- Классификация улиц и площадей по функциональному назначению.
- Городские площади: историческое значение, классическая архитектура и самые большие размеры
- Что такое площадь
- Историческое значение
- Архитектура площадей
- Главная площадь России
- Площадь Куйбышева
- Московская площадь
- Университетская площадь
- Площадь Ленина в Хабаровске
- Дворцовая площадь
- Что такое улица — определение и примеры
- Что такое улица? Происхождение и значение слова
- Улицы города: общие характеристики
- Поперечный профиль улицы и ее основные элементы
- Типология городских улиц
- Особенности планировки улиц
- Улицы: интересные факты и рекорды
- 📹 Видео
Видео:Утренний Рим. Тишина и атмосфера средневековых улиц. История названия улиц и площадей. Июнь 2020Скачать
Классификация улиц и площадей по функциональному назначению.
Типы, классификация дорог и улиц.
Основные элементы дорог и улиц.
Классификация улиц и площадей по функциональному назначению.
В задачи градостроителя входит пространственная организация связей разнообразных зон человеческой деятельности, сформированных из объектов различного назначения. Важной частью этой задачи является сокращение времени на преодоление пространства между объектами – центрами проживания и приложения труда, обслуживающими центрами и центрами досуга и пр. Особой остроты достигает эта проблема в крупных городах с так называемыми спальными районами.
Связь между структурными элементами города осуществляется посредством ее транспортной инфраструктуры, которая представляет собой систему транспортно-пешеходных коммуникаций (от железнодорожных путей крупных городов до лифтов в жилых домах), связывающих территорию в единое целое.
Единая система дорог, улиц и площадей, кроме обеспечения удобных, быстрых и безопасных транспортных и пешеходных связей между всеми функциональными зонами города, решает целый комплекс сложнейших задач: размещение инженерных сетей; организацию системы удаления поверхностных вод; создание композиционных осей и центров архитектурно-пространственных композиций города.
Исторически сложились следующие принципиальные схемы построения уличных сетей: прямоугольная, радиально-кольцевая, лучевая, свободная и комбинированная.
В практике застройки новых городов часто используется свободная планировка, позволяющая органично вписывать городскую застройку в природный ландшафт. Вместе с тем современному городу, развивающемуся во времени и пространстве, присуща комбинированная схема построения улиц.
Одной из наиболее сложных в процессе проектирования уличной сети является транспортная система, главная цель которой – сокращение ненужных перемещений и обеспечение многообразия скоростей и режимов. Для решения этой задачи требуется рациональное построение системы улиц и выбор вида массового транспорта как внутригородского, так и пригородного.
Организация пешеходного движения является не менее важной задачей в современных городах с интенсивным транспортным движением. Положение пешеходов на улицах российских городов стало крайне дискомфортным из-за шума, загазованности воздуха, плохо организованной парковки автомобилей. Наиболее эффективно эту задачу можно решить путем разделения транспорта и пешеходного движения; организации пешеходных улиц прогулочного, торгового, культурно-зрелищного назначения, расположенных в удобной связи с остановками общественного транспорта; сокращения излишнего количества автомашин на улицах города путем сближения жилых зон с местами приложения труда; создания скоростных магистралей; организации цивилизованных способов парковки.
Типы, классификация дорог и улиц.Эффективная организация современного городского транспорта зависит от рационального размещения улиц и дорог в плане города, от их устройства и оборудования, строгой дифференциации по видам транспорта и скорости движения, правильной организации пересечений. В соответствии с этим улицы и дороги города подразделяются на следующие категории: магистральные дороги, магистральные улицы, улицы и дороги местного значения, проезды, пешеходные улицы, велосипедные дорожки.
Магистральные дороги предназначаются для транспортной связи между отдельными районами и удаленными промышленными зонами, местами массового отдыха и между другими населенными пунктами в системе группового расселения, а также для связи с внешними автомобильными дорогами.
В зависимости от организации движения транспорта они бывают:
· скоростного движения – внеуличные магистрали, оборудованные транспортными сооружениями высокого класса с устройством развязки движения транспорта в разных уровнях;
· регулируемого движения – обеспечивают связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, а также выходы на внешние автомобильные дороги. Пересечения с улицами и дорогами предусматриваются преимущественно в одном уровне.
