- Памятник героям Плевны
- Памятные места Москвы: памятник героям Плевны
- Часовня-памятник гренадерам — героям Плевны (Москва)
- История создания
- История часовни-памятника
- Топ-10 памятников литературным героям
- Художественные особенности
- Общая трагедия культовых сооружений в годы атеизма
- Реставрация
- Ссылки
- Судьба русских воинов – освобождать другие народы
- 📸 Видео
Видео:Прогулка по Ильинскому скверу. Памятник героям Плевны. Памятник Кириллу и МефодиюСкачать
Памятник героям Плевны
Памятник-часовня героям Плевны — весьма скорбного вида монумент, сооружённый в память о русских гренадерах, погибших в ожесточённом сражении под Плевной в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Памятник-часовня построен по инициативе Московского археологического общества и солдат и офицеров расквартированного в Москве Гренадерского корпуса на собранные ими же средства, и открыт 10 декабря 1887 года в честь десятилетия сражения под Плевной.
Памятник построен по проекту архитектора и скульптора Владимира Шервуда и инженера-полковника А.И. Ляшкина и представляет собой часовню, декорированную при помощи горельефов и других архитектурно-художественных приёмов: постройка украшена венками и лентами, а вершину украшают изображения святых и двуглавые орлы на куполе. Восьмигранный шатёр часовни, увенчанный православным крестом, отлит из чугуна и установлен на низком постаменте. Отличительная особенность постройки — идеальная точность подгонки чугунных деталей, благодаря которой на поверхности не видны швы.
Отдельного внимания заслуживают 4 горельефа, расположенные на боковых гранях памятника. На горельефах изображены русский старик-крестьянин, благословляющий своего сына-гренадера на сражение, турецкий янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки, гренадер, пленяющий турецкого солдата, и умирающий русский воин, срывающий цепь с женщины, символизирующей Болгарию.
На гранях шатра нанесены надписи: с восточной и западной сторон — цитаты из Евангелия, с северной и южной — памятные слова:
«Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28го ноября 1877го года».
с северной стороны монумента
«В память войны с Турцией 1877го 1878го года. Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали».
с южной стороны монумента
Перед памятником установлены чугунные тумбы с надписью «В пользу увечных Гренадер и их семейств» — в прошлом на них стояли кружки для добровольных пожертвований.
Интерьер часовни в прошлом был украшен изразцами, внутри помещались 7 бронзовых плит с именами погибших гренадеров (18 офицеров и 542 солдата) и живописные образа Александра Невского, Николая Чудотворца, Иоанна Воина и Кирилла и Мефодия. К сожалению, большая часть внутреннего убранства, украшения и плиты не дошли до наших дней.
После Революции 1917 года часовня была разорена, в ней обустроили туалет. Её восстановлением занялись в середине 1940-х годов, но после этого часовня достаточно быстро разрушалась, и в 1960-х её полностью покрыли консервирующим составом, из-за чего она приобрела характерный чёрный цвет. Реставрация памятника произошла в 1984 году, а в 1992 — после распада Советского Союза — часовню передали Русской православной церкви.
История часовни-памятника героям Плевны
Русско-Турецкая война 1877-1878 годов — война между Российской империей и союзными балканскими странами против Османской империи, вызванная подъёмом национального самосознания на Балканах. Ущемление прав коренного населения и христиан на захваченных турками территориях балканских стран и невозможность разрешения ситуации мирными методами привели к тому, что Россия объявила Османской империи войну.
Осада Плевны — один из наиболее ожесточённых эпизодов Русско-турецкой войны, когда русско-румынские войска выступили против укрепившихся в городе Плевна турецких войск и в итоге взяли город. Потери составили около 40 000 убитых и раненых со стороны России и Румынии и 25 000 со стороны Османской империи (ещё
43 000 были взяты в плен). Из 90 000 человек русско-румынских войск, принимавших участие в решающем сражении, были убиты 1700 — в том числе 18 офицеров и 542 солдата Гренадерского корпуса.
После окончания войны под Плевной решили установить памятник погибшим гренадерам и сразу же начался добровольный сбор средств в Гренадерском корпусе. Для возведения монумента был выделен участок земли с курганом Копаная Могила, и летом 1880 года состоялся конкурс на проект памятника, на котором были представлены 10 работ от разных архитекторов. По итогам конкурса созванная комиссия посчитала, что предложенные проекты не соответствуют величию события, и для сооружения памятника по рекомендации Ивана Забелина пригласили архитектора Владимира Шервуда.
Шервуд, руководствуясь предполагаемым местом размещения монумента и учитывая его удалённость от дорог и потоков людей, запланировал 20-метровый памятник-часовню, оформленный 4 скульптурными группами. Стоимость такого памятника составляла 70 000 рублей, но в распоряжении было всего 27 000. Комиссия рассчитывала, что государство возместит недостающее, но император Александр II, утверждая проект, рекомендовал им обратиться к купечеству. В конечном итоге было собрано около 29 000 рублей, и в 1881 году новый царь Александр III повелел строить памятник на имеющиеся средства. Шервуд упростил проект, уменьшив его размеры и заменив скульптурные композиции горельефами, и после его одобрения работа над памятником наконец-то началась.
В 1885 году было получено согласие на бесплатную перевозку памятника из Москвы в Болгарию, однако, в 1886 появились предложения оставить его в Москве, и в итоге в 1887 году при горячем одобрении москвичей часовню поставили у Ильинских ворот Китай-города.
Памятник героям Плевны находится в Ильинском сквере на площади Ильинские Ворота. Добраться до него можно пешком от станции метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Видео:Прогулки по Москве.От Ильинской площади до Старой площади выставка в сквере.Памятник героям Плевны.Скачать
Памятные места Москвы: памятник героям Плевны
Москвичам и гостям столицы хорошо знаком памятник героям Плевны, расположенный у одного из выходов станции метро «Китай-город» в Ильинском сквере. Этот памятник стал для многих обычным предметом городского интерьера. Люди встречаются в сквере, гуляют, проходят мимо, но мало кто в подробностях помнит о событиях, с которыми связано появление этого памятника. И мало кто знает, что это действующая часовня, которую открывают по большим церковным праздникам и два раза в год по случаю торжественных дат: 10 декабря, в день сражения под Плевной, и 3 марта, в день национального праздника Болгарии — Дня освобождения Болгарии от османского ига. В эти дни у часовни служится панихида по погибшим воинам-гренадерам и возлагаются венки и цветы и часовня открыта для посещения всех желающих.
Памятник-часовня является символом памяти о героях Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, которая называлась современниками Великой Освободительной войной и посвящен гренадерам, павшим в бою под Плевной 28 ноября (10 декабря) 1877 года. Автор памятника — архитектор, живописец и скульптор Владимир Осипович Шервуд. Официальное название — Часовня Иконы Божией Матери Знамение и Александра Невского. Такое название часовня носит в связи с тем, что освящена в честь Святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя царя-освободителя Александра II, и в честь Иконы Божией Матери Знамение, поскольку взятие Плевны произошло в день празднования этой иконы.
История памятника героям Плевны
Каждый год в начале весны Болгария отмечает свой национальный праздник — День освобождения от османского ига. 139 лет назад, 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1878 года, между Российской империей и Турцией в местечке Сан-Стефано был подписан договор, положивший конец Русско-турецкой войне и сыгравший огромную роль в обретении независимости балканских народов.
Два года до этого события весной 1876 года в Болгарии началось антиосманское восстание, известное как Апрельское. Оно было жестко подавлено турецкими властями и явилось причиной Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. В высочайшем манифесте, подписанном Александром II, было сказано: «Всем нашим любезным верноподданным известно то живое участие, которое мы всегда принимали в судьбах угнетенного христианского населения Турции. Желание улучшить и обеспечить положение его разделял с нами и весь русский народ, ныне выражающий готовность свою на новые жертвы, для облегчения участи христиан Балканского полуострова». В Болгарии русские солдаты сражались не ради территориальных приобретений, а с тем, чтобы помочь делу вызволения славян-единоверцев из османского ига.
Это была тяжелая и кровавая война и победа русских войск под Плевной явилась поворотным событием, повлиявшим на ход всей русско-турецкой кампании. После того, как к концу 1877 года капитулировал 40-тысячный турецкий гарнизон Плевны, русская армия перешла в наступление и подошла к стенам Константинополя (Стамбула). И только угрозы со стороны Великобритании и Австро-Венгрии заставили русское командование воздержаться от занятия османской столицы. Турция была вынуждена подписать Сан-Стефанский мирный договор, который-де-факто признавал независимость Сербии, Черногории и Румынии и кроме этого по договору создавалось новое автономное славянское княжество на Балканах — Болгария. Запад никак не мог смириться с успехами русской армии и дипломатии на Балканах и под давлением западных держав — особенно Великобритании, получившей от Турции «взятку» в виде Кипра, — пришлось пересматривать условия Сан-Стефанского договора. В Берлине был созван международный конгресс, закончившийся тем, что территорию Болгарского княжества сильно урезали, но, тем не менее, его независимость удалось отстоять и кровь русских солдат и болгарских ополченцев была пролита не зря.
После подписания Сан-Стефанского мирного договора в России было принято решение об установке под Плевной памятника погибшим гренадерам. Была открыта добровольная подписка в Гренадерском корпусе, собирались добровольные пожертвования, московское купечество принимало участие в строительстве памятника на благотворительной основе. Однако в 1886 году, когда отношения между Россией и Болгарией резко ухудшились (как обычно, постарались западные дипломаты) появились предложения не отправлять готовый памятник в Болгарию, а поставить его в Москве. Установка памятника в Москве была поддержана всем русским обществом, воспринимавшим Русско-турецкую войну 1877–1878 годов как свой священный долг защиты братских единоверных народов.
Открытие часовни состоялось 28 ноября (10 декабря) 1887 года, в день десятилетия битвы под Плевной. Перед освящением часовни состоялся военный парад, в котором приняли участие части Гренадерского корпуса, различных родов войск и Московского гарнизона. Принимал парад генерал-фельдмаршал великий князь Николай Николаевич, главнокомандующий Дунайской армией. Это было поистине всенародное торжество. На открытии памятника присутствовали московский генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков, в полном составе Городская Дума, а вся территория вокруг часовни со стороны улиц и сквера была заполнена множеством людей. Митрополит Московский Иоанникий совершил чин освящения часовни. В заключении торжества был оглашен акт о передаче памятной часовни на вечные времена городу Москве с завещанием всегда хранить память о павших воинах и совершать их церковное поминовение в день битвы под Плевной 28 ноября (10 декабря). Акт был передан московскому городскому голове Н. А. Алексееву.
Видео:Ильинский сквер на реконструкции ( сквер у Старой площади) // 2017Скачать
Часовня-памятник гренадерам — героям Плевны (Москва)
Памятник | |
Памятник героям Плевны | |
55°45′46″ с. ш. 37°37′39″ в. д.HGЯO | |
Страна |
|
Местоположение | Москва |
Автор проекта | В. О. Шервуд |
Основные даты | |
1888 | |
Статус | ОКН № 7734295000№ 7734295000 |
Материал | чугун |
Памятник героям Плевны на Викискладе |
Памятник героям Плевны
(архитектор и скульптор Владимир Иосифович Шервуд, инженер-полковник А. И. Ляшкин) — памятник русским гренадерам, павшим в бою под Плевной, во время Русско-турецкой войны 1877—1878, установлен в Ильинском сквере Москвы (площадь Ильинские Ворота).
За Плевну велись самые ожесточенные сражения, повлиявшие на ход всей русско-турецкой кампании.
Часовня сооружена по инициативе Московского археологического общества и офицеров и солдат Гренадерского корпуса, расквартированного в Москве, и собравших на его постройку около 50 тыс. рублей.
Видео:Москва Старая ПлощадьСкачать
История создания
После подписания Сан-Стефанского договора возникла мысль, которую первым озвучил генерал Ганецкий, об установке под Плевной памятника погибшим гренадерам. Сразу была открыта добровольная подписка в Гренадерском корпусе. По просьбе Ганецкого о «безвозмездной уступке в собственность гренадер» участка земли с курганом Копаная Могила
, Совет Плевненского округа отдал его в «вечную собственность» Гренадерского корпуса. Когда гренадеры вернулись в Россию (в конце 1878 года), оказалось, что вместе с поступлениями из других армейских частей, была собрана сумма около 27 тысяч рублей. Была образована специальная комиссия по установке памятника, которая выработала программу конкурса на составление проекта. Летом 1880 года (с 16 по 21 июня) в залах МУЖВЗ были представлены десять проектов памятника. В итоге первая премия была присуждена архитектору А. И. Вальбергу (1844—1881). Тем не менее, комиссия посчитала, что все проекты «не соответствуют, однако, величию того события, для увековечения которого сооружается памятник».
Когда встал вопрос о новом проекте памятника, И. Е. Забелин предложил кандидатуру В. О. Шервуда, который в это время заканчивал постройку здания Императорского исторического музея.
Видео:Памятник героям Плевны - Большая ЛубянкаСкачать
История часовни-памятника
Как указал В. О. Шервуд в объяснительной записке к первоначальному проекту памятника, из-за того, что «людные пункты и дороги отстоят от места сооружения на значительное расстояние, то необходимо придать памятнику приличную высоту (10 саж )». Поэтому первый вариант памятника представлял собой часовню высотой более 20 метров с четырьмя скульптурными группами. Сметная стоимость такого памятника составила 70 тысяч рублей, что было гораздо больше собранной суммы. Комиссия, посылая проект на утверждение Александру II, рассчитывала, что император возместит недостающее: однако царь в ноябре 1880 года «соизволил вполне одобрить его» и разрешил открыть частную подписку для сбора средств и предложил обратиться к московскому купечеству. Решено было также продавать фотографии проекта памятника; в Манеже была устроена выставка рисунков памятника. К весне 1881 года собранная сумма увеличилась лишь до 29 тысяч рублей. Новый царь, Александр III, повелел 4 августа 1881 года, соорудить памятник на имеющиеся средства и в 1882 году Шервуд представил упрощённый вариант, в котором уменьшил размеры памятника и заменил скульптурные группы на горельефы, сохранив «при этом характер и мысль первого проекта»; 19 ноября он был одобрен[1]. Шервуд, как исполнитель главных работ, нашёл исполнителей: чугунные детали должны были изготовить на заводе братьев Бромлей, горельефы — на фабрике «Георга Поля и К», крест — фабрика Постникова, стёкла для восьмигранного шатра — фабрика братьев Смольяниновых, а отделку этих стёкол под витражи по рисунку Шервуда — живописная мастерская Луи Опеля. В 1884 году купец 1-й гильдии и староста храма Христа Спасителя А. И. Кононов[2] взялся изготовить за свой счёт внутри часовни майоликовый иконостас. В начале 1885 года было получено согласие о бесплатной перевозке памятника из Москвы в Болгарию.
Открытка XIX века
Однако в 1886 году в результате Болгарского кризиса, когда отношения между двумя странами ухудшились («примирение» состоялось в 1895 г.) появились предложения поставить памятник в Москве; москвичи горячо поддержали эту идею и московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков после долгой переписки с различными департаментами в 1887 году дал согласие на установку памятника героям Плевны в Лубянском сквере.
Открытие Плевненской часовни состоялось 28 ноября (10 декабря) 1887 года, в день десятилетия битвы под Плевной. Открытие было отмечено парадом частей Гренадерского корпуса, принятого генерал-фельдмаршалом великим князем Николаем Николаевичем; городскому голове Н. А. Алексееву был вручён акт о передаче памятника-часовни Москве.
Видео:Памятник-часовня героям Плевны в Москве. 1,5 часа за 7 минСкачать
Топ-10 памятников литературным героям
В нашей сегодняшней десятке — самые интересные (и стопроцентно рукотворные!) памятники литературным персонажам: родом как из взрослых, так и из детских книг
Текст и фото: Анна Матвеева
Генералу
Жоржу Катру, соратнику де Голля, не слишком повезло — пусть в честь него и назвали площадь между проспектом Вилье и бульваром Мальзерба, но в народной топонимике укрепилось иное прозвище — площадь Трёх Дюма. Всё дело в том, что на этой обширной площади ещё в девятнадцатом веке было решено увековечить в бронзе память знаменитого французского романиста, Александра Дюма-отца. Автор «Графа Монте-Кристо» проживал неподалёку, на бульваре Мальзерба, а теперь его статуя красуется практически на выходе из одноимённой станции метро («Мальзерб»). Главный Дюма сидит в кресле, в руке у него перо, на губах играет довольная улыбка, а у подножия примостились д’Артаньян с одной стороны и группа увлечённых читателей — с другой. Этот памятник появился на площади в 1883 году, автором его стал великий Гюстав Доре (проект статуи — его последняя работа).
На другой стороне площади в начале XIX века установили памятник другому Александру Дюма — сыну, автору пьесы «Дама с камелиями», прославленной Верди в опере «Травиата». Скульптурный сын выглядит не таким довольным жизнью, как скульптурный отец, — он изваян из мрамора, в руке тоже держит перо, а снизу на него взирают героини его пьесы. Дюма-младший также жил неподалёку от площади генерала Катру — на проспекте Вилье.Третий Дюма, памятник которому установлен на той же самой площади, на самом деле был первым — это легендарный генерал Тома-Александр Дюма, сын чернокожей рабыни-гаитянки и французского аристократа, принимавший участие в египетском походе и итальянских кампаниях Наполеона, два года проведший в заточении. Первоначальный памятник Тома-Александру Дюма появился вблизи от памятников сыну и внуку в 1913 году — но во время оккупации Парижа он был разрушен нацистами, так как их не устроило происхождение Дюма-деда… Справедливость восторжествовала в 2009 году, когда на площади генерала Катру появился новый памятник работы скульптора Сан-Арсиде: это не статуя, не монументальный фонтан, не бюст, а …порванные оковы, символизирующие освобождение от рабства. И тогда площадь вновь стала такой, какой её привыкли видеть парижане, — площадью Трёх Дюма!
Другие памятники д’Артаньяну и трём мушкётерам находятся в Оше (на родине героя), Маастрихте (месте его гибели) и в Екатеринбурге (местный д’Артаньян имеет черты Михаила Боярского).
Главный испанский писатель — разумеется, Мигель де Сервантес Сааведра, автор великого романа о Дон Кихоте Ламанчском. Логично, что одним из самых заметных памятников столичного Мадрида стал памятник Сервантесу — он уже без малого девяносто лет украшает площадь Испании и успешно конкурирует с ближними высотными зданиями. Клич о необходимости увековечить в камне образ великого сочинителя был брошен в 1915 году, накануне 300-летия со дня его смерти.
Было решено почтить память Сервантеса и одновременно с этим украсить совершенно новую площадь Испании, для чего в стране объявили национальный конкурс. Победителями стали архитектор Сапатера и скульптор Кулло-Валера, после чего начался сбор средств по всем испаноязычным странам. Памятник был задуман таким, чтобы мало не показалось: грандиозная стела украшена глобусом, гербами и статуями, у основания сидит сам писатель, изваянный в камне, а ниже — Дон Кихот верхом на лошади и Санчо Панса верхом на осле. Авторы проекта не забыли и про фонтан — в общем, реализовать все идеи разом было достаточно затруднительно, поэтому памятник открыли в 1929 году, когда он был ещё не полностью закончен. Доводил проект до ума сын скульптора Кулло-Валера в 1950-х: он же добавил к монументу статую Дульсинеи Тобосской. Любопытно, что точная копия бронзовой парочки персонажей в 1989 году появилась в Брюсселе, городе-побратиме Мадрида.
Другие памятники Дон-Кихоту и Санчо Пансе находятся в Омске, Москве, Габрово и так далее.
У доброго доктора, который всех излечит-исцелит, был прототип — вильнюсский врач Цемах Шабад, проживавший на той самой улице, где теперь стоит памятник старичку в шляпе и девочке с кошкой на руках (девочка переживает за здоровье питомицы, но с ней совершенно точно всё будет хорошо!). Выходец из еврейского квартала Вильнюса (тогда ещё Вильны), Цемах Шабад получил образование в Москве, сражался с эпидемией холеры в Астрахани, а в 1905 году был выслан как неблагонадежный элемент за границу — в Германию. В родной город доктор вернулся лишь спустя несколько лет, служил военным врачом во время Первой мировой, а потом до конца своих лет лечил больных в Вильнюсе, не отказывая никому из пациентов. С Корнеем Чуковским Айболит познакомился в 1912 году, писатель дважды гостил у Шабада, называл его на русский манер «Тимофеем Осиповичем» и был потрясён его личностью.
Цемах Шабад был подлинным гуманистом и просветителем, он бесплатно лечил бедных, помогал многодетным семьям, организовал несколько школ и вправду не делал никакой разницы между своими пациентами — с одинаковым усердием исцелял и какого-нибудь генерала, и несчастную кошку, проколовшую язычок рыболовным крючком (возможно, именно её держит на руках скульптурная девочка!). В 1935 году доктор Айболит проводил очередную операцию, он был уже в возрасте, проявил неосторожность, порезавшись, — и умер от сепсиса. В мае 2007 года стараниями потомков Шабада (к которым, как говорят, относились и Майя Плисецкая, и Михаил Ботвинник) на углу улиц Диснос и Месиню был открыт памятник Цемаху Шабаду — прототипу доктора Айболита (скульптор — Ромас Квинтас). О том, что на создание персонажа Чуковского вдохновил именно Шабад, говорил сам автор (не будем вспоминать историю с доктором Дуллитлом, книгу о котором в 1925 году пересказал Корней Иванович).
Другие памятники доктору Айболиту и его прототипу находятся в Еврейском музее Вильнюса, а также в Анапе, Иркутске, Кирове, Витебске, Бердянске, Одессе, Новосибирске и др.
«Увидеть её на перроне, с косой от попы до затылка, и от волнения зардеться, и вспыхнуть, и напиться в лежку, и пастись, пастись между лилиями — ровно столько, чтобы до смерти изнемочь!» Памятник героине поэмы «Москва — Петушки», которая «не девушка, а баллада ля бемоль мажор!» логичнее было бы установить на Савёловском или Курском вокзалах, а не на площади Борьбы, где теперь присутствуют и сам бронзовый Веничка Ерофеев в раздумьях, и его красавица из Петушков. Поначалу, говорят, так и было — скульптуры, созданные Валерием Кузнецовым и Сергеем Манцеревым в 2000 году (спустя 10 лет после смерти Ерофеева), занимали каждая своё место: девушка с косой ждала Веничку на перроне в Петушках, а сам Веничка, с трудом стоящий на ногах, — на перроне Курского вокзала. Затем те, кто принимает ответственные решения, вознамерились сделать то, что не сбылось в поэме, — объединить девушку с Веничкой. И перенесли оба памятника на тихую, вопреки своему имени, площадь Борьбы (метро «Новослободская»). Но литература в очередной раз победила реальность — девушка и Веничка разделены аллеей, ограждены кирпичными заборчиками, да и смотрят каждый в свою сторону. На постаментах — цитаты из поэмы. «Нельзя доверять мнению человека, который еще не успел опохмелиться» — у Венички. «В Петушках жасмин не отцветает, и птичье пение не молкнет» — у девушки.
Первый в мире памятник учёному Гриффину (он же — Человек-невидимка), персонажу романа Герберта Уэллса, был установлен (если можно так сказать) в Екатеринбурге, по адресу ул. Белинского, 15, слева от главного входа в библиотеку имени Белинского. Два отпечатка ног на бронзовой плите размерами 1х1 м принадлежат разным людям: левая — прозаику Евгению Касимову, правая — художнику Александру Шабурову. Именно этим выдающимся уральцам пришла мысль сделать невидимое видимым, что и было осуществлено в 1999 году.
Памятником Человеку-невидимке называют также пустой постамент в Санкт-Петербурге (наб. р. Фонтанки, 132). Когда-то здесь был установлен бюст императора Александра II, на свои средства построившего больницу «для рабочего населения». В 1930-х бюст отправился на переплавку, постамент уцелел, а в народе со временем закрепилась мысль о том, что памятник тут всё-таки есть. Просто его никто не видит.
История появления этого крошечного памятника на сто процентов литературная — идею поставить крепко пьющей птичке статую на Фонтанке высказал Андрей Битов, а воплотил её в жизнь Резо Габриадзе совместно с архитектором Славой Бухаевым в 1994 году.
Популярная песенка о Чижике, как считается, была посвящена не столько птице, сколько собирательному образу студента Императорского училища правоведения: оно располагалось в доме за номером 6 по набережной Фонтанки. Студенты-правоведы щеголяли в зеленых мундирах с желтыми обшлагами, а по зиме носили пыжиковые шапки — вот вам и чижик, и пыжик сразу. Теперь история забылась, персонаж давно вытеснил из народной памяти прототип, который «на Фонтанке водку пил» — и к 11-сантиметровой фигурке птички-чижика приходят загадывать желания многочисленные туристы (как всегда в Петербурге, процесс загадывания многоступенчатый и сложный). Семь раз чижика похищали с его законного места рядом с 1-м Инженерным мостом, но каждый раз скульптуру возвращали или восстанавливали заново.
Любимый всеми детьми (и многими взрослыми!) медвежонок, прибывший в Лондон из Дремучего Перу, вот уже 19 лет увековечен в бронзовой статуе на вокзале Паддингтон, где, собственно, и состоялось историческое знакомство персонажа с его новой семьёй — Браунами. Сказки Майкла Бонда — уютные, мудрые и добрые — давно превратились в популярный торговый бренд: повсюду в Лондоне продаются плюшевые медведи в синих пальто и красных шляпах, чай Паддингтона, мармелад Паддингтона и так далее, а недавно в Королевстве была отчеканена новая серия 50-пенсовых монет с его же изображением. Памятник работы Маркуса Корниша (по мотивам классических рисунков Пегги Фортнум, первого иллюстратора, работавшего над книгой в 1958 году) появился на вокзале, подарившем медвежонку имя, в 2000 году. Бронзовый Паддингтон — с табличкой «Пожалуйста, позаботьтесь об этом медведе» — робко сидит на чемодане, всматриваясь в своё неопределённое будущее. Теперь можно точно сказать, что оно оказалось коммерчески успешным, — и в подтверждение заглянуть в сувенирный магазин Paddington Bear on Paddington Station.
Память об одном из самых неоднозначных (в последнее время модна версия о том, что Обломов страдал тяжелейшей депрессией) персонажей русской литературы запечатлена в Ульяновске в виде аляповатого дивана из металлопластика и домашних тапочек — рядом со всем этим благолепием стоит памятник И. А. Гончарову, родившемуся в Симбирске в 1812 году. Первым в сквере Гончарова появился диван, сделанный по проекту архитектора Игоря Смиркина и украшенный, по всей видимости, рекламой спонсора — или просто рекламой. Есть на диване, впрочем, и цитата из романа «Обломов»: «Здесь я понял поэзию лени и буду верен ей до гроба, если только нужда не заставит взяться за лом и лопату. Иван Гончаров. Симбирск. 1849 год»
Чуть меньше чем год спустя, 12 июня 2006 года, к дивану добавились тапочки Обломова, над которыми потрудились мастера местной кузнечной артели «Корч».
Девушка, поджидающая корабль на берегу — излюбленный скульпторами сюжет, и лишь в некоторых случаях уточняется отдельно, что это не просто какая-то там девушка. Это Ассоль, самая романтическая героиня русской литературы ХХ века, выглядывающая на горизонте обещанные алые паруса… В 2005 году героине Александра Грина был поставлен памятник в Ханты-Мансийске, на набережной Иртыша. С платочком в руке бронзовая девушка встречает своего капитана, а вместе с ним и все приходящие суда. Любопытно, что скульптор Борис Вихорев и инициаторы возведения статуи поначалу считали, что это памятник некой абстрактной славянке, не встречающей, а провожающей моряков: в проекте памятник имел название «Прощание славянки». Но местные жители решили иначе — и переименовали скульптуру в «Ассоль Корабельную».
А вот памятник в Геленджике (скульптор Дмитрий Лындин, 2011) изначально строился в честь героини Грина — поэтому Ассоль имеет узнаваемые черты Анастасии Вертинской. В Кирове, на родине писателя, бронзовая Ассоль сидит на камне, как бы готовясь пустить в море игрушечный парусник, а в Череповце держит корабль перед собой на вытянутой руке.
Судя по всему, знаменитый роман Ярослава Гашека был популярен в странах бывшего СССР едва ли не сильнее, чем на родине, — иначе откуда взялось бы столько памятников Швейку на просторах России и Украины? Бравый солдат увековечен в Петербурге и Бугульме, в Одессе и Львове, но самый замечательный из всех памятник Йозефу Швейку был установлен в Самаре, на углу Куйбышева и Некрасовской, в 2013 году в честь 130-летия Ярослава Гашека (архитекторы А. Куклин, Н. Куклин, К. Цибер). Швейк имел полное право на то, чтобы воплотиться в бронзе именно в Самаре, так как его создатель проживал здесь в 1918 году в гостинице «Сан-Ремо». Самарский бравый солдат сидит на бочке пороха с трубкой в руке, а в ногах у него пёс, преданно ожидающий, «что сейчас будет» — это отсылка к предвоенному прошлому Швейка, когда он занимался торговлей щенками.
На Сицилии открыли памятники русским поэтам
Литературный Эдинбург. Джоан Роулинг и так далее… (Ч. IV)
Александр Дюма Гашек памятник
Версия для печати
Главная › Публикации › Топ-10 памятников литературным героям
Видео:Москва. Площадь Ильинские ворота. Политехнический музей. Мемориал Героям Плевны. Март 2022 года.Скачать
Художественные особенности
Чугунный восьмигранный шатёр-часовню на низком постаменте венчает православный крест. Отлитые из чугуна детали собирались и монтировались с идеальной точностью — на поверхности не видно ни единого шва.
Боковые грани памятника украшены четырьмя горельефами: русский старик-крестьянин, благословляющий сына-гренадера; янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата; умирающий русский воин, последним усилием срывающий цепи с женщины, олицетворяющей Болгарию. На гранях шатра надписи: с северной стороны — «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28го ноября 1877 г.»; с южной — «В память войны с Турцией 1877—1878 годов» и перечень основных сражений — «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали»; на восточной и западной — цитаты из Евангелия. Перед памятником — чугунные тумбы с надписями «В пользу увечных гренадер и их семейств» (на них стояли кружки для пожертвований).
В интерьере часовни, отделанном полихромными изразцами, помещались живописные образа Александра Невского, Иоанна Воина, Николая Чудотворца, Кирилла и Мефодия, семь бронзовых плит с именами погибших гренадеров (убитых и умерших от ран) — 18 офицеров и 542 солдат.
После 1917 года большая часть внутреннего убранства, украшения и бронзовые плиты с именами погибших гренадеров были утрачены; часовня была закрыта и разорена. В ней устроили туалет. Часовня в обезображенном виде простояла до середины 1940-х годов, к концу войны её привели в порядок, восстановили крест и позолотили надписи. Но без совершения служб часовня быстро разрушалась. В 1959 и 1966 годах ремонтировалась; была полностью покрыта консервирующим составом и приобрела вид чёрного чугунного памятника. В 1984 году исполкомом Моссовета было принято решение о реставрации памятника, — под наблюдением архитектора Г. Ф. Мелентьева.
В декабре 1992 года часовня была передана Русской православной церкви и приписана к Николо-Кузнецкому храму. На сегодняшний день часовня приписана к Кадашевскому храму, настоятелем которого является протоиерей Александр Салтыков.
В ознаменование 120-летнего юбилея освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора, 1 марта 1998 года состоялось освящение и открытие часовни-памятника в присутствии патриарха Алексия II; 3 марта, в день национального праздника Дня освобождения Болгарии от османского ига у вновь освящённой часовни состоялось торжественное поминовение воинов духовенством Русской и Болгарской Православных Церквей; в декабре 1999 года при часовне было учреждено Патриаршее подворье (в настоящее время здесь регулярно совершается заупокойное богослужение).
Видео:Внутри памятника героям ПлевныСкачать
Общая трагедия культовых сооружений в годы атеизма
Непонятно, почему памятники простым жителям царской России подвергались уничтожению. Как можно было похитить доски с именами погибших и в каком хозяйстве это могло пригодиться? Тем не менее при советской власти памятник был разграблен и осквернен. Неоднократно вставал вопрос о его сносе, переплавке чугуна с целью изготовления из него памятника Куйбышеву. К счастью, этого не произошло. В конце сороковых годов прошлого века часовню даже привели в какой-то порядок – позолотили надписи и восстановили крест. Долгие годы памятник стоял призраком и разрушался. В 50-е годы его покрыли консервирующим составом, отчего он стал черным. Так и возвышался он над площадью черным безжизненным чучелом вплоть до 1992 года, когда власти передали его Николо-Кузнецкому храму.
Видео:Малый Устьинский мост - Ильинский скверСкачать
Реставрация
21 августа 2020 года столичный департамент по конкурентной политике объявили тендер на реставрацию часовни XIX века. Начался сбор заявок от компаний на конкурс по разработке проектно-сметной документации. Начальная стоимость контракта составила 11,2 млн руб.. Заказчиком проекта выступили ГКУ «Мосреставрация». Конкурсное задание было направлено на исследование памятника, фиксацию утрат и разработку проектной документации для работы по восстановлению объекта культурного наследия. Планировалось завершить сбор заявок до 4 сентября, а закончить подготовку проектных документов к концу 2019 года[3].
Видео:Москва 2547 площадь Ильинские Ворота, Новая площадь, Малый Черкасский переулок лето деньСкачать
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Памятник героям Плевны
- о памятниках Москвы на Московском Международном портале
Дореволюционные памятники Москвы | |
Сохранившиеся |
|
Утраченные |
|
Видео:9 мая 2019 Лития и молебен у Часовни-памятника героям ПлевныСкачать
Судьба русских воинов – освобождать другие народы
Под Плевной погибло больше 31 тысячи русских воинов, проявлявших на поле боя, как всегда, чудеса храбрости. Памятник героям Плевны изначально планировалось воздвигнуть на месте их гибели, но москвичи настояли на том, чтобы часовня осталась в Москве.
Но и в России красавица часовня не избежала печальной участи. В годы безверия памятник героям Плевны не только был разграблен — он был превращен в общественный туалет. Это не цинизм – это надругательство над памятью павших в бою героев-соотечественников, простых солдат.
📸 Видео
Памятник Героям Плевны в Китай-городеСкачать
Площадь Ильинские Ворота.Скачать
Открытие памятника Петру I (Медный Всадник) на Сенатской площади в ПетербургеСкачать
История Гостиного двора - бесплатная выставкаСкачать
Главные памятникиСкачать
С Площади Ильинские ворота Администрация Президента России видна и Политехнический музей #MoscowСкачать
Мемориал «Героям-панфиловцам»Скачать
Первый памятник народным героямСкачать
1975г. Монументальные памятники героям Великой Отечественной войны. БелоруссияСкачать