в площадь Коммуны , в память о Парижской коммуне . В 1982 году здесь установили памятник Суворову, а в 1994 в честь выдающегося полководца переименовали и саму площадь. Екатерининская площадь за советское время приобрела какой-то милитаристский характер: кроме военного театра — рядом военный музей, у Самотечного бульвара — памятник полководцу Суворову (скульптор О. К. Комов, архитектор В. А. Нестеров), на самом бульваре — бюсты дважды героев Советского Союза летчика В. И. Попкова и маршала Ф. И. Толбухина, а Екатерининское училище стало армейским клубом, перед которым стоит бюст военачальника М. В. Фрунзе. Исторически участок, расположенный между нынешними улицами Советской Армии и Трифоновской, Олимпийским проспектом и площадью, долгое время не застраивался. Сегодня трудно представить, что две сотни лет назад большую часть этих земель, что совсем рядом с нынешним Екатерининским парком, занимали рощи, луга и пастбища. Территорию же на пересечении проспекта и Екатерининских улиц занимали пустыри. Теперь застроили и их.
Екатерининским парком раньше называли сквер, напротив гостиницы «Славянка». На этом месте раньше существовало два больших пруда. Кстати, даже на современных картах Еатерининский парк , назван садом, по аналогии со старым названием «Сад ЦДСА» http://retromap.ru/polymap.php#format=22&zoom=16&lat=55.780072&lng=37.618646&map. » В 2006 году в Екатерининском сквере открыт памятник воинам Великой Отечественной войны, отстоявшим мир и свободу в борьбе с фашизмом. Скульптор Игорь Козлов. Архитекторы: Илья Былинкин, Михаил Корси. http://openmoscow.ru/marina_roscha/marina_roscha_1.jpg
Божедомка .Гостиница Славянка .Памятный знак храму Иоанну Воину.
Памятный знак во внутреннем дворе гостиницы «Славянка»: ранее на этом месте находились Божедомский Воздвиженский мужской монастырь, известный с XVII века, и церковь Иоанна Воина (Воздвижения креста Господня на старых убогих домах), документально известна с 1635 года. Разрушены в 1930-х годах. Божедомкой стали называть местность вокруг нынешней площади Суворова(бывш. Екатерининская площ). Тут же находилось кладбище для всех «странных, убогих и умерших насильственной смертью».
Убогие дома часто они находились при монастырях, как, например, при мужском Воздвиженском Божедомском монастыре, стоявшем на севере Москвы, в верхнем течении Неглинной, от которого вся эта местность получила название Божедомки . Две улицы, которые вели к Божьему дому и назывались Божедомками были переименованы. В 1927 году улица Старая Божедомка была переименована в улицу Дурова. В 1954 году улица Новая Божедомка стала называться улицей Достоевского. Также переименовали Божедомский (Делегатская улица) и Волконские переулки. Служители Убогого дома отыскивали на улицах тела неизвестных и выставляли трупы в открытых гробах на перекрестках улиц для опознания. Служителей, выполнявших эту работу звали «божедомами», а улицы, которые вели к Убогому дому — Божедомками. На Убогом дому, на месте, где теперь здание гостиницы «Славянка», стояла церковь Иоанна Воина. Как раз около этой церкви собирали в ямы и хоронили покойников, но поскольку по обычаям это делалось один раз в году зловоние распространялось далеко вокруг. Похоронами занимались не монахи, а добровольцы из окрестных жителей, поминавшие усопших прямо на могилах нехитрой выпивкой и закуской.
В Москве убогих домов было несколько. Известных же — четыре.
Про первый тоже расскажу более подробно. Дело в том, что место в районе Пречистенки тоже называлось Божедомкой. В Москве в разное время существовало два Божедомских переулка.
Божедомский переулок, Пречистенской части. Начинается от улицы Пречистенки и доходит до Гагаринского переулка. Прежде этот переулок назывался Царицынским, так как здесь была слобода Царицыных детей боярских, где находим в 1631 г. двор Царицына сына боярского Ивана Волжинского) Черто́льский переу́лок получил современное название в 1922 году в память о Чертольской слободе.
Божедомский переулок, Сущевской части. Идет от улицы Оружейной до переулка Салтыковского. Прежде переулок назывался Мешеховцев; здесь мы находим в 1820 г. домовладелицу мещанку Марью Афанасьевну Мешеховцеву.
Итак, один из убогих домов был на нынешней Пречистенке близ Мертвого переулка, идущего к Успению, что на Могильцах. На месте бывшей скудельницы видим и церковь Мученицы Параскевы Пятницы (в Божедомском переулке). Впервые церковь упоминается в 1625, тогда она была деревянной с Никольским приделом. Тогда она называлась Божедомской, в 1678 году — в Чертолье к Убогому дому, в 1730 — у Пречистенских ворот на Божедомке. Каменное здание ее было построено на дворе боярина Алексея Петровича Салтыкова на средства царицы Марфы Матвеевны Апраксиной, «по особому ее государскому обещанию в вечное поминовение супруга ея блаженныя памяти благоверного царя и великого князя Феодора Алексеевича» в 1694 году, а освятили через два года. Кстати рядом ,на Пречистенке 5 ,находится усадьба ещё одних представителей рода Салтыковых. Она принадлежала княгини Салтыковой-Головкиной. Основной дом , стоявший в правой части усадьбы, уничтожен. После революции усадьба была отдана Красной Армии. http://ic.pics.livejournal.com/archnadzor/15501210/134515/134515_original.jpg Двухэтажные палаты расположенные в Чертольском переулке, дом 2, строение 9. Считается, что изначально эти палаты принадлежали соседней церкви Спаса Нерукотворного Образа, что на Убогих домах, известной еще как Спасо-Божедомская церковь или, по приделу, как церковь Параскевы Пятницы на Божедомке. Эти монументальные на вид, а в сущности очень небольшие палаты являются одним из самых загадочных объектов такого рода. Датируются они приблизительно концом XVII – началом XVIII века – не по документам, а по кирпичу с характерным клеймом «Н», обнаруженному в подвале.
Второй убогий дом находился за Серпуховскими воротами, где было зарыто поруганное тело первого самозванца.
Третий — за Таганкой, на месте которого царь Алексей Михайлович на свою комнатную сумму основал Божедомский монастырь, потом называемый Покровским.
