- Торговля уличная: правила и оборудование. Торговая палатка
- Что такое уличная торговля?
- Штрафы для уличной торговли
- Кто контролирует уличную торговлю?
- Как правильно оформить уличную торговлю на законных основаниях?
- Разрешение на торговлю
- Оборудование для уличной торговли
- Уличные столы
- Торговля овощами
- Ассортимент овощей и фруктов
- Торговля мороженым
- Особенности бизнеса
- Уличная продажа цветов
- Вместо послесловия
- Палатка для торговли на улице: начало финансовой независимости
- Характеристика уличной торговли
- Торговая палатка, преимущества
- Затраты и окупаемость
- Аренда земли
- Оформление согласования, разрешительная документация
- Приобретение торговой палатки, оборудования
- Пакет документов для торговой палатки
- Подробная инструкция: как арендовать землю у администрации города под павильон или киоск?
- Кто и на каком основании может претендовать на ЗУ?
- Нужно ли регистрировать ИП или Юрлицо для этого?
- Как взять ЗУ под киоск, ларек или коммерческую деятельность?
- Выбор участка
- Составление заявления
- Приложение документов
- Подача и сроки рассмотрения
- Кадастровые работы
- Заказ на архитектурный проект торгового помещения
- Дополнительные разрешения
- Решение о предоставлении участка
- Заключение договора
- Регистрация договора в Росреестре
- Причины отказа и что делать?
- Особенности найма, если площадка принадлежит государству
Видео:как построить торговые лавки в майнкрафтСкачать
Торговля уличная: правила и оборудование. Торговая палатка
Сейчас повсеместным явлением стала продажа с лотков вне магазинов. В качестве торгового места может выступать прицеп, автомобиль или палатка. Торговля уличная приобрела популярность благодаря тому, что не требует значительных капиталовложений для организации процесса продажи: нет здания, павильона и всего необходимого оборудования.
Видео:ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ в Майнкрафт!? | | Майнкрафт строительство | КАК ПОСТРОИТЬ Средневековую ПЛОЩАДЬ?!Скачать
Что такое уличная торговля?
Торговля уличная – это реализация всевозможных товаров на улице в специально отведенном месте. Вместо привычного торгового места у продавца может быть любая незатейливая конструкция, которая и выступает в качестве прилавка. Как правило, таких торговцев не очень жалуют владельцы магазинов. И на это имеется ряд причин. Дело в том, что торговля уличная не всегда носит законный характер. Ну какому хозяину понравится, если перед его магазином вдруг возникнет лоток с непонятными товарами. Ведь каждый предприниматель намерен получить прибыль, а любые негативные факторы могут ее снизить.
Сразу хотим отделить уличную торговлю от такого явления, когда пенсионеры или крестьяне продают выращенные овощи на рынках города. Такая категория продавцов обычно не слишком волнует власти. Интерес представляют те предприниматели, которые перекупают товары на базах и реализуют их на лотках. Зачастую такая торговля происходит несанкционированно, без каких-либо разрешений, с нарушением санитарных норм.
Видео:Схема сборки торговой палатки 2х2 м. Как собрать каркас у торговой палатки!Скачать
Штрафы для уличной торговли
Если подходить к вопросу с точки зрения закона, то нужно понимать, что нельзя заниматься перепродажей товаров в любом понравившемся месте. Законодательством предусмотрены штрафы для тех нерадивых горе-предпринимателей, которые стремятся нарушить существующие правила:
- Кодекс РФ об административных правонарушениях гласит, что нельзя осуществлять незаконную торговлю без государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Размер штрафа составляет 500-2000 рублей.
- Согласно тому же кодексу, не разрешается продажа товаров ненадлежащего качества. Для подобного нарушения предусмотрен штраф в размере 1000-2000 рублей для граждан, а для должностных лиц – 3000-10000 рублей.
- Торговля в неположенном месте карается штрафом 500-1500 рублей. Данные суммы могут быть разными в регионах, поскольку размеры штрафных санкций регулируются местными законами.
Видео:Торговая палатка. |Как собрать торговую палатку? |Видео инструкцияСкачать
Кто контролирует уличную торговлю?
Городские власти неспроста не любят уличную торговлю, поскольку она ставит под угрозу дорожную, пожарную и санитарно-эпидемиологическую ситуацию в регионе.
Как ни странно, но незаконная уличная торговля иногда пресекается теми предпринимателями, которые ведут легальный и законный бизнес и не желают мириться с хаосом.
Что касается контролирующих органов, то за соблюдением правил уличной торговли ведут надзор СЭС (Роспотребнадзор), органы полиции, налоговая и службы местной администрации. Каждая из этих организаций смотрит за соблюдением определенных норм. Так, например, Роспотребнадзор отслеживает, чтобы выполнялись правила уличной торговли. В случае нарушения норм протокол может составить не только полиция, но и сотрудники Роспотребнадзора. А вот за законностью предпринимательской деятельности следит налоговая служба.
Видео:Мобильный торговые палатки Кабриолет (видео сборки)Скачать
Как правильно оформить уличную торговлю на законных основаниях?
Если вас не привлекает незаконная уличная торговля и вы хотите оформить все документы должным образом, то вам необходимо выполнить ряд действий:
- Первое, что необходимо сделать, – это зарегистрироваться в качестве ИП (индивидуального предпринимателя) или же юридического лица в ФНС. Связано это с тем, что физическому лицу, не зарегистрированному в налоговой в качестве предпринимателя, никогда не выдадут разрешение на уличную торговлю.
- Далее следует встать на учет в фонд социального страхования (ФСС) и пенсионный фонд (ПФ) как работодатель, если вы планируете приглашать на работу продавцов.
- Следующим шагом является подача в местную администрацию (отдел торговли) заявления для получения соответствующего разрешения на занятие выездной торговлей. Как правило, в таких случаях также следует приложить следующие бумаги: план нахождения мобильного объекта, копию устава юридического лица, копию документа о государственной регистрации как ИП, копию бумаги о постановке на учет в налоговой, копию документа, удостоверяющего личность человека, справку из налоговой, в которой указано отсутствие задолженности по налогам.
Видео:Схема сборки торговой палатки 3х2 метра, как собрать торговую палаткуСкачать
Разрешение на торговлю
Кроме того, стоит понимать, что разрешения выдают на торговлю только в специально отведенных для этого вида деятельности местах. Существует специальный план по размещению таких торговых объектов. Он утверждается местной администрацией.
Заявление рассматривает комиссия, которая дает ответ в течение десяти дней с момента регистрации документа. Она может выдать разрешение или отказать в нем.
В случае позитивного решения предприниматель получает на руки паспорт мобильного объекта, а в случае отказа – выписку из протокола с указанием причин. Отказ может быть вызван самыми разными причинами.
В начале своей деятельности не стоит забывать о том, что при продаже продуктов питания необходимо соблюдать все нормы, начиная от наличия санитарных книжек и заканчивая ветеринарными справками для мясных продуктов.
Видео:Схема сборки торговой палаткиСкачать
Оборудование для уличной торговли
Пожалуй, все жители России давно привыкли к тому, что уличные продажи – это торговая палатка и раскладной стол. В настоящее время ассортимент палаток настолько огромен, что начинающие предприниматели могут подобрать для себя наиболее удобный вариант. Все они достаточно мобильные. Торговая палатка приводится в состояние готовности для работы за считаные минуты (7-15 минут). Такие легкие конструкции очень удобны, что и послужило причиной их невероятной популярности.
Палатки-шатры для уличной торговли – это оптимальное решение для нестационарных торговых мест. Кроме того, их активно используют для ярмарок, агитационных мероприятий, выставок и т. д. Задача шатров – защитить продавца от ветра и дождя. Особенность палаток в том, что они изготавливаются из материалов, на которые с легкостью наносятся рекламные изображения, привлекающие внимание покупателей. Шатры, как правило, изготовляют из легких металлических труб, которые быстро и просто собираются в единую конструкцию.
Без палаток в условиях нашего климата невозможно организовать уличные продажи.
Видео:Схема сборки каркаса торговой палатки 3х2 м Ø25 мм|Видео - как собрать торговую палатку?Скачать
Уличные столы
Еще одним обязательным атрибутом являются столы для уличной торговли. Раскладные конструкции просто незаменимы. Тяжелые прилавки хороши для постоянных мест на рынках. Совсем иное дело — столы для уличной торговли. Легкие и компактные конструкции должны вмещать весь ассортимент товара. Разные их виды способны выдерживать от десяти и до пятидесяти килограмм. Начинающие предприниматели могут выбрать для себя подходящий вариант.
К уличным столам обычно предъявляются следующие требования:
- Конструкция должна иметь небольшой вес, ведь порой все торговое место раскладывает сам продавец, которому никто не помогает.
- Стол должен быстро и удобно складываться и раскладываться.
- Простота ухода.
- Достаточно низкая стоимость, поскольку дорогие конструкции не пользуются спросом.
- Стол должен быть устойчивым даже при условии максимальной загрузки.
Основа любой конструкции состоит из металлических деталей. Алюминиевые и стальные ножки, как правило, имеют перекрещивающиеся элементы и снабжены всеми необходимыми крепежами. Многие модели снабжены специальными регулировочными механизмами, позволяющими разместить горизонтально столешницу даже на неровных участках грунта.
Что касается столешниц, то их изготовляют из легких, но прочных материалов, устойчивых к пыли, влаге и царапинам. Как правило, это пластик, легкая фанера, дерево, реже металл.
Считается, что большие столы не очень удобны. А вот прямоугольные и квадратные модели наиболее популярны. Очень удобны овальные столы, поскольку они лишены травматичных углов. Продавцам по многу раз в день приходится обходить конструкцию по периметру. Обычно торговцы предпочитают пользоваться моделями-трансформерами, размеры которых регулируются.
Видео:Необычные торговые палаткиСкачать
Торговля овощами
Торговля уличная может иметь свои нюансы в зависимости от того, какие продукты или предметы вы планируете реализовывать. Как известно, наиболее востребованными товарами являются продукты питания. Это же направление пользуется спросом и в уличной торговле. Далеко не все товары возможно реализовывать, не имея помещения. Скоропортящиеся продукты без холодильников держать нельзя. Этим правилом не стоит пренебрегать, поскольку продажа таких товаров запрещена. А вот уличная торговля овощами – наиболее распространенный вариант.
Такой бизнес достаточно выгоден. К его преимуществам можно отнести постоянный спрос, малые капиталовложения и высокую рентабельность. Кроме того, торговать можно не только в сезон, а в течение всего года.
Конечно, в зимнее время на улице работать некомфортно, что является неоспоримым минусом. При открытии торговой точки необходимо правильно подобрать ассортимент товара. Как правило, прилавок для уличной торговли заполняют самыми ходовыми и наименее портящимися овощами и фруктами.
Видео:Торговая палатка 2.5 х 2 + столСкачать
Ассортимент овощей и фруктов
Приводим базовый список актуальных продуктов: огурцы, помидоры, капуста, чеснок, лук, перец, свекла, картофель, морковь, кабачки, редис, грибы, фасоль, горошек, тыква. Если говорить о фруктах, то среди них наиболее популярны: цитрусовые, виноград, яблоки, груши, бахчевые, косточковые, ягоды. К ассортименту товаров палатки можно добавить еще и зелень: салат, петрушку, укроп, зеленый лук. Мы перечислили лишь некоторые позиции. На самом деле ассортимент товаров может быть намного шире.
Несмотря на то что торговых палаток с овощами на каждом шагу очень много, такой бизнес очень выгоден, поскольку средняя наценка на товары составляет от 30 до 70 процентов. И при этом затраты на организацию торговли минимальны. А спрос на продукты никогда не уменьшается.
