- Спас на крови площадь мозаики
- Мозаика
- Мозаика во внутреннем убранстве храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге
- Фотографии
- Сплошное волшебство
- Мастера-умельцы
- Масштабность мозаики
- Прочность и долговечность
- Передовая техника
- 7000 метров мозаики Собора Спаса на Крови
- Место гибели Александра II
- История Создания — кратко
- Часовня
- Конкурс
- Строительство
- Собор во время войны
- Архитектура
- Внутренняя отделка храма
- Стены и колонны
- Мозаика
- Сень и алтарь
- Полезная информация
- Как дойти от метро
- 🎦 Видео
Видео:Собор Спаса на Крови в Санкт Петербурге #АвиаманияСкачать
Спас на крови площадь мозаики
Видео:Мозаика храма Спаса на Крови.Скачать
Мозаика
Исключительную роль в создании художественного образа храма-памятника играет мозаичное убранство, являющееся одним из крупнейших собраний монументальной мозаики Европы. Общая площадь мозаичной коллекции превышает 7 000 квадратных метров. За право исполнения мозаик для храма-памятника соревновались известные итальянские фирмы: «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати и «Societa Mussiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер», мозаичное отделение Академии художеств и основанная в 1890 году частная мастерская Александра и Владимира Фроловых. По итогам конкурса победу одержала мастерская Фроловых. С 1896 по 1907 годы ее мастера, искусно владевшие техникой «обратного» или «венецианского» набора, исполнили свыше 600 икон и мозаичных композиций, декорирующих фасады и интерьер. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника. Среди них известные живописцы Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов.
Фасады собора украшает свыше 160 мозаичных композиций, икон и вставок, привлекающих звучностью и разнообразием цветовых сочетаний. В многочисленных кокошниках представлены образы русских святых, среди них св. князья: Владимир, его сыновья Борис и Глеб, Михаил Черниговский и боярин Федор. Приоритетное место, центр западного фасада колокольни, отдано образу Александра Невского – святому, с которым связан тезоименитством Александр II.
Колокольня возведена над местом смертельного ранения императора и отличается насыщенностью декора. Ее центральную часть оформляет мозаичное собрание из 134 геральдических изображений, получивших название гербов. Они представляют российские губернии, области, города, жители которых внесли пожертвования на строительство храма. Наряду с художественными достоинствами геральдическую коллекцию храма отличает историческая ценность.
В основании колокольни – рельефный мраморный крест с мозаичным распятием Спасителя – аллегория жертвенного подвига царя-мученика. По сторонам от креста – образы святого преподобного Зосимы Соловецкого и святой преподобной мученицы Евдокии, поминаемых в дни рождения и кончины Александра II.
В тимпанах четырех крылец, примыкающих к западному фасаду здания, находит отображение тема «Страстного цикла»: «Несение Креста», «Распятие», «Снятие с Креста» и «Сошествие во ад». Автор эскизов мозаичных композиций В. Васнецов сумел необычайно правдиво передать душевное и эмоциональное состояния участников голгофской трагедии.
Сакральное событие «Воскресение Христово», отвечающее названию храма-памятника, отражено в одноименной мозаике фронтона северного фасада. На фоне мерцающего золотого проема гробницы предстает образ воскресшего Спасителя с высоко поднятым крестом – знамением торжества жизни над смертью. Символично и виднеющееся вдали предрассветное небо, закрытое грозовыми тучами, но уже с обозначенной полоской зари – знаком всепобеждающей веры. Автор мозаики легко узнаваем по поэтическому почерку и лирической ноте, присущим только М. Нестерову.
В Спасе на крови впервые в истории русской архитектуры мозаика стала доминантой пространства интерьера. В соответствии с живописной программой крестово-купольных соборов XVII века мозаичные иконы и орнаменты в определенном ритме заполняют поверхности пилонов и стен, плавно переходя в изогнутые поверхности арок, сводов и плафонов куполов. Красочные, неповторимые орнаменты – это одна из особенностей оформления, эмоционально усиливающих образное восприятие храма-памятника.
В плафоне центрального купола представлено изображение Пантократора, в образе которого воплощена идея Спасителя.
Живописное решение образа принадлежит Н. Харламову, создавшему для собора 42 композиции, в том числе и образы, расположенные в плафонах четырех малых куполов: «Богоматерь», «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил» и «Иоанн Креститель». Произведения художника ярки и монументальны. Как правило, он использовал приемы византийского письма, где фронтальность, симметрия, статика служили средствами выражения внутреннего величия образа.
Стены центральной части храма воспринимаются яркими иллюстрациями христологического цикла. Его открывает сцена «Благовещение».
Подобно аналогам в древнерусских храмах, композиция заняла два алтарных пилона солеи. В ее правой нижней части на фоне Иерусалимского храма изображена стоящая у колодца Богородица, освещенная лучами. В левой верхней части, на фоне виднеющегося пейзажа Палестины – летящий с посохом Архангел Гавриил, сообщающий Марии благую весть о рождении будущего Спасителя. Масштабность и необычность композиционного расположения главных персонажей создают ощущение свободы декоративного решения, выделяя мозаику среди окружающих образов.
Дальнейшее евангельское повествование получает освещение в мозаичных композициях южной стены: «Встреча Марии с Елизаветой», «Рождество Христово» и последующие за ним события – «Явление Ангелов пастырям» с вестью о рождении Богомладенца, «Поклонение волхвов божественному Младенцу», «Явление Ангела во сне Иосифу», до знакового события «Крещение Христа». Мозаичные образы решены в стилистике академического искусства, с привлечением элементов жанра.
На северной стене расположены мозаики, иллюстрирующие сюжеты Нового Завета – чудесные исцеления Спасителем кровоточивой, слепого, двух слепых, бесноватого юноши, сухорукого. В основу построения большинства из них положена определенная композиционная схема: слева группа апостолов во главе с Христом, справа исцеляемые и очевидцы свершаемого чуда. Исключение представляет мозаика «Хождение по водам», исполненная по оригиналу А. Рябушкина. Основа сюжета – описанное в евангелиях событие в назидание всем сомневающимся в Христе. В центре, среди разбушевавшейся водной стихии, – фигура Спасителя; с укором подает Он руку разуверившемуся в Его Божественности, охваченному ужасом апостолу Петру, наполовину погрузившемуся в морскую пучину. В мозаике доминируют два цвета – синий и красный, но в силу своего дарования художник сумел добиться особой звучности красочного решения.
Драматические события, предваряющие крестные муки Христа – «Моление о чаше», «Христос перед Каиафой», «Предательство Иуды», «Христос перед Пилатом» – воспроизведены в мозаиках западных пилонов, фланкирующих место ранения императора. Мозаичные образы мемориальной части храма «Распятие Христа», «Положение во гроб», «Сошествие во ад» представлены в изложении талантливого художника-монументалиста Василия Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя. Ключевым в мозаичном оформления мемориальной части храма является образ «Положение во гроб», отмеченный насыщенностью эмоционального звучания.
Доминанта мозаичного оформления алтаря – величественный образ Иисуса Христа, представленный в композиции «Христос во славе». Одна из самых значительных мозаик храма-памятника как по содержанию, так и по исполнению. Сложная по композиции, мозаика органично заполняет поверхность алтарного свода, согласуясь с архитектоникой храма. Спаситель предстает во всей полноте своей Славы, как Властитель, олицетворяющий единство мира горнего и земного.
В отличие от монументальных произведений куполов и сводов, исполненных мастерами Фролова, мозаичные иконы сени, киотов, иконостаса – станковые произведения. Они были созданы Императорской Академией художеств и немецкой фирмой «Пуль и Вагнер» «репродукционным» способом, позволяющим детально копировать живописный оригинал с сохранением всех его цветовых и световых эффектов. Немецкие мастера исполнили набор четырех образов: «Св. князь Владимир», «Св. Мария Магдалина», «Св. царица Александра» и «Свт. Николай Чудотворец». Мозаики набраны смальтой мелкого модуля, удивительно точно подобранной по форме и цветовому решению. Мозаичисты Академии, виртуозно владевшие техникой набора, исполнили образы для иконостаса, сени, киотов. Четыре иконы – «Спаситель» и «Богоматерь», традиционно расположенные по сторонам от Царских врат, и клиросные «Св. Александр Невский» и «Воскресение Христа» – набраны смальтой «отражательного огня». Ее краски отличались глубиной цвета и богатством оттенков. Автор двух первых работ В. Васнецов, чьи росписи во Владимирском соборе в Киеве служили эталонами для живописного убранства православных храмов на рубеже XIX – начала XX вв.
Исполнитель эскизов мозаик для киотов – М. Нестеров. Его работы отличаются гармонией красок и лирическим настроем. Творческой удачей мастера стал образ святого Александра Невского. Благоверный князь, отрешенный от всего земного, молится в домовой церкви. Цветовая гамма мозаики безукоризненна, великолепно передан блеск доспехов и оружия, тепло горящей свечи. В углу иконы сквозь окно на фоне золотого заката виднеются главки церкви, придающие иконе национально-лирический колорит.
Бесспорное украшение иконостаса – 12 миниатюрных икон афонских святых. Образы предназначались для ковчега дарохранительницы храма Христа Спасителя в Москве, но по решению Александра III переданы храму Воскресения Христова, где украсили столбики, фланкирующие царские врата.
Прототипами образов стали фресковые изображения святых одного из Афонских монастырей в Греции. Иконы исполнены в 1861 году в мастерской Академии художеств, в технике «на скол». Сохраняя специфику монументального произведения, миниатюрные образы включают до 20 тысяч смальтовых частиц.
Мастерство русских живописцев и высокий профессионализм мозаичистов обеспечили выразительность многим произведениям храма-памятника, а использование различных способов набора мозаики позволило создать образы евангельской истории от масштабных декоративных композиций до миниатюр. Все они органично вошли в коллекцию Спаса на крови, представляя различные направления русского и европейского мозаичного искусства конца XIX – начала XX веков.
Видео:Спас на крови. Экскурсия в Санкт-Петербурге.Скачать
Мозаика во внутреннем убранстве храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге
Видео:Храм Спаса на Крови. Экскурсии по Петербургу. Утро на 5Скачать
Фотографии
Внутреннее убранство Спаса-на-Крови способно покорить сердце, что будешь возвращаться сюда всякий раз, и открывать для себя что-то новое. Храм рассчитан на более полутора тысяч верующих, а его пространство устроено достаточно уютно. Важно, что все вокруг радует глаз и блистает неподражаемым великолепием.
Видео:Храм Спас-на-крови, Санкт-Петербург.Потолочная мозаика .Скачать
Сплошное волшебство
Внутри храм выглядит как сказочная шкатулка. Мозаика чудесным образом вписывается в святые интерьеры Спаса-на-Крови. Не зря его мозаичное оформление причисляют к самым крупным в нашей стране образцам мозаичного искусства. Поэтому его величают “музеем мозаики”. Снаружи здания мозаика делает акцент на его главных элементах. Внутри же мозаичные композиции повсюду:
- в папертях в виде растительного орнамента;
- арочные проходы оформлены ветхозаветными сюжетами с двунадесятыми праздниками;
- на пилонах и пилястрах стен можно увидеть изображения святых Церкви, апостолов, мучеников, пророков;
- центральные стены и своды занимают картины земной жизни Христа;
- в западной части — сцены страдания Спасителя;
- восточная сторона посвящена явлению Господа после Воскресения.
Видео:Спас на крови (собор Вознесения Христова в Санкт-Петербурге)Скачать
Мастера-умельцы
Над оформлением внутреннего убранства c 1895 года трудились различные отечественные и заграничные иконописцы и живописцы. По изначальным задумкам главного архитектора Альфреда Александровича Парланда мозаичное авторство должно принадлежать прославленному мастеру религиозной живописи — Виктору Михайловичу Васнецову. Но из-за занятости он создал лишь эскизы — “Спасителя” и “Богоматери с Младенцем” и к 5-ти фасадным мозаикам.
К данной работе был привлечен художник Андрей Петрович Рябушкин. Ему принадлежат семнадцать мозаик внутреннего убранства и семь наружного. Главенствующее пространство было отведено творчеству большого художника-монументалиста Николая Николаевича Харламова. Этому мастеру обязан интерьер изобретением 42-х мозаик, масштабнейшей из которых является — образ Христа Вседержителя.
В мозаичном обустройстве участвовал художник Николай Андреевич Кошелев. Он разработал панно для храма. Сорок восемь заготовок для мозаик создал художник Василий Васильевич Беляев. Его золотых рук дела: “Нагорная проповедь”, “Вход в Иерусалим”, “Благословение детей”, “Сошествие Святого Духа”.
На плечи этого мастера легла самая серьезная работа по сотворению полотен на месте смертельного ранения Александра Второго. Тема мученичества и сохранение памяти императора явилась самой главной концепцией возведения Спаса-на-Крови. Поэтому здесь мозаичные композиции имеют тесную связь со Страстями Христа и Голгофской трагедией, и являются самыми главными.
Мозаичные святые лики и сюжеты создавались по творениям великих художников — Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Васильевича Нестерова, Николая Корнилиевича Бодаревского, Николая Павловича Шаховского, Николая Александровича Бруни и прочих, а также Мозаичным отделением Академии художеств и мастерской Фроловых, немецкими и итальянскими фирмами.
В начале 20 века работы по картонам интерьерной живописи были закончены. Мозаика Исаакия создавалась на масляной живописи, в Спасе-на-Крови упор делался на их изготовление в смальте. Поразительно, но тут нет ни одной живой живописи. Красивейшие мозаичные шедевры –огромнейшая заслуга архитектора Парланда и 32 гениальных мастеров.
Каждый из них отличался своей манерой исполнения. Иконы Рябушкина, Кошелева и Бодаревского отражают академизм, в творениях Нестерова и Бруни явно прослеживается модерн, у Васнецова и Харламова доминируют признаки византийской иконописи.
Так, явились миру большие шедевры, обладающие различными характеристиками, однако в этом вся прелесть, магия и сила. Дополняя друг друга, они создают гармоничный и целостный ансамбль внутреннего убранства.
Видео:Спас на Крови в Санкт-Петербурге//История покушений на царя Александра 2 и история Спаса на КровиСкачать
Масштабность мозаики
Мозаичные композиции Спаса-на-Крови представляют большую художественную ценность, также их масштабность поражает всякое воображение. М озаикой с наружи выложено 400 квадратных метров фасадов, внутри ею оформлено 7065 квадратных метров.
По площади мозаичного убранства Спас-на-Крови занимает первое место среди православных сооружений у нас и является одним из крупнейших в Европе.
Профессор Покровский сравнил его с храмами византийскими, римскими, равеннскими и сицилийскими, и признал, что даже в них нет такого мозаичного богатства.
Видео:Спас на крови внутри. Шедевральное зрелище! Петербург. Saved on the blood inside. Petersburg.Скачать
Прочность и долговечность
К мозаике обратиться вынудил петербургский климат. И строили святое сооружение на века, не жалея ни сил, ни средств. Зодчие старались создать шедевр. Если сравнивать с росписями, мозаика обходится намного дороже, но ее прочность и долговечность с годами “окупает” себя.
Как доказала история, использование мозаики помогло собору выстоять во времена тяжелейших испытаний, и чтобы мы сегодня им любовались и в нем было приятно находиться.
Видео:История собора. Храм Спас на КровиСкачать
Передовая техника
Занималась изготовлением мозаики для Спаса-на-Крови частная студия братьев Фроловых. Впервые в России применил продвинутый и быстрый “обратный” или “венецианский” мозаичный метод мастер Александр Александрович Фролов, его дело подхватил брат Владимир Александрович.
Способ позволял изготавливать масштабные композиции, которые видятся, как все гениальное, на расстоянии. Художественные эскизы переносили на толстую бумажную основу, используя зеркальное отображение. Далее разбивали нарисованный сюжет на участки. Впоследствии наклеивали на каждый из них смальту. Готовые блоки обрамляли и заливали цементным раствором. Их крепили к стенам, заполняя швы мастикой. Завершалась работа “добиранием” изображения на месте.
Видео:Великолепие мозаики в Спасе на Крови СПБСкачать
7000 метров мозаики Собора Спаса на Крови
Храм Спаса на крови я советую не только посмотреть снаружи, но и зайти внутрь.
Реставраторы проделали просто огромную работу.
Внутри есть несколько стендов как собор выглядел после войны
Видео:Мозаика Спаса на кровиСкачать
Место гибели Александра II
Собор спаса на Крови построен на месте гибели императора Александра II. Террористы из народной воли устроили огромную операцию по его уничтожению.
Сначала в него стреляли на Дворцовой площади, но император оказался непрост. После первого выстрела он развернулся и помчался в Зимний, но не просто помчался, а начал скакать зигзагами, уворачиваясь от пуль.
После этого Народовольцы хотели заминировать мост, где обязательно должен был проехать Александр, но главный бомбист просто проспал и не пришел.
Мне кажется именно тогда руководство народной воли осознало, что у них в подчинении идиоты и начали готовиться серьезно.
Сперва они в течение 3-х месяцев следили за Александром и выявили все его маршруты.
Сняли лавку в полуподвальном помещении на одном из маршрутов, прокопали подземных ход и хотели взорвать мостовую.
Если бы это не сработало, то по сторонам стояли бы еще 4 человека с бомбами.
Если бы и бомбы не взяли царя, то глава этой операции Желябов, должен был прыгнуть в карету и заколоть императора кортиком. Фаталити так сказать.
Казалось бы, что может пойти не так? Ну во-первых, пока они 3 месяца следили, полиция тоже без дела не сидела и начались массовые аресты руководителей народной воли.
За 2 дня до покушения арестовали самого Желябова, главу этой ячейки. И покушение возглавляет Перовская, легендарная игла.
И вот день покушения, все на своих местах, все ждут, но тут император берет и меняет маршрут, чтобы заехать к своей кузине.
Мина под мостовой уже бесполезна, Народовольцы срочно переходят на новую точку, а мы же помним что они фанатики, но не очень умные. Поэтому у них сбивается очередность кто когда кидает, да и пути отхода не готовы.
Едет император, и первый бомбист кидает бомбу — кидает он ее почему-то в лошадей. Взрыв ранил несколько лошадей и охранников.
И тут происходит неожиданное. Александр II выходит из кореты и идет к бомбисту, чтобы узнать его национальность. Он надеялся что это поляк, они в то время входили в Российскую империю и яро требовали независимости.
Не знаю, стоила ли эта информация того, но в это мгновение вылетел второй народоволец и бросил заряд уже под ноги Царя.
Теперь вы можете видеть в Соборе Спаса на крови часть брусчатки того времени, где и погиб Император.
Видео:Спас на Крови - грустный и красивый #санктпетербург #спаснакрови #храм #питер #церковьСкачать
История Создания — кратко
Поговорим теперь о том, как строился храм Спас на Крови. Почему так называется эта красивая питерская церковь с многоцветными пестрыми куполами? Дело в том, что на этом месте, в марте 1881 года произошло покушение на российского императора Александра II, того самого, который отменил в России крепостное право и цензуру.
И хотя официально эту церковь, как и полагается по канонам православия, посвятили Воскресению Христа, в народе она получила название «на крови», что как бы указывало на то, что здесь была пролита кровь царя. А Спас – это же и есть Христос, Спаситель. В названии храма еще много смыслов – например, как Христос воскрес, так и царь «освободитель» преодолеет смерть и воскреснет.
Люди даже говорили, что убийство этого императора равнозначно второму распятию Христа. Поэтому Спас на Крови должен был напоминать о Голгофе. А яркое и красочное убранство собора должно было не только свидетельствовать об этой трагической гибели монарха, но и внушать надежду на вечную жизнь.
Часовня
Сначала на том месте, где убили императора, поставили памятный знак. Его днем и ночью охранял часовой. Потом, в апреле 1881 года, у решетки Летнего сада соорудили часовню. Она была деревянной, с претензиями на грациозность, сделанной в виде павильона, а на крыше стоял небольшой позолоченный купол с крестом. Автором часовни был известный архитектор Бенуа, а оплатили эти работы богатые купцы. Так что государство на нее ничего не потратило.
Но император Александр III, наследник погибшего царя, заявил, что часовни недостаточно, и именно на этом месте нужно возвести настоящий собор. Поэтому и построили церковь на набережной, что было очень необычным расположением. Новый император также захотел, чтобы храм в память его отца напоминал как о его гибели, так и вызывал чувство надежды и восхищения величием государства. И он объявил конкурс на лучший проект сразу же после убийства, пока строилась часовня.
Конкурс
Очень много лучших зодчих России решили посоревноваться за такой престижный проект. Они создавали модели будущего храма, которые выставляли в Михайловском саду. Сначала комиссия выбрала 8 проектов, которые предлагали построить церковь в византийском стиле – помпезном, роскошном и зрелищном.
Но Александр III заявил, что хотел бы видеть храм в стиле нарядной и красивой русской старины, как строили в 17 веке, например, в Ярославле. Он хотел, чтобы был виден народный, национальный характер постройки – купола в виде «теремков» и шатров, разноцветные изразцы, узкие, словно бойницы окна, кованые украшения и богатый декором дизайн. Александру III нравился идеализированный стиль московских царей, так чтобы все выглядело под старину, словно еще до реформ Петра.
Поэтому все отобранные комиссией проекты ему не понравились, и он объявил новый конкурс под названием «Старина», за которым следил лично. Но и предложенные во второй раз проекты император снова отверг. Он сам взялся выбирать то, что соответствовало его идеям, и остановился на совместном замысле архитектора Парланда и архимандрита Игнатия.
Иеромонах (монах, занимающий высокий пост в церковной иерархии) Игнатий из Троице-Сергиева монастыря был консультантом этого проекта, как сказали бы сейчас. Однако архимандрит был церковным деятелем, а не архитектором, и по поводу его участия в проекте тоже было много споров и возражений. Большинство ученых архитекторов сочли его вмешательство политической агиткой и всячески критиковали.
При этом даже говорили, что Парланд, пользуясь своими связями с церковными кругами, заморочил царю голову красиво раскрашенными чертежами, но само его творение было полно нелепостей. Поэтому император взял проект Парланда только за основу.
Ему также понравилось предложение сделать мемориальную церковь такой, чтобы она напоминала собор Василия Блаженного. Члены Академии Художеств, президентом которой был брат царя, тоже внесла свою лепту. Наконец, утвердили вариант, который уже совсем не напоминал первоначальную идею Игнатия и Парланда. Решили не просто построить церковь, а настоящий комплекс из храма, музея, башен и часовен. Тем более что уже тогда Александр III вовсю продвигал лозунг «Самодержавие, православие и народность». Он хотел сделать его популярным, визуализировать. И храм Спаса на Крови должен был стать архитектурным воплощением этого лозунга, так сказать, плакатом в камне и изразцах.
Строительство
Строить храм начали только через десять с лишним лет после гибели царя. Император сам заложил первый камень, как это было принято. Впервые в истории Петербурга церковь эту поставили на бетонном фундаменте толщиной больше метра, а не на сваях. Сам храм возвели из кирпича и облицевали гранитом, мрамором, так чтобы было прочно и долговечно.
Украшали церковь цветными изразцами из фарфора. Купола покрыли эмалированной медью, что сделало их яркими, а затем позолотили. Много времени и усилий потребовало и украшение храма. Ведь из-за влажности климата решено было покрыть собор не фресками и росписями, чтобы они не отсырели, а мозаикой. А для отделки внутреннего убранства использовались камни-самоцветы более десятка разных видов. Над ними трудились как русские и немецкие, так и итальянские мастера.
К тому же, царь настаивал на том, чтобы часть брусчатки, на которой пролилась кровь его отца, была оставлена нетронутой и была перенесена в храм. Это тоже было сделано. Пока собор строился, брусчатка, часть решетки и гранитные плиты, обагренные кровью императора, поместили в отдельную часовню, а потом вернули на место. А над ними сделали надстройку в виде сеней, то есть, прихожей в древнерусском доме. И сейчас на эту мостовую может взглянуть любой желающий.
Строили собор очень долго, чуть ли не четверть века, и освятили только в следующем столетии – в 1907 году, хотя планировалось, что все будет завершено к 1890 году. Последними соорудили крыльца и врата с серебряным орнаментом. Оказалось, что во время строительства были украдены и растрачены казенные средства, но дело замяли, потому что в нем оказался замешанным брат царя, великий князь Владимир Александрович.
Пока шло разбирательство, назначили новую комиссию для руководства строительством, которую возглавил сам Парланд. Поговаривали, что и она затягивала строительство бюрократическим крючкотворством, чтобы можно было подольше получать дивиденды на таких престижных должностях. Интересно, что сам собор с его вроде бы старинным внешним видом строили с применением всех передовых технологий. Электрическое освещение, оригинальная система отопления паром, хитроумные защитные сооружения, которые не позволяли воде канала проникать под фундамент – все это просто достойно восхищения! А весь район Петербурга вокруг был полностью перестроен, чтобы Спас на Крови смотрелся эффектно. Правда, при этом вырубили часть Михайловского сада. А ведь там были деревья, посаженные еще при Петре I.
Собор во время войны
Во время блокады Ленинграда из Собора сделали морг. Сюда свозили огромное количество трупов из центра города, которые умерли от холода, голода и бомбежек.
Сам собор тоже не маскировали и он очень сильно пострадал от авиаударов.
Снаружи можно видеть некоторые стены, посеченные осколками.
Посеченная осколками стена
Видео:Храм Спаса на Крови | Санкт-Петербург | Храм Воскресения Христова | Уникальная мозаика.Скачать
Архитектура
Когда вы приближаетесь к Собору Спаса на Крови, то сразу замечаете, как он оригинально смотрится на фоне окружающих зданий – весь такой многоцветный и радостный, с нарядными куполами. Церковь построена из коричневого кирпича, который отлично оттеняет мозаику.
Обойдите храм вокруг и полюбуйтесь его пристройками – все они похожи на сказочные теремки. Это и есть тот самый русский, или, как говорят придирчивые историки, «псевдорусский» стиль, который так полюбился Александру III, и который удалось воплотить в жизнь архитектору Парланду.
Сам архитектор Альфред Александрович Парланд – весьма интересная личность. Его предки родом из Шотландии. Но родился он в Петербурге и окончил Академию Художеств, где и преподавал несколько лет. Затем ему удалось получить царскую стипендию для обучения за рубежом. За такие стипендии между художниками шла настоящая борьба, и Парланд уже здесь продемонстрировал хорошую хватку.
Пожив за границей пять лет, он вернулся уже академиком. И когда он решил принять участие в конкурсе проектов на сроительство памятного собора на месте гибели Александра II, именно к нему обратился со своими идеями архимандрит Игнатий. Альфред Парланд, долго не думая, принял предложение монаха, зная, что тот имеет большое влияние на царскую семью. Результат нам известен.
Нельзя сказать, что Парланд добился утверждения своего проекта исключительно интригами – он действительно был большим талантом, и, кроме того, большим поклонником псевдорусского стиля. Он хотел, чтобы в Петербурге было больше памятников, подобных московским храмам, поскольку считал, что из-за Петра I русская архитектура лишилась чего-то народного, самобытного. Поэтому он возвел храм в народно-декоративных традициях, но, конечно, не забывая и об академических пропорциях, чтобы здание красиво смотрелось.
Сам собор Спаса на Крови – это своего рода каменный шатер, который опирается на четыре главные боковые башни. Центральная – пятая башня шатра – самая высокая и утонченная. На главных и боковых башнях собора сделаны купола.
Боковые купола позолоченные, а главные покрыты ювелирной эмалью – очень сложной по технике, так в те времена только кольца и серги украшали. Это тоже была идея Парланда. Всего эмаль занимает около 1 квадратного километра – такого никто в русском зодчестве не делал! Эти «эмалированные луковицы» и делают Спас на Крови похожим на собор Василия Блаженного.
Колокольня собора тоже завершается куполом – совсем как храм Ивана Великого в Московском Кремле. Она как раз построена над местом смертельного ранения императора. С обеих сторон к колокольне ведут крыльца, словно в старинный терем. Всего в соборе 9 куполов или, как раньше говорили, глав.
Мозаика на внешних стенах собора – это настоящие религиозные картины по наброскам художника-сказочника Васнецова. Поэтому они сделаны ярко и красочно. Все мозаичные картины связаны по смыслу с евангельскими событиями – «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста и «Сошествие в ад».
Парланд вначале хотел, чтобы Васнецов делал эскизы всех мозаик, но художник был очень занят. Поэтому архитектор сделал многие наброски сам, а другие поручил не менее известным живописцам. Под главным куполом мозаикой выложены слова покаянной молитвы одного из Отцов Церкви Василия Великого.
С севера и юга храм украшен своеобразными каменными кокошниками. Окна обрамлены фигурными наличниками. А облицован он благородными материалами – гранитом, мрамором, декоративным немецким кирпичом. Кроме того фасад храма украшен очень мелким орнаментом с пестрыми узорами, подобно тому, как строились церкви в Москве и Ярославле в 17 веке. Все это перемежается с ажурными арками и резными колоннами, которые смотрятся просто великолепно. Из-за своей планировки и отделки собор похож на каменный цветок или живописную шкатулку. Он очень яркий, благодаря разноцветным материалам, которыми он украшен – мозаика, эмаль, изразцы, разноцветная черепица… Ведь Парланд специально изучал старинную русскую архитектуру, отбирая из нее самые удивительные и нарядные решения, самые декоративные и в то же время самобытные черты. Результат превзошел все ожидания!
Видео:Жемчужине Санкт-Петербурга - 110 летСкачать
Внутренняя отделка храма
Но когда вы войдете в собор, то от разноцветного интерьера у вас просто глаза разбегутся! Самоцветов и горных пород, которыми облицованы стены, а также их цветовых сочетаний здесь не счесть. Это редкие камни удивительной красоты из разных регионов России, а также многих стран мира – яшма, серпентинит, родонит, мрамор, порфир… Они то контрастируют, то гармонируют друг с другом. Прямо вспоминаются легенды о «малахитовой шкатулке».
Стены и колонны
Внизу стены на высоту 2,5 метров облицованы зеленым мрамором из Калабрии, с юга Италии. Из него же сделаны и резные скамейки, которые стоят вдоль стен. Огромные центральные колонны – пилоны (называются так, потому что образцом для них послужила архитектура древнеегипетских храмов) сделаны из удивительного камня, добываемого под Житомиром. Это лабрадорит, темный камень сам по себе. Но если к нему присмотреться, из него начинают проступать синие, серебрисные и золотисные искры – он словно начинает светиться. Особенно это видно в полумраке храма.
Мозаика
Мозаичных изображений столько, что на одно их перечисление ушли бы часы. Недаром это собрание считается крупнейшим в Европе. И не зря, ведь всего мозаикой внутри храма покрыта площадь более 7 квадратных километров. Недаром собор прозвали «музеем мозаики». Ведь гуляя по нему, можно познакомиться со всеми видами этого искусства.
Вся мозаика собора создавалась в технике смальты. Это старинный способ выкладывания мозаики из кусочков цветного непрозрачного стекла различной формы. Он требует очень кропотливого труда. Эту технику выбрали для украшения храма по разным причинам, в том числе и потому, что такое стекло очень долговечно, можно подобрать огромное количество цветов и оттенков, и, к тому же, мозаика на смальте имеет интересный эффект – она светится изнутри. Живой живописи в соборе нет.
Несмотря, что над этими картинами работали разные художники, они все смотрятся как одно целое. Вначале над ними трудилась только мастерская Парланда, но работы было так много, что была задействована целая армия художников, всего около 30. Можно назвать хотя бы несколько громких фамилий – Фролов, Нестеров, Харламов, и, конечно, Васнецов.
Буквально каждый сантиметр внутреннего убранства храма покрыт мозаикой. Только на стенах разместилось 250 икон пророков, святых и мучеников, что тоже наводит на мысль о мученической смерти царя. В проходах между арками – много картин с сюжетами из Ветхого Завета.
Но большинство изображений, конечно же, посвящены Христу. В главном куполе, если поднимете голову, вы увидите икону Пантократора, то есть Вседержителя, Христа, который является царем мироздания. На центральных стенах и потолке много картин о земной жизни Спасителя. А западная часть храма расписана сценами страданий Христа
Очень интересное и редкое мозаичное изображение Христа находится внутри северо-восточного купола – «Спас Благое Молчание». Там Спаситель изображен еще до прихода к людям, в виде ангела с крыльями. Под юго-восточным куполом Христос предстает перед нами в виде подростка, или, как говорили раньше, отрока. На востоке собора – явление Христа ученикам после Воскресения.
Все иконы сделаны из мозаики
Сень и алтарь
Резной купол и колонны сени возле входа в храм – то есть, места, где находится брусчатка с кровью царя – отделаны полудрагоценными камнями, в том числе алтайской яшмой. Алтарь сделан из итальянского мрамора разных оттенков. Он специально спроектирован так, чтобы цвета плавно переходили друг в друга — от красно-коричневого до практически белого.
Иконостас тоже каменный, но кажется вырезанным из дерева. Если вы станете осматривать главный иконостас, то с обеих сторон увидите декоративные полки для хранения самых ценных икон – киоты. Их нижняя часть сделана из серого камня яшмы, а верхняя – из пастельной и бежевой уральской яшмы. В одном киоте есть неординарная икона Александра Невского, где князь и святой изображен в профиль. А справа и слева от царских врат – изумительные иконы по рисункам Васнецова – Богоматерь и Спаситель.
Пол собора тоже полностью мозаичный. Когда вы входите в собор, то на первый взгляд кажется, что у вас под ногами роскошный ковер. Но на самом деле это как бы 45 разных каменных ковров. Мозаика покрывает целых 600 квадратных метров, и при этом узор нигде не повторяется!
Парланд задумал этот пол на этот раз не в национальном декоративном стиле, а в подражание античности. Поэтому узоры мозаики, хотя и многоцветные, но строгие, геометрические и классические. Они просто создают впечатление у входящего, что собор еще больше и шире, чем он есть на самом деле.
Мрамор для пола поставила знаменитая генуэзская фабрика «Нови». Самое интересное, что когда в советское время этот пол был разрушен, а в начале 2000-х стал реставрироваться, именно та же итальянская фирма, которая существует до сих пор, поставила камень для восстановления пола, и даже отправила своих специалистов помогать при реставрации. Вот это называется традиции!
Видео:Виртуальная прогулка по Храму Воскресения Христова/Спас на кровиСкачать
Полезная информация
- взрослые — 350 рублей,
- дети от 7 до 18 — 100 рублей,
- дети до 7 лет бесплатно
На входе можно взять аудиогид за 200 рублей.
Лайфхак №1: В кассы всегда большая очередь, но на входе стоят автоматы для продажи электронных билетов. Стоят столько же и там не было никого.
Лаййфхак №2: Спросите на входе когда будет экскурсия, она входит в стоимость билета. Рассказывают очень интересно.
Терминалы по продаже билетов пустые А на кассу огромная очередь
Внутри можно взять аудиогид за 200 рублей
Как дойти от метро
Проще всего идти от метро Невский проспект, там большая пешеходная улица и можно спокойно проехать с Коляской.
Хотя людей всегда очень много.
Парковку рядом найти почти невозможно, поэтому лучше добираться на метро.
🎦 Видео
Собо́р Спаса на крови экскурсия внутри храма Санкт-Петербург 2021Скачать
Храм Спаса на Крови .Красивейшее архитектурное сооружениеСкачать
Неизвестные факты о Спасе на КровиСкачать
История Спаса на Крови. Строительство храма.Скачать
Легенды Петербурга : Спас на кровиСкачать