Наконец, четвертый (чуть ли не первый поначалу в Москве) убогий дом был на Самотеке при Крестовоздвиженском монастыре. Все эти известные четыре божедомки находились на открытых, еще не заселенных местах. С незапамятных времен благочестивые люди в седьмой день после Вознесения (Семик) сходились на убогие дома, рыли там могилы, погребали накопившиеся мертвые тела, пели над ними панихиды и молились за упокой всех без изъятия в тот день погребенных. Так было и в Москве, особенно на божедомке при церкви Иоанна Воина. Туда из Петровского монастыря наряжался крестный ход, и движимые состраданием к жертвам случайности разбирали трупы, облекали их в саваны, клали в гробы и предавали земле. Характерно, однако же, что и патриарх и царь присутствовали на погребении покойников в московском убогом доме в Семик. http://funeralportal.ru/upload/medialibrary/825/002%2001%20pre.JPG
В очерке Свиньина “Семик” упоминаются оба государственных деятеля, с которыми связана история запрещения хоронить на “убогих домах”: “Императрица Елизавета Петровна ежегодно посещала Семик […] Екатерина Великая также в хорошую погоду всякий раз удостоивала своим присудствием сей национальный праздник” (Свиньин П.П. Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей. Кн.4. Спб., 1821. С.174). Однако созерцать “сей национальный праздник” во всей его полноте обеим царицам было невмоготу. В статье 1852 года “Церковь Св. Иоанна Воина, в Москве, что на Убогом дому” Снегирев корректирует картину запрещения “убогих домов”, данную четверть века назад. Начало их уничтожению кладет не отмена смертной казни, а соображения эстетические, и приписываются они не императрице Екатерине, как было раньше, а полицейским чиновникам Елизаветы Петровны: “В 1742 г. Главная Полицеймейстерская канцелярия распорядилась, чтобы впредь Убогим домам быть дальше от города, для того, чтобы не было смрадного духа от мертвых тел, там лежащих, когда Императрица изволит шествовать. В 1744 году Убогий дом уже перемещен был к Марьиной роще” (Снегирев И.М. Церковь Св. Иоанна Воина, в Москве, что на Убогом дому // Московские ведомости, 1852, № 90, 26 июля. С.930).
По другим источникам амбар при Убогом доме перенесли раньше в 1732г. В 1732 г. указом Дикастерии Убогий дом при церкви Иоанна Воина (бывший Воздвиженский мон.) был перенесен в Марьину рощу, где возведен «анбар», священнику церкви Иоанна Воина предписывалось «новоопределенной анбар, которой от сея Виздвиженской церкви перенесен и поставлен в поле на новых ямах для кладбища человеческих мертвых тел убогих, телес ведать и смотреть, и ключ анбарный держать и присланные из разных приказов человеческие мертвые телеса в анбаре класть и по вся лета в четверток седьмыя недели по Пасце в погребние мертвых телес поминовение чинить тебе попу» [ОПИ ГИМ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 51. Л. 89]. Убогий дом перенесли на поле по соседству с Марьиной рощей, где в 1758 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны было устроено городское Лазаревское кладбище.
Существование амбара близ Марьиной рощи для погребения убогих мертвых тел продолжалось до 1763 года, когда указом Синода от 29 апреля велено «лежащие в Москве близ Марьиной рощи в убогом дому в вырытой яме мертвые тела, для представляемых от московской полиции опасностей, Воздвиженской церкви, что на Убогих домах, священно и церковнослужителям, по отпетии обычного надгробного пения, в землю зарыть, и впредь привозимые из разных присутственных мест тела, по отправлении пения, погребать в то же самое время на кошт тех мест, откуда привозимы будут». Таким образом, в 1763 году был уничтожен и последний убогий дом. Само собой разумеется, что прекратился туда и крестный ход из Петровского монастыря.
На месте пересечения Самарского и Старой Божедомки находился мужской Воздвиженский Божедомский монастырь Главным храмом в монастыре была церковь Воздвижения Креста на Божедомке с приделом Иоанна Воина. При ней находился «Убогий дом», переведенный сюда после сооружения стен Белого города (1583-1593) от церкви Николы Божедомского на Рождественке, где и были основаны церковь, а при ней монастырь. В монастыре стояла деревянная Воздвиженская церковь, упоминаемая около 1539 г. Известно, что в 1635 г. к колоколу этой церкви «кузнец Ивашка делал колокольный язык». В документах 1693 г. она записана как каменная: «Церковь Воздвижения Честнаго Креста Господня, за Петровскими вороты, на убогих домах». Монастырь упразднили в середине XVIII в., а его главную церковь обратили в приходскую. Возможно, тогда же церковь перестраивали: возводили колокольню и пристраивали большую трапезную — есть сообщение об «освящении вновь построенной каменной церкви» 15 июня 1744 г. Приделов у церкви было два: св. Иоанна Воина, по которому церковь была всем известна, и св. Николая Чудотворца. В 1908 г. вместо старой колокольни архитектор Н. С. Курдюков (на пожертвованные 40 тысяч рублей из выигрыша некоего Веденеева в 200 тысяч) построил новую: высокую и красивую. Большевики не пожалели эту колокольню-свечу, снесли и ее и самую церковь св. Иоанна Воина и на их месте по Старой Божедомке выстроили военную гостиницу (Екатерининская, теперь Суворовская пл., 2), Там, где сейчас вход в нее, находился юго-западный угол церкви Иоанна Воина, а ее алтари были позади нынешней гостиницы. Неприветливое, серое здание гостиницы выстроено по проекту архитектора Г. Г. Козлова в 1937 — 1941 гг., сметная стоимость составляла три миллиона рублей. С нависающим карнизом, с непропорциональными колоннами, отмечающими вход, оно производит неприятное впечатление.
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=668 .… привожу . письмо,… о посвященной Иоанну Воину церкви на Божедомке, прихожане которой после её уничтожения, стали прихожанами придела Иоанна Воина в храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне: «Мы живём в доме церкви Ивана Воина. … Церковь стоит на высоком земляном холму. Она красная, златоглавая. Кирпичная, подземные постройки, колокольня высятся над папертью. Большие церковные окна забраны решётками… Внизу, в левом углу церковного участка, на пересечении Старой Божедомки и Самарского переулка стоит будка городового. Вверху, за церковью, в тени трёхлетних клёнов и вязов в правом углу церковного участка стоят дома служителей церкви и псаломщика. Вправо от этих домов стоят наши дома. Низ кирпичный, а верх — деревянный. Мы живём на втором этаже. Вся моя маленькая жизнь пронизана Б О Г О М. http://oldmos.ru/upload/photos/6/b/5/800_6b5016b2f993ff1caebdd4abf2baba43.jpg http://www.yaroslavova.ru/images/news/2012/01/18/10_w1280_h650.jpg http://oldmos.ru/photo/view/15825
Где находилась Божедомка 7 ? И ещё. Помните фильм «Место встречи изменить нельзя», там упоминается некая Ира Соболевская, подружка Фокса, проживающая в Москве Божедомка 7. Интересно какая из Божедомок могла быть адресом Соболевской? Действие фильма происходит после войны ,в Марьиной Роще. Рассмотрим сначала Старую Божедомку. Получается этот дом мог находиться между усадьбой Салтыковых и гостиницей Славянка. http://oldmos.ru/photo/view/67447 http://retromap.ru/mapster.php#left=071904&right=0020091&zoom=18&lat=55.781680&lng=37.619982 Но,ещё до войны, в 1927 году улица Старая Божедомка была переименована в улицу Дурова. Правда остаётся ещё улица Новая Божедомка ,которая только в 1954 году стала называться улицей Достоевского. Но действие фильма происходит почти сразу после войны, так,что видимо не она..
Род Салтыковых. Трехэтажный особняк в стиле позднего ампира, декорированный портиком с десятью колоннами, почти теряется в глубине парадного двора. Это голубое здание – бывшая загородная усадьба-музей графа Владимира Семеновича Салтыкова. История дома и прилегающего к нему Екатерининского парка причудливым и забавным образом переплетаются с судьбами неординарных личностей графской династии. Более чем 250-летняя история Дома всегда была подчинена государственным интересам, определялась высочайшими указами, рескриптами, постановлениями.
*Непосредственно к усадьбе мы вернёмся чуть позже. Салтыковы принадлежали к древнейшему и знатнейшему боярскому роду. Их новгородские предки прославились ратными подвигами еще при Александре Невском. С XIV века Салтыковы – бояре московские: Ивана Калиты, Ивана Грозного и, наконец, Романовых. Первым московским генерал-губернатором из рода Салтыковых стал в 1713 году Алексей Петрович Салтыков (именно у него на дворе были построены двухэтажные палаты церкови Параскевы Пятницы на Божедомке.). Еще в XVII веке Салтыковы породнились с царской семьей: дочь боярина Федора — Прасковья Федоровна стала супругой царя Ивана Алексеевича, с которым поначалу делил трон будущий император Петр I. Их дочери Анне было суждено стать императрицей Анной Иоанновной (1730 – 1741).
Семейство Салтыковых утвердилось во власти в Москве и Петербурге при императрице Анне Иоанновне. В графское достоинство были возведены ею Василий Федорович Салтыков (1675 — 1751) — родной дядя императрицы, и Семен Андреевич Салтыков (1672 — 1742) – сын стольника Андрея Ивановича. Василий Федорович находился в свите Анны Иоанновны. Он был назначен генерал-губернатором Москвы с марта по октябрь 1730 года и делал все возможное для коронации Анны, состоявшейся 20-21 февраля в Москве.Почему в Москве? В 1727 году, во время правления Петра II, столица России де-факто (до 1731) была перенесена в Москву, хотя формально ею оставался Санкт-Петербург. Коронация Петра II в Успенском соборе Московского кремля (25 февраля 1728) и все последующие коронации императоров России проходили в Москве. В 1731 году двор императрицы Анны Иоанновны переехал из Москвы в Петербург. Василий Федорович был назначен генерал-полицмейстером Петербурга, но в 1740 году был снят с должности и обвинен во взятках и невыплате жалования. Из его потомков одиозную славу приобрел его сын, Сергей (1726-1765), тайный фаворит будущей императрицы Екатерины II. (ходили слухи, будто бы он был настоящим отцом будущего императора Павла I).В 1753 г. из-за придворных интриг Салтыков был вынужден временно удалиться в Москву. 20 сентября 1754 г Но видную роль в истории древней столицы было суждено сыграть более дальнему родственнику императрицы Анны Иоанновны — Семену Андреевичу Салтыкову и его потомкам. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/38/Semen_Saltykov.jpg/220p. » Семён Андреевич Салтыков в 1697 был послан Пётром I в Англию и Голландию для изучения морского дела. Однако вернулся он с недостаточными знаниями, был определён в Преображенский полк, участвовал в Северной войне. Семён Андреевич также преуспел в заговорах и исполнении щекотливых поручений царской фамилии, он помог Петру II в деле свержения А.Д. Меньшикова: объявил ему об аресте, сообщил о лишении званий и орденов. В 1730 году Семен Андреевич принял сторону Анны Иоанновны, командовал гвардией по приказу императрицы. Через два года был оставлен в Москве главнокомандующим с управлением Московской дворцовой канцелярией и инструкцией наблюдения за учреждениями и их начальниками. (с 1732 года по 1741 год). В 1736 императрица выговорила ему за то, что медленно решаются судебные дела. В 1739 после назначения генерала Трубецкого был отстранен от должности первого лица в Москве. Умер в 1742 в Москве.
Старший сын Семена Андреевича, Петр Семенович (1698 — 1772), в 1714 также был послан во Францию для обучения мореходству. В морской службе также не преуспел, но прославился на военном поприще. В 1759 году он был назначен главнокомандующим во время Семилетней войны. Мало кто верил, что этот «седенький, маленький и простенький старичок», как отзывались о нем современники, сможет успешно противостоять войскам Фридриха II Великого. Однако 60-летний генерал разбил прусскую армию 1 августа 1759 у деревни Кунерсдорф. Фридрих был настолько потрясен поражением, что едва не покончил с собой. В правление Петра III (1761 год) была прекращена война с Пруссией, и Петр Семенович находился не у дел. Но в 1762 Екатерина II призвала его на службу и в 1764 назначила главнокомандующим в Москву. Он успешно разбирался с гражданскими делами, но с разразившейся в августе 1771 эпидемией чумы справиться был не в силах. В сентябре Петр Салтыков уехал в свое имение Марфино, а в его отсутствие по Москве прокатился чумной бунт. На следующий день он вернулся в Москву, но Екатерина II уже отстранила его от дел. В 1772 Салтыков умер в Марфино.
*Во время чумы 1771 года в Марфине укрылся и тогдашний начальник Москвы граф Петр Семенович Салтыков. Это был знаменитый победитель Фридриха II. Потеряв доверенность императрицы Екатерины II, он жил в Марфине в опале не более года, прекратив дни свои в глубокой скорби. До сих пор еще не понято это удаление фельдмаршала из Москвы в годину ее опасности. Трудно допустить, чтобы человек, отличавшийся неустрашимостью и необыкновенно добрым сердцем, мог совершить это бегство без особенной причины.
*После смерти Б.Голицына в 1714 г Марфино перешло к его младшему сыну Сергею, который продал затем его графу Владимиру Семеновичу Салтыкову. В 1729 г В.С. Салтыков продает имение своему брату П.С. Салтыкову, который в 1763 г будучи генерал-губернатором Москвы начинает большие строительные работы по возведению дворцово-паркового ансамбля в Марфино.
Москва вымирала: число жертв чумы составило, по разным оценкам, от 56 до 100 тысяч – при населении в 200 тысяч человек. Екатерина II направила в Москву своего уже надоевшего фаворита Григория Орлова. О, коварство женщины: после отъезда Григория по нему готовились заупокойные панихиды. Орлов привез с собой докторов и четыре гвардейских полка, одним из которых командовал капитан-поручик Николай Петрович Архаров (1740 — 1814). Орлов жестоко усмирил волнения, открыл новые карантины и больницы. Эпидемия прекратилась. Екатерина II распорядилась выбить в честь графа Орлова медаль в память об этом подвиге, а за энергичную деятельность пожаловала Архарова чином полковника и назначила московским обер-полицмейстером.
*Здесь хочу сделать маленькое отступление. Недавно попалась любопытная статья про мюзикл «Граф Орлов» Авторы вероятно забыли, про то, что между Салтыковыми и графом Орловом в истории всё таки существует «символическая связь». http://www.muzklondike.ru/news/394 Место для грандиозной презентации мюзикла выбрано не случайно. В конце XVIII века бывшая загородная усадьба графа Владимира Семёновича … Сегодня там располагается Культурный центр вооруженных сил РФ, и в этом тоже есть своя символическая связь: граф Алексей Григорьевич Орлов был видным военачальником, возведенным в чин генерал-аншефа самой Императрицей.
Итак ,младший сын Семёна Салтыкова, Владимир Семенович (1705 — 1751), поддержав императрицу Елизавету Петровну, в 1742 возглавил Московскую губернскую канцелярию. Он занимал пост вице-губернатора Москвы десять лет (1741 — 1751). В его бытность на посту одного из правителей столицы началось строительство Сената в Лефортово, открылась Архитектурная школа, из которой вышли великие русские архитекторы В.И.Баженов и М.Ф.Казаков. В годы его правления были заложены основы будущего архитектурного облика города.Он посвятил себя работе по упорядочению хаотически разросшегося к началу 18 века города. В 1744 году на руководстве губернии лежали обязанности по приему прибывшей принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской (будущей императрицы Екатерины II), организации мероприятий, связанных с принятием ею православия и обручением с великим князем Петром Федоровичем.
*Салтыков покровительствовал главному архитектору Москвы с 1745 Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719-1767). Ухтомский выполнил чертежи регулярной усадебной застройки Москвы и представил их в 1753 в Сенат (уже после смерти Салтыкова в 1751).Одной из последних работ (1759) Ухтомского был проект Госпитального дома и Дома Инвалидов. Мысль о создании казенного дома для инвалидов и сирот в духе прославленного Дома Инвалидов в Париже возникла в ходе Семилетней войны и после отказа монастырей содержать у себя ветеранов войн. Он никогда не был построен, но эта идея роковым образом повлияла на судьбу особняка. Ухтомский строил и культовые сооружения: церковь на Лазаревском кладбище (1748–1750), колокольню церкви Параскевы Пятницы (1740-е годы) и др. Лучшее среди них — прославленная колокольня Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре (1741–1770). Композицию жилых усадеб Москвы Ухтомский применил в подмосковной Трубецких (1750–1753), расположенной на высоком берегу Москвы-реки близ Нескучного.
Владимир Семёнович Салтыков был женат на княгине Екатерине Алексеевне Троекуровой. Фамилию князей Троекуровых использовал А. С. Пушкин для одного из главных героев своей повести «Дубровский» — «старинного русского барина» Кирилы Петровича Троекурова. А само село Троекурово возможно, было прообразом пушкинского Троекурова в «Капитанской дочке» После смерти отца Екатерины, Алексея Ивановича Троекурова, его огромное поместье «Троекурово» ( село Хорошово) и «палаты Троекурова» перешли Салтыковым в 1745 г. Палаты Троекурова (Георгиевский переулок, 4). http://www.panoramio.com/photo/67088396
Совсем не далеко располагалась и ещё одна огромная усадьба Салтыковых , на Большой Дмитровке ,17 ,которая возникла еще в XVII веке. Основа усадьбы оформилась в результате объединения нескольких участков в первой половине XVIII века, когда ее владельцем стал генерал-аншеф С.А.Салтыков. Родовая усадьба, перешла старшему сыну ,Петру Семеновичу по наследству в 1742 году и занимала целый квартал: от Тверской улицы до Большой Дмитровки и от Глинищевского переулка почти до Козицкого. Дом Салтыковых (№17), сейчас перестроенный в Музыкальный театр имени К.С.Станислав¬ского и В.И. Немировича-Данченко, перешел в руки товари¬щества «Бахрушин и сыновья». Сыновья вырубили сад и по¬строили на его месте доходные дома, а сам дом по Большой Дмитровке исполнял роль Купеческого клуба. Позже Купе¬ческий клуб переехал на Малую Дмитровку, в дом №6, где теперь театр «Ленком». http://www.stanislavskymusic.ru/about/building/history_building.html http://www.panoramio.com/photo/48959751
Дети графа Владимира Семеновича (от брака с княжною Екатериною Алексеевной Троекуровой) Всего было восемь детей : пять сыновей и три дочери. Сыновья : Владимир, бездетный, и оставившие потомство — Петр (1806 г.), Алексей (1802 г. камергером), Сергей (генерал-майор, род. 1739 г., 1800 г.) и Николай Владимирович (род. 1743 г., 1800 г.).Старшему сыну, Сергею перешла в наследство усадьба «Смольнево».в 1780 годах и усадьба Троекурово в 1773г. Младшему сыну Алексею по наследству перешла усадьба на Божедомке в 1751 году.
Владимир Cемёнович Салтыков умер в 1751 году и похоронен в московском Никитском жен¬ском монастыре.
Усадьба Салтыковых /Инвалидный дом / Училище ордена святой Екатерины/ Культурный центр Вооруженных сил Российской Федерации им. М.В.Фрунзе
*(С)В связи с указом Сената от 25 сентября 1744 г., началась интенсивная раздача пустующих участков, что способствовало быстрой застройке города. В 1745-1750 гг. проходила разборка стен Белого города, а кирпич использовался архитектором Д.В. Ухтомским на починку казенных сооружений в Кремле.
Вероятно в связи с этим указом, граф Салтыков и прикупил себе пустующий участок. Правда , как мне кажется, в странном месте. Удивительно , что Владимир Семёнович, который в 1742 возглавил Московскую губернскую канцелярию, выбрал участок для усадьбы рядом с местом ,где был Убогий дом! А может и наоборот ,это был благородный поступок градоначальника ,специально выбрал, чтобы помочь родному городу и превратить это место в цветущий парк :))
Дом Салтыкова на окраине Москвы был построен зодчим Ухтомским, очевидно, в период между 1745 и 1751, как загородная усадьба графа Владимира Семеновича. В середине XVIII в. граф А. В. Салтыков построил в своем загородном дворе великолепные палаты (предполагают, что их строителем был князь Д. В. Ухтомский). В основе существующего здания находятся палаты, выстроенные в середине XVIII в. на загородном дворе графа А.В.Салтыкова — характерное для той эпохи здание с тремя ризалитами на обоих продольных фасадах. С севера к ним примыкал обширный регулярный парк с прудами на реке Напрудной. Усадьба графа Владимира Семеновича Салтыкова перешла в наследство его сыну – камер-юнкеру Алексею Владимировичу (1735-1803). Свои дни он закончил генерал-майором, камергером, правителем Тамбовского наместничества, как писатель пробовал свои силы в очерках. В 1777 г. он задумал распродать отцовское имущество, и по сему случаю в марте газета «Московские ведомости» поместила такое объявление: «В доме Двора Ея Императорского Величества камер юнкера, Графа Алексея Володимеровича Салтыкова, состоящем в приходе Иоанна Воина, что на Убогом дому, желающие покупать априкосовыя, миндальныя, померанцевыя, апельсиновыя и прочия с плодами и без плодов оранжерейныя деревья и разныя цветы, да порцелиновый сервиз, все оное могут видеть в означенном доме, а о цене осведомиться у самого Графа Салтыкова или у служителя Егора Желыбина».
Вскоре за «порцелиновым» сервизом и «априкосовыми» деревьями с плодами и без оных в продажу пошла и вся усадьба. Часть ее купила за 25 тысяч рублей в августе 1777 г. Коллегия экономии и разместила в ней приют для неимущих отставных офицеров. *В 1777 последовал указ Екатерины II «Об учреждении в Москве инвалидного дома для отставных неимущих штаб и обер-офицеров». Московский обер-полицмейстер Архаров сторговал усадьбу у камер-юнкера Алексея Салтыкова. Инвалидный дом с больницей на 100 человек был открыт в 1779, а в 1802 он был перемещен в Екатерининскую богадельню у Матросского моста на Яузе.
Училище ордена святой Екатерины / Институт благородных девиц
В начале XIX в. было решено превратить офицерский приют в женское учебное заведение, ибо выяснилось, что «образование девиц столь же полезно, как и образование мужчин». Императрица Мария Федоровна приобрела инвалидный дом, подарила его новому училищу и сама составила проект «заведения для малолетних благородных девиц». Новое учебное заведение назвали Училищем ордена святой Екатерины и открыли его 10 февраля 1803 г. http://retromap.ru/polymap.php#format=22&zoom=16&lat=55.783825&lng=37.622530&map. »
В левом крыле здания с 1830 г. находилась церковь Екатерины мученицы. («Сорок сороков», том 3, № 191, стр. 432-434). http://www.temples.ru/cardonmap.php?ID=6558 Левое крыло Екатерининского института с церковью Екатерины мученицы. Освящена 14 сентября 1830 г. План 2-го этажа, фрагмент. Здесь располагалась Екатерининская церковь. http://oldmos.ru/photo/view/83780 http://oldmos.ru/photo/view/44173
Согласно уставу, в Екатерининское училище принимались на обучение девочки 10-11 лет из бедных дворянских семей и семей военных. На третьем этаже здания были дортуары воспитанниц, в концертном зале располагался танцевальный зал, на месте гостиных находились классы. В ротонде на берегу пруда находился институтский музыкальный салон. Весной и летом в парке бегали наперегонки, купались и резвились воспитанницы, зимой институтки катались на коньках по замерзшему пруду. В биографической повести А.И. Куприна «Юнкера» именно сюда приезжали на бал юнкера Александровского училища. (С)Торжественная парадная лестница на второй этаж вела в танцевальные залы и спальни гимназисток, а на первом этаже располагались многочисленные классы. Гостями училища были знаменитые художники, литераторы и музыканты того времени. В сохранившихся и сегодня гостиных, выполненных в разных цветовых тонах («малахитовая», «голубая», «золотая», «красная», «белая») проходили литературные вечера, музыкальные концерты. А вот громких имен среди бывших гимназисток, увы, лишь одно: это Анна Николаевна Энгельгардт, учившаяся здесь с 1848 по 1855 год. Именно благодаря этой женщине в России стал известен и популярен знаменитый французский классик Эмиль Золя, некоторые романы которого Анна Николаевна перевела на русский язык. Среди преподавателей Екатерининского института был знаменитый Сергей Рахманинов: рояль, на котором он играл, до сих пор стоит в одной из гостиных. Уроки фортепиано давал здесь гимназисткам и другой известный музыкант — Александр Скрябин.
*Очень интересная статья про быт института благородных девиц. На примере двух Екатериннских институтах в Москве и в Питере http://catherine-catty.livejournal.com/116556.html?thread=3453004 «Внешняя обстановка института была почти роскошная: огромные залы, высокие и просторные помещения для классов и дортуаров, почти везде паркетные полы и безукоризненная, сияющая чистота повсюду. Дортуары, большие комнаты в шесть, а иногда больше окон, были расположены по всем трем этажам дома. Вдоль стен шли ряды железных кроватей. Перед каждой кроватью табурет с ящиком, куда складывалось имущество воспитанницы: гребни, мыло, ночная кофта и проч. В глубине комнаты стоял большой медный умывальник с тремя кранами, блестевший всегда как золото, посреди комнаты длинный стол с двумя скамьями, и над ним лампа с абажуром, горевшая всю ночь.» (Энгельгардт А.Н. Екатерининский институт. Москва.) Девочки все время находились под жесточайшим контролем: свидания с родственниками только в особой комнате в присутствии классной дамы, письма домой писались под контролем этих же особ, а почта из дома непременно вскрывалась перед тем, как ее передать институтке. «Беспрекословное послушание входило тоже в программу обязанностей институтки. Всякое оправдание, даже объяснение, если только оно не вызывалось самим начальством, усугубляло вину. Про грубость я уже и не говорю, да на нее почти никогда и не отваживались. Институтки понимали, что всякая грубость будет просто глупостью и не приведет ни к каким хорошим результатам. Поэтому вообще открытого сопротивления начальству институтки никогда не оказывали. Тем не менее искони существовало молчаливое, пассивное, так сказать отрицательное, сопротивление.» (Энгельгардт А.Н. Екатерининский институт. Москва.) http://retro.babr.ru/photo/vuz/1889/smoll/gorka.jpg Быт Смольного института благородных девиц. 1889 год фото отсюда http://newsbabr.com/?IDE=94604 Быт Смольного института благородных девиц. 1889 год
«Для слабых воспитанниц Института был устроен на средства бар. Фредерикс на четыре ванных бассейн под бель-этажом. Горячая и минеральная вода подавались из котельной, артезианской скважины. Ванны назначали 3 раза в неделю. Словно одалиски девицы по дюжине усаживались в воду, когда начинались эти процедуры» http://oldmos.ru/photo/view/67622 http://oldmos.ru/photo/view/44931
Свое название парк получил в том же году, когда загородная усадьба графа В. С. Салтыкова, была перестроена в здание Екатерининского института благородных девиц, а приусадебный парк, стал Екатерининским. К северо-западу от него постепенно образовалась целая система мелких участков — под огороды. В 1888 году почетный гражданин Москвы, коммерции советник А.Иммер создал здесь опытно-семенную станцию и растительный питомник с оранжереей. Перестраивал старые салтыковские палаты архитектор Джованни Батиста (или, как его называли в Москве — Иван Дементьевич) Жилярди: с 1804 по 1808 г. с обеих сторон здания делались пристройки. Во время войны 1812 года пожар сильно повредил здание, и силами и талантом знаменитых московских архитекторов Доменико Жилярди (автора проекта здания Московского университета) и А.Г.Григорьева дом был реконструирован в стиле позднего классицизма. Фасад же в 1818 году был перестроен в стиле ампир. http://lh4.googleusercontent.com/_AY1_lS3QqGE/TYuL7F_8D_I/AAAAAAAAC5Q/fHstQpK5Shs/img333.jpg
После 1812 г. решили училище расширить, прикупили у тайной советницы Прасковьи Мятлевой большой участок «с растущим в нем лесом, с прудами и находящеюся в них рыбою» и стали переделывать главный дом по проекту сына Ивана Жилярди Доменико (или Дементия) с участием А. Г. Григорьева. Здание, законченное в 1819 г., приобрело новые черты, свойственные несколько суровому стилю ампир: в центре торжественный портик с десятью дорическими колоннами и красивым фризом, более сдержанная декоративная обработка. http://lh3.googleusercontent.com/_AY1_lS3QqGE/TYuL6ciuQII/AAAAAAAAC5I/1mU1QZ6m-Og/img336.jpg
Переоборудование и приспособление здания поручили И.Д.Жилярди. Участок был обнесен каменным забором, к югу от дома построен трехэтажный флигель, а к главному корпусу сделан ряд пристроек и заново оформлены интерьеры. Частичные переделки и достройки продолжались до 1818г., когда была устроена нынешняя Суворовская площадь.В том же году сын И.Д.Жилярди — Д.И.Жилярди — расширил здание, пристроив новые объемы к его торцам, и создал ныне существующий фасад. Сложная барочная конфигурация центральной части здания была скрыта широким разворотом десятиколонного тосканского портика на аркаде, западающие оси по сторонам от него укрупнены, а боковые части объединены с пристройками простым спокойным фасадом, выявляющим пластику портика. В 1826-1827 гг. по проекту Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьева к зданию пристроены новые крылья по сторонам парадного двора, завершившие сложение монументального ансамбля. Одновременно по новой красной линии поставлена ограда, а на отделенных крыльями боковых дворах — небольшие жилые флигели и службы. Вынесенные к площади мощные объемы крыльев, масштаб и лаконичность которых подчеркнуты крупным венчающим фризом, несколько подавили значительность центрального фасада, расположенного к тому же ниже уровня площади. Роль здания в ансамбле окружающего района была так значительна, что проложенный через несколько лет к площади последний отрезок улицы Селезневки был ориентирован на его центр. http://oldmos.ru/photo/view/83781 В 1827 — 1830 гг. интерьеры были заново отделаны — славились два больших торжественных зала в этом здании и церковь, внутреннее убранство которой было перенесено из Пречистенского дворца, выстроенного для Екатерины II архитектором М. Ф. Казаковым. В дальнейшем здание неоднократно переделывалось, но существенные изменения (наряду с пристройкой новых корпусов) были внесены лишь в 1927 г. в связи с размещением в нем Центрального Дома Красной Армии. Планировка главного корпуса в основном сохранилась. Большую ценность представляют великолепные актовый зал и церковь в северной части здания. Обширные светлые помещения, занимающие всю ширину главного корпуса и северного крыла, окружены колоннами, несущими хоры. Первая домовая церковь Великомученицы Екатерины была устроена в 1779 г., когда здесь был еще Инвалидный дом в южном торце первоначального объема. Во многих помещениях сохранились плафоны, декорированные эффектными розетками, превосходная лепнина фризов и карнизов. Значительный интерес представляют частично сохранившаяся мебель, люстры, бра, большие зеркала. (Текст по книге «Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века». Москва, «Искусство», 1998 г.).
Использована информация из статьи Сергея Германа о Екатерининском женском дворянском институте. http://neglinka-msk.livejournal.com/210341.html И из статьи Усадьба-музей графа Салтыкова — Екатерининский парк http://historyofmoscow.ru/Usadba-muzey_grafa_Saltikova_-_Ekaterininskiy_park
«Культурный центр Вооруженных сил Российской Федерации им. М.В.Фрунзе»
В 1925 г. вышло такое постановление РВС (то есть Революционного Военного Совета, председателем которого был К. Е. Ворошилов): «Увековечить память тов. Фрунзе Михаила Васильевича постройкой в Москве Центрального Дома Красной Армии имени товарища Фрунзе Михаила Васильевича». Со временем решили, что на постройку нового здания тратиться не стоит. а можно приспособить здание Екатерининского института. и с 1928 г. здесь обосновался Дом Красной армии, ставший мощным пропагандистским военным центром. В 1928 году усадьба Салтыковых была переоборудована под офицерский корпус и стала называться Центральным Домом Красной Армии (впоследствии — Советской, Российской), а теперь именуется Культурным центром Вооруженных Сил РФ имени М.В.Фрунзе. . Памятник Михаилу Васильевичу Фрунзе открыт в 1960 году в сквере перед входом в Центральный дом Красной Армии, носящий его имя (ныне — Культурный центр Вооруженных сил Российской Федерации имени М.В. Фрунзе). Скульптор Е.В. Вучетич, архитектор Г.А. Захаров. Кстати автор памятника Фрунзе, Е.В. Вучетич был среди ведущих мастеров Студии военных художников имени М.Б.Грекова, где «очень к месту» был установлен (29 марта 2009 года) памятник Екатерине II http://mosday.ru/photos/46_476.jpg Мне кажется логичнее было бы поменять местами памятники Фрунзе и Екатерине II.
http://kcvs.ru/glavnay В Культурном центре проводятся выставки художников, концерты, фестивали, музыкальные и творческие вечера, конкурсы, вечера бальных танцев с мастер-классами, спектакли, детские программы и ёлки.
http://kcvs.ru/muzey Историко-мемориальный комплекс (в прошлом музей усадьбы Салтыковых)
http://moistraubing.de/index.php/foren?func=view&id=1457&catid=42 (С)В музей усадьбы Салтыковых (шесть залов) могут посетить все желающие. Правда, услуги гида предоставляются исключительно для организованных групп и по заранее поданной заявке. Сегодня в музее усадьбы Салтыковых можно увидеть и уголок великого русского полководца генералиссимуса А.В.Суворова с его личными вещами, и военные мундиры 18-19 веков, и личные вещи графов Салтыковых, и типовую комнату обучавшихся здесь девочек со старой учебной мебелью, книжными новинками того времени и даже сохранившимся «Дневником юной гимназистки», и многое другое. Историко-мемориальный комплекс не имеет аналогов в Москве.Это уникальная экспозиция декоративно-прикладного и изобразительного искусства, дающая представление о внутреннем убранстве, интерьере, быте дворянской усадьбы России XVIII века. Комплекс состоит из нескольких со вкусом обустроенных залов: «Каминный зал», «Золотая», «Красная», «Малахитовая» и «Белая» гостиные, их интерьер объединён по стилевым признакам. Историко-мемориальный комплекс предлагает:экскурсионные программы,где гости попадая в атмосферу культуры, искусства, этикета XIX в., знакомятся с историей дворянской усадьбы,стилем русский ампир в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, произведениями выдающихся русских художников XIXв.
Екатерининский Парк/Сад ЦДКА/Сад ЦДСА
Рядом с усадьбой графа В. С. Салтыкова , был разбит обширный парк с большим прудом на реке Напрудной. Позже река была заключена в трубу и течет под территорией парка . Екатерининским парк стал называться в 1802 году все его обширное владение приобрела Императрица Мария Федоровна для устройства в нем Московского училища ордена Св. Екатерины. Начиная с 30-х годов прошлого века, территория парка последовательно сокращалась. Появляются Екатеринские улицы, которые были названы по расположению близ бывшего Екатерининского института благородных девиц (ныне Центральный дом Российской армии) и примыкающего к нему парка (Екатерининский парк). Обратите внимание , насколько огромный был парк. В середине XIX века по площади он доходил до Староекатеринниской больницы. http://retromap.ru/polymap.php#format=22&zoom=16&lat=55.783766&lng=37.622337&map. »
В советский период он назывался «Сад ЦДСА».
В 1999 г. парку было возвращено его историческое имя. За счёт части парка была расширена Екатерининская (ныне Суворовская) площадь. В 1965 году на части территории парка расположилась выставка вооружений под открытым небом Музея Советской армии. Полностью довершил разрушения исторической структуры района Олимпийский проспект в 70 — 80 годах. В 1979 году от парка была отрезана восточная часть, по которой был проложен Олимпийский проспект. К этому же времени относится строительство Олимпийского спорткомплекса, отеля «Пента-Ренессанс» и кино центр «Под куполом»
многоэтажных жилых домов. Территорию же на пересечении проспекта и Екатерининских улиц занимали пустыри. И наконец, в 1999 году мэрией Москвы была принято решение о благоустройстве парка. Работы по благоустройству были завершены в 2005 году. Ядром квартала станет памятник садово-паркового искусства — Екатерининский парк. Его планируют расширить за счет пустыря с севера. Здесь будет разбита еще одна рекреационная зона — Ново-Екатерининская. Она объединит центр армянской культуры с храмом, театр И.Кобзона «Московит» и обширный комплекс для ветеранов, один из объектов которого — социально-реабилитационный центр с жилой зоной — уже почти построен.