Видео:Торговые палаткиСкачать
Торговля мороженым
Не менее популярна в летнее время уличная торговля мороженым. Она может быть организована тремя способами:
- Стационарный ларек.
- Холодильник под зонтом.
- Передвижной холодильник, прикрепленный к скутеру или велосипеду.
Организовать стационарный ларек очень сложно и хлопотно. Тем более что такие затраты для сезонного товара просто невыгоды. Поэтому начинающие предприниматели, как правило, выбирают два последних варианта. Торговать мороженым — невероятно прибыльное дело. Розничные наценки достигают 200 %. За первые несколько жарких дней в летний период можно компенсировать все затраты по организации бизнеса, а далее уже работать на прибыль.
Именно по этой причине летом появляется множество точек торговли мороженым.
Видео:сборка и установка торговой палатки. plusmarket.com.uaСкачать
Особенности бизнеса
Для того чтобы начать торговлю, необходимо лишь приобрести холодильный ларь и товар. Современные холодильные установки порой работают без подключения к сети, поскольку имеют автономные аккумуляторы. Опытные предприниматели не рекомендуют брать бесплатные лари у фирм-производителей мороженого, поскольку они требуют реализовывать только свою продукцию, а это не всегда выгодно. Высокий сезон для прохладительного лакомства не такой уж и большой, поэтому необходимо с умом организовывать продажи.
Торговля мороженым достаточно перспективна и выгодна. В зимнее время в тех же холодильных ларях можно продавать полуфабрикаты. А значит, бизнес можно не прекращать и в холодное время года. Постепенно торговлю можно расширять, открывая все новые мини-точки.
Видео:Как Сделать ТОРГОВУЮ ЛАВКУ в МайнкрафтСкачать
Уличная продажа цветов
Уличная торговля цветами – еще одно перспективное направление деятельности. Некоторые опытные предприниматели даже организовывают выездные продажи в течение двух-трех дней перед праздниками.
Это может быть 8 Марта, День учителя и т. д. Для организации процесса понадобятся автомобиль или просто торговая палатка, цветы и сопутствующие материалы для оформления. Залогом успеха является выбор хорошего проходного места, в котором торговля будет активной.
Видео:Торговая лавка в майнкрафт! (ГАЙД)Скачать
Вместо послесловия
Уличная торговля имеет свои особенности. При правильной организации она дает хорошую прибыль. Главным ее преимуществом являются минимальные вложения. Для ее организации не нужно нанимать или приобретать помещение, получать многочисленные разрешения и делать ремонт. Все, что нужно иметь, — это самое необходимое оборудование (в зависимости от того, чем и где вы планируете торговать) и товар, который актуален, по вашему мнению.
Видео:Односкатные торговые палаткиСкачать
Палатка для торговли на улице: начало финансовой независимости
Люди, стремящиеся к финансовой независимости, задумываются о своем деле, предпринимательстве. Доступный способ попробовать себя реализовать на этом пути, сделать первые шаги — мелкооптовая торговля. Палатка для торговли на улице наиболее простая и доступная форма реализации продукции.
Видео:Ускоренная съёмка строительства ТОРГОВОГО ПАВИЛЬОНА !Скачать
Характеристика уличной торговли
Торговля с палатки относится к категории стационарной мелкооптовой торговли (СМТ), регламентируется Федеральными Законами и региональными органами самоуправления.
Классификация торговых точек СМТ (Народный Кодекс РФ, статья 346.27):
Палатка с прилавком
- Небольшие киоски, которые не имеют дополнительных торговых площадей, залов. Обслуживает один продавец.
- Разборная палатка с прилавком, без дополнительных площадей.
- Точки, не оборудованные дополнительными конструкциями, то есть просто торговая площадь.
- Небольшие торговые точки на территориях рынков, ярмарочных площадях, торговых комплексах и других специально отведенных для торговли местах.
- Передвижные небольшие объекты торговли с использованием прицепа, конструкции для реализации товаров.
В зависимости от специфики реализуемой продукции, возможностей, целевого назначения, выбирают способ реализации товаров через СМТ.
