- Смольный собор
- Аудиогид
- Фотографии
- Режим работы и стоимость 2022
- Подъём на смотровую площадку
- Экскурсии в 2022 году
- Обзорные экскурсии по собору
- Билеты на экскурсию 2022
- Стоимость посещения смотровой площадки
- Ближайшая станция метро
- Как добраться до Смольного?
- История
- Неоднократные изменения в проекте
- Строительство с перерывами
- Архитекторы и стиль
- Интерьер собора
- Колокольни и звонницы
- Смотровая площадка
- Смольный институт благородных девиц
- Смольный собор в Санкт-Петербурге
- Режим работы Смольного собора
- История
- Особенности архитектуры
- Концертный зал
- Звонница
- Цены на экскурсии в Смольном соборе в 2022 году
- Как добраться до Смольного собора
- Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться
- Описание собора, наружное убранство
- История создания
- Колокольня и звонница
- Благоустройство территории монастыря
- Колоннада
- Внутреннее убранство и святыни собора
Видео:На площади Растрелли из дронов выстроили колокольню Смольного собораСкачать
Смольный собор
Видео:Смольный Собор. Создание смольного монастыряСкачать
Аудиогид
Видео:Смольный собор. История постройки и подъём на смотровую площадкуСкачать
Фотографии
Видео:Смольный собор. Экскурсии по Петербургу. Утро на 5Скачать
Режим работы и стоимость 2022
- Смольный собор в Пиетербурге принимает посетителей без выходных с 7:00 до 20:00.
Подъём на смотровую площадку
- Соборная звонница открыта ежедневно с 07:00 до 20:00.
- Высота смотровой площадки 50 м, на неё ведут 278 ступеней.
Экскурсии в 2022 году
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 января — обзорные экскурсии по Смольному собору
- Начало в указанные дни в 12:00, 13:00, 14:30 и 16:00.
- Запись не требуется.
Обзорные экскурсии по собору
- Суббота и воскресенье в 12:00, 13:00, 14:30 и 16:00
- Место встречи: у стойки информации Смольного собора.
- Длительность: 50 минут.
- Запись не требуется.
Билеты на экскурсию 2022
- Рекомендуемое пожертвование — 200 — 300 руб.
- Для пенсионеров, студентов и школьников — 100 руб.
- Длительность — 50 минут
- Индивидуальная экскурсия (до 10 человек) — 2000 руб. (по записи)
- Экскурсия + мастер-класс — 350 руб.
Стоимость посещения смотровой площадки
- Рекомендуемое пожертвование — 200 руб.
- Для пенсионеров, студентов и школьников — 100 руб.
Видео:Приглашаем в Санкт-Петербург! Смольный Монастырь - ЭКСКУРСИЯ.Скачать
Ближайшая станция метро
- Чернышевская, расположенная в 2 км.
Видео:Колокольня Смольного собора из 1000 дроновСкачать
Как добраться до Смольного?
Смольный в Санкт-Петербурге расположен по адресу: Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1.
Смольный находится на значительном удалении от станций метро. Около 30 минут идти от ближайших станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуем добираться общественным транспортом:
- От ст. м. «Чернышевская» идут автобусы 46, 136, 22, троллейбус 15.
- От ст. м. «Площадь Восстания» — автобус № 22, троллейбусы №№ 5, 7.
Видео:Смольный соборСкачать
История
С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.
Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.
Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.
В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.
Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.
Неоднократные изменения в проекте
1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.
Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».
Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.
Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.
Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.
Строительство с перерывами
Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.
Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.
Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.
20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.
Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.
Видео:СмольныйСкачать
Архитекторы и стиль
Целая плеяда архитекторов работала над возведением собора. Первоначальный замысел и проект принадлежат Растрелли, который задал основное архитектурное направление при строительстве – барокко. Отсюда присущие архитектурному стилю легкость, строгая симметричность, характерная для здания. Величественный внешне собор поражает обилием украшений, лепнины, лучковыми фронтонами, которые делают его нарядным, даже по-светски роскошным.