Магистральные улицы предназначены длятранспортной и пешеходной связи в черте города и бывают:
· общегородского значения – располагаются на направлениях основных пассажиропотоков; решают задачи сообщения пассажирского, легкового и частично грузового автомобильного транспорта между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами; подразделяются на:
· магистральные улицы непрерывного движения – имеют многоуровневые пересечения с проезжими частями других улиц и дорог, а также оборудованы пешеходными переходами в разных уровнях;
· магистральные улицы регулируемого движения – осуществляют транспортную связь между отдельными элементами города и магистральными улицами непрерывного движения с устройством пересечений с другими улицами в одном уровне;
· районного значения – предназначены для транспортной и пешеходной связи между и в пределах жилых районов, между общественными центрами и магистральными улицами с устройством пересечений преимущественно в одном уровне.
Улицы и дороги местного значения подразделяются на:
· дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах – осуществляют транспортную и пешеходную связь в пределах города между промышленными районами, грузовыми станциями, отдельными промышленными, складскими и коммунальными предприятиями, а также внутреннюю связь в пределах крупных научно-производственных, промышленных, коммунально-складских зон;
· улицы в жилой застройке – жилые улицы – служат для транспортной и пешеходной связи на территории жилых районов и микрорайонов, обеспечивают выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения, не предусматривают пропуск транзитного грузового и общественного транспорта;
· парковые дороги – предназначены для территорий парков и лесопарков.
Проезды предназначены для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам внутри районов, микрорайонов и кварталов; подразделяются на:
· основные (движение по двум полосам);
Пешеходные улицы осуществляют пешеходную связь с местами приложения труда, учреждениями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров.
Велосипедные дорожки обеспечивают проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, в пределах жилых районов.
Основные элементы дорог и улиц.Основные инженерные характеристики всех улиц – их поперечный профиль, продольные и поперечные уклоны, виды взаимных пересечений, конструкция покрытий.
Общая ширина улиц и дорог определяется в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, разделительных и технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и т.п.), с учетом санитарно-гигиенических требований.
Улицы общегородского и районного значения закрепляются красными линиями на основании генерального плана города с учетом требований специальных действующих нормативных документов, а улицы и дороги местного значения – на основании проекта детальной планировки с учетом генерального плана города.
Красные линии – границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Согласно СНиП 2.07.01-89* ширину улиц и дорог в пределах красных линий следует принимать:
магистральных дорог – 50-75 м;
магистральных улиц – 40-80 м;
улиц и дорог местного значения – 15-25 м.
Ширина проезжей части зависитот вида и интенсивности движения транспорта. Минимальная ширина полосы движения автомобиля составляет 2,75 м. На магистралях каждому виду, отличающемуся скоростью движения, предоставляется отдельная полоса проезжей части. При этом, чем выше скорость транспорта, тем дальше от тротуара располагается полоса движения.
Вдоль магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением для удобства транспортного обслуживания прилегающей застройки предусматривают местные проезды как с односторонним, так и с двусторонним движением.
Ширину местных проездов следует принимать:
– при одностороннем движении транспорта и без устройства специальных полос для стоянки автомобилей – не менее 7 м;
– при одностороннем движении и организации движения наземного общественного транспорта – 10,5 м;
– при двустороннем движении и организации движения наземного общественного транспорта – 11,25 м.
Безопасность движения лимитируют наибольшие продольные уклоны проезжей части: для магистральных дорог скоростного движения 30%о; магистральных улиц общегородского значения 40-50%о; районного значения 40-60%о; улиц и дорог местного значения 60-80%о. Уклоны принято выражать в промилле (%о, тысячных долях): например, 1 = 0,01 равнозначно 1 = 1% или 1 = 10%.
В профиле улиц большое значение имеет устройство разделительных полос для отделения элементов поперечного профиля улиц и встречных направлений движения на проезжей части. Разделительные полосы, кроме центральной, должны быть приподняты над лотком проезжей части на 15 см, если по условиям организации движения не требуется специального ограждения. Центральные разделительные полосы проектируют в одном уровне с проезжей частью с выделением их разметкой. Ширина их составляет: на магистральных улицах общегородского значения с непрерывным движением – 4 м, на магистральных улицах районного значения – 3 м (в сложившейся застройке эти полосы могут быть более узкими или вовсе отсутствовать).
Радиусы закруглений бортов проезжей части улиц, дорог и разделительных полос следует принимать не менее: для магистральных улиц с регулируемым движением – 15 м; для улиц местного значения – 8 м. В сложившейся застройке радиусы закруглений допускается уменьшать соответственно до 8 и 5 м.
Ширина тротуаров принимается кратной ширине полосы пешеходного движения, равной 0,75 м, и зависит от типа улицы и интенсивности пешеходного движения. Продольные уклоны тротуаров должны быть не более 60%о. При больших уклонах следует устраивать лестницы. Тротуары должны быть приподняты относительно проезжей части на 15 см.
Большое значение при проектировании уличной сети имеет правильная организация пересечений улиц и дорог, зависящая от их категории и интенсивности транспортных потоков. Пересечения магистральных дорог скоростного движения и магистральных улиц непрерывного движения организуют в двух уровнях с полной развязкой движения транспорта; скоростных дорог и магистральных улиц непрерывного движения с магистральными улицами регулируемого движения – в двух уровнях с неполной развязкой движения транспорта, при условии обеспечения непрерывности движения по главному направлению; магистральных улиц регулируемого движения между собой, с улицами и дорогами местного значения – с развязкой в одном уровне.
Классификация улиц и площадей по функциональному назначению.Улицы могут классифицироваться не только по типу транспортного движения, но и по функциональному назначению. Исторически сложилась необходимость выделения главной улицы в центральной части города, по которой проходят торжественные шествия, направляющиеся к центральной площади, проводятся народные гулянья, демонстрации. Эта улица должна быть широкой, хорошо озелененной, иметь парадное вечернее световое оформление. В дни проведения мероприятий она освобождается от движения транспорта, который пропускают по ближайшим улицам. Главную улицу, как правило, застраивают общественными и жилыми зданиями, в первых этажах которых располагают различные учреждения обслуживания городского значения.
В современных городах предусматриваются торговые улицы, на которых преимущественно размещают специализированные предприятия торговли и общественного питания. Такие улицы должны быть пешеходными или освобождеными от массового городского транспорта и иметь удобные, короткие подходы до его остановок на ближайших улицах. В южных районах торговые улицы целесообразно перекрывать теневыми навесами, оборудовать декоративными водоемами и фонтанчиками, устраивать озелененные уголки для кратковременного отдыха.
В северных районах Классификация улиц и площадей по функциональному назначению – перекрывать светопрозрачными покрытиями, образуя своеобразные торговые пассажи. Разновидностью торговых улиц является торговый молл – пешеходное общественно-коммуникационное пространство, в котором размещаются торговые предприятия и культурно-бытовые учреждения. Это может быть не одна улица, а система улиц, площадей, галерей, расположенных в строгой последовательности.
В планировочной структуре города, расположенного на берегу водоема, большое значение имеют улицы-набережные. В крупных городах их, как правило, используют в роли транспортных магистралей. В случае использования набережных в качестве мест для отдыха и прогулок населения они должны быть хорошо озеленены и благоустроены; целесообразно вдоль набережных устройство бульваров.
Основными транспортными и композиционными узлами города являются площади. Они различаются по назначению, условиям расположения в застройке, архитектурно-пространственной композиции.
Главная площадь, к которой ведет главная улица, предназначается для проведения парадов, народных гуляний и прочих важных для населения города мероприятий. Как правило, такие площади организуют в центре города и застраивают театрами, музеями и другими зданиями общегородского значения. Движение транзитного транспорта по главной площади не допускается.
Площади перед общественными зданиями служат для подхода и подъезда посетителей, а также для размещения стоянок автомобилей. Величина таких площадей определяется назначением здания и количеством посетителей. В зависимости от размера на этих площадях разбивают скверы, сооружают фонтаны, памятники, монументы или устанавливают фирменные знаки и т.п.
Транспортные площади предусматриваются для организации и распределения интенсивных транспортных потоков в местах пересечения нескольких улиц и дорог как на одном уровне (саморегулируемого движения, с принудительным регулированием движения или комбинированные), так и на разных уровнях. Транспортные площади не допускается застраивать жилыми и общественными зданиями с устройством подъездов к ним со стороны площади.
