- Станция «Технологический институт-1»
- Станция метро Технологический институт
- Краткое описание
- История
- Работа над проектом
- Строительство и открытие двух станций
- Архитектура
- «Технологический институт-1»
- «Технологический институт-2»
- Интерьеры
- «Технологический институт-1»
- «Технологический институт – 2»
- «Техноложку» готовят к открытию: ремонт окончен, но прохода пока нет
- 🔍 Видео
Видео:Взрыв на станции метро Технологический институт. Санкт-ПетербургСкачать
Станция «Технологический институт-1»
admin птн, 01/04/2019 — 14:08
Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы станции: А. М. Соколов и А. К. Андреев
Инженер-конструктор: С. М. Эпштейн
Тип станции: колонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения: 40 метров
Пассажиропоток по станции: 321 493 чел/мес (2016 г.), по станции «Технологический институт» — 2: 1 094 956 чел/мес (2016 г.)
1. Описание станции
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания» (7 станций, 10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (М1) между станциями «Балтийская» и «Пушкинская».
«Технологический Институт-1» стала первой станцией метро расположенной на важной городской магистрали — на Московском проспекте (ранее проспект имени Сталина). Наземный вестибюль станции встроен в специально построенное здание на углу Московского и Загородного проспектов, которое возвели на месте снесённого дома Н. М. Рулёва. В этом здании разместилось управление Петербургского метрополитена. В непосредственной близи расположены Санкт-Петербургский государственный технологический институт, Музей Державина и русской словесности, Молодежный театр на Фонтанке, сад Олимпия.
Перегон от станции «Пушкинская» до «Технологического института» один из самых коротких в Петербургском метрополитене.
Станция «Технологический институт» имеет ряд отличий от остальных станций первой очереди. Во-первых, она самая большая по размеру. Тонкие квадратные в сечении колонны объединены в аркады, отделяющие средний зал от перронов; в центре — небольшое овальное помещение.
Во-вторых, «Технологический институт» является первой пересадочной станцией метро в Ленинграде-Петербурге. Но особенность станции не только в том, что она первый пересадочный узел в метрополитене Северной столицы, но и в том, что она стала первой в СССР кросс-платформенной станцией, то есть станцией, где на разные стороны приходят поезда разных линий, движущиеся приблизительно в одном направлении. Есть информация, что изначально вообще планировали построить одну большую четырёхпутную станцию, однако, впоследствии от такого масштабного проекта отказались, тем более, что и существующая станция по объёму проведённых подземных работ является одним из лидеров в Петербургском метрополитене.
В течение первых шести лет станция функционировала как обычная станция метро — поезда, следующие с «Балтийской», прибывали на правый путь. При вводе в 1961-м году первой очереди Московско-Петроградской линии (Линии 2) была открыта вторая станция — «Технологический Институт-2» с одновременным переключением движения – с «Балтийской» поезда теперь стали приезжать на вторую станцию, а правый путь первой станции стал отправным для составов второй линии. Данная особенность закладывалась ещё при проектировании. Подобное новшество было реализовано впервые в мировой практике (в таком виде), и неудивительно, что в 1958 году совместный проект ещё не построенной станции Соколова и Андреева получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.
11 апреля 1961 года открылась станция «Технологический институт-2», и с этого дня поезда, следовавшие в направлении станции «Площадь Ленина», вместо привычной колонной станции стали прибывать в зал новой пилонной станции, построенной рядом с действующей. Как писала газета «Смена»: «Пассажиров ленинградского метро. утром ожидал сюрприз: по одному из путей — левому от эскалаторов — поезда не ходили. Многочисленные указатели извещали о том, что для проезда в сторону Финляндского вокзала нужно перейти на соседнюю станцию второй очереди».
Архитектура обеих станций тематически связаны — прогресс отечественной науки, только во второй станции это расцвет советской социалистической мысли и технических достижений, а в первой оформление посвящено расцвету отечественной науки.
29 апреля 1961 года, после открытия движения по новой линии (Московско-Петроградской, или 2-й линии), стал работать кросс-платформенный пересадочный узел. Но первые два года, до 1 июля 1963 года, узел работал только вполсилы, так как станция «Технологический институт» Московско-Петроградской линии являлась конечной, и поперечные пассажиропотоки в залах были направлены только в одну сторону. До наших дней это единственный действующий кросс-платформенный узел петербургского метрополитена, хотя запланирован еще один — на станции «Спортивная». Остальные проекты (на станции «Достоевская» и «Обводный канал») реализовать не удалось. Сегодня на просторах бывшего Союза подобные станции есть только в Москве: «Китай-город», «Третьяковская», «Каширская», «Кунцевская», «Парк Победы» и «Петровско-Разумовская», с небольшой оговоркой, сюда можно причислить и нижегородскую «Московскую» (там поезда прибывают на две платформы, расположенные в одном общем зале, а не отдельных станциях).
Схема кросс-платформенного пересадочного узла «Технологический институт».
В переходе со станции «Технологический институт» на станцию «Технологический институт-2» на торцевой стене в начале 1970-х годов была установлена электросветовая схема линий ленинградского метрополитена, показывающая огоньками работающие станции. По мере открытия новых участков на ней появлялись дополнительные элементы. Позже она была заменена на медную, со временем и она перестала отвечать современному количеству станций и не обновлялась с 1995 года и в 2000-х годах при проведении косметического ремонта перехода её было решено демонтировать.
Электросветовая схема в переходе между станциями в 1973 году. На схеме показаны нереализованный проект многоэтажного дома над вестибюлем «Василеостровской», работающая станция «Дачное» и обозначенная, но ещё не действующая станция «Завод „Большевик“». Фото: В. Целик, предоставлено М. Крайновым.
«Технологический институт» — самая большая по объёму пассажирского зала станция первой очереди метро. Ближайший конкурент — «Кировский завод» также сопоставима по объёму, однако по количеству проведённых горных работ «Технологический институт» безусловно лидер.
Тонкие квадратные в сечении колонны объединены в аркады, отделяющие центральный зал от перронов.
Колонны и путевые стены облицованы белым с нежными прожилками уральским мрамором «коелга», что создает впечатление простора и легкости. Фото: 1968 г.
Светлый мрамор стен хорошо сочетается с тёмными плитами пола, для облицовки которого использован полированный слипчинский черный габбро-норит со вставками серого крапчатого гранита из Жежелевского карьера Винницкой области.
Станция в первые дни работы. 1955 г.
Станция в 1958 году.
До 2006 года, пол на платформах был покрыт асфальтом. Фото: Роберт Ньюхаузер, 1985 г.
В 2006 году произведена замена асфальтовых полов в боковых залах на прочный и долговечный натуральный гранит.
На оформление станции, решённой с использованием мотивов ордерной архитектуры, повлияло близкое соседство здания Технологического института, получившего неоренессансный облик в процессе его перестройки в конце 1890-х гг. Станция в 1960 году.
Над аркадами вдоль свода протянулся декоративный фриз, в котором чередуются «позолоченные» вентиляционные решетки и лепные факелы, окаймленные бронзой, завершающиеся хрустальными светильниками.
Светильники вмонтированы в стеклянные узорчатые сосуды, вставленные в специальные желоба на своде.
Светильники в 1955 году.
Первоначально, по эскизному проекту, предполагалось украсить фриз изображениями медали Героя Социалистического Труда и почетных знаков лауреатов Сталинской премии, а светильники установить в хрустальных дугах на своде. В дальнейшем от этой идеи отказались. Как вспоминал А.М. Соколов: «Мы пересмотрели задуманную в проекте систему освещения, при этом, отказываясь от светящихся дуг, старались сохранить идею встроенного освещения. Взгляните наверх, на спрятанные в желобки лампы-бра. Они являются частью декоративной полосы над карнизом».
В путевых залах освещение обеспечивают светильники, похожие на факелы.
Светильники-«факелы» в путевом зале.
Надпись с названием станции на путевой стене.
Сами стены украшены декоративными решётками, через которые осуществляется доступ к кабельным каналам.
В центре подземного вестибюля находится овальный (а точнее, восьмигранный) зал.
Первоначально, его предполагалось посвятить торжеству советской культуры и науки.
На стенах должны были появиться барельефы, отображающие содружество советской науки с производством, а в центре — «мраморная скульптура великого вождя и вдохновителя всех наших побед товарища Сталина — корифея самой передовой в мире советской науки». Как сообщалось, «корифей науки будет изображен в позе мыслителя» (подробнее об этом. Планировалось «воспользоваться опытом мичуринцев по выращиванию растений и цветов при искусственном „дневном“ свете» и окружить скульптуру И.В. Сталина многолетними яркими цветами, вечнозелеными кустарниками и лаврами, которые будут расти под землей так же, как и на солнце.
Вопрос, могут ли растения жить в метро, до конца не изучен. Были попытки поставить горшки с цветами на станциях «Площадь Восстания» и «Ладожская». В Москве на станции «Ботанический сад» прямо на платформе стояли кадки с растениями, и в 1935 году на многих станциях также стояли различные растения, преимущественно модные в то время пальмы, но долго они не простояли. В Париже на станции метро «Лионский вокзал» создан настоящий подземный тропический сад, демонстрирующий современные технологические возможности.
На станции «Технологический институт» ни растения, ни скульптура Сталина не появились. Вместо этого на четырёх пилонах овального зала установили бронзовые медальоны с изображениями «корифеев науки», основоположников научногоко ммунизма: Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Ещё до начала строительства предусматривалось, что на станции «Технологический институт» будут скрещиваться две линии метрополитена, в связи с этим конструкция станции позволяла создать здесь пересадочный узел, и из центрального овального зала, не поднимаясь на поверхность, попасть на другую линию.
Позднее, при открытии второй линии метро и строительстве перехода на станцию «Технологический институт-2», внешний вид овального зала изменился. Появилась лестница, и несколько красивых колонн с каннелюрами «ушли» в лестничный марш на треть. Позднее сняли барельефы Сталина и Энгельса, которые сейчас находятся в музее метрополитена.
Вид на станцию из овального зала. В правой части фото виден демонтированный позднее барельеф-медальон со Сталиным. Фото 1956 года, из комплекта открыток «Ленинградский метрополитен им. В.И.Ленина». Фото Б.Уткина и Л.Зиверта.
На указателе вверху снимка и над лестницей станции Московско-Петроградской линии в сторону конечной станции «Петроградская» и Кировско-Выборгской линии в сторону конечной «Площадь Ленина» — к ним можно доехать только воспользовавшись переходом. Фотография неизвестных финских туристов.
Сегодня овальный зал украшают лишь два бронзовых медальона с изображениями Маркса и Ленина.
Барельеф с изображением Ленина, размещённый в овальном зале.
Венчает купольный свод стеклянный витраж имитирующий дневной свет. 1995 год.
В краеведческой литературе отсутствуют указания на авторство четырех барельефов. Но с достаточным основанием можно предположить, что портрет Ленина создал художник Николай Александрович Соколов, заслуженный деятель искусств РСФСР и заслуженный художник РСФСР. Изображения его ленинских барельефов украшали денежные знаки советской эпохи. Н.А. Соколов работал на ленинградском Монетном дворе гравёром, а с 1957 года — главным художником. Возможно, он же является автором барельефов Сталина, Маркса и Энгельса.
Лестница ведущая в переход на станцию «Технологический институт-2».
Круглый зал 1986 году.
Вид самого перехода.
Круглый зал до строительства перехода на вторую станцию «Технологический институт».
Важнейшим элементом оформления подземного зала являются размещенные над колоннами 24 бронзовых медальона с портретными барельефами великих деятелей отечественной науки. Между барельефами помещены традиционные научные символы: венки из ветвей пальмы и лавра из листовой латуни, выполненные способом выколотки. Фото 1955 года.
Такими же венками украшено старое здание Московского университета. Тонкий рисунок воспроизвести в отливке невозможно. К моменту, когда сооружалась станция, старинное искусство выколотки сохранилось только в Риге. Мастера из этого города охотно приняли заказ Ленинграда и создали артистически выполненные изделия.
Идея украсить станцию галереей скульптурных портретов великих людей нашей Родины возникла уже на первом этапе. Однако, помимо известных ученых, здесь должны были появиться портреты великих русских поэтов, писателей и художников, в частности А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Толстого и В.В. Маяковского. Мог появиться на станции и портрет небезызвестного селекционера Лысенко, но в дальнейшем от этой сомнительной идеи отказались.
В результате обсуждений и согласований возник перечень из 28 выдающихся русских и советских ученых, а также основоположников научного коммунизма. Созданием портретов занимался большой коллектив ленинградских скульпторов от прославленных мастеров до начинающих ваятелей. Каждый скульптор создал только один барельеф, но все портреты созданы в одном стиле.
Ниже представлен полный перечень портретов ученых и их авторов, а также фотографии некоторых медальонов. Всего на станции изначально было 28 медальонов — 24 в центральном зале и 4 в круглом.
Правая сторона (1-я, Кировско-Выборгская линия):
1. Иван Федоров (также Иван Федорович Москвитин; ок. 1520–1583) — первый русский книгопечатник, издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве, а также основатель типографии в Русском воеводстве Польского королевства. Автор барельефа — скульптор Александр Алексеевич Мурзин (1914–2010), заслуженный художник РФ.
2. Николай Иванович Лобачевский (1792–1856) — известный математик, один из создателей неевклидовой геометрии. Автор барельефа — скульптор Татьяна Федоровна Линде (1893–1978).
3. Николай Иванович Пирогов (1810–1881) — хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Автор барельефа — скульптор Моисей Абрамович Вайман (1913–1973).
4. Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846–1888) — этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая. Автор барельефа — скульптор Павел Пименович (Пимонович) Черненко (1918–2013).
5. Павел Николаевич Яблочков (1847–1894) — электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель, создатель дуговой лампы, вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова». Автор барельефа — скульптор Николай Александрович Дмитриев (1922–1960).
6. Александр Степанович Попов (1859–1905) — физик и электротехник, профессор, изобретатель, один из изобретателей радио, статский советник. Автор барельефа — скульптор Арам Арутюнович Айриев.
Переход на станцию «Технологический институт-2»:
7. Илья Ильич Мечников (1845–1916) — микробиолог, цитолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы, основатель научной геронтологии. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908 г.). Автор барельефа — скульптор Яков Абрамович Троупянский (1878–1955). Во время он Великой Отечественной войны работал в отделе охраны памятников занимался реставрацией и консервированием скульптурных памятников Ленинграда.
8. Климент Аркадьевич Тимирязев (1843–1920) — естествоиспытатель, специалист по физиологии растений, крупный исследователь фотосинтеза, популяризатор и историк науки. Автор барельефа — скульптор Александра Федоровна Гунниус (1890–1977), участница возрождения Большого каскада Петродворца после Великой Отечественной войны.
9. Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) — невропатолог, физиолог, психолог, исследователь нервной системы человека, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. В 1907 году основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека, ныне носящий его имя. Автор барельефа — Пелагея Николаевна Шурыга (Шурига; 1900–1980).
10. Иван Владимирович Мичурин (1855–1935) — биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почетный член Академии наук СССР, академик ВАСХНИЛ. Автор барельефа — Евгений Кузьмич Дмитриев (1927–1994).
11. Александр Петрович Карпинский (1846–1936) — геолог, академик, президент Минералогического общества России, первый выборный президент Российской академии наук. Работы по палеонтологии, стратиграфии и тектонике, петрографии, геологии и полезным ископаемым Урала. Автор барельефа — скульптор Евгения Павловна Крупина (1912–1992).
