Видео:ТОРГОВЛЯ С ЖИТЕЛЯМИ В МАЙНКРАФТ 1.16-1.20.2Скачать
Обоснование расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов
Обоснование расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов
При разработке методики расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов изучена действующая нормативная правовая база в России и за рубежом, проведен анализ торговой инфраструктуры субъектов Российской Федерации, влияние на потребность населения в торговой площади экономических, демографических и социальных факторов.
Зарубежный опыт планирования развития розничной торговли основывается на определенных нормативах. Во Франции проектирование новых жилых домов предусматривает строительство 2 кв. м магазинной площади на одну квартиру. В Великобритании нормы определяют необходимое количество магазинов на 1000 жителей и количество населения на один магазин. В США нормативами определяется количество торговых предприятий на 1000 жителей или же необходимая протяженность фасада улиц, отводимая под магазины, исчисляемая в погонных метрах на условное население.
В Венгрии за расчетный показатель принимается оборот на один кв. м торговой площади, который экстраполируется на период 3-5 лет. В Чехии расчет основывается на определении объема розничного оборота путем долгосрочного прогнозирования потребности в торговых площадях, численности торговых работников. В Польше при планировании торговой сети применяется показатель производительности, выражающейся в сумме оборота, реализуемого с 1 кв. м торговой площади. В Румынии применяется аналогичная методика планирования потребности в торговых площадях. Дополнительно для проверки потребности делают контрольный расчет – определяют норматив торговой площади на 1000 жителей на перспективу по данному городу путем деления всей торговой площади на численность населения города в перспективе.
В Республике Украина нормативы выражены минимальным размером торговой площади, которая приходится на 1000 человек населения. Он составляет 423 кв. м для всех типов предприятий розничной торговли, в том числе — 169 кв. м по товарам повседневного спроса и 254 кв. м — по непродовольственным товарам. В Белоруссии утверждены нормативы обеспеченности населения торговой площадью в размере 260 кв. м на 1000 жителей в районных центрах, в сельских районах — 220 кв. м.
Действовавший прежде в СССР общесоюзный норматив обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей составлял 230 кв. м (90 кв. м по продовольственным и 140 кв. м по непродовольственным товарам). Однако указанный показатель значительно ниже среднеевропейского и североамериканского уровня (650 кв. м) и уровня США (1200 кв. м).
Один из последних принятых в СССР документов — Строительные нормы и правила (СНиП) 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 01.01.01 года № 78. В нем предусмотрены нормы торговой площади магазинов в городских поселениях — 280 кв. м на 1000 человек (в том числе продовольственных – 100 кв. м, непродовольственных – 180 кв. м), в сельских поселениях — 300 кв. м (в том числе продовольственных – 100 кв. м, непродовольственных – 200 кв. м)
Разработанные в период централизованного управления экономикой нормативы СССР не могут отвечать изменившимся социально-экономическим условиям жизни населения современной России. Нормативы СССР устанавливались исходя из экономических возможностей страны на конкретном этапе, а не из реальной потребности в обеспечении населения розничной торговой сетью.
В целях разработки методики расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов Российским государственным торгово-экономическим университетом было проведено исследование в городах: Кемерово, Иваново, Оренбург, Челябинск, Самара, Южный Сахалинск. Данные населенные пункты были выбраны с целью анализа нормативов предельно допустимого времени, которое покупатели согласны потратить на совершение покупки различных категорий товаров, выявления региональной специфики и степени удовлетворенности жителей этих городов обеспечением торговой площадью.
Общий размер выборки составил четыре тысячи человек, в анкетном опросе участвовали граждане с разным уровнем достатка в возрастном диапазоне от 18 до 70 лет.
Анкета социологического опроса позволила выявить материальное положение респондентов; среднюю частоту покупок; приемлемое количество времени, которое респондент согласен потратить на приобретение товаров; выявление уровня притязаний в процессе совершения покупки; покупательскую активность населения в процессе приобретения товаров длительного пользования, а также предпочтительность мест их продажи.
В рамках исследования была определена средняя частота покупок предложенных категорий продуктов питания. При покупке продовольственных товаров для населения важна пешеходная доступность магазина — свыше 12% респондентов предпочитают покупать, не затрачивая длительного времени на поиски, выбор и очереди в магазине. Например, на выбор хлеба и хлебобулочных изделий респонденты готовы тратить до 5 минут, а на выбор мяса и мясопродуктов – 15 минут и дольше.
После исследования экономических, социально-демографических, организационно-административных и другие факторов, была произведена количественная и качественная оценка потребностей населения в торговой площади и выведена эмпирическая формула расчета норматива обеспеченности населения площадью торговых объектов, которая зависит от среднего количества посещений мест продажи определенной товарной группы в сутки, нормы площади торгового зала, необходимой для обслуживания одного покупателя, а также максимального допустимого времени, которое покупатель согласен потратить на приобретение определенного товара:
—
норматив обеспеченности площадью торговых объектов (кв. м на 1000 человек);
—
среднее число посещений мест продажи i-товарной группы в день (разы);
—
норма площади торгового зала необходимая для обслуживания одного покупателя (для комфортного обслуживания покупателей учитывается площадь, необходимая для свободного движения тележки по торговому залу и установки торгового оборудования – 16 кв. м);
—
максимально допустимое время, которое покупатель согласен потратить на приобретение товара i-группы (час);
количество рассматриваемых товарных групп (i=1,2,….N).
В ходе вычисления базовых показателей был проведен анализ 23 групп товаров. Расчеты общего норматива Ro и составных нормативов Roпрод и Roнепрод приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Расчет общего норматива обеспеченности площадью торговых объектов для Российской Федерации и его составных значений для продовольственных и непродовольственных товаров
Наименование товарных групп
Максимально допустимое время, которое покупатель согласен потратить на приобретение товара i-группы (ч)
Среднее число посещений мест продажи i-товарной группы в день (разы)
Норматив потребности в торговой площади для i-товарной группы (кв. м на 1000 человек)
Видео:Стартовый рынок жителей в майнкрафтеСкачать
Анализ обеспеченности качественными торговыми площадями в 13 городах-миллионниках России
Согласно исследованию, насыщенность торговыми площадями в городах-миллионниках оценивается в среднем в 468 кв. м/1 000 жителей. За последние два года показатель увеличился на 5,6%, максимальный прирост отмечен в трех городах – Перми (+38,5%), Волгограде (+17,1%) и Казани (+11,5%). Пятый год подряд лидером рейтинга по обеспеченности населения торговыми площадями остается Самара – 747 кв. м/1 000 чел.
Насыщенность торговыми площадями в городах-миллионниках по итогам I квартала 2021 года оценивается в среднем в 468 кв. м/1 000 жителей. За последние два года показатель увеличился на 5,6%, максимальный прирост отмечен в трех городах – Перми (+38,5%), Волгограде (+17,1%) и Казани (+11,5%). Такую динамику обеспечили открытия крупных объектов: регионального ТЦ «Планета» (GLA: 83 тыс. кв. м) в Пермском крае, ТРК «Арбуз-Молл» (GLA: 47 тыс. кв. м) на юге Волгограда и крупного ТЦ KazanMall в Республике Татарстан (GLA: 54 тыс. кв. м).
Пятый год подряд лидером рейтинга по обеспеченности населения торговыми площадями остается Самара. При этом последнее открытие крупного объекта в городе – ТЦ «Эль Рио» (GLA: 53 тыс. кв. м) – состоялось в IV квартале 2019 года, что в совокупности с отрицательной динамикой численности населения обеспечило увеличение показателя с 688 кв. м/1 000 чел. в начале 2019 года до 747 кв. м/1 000 чел. по итогам I квартала 2021 года.
Пятерка лидеров среди городов-миллионников в России по показателю обеспеченности качественными торговыми площадями не изменилась. Помимо Самары в топ-5 по-прежнему входят Екатеринбург (676 кв. м/1 000 чел.), Нижний Новгород (553 кв. м/1 000 чел.), Ростов-на-Дону (504 кв. м/1 000 чел.) и Воронеж (478 кв. м/1 000 чел.). Екатеринбург остается ведущим городом-миллионником после Москвы и Санкт-Петербурга по объему профессиональных торговых площадей с GLA в 1 011 тыс. кв. м.
Рынок торговой недвижимости Самары находится на высоком уровне развития: здесь функционирует 17 торговых центров совокупной арендопригодной площадью 855 тыс. кв. м. В 2020 году в Самаре началось строительство нового ТРК «Алабинский» (GLA: 54 тыс. кв. м), открытие которого должно состояться в 2022 году. В связи с этим обеспеченность торговыми площадями в городе может вырасти до 791 кв. м/1 000 чел. В среднесрочной перспективе можно ожидать увеличения количества реконцепций функционирующих торговых центров, поскольку основной объем (более 50%) качественного предложения в городе сформирован объектами старше десяти лет.
Екатеринбург – четвертый по численности населения город России и второй по обеспеченности качественными торговыми площадями среди городов-миллионников (676 кв. м/1 000 чел.). В городе функционирует 32 профессиональных торговых центра совокупной арендопригодной площадью 1 011 тыс. кв. м. В Екатеринбурге много районных объектов с GLA не более 10 тыс. кв. м, при этом около 80% составляют небольшие торговые галереи. Последние четыре года рынок торговой недвижимости города отличался низкой девелоперской активностью: в период с 2017 по 2020 год был открыт всего один объект – первый региональный аутлет-центр Brands Stories (GLA: 10 344 кв. м). Вместе с тем, во втором квартале 2021 года состоялось открытие самого большого после ТРЦ «Гринвич» (GLA: 220,8 тыс. кв. м) торгового центра Екатеринбурга – Veer Mall (GLA: 76 тыс. кв. м). В перспективе трех лет в городе должен появиться еще один крупный объект в составе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) – ТЦ «Золотой» (GLA: 120 тыс. кв. м). Показатель обеспеченности качественными торговыми площадями в случае его ввода в эксплуатацию достигнет 745 кв. м/1 000 чел.
Нижний Новгород остается одним из самых насыщенных современными торговыми центрами городов в России: показатель обеспеченности составляет 553 кв. м/1 000 чел., объем торговых площадей в городе достиг 688 тыс. кв. м. Предложение профессиональных площадей представлено не только объектами суперрегионального масштаба, но и качественными торговыми центрами районного формата. Рынок торговой недвижимости Нижнего Новгорода находится на стадии стагнации на протяжении последних пяти лет: с 2016 года был открыт всего один объект – ТЦ «Автозаводец» (GLA: 10,3 тыс. кв. м). В 2021 году анонсировано открытие МФК «Океанис», в составе которого запланирован аквапарк площадью 31,9 тыс. кв. м. Показатель обеспеченности качественными торговыми площадями в случае ввода в эксплуатацию анонсированного объекта достигнет 578 кв. м/1 000 чел.
Совокупный объем предложения рынка современной торговой недвижимости Ростова-на-Дону формируют 16 объектов с суммарной арендопригодной площадью 573,1 тыс. кв. м. В структуре рынка преобладают ТЦ районного формата. Показатель обеспеченности в городе составляет 504 кв. м/1 000 чел., значение остается стабильным. На сегодняшний день в городе ведется строительство крупного объекта на проспекте Стачки арендопригодной площадью 63,8 тыс. кв. м и ожидается открытие микрорайонного торгового центра на проспекте Шолохова (GLA: 5,8 тыс. кв. м). Прогнозируемый рост показателя обеспеченности составит 11,2% до 560 кв. м/1 000 чел. к 2022 году. Стоит отметить, что в 2022 году в Ростове-на-Дону планируют начать строительство уникального для города объекта – креативного кластера, в составе которого предусмотрены крупный гастромаркет и фудхолл.
В Воронеже функционируют 15 концептуальных торговых центров суммарной GLA 502,4 тыс. кв. м, которые преимущественно сконцентрированы в правобережной части города. Обеспеченность торговыми площадями за последние два года остается практически без изменений и составляет 478 кв. м/1 000 чел. На сегодняшний день в городе ведется строительство небольшого микрорайонного торгового центра (GLA: 4,3 тыс. кв. м) на Ростовской улице в Левобережном районе города. С учетом динамики численности населения и анонсированного объема ввода новых торговых площадей показатель обеспеченности может сократиться до 469 кв. м/1 000 чел. к 2022 году.
Уфа находится на шестом месте по совокупному объему предложения качественной торговой недвижимости. Арендопригодная площадь профессиональных ТЦ города составляет 519,8 тыс. кв. м, а насыщенность рынка качественными торговыми площадями несколько ниже среднего показателя среди городов-миллионников – 462 кв. м/1 000 чел. Торговую недвижимость Уфы отличает наличие значительного количества объектов рыночного формата, которые продолжают успешно функционировать наряду с качественными ТЦ. Планы по выходу новых проектов в городе пока не были анонсированы.
Омск поднялся на седьмое место, опередив Воронеж по совокупному объему предложения качественной торговой недвижимости. В городе функционируют 15 объектов совокупной арендопригодной площадью 505,7 тыс. кв. м, из которых к профессиональным можно отнести только три: ТРЦ «Мега», открытый в 2009 году (GLA: 130 тыс. кв. м), две очереди ТЦ «Континент» (общая GLA: 151 тыс. кв. м), а также ТЦ «Триумф», открытый в 2007 году (GLA: 31 тыс. кв. м). Для Омска характерно количественное преобладание объектов районного формата. В перспективе трех-пяти лет анонсировано открытие крупного торгового центра «Олимп» (GLA: 70 тыс. кв. м.), ввод в эксплуатацию которого поспособствует росту показателя обеспеченности c 444 кв. м/1 000 чел. до 504 кв. м/1 000 чел.
Объем предложения качественных торговых площадей в Челябинске составляет 494,2 тыс. кв. м, а насыщенность рынка ниже среднего показателя среди городов-миллионников – 416 кв. м/1 000 чел. Немаловажной чертой, характеризующей торговый сегмент Челябинска, является сохраняющийся ярко выраженный дисбаланс профессиональных центров и объектов, которые не относятся к таковым – менее половины ТЦ города являются концептуальными. На сегодняшний день анонсировано строительство трех новых торговых объектов совокупной арендопригодной площадью 176,3 тыс. кв. м, сроки строительства не озвучены. В связи с этим можно ожидать, что в краткосрочной перспективе обеспеченность торговыми площадями в городе не претерпит существенных изменений.
В Казани функционирует 15 профессиональных и полупрофессиональных торговых центров общей арендопригодной площадью 489,3 тыс. кв. м. По объему предложения качественных торговых площадей Казань занимает десятое место в рейтинге городов-миллионников, опережая Красноярск, Волгоград и Пермь. Стоит отметить, что в период с 2016 по 2019 гг. наблюдалось снижение девелоперской активности в сегменте. Однако в уже в IV квартале 2020 года состоялось открытие крупного ТЦ KazanMall (GLA: 52 тыс. кв. м), что способствовало росту показателя обеспеченности качественными торговыми площадями на 11,5% – с 349 кв. м/1 000 чел. до 389 кв. м/1 000 чел. Тем не менее значение остается ниже среднего показателя среди городов-миллионников. На сегодняшний день в Казани анонсирован проект крупного ТЦ «ТАТА» (GLA: 117 тыс. кв. м), точные сроки реализации которого не обозначены.
В Красноярске функционирует 17 качественных торговых объектов с общей арендопригодной площадью 412,8 тыс. кв. м. Бум развития рынка пришелся на 2007-2008 гг., когда было открыто два крупных торговых центра: крупнейший на данный момент качественный объект в городе – ТЦ «Планета» (GLA: 76,5 тыс. кв. м), а также ТЦ «Июнь» (GLA: 50 тыс. кв. м). С 2019 года не состоялось ни одного открытия новых концептуальных торговых центров, в связи с этим обеспеченность рынка качественными площадями остается практически неизменной и составляет 378 кв. м/1 000 чел. Планы по выходу новых проектов в городе пока не были анонсированы.
