типы городских улиц и площадей

Видео:Утренний Рим. Тишина и атмосфера средневековых улиц. История названия улиц и площадей. Июнь 2020Скачать

Утренний Рим. Тишина и атмосфера средневековых улиц. История названия улиц и площадей. Июнь 2020

Классификация улиц и площадей по функциональному назначению.

Типы, классификация дорог и улиц.

Основные элементы дорог и улиц.

Классификация улиц и площадей по функциональному назначению.

В задачи градостроителя входит пространственная организация свя­зей разнообразных зон человеческой деятельности, сформированных из объектов различного назначения. Важной частью этой задачи является сокращение времени на преодоление пространства между объектами – центрами проживания и приложения труда, обслуживающими центрами и центрами досуга и пр. Особой остроты достигает эта проблема в крупных городах с так называемыми спаль­ными районами.

Связь между структурными эле­ментами города осуществляется посредством ее транспортной инфра­структуры, которая представляет собой систему транспортно-пешеходных коммуникаций (от железнодорожных путей крупных городов до лифтов в жилых домах), связывающих территорию в единое целое.

Единая система дорог, улиц и пло­щадей, кроме обеспечения удобных, быстрых и безопасных транспортных и пешеходных связей между всеми функциональными зонами города, решает целый комплекс сложнейших задач: размещение инженерных се­тей; организацию системы удаления поверхностных вод; создание компо­зиционных осей и центров архитек­турно-пространственных компози­ций города.

Исторически сложились следующие принципиальные схемы построения уличных сетей: прямоугольная, радиально-кольцевая, лучевая, сво­бодная и комбинированная.

В практике застройки новых го­родов часто используется свободная планировка, позволяющая органич­но вписывать городскую застройку в природный ландшафт. Вместе с тем современному городу, развиваю­щемуся во времени и пространстве, присуща комбинированная схема построения улиц.

Одной из наиболее сложных в процессе проектирования уличной сети является транспортная система, главная цель которой – сокращение ненужных перемещений и обеспе­чение многообразия скоростей и режимов. Для решения этой задачи требуется рациональное построение системы улиц и выбор вида массово­го транспорта как внутригородского, так и пригородного.

Организация пешеходного движе­ния является не менее важной задачей в современных городах с интенсивным транспортным движением. Положе­ние пешеходов на улицах российских городов стало крайне дискомфортным из-за шума, загазованности возду­ха, плохо организованной парковки автомобилей. Наиболее эффективно эту задачу можно решить путем раз­деления транспорта и пешеходного движения; организации пешеходных улиц прогулочного, торгового, куль­турно-зрелищного назначения, рас­положенных в удобной связи с оста­новками общественного транспорта; сокращения излишнего количества автомашин на улицах города путем сближения жилых зон с местами приложения труда; создания скоростных магистралей; организации цивилизо­ванных способов парковки.

Типы, классификация дорог и улиц.Эффективная организация современного городского транспорта зависит от рационального разме­щения улиц и дорог в плане города, от их устройства и оборудования, строгой дифференциации по видам транспорта и скорости движения, правильной организации пересече­ний. В соответствии с этим улицы и дороги города подразделяются на следующие категории: магистраль­ные дороги, магистральные улицы, улицы и дороги местного значения, проезды, пешеходные улицы, вело­сипедные дорожки.

Магистральные дороги предна­значаются для транспортной связи между отдельными районами и уда­ленными промышленными зонами, местами массового отдыха и между другими населенными пунктами в системе группового расселения, а также для связи с внешними автомобильными дорогами.

В зависимости от организации движения транспорта они бывают:

· скоростного движения – внеуличные магистрали, оборудован­ные транспортными сооружениями высокого класса с устройством раз­вязки движения транспорта в раз­ных уровнях;

· регулируемого движения – обеспечивают связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузо­вого движения, осуществляемого вне жилой застройки, а также выходы на внешние автомобильные дороги. Пересечения с улицами и дорогами предусматриваются преимуществен­но в одном уровне.

Магистральные улицы предназна­чены длятранспортной и пешеходной связи в черте города и бывают:

· общегородского значения – располагаются на направлениях основных пассажиропотоков; реша­ют задачи сообщения пассажирско­го, легкового и частично грузового автомобильного транспорта между жилыми, промышленными райо­нами и общественными центрами, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами; подраз­деляются на:

· магистральные улицы непре­рывного движения – имеют многоуровневые пересечения с проезжими частями других улиц и дорог, а также оборудованы пешеходными перехо­дами в разных уровнях;

· магистральные улицы регули­руемого движения – осуществляют транспортную связь между отдельными элементами города и магистральными улицами непрерывного движения с устройством пересечений с другими улицами в одном уровне;

· районного значения – пред­назначены для транспортной и пе­шеходной связи между и в пределах жилых районов, между обществен­ными центрами и магистральными улицами с устройством пересечений преимущественно в одном уровне.

Улицы и дороги местного значе­ния подразделяются на:

· дороги в научно-производствен­ных, промышленных и коммуналь­но-складских зонах – осуществляют транспортную и пешеходную связь в пределах города между промышлен­ными районами, грузовыми станци­ями, отдельными промышленными, складскими и коммунальными пред­приятиями, а также внутреннюю связь в пределах крупных научно-производственных, промышленных, коммунально-складских зон;

· улицы в жилой застройке – жилые улицы – служат для транспортной и пешеходной связи на тер­ритории жилых районов и микрорайонов, обеспечивают выходы на магистральные улицы и дороги регу­лируемого движения, не предусмат­ривают пропуск транзитного грузового и общественного транспорта;

· парковые дороги – предна­значены для территорий парков и лесопарков.

Проезды предназначены для подъ­езда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учрежде­ниям, предприятиям и другим объ­ектам внутри районов, микрорайонов и кварталов; подразделяются на:

· основные (движение по двум полосам);

Пешеходные улицы осущест­вляют пешеходную связь с местами приложения труда, учреждениями обслуживания, в том числе в преде­лах общественных центров.

Велосипедные дорожки обеспечи­вают проезд на велосипедах по свобод­ным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, в пределах жилых районов.

Основные элементы дорог и улиц.Основные инженерные характеристики всех улиц – их поперечный профиль, продольные и поперечные уклоны, виды взаимных пересечений, конструкция покрытий.

Общая ширина улиц и дорог опре­деляется в зависимости от интенсивности движения транспорта и пеше­ходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, разделительных и технических полос для проклад­ки подземных коммуникаций, тро­туаров, зеленых насаждений и т.п.), с учетом санитарно-гигиенических требований.

Улицы общегородского и районно­го значения закрепляются красными линиями на основании генерального плана города с учетом требований специальных действующих норма­тивных документов, а улицы и дороги местного значения – на основании проекта детальной планировки с уче­том генерального плана города.

Красные линии – границы, от­деляющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Согласно СНиП 2.07.01-89* шири­ну улиц и дорог в пределах красных линий следует принимать:

магистральных дорог – 50-75 м;

магистральных улиц – 40-80 м;

улиц и дорог местного значения – 15-25 м.

Ширина проезжей части зависитот вида и интенсивности движения транспорта. Минимальная ширина полосы движения автомобиля состав­ляет 2,75 м. На магистралях каждо­му виду, отличающемуся скоростью движения, предоставляется отдель­ная полоса проезжей части. При этом, чем выше скорость транспорта, тем дальше от тротуара располагается полоса движения.

Вдоль магистральных улиц обще­городского значения с непрерывным движением для удобства транспорт­ного обслуживания прилегающей застройки предусматривают местные проезды как с односторонним, так и с двусторонним движением.

Ширину местных проездов сле­дует принимать:

– при одностороннем движении транспорта и без устройства специальных полос для стоянки автомо­билей – не менее 7 м;

– при одностороннем движении и организации движения наземного общественного транспорта – 10,5 м;

– при двустороннем движении и организации движения наземного общественного транспорта – 11,25 м.

Безопасность движения лимитиру­ют наибольшие продольные уклоны проезжей части: для магистральных дорог скоростного движения 30%о; магистральных улиц общегородского значения 40-50%о; районного значе­ния 40-60%о; улиц и дорог местного значения 60-80%о. Уклоны принято выражать в промилле (%о, тысячных долях): например, 1 = 0,01 равнознач­но 1 = 1% или 1 = 10%.

В профиле улиц большое зна­чение имеет устройство раздели­тельных полос для отделения эле­ментов поперечного профиля улиц и встречных направлений движения на проезжей части. Разделительные полосы, кроме центральной, долж­ны быть приподняты над лотком проезжей части на 15 см, если по условиям организации движения не требуется специального ограждения. Центральные разделительные по­лосы проектируют в одном уровне с проезжей частью с выделением их разметкой. Ширина их составляет: на магистральных улицах общего­родского значения с непрерывным движением – 4 м, на магистральных улицах районного значения – 3 м (в сложившейся застройке эти по­лосы могут быть более узкими или вовсе отсутствовать).

Радиусы закруглений бортов про­езжей части улиц, дорог и раздели­тельных полос следует принимать не менее: для магистральных улиц с регулируемым движением – 15 м; для улиц местного значения – 8 м. В сложившейся застройке радиусы закруглений допускается уменьшать соответственно до 8 и 5 м.

Ширина тротуаров принимается кратной ширине полосы пешеходного движения, равной 0,75 м, и зависит от типа улицы и интенсивности пешеходного движения. Продольные уклоны тротуаров должны быть не более 60%о. При больших уклонах сле­дует устраивать лестницы. Тротуары должны быть приподняты относи­тельно проезжей части на 15 см.

Большое значение при проектиро­вании уличной сети имеет правиль­ная организация пересечений улиц и дорог, зависящая от их категории и интенсивности транспортных по­токов. Пересечения магистральных дорог скоростного движения и ма­гистральных улиц непрерывного движения организуют в двух уров­нях с полной развязкой движения транспорта; скоростных дорог и ма­гистральных улиц непрерывного дви­жения с магистральными улицами регулируемого движения – в двух уровнях с неполной развязкой дви­жения транспорта, при условии обе­спечения непрерывности движения по главному направлению; магистраль­ных улиц регулируемого движения между собой, с улицами и дорогами местного значения – с развязкой в одном уровне.

Классификация улиц и площадей по функциональному назначению.Улицы могут классифицировать­ся не только по типу транспортного движения, но и по функциональному назначению. Исторически сложилась необходимость выделения главной улицы в центральной части города, по которой проходят торжествен­ные шествия, направляющиеся к центральной площади, проводятся народные гулянья, демонстрации. Эта улица должна быть широкой, хорошо озелененной, иметь парад­ное вечернее световое оформление. В дни проведения мероприятий она освобождается от движения транс­порта, который пропускают по бли­жайшим улицам. Главную улицу, как правило, застраивают общественны­ми и жилыми зданиями, в первых этажах которых располагают раз­личные учреждения обслуживания городского значения.

В современных городах предус­матриваются торговые улицы, на которых преимущественно разме­щают специализированные пред­приятия торговли и общественного питания. Такие улицы должны быть пешеходными или освобождеными от массового городского транспорта и иметь удобные, короткие подхо­ды до его остановок на ближайших улицах. В южных районах торговые улицы целесообразно перекрывать теневыми навесами, оборудовать декоративными водоемами и фон­танчиками, устраивать озелененные уголки для кратковременного отдыха.

В северных районах Классификация улиц и площадей по функциональному назначению – перекрывать светопрозрачными покрытиями, об­разуя своеобразные торговые пасса­жи. Разновидностью торговых улиц является торговый молл – пешеход­ное общественно-коммуникационное пространство, в котором размещают­ся торговые предприятия и культур­но-бытовые учреждения. Это может быть не одна улица, а система улиц, площадей, галерей, расположенных в строгой последовательности.

В планировочной структуре горо­да, расположенного на берегу водоема, большое значение имеют улицы-на­бережные. В крупных городах их, как правило, используют в роли транс­портных магистралей. В случае использования набережных в качестве мест для отдыха и прогулок населения они должны быть хорошо озеленены и благоустроены; целесообразно вдоль набережных устройство бульваров.

Основными транспортными и ком­позиционными узлами города явля­ются площади. Они различаются по назначению, условиям расположения в застройке, архитектурно-простран­ственной композиции.

Главная площадь, к которой ве­дет главная улица, предназначается для проведения парадов, народных гуляний и прочих важных для на­селения города мероприятий. Как правило, такие площади организуют в центре города и застраивают теа­трами, музеями и другими зданиями общегородского значения. Движение транзитного транспорта по главной площади не допускается.

Площади перед общественны­ми зданиями служат для подхода и подъезда посетителей, а также для размещения стоянок ав­томобилей. Величина таких площадей определяется назначением здания и количеством посетителей. В зависимости от размера на этих площадях разбивают скверы, соору­жают фонтаны, памятни­ки, монументы или устанавливают фирменные знаки и т.п.

Транспортные площади пре­дусматриваются для организации и распределения интенсивных транспортных потоков в местах пе­ресечения нескольких улиц и дорог как на одном уровне (саморегулируемого движения, с принудитель­ным регулированием движения или комбинированные), так и на разных уровнях. Транспортные площади не допускается застраивать жилыми и общественными зданиями с уст­ройством подъездов к ним со сторо­ны площади.

Вокзальные площади являются сложными транспортными узлами с интенсивным движением различных видов городского транспорта и пешеходов. На них размещаются остановки городского транспорта и автостоянки. Важное значение имеет организация разделения потоков прибывающих и отбывающих пассажиров, устройс­тво коротких и безопасных подходов к остановкам общественного транс­порта и стоянкам автомобилей.

|следующая лекция ==>
Фонетические типы сочетания звуков в речевом потоке. Артикуляторные механизмы слитного произношения звуков. Приемы работы над слитностью произношения звукосочетаний.|Дифференциация общественных центров.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео:10 минут об основах урбанистикиСкачать

10 минут об основах урбанистики

Городские площади: историческое значение, классическая архитектура и самые большие размеры

типы городских улиц и площадей

В каждом городе или населенном пункте большая часть светской жизни сосредоточена на городской площади. Это место для прогулок и отдыха, встречи с друзьями. В прилегающих к площадям кафе можно выпить чашечку кофе или назначить деловую встречу.

Видео:КТО ИЗОБРЕЛ УЛИЦЫ? (история городов) // RedroomСкачать

КТО ИЗОБРЕЛ УЛИЦЫ? (история городов) // Redroom

Что такое площадь

Площадь в простом понимании — это некое открытое пространство, которое окружено различными архитектурными постройками. На площади может располагаться фонтан или комплекс фонтанов, украшения, территория может быть обрамлена зелеными насаждениями. Площади бывают нескольких видов. Самый распространенный тип — это площадь городская, на которой проводятся общественные и социальные мероприятия. Бывают такие ее разновидности, как: торговые, вокзальные, театральные, пешеходные, мемориальные. Как правило, мемориальные площади можно отличить по характерной стене с указанием памятной даты.

типы городских улиц и площадей

Видео:Санкт-Петербург. Интересные факты о Питере 4КСкачать

Санкт-Петербург. Интересные факты о Питере 4К

Историческое значение

Во времена Римской империи городские площади имели огромное значение в жизни города. Именно там проходили все публичные собрания и решались городские вопросы. Вокруг площадей формировались жилые массивы, жить рядом с главной городской площадью считалось правом привилегированных людей, а также людей с большим достатком. Жилье в таких районах стоило дорого и было почти недоступно.

В Средние века главная городская площадь города продолжала быть местом решения городских дел. В Средневековой Европе они использовались для проведения казней. Посмотреть на такое зрелище собирался весь город, а также король и весь королевский дом. Все основные новости люди узнавали на специальных столбах, которые устанавливались по всему периметру площади и служили для распространения информации.

Видео:Какая самая популярная улица Москвы? Откуда же берутся названия улицСкачать

Какая самая популярная улица Москвы? Откуда же берутся названия улиц

Архитектура площадей

Городские площади делятся на несколько архитектурных типов, в зависимости от назначения.

Например, перед зданиями социально значимых объектов, различных советов или судов, площади устраиваются таким образом, чтобы большие массы народа могли двигаться в правильном направлении, в короткий промежуток способствующие наполнению или эвакуации. Для этих целей при проектировании города создаются такие условия, чтобы главные улицы примыкали к площадям.

Другим распространенным типом являются так называемые разгрузочные площади. Для пешеходов они практически не предназначены, так как улицы на стыке пересекаются под разными углами. Это способствует быстрому движению транспорта, но совершенно затрудняет движение пешеходам.

Типы площадей городского округа, для пеших прогулок, встречаются в основном в новых районах города. Там родители вместе с детьми могут безбоязненно двигаться по всей территории, не встречая автомобилей и иного быстроходного транспорта.

Самым любимым типом городских площадей являются территории у грандиозных величественных строений, таких как театр или здание городского совета. Обычно такие площади украшены обелисками или памятниками, там располагаются комплексы фонтанов и различной формы лавочек для короткого отдыха. Такие площади обрамляют зеленые посадки, деревья, цветы и газоны.

Архитектура городских площадей формируется по одному негласному правилу: все здания, которые окружают пространство, должны быть выполнены в одном стиле и иметь практически одинаковую высоту.

Видео:Как менялись названия улиц ВОЛОГДЫСкачать

Как менялись названия улиц ВОЛОГДЫ

Главная площадь России

Главной городской площадью России является, несомненно, Красная площадь в Москве. Она примыкает к Кремлю с восточной стороны.

Площадь образовала в конце пятнадцатого века, когда на месте старого белокаменного Кремля был возведен новый, из красного кирпича. Именно тогда был издан указ, запрещающий всякое иное строительство на расстоянии пушечного выстрела. Территорию очистили от деревянных домов, маленьких церквей и устроили здесь рынок, который назывался Большой Торг.

Красная площадь пережила пожар в 1571 году, и некоторое время носила название Пожар. Затем была переименована в Красную, то есть красивую. Историки считают, что, возможно, это случилось еще и потому, что здесь торговали галантерейным товаром. Затем с временным промежутком в сто лет здесь были возведены Казанский собор и Триумфальные ворота.

Центральная городская площадь всегда была оживленным центром. Здесь осуществлялась книжная торговля, функционировала книжная библиотека. Активная застройка площади началась в конце 19 века. Появлялись музеи и торговые ряды с использованием новейшего материала — железобетона. Помимо этого, площадь была электрифицирована.

типы городских улиц и площадей

Видео:история в названиях улиц наших городовСкачать

история в названиях улиц наших городов

Площадь Куйбышева

Конечно, это странно прозвучит, но самая большая в России площадь не принадлежит Москве или Санкт-Петербургу. Она находится в Самаре и поражает своими масштабами — 174 тысячи квадратных метров. Когда-то площадь носила название Соборной, так как рядом находился собор, но он был взорван в 1935 году. Через пять лет на его месте установили памятник Куйбышеву. На площади расположена одна из достопримечательностей Самары — театр оперы и балета.

типы городских улиц и площадей

Видео:Чунцин - самый большой город по площади в мире. Горизонтальный небоскрёб и умные парковки.Скачать

Чунцин - самый большой город по площади в мире. Горизонтальный небоскрёб и  умные парковки.

Московская площадь

В культурной столице России, Санкт-Петербурге, находится одна из крупнейших городских территорий Европы — Московская площадь. Ее масштабы огромны — 131 тысяча квадратных метров.

Городская улица и площадь появилась в середине тридцатых годов двадцатого века, однако на протяжении 30 лет она не имела никакого названия. Еще до Великой Отечественной войны этот район планировали превратить в центр города, но во время войны она стала одним из узлов обороны. После окончания войны площадь продолжили обустраивать, район был застроен жилыми домами и скверами с зелеными островами и детскими площадками. Появилась одна из первых петербургских станций метро — «Московская». С 2006 года архитектурный вид дополнил комплекс великолепных фонтанов, которые по праздникам добавляют музыку и переводят в режим поющих фонтанов.

типы городских улиц и площадей

Видео:Чем жила улица в девяностые годы?Скачать

Чем жила улица в девяностые годы?

Университетская площадь

Огромными масштабами поражает еще одна столичная достопримечательность — Университетская площадь. Она занимает пространство в 130 тысяч квадратных метров. Свое название территория получила в 1956 году благодаря близости к новому образовательному комплексу. В центре площади установлен великолепный фонтан в виде лилии, а вдоль расположены памятники выдающимся ученым России и мира, в частности, Ломоносову, Менделееву, Герцену, Ньютону.

В период проведения мероприятий в честь празднования победы в войне, именно через Университетскую площадь проходит тяжелая боевая техника.

Видео:Главная тайна МосквыСкачать

Главная тайна Москвы

Площадь Ленина в Хабаровске

Городские площади поражают своими размерами не только в столице. Прогуливаясь по Хабаровску, можно найти огромную площадь Ленина размером в 25 тысяч квадратных метров.

типы городских улиц и площадей

Главная достопримечательность этой площади — великолепный комплекс фонтанов, окруженный множеством цветников. От площади начинаются крупнейшие улицы Хабаровска. У нее богатая история. Именно здесь прошел первый после свержения царя манифест, множество раз проходили встречи с известными людьми, в том числе с Героем Советского Союза Юрием Гагариным.

Площадь была построена в 1864 году и несколько раз меняла свое название. В самом начале она называлась Николаевской. В середине 20 века территория именовалась площадью Свободы. С середины 50-х годов ее переименовали в площадь Сталина. Но, в конце концов, на ней был установлен памятник В. Ленину и она получила свое название благодаря ему.

типы городских улиц и площадей

Центр города является постоянным активным участником светской жизни горожан. Здесь проводятся парады, различные городские мероприятия, в Новый год устанавливается красивая елка и возводится ледяной городок с детскими горками для катания на санках.

Видео:13. Перекрестки с круговым движением (2023)Скачать

13.  Перекрестки с круговым движением (2023)

Дворцовая площадь

На левом берегу Невы, в Санкт-Петербурге, расположилась площадь, которая в несколько раз превосходит Красную в Москве. Это Дворцовая площадь. Строительство ее велось продолжительное время, с середины 18 до начала 19 века. Площадь имеет историческое значение и относится к объекту ЮНЕСКО. С середины 18 века она именовалась Адмиралтейским лугом, так как располагалась вблизи адмиралтейской верфи. С конца 18 века вплоть до 1918 года у площади было иное название — Дворцовая, из-за непосредственного расположения за ней Зимнего дворца. С 1918 по 1944 года она называлась площадью Урицкого, человека, который организовал штурм Зимнего дворца, а затем был убит. В том же 1944 году вышел приказ о восстановлении всех исторических названий города. К площади вернулось название Дворцовая.

типы городских улиц и площадей

В советское время Дворцовая площадь была местом проведения различных парадов и городских мероприятий. В 2001 году началась масштабная реконструкция, в результате которой были найдены остатки флигеля Анны Иоанновны. Находка была изучена и снова зарыта в землю.

Видео:Какой площади были города РусиСкачать

Какой площади были города Руси

Что такое улица — определение и примеры

типы городских улиц и площадей

Город – это особое, созданное человеком пространство, которое состоит из целого ряда элементов: улиц, бульваров, проспектов и площадей, жилых кварталов и промышленных зон. В этой статье мы подробно расскажем о том, что такое улица. Какие типы улиц выделяются и какие варианты их планировки в городском пространстве существуют? Давайте разбираться вместе.

Видео:Ты не был в Москве, если не побывал здесь! Топ-10 мест в Москве, которые стоит посетитьСкачать

Ты не был в Москве, если не побывал здесь! Топ-10 мест в Москве, которые стоит посетить

Что такое улица? Происхождение и значение слова

Итак, что такое улица? Прежде всего, это один из важнейших элементов городской инфраструктуры. Под улицей подразумевают два параллельных друг другу ряда зданий с заключенным между ними пространством для проезда транспортных средств и прохода людей. На ней в обязательном порядке предусмотрена проезжая (дорога) и пешеходная (тротуар) части. Чаще всего улица противопоставляется понятию «двор».

типы городских улиц и площадей

Что такое улица в переносном значении этого слова? В этом случае, как правило, имеется в виду некое пространство, расположенное за пределами дома (например: «детишки играют на улице»). Иногда под этим словом подразумевается среда, лишенная культурного влияния семьи, школы или общества (например: «ни семья, ни школа им не интересовалась, его воспитала улица»).

Этимология данного слова достаточно древняя. Согласно самой распространенной версии, оно произошло от праславянского «ула», что можно перевести как «пустая, полая». Этот же корень, кстати, присутствует во многих других русских словах (например, «улитка» или «улей»).

Важно отметить, что близкие по написанию и произношению родственники слова «улица» встречается и в прочих славянских языках: вулиця (на украинском), вуліца (на белорусском), ulica (на польском, словенском и хорватском).

Видео:Всё про #4 || Планирование районов в Cities: Skylines || Что учесть?Скачать

Всё про #4 || Планирование районов в Cities: Skylines || Что учесть?

Улицы города: общие характеристики

Как правило, любая улица окаймлена с обеих сторон рядами жилых или общественных зданий. На ней обязательно есть тротуар для пешеходов, а также проезжая часть для автомобилей и городского транспорта. Однако есть и такие улицы, по которым проезд запрещен или ограничен (например, по тоннажу). Кроме того, на некоторых из них допускается лишь одностороннее движение автотранспортных средств.

Самые первые улицы в городах соединяли въездные ворота с центральной площадью селения. Изначально их называли просто дорогами. В случае осады или прочей опасности по ним могли быстро передвигаться воины, военные орудия и боеприпасы, обеспечивая тем самым обороноспособность населенного пункта. Главная улица обязательно вела либо к городской ратуше, либо к церкви, либо к рынку. С течением времени улица превратилась в важный элемент городской среды, и у каждой из них появился свой адрес и свое название.

типы городских улиц и площадей

К слову, существует отдельная научная дисциплина, изучающая происхождение и хронологию изменений в названиях городских улиц – топонимика. Она сформировалась на стыке истории, лингвистики и географии.

Видео:Гитарист -виртуозСкачать

Гитарист -виртуоз

Поперечный профиль улицы и ее основные элементы

Каждая улица имеет свой специфический поперечный профиль. Его внешний вид будет зависеть от целого ряда факторов: рельефа территории, плотности и характера застройки, размера и численности населения города. У двух разных улиц в пределах одного населенного пункта могут быть совершенно разные поперечные профили. Что уж говорить о разных городах или странах.

типы городских улиц и площадей

В структуре любой улицы можно выделить следующие обязательные элементы:

  • Проезжая часть.
  • Тротуары.
  • Здания (жилого, коммерческого или общественного назначения).
  • Полосы озеленения.

К дополнительным элементам можно отнести следующие:

  • Велодорожки.
  • Трамвайные пути.
  • Ограждения.
  • Системы освещения и прочее.

Помимо этого, под проезжей частью и тротуарами улиц проложены многочисленные городские коммуникации: теплотрассы, водопроводные системы, электрические и телефонные кабели и т. п.

У каждой улицы есть своя красная линия. Она обозначает границы территории общего пользования, отделяя публичные земли от участков, принадлежащих частным лицам. Ширина красной линии зависит от ранга и типа самой улицы. Для главных и магистральных проспектов она составляет 40-80 метров, а для проездов местного значения – 15-25 метров.

Видео:ЛЕКЦИЯ КАК ЧИТАТЬ УЛИЦЫ ГИД ПО ИСТОРИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВАСкачать

ЛЕКЦИЯ  КАК ЧИТАТЬ УЛИЦЫ  ГИД ПО ИСТОРИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Типология городских улиц

По степени важности и функциональному назначению выделяются:

  • Магистральные (или главные) улицы.
  • Улицы местного значения.

Существует шесть основных типов городских улиц:

  1. Проспект – прямая и относительно протяженная городская артерия, как правило, с широкой проезжей частью и твердым покрытием.
  2. Бульвар – широкая улица, разделенная посредине пешеходной зоной с деревьями и лавочками для отдыха.
  3. Набережная – улица, проходящая вдоль берега моря, озера или реки.
  4. Переулок – небольшой и короткий проезд, соединяющий две более крупные городские улицы.
  5. Спуск – улица с достаточно крутым подъемом (перепадом высот).
  6. Тупик – улица, не имеющая сквозного проезда.

типы городских улиц и площадей

Следует отметить, что такое деление является достаточно условным. Ведь переулок в одном городе может значительно превышать по длине и ширине улицу в каком-либо ином населенном пункте. К тому же любая улица в один момент может превратиться в проспект или тот же переулок.

Видео:Туркменский шик: города из мрамора и золота среди нищеты и разрухиСкачать

Туркменский шик: города из мрамора и золота среди нищеты и разрухи

Особенности планировки улиц

Городская планировка – один из важнейших вопросов в урбанистике и градостроительстве. Все многообразие ее возможных вариантов по большому счету можно свести к трем основным типам. Это планировка:

  1. Радиально-кольцевая.
  2. Прямоугольная (или шахматная).
  3. Ленточная.

Радиально-кольцевую структуру очень легко узнать, имея в руках карту или план города. Ее «скелет» образуют радиальные лучи, расходящиеся из одного центра, которые соединены кольцевыми проездами. Классические примеры таких городов: Москва, Париж, Вена, Бухарест. Радиально-кольцевая планировка улиц создает отличные условия для дальнейшего роста города вширь.

типы городских улиц и площадей

Шахматная структура представляет собой сеть пересеченных под прямым углом улиц и проспектов. Таким образом формируется решетка, состоящая из прямоугольников (кварталов) примерно одинакового размера. Классические примеры таких городов: Нью-Йорк, Санкт-Петербург, Пекин, Чикаго.

Ленточная структура предполагает развитие уличной сети в каком-либо одном направлении. Это, как правило, вызвано природными факторами, например наличием естественного препятствия – морского берега, горного хребта, крупной реки. Яркие примеры городов с ленточной планировкой улиц: Волгоград, Кривой Рог, Батуми.

Видео:РайоныСкачать

Районы

Улицы: интересные факты и рекорды

Предлагаем вашему вниманию несколько впечатляющих рекордов:

  • Самая длинная улица России и, по некоторым данным, мира – Вторая Продольная магистраль в Волгограде. Ее общая длина – около 50 км.
  • Самая короткая улица на планете находится в Шотландии, в городе Вике. Это улица Эбенизер — всего два метра.
  • Крупнейшая улица в мире без постоянного населения – улица Зеленцова в Магнитогорске. На всем ее протяжении (а это почти 7 километров) нет ни одного жилого здания.
  • Самый длинный пешеходный бульвар – улица Строгет в Копенгагене (1,8 км).
  • Самая широкая улица – Монументальный Вал, главный проспект города Бразилиа (Бразилия). Его ширина составляет 250 метров.
  • Самая узкая улица в мире – Шпройерхофштрассе. Она расположена в небольшом немецком городе Ройтлингене. Ее ширина не превышает 50 сантиметров! Шпройерхофштрассе занесена в книгу Гиннеса (об этом свидетельствует информационная табличка на стене улочки).

типы городских улиц и площадей

Впрочем, иногда ширина улиц может исчисляться не десятками, а сотнями метров, и даже километрами. Так, в Кривом Роге (Украина) есть улица Невская, которая разделена довольно большим прудом на две части. Четная ее сторона находится на западном берегу водоема, а нечетная – на восточном. Расстояние между ними – почти 300 метров.

Еще более яркий пример – улица Шмидта, принадлежащая сразу двум государствам. Одна ее часть расположена в украинском городе Мариуполь, а другая – в российском Ейске. Разделяет их Таганрогский залив Азовского моря. Таким образом, общая ширина улицы Шмидта составляет по факту 82 километра.

📹 Видео

Как читать улицы. Гид по истории градостроительства МосквыСкачать

Как читать улицы. Гид по истории градостроительства Москвы
Поделиться или сохранить к себе: