союз спасения сенатская площадь фильм

Видео:Союз спасения.Фильм 2019г.Скачать

Союз спасения.Фильм 2019г.

«Союз Спасения»: неизвестные факты, воспоминания Павла Прилучного и Максима Матвеева

Сюжет фильма охватывает период истории Российской Империи между 1814 и 1826 годами. Воодушевленные победой над Наполеоном офицеры вернулись на Родину и готовы на все ради высокой цели — свободы и равенства в своей стране.

союз спасения сенатская площадь фильм

«Союз Спасения» — фильм о восстании декабристов, одном из наиболее драматичных событий в истории России. Раздираемые внутренними противоречиями офицеры принимают решение перейти от слов к делу и совершить грандиозный переворот во имя своих романтических идеалов. На кону — честь мундира и судьба великой империи.

Их путь завершится 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. 3000 мятежников сойдутся в длительном противостоянии с превосходящими правительственными войсками. К ночи Николай I прикажет расстрелять восставших картечью из пушек. Многие погибнут в результате неудавшегося переворота. Пять заговорщиков — Сергей Муравьев-Апостол, Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский — будут приговорены к повешению.

«Давайте честно — на вопрос, что вы знаете о декабристах, обычно получаешь такой набор: Сенатская площадь, убили какого-то генерала; кажется, Рылеев — какой-то поэт, правда, не читал; да здравствует Конституция, звезда пленительного счастья, не обещайте деве юной, кого-то там повесили, Пестель, разбудили Герцена, во глубине сибирских руд, жены декабристов, в общем, всех сослали на каторгу, кажется, на всю жизнь, — говорит продюсер Константин Эрнст. — Таким образом, если вы не закончили истфак, этот винегрет навсегда застыл у вас в голове. В какой-то момент стало даже обидно».

союз спасения сенатская площадь фильм

Союз Спасения — это название одной из реально существовавших в то время тайных организаций. Члены общества полагали своей целью не свержение монарха, а спасение страны через пробуждение в душе человека лучших его качеств. На смену Союзу Спасения пришли более радикальные объединения, понимавшие,что страну не изменить словами и благими целями.

В процессе подготовки к съемкам под контролем исторических консультантов и мастеров военного костюма на фабриках и небольших мануфактурах в разных регионах России было изготовлено в общей сложности более 1500 единиц одежды. При пошиве использовалось шинельное и мундирное сукно, близкое по качеству к тканям первой четверти XIX века, благодаря чему удалось добиться идеальной посадки и исторической достоверности кроя. Гардероб центральных персонажей состоял из 5-6 образов, каждый из которых соответствовал определенному периоду жизни героя между 1814 и 1825 годами. Кроме парадных мундиров для актеров шили повседневную и сезонную одежду: сюртуки, вицмундиры, зимние шинели, подбитые мехом, панталоны и рейтузы. Золотые эполеты (для обер-офицеров — без бахромы, у штаб-офицеров— с бахромой, у генералов — с толстой бахромой) изготавливались вручную.

Помимо работы над мужскими образами было необходимо создать и достоверные костюмы для двух вымышленных женских персонажей повествования — Анны (Софья Эрнст), любимой женщины Муравьева-Апостола, и ее матери — княгини Бельской (Ингеборга Дапкунайте). Специально для дам изготовили шляпки, сумочки, зонты, перчатки и обувь.

союз спасения сенатская площадь фильм

союз спасения сенатская площадь фильм

В съемках фильма были использованы сотни единиц реквизита для пехоты, артиллерии и конных войск. На основании гравюр и картин с участием исторических консультантов команда реквизиторов изготовила реплики оружия — пистолеты, ружья, шпаги, темляки. Для безопасности актеров во время стрельбы ружья были оснащены системой электронного управления. При нажатии кнопки пиротехнический заряд разрывается, что создает впечатление полноценного выстрела из порохового оружия.

Особой гордостью стали точные копии 12-фунтовых пушек образца 1806 года, которые использовались в войне с Наполеоном, а затем на Сенатской площади во время восстания. Мастерам удалось полностью воссоздать все мельчайшие детали орудия — от лафета и передка до пальника и экстрактора, с помощью которого в случае застревания снаряда можно было вытащить ядро или картечь.

союз спасения сенатская площадь фильм

Натурные съемки проходили на Дворцовой площади, в Петропавловской крепости, Царском селе, Юсуповском дворце, Михайловском замке, доме-музее Муравьева-Апостола в Москве. Часть событий фильма разворачивается на Украине, где в результате действий Южного общества заговорщиков началось выступление Черниговского полка на Санкт-Петербург. Роль города Василькова, где был расквартирован мятежный полк, сыграла деревня Дмитриевка Белгородской области. Место выбрали из-за схожести природных ландшафтов.

Кинодеревню создали специально для съемок. Она состоит из 22 домов, храма, колодцев, ульев, навесов, мостов. Сейчас в деревне создан этнографический музей: кинокомпания «Дирекция кино» подарила все постройки местной администрации. События, происходившие в Санкт-Петербурге, также приходилось снимать в павильонах с применением хромакея (технологии, которая позволяет дорисовать фон), потому что город за прошедшие без малого 200 лет сильно изменился.

союз спасения сенатская площадь фильм

Главным препятствием и одновременно важным вспомогательным фактором стал мороз в Санкт-Петербурге в дни съемок кульминационной сцены — восстания на Сенатской площади. Температура воздуха опустилась до -24°C, которые ощущались как -30°C из-за высокой влажности.

Исполнителям главных ролей удалось в полной мере пережить те обстоятельства, в которых оказались их герои. Актеры и массовка спасались термобельем и согревались в транспорте в перерывах между дублями. В состав съемочной группы входило более 150 человек. При работе над массовыми сценами количество работающих на площадке специалистов увеличивалось: при съемке эпизодов с участием конной кавалерии, помимо всадника на каждую лошадь приходилось по два человека.

В преддверии выхода одного из самых масштабных проектов исполнители главных ролей поделились со «СтарХитом» эмоциями от работы.

Видео:Битва декабристов на Сенатской площади.Союз Спасения( 2019)Скачать

Битва декабристов на Сенатской площади.Союз Спасения( 2019)

Иван Янковский — Михаил Бестужев-Рюмин

союз спасения сенатская площадь фильм

союз спасения сенатская площадь фильм

«Ребята того времени — конечно, были совсем другими: сегодня мы сидим в телефонах, выстраиваем план поездок, покупаем билеты. А те ребята, которым было по 24-25 лет, уже воевали во Франции, «брали» Париж. Нам нужно учиться у «той» молодежи: характеру, закалке, стремлению к мысли. Нужно быть смелыми, отстаивать свою идею. Это кино выходит очень вовремя: ровно в то время, когда народ ощущает, что он власти не нужен, и это кино про «вот, что будет, если диалога власти и народа не состоится». Мы должны друг друга понимать, общаться.

На съемках мы себя ощущали максимально натурально: съемочная база за два километра, ты в мундире идешь сквозь дождь и снег зимой в -30. Еще специально для роли я отращивал усы: и вот идешь ты такой по льду, а челюсть от холода не работает, и сказать свой текст невозможно. А потом летом в +30 мы в шинелях просто мокли. Десять дней восстание Черниговского полка снимали: подъем в 4 утра, в 5 утра — уже на площадке. Самый выносливый из нас оказался Леонид Бичевин: я просто вдохновлен Леней, который вел себя как настоящий герой. Я многому у него научился на этих съемках».

Видео:«Союз Спасения. Время гнева»Скачать

«Союз Спасения. Время гнева»

Павел Прилучный — Павел Пестель

союз спасения сенатская площадь фильм

«Мой герой — абсолютно вольный человек, со стержнем, он мог пойти на любые меры ради дисциплины. Я считаю, что в армии, например, по-другому и не может быть: людей много, все разные, и всех нужно держать.

Мундиры, конечно, отражают время, но я искренне не понимаю, зачем они были нужны, носить их — просто ад. Это романтизм того времени, что-то было взято из других стран, но для сражения такая форма не очень удобна: это плохо сидит, выглядит ярким пятном на поле сражения — мне кажется, это делалось, в первую очередь, для «понтов». А еще нужно было носить неудобные и большие головные уборы, в которых им нужно было не только ходить, но и скакать верхом, сражаться! Такая вот романтическая история. А еще, помимо неудобных мундиров, мне каждый раз приходилось долго убирать татуировки на гриме, я ведь весь «забит».

Для моего героя женщины — то, что отвлекает от «главного», это — слабость. Поэтому у него были лишь мимолетные увлечения. Мы с Пестелем похожи своей агрессивностью, но он достигает своей цели, несмотря ни на что, и я уважаю это качество в нем. Но я, например, не вижу смысла в войне как таковой».

Видео:Союз Спасения.Union of Salvation. Битва на Сенатской площади.The Battle of the Senatskaya SquareСкачать

Союз Спасения.Union of Salvation. Битва на Сенатской площади.The Battle of the Senatskaya Square

Максим Матвеев — Сергей Трубецкой

союз спасения сенатская площадь фильм

«Трубецкой не вышел на площадь, потому что началась трудноконтролируемая ситуация, к которой он был не готов. Он не мог прогнозировать происходящее, не рассчитывал, что все случится таким образом, не ожидал крови. Он знал солдат, настроение их, но он не хотел, чтобы эти люди пострадали. Знаете, даже в жизни, когда пацаны играют во что-то, и игра идет не по правилам, в таком случае обязательно хотя бы кто-то один уходит.

Мне хочется верить, что для своего персонажа я нашел что-то исключительно свое. Любопытно было поиграть в противоположности: Трубецкой — диктатор, но диктатор который не любит экстремальных методов. Он был человеком со статусом и регалиями, но при этом любил простые вещи: домашний уют, не особо нужны были ему все эти «хоромы» и титулы, которые ему полагались».

Видео:Союз Спасения - большая подлость против зрителей / Научный разбор фильмаСкачать

Союз Спасения - большая подлость против зрителей / Научный разбор фильма

Антон Шагин — Кондратий Рылеев

союз спасения сенатская площадь фильм

«Люди, которые шли против системы, прекрасно понимали, на что идут. Но они жили в такую эпоху — максималистичную, жертвенную. Мой герой, например, жертвовал семьей. Но он все равно семьянин: например, производит впечатление сцена, где Рылеев прощается с дочерью и уходит на площадь. У него ведь тоже драма: в свое время они с женой потеряли сына и очень переживают за дочь. В кино нам хотелось показать человеческие качества и боль. А вообще фильм снят масштабно, красиво — та эпоха у нас ассоциируются с кодексом черти, умением держать удар, а в наше время это сложно, все стало каким-то «расхлябанным». Мой Рылеев — в первую очередь, поэт, и я не могу говорить о нем как о предателе. Он никого не выдал, и всю вину, наоборот, взял на себя.

И, кстати, если фантазировать, то по уровню своей «горячности» и авантюризму я бы мог «вписаться» в общество декабристов. А что касается кино — то это масштабная экранизация подлинных событий, и я очень жду премьеры. Пойду на нее со своей женой: она помогала мне учить текст и вообще была очень довольна моей ролью».

Видео:Дело Декабристов. Все серии! Полная версия фильма. Документальная Драма. Star MediaСкачать

Дело Декабристов. Все серии! Полная версия фильма. Документальная Драма. Star Media

Фильм Союз Спасения. Был ли шанс у декабристов?

26 декабря 2019г., точно день в день на 194 годовщину восстания декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825г. (по старому стилю), на экраны кинотеатров вышел фильм «Союз Спасения». В истории отечественной кинематографии это второе крупное обращение к теме восстания декабристов. Первый фильм «Звезда пленительного счастья» вышел в 1975г. В отличие от советского фильма, который щедро цветёт романтизмом, дружбой, музыкой, посвящен самоотверженной любви, «Союз Спасения» — это фильм-событие. Он повествует о заговоре и восстании на Сенатской площади в Петербурге и Черниговского полка на Украине. Однако любовная линия при освещении судьбы декабриста Сергея Муравьева-Апостола в картине всё-таки присутствует. Добавлю к тому, что Сергей Муравьев-Апостол — пожалуй, самый главный персонаж «Союза Спасения», по Сергею проходят символические линии замыслов кинематографистов.

Разумеется, фильм сделан очень красиво, добротно, чувствуются рука и интерес Константина Эрнста. Кинопроизведение хорошо, выпукло отражает основные события 1825 года. Конечно же, в нем сделаны некоторые отступления от документальной истины ради опрощения и охудожествления сюжета, где-то эти отступления можно вполне оправдать необходимыми и смелыми допущениями. Прежде чем разобраться в совпадениях и натяжках, осветим общую канву выступления декабристов.

По словам В.Ленина в «Три источника и три составных части марксизма», — Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

Накануне 14 декабря 1825г. ядро тайного общества в Петербурге во главе с Рылеевым, Трубецким, Оболенским, А.Бестужевым и др. узнает, что их общество и замыслы выданы Николаю их товарищем Ростовцевым. Период междуцарствия после смерти Александра первого заканчивается, 14 декабря войска будут присягать цесаревичу Николаю Павловичу Романову. Информация о предательстве и присяге пробуждает общество и побуждает заговорщиков к немедленному решительному действию. Офицеры рассчитывают уговорить солдат не присягать Николаю. Полки уже присягнули законному наследнику Константину Павловичу, которого в гвардии и армии как солдаты, так и офицеры любят в отличие от неприятного им Николая Романова. То, что Константин где-то в «своей» Варшаве отрекся, полкам надо ещё доказать, а потому в солдатской среде легко посеять смущение. Заговорщики решают вывести войска на Сенатскую (Петровскую) площадь и вынудить своим неповиновением Сенат выпустить указ о Собрании всеобщего Собора, «который рассудить должен, какому правителю у нас быть.» (Е.Оболенский). Параллельно Рылеев подговаривает Каховского проникнуть во дворец и убить Николая Павловича как бы по собственному почину, чтобы замутить дело, посеять хаос и облегчить успех общества. Каховский вроде соглашается, получает практические советы некоторых товарищей, однако, утром 14 декабря отказывается совершать это смертоубийство.

Самый деятельный человек, вдохновитель выступления Кондратий Рылеев с согласия товарищей назначает Диктатором восстания полковника Сергея Трубецкого. Он самый старший среди них по званию и по стажу участия в тайных обществах. Трубецкой должен прийти на Сенатскую площадь и возглавить собравшиеся войска. Скоро сказка сказывается, но нескоро дело делается. Только поздним утром 14 декабря на площадь сначала выходят 800 человек Московского полка, затем подтягиваются часть солдат лейб-гренадерского полка и гвардейского морского экипажа. Также чуть поодаль на Исаакиевскому мосту перегораживает дорогу восставший взвод Финлянского полка (поручик Розен). Всего на Сенатской площади собирается около 3000 восставших солдат, не желающих присягать Николаю. Увы, главный (диктатор Сергей Трубецкой), «а он» , как говорится, не пришел. Вокруг площади собираются правительственные войска, подвозятся пушки. После ряда попыток уговорить разойтись мятежников, после нескольких атак на каре конной гвардии открывается огонь картечью по упорствующим бунтовщикам из пушек. Не мытьем так катаньем восставшие рассеяны. Николай победил, отбил свое право на престол силой.

Обратимся теперь к некоторым спорным моментам кинокартины «Союз спасения». Именно они заставили меня особенно тщательно удостовериться в историчности некоторых кинофактов.

1. Итак, в кадре мы вдруг видим, как диктатор восстания Сергей Трубецкой 14 декабря подходит к новому императору Николаю Павловичу (кажется, на Дворцовой площади) и предлагает свои услуги посредника при переговорах с восставшими на площади. Такой встречи и разговора точно в исторической действительности не было. Сергей Трубецкой действительно был в тот день на Дворцовой площади, но с царем он в общение не вступал. В данном моменте создатели фильма прибегают к намеренному упрощению. К Николаю подходил 14 декабря другой военный руководитель заговора, назначенный Рылеевым помощником Трубецкого, — капитан Александр Якубович. И ещё по Дворцовой площади бродил с мыслями убить государя ещё один военный руководитель заговора — полковник Александр Булатов. Ни Булатов, ни Якубович не присутствуют даже в титрах фильма «Союз спасения». Для бедного зрителя такие персонажи были бы «слишком». Всё-таки основная мысль, транслируемая на экране, подспудно говорит о том, что это картечь побила восставших, а не разногласия среди руководителей восстания. Это власть разбила декабристов, а не они сами сплоховали. Смею предположить, что сценаристы объединили все эти факты (если знали о них) в одной фигуре Трубецкого, работая на упрощение сюжетных линий.

Дело в том, что военным руководителем восстания Рылееевым мыслился первоначально капитан Якубович (однофамилец известного ведущего), который заражал заговорщиков своим красноречием и желанием убить Александра первого. Но, видимо, после смерти Александра в Таганроге и привлечения к заговору полковника Булатова свой выбор Рылеев остановил на полковнике Трубецком. Такой выбор логичен, поскольку чрезвычайно был важен фактор солидности в представлении командующего перед бунтующими солдатами. Для солдатской массы нужен был штаб-офицер. По плану Трубецкого Якубович должен был привести гвардейский экипаж и (при удаче) измайловский полк на Сенатскую площадь. А уже оттуда Якубович должен был вести солдат — в случае необходимости — на захват Зимнего Дворца. Параллельно в одиночку на площадь должен был прийти полковник, командир 12 -ого егерского полка Булатов, (бывший тогда в Петербурге в отпуске), и возглавить захват лейб-гренадерами Петропавловской крепости.

Но к 3-часам ночи 14 декабря капитан Якубович передумал возглавлять гвардейский экипаж, о чем в 6 утра сообщил А.Бестужеву. Позже, пробыв немного времени с восставшим Московским полком, маршируя гордо впереди него, бравый капитан удалился в противоположный лагерь.

Утром 14 декабря Булатов пришел на Сенатскую площадь и увидел там только 800 человек Московского полка и ушел прочь. Он гулял какое-то время по Дворцовой площади. Дело в том, что полковник, по обещаниям Рылеева, рассчитывал застать на площади 4000-5000 человек, да ещё с артиллерией, иначе Булатов дело считал проигранным.

Полковник Трубецкой же поступил ещё проще. Утром 14 декабря он просто скрылся из дома, чтобы его не позвали на Сенатскую площадь командовать восстанием. Ни к какому царю он не подходил, восставших лейб-гренадеров на Сенатскую площадь не сопровождал, упреки Рылеева в трусости не выслушивал с глубокомысленным видом. Это все показано в фильме, но этого, увы, не было. Впрочем, Рылеев вечером 14 декабря попросил передать Муравьеву в т.ч., что Трубецкой и Якубович изменили.

В следственных показаниях Якубовича, данных уже вечером 14 декабря, читаем. «Но увидя сколь преступны намерения бунтовщиков подошел к старому караульному офицеру Г. Егерскаго полка. и объявил ему что гнушаюсь замыслами преступных, имея случай уйти от них, я обойдя Исаковскую церковь встретил на бульваре дежурного Генерала которому объявил тоже что и караульному офицеру, и с ними подходил к концу бульвара взглянуть на мятежников. Возвращаясь ко дворцу встретил Императора, которому лично объявил мое преступление произошедшее единственно от усердия и личной привязанности к Цесаревичу. Его Величество удостоил меня личного разговора, Милостивого прощения и незаслуженных ласок. » Позднее он показал: «Когда же государь посылал меня к ним, то видел А.Бестужева, К. Щепина-Ростовского, незнакомого мне финляндского офицера (Розена?- О.Д.) и Каховского. К тому же Солдаты меня хотели тут заколоть, и я не мог рассматривать.» А. Бестужев: «Он (Якубович) встретил московский полк у Красного Моста, потом был на площади и, сказав ему (Бестужеву), что у него голова болит — исчез (Якубович имел ранение — О.Д.). Потом они (офицеры) изумились когда он (Якубович) явился парламентером. «

Весь предыдущий абзац имеет целью показать, что по факту могло означать предложение Государю посредничать в переговорах со стороны киношного Трубецкого-Якубовича в фильме «Союз Спасения». Это означало — Предложение разойтись.

Нельзя говорить о голом вымысле сценаристов, касаясь поведения Трубецкого 14 декабря. В исторической литературе известна статья Н.Лаврова в 1925г. «Диктатор 14 декабря». В ней чётко говорится о том, что Трубецкой на Дворцовой площади в здании Главного штаба ждал прихода воинских частей на штурм Зимнего дворца. Якобы его конечный план от позднего вечера 13 декабря состоял в том, что часть, которая придет первой на Петровскую (Сенатскую) площадь, должна немедленно захватить Зимний Дворец. Продолжим эту мысль — А он, Трубецкой, уже здесь ждет их, восставших. Внешне красиво, но не выдерживает критики. Зачем было ждать в Главном штабе диктатору с точки зрения политической или военной целесообразности? А если на Сенатской площади что-то пойдет не так? Зачем торчать без дела в Главном штабе? Зато при неудаче — взятки гладки. Я, Трубецкой, здесь, в этом смущении умов, совершенно не при чём, .

Между 9 и 10 утра 14 декабря к Трубецкому домой приезжали Пущин и Рылеев (знающие уже об отказе Якубовича) и уехали от него в уверенности, что Трубецкой придет на Сенатскую площадь к неприсягнувшим Николаю воинским частям и возглавит их. Поэтому Рылеев убежал с площади в надежде отыскать злополучного диктатора. Все офицеры ждали Трубецкого для распоряжений о дальнейших действиях. Ведь Якубович уже сбежал от товарищей, Булатов взглянул на московцев издалека и ушел. У восставших не осталось военных руководителей в значительных чинах. Самый радикальный из офицеров лейтенант Арбузов гв. Экипажа, который накануне брался с Якубовичем взять Зимний дворец, не обладал достаточным авторитетом в силу звания. За час до разгона восстания военным начальником был назначен поручик! Оболенский. Для наступления было уже поздно, площадь была плотно окружена. Оставалось ждать темноты и рассчитывать, что огонь из пушек по ним власти не откроют, не омрачат первый день царствования Николая большой кровью.

Был шанс у них победить, если бы Московский полк прямо с Сенатской площади пошел бы немедленно на Зимний дворец. Дворец же совсем недалеко от Исаакия. В этот момент военные силы ещё не консолидировались для защиты Николая, их можно было бы попытаться перетянуть на свою сторону решительным, рискованным действием. Но, увы, по наметкам плана от 13 декабря атаковать дворец предполагалось гвардейскому экипажу (во главе с Якубовичем), а часть этого экипажа пришла на Сенатскую площадь позже. Нужен был смелый командующий, настоящий Цезарь, готовый перейти Рубикон путем атакующего удара по Дворцу 800 московцев. Увы, таковым цезарем С.П.Трубецкой не являлся, несмотря на проявленную им храбрость на войне.

Князь Сергей Петрович рассчитывал, что никто из войск не придет на Сенатскую площадь, никого не удастся убедить бунтовать и всё рассосется само собой. Узнав, что ошибся, князь терзался мыслью, что может быть мог предупредить кровопролитие. Сам же после визита Рылеева поехал в канцелярию дежурного генерала спросить, когда ему надобно прийти к присяге государю Николаю Павловичу. Перевожу на следственный язык, — создавал себе надежное алиби на случай разоблачения. В канцелярии ему ответили, что присягать надо 15 декабря в 11.00. Финальная фраза на допросе в фильме Трубецкого о том, что если бы он повел войска на Зимний дворец, то он бы не разговаривал сейчас с императором, не лишена смысла. Тогда бы декабристы победили. Только реальный Трубецкой в победу совсем не верил.

2.Второй шанс у декабристов победить был в случае, если бы Николай Павлович проявил нерешительность и не открыл огонь из пушек. Наступила бы темнота. Под ее покровом многие солдаты могли присоединиться к восстанию, то же самое касается населения. Однако император сначала попытался решить дело атаками конной гвардии. Атаки были отбиты огнем из каре, что показано в фильмах. В действительности возможно плотность ружейного огня была не такой высокой, как показано в фильме. Кроме того, похоже, что солдаты стрелять пытались по лошадям.

Дневник Николая 1.
«Послав одно орудие 1-й легкой пешей батареи к Михаилу Павловичу с тем, чтобы усилить сию сторону, как единственное отступление мятежникам, взял другие три орудия и поставил их пред Преображенским полком, велев зарядить картечью; орудиями командовал штабс-капитан Бакунин. Вся во мне надежда была. что мятежники устрашатся таких приготовлении и сдадутся, не видя себе иного спасения. Но они оставались тверды; крик продолжался еще упорнее. Наконец, послал я генерал-майора Сухозанета объявить им, что ежели сейчас не положат оружия, велю стрелять. Ура и прежние восклицания были ответом и вслед за тем — залп. Тогда, не видя иного способа, скомандовал: пали! — Первый выстрел ударил высоко в Сенатское здание, и мятежники отвечали неистовым криком и беглым огнем. Второй и третий выстрелы от нас и с другой стороны из орудия у Семеновского полка ударили в самую середину толпы, и мгновенно все рассыпалось, спасаясь Английской набережной на Неву, по Галерной и даже навстречу выстрелов из орудия при Семеновском полку, дабы достичь берега Крюкова канала.»

В фильме не показаны первые выстрелы пушек поверх людей. Также не показан ответный огонь из каре по пушкам. Зато поражает стойкость каре. Русские солдаты продолжают стоять в строю после страшного удара картечи. Это достойно восхищения. Согласно матералам допросов декабристов можно уяснить, что разбегаться стали люди из каре после двух! ударов картечи.

Часть солдат побежала на лед Невы. Там офицеры пытаются их строить для атаки на Петропавловскую крепость. И здесь раздается команда Николая Павловича стрелять из пушек по ним. В фильме царь добавляет — стрелять по льду, а не по людям. Но эту оговорку придумали наши сценаристы для смягчения образа монарха. Сам Николай пишет: «Одна толпа начала было выстраиваться на Неве, но два выстрела картечью их рассеяли.» — Между прочим, стрелять картечью по льду, чтобы его разбить, бесполезно, надо стрелять ядрами. А картечь, это как раз для мятежников.

Что отражено в фильме, так это то обстоятельство, что в беспорядках погибло много гражданского населения, собравшегося вокруг площади. Обращаясь уже к архивным данным, складывается впечатление, что пушкари стреляли именно по гражданским, а не по своим братьям солдатам. Об этом говорит список потерь 14 декабря. 1271 человек

Генералов – 1
Офицеров штаба – 1
Офицеры разных чинов – 17
Солдаты лейбгвардии – 282
Простых солдат – 39
Женщин – 79
Детей – 150
Простых людей – 903

Не потому ли погибло так много гражданских лиц, что государь был обижен на них. Николай пишет в дневнике, что случилось перед атакой конной гвардии: «Рабочие Исаакиевского собора из-за заборов начали кидать в нас поленьями. Надо было решиться положить сему скорый конец, иначе бунт мог сообщиться черни, и тогда окруженные ею войска были б в самом трудном положении.»

3. Я возвращаюсь к Сергею Муравьеву-Апостолу, 1796г.р. В возрасте (почти) 16 лет он участвует в Бородинском сражении. В 18 лет — в 1814 году — мы его видим в фильме молодым офицером в Париже, а в 30 летнем возрасте на виселице. Рассказывать об этом замечательном, умном человеке можно долго. Но всё же обратимся к сцене подавления восстания Черниговского полка на Юге Российской империи 3 (15 ) января 1826г. Всё-таки фильм рассказывает больше о восстании и его подавлении. А в отношении судьбы Черниговского полка создатели фильма много чего придумали ради закручивания сюжета.

В фильме колонну мятежного Черниговского полка останавливают орудийные выстрелы, снаряды, однако, в солдат не попадают и разрывов мы не видим. Сергей Муравьев-Апостол берет знамя, гордой одиночкой идет на переговоры с правительственными войсками, а остальным велит его ждать. Но обиженный майор Баранов вдруг берет командование в свои руки и командует черниговцам идти в атаку против воли командира Муравьева. Пушки тут уж, конечно, начинают стрелять на поражение. Гусары скачут добивать и пленять оставшихся. Сергей в отчаянии смотрит назад. К тому же сценаристы придумывают, что среди скачущих гусар находится командир Ахтырского полка двоюродный брат Сергея — Артамон Муравьев.

На самом деле гусар-ахтырцев в том бою не было. Читаем «С несколькими эскадронами Мариупольцев, Белорусцев и Александрийцев Гейсмар атаковал шестиротное каре пехоты, после чего мятежники бросили оружие и сдались.»
Но поскакали гусары Гейсмара уже после удара картечью. Услышав выстрелы пушек, офицеры-черниговцы сначала подумали, что они холостые. И солдаты пошли в атаку, надеясь, что конная артиллерия не откроет огонь боевыми зарядами, поскольку конноартиллерийской ротой командовал сочувствующий идеям общества офицер Матвей Пыхачев. Но,увы, пушки теперь уже стреляли картечью на поражение. Брат Сергея Ипполит Муравьев-Апостол погиб в том последнем бою за Конституцию. Зачем для этой ясной ситуации сценаристы придумали не слишком привлекательный образ майор Баранова, я не знаю.

4. Я не могу не упомянуть в фильме Павла Пестеля, который подан очень выпукло. По ходу действия в фильме создается впечатление, что Пестель, руководитель Южного общества, встречается с Рылеевым и Трубецким осенью 1825 года. Пестелю не удается достичь согласия с Северным обществом. По факту Пестель приезжал в Петербург на рубеже 1823/1824 годов. Отношение у него с Северным обществом были холодные. Так, Трубецкой, приезжая в Киев осенью 1825 по долгу службы, не встречался с командиром Вятского полка Пестелем.

5. Связи декабристов с властными верхами. Переговоры члена Госсовета Мордвинова с Рылеевым о делах политических, негласное информирование известным либералом Рылеева о делах в верхах являются хорошим допущением в фильме. Рылеев работал у Н.С.Мордвинова правителем канцелярии российско-американской компании, нередко бывал у сенатора «по утрам». Разумеется, никакой компрометирующей информации Рылеев на допросах о шефе не дал. А Мордвинов был, в свою очередь, против смертной казни 5 декабристов. Интересно, что лейтенант Арбузов на следствии показал, что слышал о том, что уезжая от Львовых для принятия присяги Николаю 13 декабря 1825г., Мордвинов сказал: «Может быть я уже более не возвращусь, ибо решился до конца жизни противится этому избранию», и обращаясь к детям Львова, сказал:»теперь вы должны действовать.» Выходит, Мордвинов знал о тайных обществах, что, впрочем, неудивительно. Многие люди в Петербурге были за Константина Павловича, а не грубияна Николая.

6. Фильм начинается с Сергея Муравьева-Апостола в отрочестве в 1808 и заканчивается картиной, как он задыхается после того как сорвался с виселицы 13 (25 июля) 1826г. В фильме «Звезда пленительного счастья» Генерал-губернатор командует далее: «Вешайте, вешайте». В «Союзе Спасения» этот холодный цинизм «царских сатрапов» не показывают. Время уж не то. Петровское правило «сорвавшихся с виселицы милуют» в 19-ом веке не работало, увы, на законных основаниях. Трое сорвавшихся с петли декабристов обречены на позорную для аристократов казнь. А что декабристы в последнем полуфантастическом видении задыхающегося Сергея пьют все вместе с Александром 1 и Николаем 1 за победу (викторию), имеет высший примирительный смысл. С монархами всё-таки лучше дружить, если хочешь победы

Видео:Союз спасения — Трейлер (2019)Скачать

Союз спасения — Трейлер (2019)

Перед премьерой «Союза спасения» в Москве появилась Сенатская площадь

союз спасения сенатская площадь фильм

В кинотеатре «Октябрь» состоялась большая премьера. Впервые зрителям был представлен фильм «Союз спасения», в котором оживает история восстания декабристов. Масштабные съемки, тщательно воссозданная атмосфера XIX века, уникальный кастинг, и, конечно, любовь.

Над сюжетной линией этого фильма поработал лучший отечественный сценарист — российская история.

Возле кинотеатра «Октябрь» в честь премьеры устроили кинематографическую Сенатскую площадь. Маршируют солдаты, гарцуют кавалеристы и даже есть снег. Правда, кинематографический. А вот события — подлинные, выстраданные. Даже название фильма «Союз спасения» — такое же, как у одного из тайных обществ.

Чтобы история ожила, использовали новейшие технологии. Например, фотограмметрию. Актеров фотографировали устройством, состоящим из множества фотоаппаратов, создавали 3D модели и затем наполняли ими кадр. Для массовой сцены восстания оборудовали самый масштабный в России павильон — площадью в 40 тысяч квадратных метров.

На Сенатскую площадь в декабре 1825 года выходил цвет русской империи. Князь Сергей Трубецкой, глава Северного тайного общества — его в фильме сыграл Максим Матвеев. В надежде избежать большой крови, в решительный момент принял парадоксальное решение и с площади ушел.

«На мой взгляд, из этой всей компании декабристов он был максимальный пацифист, который не хотел разрешения ситуации с декабристами жесткими методами. Царь выйдет, увидит вот эти наши доводы, всех солдат, испугается, и тогда мы вступим в диалог», — говорит Матвеев.

Санкт-Петербургский военный губернатор Михаил Милорадович — герой войны 1812 года избежал ран в 50 сражениях и погиб на Сенатской от пули заговорщика — Петра Каховского. Александр Домогаров, который сыграл роль Милорадовича, говорит, что после работы над фильмом историю переосмыслил.

«Может быть сегодня, в отличие от книжек, где я что-то читал, что-то себе представлял, я сегодня себе представил картину, во что это все могло бы вылиться. Есть несколько фраз, которые меня, как русского человека зацепили, там людей убивают. Там русские люди стреляют друг в друга. Вот что страшно», — сказал Домогаров.

Для премьеры создатели «Союза спасения» выбрали символичную дату — 26 декабря. Именно в этот день на Сенатскую площадь вышли декабристы.

📹 Видео

Союз спасения Время гнева 1 серияСкачать

Союз спасения  Время гнева 1 серия

ОТЛИЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ! ФАКТЫ ИЗЛОЖЕНЫ ДОСТУПНО И НАГЛЯДНО! Дело Декабристов. Русская История.Скачать

ОТЛИЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ! ФАКТЫ ИЗЛОЖЕНЫ ДОСТУПНО И НАГЛЯДНО! Дело Декабристов. Русская История.

Союз спасения Время гнева 8 серияСкачать

Союз спасения  Время гнева 8 серия

Николай 1 - Император ВсероссийскийСкачать

Николай 1 - Император Всероссийский

Переступить черту - Первый и последний бой восставшего Черниговского полка "Союз спасения" (2019)Скачать

Переступить черту - Первый и последний бой восставшего Черниговского полка "Союз спасения" (2019)

The original plans Decembrists. Первоначальные планы декабристов. Союз Спасения Union of SalvationСкачать

The original plans Decembrists. Первоначальные планы декабристов. Союз Спасения Union of Salvation

КРАСИВЕЙШИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ ОБ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ТРАГИЧЕСКИХ СТРАНИЦ ИСТОРИИ! Дело ДекабристовСкачать

КРАСИВЕЙШИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ ОБ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ТРАГИЧЕСКИХ СТРАНИЦ ИСТОРИИ! Дело Декабристов

Полтавская битва из сериала СОБОР (2021)Скачать

Полтавская битва из сериала СОБОР (2021)

Восстание декабристов. Выступление против царяСкачать

Восстание декабристов. Выступление против царя

Краткая история восстания декабристов: жены, цари, заговорыСкачать

Краткая история восстания декабристов: жены, цари, заговоры

Союз спасения Время гнева 3 серияСкачать

Союз спасения  Время гнева 3 серия

Казнь декабристовСкачать

Казнь декабристов
Поделиться или сохранить к себе: