Видео:Сбитые самолеты РФ, провал в Давосе и депортация украинцевСкачать
Полет Матиаса Руста. Провокация с высоким прикрытием
4 сентября 1987 года, ровно тридцать лет назад, обвинительным приговором завершился судебный процесс по скандальному делу Матиаса Руста – молодого немецкого пилота-любителя, который несколькими месяцами ранее, 28 мая 1987 года, приземлился на своем самолете на Красной площади – в самом сердце советской столицы.
Самолет «Сессна-172», который пилотировал 18-летний гражданин ФРГ Матиас Руст, приземлился прямо у храма Св. Василия Блаженного в центре Москвы. Советское руководство было в настоящем шоке. Ведь мало того, что самолет простого немецкого парня преодолел расстояние от советской границы до столицы страны и не был сбит системами противовоздушной обороны, так еще и произошло это событие, что очень символично, 28 мая – в День пограничника. Это был настоящий плевок в лицо всей советской системе. Естественно, что Матиас Руст был сразу же после посадки самолета арестован.
Практически сразу же после посадки самолета Руста на Красной площади генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял решение об отправке в отставку целого ряда высших военных руководителей, в первую очередь тех, кто отвечал за противовоздушную оборону советского государства. Самым высокопоставленным «отставником» оказался министр обороны Советского Союза 72-летний маршал Сергей Соколов. Он занимал эту должность с 1984 года, сменив на посту умершего маршала Дмитрия Устинова. До назначения министром обороны маршал Соколов с 1967 по 1984 гг., на протяжении семнадцати лет, был первым заместителем министра обороны СССР. Участник Великой Отечественной войны, маршал Соколов был одним из наиболее видных советских военачальников. В частности, с 1980 по 1985 гг. он отвечал за управление действиями советских войск на территории Демократической Республики Афганистан. Однако полет немецкого юноши стоил уважаемому маршалу карьеры. Конечно, «на улицу» заслуженного военачальника выкинуть не могли – уже в июне 1987 года он занял пост генерального инспектора Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Кроме маршала Соколова, в отставку сразу же после полета Матиаса Руста был отправлен главный маршал авиации Александр Колдунов, занимавший пост главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны Советского Союза и непосредственно отвечавший за безопасность воздушного пространства советской страны. Дважды Герой Советского Союза, Александр Колдунов прошел Великую Отечественную войну летчиком-истребителем, после войны служил в истребительной авиации ВВС, а затем в ПВО. Должность главкома Войск ПВО он занял в 1978 году, за девять лет до полета Матиаса Руста. Но не только высшие военачальники потеряли свои должности. Со службы были уволены около 300 старших офицеров. По кадровому составу советских вооруженных сил был нанесен мощнейший удар. Нашли и «козлов отпущения» — два офицера Войск Противовоздушной обороны получили реальные сроки лишения свободы. Это были подполковник Иван Карпец, бывший оперативным дежурным по Таллинской дивизии Войск ПВО в день полета Руста, и майор Вячеслав Черных, бывший в тот злополучный день дежурным по радиотехнической бригаде.
Что касается самого Руста, то после задержания на Красной площади он был арестован. 1 июня, через несколько дней после полета, Матиасу Русту исполнилось девятнадцать лет. Свой день рождения молодой немец встретил в тюрьме. Весь мир следил за судьбой парня, продемонстрировавшего, что система обороны Советского Союза отнюдь не «железная». И это действительно было так – с откровенными предателями, проникшими в высшее руководство советского государства, железной она быть просто не могла. Естественно, что без «обеспечения» на самом высоком уровне полет Руста просто был бы невозможен. Его бы сбили в худшем случае еще в небе над Эстонией. Однако Русту буквально дали зеленый свет на полет до самой советской столицы. Происходить это могло только с санкции самых высших советских руководителей. Не очень понятно, кто конкретно дал добро на приземление Руста на Красной площади, да и вряд ли мы когда-нибудь об этом узнаем. Но очевидно, что это был человек или люди, входившие в самую высшую группу советской элиты.
Смещенные военачальники находились в оппозиции к тому курсу, который к этому времени стало проводить советское руководство во главе с Михаилом Горбачевым. Нанесение удара по командованию вооруженных сил было одной из главных задач тех людей, кто стоял за методичным и планомерным разрушением советского государства. Ведь прославленные маршалы и генералы, прошедшие Великую Отечественную войну и бывшие настоящими патриотами советского государства, могли просто не позволить произвести все те манипуляции со страной, которые привели к катастрофе 1991 года. Впоследствии американский военный эксперт Вильям Одом даже сравнил «зачистку» советской военной элиты после полета Матиаса Руста с репрессиями против советских военачальников, имевшими место в 1937-1938 гг. Интересно, что после каждой такой чистки через года три–четыре наступала катастрофа. В 1941 году началась ужасная Великая Отечественная война, а в 1991 году распался Советский Союз, и этот процесс также сопровождался реками крови в бывших союзных республиках, многочисленными военными конфликтами, массовыми беспорядками, небывалой волной преступности и насилия.
Поэтому вряд ли стоит оценивать поступок Матиаса Руста как «безобидную шалость» юного романтика–авиатора. Скорее всего, здесь имела место тщательно продуманная и организованная провокация, в которой могли участвовать и западные спецслужбы, и внушительное прикрытие с советской стороны. По крайней мере, в этом мнении сходятся многие видные советские и российские военачальники, которые считают, что без «кремлевской крыши» полет Матиаса Руста закончился бы для него трагически. Целью организации такого полета было ослабление советского государства посредством решения следующих задач: 1) создания повода для масштабной «чистки» неугодных высших военачальников, 2) дискредитации советской системы обороны в глазах граждан СССР и мировой общественности, 3) укрепления антисоветских настроений в обществе. Именно после полета Матиаса Руста и увольнения министра обороны СССР маршала Сергея Соколова Михаил Горбачев приступил к стремительному сокращению Вооруженных сил Советского Союза. Полет Руста в этом контексте был еще одним аргументом – зачем нам «такая армия», да еще в «таком количестве», которая пропустила полет и приземление на Красной площади спортивного самолета какого-то немецкого юноши.
Примечательно, что незадолго до полета Матиаса Руста министр обороны СССР маршал Соколов докладывал лично Михаилу Горбачеву о том, как организована и как работает система противовоздушной обороны советского государства. Выходя от генсека, Соколов забыл у него некоторые документы, включая очень секретную карту. Но на следующий день, когда он попытался документы вернуть назад, Горбачев сказал, что не помнит, где они находятся. Эту версию озвучивал впоследствии, согласно ряду публикаций в российских СМИ, генерал-полковник Леонид Ивашов. Как бы там ни было, но в одном большинство военачальников сходятся – акция с полетом Руста была продуманной и спланированной. Есть и еще одна очень интересная версия, согласно которой Руст приземлился на Красной площади с полными баками топлива, что свидетельствует лишь об одном – его заправляли где-то на советской территории. И делать это могли только непосредственно под контролем «всесильного» советского КГБ.
Суд над Матиасом Рустом был назначен на 2 сентября 1987 года. Матиасу Русту предъявили обвинение по трем статьям УК РСФСР — незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. В определении УК РСФСР хулиганство трактовалось как умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, тогда как под злостным хулиганством понимались те же действия, но сопровождавшиеся «исключительным цинизмом или особой дерзостью». Посадка самолета на Красной площади, где гуляло множество советских людей, была расценена именно так. За злостное хулиганство в УК РСФСР предусматривалась ответственность в виде лишения свободы сроком до пяти лет или исправительных работ сроком до двух лет. Нарушение правил международных полетов предусматривало еще более широкий диапазон наказания – от одного года до десяти лет лишения свободы, правда, по этой же статье можно было отделаться и без реального срока – выплатив крупный штраф.
На суде Матиас Руст заявил, что прилетел в Москву для того, чтобы продемонстрировать советскому народу свое стремление к миру. Однако обвинение этим аргументам молодого немца не вняло. Прокурор просил для Матиаса Руста по трем статьям УК РСФСР десять лет лишения свободы. Но суд оказался куда более мягким, чем обвинение.
4 сентября 1987 года Матиасу Русту огласили приговор. Он был осужден на четыре года лишения свободы. С одной стороны, антисоветские элементы в самом Советском Союзе и мировая общественность сразу же выразили возмущение такой, с их точки зрения, жестокой расправой над «посланцем мира». С другой стороны, наоборот, сегодня возникает много вопросов по поводу приговора, который кажется некоторым чрезмерно либеральным. Во-первых, к Матиасу Русту применили те статьи Уголовного кодекса РСФСР, которые не были жесткими и не могли повлечь за собой таких серьезных мер как, скажем, смертная казнь. Во-вторых, все же четыре года лишения свободы за такой поступок государственного значения выглядели весьма странно, особенно по сравнению с тем, за что четыре года тогда давали рядовым советским гражданам.
Мягкость приговора Русту свидетельствовала о том, что никто и не собирался наказывать его серьезно. В былые времена, когда Советский Союз действительно был противником капиталистического Запада, Матиас Руст в лучшем случае получил бы лет десять в далеких северных лагерях, а в худшем был бы просто приговорен к расстрелу. Но в 1987 году ситуация изменилась. Возможно, что либеральная мера наказания Русту должна была продемонстрировать Западу дальнейшую готовность Советского Союза к «демократизации».
В начале августа 1988 года, менее чем через год после судебного процесса, Матиас Руст был амнистирован и благополучно уехал на родину. В предварительном заключении и в колонии молодой немец провел всего 14 месяцев. Фактически Михаил Горбачев великодушно простил Матиаса Руста за хлесткую пощечину Советскому Союзу и Советской Армии, нанесенную на глазах всего мира. Разумеется, за Матиаса Руста настойчиво просили «западные друзья» (к тому времени Москва уже смотрела на Запад широко открытыми глазами), к Михаилу Горбачеву мог обратиться лично канцлер ФРГ Гельмут Коль. Михаил Сергеевич, который через несколько лет благополучно отдал в состав ФРГ ГДР, отказать своему западногерманскому коллеге не смог.
Решение об освобождении Матиаса Руста было с восторгом воспринято как на Западе, где оно лишний раз подтвердило ослабление сверхдержавы и ее готовность отныне во всем уступать Западу, так и в самом Советском Союзе, благо антисоветские настроения в это время в обществе были уже весьма сильными, особенно среди «активной» части общества – столичной интеллигенции, молодых представителей номенклатуры. И полет Матиаса Руста, и мягкий приговор, и его скорое освобождение демонстрировали начало перемен в жизни Советского Союза и прекрасно укладывались в горбачевскую перестройку. Сначала простили Руста, затем позволили включить ГДР в состав ФРГ, свергнуть все просоветские режимы в Восточной Европе, а в конце концов – и развалить сам Советский Союз.
Кстати, жизнь Матиаса Руста после возвращения на родину в ФРГ складывалась весьма интересно. Некоторые поступки прекрасно характеризуют подлинный облик «посланца мира». Так, уже в ноябре 1989 года, по прошествии 15 месяцев после освобождения из советской колонии, Матиас Руст, который к тому времени проходил альтернативную службу в больнице в Риссене, стал ухаживать за медицинской сестрой. Он пригласил ее на свидание, а после того, как медсестра отказалась с ним пойти, ударил ее ножом. За это Матиаса Руста арестовали – уже «родные» немецкие власти. В 1991 году его приговорили к четырем годам лишения свободы – как раз такой же срок дали Русту и за приземление на Красной площади. Но уже через 15 месяцев Руст был освобожден из тюрьмы (и опять история повторяется – в СССР его освободили через четырнадцать месяцев).
В 1997 году, через десять лет после своего полета, Руст, проживавший к тому времени в далекой Вест-Индии, в государстве Тринидад-и-Тобаго, принял индуизм и женился на местной девушке индийского происхождения. Затем он вернулся с молодой женой на родину, в ФРГ, но в 2001 году вновь попал в поле зрения полиции – на этот раз за кражу свитера в одном из супермаркетов. В середине 2000-х гг., спустя двадцать лет после своего полета, Матиас Руст утверждал, что хотел «навести мосты» между Западом и Востоком. Но о подлинной истории своего полета он до сих пор предпочитает молчать.
Видео:Здесь нельзя летать! Над Азовским морем сбит сверхважный самолёт А-50Скачать
Сбитый немецкий самолет-разведчик Ю-88 на площади Свердлова [1]
Самолет Юнкерс Ю-88 (Ju 88) с кодом F6+AK (номер 0285) был сбит 25.07.1941 летчиками 3-го истребительного авиакорпуса около Истры и совершил вынужденную посадку на поляну. Через пять дней его установили на площади Свердлова (ныне Театральная площадь) в Москве.
Ю-88 принадлежал 2-й дальнеразведывательной эскадрилье 122-й разведывательной группы (2.(F)/122), совершал разведывательный вылет в район Москва-Калуга.
Экипаж:
лейтенант Вильгельм Штукманн (Wilhelm Stuckmann) — пилот;
фельдфебель Вильфред Андерс (Anders, Wilfred) — штурман;
ефрейтор Бруно Зиверт (Bruno Sievert) — радист;
ефрейтор Людвиг Вернер (Werner Ludwig) — стрелок.
Информации о судьбе экипажа нет, в немецких архивах числится пропавшим без вести.
Видео:ВСУ сбили уникальный российский разведчик А-50. Что это за самолет?Скачать
У сбившего в учебном бою Су-30 летчика потребовали миллиардный штраф
Также майору Савельеву грозит 7 лет тюрьмы
В авиации есть непреложная истина: любая ошибка в небе закладывается на земле. С ней обычно никто не спорит. Но при расследовании очередной катастрофы или аварии эту истину словно забывают и часто решают так: кто был в кабине, тот и виноват.
Проще всегда валить вину на мертвых. Они не могут возразить. Но и живым достается так, что мало не покажется: жизнь исковеркана, на профессиональной карьере поставлен крест. Происходит такое и в гражданской, и в военной авиации. Доказательство тому — история военного летчика, который на Су-35 в учебном бою сбил по ошибке самолет Су-30. Чья это была ошибка — еще предстоит решить суду. Но следствие уже почему-то уверено: виноват летчик. Ему светят 7 лет тюрьмы и десятки миллионов выплат, ведь цена истребителя исчисляется сотнями миллионов рублей. При этом следствие оставляет за скобками значимые фактические обстоятельства и действия тех, кто отправил истребитель в учебный бой с заряженной пушкой.
В ситуации, которую нельзя считать единичной, разбирался «МК».
Первые шаги в небо в летном училище.
Фраза «нельзя считать единичной» — не просто фигура речи. Есть масса примеров из войн всех времен и народов, когда «дружественным огнем» по ошибке уничтожались собственная техника и люди. Классика жанра — наш знаменитый летчик-ас Александр Покрышкин. Первым самолетом, который он сбил в бою, был советский бомбардировщик Су-2. Причем штурман Су-2 погиб.
Получается, если бы с Покрышкиным такое случилось в наши дни, его бы посадили и мы бы никогда не услышали про легендарного, одного из самых результативных советских асов времен Великой Отечественной, будущего маршала авиации, трижды Героя Советского Союза, которого фашисты называли «небесным ужасом».
Кто-то скажет: ну ведь это война! Там другие законы.
Да, другие. Тогда могли и расстрелять. Но кому-то хватило мудрости разобраться.
В мирное время любая учебно-боевая работа — это всегда подготовка к войне. Почему здесь подход должен быть иным? Ведь когда человек учится воевать, он, как и Покрышкин, тоже может ошибиться.
Конечно, за ошибку следует наказать: объявить выговор, лишить премии, понизить в должности или звании, в конце концов. Но только не уничтожать как личность, как профессионала, который всю свою предыдущую жизнь посвятил тому, чтобы учиться защищать свое Отечество.
Сейчас же происходит именно так. И если здесь уже прослеживается система, то пора что-то решать кардинально на законодательном уровне.
«МК» за последнее время к подобной теме обращается в третий раз. Сначала был старший лейтенант Сергей Нефедов («Российского военного летчика оштрафовали на 27 миллионов за неудачную посадку. Парню грозит уголовное наказание»). Чтобы восстановить справедливость, тогда потребовалось личное вмешательство министра обороны, за что в полку Сергея прозвали «крестник Шойгу». Потом был другой старший лейтенант Сергей Кухтинов («Летчику-старлею абсурдно присудили 35 миллионов штрафа за поврежденный самолет»). И вот теперь история майора Василия Савельева, летчика 1-го класса. Среди всех прочих она, пожалуй, самая невероятная.
Военный летчик 1-го класса, командир звена майор Василий Савельев.
SOS!
Все началось со звонка моего давнего знакомого — в прошлом инженера одной из авиационных частей:
— Слушай, так нельзя, — с ходу заявил он, — не по-людски все это. Можешь считать меня старым занудой, но если откажется написать «МК», пойду к другим. Все равно молчать не буду. Не смогу. И не я один. Мы тут с сослуживцами общались — вот кумекаем, как парню помочь.
И он рассказал историю, в основу которой легло событие почти годичной давности. Тогда буквально мельком на лентах информагентств со ссылкой на официальные сообщения Министерства обороны и пресс-службу Западного военного округа (ЗВО) проскочило сообщение: в Тверской области в авиаполку Хотилово упал и разбился истребитель Су-30. Летчики разбившегося самолета успели катапультироваться. Никто не пострадал. На земле тоже никаких разрушений. Причины и обстоятельства случившегося устанавливаются. К месту аварии направлена комиссия ЗВО.
Позже некоторые СМИ излагали неофициальную версию случившегося со ссылкой на форумы и чаты летчиков и авиасообществ. Тогда писали, что во время учебного боя другой самолет — Су-35 — вместо имитации дал по нему реальную очередь из авиапушки: «есть предположение, что виноват летчик, но другого самолета: в Хотилово 35-ку после боевого дежурства поставили на полеты, ракеты сняли, а пушку не разоружили. Выполняли ближний бой. Делал фотострельбу, а получилось реально». Другие считали: причина инцидента — техническая неисправность.
— Какая неисправность? — на другом конце трубки горячился мой собеседник. — Банальный непрофессионализм!
Я была уверена, что он — сам технарь до мозга костей — сейчас разнесет в пух и прах летчика и будет защищать «своих» — таких же технарей, как он сам. Но вышло наоборот: он говорил о незаслуженных обвинениях именно летчика!
— Почему тебя это удивляет? — недоумевал он. — Ты знаешь, сколько стоит военному бюджету подготовка одного летчика?
— Знаю, — уверенно сказала я, — миллионы рублей.
— Ответ неверный. Сотни миллионов рублей! А парень, которого они хотят сделать крайним, стоит еще дороже. Он уже майор, летчик 1-го класса, командир авиационного звена. Летное училище окончил с красным дипломом. Переучивания, что потом были, — все на «отлично». За всю службу ни единого выговора, только благодарности. Делал все: и самолеты с завода в Комсомольске-на-Амуре перегонял через всю страну, и в нейтральные воды вплоть до Швеции летал, и спецборта сопровождал. И вот теперь почти год, пока идет следствие, парень не летает. Какой же он после этого боевой летчик? Сотни миллионов на его подготовку — коту под хвост. Ему говорят: твои действия привели к снижению обороноспособности страны. А тех «профессионалов», что не разрядили пушку, даже от служебных обязанностей не отстранили. Все это время они по-прежнему обслуживали самолеты.
— Ценные кадры, видимо, заменить некому…
— С кадрами, техническим обслуживанием самолетов у нас печально, — объяснил он. — Все это — следствие реформ, затеянных еще в бытность команды Сердюкова. Прежнюю налаженную систему подготовки кадров для ВВС тогда прихлопнули, а новую не создали. Сокращения авиационных и технических вузов сильно подкосили авиацию. Нужно время, чтобы как-то оклематься. А пока от тех «цветочков» получаем вот такие «ягодки».
Людей не хватает. Раньше самолет обслуживали либо техники-офицеры, либо специалисты, отучившиеся несколько месяцев в школе прапорщиков. Рядовых к самолету даже не подпускали. Сейчас вынуждены набирать людей чуть ли не из соседних сел, отправляя их на краткосрочные курсы, а потом — на обслуживание самолета.
В мою бытность даже в страшном сне не могло никому из нас привидеться, чтобы истребитель в учебный бой отправили с заряженной пушкой! Для учебного сражения по всем документам и правилам самолет должен быть полностью разряжен! А здесь, выходит, забыли разрядить, да еще летчика хотят сделать крайним.
Повозмущавшись, мой знакомый наконец-таки рассказал, что же случилось в тот злополучный день, когда в Хотилове упал Су-30.
Место аварии Су-30М2.
Пулеметная очередь
Это произошло 22 сентября 2020 года. В полку был обычный день полетов. Самолеты стояли на местах рассредоточения. Пока летал разведчик погоды, летный состав отрабатывал предстоящие задания «пеший по-летному». После тренажа все пошли на медицинский контроль, командир провел предполетные указания, и летчики направились к самолетам.
Командир звена летчик 1-го класса майор Василий Савельев в первом разлете не участвовал. Сначала на его Су-35 полетел командир эскадрильи. Вернулся, выполнив полет без замечаний. Следующим на этом же истребителе маневренный учебный бой предстояло выполнить Савельеву. В бою участвовали три «сушки».
Уяснив на земле свою роль в «бою», летчики пошли принимать самолеты — стандартная предполетная процедура. Осмотрев свой Су-35, майор Савельев расписался в журнале подготовки самолета. Графа «авиационные средства поражения» была пустой, что означало: никаких средств поражения на самолете нет. Техник стандартно доложил: машина исправна, заправка такая-то. Майор залез в кабину и запустил двигатели.
Он видел, как с полосы поднялась пара истребителей — ведущий на таком же Су-35 и ведомый на Су-30М2, — самолеты, с которыми ему предстояло встретиться в учебном бою. Командир звена, летчик 1-го класса Василий Савельев на Су-35 взлетал последним.
В воздухе, в специальной зоне для выполнения полетов, они вступили в учебный бой. Сначала самолет Савельева подыгрывал двум другим как цель, которую те атаковали. Затем перешли к оборонительно-наступательным маневрам и атаке замыкающего самолета — крайнего в боевом порядке.
На этом этапе требовалось отработать имитацию пуска управляемых ракет малой дальности и стрельбу из пушки. Имитация ракетной стрельбы была выполнена удачно. Но когда Су-35 Савельева перешел в режим работы пушки и летчик нажал гашетку, то неожиданно услышал, как прозвучала короткая очередь. С крыла самолета-спарки Су-30М2, по которому он работал, пошло легкое «пыление».
В кабине Су-30М2 через несколько минут речевой информатор сообщил об отказе гидросистемы, отсутствии давления, и автоматика предложила экипажу катапультироваться.
Сбитый истребитель упал и взорвался в лесу, в 28 км от аэродрома. Экипаж из двух человек приземлился без травм и повреждений.
Барьер безопасности
— В том журнале, где летчик расписывается, принимая самолет, — уточнил мой собеседник, — кроме строки про вооружение должна быть еще запись о состоянии контактора дополнительного запала (ДЗ). Контактор ДЗ — барьер безопасности. Он замыкает или размыкает электропитание пушки. В учебно-тренировочных полетах рукоятка ДЗ должна быть обязательно разомкнута, чтобы авиационная пушка, даже если она заряжена, случайно не выстрелила.
Здесь, когда после случившегося начали разбираться, оказалось, что последняя запись в журнале о том, что контактор ДЗ разомкнут, была сделана за 5 дней до ЧП, 17 сентября.
— Но если с 17-го по 22-е никто контактор не трогал, почему пушка оказалась в рабочем состоянии?
— В том-то и дело, что накануне, то есть 21 сентября, этот Су-35 сняли с боевого дежурства. На дежурстве самолет всегда стоит в полном вооружении: с подвешенными ракетами и заряженным боекомплектом пушки, чтобы в любую минуту мог взлететь и пресечь действия нарушителя. А значит, для боевого дежурства контактор ДЗ должен обязательно находиться в боевом положении. Когда Су-35 снимали с дежурства, подготавливая к учебным полетам, с него должны были убрать все вооружение и контактор ДЗ, естественно, разомкнуть. Но, получается, ракеты сняли, а разрядить пушку и разомкнуть контактор забыли. Я уж не говорю о том, что обязательную запись об этом в журнале тоже никто не сделал.
— Летчик перед вылетом, осматривая самолет, мог видеть, заряжена у него пушка или нет?
— Подвесное вооружение — ракеты — он, конечно видит. Но все, что связано с пушкой, видеть не может. Да и в его обязанности это не входит. И контактор ДЗ, и пушку должны проверять специалисты по вооружению.
— Они проверяли?
— Не знаю. Ребята рассказывали, когда уже после случившегося летчик Савельев посадил свой самолет, к нему на полосу примчались человек двадцать технарей и вооруженцев — ясное дело, перепугались. Он потребовал подогнать стремянку, вскрыть люк, через который осуществляется доступ к пушке, — хотел воочию убедиться, что она в боевом положении.
— Зачем? И так ясно, раз выстрелила.
— Наверное, чтобы кто-то потом не разомкнул эту цепь и не списал все на «высшие силы». Кстати, именно так позже примерно и случилось.
В тот день на аэродроме все слышали, как летчик ругался: какого черта пушка не разомкнута?! Инженер полка по вооружению своего подчиненного прапорщика спрашивал («спрашивал» — это я, конечно, мягко говорю, там все было очень громко): почему пушка заряжена, а ручка фиксатора в положении «включено»? Прапорщик в ответ: не знаю, не я обслуживал самолет!
Мне рассказывали, что в тот момент на полосе не было никого из тех, кто готовил Су-35 к вылету. А ведь они назначаются на всю летную смену и должны быть там до конца. У вооруженцев, кстати, во время подготовки техники к вылету должен быть исполнитель и контролер. Один делает, другой его проверяет.
— Столько народу и такой результат?
— А времени и возможности все проверить сколько было! Вот смотри: во-первых, утром 21-го самолет сняли с боевого дежурства. Значит, на нем выполнялись послеполетные работы, когда снимается вооружение и приводится все в исходное состояние.
Во-вторых, в тот же день после обеда замкомандира полка по инженерной авиационной службе приказал провести работы на авиационной технике. Тогда тоже могли все проверить, в том числе залезть в пушку на том Су-35. Причем утром это должен был делать один исполнитель, а после обеда — другой. Только контролер у них оставался один и тот же. И все потом обязаны расписаться: этот — что сделал, тот — что проверил.
В-третьих, на другой день, утром 22 сентября, перед первым полетом снова осматривали самолет.
И в-четвертых, когда Су-35 вернулся из первого утреннего полета, его снова готовили уже к следующему вылету. А значит, тоже можно было изучить работоспособность системы вооружения и посмотреть контактор ДЗ.
— Почему же та пушка не сработала в тот день еще в первом полете?
— Просто выполняли другое упражнение. Тоже маневренный бой, но при этом летчик пушку не применял. Он сам имитировал цель. По нему работали другие самолеты. Ему повезло.
Счастливое семейство летчика Савельева до ЧП.
Каждый сам за себя
Эта история мне казалась неприятной еще и тем, что разрушала стойкое представление о сплоченной команде «техник — летчик — самолет», взращенное на старых советских фильмах типа «В бой идут одни старики». Происходящее мало напоминало теплые, почти семейные отношения механика и летчика, так запомнившиеся в той картине…
Здесь из всего сказанного мне было не ясно одно: если столь очевидны проколы технического персонала, то на каком основании во всем обвиняется летчик?
Как выяснилось, основания — шаткие, формальные, слабые — все-таки есть. По мнению следствия, вина майора Савельева в том, что он последний (в авиации говорят «крайний»), кто мог бы предотвратить то, что случилось в небе из-за недоработок на земле.
Майору вменяют невыполнение предписания методических схем по двум пунктам.
Первый: перед имитацией стрельбы из авиапушки он не вырубил выключатель «Главный», который запитывает все «боевые» кнопки.
Тут надо пояснить: в момент, когда летчик выполняет имитацию стрельбы ракетами, «Главный» должен быть включен. А когда переходит на пушку — выключен. В полете майора Савельева «Главный» был включен до конца.
Второе: летчики-истребители знают, что перед началом учебного боя летчик обязан направить самолет в безопасном направлении и сделать контрольное нажатие на гашетку. Убедившись, что реальной пушечной стрельбы не происходит, он может приступить к выполнению так называемой фотострельбы. Этого Савельев не сделал.
И здесь возникает резонный вопрос: почему летчик 1-го класса не выполнил эти, казалось бы, несложные предписания?
За разъяснением по этому вопросу я обратилась уже к другому специалисту, человеку, непосредственно связанному с созданием такого типа самолетов. Причем, как неожиданно выяснилось, он оказался знаком с ситуацией, о которой идет речь (по понятным причинам имени его не называю).
— Сначала разберемся с выключателем «Главный», — начал свои объяснения специалист. — Вы же знаете, что в армии все делается по приказу и на основании руководящих документов. Основной документ по применению самолета — руководство по летной эксплуатации (РЛЭ). Оно приходит вместе с машиной с завода. Дальше на основании РЛЭ пишутся уже методические рекомендации, делаются схемы, где определяются порядок работы летчика и меры безопасности. Там все должно быть расписано четко: делай раз, делай два. Причем делай это только в такой-то конкретный момент и ни в какой другой.
Так вот, в процессе расследования выяснилось: ни в РЛЭ, ни в других документах действия летчика с выключателем «Главный» при переходе от имитации ракетной атаки к пушечной стрельбе не описаны. Там лишь сказано, в какой момент летчик должен его включить: перед выполнением задания, когда делает имитацию пуска ракет. А где, когда и как потом выключить — ни слова.
Но в РЛЭ имеется маленький пунктик под названием «фотострельба». Там буквально одним предложением сказано, что фотострельбы должны выполняться при отключенном выключателе «Главный».
— Что такое фотострельбы?
— Вот-вот… Я бы сказал, что само это понятие не только с технической, но и с юридической точки зрения некорректно для самолета Су-35. На нем вообще нет фотоконтрольного прибора. Там ведется постоянная видеосъемка. И в задании, которое летчик выполнял, о фотострельбах тоже ничего не сказано. Там записано: выполнить имитацию пуска ракет малой дальности и стрельбы из пушки. А его винят в нарушении фотострельбы.
— Можно придираться к словам, но я хочу понять проблему с технической точки зрения.
— Хорошо, разберем с технической: техника сложная, летчик в кабине один, он управляет самолетом и одновременно ведет воздушный бой. Значит, задачи, которые в такой ситуации на него возложены, должны быть прописаны четко и отработаны до автоматизма. А если существует неразбериха, неясность в документах, это осложняет работу и уводит в сторону от выполнения боевой задачи.
Хотя я, честно говоря, считаю, что даже если во всех этих документах досконально расписать действия летчика, выполнить их все равно будет очень сложно. А для новичка вообще невозможно.
Вот как в данном случае: вокруг тебя летают два самолета, идет воздушный бой. Он скоротечен, нужно еще ни с кем не столкнуться, уворачиваясь от атаки. И тут летчику требуется быстро кинуть взгляд, отжать нужную кнопку внизу на левой панели. Затем найти момент — отжать выключатель «Главный». А он вообще находится вверху панели. Даже сами эти кнопки расположены в разных местах, что принципиально усложняет действия летчика во время и без того сложного полета.
— Если переход от имитации ракетной стрельбы к имитации стрельбы из пушки все усложняет, нельзя ли сделать так, чтобы все оружие применялось в одном и том же режиме?
— Вопрос в точку! Наш Су-35 — это фактически летающий компьютер. В процессе эксплуатации его дорабатывают, усовершенствуют. И вот сейчас, на мой взгляд, как раз назрела такая доработка. Причем это не только мое мнение. Спросите любого, кто летал на Су-35.
Режим, когда в учебном бою имитируется ракетная стрельба, называется тренаж. И если бы на заводе прописали в программе, что пушку можно применять в режиме «тренаж», то уже было бы не важно, что там включено, что выключено. Если бы это сделали на земле, никакой стрельбы в воздухе никогда бы не последовало.
— Комиссия по расследованию в курсе этого?
— Насколько мне известно, когда она работала в Хотилове, то делался запрос в Ахтубинск. Оттуда прислали документ, где испытатели еще раз указали на недостаток, когда невозможно использовать пушку в режиме «тренаж», что существенно осложняет задачу летчику в учебном бою.
— Но другие-то летчики как-то с этим «недостатком» справляются?
— В том-то и дело, что они делали то же самое! Методические схемы полетных заданий разработаны с нарушением. В них не расписано, как летчики должны действовать в полете, применяя механизмы управления вооружением самолета. Их этому нормально не обучали, так как нет единой методики. Им даже оценки за полетные задания выставлялись без учета этого критерия.
— Выходит, причины случившегося все-таки следует искать на земле?
— То же самое могу сказать по второму пункту обвинения майора Савельева — относительно контрольного выстрела из пушки, который вроде бы он не делал. Служба безопасности полетов записала в заключении, что летный состав части в целом не выполняет этот пункт РЛЭ при «фотострельбе», когда применяет авиапушку.
Понять летчика можно. Он четко знает, что никакого вооружения у него на самолете нет, а при этом в бою, когда и без того обстановка сложная, должен делать какие-то отвлекающие проверочные маневры. Более того, я и с другими знакомыми летчиками беседовал, они тоже говорят, что действуют так же, и в один голос мне доказывали: да почти каждый из нас мог оказаться на его месте при такой недоработке технического состава.
— Но почему?
— А это, знаешь, примерно как на улице бывает: разбили зеленый газон, а люди по нему все равно ходят, протаптывая тропинку, — неудобно обходить: далеко, да и лужи кругом. Что тогда вроде надо бы сделать? Заасфальтировать эту тропинку, чтоб людям по ней было ходить удобней. А у нас вместо этого полицейского ставят, чтобы штраф за нарушение собирал. Деньги-то он возьмет, но газон все равно вытопчут.
Так и здесь: самолет новый. Если всем неудобно — чуть подделай, доработка — тьфу! А не сделаешь теперь, этот случай не станет последним.
Выплатить миллиард
Сейчас майору Савельеву предъявлено обвинение по статье 351 УК РФ в нарушении правил полетов и подготовки к ним. Странно, конечно. Правил полетов и использования воздушного пространства он не нарушал, к вылету готовился, как учили. А если учили как-то не так?
Но летчику 1-го класса грозит лишение свободы до 7 лет и огромные денежные выплаты. Какие именно — пока не ясно. Известно только, что 6 лет назад, когда Су-30М2 вышел с завода, он стоил 1 млрд 147 млн рублей. Следователи насчитали, что перед падением его цена была 1 млрд 143 млн. Они почему-то решили, что за 6 лет, отлетав четверть своего ресурса, он потерял в цене всего 4 млн. Хотя на тот момент его остаточная балансовая стоимость составляла 940 млн.
Правда, спорить «больше-меньше» тут особо не имеет смысла — разница между суммой в 1 млрд 143 млн рублей и 940 миллионами несущественная. Точнее, никакой. для летчика с его получкой. Ни ту, ни другую майору ВВС все равно не выплатить даже за несколько жизней.
Интересно, а успел бы Александр Покрышкин выплатить стоимость сбитого им бомбардировщика Су-2? Может, и успел бы. Тогда ведь еще не было дорогих «летающих компьютеров», да и подготовка самого летчика кое-что значила. Покрышкина не «приземлили», ему дали летать. Наказали, конечно. Объявили выговор, позже исключили из партии и отозвали первое представление на получение звания Героя Советского Союза. Но он летал! И защищал Родину!
Летал и не менее известный советский ас Иван Кожедуб, после того как по ошибке в апреле 1945-го сбил два самолета союзников, перепутав их с немецкими «Фокке-Вульф». Один из американцев тогда погиб.
В сбитом майором Савельевым Су-30М2 из экипажа никто даже не повредился — летают, как и раньше. Но самого майора неба лишили. И, похоже, не только его. У Савельева растут два сына. Они, как и отец, могли бы стать летчиками. Теперь, видимо, сто раз подумают. Да и многие другие военные летчики, наблюдая, чем заканчиваются подобные ситуации с их товарищами — а Савельев, как уже сказано, не первый, — все чаще посматривают в сторону гражданской авиации. Там военная подготовка котируется, и зарплата у гражданских пилотов повыше.
И все-таки главное в этой истории, на мой взгляд, другое. Если всю вину сейчас повесить на «крайнего» — майора Савельева, то скольким начальникам на земле это даст возможность и дальше рапортовать, что у них в хозяйстве все в порядке. Они с облегчением выдохнут, чуть подправят свои бумажки и очень скоро обо всем забудут. До очередного ЧП с очередным летчиком.
Конечно, так ведь всем удобней! У следствия есть один конкретный виновный, чтобы не копаться, выискивая остальных, и не устанавливать роль и степень вины каждого в случившемся. Командирам доложить наверх про одного нарушителя, забыв о собственных промахах и недоработках. Фирме-производителю можно не беспокоиться об издержках на устранение конструктивного недостатка самолета. Всем хорошо, когда есть один крайний!
Только если «крайним» делают летчика, этот значит, что очень скоро все может повториться. Обязательно сработает та самая непреложная истина: любая ошибка в небе закладывается на земле.
…Пока готовился этот материал, стало известно, что на аэродроме Дзёмги в Комсомольске-на-Амуре при весьма курьезных обстоятельствах был потерян истребитель Су-35С из состава 23-го истребительного авиационного полка. Проблема, судя по всему, технического порядка. Интересно даже, на кого в этот раз повесят разбившиеся миллионы?
🎦 Видео
Детали сбития российских самолётов А-50 и Ил-22М над Азовским морем!Скачать
Российский солдат увернулся от гранаты и поймал украинский дрон: эксклюзивные кадрыСкачать
Кто сбил российский летающий радар А-50?Скачать
Как СССР СБИЛ Boeing 747 над Сахалином. Истребитель сбил самолетСкачать
"Горите в аду". Гордость России долеталась! Сбили самый дорогой самолет-разведчикСкачать
"Это не ВСУ, а мы сами себя сбили" - российские ВКС. Самолет А-50 присоединился к БДК "Новочеркасск"Скачать
Матиас Руст. Невозможное возможно. Цикл «Прокуроры 4».Скачать
Как сбили самолет-шпион США и судьба пилота Гэри Пауэрса | Уничтожение U2 под СвердловскомСкачать
ВСУ заявили, что сбили над Азовским морем российские самолеты А-50 и Ил-22М: НОВОСТИ СВОБОДЫСкачать
Сбили два самолета РФ над Азовским морем — А-50 и Ил-22МСкачать
СБИТЫЙ ФАШИСТСКИЙ САМОЛЕТ НА ПЛОЩАДИ СВЕРДЛОВА 1941гСкачать
Черный день ВКС РФ - над Азовским морем сбиты два самолета наводчика ракетСкачать
Военный #вертолёт чуть не сбил азербайджанскую журналистку телеканала CBCСкачать
Как Украина сбила Ту-154 над Чёрным морем? 4 октября 2001 года.Скачать
Тайна Корейского фантома. Кто сбил корейский «Боинг-747»?Скачать
Полёт Пауэрса: как Хрущев сбивал самолёт-шпион U-2 «Dragon Lady» - сбить любой ценойСкачать
Сбит самолет РФ под Изюмом. Допрос пилотаСкачать