Торговая палатка, преимущества
Торговля с палатки на улице осуществляется в согласованном с местными административными органами месте. Либо это может быть передвижная точка, которую устанавливают на специально оборудованных торговых площадках (рыночные, ярмарочные площади).
Преимущества данного вида реализации продукции:
- Мобильность торговой палатки, она легко и быстро собирается.
- Небольшие затраты на оформление разрешительного пакета документов.
- Возможность начать предпринимательскую деятельность с небольшим стартовым капиталом.
- Выгодный способ реализации своей продукции, минуя посреднические структуры.
- При регистрации передвижной точки выбирают торговые площадки с хорошей реализацией и спросом. Это касается рыночной торговли в определенные дни, ярмарок.
Данный вид предпринимательской деятельности подходит для начала небольшого семейного бизнеса. Особенно в том случае, когда есть свое подсобное хозяйство, необходима реализация продукции.
Небольшие производства используют торговые палатки для быстрой продажи своих товаров, минуя посредников. В этом случае чаще устанавливают несколько мобильных торговых точек, обеспечивают подвоз и реализации произведенных продуктов. Такой подход дает возможность увеличить оборотные средства за счет быстрой реализации произведенной продукции.
Прежде чем регистрировать предпринимательскую деятельность необходимо:
- провести мониторинг спроса на данный вид товаров в конкретном регионе
- определиться с местом, где выгоднее установить палатку
- согласовать точку с местными административными органами
- продумать схему доставки
Видео:Каркас торговой палатки своими рукамиСкачать
Затраты и окупаемость
Различают стационарные мелкорозничные торговые точки и выездные. В момент оформления документов необходимо это учесть.
Первые предполагают конкретное место для торговли, на которые необходимо оформить аренду земли, получить разрешение у муниципальной администрации.
Передвижная палатка предполагает размещение на специально предназначенных торговых площадях. Существует перечень требований к таким торговым точкам, включающим технический осмотр и регистрацию транспортного средства.
Аренда земли
Стоимость зависит от многих факторов, в том числе собственника земли.
Виды земельных участков для аренды:
Аренда участка земли
- Муниципальная, государственная собственность. В населенных пунктах определены места, где можно расположить торговые палатки с кадастровыми номерами участков. Подается соответствующее заявление с указанием специализации, целевого назначения точки. После рассмотрения вопроса утверждают или отказывают в предоставлении места аренды, с соответствующими пояснениями. Причины отказа могут быть разные: не вписывается в эстетический ансамбль города; земельный участок не предусмотрен для ведения торговли по санитарным нормам и т.д. Если заявление на аренду утверждено, озвучивают сумму аренды. Она может варьировать в разы, определяется органами самоуправления. Различается стоимость аренды в зависимости от места расположения, района населенного пункта. Участки наиболее привлекательные для торговой деятельности зачастую выставляют на аукцион.
- Земельный участок выкуплен и находится в частной стоимости. Все вопросы согласовывают с владельцем, в рамках норм Российского законодательства.
- Участки, выделенные муниципалитетами для торговых площадей: рыночные, ярмарочные площадки. Вопрос решается с администрацией, управляющей этими объектами. Оплата производится согласно утвержденным тарифам.
В аренду земельных участков включают уборку и вывоз мусора, либо эти услуги идут отдельной графой.
Оформление согласования, разрешительная документация
Прежде чем перейти к оформлению, необходимо определиться с видом регистрации, как физическое или юридическое лицо.
Оптимальные виды регистрации:
- Для небольшого семейного бизнеса достаточно будет оформить индивидуального предпринимателя (ИП) с упрощенной налоговой системой обложения.
Участие в ярмарках
Обратите внимание, что нужно т зарегистрировать виды деятельности по кодам ОКВЭД. С 2017 года введена новая классификация (розничная торговля, раздел 47). Правильное решение – включить максимальное количество пунктов, так сказать, с запасом. Это даст возможность вводить новые группы товаров, менять целевое назначение без дополнительного оформления в Налоговой инспекции.
С 2017 года ужесточились требования по использованию контрольно-кассовых машин (ККМ). В процессе регистрации необходимо выяснить, подпадает ли ваша точка под это правило обязательного использования кассы. Уличные торговые палатки не предусматривают наличие кассового оборудования. Но могут быть внесены дополнительные уточнения региональными органами власти. В случае утвердительного ответа, необходимо приобрести и зарегистрировать аппарат в ФСН (налоговой).
Итак, затраты будут складываться:
- из средств, потраченных на оформление пакета документов
- покупки палатки, оборудования, кассового аппарата
- непосредственной закупки товара
- со временем — оплаты налогов
- при наличии нескольких точек зарплаты реализаторам
Каждая отдельно взятая точка рассчитывается отдельно. Так, оформление ИП обойдется в 800 рублей, в то время как регистрация ООО от 4 000 рублей и выше. Весы от 3 000 рублей. Кассовый аппарат с регистрацией в ФСН стоит все 7 000 рублей и больше.
Приобретение торговой палатки, оборудования
В зависимости от целевого назначения торговой палатки определяют первоначальные затраты. Для торговли овощами, весовым не скоропортящимся товаром достаточно палатки, весов, прилавка. К примеру, если планируется делать и продавать сладкую вату, разливные напитки в кеглях, необходимо электроснабжение для обслуживания аппаратов, охлаждения продукции.
Торговля продуктами питания требует соблюдения санитарных норм, в том числе определенного температурного режима. Возможно, дополнительно потребуется установка холодильной витрины. Вложения в этом случае больше.
Стоимость палатки может тоже значительно отличаться: небольшая, средних размеров от 3 000 рублей до 6 000 рублей. Палатки с большей площадью, прозрачными пластиковыми окнами, прочими дополнительными приспособлениями для ведения торговой деятельности стоят 10 000-15 000 рублей. Отдельные производители продают готовые комплекты с раскладными прилавками, столами, стульями.
Видео:Палатка торговая 3х1.9Скачать
Пакет документов для торговой палатки
Обращаем внимание на то, что для ведения мелкорозничной торговли, в том числе в палатке, не надо оформлять лицензию. Большая часть лицензионных товаров запрещена для реализации через такие точки, к примеру, крепкий алкоголь.
Последовательность действий для оформления пакета документов:
- Определиться с формой регистрации (ИП, ООО и т.д.), соответственно выбрать вид налогообложения.
- Стать на учет в ПФР (Пенсионный Фонд).
Документы для открытия
Юридические лица дополнительно подают копию Устава ООО, МП. Если на торговой точке будет задействовано оборудование, то оно должно получить аттестат о техническом соответствии.
В СЭС предпринимателя должны ознакомить с основными правилами и требованиями к выносной уличной торговле и в дальнейшем соблюдать их.
Только после выполнения всех этих требований можно устанавливать торговую палатку. Несоблюдение норм карается штрафами.
Не стоит опускать руки сразу. На первом этапе будет сложно все оформить и привыкнуть к требованиям, правилам. Когда предприниматель освоится, пойдет первая прибыль, он компенсирует моральные и материальные затраты, потраченные на оформление и установку торговой палатки.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Видео:Как собирать торговые палатки? Торговые палатки любого размера от интернет-магазина ExKlaimСкачать
Подробная инструкция: как арендовать землю у администрации города под павильон или киоск?
Зачастую при организации собственного дела предприниматели задаются вопросом об аренде помещения. Однако выгоднее воспользоваться земельным участком, разместив на нем коммерческие помещения.
Перед тем как арендовать землю у администрации города под павильон или киоск, нужно пройти несколько последовательных этапов, включающих составление заявления на предоставление участка, подготовку документации, выбор подходящего места, согласование с властями, заключение договора и так далее.
Видео:В скором времени снесут торговые палатки у остановки ГорбаниСкачать
Кто и на каком основании может претендовать на ЗУ?
Земельный участок, подлежащий аренде, может пребывать в собственности у:
Поэтому первым шагом предпринимателя выступает определение, кому принадлежит выбранное место. Для этого рекомендуется обратиться в Департамент имущественных отношений городской администрации. Режим работы представлен на официальном сайте организации.
Непосредственно арендой земли занимаются отдел бытового обслуживания и торговли в администрации города или районный комитет госимущества. Законодательной базой, регламентирующий данный процесс, выступает Земельный кодекс.
Право на аренду земли физическим лицом или организацией отражено в ст. 606 ГК РФ. Полномочия властей в отношении данного вопроса обозначены в ст. 9 ЗК РФ. Согласно ст. 5 ЗК РФ, временным владельцем участка признается лицо, оформившее договор аренды или субаренды.
То есть на основании действующего законодательства получить участок в аренду вправе любой гражданин, заявивший о своем желании и указавший цель приобретения.
Нужно ли регистрировать ИП или Юрлицо для этого?
Для оформления земли в аренду у городской администрации под павильон требуется быть зарегистрированным как ИП или юридическое лицо. При отсутствии такого статуса его необходимо предварительно оформить. Соответствующую документацию и налоговые реквизиты в дальнейшем включают в пакет документов на аренду.
Выбор формы организации предприниматель выбирает самостоятельно: малому и среднему бизнесу целесообразно зарегистрировать ИП, крупным предприятиям — ООО.
Как взять ЗУ под киоск, ларек или коммерческую деятельность?
После уточнения в местном органе власти порядка оформления аренды начинается сбор документации и составление заявления на услугу. После принятия бумаг к рассмотрению возможны 2 пути развития ситуации со стороны администрации:
- Предложение об участии в торгах. Обычно выдвигается при наличии двух и более претендентов на участок. В этом случае потребуется оформить заявку на участие. При ее непредоставлении претендент из торгов выбывает.
- Составление стандартного договора аренды по согласованию. Более распространенный вариант.
При успешном проведении процедуры со стороны арендатора и администрации между ними заключается договор аренды, который регистрируется в Росреестре.
Выбор участка
Поиск подходящего места для размещения павильона предприниматель осуществляет самостоятельно. Для этого возможно воспользоваться официальными веб-ресурсами муниципальной и государственной власти, различными онлайн-сервисами.
При поиске места размещения следует быть внимательным — не каждая площадь предназначена для павильонов. Если рядом с выбранной территорией располагается много торговых объектов, администрация может отказать в аренде. На региональном уровне возможны ограничения, например, запрет на установку киоска вдоль автомагистралей. Нюансы рекомендуется уточнить в департаменте имущественных отношений.
Составление заявления
Если участок пребывает в собственности муниципалитета, заявление пишется на имя главы района (или населенного пункта). Если место принадлежит государству, бумага адресуется Главному Управлению по земельным ресурсам области. Заявление на аренду участка у администрации обязательно должно включать пункты:
- просьбу об аренде;
- цель — описание деятельности;
- планируемую площадь;
- местоположение участка.
Составленное заявление с пакетом сопутствующей документации направляется в администрацию на рассмотрение.
Приложение документов
Помимо заявления, в перечень бумаг для оформления аренды входят:
- справка из ИФНС об отсутствии задолженностей;
- для ИП — копия свидетельства о регистрации, паспорта, для юридического лица — копии учредительной документации, устава;
- копии кодов ОКВЭД;
- план будущего павильона;
- если павильон уже установлен, требуются его панорамные фотографии (3 штуки).
Перед сбором документации рекомендуется уточнить действующие требования к ней в уполномоченных органах.
Подача и сроки рассмотрения
Подготовленный перечень документов направляется в администрацию, возможно обращение через МФЦ.
Заявление подается в 2 экземплярах, один из которых секретарь заверяет печатью. Также указывается дата приема — от нее рассчитывается максимальный срок рассмотрения. Период изучения администрацией бумаг и принятия решения насчитывает 1 месяц.
Кадастровые работы
Кадастровые работы осуществляются за счет предпринимателя. После рассмотрения заявления, документов и их одобрения администрация выдает схему местоположения участка на карте или плане. Также предприниматель направляется в кадастровую палату.
Работы на соответствующей территории проводит специалист, далее подготавливается архитектурный проект. Без этой документации оформить землю в аренду невозможно.
Заказ на архитектурный проект торгового помещения
Архитектурный проект формируется на основе данных, полученных при топографической съемке территории. Его изготовление оплачивает непосредственно будущий арендатор. Затем проект согласовывается с отделами по благоустройству, архитектуре, торговле и так далее. Кадастровый паспорт возможно получить только после предоставления архитектурного проекта.
Дополнительные разрешения
Процесс согласования проекта, на основании которого администрация выносит вердикт, считается самым продолжительным. Предпринимателю требуется получить разрешения на использование местности под свой вид деятельности у различных отделов и организаций:
- архитектуры;
- благоустройства;
- ГИБДД;
- СЭС;
- пожарной инспекции;
- водоканала;
- экологии.
Только после оформления разрешительной документации и получения кадастрового паспорта властями выносится окончательный вердикт.
Решение о предоставлении участка
Предварительное решение о возможности аренды запрашиваемого участка администрация оглашает через 1 месяц после подачи заявления и сопутствующих бумаг. При их одобрении предпринимателю выдается направление в кадастровую палату и схема участка. Требуется составление и согласование архитектурного проекта.
Заключение договора
При положительном решении вопроса аренды между сторонами заключается договор, выступающий подтверждением сделки. Он составляется в 2 экземплярах для каждого участника. Договор оформляется по установленному образцу и включает обязательные пункты:
Договор также содержит описание условий и порядка расторжения отношений.
Регистрация договора в Росреестре
Заключенное соглашение между сторонами подлежит регистрации.
На региональном уровне возможны отличия в порядке оформления, поэтому этот вопрос уточняется в органе власти. При регистрации к арендному договору прилагается квитанция о внесении госсбора.
Причины отказа и что делать?
При отказе в предоставлении земли во временное пользование администрацией направляется письменное уведомление предпринимателю с указанием причин и оснований вынесения такого решения. К ним относятся:
- обилие розничных торговых объектов в районе местоположения выбранного участка;
- земля пребывает в резерве для госнужд;
- участок изъят из оборота.
Если предприниматель считает отказ в аренде неправомерным, он может обратиться в суд. Также доступно выбрать другой участок земли.
Особенности найма, если площадка принадлежит государству
Передача земли во временное пользование от государства предпринимателю имеет некоторые особенности, в сравнении с арендой иных объектов:
- Отношения всегда закрепляются договором. Соглашение «на словах» с представителем органа власти недействительно и незаконно.
- Арендный договор на землю подлежит регистрации в Росреестре. Передача во временное пользование другого имущества не всегда требует официального оформления (например, при сдаче квартиры на срок до года). Но регистрация земли проводится обязательно. В противном случае договор аннулируется.
- Использование выделенного надела осуществляется строго по назначению, обозначенному в договоре. Иначе он расторгается по инициативе администрации в одностороннем порядке.
- Если в аренду предоставлена земля, пребывающая в резерве для госнужд, договор подразумевает возможность его расторжения при необходимости до обозначенного срока. При этом арендатор уведомляется за год до принудительного завершения отношений.
Период временного владения наделом определяется, исходя из типа постройки:
- для киосков и павильонов он обычно насчитывает 5 лет;
- для палаток, лотков — до 1 года.
По истечении периода действия договора предприниматель обязан самостоятельно убрать постройку, благоустроив земельный участок. Перед оформлением участка для павильона во временное пользование рекомендуется оценить все возможные варианты.
Вероятно, арендовать землю у частного собственника будет проще и не потребуется проходить все этапы оформления. Если такой возможности нет, и предприниматель планирует действовать через администрацию, перед подготовкой документации важно уточнить порядок процедуры, поскольку на региональном уровне он может отличаться.