Автор проектов Зимнего дворца и Екатерининского удивительно чувствовал место, где строился собор, модные тенденции времени, запросы Елизаветы Петровны. Именно этим вызвано изменение проекта, использование русских зодческих традиций, благодаря чему комплекс получил форму креста в честь Иисуса Христа и 4 евангелистов. С 1849 года работы проводились под руководством помощника итальянского зодчего – Христиана Кнобеля.
Сменивший Растрелли сподвижник архитектор Ю.М. Фельтен продолжил стиль пышного елизаветинского барокко и следовал проектам великого мастера. В 1768 году голубые фасады получили лепнину, изготовленную по рисункам Растрелли. Еще один итальянец и сподвижник Растрелли Эрколе Казасопра обогатил собор башнями, куполом и барабаном.
В 19 веке русский архитектор Василий Стасов предложил не только заменить обветшавшую кирпичную кладку и кровлю, но и проложить трубы печей. Купол был покрыт для защиты оцинкованным железом и окрашен. Колонны облицевали белоснежным мрамором, сделали такие же ступени, площадки. Перед зданием сделали площадь с ажурной металлической оградой.
Видео:Мегалиты Смольного - руины форта Сабина?Скачать
Интерьер собора
Внутри собор поражает величием и чистотой. Окончательным видом интерьера занимался Василий Стасов. Белый искусственный мрамор расширяет пространство, наполняет его светом. Изготовленные из граненного хрусталя предалтарные балюстрады усиливают это впечатление, так как в них отражаются и рассыпаются миллионами искр солнечные лучи.
Установленные три иконастаса привлекают всеобщее внимание, как и искусная резьба церковной кафедры. Из икон особо почитаемы работы Алексея Венецианова «Воскресение Христово», «Введение во храм Пресвятой богородицы». Дополняют роскошный интерьер разнообразные лепные украшения на церковную тематику и имеющие символическое значение.
Видео:Смольный собор в Санкт-Петербурге, октябрь 2022Скачать
Колокольни и звонницы
5-ярусной колокольне по проекту Растрелли так и не было суждено появиться. Однако макет ее до сих пор хранится в Академии художеств. Особенностью собора считается то, что только один из 5 куполов храмовый, остальные – 2-ярусные колокольни вогнутой формы.
Вверху располагаются маленькие луковичные купола. В нижних ярусах находятся звонницы, куда поместили во время достройки 12 колоколов, отлитых в Валдае.
Видео:Смольный соборСкачать
Смотровая площадка
Со звонницы, расположенной справа от входа, если стоять к нему лицом, и ставшей удобной смотровой площадкой, с высоты 50 метров открываются прекрасные виды на город, его достопримечательности, в том числе Эрмитаж, Большеохтинский мост, Неву. Чтобы попасть туда, надо преодолеть 278 ступеней по винтовым и обычным лестницам.
Перед выходом на площадку придется пройти по металлическим ступеням. Там вы находитесь в полной безопасности, так как осмотр происходит через три проема в башне, которые зарешечены. Лучше взять с собой бинокль, можно также сделать обзорные фото.
Видео:В Смольном соборе создали музейное пространствоСкачать
Смольный институт благородных девиц
По указу Екатерины ІІ 24 апреля 1764 года был учрежден Смольный институт благородных девиц. Это учебное заведение стало первым в истории России женским образовательным учреждением. Она хотела «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Екатерина ІІ распорядилась собрать информацию о лучших воспитательных женских учреждениях Европы. Однако ни один образец работы ей не понравился. Благодаря личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому на свет появилась совершенно новая модель учебного заведения.
Смольный институт был учебным заведением закрытого типа, куда принимались девочки дворянского сословия. Войдя в Смольный шестилетними девочками, смолянки выходили из него уже взрослыми восемнадцатилетними девушками. Главный аспект идеи, который «проповедовал» Бецкий, состоял в том, что невинные юные создания пронесут свою чистоту через годы, не утратив и не растеряв ее. Став матерями, выпускницы Смольного института должны были передать этот свет своим детям, а те – своим. Таким образом должна была зародиться новая нация, лишенная греха и пороков.
Институт был абсолютно закрытым заведением. Отдав на воспитание своих юных дочерей, родители лишь в определенные дни могли их навестить, прежде испросив на то разрешения руководства. Первыми были набраны шестьдесят девочек 5-6 лет. Им предстояло 12 лет изучать чтение, правописание, языки, основы математики, физики, химии. Кроме этих общих предметов им надлежало освоить добродетели, которыми должна обладать великосветская дама: шитье, вязание, танцы, музыка, светское обхождение. Из-за длительности обучения девочек делили на 4 группы. Знаком отличия между группами служил цвет платья воспитанниц. Так, в 5-7 лет девочки принадлежали к младшей группе и носили платья кофейного цвета, за что их часто называли «кофейницами», 8-10 – голубые или синие, 11-13 – серые платья. Девушки от 14 лет носили белые платья. Несмотря на возраст, у девочек был достаточно строгий распорядок дня: подъем был в 6 часов, после утреннего туалета шло обучение, а после – небольшая прогулка под строгим присмотром наставницы. По окончани института девушки получали место при дворе, а некоторые становились фрейлинами королевы.
После смерти Екатерины ІІ за институт взялась Мария Федоровна. С ее приходом в институте стали происходить изменения: длительность обучения составила не 12, а 9 лет, возрастных групп стало три, а сами группы тоже были поделены на отличниц, «середнячков» и отстающих. Два раза в год «смолянки» сдавали промежуточный экзамен, а в конце года итоговый.
Девочек из знатных семей стали набирать с 8-9 лет, а мещанок – с 11-12, так как их готовили скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери».
С 1764 года институт занимал здание, которое строил Растрелли при Елизавете Петровне для Смольного монастыря. Но, даже пристроив третий этаж, эти помещения едва ли подходили для исполнения своей роли. Для этого в начале 19 в. было принято решение построить специальное здание для Смольного института. Для этой цели был приглашен архитектор Д. Кваренги, и торжественное открытие института состоялось в 1808 году.
Новые помещения были гораздо удобнее старых: на первом этаже расположились классы для занятий, а второй был занят жилыми комнатами. Настоящей изюминкой здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Проект Кваренги поражал своей продуманностью не только самого здания, а и планировкой вокруг него: со стороны главного подъезда была устроена большая площадь, а с другой стороны заложили великолепный сад.
Смольный институт благородных девиц просуществовал вплоть до 1917 года, став одним из самых долговечных начинаний Екатерины ІІ.
Видео:😬Дух захватывает: самая высокая смотровая площадка Петербурга, звонница Смольного собора #shortsСкачать
Смольный собор в Санкт-Петербурге
Одним из самых красивых соборов Санкт-Петербурга считается Смольный собор или собор Воскресения Христова. Он является не только частью архитектурного комплекса Смольного монастыря, но и главным храмом учебных заведений города.
Сегодня при соборе открыты воспитательное общество для девочек от 4 до 12 лет «Школа смолянок», патриотическое общество для мальчиков от 5 до 10 лет «Пажеский корпус», а также детская воскресная школа Смольного собора.
Видео:На ПМЭФ эксперты обсудили предложение о воссоздании колокольни Смольного собораСкачать
Режим работы Смольного собора
С 2015 года собор является действующим православным храмом. Ежедневно в нем проводятся богослужения. Посетить собор можно с 07.00 до 20.00.