Совокупный объем качественной торговой недвижимости в Новосибирске составляет 587,7 тыс. кв. м арендопригодных площадей. Город находится на 11 месте по обеспеченности торговой недвижимостью – 363 кв. м/1 000 чел., опережая только Волгоград (342 кв. м/1 000 чел.) и Пермь (327 кв. м/1 000 чел.). В Новосибирске отмечается определенный дисбаланс показателя по районам, кроме того, практически две трети объектов старше десяти лет и не отвечают современным требованиям рынка. В перспективе двух лет планируется открытие двух новых торговых объектов – ТЦ «Европейский» арендопригодной площадью порядка 45 тыс. кв. м и МФК «Снежная миля» с торговой составляющей около 11 тыс. кв. м GLA, строительство которого ведется с 2015 года. Уровень обеспеченности качественными торговыми площадями в случае ввода в эксплуатацию анонсированных объектов достигнет 395 кв. м/1 000 чел.
Волгоград занимает 12 место в рейтинге городов-миллионников по уровню обеспеченности населения качественными торговыми площадями – 342 кв. м/1 000 чел. Предложение на рынке представлено торговыми объектами различного качества, суммарная арендопригодная площадь которых составляет 343,5 тыс. кв. м. За последние четыре года в городе состоялось открытие всего двух новых объектов – ТЦ «Юбилейный» в 2018 году (GLA: 12 тыс. кв. м) и ТРК на юге города «Арбуз-Молл» в 2019 году (GLA: 47 тыс. кв. м). В перспективе двух лет должен появиться еще один концептуальный объект – ТЦ «Медведица» (GLA: 22 тыс. кв. м).
В Перми функционирует 17 торговых объектов, арендопригодная площадь которых составляет 343 тыс. кв. м., к профессиональным можно отнести 13. Протяженность города способствует развитию микрорайонного формата небольшой площади – практически две трети функционирующих объектов имеют арендопригодную площадь, не превышающую 10 тыс. кв. м. В апреле 2021 года состоялось открытие крупнейшего в Пермском крае регионального торгового центра «Планета» (GLA: 83 тыс. кв. м), который помимо масштаба выделяется также стилистическим оформлением. В ближайшие два года к вводу в эксплуатацию заявлены три новых объекта: вторая очередь ТЦ «СпешиLove» (GLA: 5 тыс. кв. м), ТЦ «Искра» (GLA: 9 тыс. кв. м) и ТРЦ «Эспланада» (GLA: 41 тыс. кв. м). Таким образом, ожидаемый рост показателя обеспеченности составляет 14,5% – с 327 кв. м/1 000 чел. по состоянию на начало 2021 года до 374 кв. м/1 000 чел. к концу 2022 года.
Обеспеченность жителей качественными торговыми площадями
в городах-миллионниках в I квартале 2021 года, кв. м/1 000 чел.
Источник: Knight Frank Research, 2021
Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank: «Мы наблюдаем положительную динамику по обеспеченности городов-миллионников качественными торговыми площадями: среднегодовой темп роста за прошедшие пять лет по всем регионам составил порядка 2,7%. За анализируемый период стало заметно неравномерное развитие городов с точки зрения торгового сегмента: пик в Новосибирске, Воронеже и Ростове-на-Дону наблюдался в 2017 году – тогда насыщенность качественными торговыми площадями увеличилась на 14-18%, в I квартале 2021 года прирост в 1,2-1,4 раза продемонстрировали Пермь и Волгоград.
В перспективе ожидается снижение темпов роста показателя, поскольку фокус развития девелоперов в ближайшие годы будет сосредоточен на проектах небольших торговых центров с арендопригодной площадью 15-25 тыс. кв. м. Несмотря на то, что негативное влияние пандемии на рынок торговой недвижимости сохраняется, мы наблюдаем активное восстановление трафика в ТЦ городов-миллионников, а также открытие новых знаковых для регионов объектов, что мотивирует крупных игроков обращать внимание в том числе на региональные рынки. Например, стоит отметить ТРЦ “Планета” в Перми, который стал не только самым крупным торговым центром для региона, но и самым знаковым открытием в постковидный период с точки зрения заполняемости и трафика с первых дней. Работая во всех регионах России, мы видим высокий интерес к региональным рынкам, особенно к Дальневосточному, Северо-Западному и Южному федеральным округам».
Аналитика подготовлена специалистами
международной независимой консалтинговой компании Knight Frank.
Видео:Майнкрафт, Но Жители Торгуют СУПЕР ВЕЩАМИ...Скачать
Новые измерения в душе населения
Правительство РФ решило разобраться с «магазинами на душу населения», опубликовав постановление нормативов обеспеченности магазинами в поселках и городах. Документом определены показатели минимальной торговой площади, число магазинов и расстояние между ними, а также вводится базовый показатель минимальной обеспеченности площадью торговых объектов, на которой ведется продажа продовольственных товаров.
По мнению законодателей, на 1000 человек должно приходиться 202 кв. м, для непродовольственных товаров – 387 кв. м на 1000 человек. Радиус зоны торгового обслуживания для сельских населенных пунктов установлен в 0,5 км, для города – 0,25 км. Кроме того, постановлением вводится число магазинов: при плотности населения до 5000 человек на 1 кв. км – 2 торговых объекта местного значения, от 5000 до 10 тыс. человек на 1 кв. м – 4 торговых объекта, от 10 тыс. до 15 тыс. – 6 торговых объектов. Свыше 15 тыс. – 8 торговых объектов. Под торговым объектом чиновники понимают отдельный магазин (вне ТЦ) смешанного ассортимента площадью до 300 кв. м. В свою очередь, при расчете норматива в муниципальном образовании с населением более 500 тыс. человек используется понятие «крупный торговый центр» с площадью более 5000 кв. м, с населением от 100 тыс. до 500 тыс. – более 3000 кв. м, в муниципальном образовании с численностью до 100 тыс. – более 1500 кв. м.
По информации ведомства, количество магазинов остается прежним, но уже большей площадью в соответствии с численностью населения. Эти показатели используются для расчета по формулам, в которых также учитываются расходы населения на покупку товаров в субъекте РФ в 2015 году (по данным Росстата о доходах и расходах населения), инфляция, доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли в регионе, муниципалитете. Кроме того, учитывается объем продаж продовольственных и непродовольственных товаров. Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG, отмечает, что принятие новых норм можно считать положительным хотя бы по той причине, что нормативные базы в сфере коммерческой недвижимости сильно устарели. «Раньше у девелоперов, реализующих проекты комплексного освоения территорий, не было никаких обязательств и нормативов по строительству форматных торговых площадей, – поясняет г-н Колокольников. – Конечно, практически во всех новостройках предусмотрены коммерческие помещения на первых этажах, однако все же они непригодны для форматной торговли. После принятия данного постановления торговая инфраструктура в КОТах будет рассчитываться так же, как и социальная, исходя из общего числа жителей, что, на мой взгляд, правильно. Однако поскольку данные нормативы создавались без привлечения профессиональных консультантов в области коммерческой недвижимости, в них есть некоторые противоречия».
По мнению законодателей, на 1000 человек должно приходиться 202 кв. м, для непродовольственных товаров – 387 кв. м на 1000 человек. Радиус зоны торгового обслуживания для сельских населенных пунктов установлен в 0,5 км, для города – 0,25 км. Кроме того, постановлением вводится число магазинов: при плотности населения до 5000 человек на 1 кв. км – 2 торговых объекта местного значения, от 5000 до 10 тыс. человек на 1 кв. м – 4 торговых объекта, от 10 тыс. до 15 тыс.– 6 торговых объектов. Свыше 15 тыс.– 8 торговых объектов. Под торговым объектом чиновники понимают отдельный магазин (вне ТЦ) смешанного ассортимента площадью до 300 кв.м. В свою очередь, при расчете норматива в муниципальном образовании с населением более 500 тыс. человек используется понятие «крупный торговый центр» с площадью более 5000 кв. м, с населением от 100 тыс. до 500 тыс.– более 3000 кв. м, в муниципальном образовании с численностью до 100 тыс.– более 1500 кв.м.
Сергей Егоров, генеральный директор Forum Properties, более категоричен. «Нашим властям все неймется – дай только что-нибудь порегулировать,– вздыхает г-н Егоров.– Тот факт, что потенциальный субъект регулирования сам справится с задачей гораздо успешнее, видимо, совсем не имеет значения. И уж только наивный человек может полагать, что чиновники стремятся упростить жизнь бизнесу. Хочется верить, что один из основных российских законов о том, что суровость закона компенсируется необязательностью его исполнения, сработает и на этот раз. Самая разумная реакция – вообще проигнорировать».
Что касается предлагаемых нормативов по минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, то в RRG называют их «относительно адекватными показателями». «Однако предлагаемая в документе терминология вызывает массу вопросов,– говорит Денис Колокольников.– К примеру, под торговым объектом подразумевается магазин смешанного ассортимента площадью до 300 кв.м. В действительности магазинам формата “универсам”, которые обычно занимают крупные торговые сети, требуется минимум 350 кв.м. То же самое касается и термина “крупный торговый центр”: обычно на рынке недвижимости к таким объектам относят здания с торговой площадью 50–80 тыс. кв. м. В предложенном документе указан минимум в 5000 кв. м, что в действительности больше характерно для ТЦ районного масштаба».
По оценкам игроков, новые нормы не скажутся на показателе обеспеченности торговыми площадями, поскольку у всех своя методика расчетов. К примеру, западные консультанты не учитывают объекты, площадь которых менее 5000 кв.м. В RRG, в свою очередь, при проектировании, наоборот, учитывают разные площади.
Тем временем Минпромторг озаботился еще и сокращением количества торговых мест на рынках: чиновники собираются рассчитать для каждого региона минимум торговых площадей и мест для продаж овощей и фруктов, молочной и мясной фермерской продукции на рынках, который должен приходиться на 1000 человек. В Минпромторге полагают, что именно этот шаг может остановить процесс исчезновения рынков и дать производителям дополнительные каналы сбыта. Предполагается, что в расчетах эксперты будут руководствоваться формулой с несколькими переменными: базовый показатель минимальной обеспеченности населения местами на рынках, зональный коэффициент его корректировки, минимальная обеспеченность региона торговыми площадями и фактическая. При оценке выполнения норматива будут учитываться все виды рынков: специализированные сельскохозяйственные и до 30% площадей универсальных. В государственном ведомстве считают, что все это позволит производителям овощей и фруктов и их дистрибуторам, неспособным попасть в торговые сети, иметь дополнительный канал сбыта. Сейчас, по данным Минпромторга, оборот рынков в структуре розничных продаж в течение 2006–2014 годов снизился с 19,6% до 8,8%. Число торговых мест за этот период сократилось в три раза – с 1,2 млн до 394,4 тыс. Наиболее высокими темпами шло сокращение торговых мест на рынках вещевых, специализирующихся на продаже продуктов питания и универсальных. Однако количество мест на сельскохозяйственных рынках при этом росло – в Минпромторге сообщают, что это говорит о стабильности спроса. Действующие нормы градостроительного проектирования предполагают, что на 1000 человек должно приходиться 24–40 кв. м торговых площадей, или 4–6,5 торговых мест. Пока же средняя фактическая обеспеченность торговыми местами по реализации продуктов питания на рынках варьируется от 0,3 места на 1000 человек населения в Уральском округе до 2,7 и 3,1 места в Крымском и Северо-Кавказском округах; норматив минимальной обеспеченности торговыми местами на розничных рынках выполняется только в 23 субъектах Российской Федерации.
В свою очередь, эксперты пока не совсем понимают, как обеспечить выполнение нового норматива, называя его непродуманным.
Михаил Петров, генеральный директор Smart Estate Group:
– Не секрет, что уровень обеспеченности торговыми объектами является одним из основных индикаторов качества жизни в стране. В некоторых регионах до сих пор данные нормативы тяжело выдержать из-за ряда факторов, но социальной задачей правительства является именно жизнеобеспечение всех граждан вне зависимости от их места поселения. Экономически же такие меры обоснованы с точки зрения удержания жителей в мелких населенных пунктах, что является косвенной мерой по развитию сельского хозяйства в России.
Рынок профессионального сетевого продуктового ритейла уже давно развивается в населенных пунктах с 10 тыс. жителей. Пока глобально это коснулось только областей и крупных городов с хорошими показателями доходов на душу населения. Нишу более мелких поселков занимают частные предприниматели, которые, к сожалению, не в состоянии выдержать относительно приемлемое качество и низкие цены, но в тот момент, когда интерес крупных федералов дойдет до мелких поселений, данный класс предпринимателей не выживет. Возможно, указанное постановление спровоцирует соглашения местных властей и сетевых операторов о предоставлении льготных помещений под устройство супермаркетов в необходимых чиновникам местах, но движение в этом направлении поставит вопрос о финансировании таких проектов, что для предпринимателей может быть экономически нецелесообразно.
До сих пор остаются так называемые места тяжелой доступности, где обеспечение товарами первой необходимости затруднено из-за плохих дорог, и пока непонятно, как технически в таких случаях положения постановления будут воплощены. Кроме того, рынок продуктового ритейла и товаров первой необходимости пока вполне не развит, поэтому прямая заинтересованность чиновников в развитии предпринимательства в рамках менее развитых областей регионов может стать важной социальной мерой. В целом же нововведение ставит больше вопросов, чем дает ответов.
🎦 Видео
Как Сделать Станцию Жителей? Как Получить Скидки у Жителей?Скачать
Автоматический трейд холл (ТОРГОВЛЯ С ЖИТЕЛЯМИ) #minecraft 1.16 - 1.17 - 1.18 - 1.19Скачать
Я ЗАСТАВИЛ 10.000 ЖИТЕЛЕЙ РАБОТАТЬ НА МЕНЯ ! #maksik #10000жителей #грокс #нарусскомСкачать
1.000.000 ЖИТЕЛЕЙ СИМУЛИРУЮТ ЦИВИЛИЗАЦИЮ ! #maksik2 #жители #максикСкачать
Я СДЕЛАЛ 10.000 ЖИТЕЛЕЙ РАБАМИ И ЗАСТАВИЛ ПОКЛОНЯТЬСЯ ! #maksik2 #жителирабы #грокс #нарусскомСкачать
Кота Сергея, «уволенного» из магазина в Зеленоградске, возьмут на другую работуСкачать
СОБИРАЮ НАЛОГИ С ЖИТЕЛЕЙ В МАЙНКРАФТ ! #maksik2 #10000жителей #грокс #переводСкачать
ЭТО ИЗМЕНИТ ТОРГОВЛЮ НАВСЕГДА | PepeLand 6 Серия 3Скачать
СДЕЛАЛ 1.000.000 ЖИТЕЛЕЙ РАБАМИ ! #жители #максик #майнкрафтно #10000жителей #maksikСкачать
10.000 ЖИТЕЛЕЙ VS ИНФИЦИРОВАНИЕ ! #10000жителей #жители #максик #майнкрафтноСкачать
10.000 ЖИТЕЛЕЙ VS БЕСКОНЕЧНАЯ НЕУЯЗВИМОСТЬ ! #10000жителей #жители #максик #майнкрафтноСкачать
10.000 ЖИТЕЛЕЙ VS ЦЕЛЫЙ СЕРВЕР ! ОНИ ЕГО ЗАХВАТИЛИ? #жители #максик #майнкрафтно #10000жителейСкачать
1.000.000.000 ЖИТЕЛЕЙ VS КОМАНДА /kill ! #maksik2 #жители #максик #10000жителейСкачать
10.000 ЖИТЕЛЕЙ VS МАССОВОЕ ЗАРАЖЕНИЕ ! #10000жителей #жители #максик #майнкрафтноСкачать
ПОТРАТИЛ 1.000.000.000$ ЗА 12 ЧАСОВ В МАЙНКРАФТЕ ! #maksik2 #жители #максик #10000жителейСкачать
Как Сделать ТОРГОВУЮ ЛАВКУ в МайнкрафтСкачать