В настоящее время ,парк имеет четыре входа: один со стороны площади Суворова (возле здания Театра российской армии), второй со стороны Олимпийского проспекта (напротив спорткомплекса Олимпийский),третий со стороны центра для ветеранов военной службы. Четвёртый рядом со студией Грекова. С юга к парку примыкает здание усадьбы Салтыковых — Екатерининского института, с северо-востока — территория Музея Российской армии.
Из статьи «По следам Напрудной» (С)В парке находится несколько прудов, самый крупный из которых именуется Большим Екатерининским, но другое его название — Напрудный. В XV веке на этом месте располагалась целая цепочка прудов. Сегодня это единственный сохранившийся неглиненский пруд (находящийся в бассейне Неглинки). Парк сохранил историческую планировку аллей и занимает площадь более 10 гектар. Большой Екатерининский пруд имеет площадь зеркала около 2 гектар, и вытянут вдоль поймы Напрудной таким образом, что формой напоминает бутылку со слегка искривленным горлышком, как у вина «Жан Поль Шене». Утиный островок играет роль «пробки». За Большим находится Малый Екатерининский пруд. Зимой он почти полностью слит. От этого пруда в парк уходит стилизованное, выложенное булыжником «русло» Напрудной. Над устьем перебросили горбатый мостик. Этим большим валуном стилизация кончается. На самом деле Напрудная тянется в коллекторе ещё полтора километра до Рижского вокзала, где её питает разветвлённая ливнесточная система. В закутке парка прячется ещё один пруд, Северный. Из прудов реки Напрудной оставлены лишь те, которые находились в парке Екатерининского института. Остальные спущены, засыпаны, и на их месте прошли Большая и Малая Екатерининские улицы, а по берегу Самогецкого пруда — Самотечная улица и Самотечный проезд. На месте, где сейчас Екатерининский парк, река Неглинная сливалась с рекой Напрудной, образуя большой пруд. За его плотиной был проезд и начинался другой большой пруд, плотина которого стояла у современной Самотечной площади..
http://www.ek-park.ru/ Сайт http://www.ek-park.ru/about/historical/ http://www.ek-park.ru/about/map/ http://www.planetarium-cc.ru/index.html планетарий http://www.krasnyugolok.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=42&Itemid=1 Хастл — Опен эйр от «Красного уголка» в Екатерининском парке! По вторникам Играет Юрий Смирнов. Взнос 100р. с носа — отдавать диджею. В продолжение наших традиций в течение прошлых лет проводить дискотеки на открытом воздухе в Екатериниском парке, мы возобновили опен эйр со своей музыкой. Танцпол 200 кв.м. под навесом, ровное досчатое покрытие (лучше, чем на набережной ) , танцевать можно в любую погоду, качественный звук — мы привозим своё оборудование, скамейки для отдыха, близость от метро — 2 мин. от м. Достоевская — все это создаст комфортное условие для культурного отдыха в привычное для наших танцевальных вечеров время. Начало хастл-дискотеки в 20-00, окончание — в 23-00 — с закрытием парка. Обучение хастлу: занятие хастл смешанная группа по втоникам и четвергам с 19-00 — абонемент на 10 занятий — 2000 (200 р. за занятие), разово 300. Пробное занятие 200р. http://www.krasnyugolok.ru/forum/uploads/1300280519/gallery_2_26_179757.jpg
Детские площадки и пруды Екатерининского парка
В парке имеется действующий планетарий, музыкальная эстрада, лодочная станция, теннисные корты, детская игровая площадка, танцплощадка (ныне в полуразрушенном состоянии). В парке также возведены входные павильоны, административное здание, общественный бесплатный туалет. В центре находится пруд, где можно взять напрокат лодку, покататься в зорбе (прозрачном шаре) по воде, или (это — аттракцион для маленьких посетителей с родителями) поплавать на лодках в виде лебедей. http://www.ek-park.ru/services/entertainments/ (С)На территории парка действуют несколько кафе и ряд небольших точек общественного питания, в которых каждый найдет что-то для себя. Можно и перекусить на лавочке демократичным хот-догом, и отведать на причале у воды изысканную стерлядь.
*Из всего вышеперечисленного нам встретился только маленький киоск с плюшками.»Демократичные хот-доги» видели только перед входом в парк,со стороны Площади Суворова.
На территории парка возведена часовня в честь Святого благоверного князя Александра Невского и Святого великомученика Иоанна Воина, поставлен бюст А. В. Суворова и мемориальный стенд с его послужным списком, построен лечебно-реабилитационный центр для ветеранов военной службы. Вход в парк свободный.
*А теперь вспомним про ротонду в которой. http://www.ek-park.ru/objects/rotonda-ekateriny-ii/ «Императрица любила пить чай с графом Салтыковым. В находившейся неподалеку оранжерее выращивали лимоны к их чаепитию». Но оранжерея с лимонами появилась здесь только в 1888 году, когда « почетный гражданин Москвы, коммерции советник А.Иммер создал здесь опытно-семенную станцию и растительный питомник с оранжереей.» Если честно, я так до конца и не поняла кто с кем пил чай ? ))) Если брать период с 1745 по 1777г. Было две Императрицы: Елизавета Петровна и Екатерина II. Если имеется ввиду Екатерина II, то с ней больше всего был связан именно старший сын Семёна Андреевича Салтыкова. , Пётр Семёнович. А Владимир Семенович лишь организовывал приём прибывшей 15-летней принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской (будущей императрицы Екатерины II). Но к нему на чай могла бы приехать императрица Елизавета Петровна. Правда остаётся только сын Владимира , Алексей Салтыков. Может быть это он встречался с Екатериной ,когда продавал усадьбу?
*И ещё она не очень точная деталь… http://www.ek-park.ru/objects/chapel/ (С)Теперь, по благословению патриарха Алексия II, на месте снесенной церкви возведен Мемориальный Комплекс со стелой, посвященной А.В. Суворову и часовня Александру Невскому и святому мученику Иоанну Воину. НО ! каменная церковь святого Иоанна Воина.в начале 30-х гг. ХХ века была снесена, и в границах церковного владения возводятся семиэтажные корпуса гостиницы ЦДКА.
Центральный музей Вооружённых Сил
Советской Армии улица, 2, метро «Достоевская», «Марьина Роща»
В 1965 году на части территории парка расположилась выставка вооружений под открытым небом Музея Советской армии. Центральный музей Вооружённых Сил — один из крупнейших военно-исторических музеев мира — основан приказом Реввоенсовета Республики № 2207 от 23 декабря 1919 г. В 1920 году в Верхних торговых рядах на Красной площади (ныне — здание ГУМа) открылась его первая выставка «Жизнь Красных Армии и Флота». С 1928 года музей располагался в Доме Красной Армии, ныне Культурном центре Вооружённых Сил РФ на Суворовской площади столицы, а в 1965-м переехал в новое, специально построенное для него здание общей экспозиционной площадью более 5 тысяч квадратных метров по адресу: ул. Советской Армии, д. 2.
Экспозиция музея размещается в 24 залах и на открытой площадке. Она отражает историю Вооруженных Сил Отечества от момента их зарождения на регулярной основе до настоящего времени. На открытой смотровой площадке представлено более 200 образцов оружия и боевой техники, среди которых знаменитая «Катюша», бронекатер 1124, транспортно-десантный вертолёт МИ-24А, сверхзвуковой истребитель МИГ-23, танк Т-34, бронепоезд «Красновосточник»
http://www.cmaf.ru/ http://www.museum.ru/m346 Входная плата:* Полный — 100 руб., льготный (учащиеся школ, лицеев, колледжей, кадетских корпусов; студенты дневных отделений вузов; пенсионеры; прапорщики; офицеры, служащие по контракту и гражданский персонал МО) — 50 руб., для зарубежных туристов — 100 руб.
*Маленькое отступление :))) Рядом с музеем идёт стойка, которая украшена огромной надувной жёлтой рукой.Сразу вспомнился рассказ Задорнова про Тетеньку с золотой ручечкой, которая на вопрос «А где сейчас твоя золотая ручечка» отвечала «А вот ОНА !»
Театр Российской Армии
http://catra.su/page.php?3 Центральный академический Театр Российской Армии — один из шедевров сталинской архитектуры в Москве. Построен в 1834-1940 гг. по проекту известных советских архитекторов: Каро Семёновича Алабяна (1897-1959 гг.), чьим именем названа улица на Соколе, и главного архитектора Сталинграда — Василия Николаевича Симбирцева (1901-1982 гг.). В плане имеет вид сакрального символа минувшей эпохи — пятиконечной звезды. До революции здесь находился второй храм Мариинской больницы — церковь во имя Успения праведной Анны, которая была переделана в 1858 году из часовни, которая находилась рядом с больничным моргом на месте северного луча нынешнего Центрального академического Театра Российской Армии. Предназначалась для отпевания покойников. После революции церковь была снесена и на её месте был построен Центральный театр Советской Армии. http://www.temples.ru/cardonmap.php?ID=6557 Церковь Анны праведной Успения при Мариинской больнице
Становиться понятно,что подобная страшилка, не лишена смысла. http://gazeta.aif.ru/online/longliver/8/18_01 Потусторонняя жизнь Театра Российской Армии. Театр стоит на перекрестке пяти улиц – Селезневской, Достоевского, Институтского переулка, улицы Дурова и Самотечной. А перекресток в народных приметах фигурирует , как энергетически мощная зона. Не берусь судить какая энергия присутствует в театре, но ОНА есть! А судя по старейшему актёру России, Владимиру Зельдину, который в свои 97 выходит на подмостки сцены, энергетика не плохая ))) За те 67 лет, которые он там служит ,театр успели три раза переименовать в Красной, затем Советской ныне Российской армии. По моему личному мнению ,не смотря на мрачноватую историю, один из интереснейших театров Москвы, с замечательными актёрами и репертуаром.
У́лица Ду́рова -названа в 1927 году в честь Владимира Леонидовича Дурова (1863—1934) — родоначальника (вместе с братом Анатолием) династии дрессировщиков животных, жившего на улице и открывшего в своем доме живой уголок, названный позже «Уголком Дурова». Первоначально улица называлась Божедомка, затем (с возникновением Новой Божедомки, ныне улица Достоевского) — Старая Божедомка. Незадолго до революции Владимир Леонидович Дуров приобрел на улице Божедомка большой дом, где поместились животные и где он мог проводить с ними психологические опыты и дрессировку, и 8 января 1912 года открыл в своем доме, театр живого уголка, который позже стал называться «Уголок Дурова». Революционная разруха заставила прекратить работу. Однако новая власть вскоре благосклонно отнеслась к «Уголку». В 1919 году там же был заново открыт «Уголок имени Дурова», однако научная работа больше не велась (см. ст. Дуров, Владимир Леонидович). Через много лет, в 1982 году «Уголок» был преобразован в «Театр зверей имени Дурова».
Из книги «По землям московских сел и слобод. Сущёво.» Романюк С.К. Старую Божедомку в 1927 году переименовывают в улицу Дурова.
На той же Старой Божедомке, на углу с бульваром, высится и вовсе фантастическое сооружение — какое-то нагромождение различных геометрических фигур, облицованных керамической плиткой пронзительно голубого цвета, на котором поставлены симпатичные фигуры дрессированный зверей. Рядом с этим сооружением два добропорядочных особняка прошлого века. Все это так называемый «Уголок Дурова», театр дрессированных зверей, основанный знаменитым клоуном Владимиром Дуровым. Он на заработки циркового артиста приобрел в 1911 г. один из особняков (принадлежавший, как писали уже в наше время для пущей важности, герцогу Ольденбургскому), и в конце того же года «Московская газета» сообщала: «Москва получила интересный рождественский подарок — «звериный уголок». В. Л. Дуров носился с мыслью о создании такого уголка давно и, приобретя в собственность особняк, в четыре месяца преобразил его в музейное чудо». С тех пор «дуровский уголок» осаждают тысячи детей, жаждущих увидеть своими глазами чудеса, показываемые дрессированными зверями. Особняки, входящие сейчас вполне неорганично в «ансамбль» дуровского уголка, находились на большом участке, который в XIX в. занимала больница Московского почтамта. В 1873 г. участок перешел к Елизавете Мансуровой, а в 1881 г. его покупает Иоганна Вебер, муж которой, известный архитектор того времени Август Вебер, строит в том же году особняк (правый, если смотреть со Старой Божедомки). В 1894 г. большой участок делится надвое: одна часть, с особняком 1881 г., переходит к богатому торговцу бельем, владельцу модного магазина Мандлю, а на другой, оставшейся за Иоганной Вебер, в том же году Август Вебер строит еще один особняк. Именно этот дом (как выяснилось, никогда не принадлежавший герцогу Ольденбургскому) и покупает Владимир Дуров «для устройства, — как было написано в его прошении, поданном в Московскую городскую управу в декабре 1911 г. — зверинца и зоологического музея» по проекту гражданского инженера Н. Д. Поликарпова. Современные здания «уголка» были построены по проекту архитектора Г. Саевич в 1980 г., (фигуры животных — скульптора Д. Митлянского, у здания театра — бюст его основателя работы скульптора С. Алешина). http://www.yourmoscow.ru/city/street/durova_street http://oldmos.ru/photo/view/45643 http://oldmos.ru/photo/view/23120 http://oldmos.ru/photo/view/23021
Использованы фрагменты из книг: Романюк С.К. «По землям московских сел и слобод. Сущёво» Петр Сытин: « Площадь Коммуны » Очерк Свиньина “Семик” И.К.Кондратьев. Седая старина Москвы
🔍 Видео
Музей-усадьба А. В. Суворова в селе КончанскоеСкачать