12. Алексей Евграфович Фаворский (1860–1945) — химик-органик, его работы в области непредельных соединений явились теоретической основой промышленного синтеза каучука в СССР. Автор барельефа — скульптор Роберт Карлович Таурит (1906–1969). Барельеф демонтирован.
Левая сторона (2-я, Московско-Петроградская линия):
13. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, геолог, поэт, филолог, художник, историк; статский советник, профессор химии, действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почетный член Королевской Шведской академий наук. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь, открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Автор барельефа — скульптор Ефим Аронович Гендельман (1914–1982). Участвовал в реставрации скульптуры дворцов-музеев в Павловске и Пушкине.
14. Иван Петрович Кулибин (1735–1818) — механик-изобретатель из мещан, прозванный «нижегородским Архимедом». Автор барельефа — скульптор Николай Васильевич Дыдыкин (1894–1975), в юности — палехский иконописец. В послевоенные годы участвовал в восстановлении ансамбля «Тритоны» в Петродворце.
15. Сергей Петрович Боткин (1832–1889) — врач-терапевт и общественный деятель, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле. Профессор Медико-хирургической академии, тайный советник, лейб-медик. Автор барельефа — скульптор Валентина Осиповна Пирожкова (1913–1973).
16. Николай Михайлович Пржевальский (1839–1888) — путешественник и натуралист, совершивший несколько экспедиций в Центральную Азию; почетный член Академии наук, генерал-майор. Автор барельефа — скульптор Клавдия Петровна Терентьева.
17. Софья Васильевна Ковалевская (1850–1891) — математик и механик, первая в мире женщина-профессор математики, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Автор барельефа — скульптор Леонид Абрамович Месс (1907–1993).
18. Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) — физиолог и мыслитель-рационалист, много лет занимался физиологией межцентральных отношений. Наиболее существенные результаты этих исследований опубликованы в его работе «Физиология нервной системы». Автор барельефа — скульптор Цецилия Иосифовна Дивеева (1914–1960).
Переход на станцию «Технологический институт-2»:
19. Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) — выдающийся химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог. Профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов. Автор классического труда «Основы химии». Автор барельефа — скульптор Александр Михайлович Игнатьев (1912–1998). Заслуженный художник РСФСР. В 1941 г. ушел рядовым в народное ополчение, участвовал в боях на Пулковских высотах, с тяжелым ранением попал в госпиталь и был эвакуирован. После возвращения участвовал в реставрационных работах на Большом каскаде Петергофа.
20. Николай Егорович Жуковский (1847–1921) — механик, создатель аэродинамики как науки. Заслуженный профессор Московского университета, профессор теоретической механики Императорского Московского технического училища; член-корреспондент Императорской Академии наук. Автор барельефа — скульптор Григорий Александрович Черниенко.
21. Сергей Васильевич Лебедев (1874–1934) — ученый-химик, основоположник промышленного способа получения синтетического каучука, академик АН СССР. Автор барельефа — скульптор Александр Григорьевич Овсянников (1913–1993). Участвовал в оформлении станций «Балтийская» и «Нарвская» Ленинградского метрополитена.
22. Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) — ученый-самоучка и изобретатель, основоположник теоретической космонавтики. Автор барельефа — скульптор В.И. Знаменский, в 1955 году — молодой лепщик «Ленметростроя».
23. Иван Петрович Павлов (1849–1936) — физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии (1904 г.). Автор барельефа — скульптор А.В. Менжелис (биографических данных о скульпторе найти не удалось).
24. Алексей Николаевич Крылов (1863–1945) — кораблестроитель, механик и математик, академик Петербургской Академии наук, генерал флота, лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда. Автор барельефа — скульптор Георгий Филиппович Ветютнев (1903–1960). Барельеф демонтирован.
Сегодня на колоннах можно насчитать лишь 22 медальона. Всё дело в том, что по мере развития метрополитена и открытия новых станций потребовались новые служебные помещения. Для возможности устройства помещений линейного пункта для машинистов Московско-Петроградской линии пассажирская зона центрального зала была несколько укорочена. Работы начались в 1989 году, через два проема от торца зала возвели кирпичную стену, укоротив подземный зал. Стену оштукатурили и сначала расписали ее под мрамор «коелга», а в дальнейшем облицевали натуральным камнем. Эти работы, завершившиеся в феврале 1992 г., выполнил облицовщик-полировщик метрополитена Георгий Осипович Левитанус.
Станция в 1960 году, на фото виден демонтированный позднее медальон с изображением Энгельса. Завершает станцию глухой торец оформленный четырьмя торшерами — та самая часть станции которая сейчас отгорожена фальшстеной.
Таким образом, в общей сложности станция лишилась четырёх барельефов: так два барельефа А.Е. Фаворского и А.Н. Крылова оказались внутри служебных помещений и в наши дни они стали экспонатами Музея метрополитена, а ещё два, как уже было написано выше, были демонтированы при строительстве перехода на станцию «Технологический институт-2» (Сталина и Энгельса).
Центральный зал станции в 2005 г.
Пассажиры первых поездов до официального открытия.
Ведущий инженер-механик британских военно-морских сил Джон Бакнолл в ленинградском метро. 1966 год
В перспективе намечается капитальный ремонт наклонного хода станции «Технологический институт-1». Вместо трёх старых эскалаторов установят четыре новых. Для монтажа эскалаторов придется частично разобрать капитальную стену вестибюля со стороны Московского проспекта. В ходе реконструкции, планируется что внешний вид эскалаторов останется прежним, светильники в виде опор с шарами и решетки, установленные на эскалаторе, демонтируют и после реставрации вернут на место. Для новой, третьей, балюстрады изготовят ещё один комплект «по историческим образцам», его отольют из алюминиевых сплавов и анодируют под золотистую бронзу.
Изменится покрытие пола в эскалаторном зале. Изначально оно было асфальтовое, а в 1986 г. его сделали бетонным, с вкраплениями боя керамической плитки оранжевого цвета, что, по мнению экспертов, «не соответствует исторической цветовой гамме и разрушает целостность восприятия помещения». Проектом предусмотрена укладка серого гранита. Турникеты из эскалаторного зала перенесут в переходную камеру, где они размещались исторически. Подобное решение позволит поставить в эскалаторном зале подъемники для людей с ограниченными возможностями. Сроки выполнения этих работ пока окончательно не определены.
Эскалаторы сегодня.
2. Наземный вестибюль
Наземный вестибюль станции расположен на пересечении Загородного и Московского проспектов и встроен в монументальное трёхэтажное здание с мощной коллонадой из высоких колонн с каннелюрами. Цоколь здания облицован блоками из необработанного гранита. В этом же здании находится Управление Метрополитена.
Всего на Загородном проспекте расположены вестибюли трёх станций и все они встроены в здания. Примечательно, что все эти здания имеют непосредственное отношение к метрополитену: над станцией «Владимирская» разместился институт «Ленметропроект», у «Пушкинской» — «Метрострой», в здании станции «Технологический институт» находятся службы Петербургского метрополитена, а в соседнем доме — Управление метрополитена.
Вестибюль станции, встроенный в здание Управления метрополитена в 1956 году. Фото из комплекта открыток «Ленинградский метрополитен им. В.И.Ленина». Фото Б.Уткина и Л.Зиверта.
Здание построено на месте снесённого трёхэтажного доходного дома купцов Рулёвых 1840-х годов постройки. В связи со строительством метрополитена, для сооружения наклонного хода и вестибюля в 1952 году это здание было снесено и на его месте выросло новое монументальное здание бежевого цвета, отлично вписавшееся в окружающую застройку и ставшее украшением Московского и Загородного проспектов.
Дом купцов Рулёвых, Московский проспект, д. 28/76. Снесён в 1952 году, и на его месте возведено новое здание в котором разместился вестибюль станции метро «Технологический институт». Фото 1949 года.
Высокий цокольный этаж выполнен из мощных необработанных рустованных блоков тёмно-красного гранита Токовского месторождения. Фото 1955 года.
Декоративные окна закрыты красивыми решётками. Фото: 1956 года.
Здание управления метрополитена с вестибюлем и здание Технологического института (на заднем плане). Фото: 1959 года.
Вход в вестибюль устроен со стороны Московского проспекта, выход — на Загородный проспект. Фото 1995 года.
Входы и выходы выполнены в виде огромных порталов из полированного гранита той же породы, органично вписавшихся в рустованный камень фасада.
Портал наземного вестибюля, 1955 г.
Стены второго и третьего этажей украшены сдвоенными дорическими колоннами с каннелюрами и отделаны жёлтым известняком. Фото 1957 года, из книги «Ленинград. Планировка и застройка 1945-1957».
Фото 1960 года.
Здание Технологического института и вход в метро в 1963 г.
Комплект панорамных открыток с видами города. 1967 г.
Вид на здание в 1986 году.
Наземный павильон станции «Технологический институт» построен по проекту архитекторов А.М. Соколова и А.К. Андреева.
Александр Михайлович Соколов (1901–1984) — главный архитектор «Ленметропроекта», автор множества статей и книг о ленинградском метрополитене («Путешествие под землей. Ленинградский метрополитен им. В.И. Ленина» (1956 г.) и «Станции ленинградского метро» (1957 г.)), а также фундаментальных трудов по архитектуре: «Архитектура СССР», «Архитектура Ленинграда», «Строительство и архитектура Ленинграда». Он же является архитектором московской станции «Библиотека имени Ленина».
Александр Кузьмич Андреев (1913–2001) — заслуженный архитектор РСФСР, главный архитектор «Ленметропроекта». Являлся главным архитектором первой очереди ленинградского метрополитена, автор проектов станций «Технологический институт», «Кировский завод», «Площадь Ленина», «Парк Победы», «Московские ворота», «Невский проспект», «Гостиный двор», наземного вестибюля «Петроградской».
Верхний вестибюль выполнен в виде круглого зала с высоким куполом, покрытым анодированными металлическими пластинами. Из зала идёт развилка, ведущая к двум разным наклонным ходам: один ведёт на платформу первой станции («Технологический институт-1»), другой — на платформу второй станции («Технологический институт-2») построенной в 1961 году.
Стены и колонны шестиугольного кассового зала облицованы мрамором «коелга», высокий купол декорирован лепкой в виде своеобразной «чешуи».
Выход в город. 1955 год.
Сегодня вместо одной из арочных стен появился проход в эскалаторный зал станции «Технологический институт-2», слева — проход к эскалаторам станции «Технологический институт-1». Эскалаторный зал хотели украсить яшмовыми колоннами, между которыми поставить хрустальные канделябры и скульптуры основоположников отечественной науки.
В итоге, зал облицевали искусственным мрамором красного цвета и украсили декоративным фризом с вентиляционными решетками из анодированного алюминия. 1956 г. Из комплекта открыток «Ленинградский метрополитен им. В.И.Ленина». Фото Б.Уткина и Л.Зиверта
Освещение с помощью люстры и бра.
За нынешними киосками раньше располагались таксофонные кабинки. Фото 1955 года.
3. Строительство станции и проекты
На закрытом конкурсе 1948 г. свои проекты подземного зала станции «Технологический институт» представили действительный член Академии архитектуры УССР Е.И. Катонин, архитекторы А.К. Барутчев и Я.О. Рубанчик, членкорреспондент Академии архитектуры СССР Б.Р. Рубаненко и архитектор Л.Г. Голубовский. Проект Рубаненко—Голубовского из-за обилия скульптуры напоминал музейный зал, вдоль стен на высоких квадратных пьедесталах стояли бюсты ученых.
Городской архитектурный совет рекомендовал к дальнейшей разработке проект Е.И. Катонина «как дающий наиболее приемлемое решение». Чуть позднее, в 1949 г., по заданию «Ленметропроекта» проводится еще один тур закрытого конкурса. В результате бурного обсуждения результатов конкурсов жюри предложило к дальнейшей разработке проект А.М. Соколова и А.К. Андреева. Первоначально в состав авторов входила Раиса Константиновна Овчаренко, но в марте 1950 г. она ушла из «Ленметропроекта».
Изначально планировалось что оформление станции должно было освещать развитие науки и техники, так как была расположена напротив одного их старейших высших технических учебных заведений в стране, чего и было реализовано в итоге.
Авторы проекта станции: Соколов А.М., Андреев А.К. III закрытый конкурс на составление эскизных проектов. II вариант, 1949 год.
Проект как станции, так и вестибюля неоднократно менялся, и наземный вестибюль мог выглядеть совсем иначе. Стены намечалось облицевать гатчинским известняком, наличники порталов украсить чугунными литыми деталями.
В первоначальном проекте предполагалось украсить стены скульптурными барельефами, символизирующими различные отрасли советской науки и культуры. Они явились бы началом развития основной темы торжества советской науки, заложенной в архитектурное оформление станции. В одной из арок кассового зала планировалось поместить огромное живописное панно с изображением Сталина. Вождь в светлом генеральском мундире стоит на вершине беломраморной лестницы, а к нему с распростертыми в радостном приветствии руками устремляются видные советские ученые. Вверху, на фризе под куполом, надпись: «Слава Сталину — великому зодчему коммунизма, корифею науки!».
Авторы проекта наземного вестибюля: А.М. Соколов, А. К. Андреев. 1950-1952 год. Проект принят к осуществлению.
Принятый к реализации с незначительными изменениями проект интерьера наземного вестибюля. Авторы проекта: А.М. Соколов, А. К. Андреев. 1950-1952 год.
Один из вариантов оформления интерьера вестибюля.
1950 год, один из предлагаемых вариантов оформления торцевой стены станции.
1950 год, другой вариант эскиза оформления торцевой стены станции.
Строительство наклонного хода станции на месте снесённого дома Рулёвых. 1952 год.
Станция готова в конструкциях, ведётся подготовка к отделочным работам. 1954-1955 гг.
4. История и происхождение названия
Станция получила своё название по расположенному в непосредственной близости Санкт-Петербургскому государственному технологическому институту (техническому университету) СПбГТИ (ТУ), — одного из старейших вузов России, готовящий специалистов в области химии, химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии, механики, информационных технологий, управления и экономики.
Технологический институт основан в 1828 году, в первые годы царствования Императора Николая I как Практический технологический институт. Институт был закрытым учебным заведением, рассчитанным всего на 132 казенных воспитанника, но разрешалось принимать платных пансионеров. Будущие специалисты «для управления фабриками или отдельными частями оных» освобождались от платы за учебу. Высшее техническое образование разделялось тогда только на два отделения: механическое и химическое.
Поступать на государственную службу и получать чины выпускники права не имели. Статус высшего учебного заведения институт приобрел в 1862 году.
В 1930 году состоялась реорганизация высшей школы, и институт объединил многие химические факультеты и кафедры других вузов и стал называться — Ленинградский Краснознаменный химико-технологический институт. В Технологическом институте были созданы первые в стране кафедры «Синтетического Каучука», «Технологии пластмасс» и «Технологии стекла». В институте проводились уникальные разработки по художественному стеклу, покрытиям для иллюминаторов космических кораблей; разрабатывалась технология первого советского алюминия; получали первые блоки лабораторного и промышленного синтетического каучука; разработки для медицины.
В послевоенное время ВУЗ стал именоваться Ленинградским Технологическим институтом имени Ленсовета. C 1991 года ВУЗ носит современное название.
Источники:
1) А. Жданов. «Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции», 2017 г.
2) А.П. Сапаров, Е.П. Серебровская, «Ленинградский метрополитен», 1956 г.
3) А.М. Соколов, «Ленинградское метро», 1957 г.
4) «Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения», 2005
5) «Петербургский метрополитен: из прошлого в будущее» ГМИ СПб, 2013
6) Ш авель Ю.В., Графов Д.Ю. «Петербургский метрополитен — 60», 2015
7) Архив Сергея Бабушкина
8) Архив Михаила Крайнова
Видео:Камера на станции "Технологический институт" запечатлела взрыв в метро ПетербургаСкачать
Станция метро Технологический институт
Линия | 1-я линия — Кировско-Выборгская |
2-я линия — Московско-Петроградская
«Технологический институт-2» — с 05-40 до 0-28 .
Переход с одной линии на другую прекращается в 00-15.
2.К государственному Технологическому институту (СПбГТИ(ТУ)).
3.К остановкам общественного транспорта.
«Технологический институт – 2» – 29.04.1961 года
«Технологический институт – 2» — А.И.Прибульский, А.Я.Мачерет, В.В.Ганкевич
Видео:Взрыв в метро Санкт-Петербурга 3 апреляСкачать
Краткое описание
Название станция получила в честь одного из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга – государственного Технологического института, основанного в декабре 1828 года. Институт находится вблизи наземной части станции. Единственная станция в городе, которую называют кроссплатформенной или совмещенной-пересадочной, служит центром пересадки с двух разных линий метро. В народе станцию называют сокращенно «Техноложка».
Расположена по маршруту движения двух линий – Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской. По первой линии лежит между станциями Балтийская и Пушкинская, по второй – между Сенной площадью и Фрунзенской. Первая линия, которую называют красной, проходит через центр, соединяет северо-восток и юго-запад города. Вторая – синяя линия — соединяет север и юг Санкт-Петербурга также через центр.
В пилонном зале останавливаются поезда, направляющиеся к станциям «Пушкинская» и «Сенная площадь» — северное направление. В колонном зале – поезда, направляющиеся до станций «Фрунзенская» и «Балтийская» — южное направление.
Видео:09.12.2021. СПб. Станция метро "Проспект Большевиков". Мужчину попросили пройти для досмотра сумки.Скачать
История
Работа над проектом
Работа над проектом первой линии метрополитена в Ленинграде была начата в 1941 году, продолжена сразу после окончания войны. Уже в следующем 1947 году начато строительство первой линии Кировско-Выборгской, которая включала 7 станций, в том числе «Технологический институт». Линия получила порядковый номер 1 и название красной. Этим цветом она обозначена на схеме Санкт-Петербургского метрополитена.
Одна из первых станций, сданных в эксплуатацию, по линии Автово – Площадь Восстания. Для строительства здания был выбран угол Московского и Загородного проспектов. Доходный дом купца Н.М. Рулева, находящийся на этом месте, был снесен.
Строительство и открытие двух станций
Первая станция была открыта 15 ноября 1955 года и обслуживала только одну линию.
Вторая линия открыта 29 апреля 1961 года. Наклонный спуск и вестибюль станции «Технологический институт-2» были введены в эксплуатацию только 18 июля 1980 года. Они были архитектурно вписаны в единый ансамбль с вестибюлем колонного зала.
Видео:Взрыв в метро с камеры наблюдения на станции "Технологический институт"Скачать
Архитектура
«Технологический институт-1»
Наземная часть станции встроена в четырехэтажное здание вместо снесенного дома купца Н.М. Рулева. Цоколь облицован красным гранитом — лезником. Оконные проемы задекорированы коваными решетками. Входные проемы оформлены наличниками из полированного гранита.
Вестибюль выполнен в виде шестиугольника с отделкой стен из белого мрамора, пол – мозаичный, купол – декорированный чешуйчатым лепным рисунком. Трехленточный наклонный спуск начинается с северного торца наземной станции. Время спуска/подъема эскалатора – 1 мин. 38 сек.
Зал 1-й линии – колонный — представляет собой трехсводчатую колонную станцию глубокого заложения — 60 м в глубину. Опорными элементами сводчатых перекрытий служат колонны.
«Технологический институт-2»
Зал 2-й линии – пилонный. Опорными элементами выбраны пилоны, на которых установлены чугунные рамы, образующие проходы. Конструктивно станция построена по типу первой на такой же глубине, но с укороченным центральным залом. Время спуска/подъема эскалатора – 1 мин. 31 сек.
Из пилонного зала по лестнице можно перейти в колонный зал, под лестницей имеется переход между двумя платформами. Эти два перехода стали основой первого в СССР совмещенного пересадочного узла.
Интерьеры
«Технологический институт-1»
Для отделки стен колонного зала был выбран уральский мрамор светлого оттенка «Коэлга», для полов – черный гранит габбро. Для освещения использованы светильники двух видов. Сосуды из узорчатого стекла, закреплены в сделанных специально под них желобах на своде и факелы на колоннах перрона, которые символизируют знание и прогресс. В бронзовые факелы вставлены светильники из хрусталя. По своду проложен декоративный фриз с лепными факелами в бронзе.
Темой оформления стали достижения российской и советской науки. На колоннах были размещены 24 бронзовых медальона с барельефами выдающихся деятелей науки:
- М. В. Ломоносова
- И. Федорова
- Н. И. Пирогова
- А. С. Попова
- Н. И. Лобачевского
- И. М. Сеченова
- Д. И. Менделеева
- С. П. Боткина и др.
Барельефы чередуются с латунными венками.
В 1955 году в центре станции размещались барельефы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина. В 1961 году барельефы Сталина и Энгельса были сняты. Позже были сняты еще два медальона А. Е. Фаворского и А. Н. Крылова, которые сегодня можно увидеть в музее метрополитена. На сегодняшний день колонны украшают 22 барельефа.
Тоннель наклонного спуска облицован красным искусственным мрамором с верхней границей в виде декоративного фриза.
«Технологический институт – 2»
Для отделки стен пилонного зала использован светлый мрамор, стены перрона выложены кафельной плиткой белого и черного цветов с верхней границей в виде полосы из серого гранита. В 2011 году кафельная плитка была заменена на мраморную. На каждом пилоне размещены исторические даты научных достижений СССР с коротким описанием открытия или события.
Видео:Трагедия в петербургском метро. 5 лет спустя. Документальный фильм Юрия ЩербаковаСкачать
«Техноложку» готовят к открытию: ремонт окончен, но прохода пока нет
На станции «Технологический институт — 1» закончены работы по реставрации наземного вестибюля. Также увеличено число эскалаторов — теперь их четыре вместо трех. Однако станция пока что закрыта для пассажиров. Турникеты не работают, в помещении стоит запах краски, лежит слой строительной пыли, а главное — проход перекрыт временной стеной, которую будут сносить.
— В этом году мы завершили монтажные работы, как и планировалось. Ведется сдача объекта и предъявления Ростехнадзору. После этого станция будет открыта, — сказал председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Левакин.
Фото: Олег Золото / MR7
Четыре новых эскалатора
На стации обновили пол, стены, лепнину. Станция выглядит новой, но на самом деле это реконструкция. Четыре эскалатора позволят поочередно ремонтировать каждый из них при необходимости, оставшиеся будут работать — два на подъем и один на спуск и наоборот. В отделке стен использовался гранит и мрамор. Отчасти камни новые, ими заменили те, что имели сколы и трещины, другие же просто почистили. Металлические элементы декора сохранены и почищены.
Эскалаторы заменили полностью, упрочнили стенки спуска, сделали отделку. Подрядчиком работ выступила компания АО «Эн-системс», которая также делает оборудование для московского метро.
Источник: Олег Золото / MR7
Источник: Олег Золото / MR7
Источник: Олег Золото / MR7
Источник: Олег Золото / MR7
Источник: Олег Золото / MR7
Источник: Олег Золото / MR7
Главной сложностью было выявить слабые места. Архитектурная отделка вскрывалась, на несущих конструкциях меняли болтовые соединения и делали металлические накладки.
— Мы пытались вернуть первозданный вид, который был у станции. Работы шли под контролем КГИОПа. Вид сохранен, но с точки зрения транспортной безопасности функционал увеличился, — объяснил Андрей Левакин.
Фото: Олег Золото / MR7
Председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Левакин
Станция востребована среди студентов. Здесь находится и ГАСУ, и Технологический институт, и Военмех, к тому же это пересадочный узел. Четыре эскалатора помогут разгрузить поток. Заместитель гендиректора компании «Эн-системс» Дмитрий Юдаков отметил, что это первая станция в петербургском метро, где три эскалатора заменены на четыре.
Из-за банкротства «Метростроя» «Эн-системс» поставил ту же систему эскалаторов, которая стоит в Москве.
Видео: Олег Золото / MR7
— Ростехнадзор проверяет все системы: эскалаторы, вентиляцию, пожарную систему. К работе есть замечания, но они устраняются, — заявил представитель «Метрополитена» Олег Черкасов.
В основном «замечания» — это мелкие недоделки, технические замечания, связанные с исполнительной документацией, вопросы с закрыванием/открыванием замков, система пожаротушения — все это должно быть опробовано и запущено, добавил Андрей Левакин. Подрядчик исправляет нарушения. Итоговый акт будет подписан, когда не останется замечаний.
Ориентировочно наземный вестибюль стации «Технологический институт — 1» откроют для посетителей в середине февраля 2022 года.
🔍 Видео
Авария в метро. Катастрофа. Последние кадры.Скачать
🇷🇺Взрыв в Петербургском метро. 03.04.2017 | St. Petersburg Metro explosion. 03.04.2017Скачать
Кроссплатформенные пересадки. Часть 5. Технологический институтСкачать
Станция метро "Технологический институт"Скачать
Дорога пешком от метро Технологический Институт в Петербурге к магазину Попади в 10Скачать
Взрыв Теракт в Санкт Петербурге, метро Сенная площадь, Технологический институт 3 апреля 2017Скачать
БОЛЬШАЯ ПРОГУЛКА ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ. От метро "Технологический ин-т" до Невского пр-та. 0+Скачать
Теракт в Петербурге. Найдены ли настоящие организаторы? Все нестыковки следствия и судаСкачать
Перегонка грузового вагона на станции "Технологический Институт". 24.08.2023Скачать
5 лет со дня теракта в Петербургском метрополитенеСкачать
Двухэтажная станция / Самый длинный спуск в метро!Скачать
Станции Петербургского метрополитена | Технологический институтСкачать
Станция метро Технологический институт-1Скачать
район метро Технологический институт СПб | Адмиралтейский район Санкт Петербурга #peterburg piter.suСкачать