Расписание богослужений в Смольном соборе Санкт-Петербурга:
- 07.00 и 09.30 — две Божественные литургии (по воскресеньям, праздникам);
- 08.40 — Божественная литургия (ежедневно);
- 14.00 — молебен;
- 16.00 — панихида;
- 18.00 — вечернее богослужение.
Интерьер Смольного собора:
Видео:По Следам Бандитского Петербурга Смольный Собор.Скачать
История
Смольный собор был построен по приказу императрицы Елизаветы Петровны, которая хотела возвести монастырь на месте дворца, где прошло ее детство. Разработка проекта была поручена знаменитому мастеру — Бартоломео Франческо Растрелли. Закладка будущего здания состоялась в конце октября 1748 года. В течение следующих 10 лет строительство собора хорошо финансировалось, на работы присылали солдат и рабочих и стройка шла быстро. Однако, после начала войны с Пруссией, работы сильно замедлились. После смерти императрицы был назначен новый архитектор — Юрий Матвеевич Фельтен. Храм так и не достроили.
Только спустя 70 лет, в 1820 году, император Николай I решил достроить Смольный собор. После сложных ремонтных работ, в ходе которых были внесены значительные изменения в проект Растрелли (например, было устроено печное отопление, которое изначально не предусматривалось), собор начали достраивать. Работы закончили в 1835 году и собор был освящен во имя Воскресения Христова.
Богослужения в Смольном соборе совершались до революции 1917 года. После нее церковное имущество изъяли, а собор закрыли и использовали как хозяйственное помещение. После Великой Отечественной войны в нем размещалась экспозиция Музея истории Ленинграда, в 1990 году открылся концертный зал. В 2004 году Смольный собор стал одним из объектов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Проведение богослужений началось только в 2009 году. Спустя год в храме установили новый иконостас и провели Божественную Литургию. В честь этого события была восстановлена икона Алексея Венецианова с изображением Богородицы. А в 2015 году Смольный собор окончательно вернулся в лоно церкви.
Видео:19.03.2021. Россия. Санкт-Петербург. Смольный Собор. Вид с Соборной ПлощадиСкачать
Особенности архитектуры
Высота собора достигает 94 метров. Смольный собор выполнен в стиле барокко, имеет фронтоны и люкарны. Если смотреть на монастырь сверху, то он построен в виде греческого креста (Смольный собор в центре и 4 церкви по углам).
Большой интерес представляет пятиглавие собора. Растрелли хотел построить однокупольный собор, однако, Елизавета Петровна настояла на пяти куполах. Знаменитый мастер спроектировал купола собора таким образом, что если смотреть на собор издалека, то создается иллюзия, что он огромный. Однако, если подойти ближе, здание как будто уменьшается, но при этом не теряет своей красоты и величия.
Видео:Звонница Смольного собораСкачать
Концертный зал
С 1990 года в зале Смольного собора регулярно проходили концерты классической музыки. Со следующего года собор был базовой концертной площадкой для Камерного хора Смольного собора. Афиша зала постоянно обновлялась, хор, под руководством заслуженного артиста России — Владимира Беглецова, исполнял русские и западноевропейские музыкальные произведения.
После передачи храма в ведение Русской православной церкви в 2015 году хор сменил название, поскольку лишился своей базы. Теперь он называется Концертный хор Санкт-Петербурга и располагается в здании Городской думы.
Видео:Смольный собор (г. Санкт-Петербург)Скачать
Звонница
Сегодня для всех желающих открыт не только храм, но и звонница собора. В звоннице находится самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга — ее высота составляет 50 метров. Лестница на нее находится справа от входа в собор. Сперва придется пройти около 280 ступеней по обычной широкой лестнице, затем предстоит подъем по винтовой и подвесной лестницам.
С обзорной площадки открываются виды на город. Отсюда можно увидеть Большеохтинский мост, церковь святых Захария и Елизаветы, здание правительства и площадь Растрелли, а также сквер Кикины палаты.
Видео:В Смольный собор вернули список иконы Федоровской Божьей МатериСкачать
Цены на экскурсии в Смольном соборе в 2022 году
Посетить храм с экскурсией можно с четверга по воскресенье в 12.00, 13.00, 14.30 и 16.00 часов. Также можно заказать экскурсию на другой день по предварительной договоренности.
Стоимость экскурсионного обслуживания: экскурсия — 200 рублей, подъем на звонницу (смотровая площадка) — 200 рублей. Для студентов и пенсионеров бесплатно.
Кроме экскурсий в соборе проводятся образовательные квесты (200 рублей с человека):
- «Назад в будущее» (10+) — для группы до 35 человек;
- «Тайны Смольного собора» (для детей 5–12 лет) — для групп до 10 человек.
Подробную информацию о квестах можно узнать по телефону +7 (981) 187 00 51 или по электронной почте info.smolniysobor@gmail.com.
Видео:Проект «Храм78»: Смольный соборСкачать
Как добраться до Смольного собора
Посещение собора входит в большинство обзорных экскурсий, организованные группы туристов сюда обычно привозят на автобусах, так как Смольный собор находится в некотором отдалении от центра. Например, от Невского проспекта до него придется идти около 30 минут. На машине этот путь можно преодолеть на 10 минут.
Если вы все же хотите прогуляться от Невского, то можно пройти к собору по Суворовскому проспекту.
Пеший маршрут от Невского проспекта на карте Санкт-Петербурга
Также можно пройти к Смольному собору от ближайшей станции метро «Чернышевская». По пути можно посетить Таврический сад, музей А. В. Суворова и музей «Вселенная воды». Из Таврического сада рекомендуется выйти на улицу Шпалерная. Это широкая улица с большими тротуарами и малым количеством машин, она ведет прямо к скверу из которого открывается красивый вид на собор.
Маршрут от станции метро «Чернышевская» — Яндекс.Карты
Возле площади Растрелли есть несколько остановок общественного транспорта:
- ост. «Смольный» — автобус № 136 (следующий в Калининский район);
- ост. «пл. Растрелли» — автобус № 136 и № 74 (через Центральный и Фрунзенский районы) и маршрутка № 76 (через Петроградский район в сторону Комендантского проспекта).
Также вы можете воспользоваться услугам такси. В Санкт-Петербурге работают популярные приложения для смартфонов — Яндекс.Такси, Gett, Maxim, Uber, Везет и другие.
Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться
Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.
Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства
Описание собора, наружное убранство
Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.
Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:
- автор проекта – Бартоломео Франческо Растрелли (Зимний дворец, Екатерининский дворец)
- архитектурный стиль – барокко
- дата основания – 1748 год
- завершающие отделочные работы – 1835 год
- высота собора – без малого 94 метра
- количество куполов — пять
- вместимость – около 6000 человек
Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.
История создания
До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.
Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.
В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.
Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.
Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.
Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние
Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:
- очистили подвалы храма от воды
- заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю
- купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами
- в стенах проложили трубы печей
- колонны облицевали белым искусственным мрамором
- установили мраморные ступени и площадки для алтарей
- на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли
Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году
Колокольня и звонница
Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.
Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.
Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности
В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.
На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.
Благоустройство территории монастыря
Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.
Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.
Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко
Колоннада
Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.
Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.
Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.
После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:
- проложили дорожки, устланные дерном
- подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
- установили деревянную изгородь
За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.
Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.
Вход в сад свободный, посетить его может любой желающий
Внутреннее убранство и святыни собора
Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:
- выполнена облицовка белоснежным искусственным мрамором
- множественный лепной декор оформлен в виде ангельских ликов, цветочных гирлянд, пальмовых и оливковых ветвей, морских раковин
- установлены три иконостаса
- церковная кафедра обрамлена изысканной резьбой
- ограждение перед алтарями – балюстрада, изготовлено из граненого хрусталя