сокращение площадей естественных природных экосистем

Видео:Биология 11 класс (Урок№15 - Свойство и развитие экосистем.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№15 - Свойство и развитие экосистем.)

Сравнение естественных и искусственных экосистем

Читайте также:

  1. Агроценоз (агроэкосистема), его отличие от биогеоценоза. Круговорот веществ в агроценозе и пути повышения его продуктивности.
  2. Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.
  3. Анализ структуры «Рисунка семьи» и сравнение состава нарисованной и реальной семьи
  4. Биологическая продуктивность и устойчивость экосистем.
  5. Биотические связи организмов в экосистеме.
  6. Биотические связи, их роль в экосистеме.
  7. В естественных науках выделился профессор Московского Университета М.А. Максимович, первый директор ботанического сада.
  8. В чем проявляется специфика применения математических методов и моделей в естественных, технических и социально-гуманитарных науках?
  9. Динамика и развитие экосистем
  10. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Естественная экосистемаАгроэкосистема
СХОДСТВА: 1. Поглощают солнечную энергию (являются открытыми систе­мами). 2. Включают в себя продуцентов, консументов и редуцентов. 3. Внутри них существуют цепи питания. 4. Действуют все факторы эволюции (на­следственная изменчивость, борьба за существова­ние, естественный отбор) 5. В них идет круговорот веществ.
РАЗЛИЧИЯ:
1.Видовой состав организмов сложился естественным обра­зом.1.Видовой состав искусственно подобран человеком.
2.Видовой состав разнообразный2.Видовой состав скудный, обычно преобладают 1-2 вида
3.Пи­щевые цепи длинные3.Пищевые цепи короткие, одним из звеньев является человек
4.Устойчивая система4.Система неустойчива, без помощи человека самостоятельно не существует
5.Органические вещества остаются внутри системы5.Органические вещества удаляются из системы человеком
6.Круговорот веществ естественный, замкнутый6.Круговорот веществ незамкнутый, поддерживается человеком путем внесения удобрений
7.Единственным источником энергии является энергия Солнца7.Кроме энергии Солнца используются другие виды энергии (энергия машин, людей, электрическая и др.)
8.Активно действуют все факторы эво­люции8.Действие факторов эволюции ос­лаблено человеком, преобладает искусственный отбор

Естественные экосистемы (биогеоценозы) — это основные составные части биосферы. Их разнообразие и распространенность по земной поверхности имеют большое значение для человека, поскольку от них он получает продукты питания, вещества для лечения, материалы для изготовления одежды и постройки жилья, сырье для промышленного производства и т.д.

Деятельность человека особенно в последнее столетие начала резко ме­нять состояние естественных экосистем и биосферы в целом. В результате происходит разрушение тысячелетиями сложившихся экосистем, исчезновению многих видов растений и животных.

Основные виды деятельности человека, приводящие к изменению экосистем: строительство городов, дорог, плотин, добыча полезных ископаемых, охота, рыбалка, сбор ценных растений,вырубка лесов, распашка земель,сжигание в огромных количествах органическо­го топлива и др.

Последствия деятельности человека:

1.Сокращение площади естественных экосистем.

2.Разрушение мест обитания видов, исчезновение некоторых видов, сокращение биоразнообразия.

3.Загрязнение атмосферы, Мирового океана.

4.Изменение климата Земли.

5.Ухудшение здоровья населения планеты.

6.Сокращение природных ресурсов при их росте потребления.

7.Сокращение пригодных для обитания территорий при росте населения планеты.

8.Снижение устойчивости биосферы.

Пути сохранения экосистем:

1. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий (безотходные технологии, вторичное использование сырья).

2. Борьба с загрязнениями атмосферы, гидросферы, почвы (совершенствование очистки, утилизация отходов, безотходные технологии, чистые источники энергии, экономические и правовые меры- штрафы, ужесточение ответственности, проведение экологического мониторинга).

3. Рекультивация земель, борьба с эрозией почв (восстановление земель после добычи полезных ископаемых, строительства, загрязнений и т.д., организация санитарно-защитных зон вокруг городов, промышленных предприятий)

4. Природоохранные меры ( принятие законов, Красные книги, создание особо охраняемых природных территорий, ограничение промысла, борьба с браконьерами).

5. Регулирование рождаемости (путем принятия программ контроля, демографического развития, законов, контрацепции).

6. Воспитание экологического сознания у людей.(отказ от потребительского отношения к природе, воспитание бережного отношения, чувства ответственности перед будущими поколениями)

2. Покрытосеменные растения – господствующая группа растений на Земле. Классы покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров или живых растений найдите покрытосеменные, принадлежащие к разным классам. По каким признакам вы их отличите?

Отдел Покрытосеменные растениявключает в себя растения, которые образуют цветки и плоды. Они произошли от голосеменных растений. Цветковые – самый крупный и высокоорганизованный отдел в царстве растений, объединяющий 250 тыс. видов из 350 тыс. видов всех растений. По сравнению с голосеменными растениями, покрытосеменные растения имеют ряд преимуществ, которые позволили им стать господствующей группой растений на Земле. Появление цветка обеспечило более надежное опыление, а плода – защиту семян и их распространение. Двойное оплодотворение, обеспечивает развитие не только диплоидного зародыша, но и триплоидного эндосперма (питательной ткани для зародыша). Разнообразие приспособлений позволяет обитать в различных условиях.

Характерные признаки отдела:

1)Имеют цветок, в котором семязачатки защищены внутри завязи.

2)Образуют плод, внутри которого находятся семена, а зародыш семени защищен и семенной кожурой, и околоплодником.

3)Двойное оплодотворение, в результате которого образуется диплоидный зародыш и триплоидный эндосперм — питательная ткань для развития зародыша.

сокращение площадей естественных природных экосистем

4)Хорошо развиты проводящие ткани (сосуды и ситовидные трубки с клетками -спутниками).

5)Имеют разнообразные жизненные формы (травы, деревья, кустарники, кустарнички и деревья), образующие многоярусные биоценозы.

6)Имеют различные приспособления к опылению, распространению семян, испарению, питанию, получению света и т.д.

В отделе Покрытосеменных растений различают два класса: Двудольные и Однодольные

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 42 ; Нарушение авторских прав

Видео:КАК ИНВАЗИВНЫЕ ВИДЫ ВЗРЫВАЮТ ЭКОСИСТЕМЫСкачать

КАК ИНВАЗИВНЫЕ ВИДЫ ВЗРЫВАЮТ ЭКОСИСТЕМЫ

ЭКОЛОГИЯ

Глобальные экологические проблемы современности весьма разнообразны и остры, поскольку охватывают практически все составляющие естественной среды жизнедеятельности человека: живую и неживую природу, природные ресурсы, климат. В целом суть глобальной экологической проблемы состоит в продолжающемся и растущем в объемах причинении вреда планете человеком. Серьезный ущерб наносится в результате хозяйственной деятельности людей, нерационального и расточительного природопользования, перенаселения, урбанизации, войн и вооруженных конфликтов.

Процессы загрязнения окружающей среды и исчерпания природных ресурсов имеют давнюю историю, начавшуюся в период расселения человеческого вида по Земле и активного освоения им жизненного пространства. Они усилились в период появления промышленного производства, роста городов и народонаселения, подстёгивались промышленными революциями. Наиболее массированной антропотехногенная нагрузка на экологию Земли стала в ХХ веке, а в начале XXI мы уже говорим о целом ряде ее необратимых последствий.

Классифицировать современные экологические проблемы, признающиеся глобальными, можно по основаниям сферы возникновения, сути и характера проблемы, причин ее возникновения и способов решения.

1.1. Загрязнение атмосферы выхлопными газами и остаточными продуктами горения.

1.1. Сжигание топлива, промышленных и бытовых отходов, промышленные выбросы: в атмосферу ежегодно выбрасывается 15 млрд т диоксида углерода, 150 млн т диоксида серы, 50 млн т оксида азота, 700 тыс. т фреонов, 100 тыс. т токсичных химикатов, 500 т свинца, 10 тыс. тонн ртути

1.2. Парниковый эффект.

1.2. Концентрация парниковых газов в атмосфере; разрушение биоты; термовоздействие на атмосферу (включая использование электрического излучения токов высокой мощности).

1.3. Истончение озонового слоя (на 1 – 2% в год), рост площади озоновых дыр. Особую обеспокоенность вызывает озоновая дыра в Антарктиде, что достигла размеров 10 млн кв. км и движется в сторону Южного полушария. Замечено уменьшение озона (на 6%) и над Арктикой.