Вокзальные площади являются сложными транспортными узлами с интенсивным движением различных видов городского транспорта и пешеходов. На них размещаются остановки городского транспорта и автостоянки. Важное значение имеет организация разделения потоков прибывающих и отбывающих пассажиров, устройство коротких и безопасных подходов к остановкам общественного транспорта и стоянкам автомобилей.
| | следующая лекция ==> | |
Фонетические типы сочетания звуков в речевом потоке. Артикуляторные механизмы слитного произношения звуков. Приемы работы над слитностью произношения звукосочетаний. | | | Дифференциация общественных центров. |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Видео:10 минут об основах урбанистикиСкачать
Городские площади: историческое значение, классическая архитектура и самые большие размеры
В каждом городе или населенном пункте большая часть светской жизни сосредоточена на городской площади. Это место для прогулок и отдыха, встречи с друзьями. В прилегающих к площадям кафе можно выпить чашечку кофе или назначить деловую встречу.
Видео:КТО ИЗОБРЕЛ УЛИЦЫ? (история городов) // RedroomСкачать
Что такое площадь
Площадь в простом понимании — это некое открытое пространство, которое окружено различными архитектурными постройками. На площади может располагаться фонтан или комплекс фонтанов, украшения, территория может быть обрамлена зелеными насаждениями. Площади бывают нескольких видов. Самый распространенный тип — это площадь городская, на которой проводятся общественные и социальные мероприятия. Бывают такие ее разновидности, как: торговые, вокзальные, театральные, пешеходные, мемориальные. Как правило, мемориальные площади можно отличить по характерной стене с указанием памятной даты.
Видео:Санкт-Петербург. Интересные факты о Питере 4КСкачать
Историческое значение
Во времена Римской империи городские площади имели огромное значение в жизни города. Именно там проходили все публичные собрания и решались городские вопросы. Вокруг площадей формировались жилые массивы, жить рядом с главной городской площадью считалось правом привилегированных людей, а также людей с большим достатком. Жилье в таких районах стоило дорого и было почти недоступно.
В Средние века главная городская площадь города продолжала быть местом решения городских дел. В Средневековой Европе они использовались для проведения казней. Посмотреть на такое зрелище собирался весь город, а также король и весь королевский дом. Все основные новости люди узнавали на специальных столбах, которые устанавливались по всему периметру площади и служили для распространения информации.
Видео:Какая самая популярная улица Москвы? Откуда же берутся названия улицСкачать
Архитектура площадей
Городские площади делятся на несколько архитектурных типов, в зависимости от назначения.
Например, перед зданиями социально значимых объектов, различных советов или судов, площади устраиваются таким образом, чтобы большие массы народа могли двигаться в правильном направлении, в короткий промежуток способствующие наполнению или эвакуации. Для этих целей при проектировании города создаются такие условия, чтобы главные улицы примыкали к площадям.
Другим распространенным типом являются так называемые разгрузочные площади. Для пешеходов они практически не предназначены, так как улицы на стыке пересекаются под разными углами. Это способствует быстрому движению транспорта, но совершенно затрудняет движение пешеходам.
Типы площадей городского округа, для пеших прогулок, встречаются в основном в новых районах города. Там родители вместе с детьми могут безбоязненно двигаться по всей территории, не встречая автомобилей и иного быстроходного транспорта.
Самым любимым типом городских площадей являются территории у грандиозных величественных строений, таких как театр или здание городского совета. Обычно такие площади украшены обелисками или памятниками, там располагаются комплексы фонтанов и различной формы лавочек для короткого отдыха. Такие площади обрамляют зеленые посадки, деревья, цветы и газоны.
Архитектура городских площадей формируется по одному негласному правилу: все здания, которые окружают пространство, должны быть выполнены в одном стиле и иметь практически одинаковую высоту.
Видео:Как менялись названия улиц ВОЛОГДЫСкачать
Главная площадь России
Главной городской площадью России является, несомненно, Красная площадь в Москве. Она примыкает к Кремлю с восточной стороны.
Площадь образовала в конце пятнадцатого века, когда на месте старого белокаменного Кремля был возведен новый, из красного кирпича. Именно тогда был издан указ, запрещающий всякое иное строительство на расстоянии пушечного выстрела. Территорию очистили от деревянных домов, маленьких церквей и устроили здесь рынок, который назывался Большой Торг.
Красная площадь пережила пожар в 1571 году, и некоторое время носила название Пожар. Затем была переименована в Красную, то есть красивую. Историки считают, что, возможно, это случилось еще и потому, что здесь торговали галантерейным товаром. Затем с временным промежутком в сто лет здесь были возведены Казанский собор и Триумфальные ворота.
Центральная городская площадь всегда была оживленным центром. Здесь осуществлялась книжная торговля, функционировала книжная библиотека. Активная застройка площади началась в конце 19 века. Появлялись музеи и торговые ряды с использованием новейшего материала — железобетона. Помимо этого, площадь была электрифицирована.
Видео:история в названиях улиц наших городовСкачать
Площадь Куйбышева
Конечно, это странно прозвучит, но самая большая в России площадь не принадлежит Москве или Санкт-Петербургу. Она находится в Самаре и поражает своими масштабами — 174 тысячи квадратных метров. Когда-то площадь носила название Соборной, так как рядом находился собор, но он был взорван в 1935 году. Через пять лет на его месте установили памятник Куйбышеву. На площади расположена одна из достопримечательностей Самары — театр оперы и балета.
Видео:Чунцин - самый большой город по площади в мире. Горизонтальный небоскрёб и умные парковки.Скачать
Московская площадь
В культурной столице России, Санкт-Петербурге, находится одна из крупнейших городских территорий Европы — Московская площадь. Ее масштабы огромны — 131 тысяча квадратных метров.
Городская улица и площадь появилась в середине тридцатых годов двадцатого века, однако на протяжении 30 лет она не имела никакого названия. Еще до Великой Отечественной войны этот район планировали превратить в центр города, но во время войны она стала одним из узлов обороны. После окончания войны площадь продолжили обустраивать, район был застроен жилыми домами и скверами с зелеными островами и детскими площадками. Появилась одна из первых петербургских станций метро — «Московская». С 2006 года архитектурный вид дополнил комплекс великолепных фонтанов, которые по праздникам добавляют музыку и переводят в режим поющих фонтанов.
Видео:Чем жила улица в девяностые годы?Скачать
Университетская площадь
Огромными масштабами поражает еще одна столичная достопримечательность — Университетская площадь. Она занимает пространство в 130 тысяч квадратных метров. Свое название территория получила в 1956 году благодаря близости к новому образовательному комплексу. В центре площади установлен великолепный фонтан в виде лилии, а вдоль расположены памятники выдающимся ученым России и мира, в частности, Ломоносову, Менделееву, Герцену, Ньютону.
В период проведения мероприятий в честь празднования победы в войне, именно через Университетскую площадь проходит тяжелая боевая техника.
Видео:Главная тайна МосквыСкачать
Площадь Ленина в Хабаровске
Городские площади поражают своими размерами не только в столице. Прогуливаясь по Хабаровску, можно найти огромную площадь Ленина размером в 25 тысяч квадратных метров.
Главная достопримечательность этой площади — великолепный комплекс фонтанов, окруженный множеством цветников. От площади начинаются крупнейшие улицы Хабаровска. У нее богатая история. Именно здесь прошел первый после свержения царя манифест, множество раз проходили встречи с известными людьми, в том числе с Героем Советского Союза Юрием Гагариным.
Площадь была построена в 1864 году и несколько раз меняла свое название. В самом начале она называлась Николаевской. В середине 20 века территория именовалась площадью Свободы. С середины 50-х годов ее переименовали в площадь Сталина. Но, в конце концов, на ней был установлен памятник В. Ленину и она получила свое название благодаря ему.
Центр города является постоянным активным участником светской жизни горожан. Здесь проводятся парады, различные городские мероприятия, в Новый год устанавливается красивая елка и возводится ледяной городок с детскими горками для катания на санках.
Видео:13. Перекрестки с круговым движением (2023)Скачать
Дворцовая площадь
На левом берегу Невы, в Санкт-Петербурге, расположилась площадь, которая в несколько раз превосходит Красную в Москве. Это Дворцовая площадь. Строительство ее велось продолжительное время, с середины 18 до начала 19 века. Площадь имеет историческое значение и относится к объекту ЮНЕСКО. С середины 18 века она именовалась Адмиралтейским лугом, так как располагалась вблизи адмиралтейской верфи. С конца 18 века вплоть до 1918 года у площади было иное название — Дворцовая, из-за непосредственного расположения за ней Зимнего дворца. С 1918 по 1944 года она называлась площадью Урицкого, человека, который организовал штурм Зимнего дворца, а затем был убит. В том же 1944 году вышел приказ о восстановлении всех исторических названий города. К площади вернулось название Дворцовая.
В советское время Дворцовая площадь была местом проведения различных парадов и городских мероприятий. В 2001 году началась масштабная реконструкция, в результате которой были найдены остатки флигеля Анны Иоанновны. Находка была изучена и снова зарыта в землю.
Видео:Какой площади были города РусиСкачать
Что такое улица — определение и примеры
Город – это особое, созданное человеком пространство, которое состоит из целого ряда элементов: улиц, бульваров, проспектов и площадей, жилых кварталов и промышленных зон. В этой статье мы подробно расскажем о том, что такое улица. Какие типы улиц выделяются и какие варианты их планировки в городском пространстве существуют? Давайте разбираться вместе.
Видео:Ты не был в Москве, если не побывал здесь! Топ-10 мест в Москве, которые стоит посетитьСкачать
Что такое улица? Происхождение и значение слова
Итак, что такое улица? Прежде всего, это один из важнейших элементов городской инфраструктуры. Под улицей подразумевают два параллельных друг другу ряда зданий с заключенным между ними пространством для проезда транспортных средств и прохода людей. На ней в обязательном порядке предусмотрена проезжая (дорога) и пешеходная (тротуар) части. Чаще всего улица противопоставляется понятию «двор».
Что такое улица в переносном значении этого слова? В этом случае, как правило, имеется в виду некое пространство, расположенное за пределами дома (например: «детишки играют на улице»). Иногда под этим словом подразумевается среда, лишенная культурного влияния семьи, школы или общества (например: «ни семья, ни школа им не интересовалась, его воспитала улица»).
Этимология данного слова достаточно древняя. Согласно самой распространенной версии, оно произошло от праславянского «ула», что можно перевести как «пустая, полая». Этот же корень, кстати, присутствует во многих других русских словах (например, «улитка» или «улей»).
Важно отметить, что близкие по написанию и произношению родственники слова «улица» встречается и в прочих славянских языках: вулиця (на украинском), вуліца (на белорусском), ulica (на польском, словенском и хорватском).
Видео:Всё про #4 || Планирование районов в Cities: Skylines || Что учесть?Скачать
Улицы города: общие характеристики
Как правило, любая улица окаймлена с обеих сторон рядами жилых или общественных зданий. На ней обязательно есть тротуар для пешеходов, а также проезжая часть для автомобилей и городского транспорта. Однако есть и такие улицы, по которым проезд запрещен или ограничен (например, по тоннажу). Кроме того, на некоторых из них допускается лишь одностороннее движение автотранспортных средств.
Самые первые улицы в городах соединяли въездные ворота с центральной площадью селения. Изначально их называли просто дорогами. В случае осады или прочей опасности по ним могли быстро передвигаться воины, военные орудия и боеприпасы, обеспечивая тем самым обороноспособность населенного пункта. Главная улица обязательно вела либо к городской ратуше, либо к церкви, либо к рынку. С течением времени улица превратилась в важный элемент городской среды, и у каждой из них появился свой адрес и свое название.
К слову, существует отдельная научная дисциплина, изучающая происхождение и хронологию изменений в названиях городских улиц – топонимика. Она сформировалась на стыке истории, лингвистики и географии.
Видео:Гитарист -виртуозСкачать
Поперечный профиль улицы и ее основные элементы
Каждая улица имеет свой специфический поперечный профиль. Его внешний вид будет зависеть от целого ряда факторов: рельефа территории, плотности и характера застройки, размера и численности населения города. У двух разных улиц в пределах одного населенного пункта могут быть совершенно разные поперечные профили. Что уж говорить о разных городах или странах.
В структуре любой улицы можно выделить следующие обязательные элементы:
- Проезжая часть.
- Тротуары.
- Здания (жилого, коммерческого или общественного назначения).
- Полосы озеленения.
К дополнительным элементам можно отнести следующие:
- Велодорожки.
- Трамвайные пути.
- Ограждения.
- Системы освещения и прочее.
Помимо этого, под проезжей частью и тротуарами улиц проложены многочисленные городские коммуникации: теплотрассы, водопроводные системы, электрические и телефонные кабели и т. п.
У каждой улицы есть своя красная линия. Она обозначает границы территории общего пользования, отделяя публичные земли от участков, принадлежащих частным лицам. Ширина красной линии зависит от ранга и типа самой улицы. Для главных и магистральных проспектов она составляет 40-80 метров, а для проездов местного значения – 15-25 метров.
Видео:ЛЕКЦИЯ КАК ЧИТАТЬ УЛИЦЫ ГИД ПО ИСТОРИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВАСкачать
Типология городских улиц
По степени важности и функциональному назначению выделяются:
- Магистральные (или главные) улицы.
- Улицы местного значения.
Существует шесть основных типов городских улиц:
- Проспект – прямая и относительно протяженная городская артерия, как правило, с широкой проезжей частью и твердым покрытием.
- Бульвар – широкая улица, разделенная посредине пешеходной зоной с деревьями и лавочками для отдыха.
- Набережная – улица, проходящая вдоль берега моря, озера или реки.
- Переулок – небольшой и короткий проезд, соединяющий две более крупные городские улицы.
- Спуск – улица с достаточно крутым подъемом (перепадом высот).
- Тупик – улица, не имеющая сквозного проезда.
Следует отметить, что такое деление является достаточно условным. Ведь переулок в одном городе может значительно превышать по длине и ширине улицу в каком-либо ином населенном пункте. К тому же любая улица в один момент может превратиться в проспект или тот же переулок.
Видео:Туркменский шик: города из мрамора и золота среди нищеты и разрухиСкачать
Особенности планировки улиц
Городская планировка – один из важнейших вопросов в урбанистике и градостроительстве. Все многообразие ее возможных вариантов по большому счету можно свести к трем основным типам. Это планировка:
- Радиально-кольцевая.
- Прямоугольная (или шахматная).
- Ленточная.
Радиально-кольцевую структуру очень легко узнать, имея в руках карту или план города. Ее «скелет» образуют радиальные лучи, расходящиеся из одного центра, которые соединены кольцевыми проездами. Классические примеры таких городов: Москва, Париж, Вена, Бухарест. Радиально-кольцевая планировка улиц создает отличные условия для дальнейшего роста города вширь.
Шахматная структура представляет собой сеть пересеченных под прямым углом улиц и проспектов. Таким образом формируется решетка, состоящая из прямоугольников (кварталов) примерно одинакового размера. Классические примеры таких городов: Нью-Йорк, Санкт-Петербург, Пекин, Чикаго.
Ленточная структура предполагает развитие уличной сети в каком-либо одном направлении. Это, как правило, вызвано природными факторами, например наличием естественного препятствия – морского берега, горного хребта, крупной реки. Яркие примеры городов с ленточной планировкой улиц: Волгоград, Кривой Рог, Батуми.
Видео:РайоныСкачать
Улицы: интересные факты и рекорды
Предлагаем вашему вниманию несколько впечатляющих рекордов:
- Самая длинная улица России и, по некоторым данным, мира – Вторая Продольная магистраль в Волгограде. Ее общая длина – около 50 км.
- Самая короткая улица на планете находится в Шотландии, в городе Вике. Это улица Эбенизер — всего два метра.
- Крупнейшая улица в мире без постоянного населения – улица Зеленцова в Магнитогорске. На всем ее протяжении (а это почти 7 километров) нет ни одного жилого здания.
- Самый длинный пешеходный бульвар – улица Строгет в Копенгагене (1,8 км).
- Самая широкая улица – Монументальный Вал, главный проспект города Бразилиа (Бразилия). Его ширина составляет 250 метров.
- Самая узкая улица в мире – Шпройерхофштрассе. Она расположена в небольшом немецком городе Ройтлингене. Ее ширина не превышает 50 сантиметров! Шпройерхофштрассе занесена в книгу Гиннеса (об этом свидетельствует информационная табличка на стене улочки).
Впрочем, иногда ширина улиц может исчисляться не десятками, а сотнями метров, и даже километрами. Так, в Кривом Роге (Украина) есть улица Невская, которая разделена довольно большим прудом на две части. Четная ее сторона находится на западном берегу водоема, а нечетная – на восточном. Расстояние между ними – почти 300 метров.
Еще более яркий пример – улица Шмидта, принадлежащая сразу двум государствам. Одна ее часть расположена в украинском городе Мариуполь, а другая – в российском Ейске. Разделяет их Таганрогский залив Азовского моря. Таким образом, общая ширина улицы Шмидта составляет по факту 82 километра.
📹 Видео
Как читать улицы. Гид по истории градостроительства МосквыСкачать