1.3. Выбросы вредных веществ в атмосферу, эксплуатация авиатранспорта и космических летательных аппаратов.

1.4. Снижение доли кислорода в содержании атмосферного воздуха.

1.4. Поражение и сокращение океанического планктона, который обеспечивает до 70% поступающего в атмосферу кислорода.

2.1. Деградация почв: рост эрозии, снижение плодородия, сокращение сельскохозяйственных земель на душу населения.

2.1. Нерациональное использование земель для нужд аграрного производства и животноводства; замусоривание отходами; влияние кислотных осадков и повышенной радиации техногенного происхождения.

2.2. Опустынивание, том числе техногенного (токсичного).

2.2. Накопление загрязнителей, закисление и засоление.

2.3. Резкое сокращение запасов полезных ископаемых и ресурсов суши.

2.3. Возрастающие объемы промышленной добычи; примитивные методы добычи, наносящие урон.

3.1. Сокращение генофонда.

Вырубка лесов; промышленное загрязнение; урбанизация.

3.2. Сокращение площади лесов, прежде всего, тропических.

4.1. Загрязнение воды.

4.1. Промышленные и бытовые сбросы, кислотные дожди.

4.2. Снижение запасов пресной воды.

4.2. Растущее и нерациональное потребление.

4.3. Сокращение популяций и исчезновение целых видов рыб и животных, живущих в пресной и соленой воде.

4.3. Промышленный вылов, отравление антропотехногенными сбросами.

5.1. Сокращение популяций и генофонда.

5.1. Охота и браконьерство; вырубка лесов; деградация и гибель экосистем; природно-климатические изменения

5.2. Накопление в организмах животных и человека опасных синтетических веществ, вызывающее различные патологии или стимулирующее патогенные мутации.

5.2. Антропотехногенные факторы вмешательства в природу.

Сокращение площади естественных экосистем (от 0,5 до 1 % и более в год)

Антропотехногенное вмешательство в природу, осушение, вырубка лесов, заболачивание, замусоривание.

Резкое ухудшение энергетического баланса планеты: концентрация углекислого газа в атмосфере за последние полвека выросла на 20%, в результате чего он полностью опоясал земной шар.

Парниковый эффект, реальная угроза потепления, таяния полярных ледников и затопления значительных прибрежных массивов.

К настоящему времени образовались три обширные зоны высокой степени дестабилизации окружающей среды, занимающие около 20 млн. км 2 площади суши (при сохранности естественных экосистем менее 10%): европейская, азиатская и американская. Экономически развиваясь высокими темпами, государства, располагающиеся в этих зонах, постоянно наращивают темпы вредных выбросов.

Проблема состояния окружающей среды продолжает усугубляться. Чуть более чем за двадцать лет реализации стратегии устойчивого развития на природоохранные программы только по линии ООН было истрачено уже несколько триллионов долларов США. Несмотря на некоторые достигнутые локальные улучшения, мировая экологическая ситуация существенно ухудшилась, возникли новые риски и угрозы. Это легко объясняется тем, что приняли и соблюдают жесткое природное законодательство только развитые страны, они же выделяют адекватные средства на финансирование экологических программ. И, более того, еще участвуют в помощи беднейшим странам, что зачастую вызывает недоумение и возмущение в рядах их элит, чувствующих нарушение справедливости. Безусловно, развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают. Но, как уже отмечалось, средства, уходящие в страны третьего мира, практически ничего не меняют в структуре их экономики. И не потому, что их недостаточно, а потому, что они не инвестируют в создание цивилизованного рынка производства и потребления, а затыкают дыры, которые практически тут же появляются снова.

Можно сказать о том, что нынешнее человечество находится в состоянии комплексного экологического кризиса. Под этим мы понимаем чрезвычайную ситуацию экологического неблагополучия. Она характеризуется устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды, которые представляют угрозу для биосферы, включая жизнь и здоровье людей. Такая ситуация вызвана нагрузкой общества, его производственно-технической деятельности на природу. Суть в том, что объемы этой деятельности не соответствуют ресурсно-экологическим возможностям Земли. Мы хотим от планеты то, чего она дать уже не в состоянии. Речь о размерах наших неуемных и растущих потребностей, которые мы и сами уже перестали контролировать. А это значит, что оборотной стороной экологического кризиса являются изменения уже в самом обществе.

Весьма важно понять, что глобальные экологические проблемы вызваны не только возрастающим воздействием человека на окружающий мир, но и неравномерностью социально-экономического развития регионов и стран, государственно-хозяйственных систем и культур. Их решение требует объединенных и системных международных усилий с использованием экономических, правовых и технологических инструментов.

Мы ждем аналитических материалов, законодательных инициатив и предложений по проектам решения глобальных экологических проблем от пользователей нашего ресурса.

Видео:Естествознание 10 класс (Урок№22 - Принципы организации экосистем.)Скачать

Естествознание 10 класс (Урок№22 - Принципы организации экосистем.)

Изменение окружающей среды в 1972-1992 гг. и ожидаемые тенденции до 2030 г.

ХарактеристикиТенденция 1972-1992 гг.Сценарий 2030 г.
Сокращение площади естественных экосистемСокращение со скоростью до 0,5-1,0% в год на суше; к началу 1990-х годов их сохранилось около 40%Сохранение тенденции, приближение к почти полной ликвидации на суше
Потребление первичной экологической продукции40% на суше, 25% — глобальное (оценка 1985 г.)Рост потребления: 80-85% на суше, 50-60% — глобальное
Изменение концентрации парниковых газов в атмосфереРост концентрации парниковых газов от десятых долей процента до первых процентов ежегодноРост концентрации, ускорение роста концентрации СО2 и СН4 за счет ускорения разрушения биоты
Истощение озонового слоя, рост озоновой дыры над АнтарктидойИстощение озонового слоя на 1-2% ежегодно, рост площади озоновой дырыСохранение тенденции даже при прекращении выбросов хлорфторуглеродов к 2000 году
Сокращение площади лесов, особенно тропическихСокращение со скоростью от 117 (1980г.) до 180+20 тыс.кв.км (1989г.) в год; лесовосстановление относится к сведению как 1:10Сохранение тенденции, сокращение площади лесов в тропиках с 18 (1990г.) до 9-11 млн.кв.км, сокращение площади лесов умеренного пояса
ОпустыниваниеРасширение площади пустынь (60 тыс.кв.км в год), рост техногенного опустынивания, токсичных пустыньСохранение тенденции, возможен рост темпов за счет уменьшения влагооборота на суше и накопление поллютантов в почвах
Деградация земельРост эрозии (24 млрд. т ежегодно), снижение плодородия, накопление загрязнителей, закисление, засолениеСохранение тенденции, рост эрозии и загрязнения, сокращение площади сельскохозяйственных земель на душу населения
Повышение уровня океанаПодъем уровня океана на 1 -2 мм/годСохранение тенденции, возможно ускорение подъема уровня до 7 мм/год
Стихийные бедствия, техногенные аварииРост числа на 5-7%, ущерба на 5-10%, количества жертв на 6-12% в годСохранение и усиление тенденций
Исчезновение биологических видовБыстрое исчезновение биологических видовУсиление тенденции по мере разрушения биосферы
Качественное истощение вод сушиРост объемов сточных вод, точечных и площадных источников загрязнения, числа поллютантов и их концентрацииСохранение и нарастание тенденций
Накопление поллютантов в средах и организмах, миграция в трофических цепочкахРост массы и числа поллютантов, накопленных в средах и организмах, радиоактивности среды, «химические бомбы»Сохранение тенденций и возможное их ускорение
Ухудшение качества жизни, рост заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды, в том числе генетических, появление новых болезнейРост бедности, нехватка, продовольствия, высокая детская смертность, высокий уровень заболеваемости, необеспеченность чистой питьевой водой в развивающихся странах; рост генетических заболеваний, высокий уровень аварийности, рост потребления лекарств, рост аллергических заболеваний в развитых странах; пандемия СПИД в мире, понижение иммунного статуса человекаСохранение тенденций, рост нехватки продовольствия, рост заболеваний, связанных с экологическими нарушениями, в том числе генетических, расширение территории инфекционных заболеваний, появление новых болезней

Возросшая мощь хозяйственной или шире — любой антропогенной деятельности оказалась разрушительной для окружающей человека природной среды. Своей деятельностью человек превысил тот экологический предел, за которым следует переход биосферы в неустойчивое состояние. Стало ясным, что хозяйственная деятельность может развиваться лишь в определенном «экологическом коридоре», имеет верхний предел, за которым идет нарастающее разрушение биосферы. Свидетельством превышения экологического предела является то обстоятельство, что возобновимые ресурсы в значительной части (леса, рыбные и кормовые угодья и т.д.) перестали воспроизводиться в прежнем виде. Стало также понятным, что существует предел развитию хозяйственной деятельности, который определяет так называемую хозяйственную емкость биосферы (и ее отдельных экосистем). Развитие хозяйственной и любой другой деятельности (скажем, военной, которую нельзя отождествлять с хозяйственной в полной мере) возможно лишь в пределах хозяйственной, или, лучше сказать, антропогенной (цивилизационной, деятельностной) емкости биосферы. Эта емкость, связанная с эволюционно сложившимся экологическим пределом, должна находиться в границах определенного коридора, допускающего воспроизводство естественных возобновимых ресурсов и действие биотического механизма регуляции окружающей природной среды.

Глобально-экологический кризис оказался в силу взаимосвязи всех глобальных проблем сопряженным с другими, выражающими деятельность экономической и социальной сфер. Это и позволяет глобальный экокризис одновременно считать и эколого-экономическим, и социально-экологическим, или, как уже говорилось выше, антропоэкологическим. Так, быстрый экономический рост в XX веке, приведший к появлению глобальной экономики, не привел ее ни к стабильному социальному развитию, ни к решению основных проблем в социальной сфере. Так, число голодающих в мире только за последние 5 лет увеличилось с 1,1 до 1,3 млрд. человек, увеличился разрыв между богатыми и бедными странами и людьми, причем среднемесячный заработок 3 млрд. чел. — порядка 2 долл. США в день. В странах «золотого миллиарда» среднемесячный заработок исчисляется в тысячах долл. США, но и там бедные составляют 20-30% (по их стандартам). Даже страны «золотого миллиарда» не в состоянии ликвидировать бедность и высокую безработицу. В мире все чаще возникают военные конфликты, в основе которых лежит борьба за передел рынка ресурсов, идет «экологическая агрессия» развитых стран. Увеличивается число беженцев, в том числе покидающих родные места по экологическим причинам. В развивающихся странах пока идет демографический взрыв, увеличивающий число бедных и обездоленных. Цивилизация в конце XX века столкнулась уже не просто с экологическим, а с разрастающимся социально-экологическим кризисом, выход из которого требует пересмотра традиционных ценностей в экономической, социальной, демографической, геополитической, экологической, этической и других сферах, согласования их с законами эволюции биосферы и вытекающими отсюда природоохранными ограничениями и запретами, связанными с наличием хозяйственной емкости экосистем. Высокий уровень потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды в развитых странах привел к ухудшению глобальной экологической ситуации, несмотря на то, что на охрану окружающей природной среды было потрачено не менее 1,5 трлн. долл. за последние два десятилетия. Это свидетельствует об экологическом и социальном тупике, о нарастающей ресурсной неустойчивости индустриально развитых стран и тенденции решения проблем экономического роста за счет ухудшения социально-экологической ситуации для развивающихся стран.

Экономический рост за счет экологии привел к такому положению в мире, что возможности существенного подъема уровня жизни в «третьем мире» и странах с переходной экономикой оказываются ничтожными. По сути дела анализ глобальной экологической ситуации свидетельствует о том, что мировое сообщество развивается со времен неолитической революции по все ускоряющемуся в экологическом плане эсхатологическому сценарию. Такое развитие в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД) было квалифицировано как неустойчивое развитие и оно, как выше было показано, характерно для периода хозяйственной деятельности, связанного с развитием производства. Можно считать, что человечество, вступившее на путь производства, обеспечило себе стабильный рост в социально-экономическом плане примерно на десять тысяч лет, но за счет того, что в начале третьего тысячелетия развития разразится глобально экологическая катастрофа. И хотя весьма зримо экологические последствия в глобальном масштабе (особенно потепление климата, снижение биоразнообразия и истощение озонового слоя) проявились лишь во второй половине XX века, тем не менее можно считать всю производственную эколого-экономическую систему неустойчивой системой (моделью). Вот почему ЮНСЕД в лице лидеров 179 стран и большинства ведущих общественных организаций экологической направленности признали дальнейшее мировое развитие по модели неустойчивого (производственно-некоэволюционного) развития бесперспективным для всего мирового сообщества.

1. Глобальные проблемы окружающей среды.

Парниковый эффект. Озоновые дыры. Проблема кислотных осадков. Энергетическая проблема. Проблемы народонаселения и продовольствия. Сокращение биоразнообразия.

Парниковый эффект.

Подпарниковым эффектомпонимают возможное повышение глобальной температуры планеты в результате изменения теплового баланса, обусловленного постепенным накоплением парниковых газов в атмосфере, которые беспрепятственно пропускают к Земле солнечную радиацию, но задерживают тепловое излучение Земли. В результате повышается температура ее поверхности, изменяются погода и климат.

Основным парниковым газом является диоксид углерода: его вклад в парниковый эффект, по разным данным, составляет от 50 до 65%. К другим парниковым газам относятся метан (около 20%), оксиды азота (примерно 5%), озон, фреоны (хлорфторуглероды) и другие газы (около 10 – 25% парникового эффекта). Всего известно около 30 парниковых газов.

Основным антропогенным источником поступления СО2 в атмосферу является сжигание углеродсодержащего топлива (уголь, нефть, мазут, метан и др.). Ныне только от теплоэнергетики в атмосферу поступает около 1т углерода на человека в год; по прогнозам в первой половине ХХI столетия выброс достигнет 10 млрд. т. Вследствие парникового эффекта среднегодовая температура на Земле за последнее столетие повысилась на 0,3 – 0,6 о С. В настоящее время увеличение концентрации СО2 происходит, примерно, со скоростью 0,3 – 0,5% в год. Увеличивается содержание и других парниковых газов: метана – на 1%, оксидов азота – на 0,2% в год.

Глобальное потепление климата и обусловленное им повышение уровня Мирового океана многими учеными рассматривается как величайшая катастрофа для биосферы в целом, так: в случае повышения уровня океана на 1,5 – 2 м под затопление попадает около 5 млн. кв. км земель, где проживает около 1 млрд. человек и собирается почти треть урожая многих сельскохозяйственных культур. Потепление климата обернется увеличением степени неустойчивости погоды, смещением границ природных зон, ростом числа штормов и ураганов, ускорением темпов вымирания животных и растений.

Уменьшение различий температуры на полюсах и экваторе (в основном за счет более сильного потепления полюсов) вызовет, в свою очередь, подтаивание вечномерзлых почв (таковых в России около 2 млн. кв. км) и высвобождение из них огромных количеств метана, что усилит парниковый эффект;

Изменение климата окажет негативное влияние на здоровье людей как вследствие усиления теплового стресса в южных районах, так и из-за распространения многих видов заболеваний.

Приведенные факторы дали основание Международной конференции по проблемам изменения климата (Торонто, 1979 г.) заявить, что «…конечные последствия парникового эффекта могут сравниваться только с глобальной ядерной войной».

Озоновые дыры.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения содержания озона в стратосфере. По разным оценкам в средних и высоких широтах северного полушария такое уменьшение составило 2 – 10%.

Наиболее значительная потеря озона регистрируется над Антарктидой, где его содержание в озоновом слое за последние 30 лет уменьшилось на 40-50%. Пространство, в пределах которого регистрируется заметное уменьшение концентрации озона, получило название «озоновой дыры». В настоящее время «озоновая дыра» вышла за пределы континента и по размерам (10 млн. кв. км) превышает площадь США.

Отмечается появление т.н. «блуждающих дыр» площадью от 10 до 100 тыс. кв. км в других регионах, где потери озона достигают 20 – 40% от нормального уровня (около 0,06 мг/м 3 ). Согласно Росгидромету, в феврале 1995 г. над всем Северным полушарием, а особенно над рядом районов Восточной Сибири, вплоть до Урала зафиксировано рекордное уменьшение концентрации озона – до 40%, сохранявшееся в течение 25 суток. К середине марта в отдельных районах оно достигло 50%. Как следствие, в апреле и декабре отклонение от климатических норм составило 15%.

Из-за уменьшения концентрации озона только на 1% происходит увеличение интенсивности УФ-излучения у поверхности Земли на 15%. В свою очередь, это, согласно официальным данным ООН, приводит к появлению в мире 100 тыс. новых случаев катаракты и 10 тыс. случаев рака кожи, а также снижению иммунитета как у человека, так и у животных.

Помимо ухудшения здоровья, истощение озонового слоя способствует усилению «парникового эффекта», снижению урожайности, деградации почв, общему загрязнению окружающей среды.

Основным антропогенным фактором, разрушающим озон, считают фреоны (хладоны), которые широко используются как газы-носители (пропилленты) в различного рода аэрозольных баллончиках, холодильных установках и т.п.

Фреоны способны находиться в атмосфере, не разрушаясь 70 – 100 лет, поэтому они всегда достигают озонового слоя и разрушают его. При этом каждый атом хлора как катализатор способен разрушить до 100 тыс. атомов озона.

Из других техногенных причин разрушения озонового слоя называют уничтожение лесов как основных поставщиков кислорода в атмосферу, ядерные взрывы в атмосфере, крупные пожары и другие явления, сопровождающиеся поступлением в верхние слои атмосферы оксидов азота и некоторых углеводородов. Уничтожают озон полеты сверхзвуковых самолетов в стратосфере, запуски космических ракет. Только, например, один запуск авиакосмической системы «Шаттл» приводит к потерям 10 млн. т озона. 300 таких запусков в год – и практически весь озон будет уничтожен.

Дата добавления: 2015-11-18 ; просмотров: 1132 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

🎥 Видео

Экосистемная организация природы Компоненты и структура экосистем | Биология 9 класс #38 | ИнфоурокСкачать

Экосистемная организация природы  Компоненты и структура экосистем | Биология 9 класс #38 | Инфоурок

Что такое экосистема? | Просто о сложном - СортировочнаяСкачать

Что такое экосистема? | Просто о сложном - Сортировочная

Лекция «Природные экосистемы Куликова поля». Часть 1Скачать

Лекция «Природные экосистемы Куликова поля». Часть 1

АГРОЭКОСИСТЕМЫ. В чем их отличие от природных экосистем?Скачать

АГРОЭКОСИСТЕМЫ. В чем их отличие от природных экосистем?

Биология 9 класс (Урок№34 - Искуственные экосистемы.)Скачать

Биология 9 класс (Урок№34 - Искуственные экосистемы.)

Биология 11 класс (Урок№14 - Сообщества и экосистемы.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№14 - Сообщества и экосистемы.)

12й класс; Биология; Искусственные экосистемы. АгробиоценозыСкачать

12й класс; Биология; Искусственные экосистемы. Агробиоценозы

Биология 9 класс (Урок№32 - Экосистемная организация живой природы. Компоненты экосистем.)Скачать

Биология 9 класс (Урок№32 - Экосистемная организация живой природы. Компоненты экосистем.)

Экология 10 класс (Урок№7 - Экосистемный уровень организации жизни. Экологические системы.)Скачать

Экология 10 класс (Урок№7 - Экосистемный уровень организации жизни. Экологические системы.)

Чужеродные виды и последствия их вторжения в природные экосистемыСкачать

Чужеродные виды и последствия их вторжения в природные экосистемы

искусственные экосистемыСкачать

искусственные экосистемы

Структура экосистемы. Видеоурок 27. Биология 9 классСкачать

Структура экосистемы. Видеоурок 27. Биология 9 класс

Лекция 28 ЭкосистемыСкачать

Лекция 28  Экосистемы

Экология: агроценозы (искусственные) и биогеоценозы (природные экосистемы). ЕГЭ по биологииСкачать

Экология: агроценозы (искусственные) и биогеоценозы (природные экосистемы). ЕГЭ по биологии

Естественные и искусственные экосистемы- естествознание, 5 классСкачать

Естественные и искусственные экосистемы- естествознание, 5 класс

Экология 11 класс (Урок№2 - Лесные ресурсы. Охрана и рациональное использование лесов.)Скачать

Экология 11 класс (Урок№2 - Лесные ресурсы. Охрана и рациональное использование лесов.)

Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Видеоурок по биологии 9 класс
Поделиться или сохранить к себе: