Видео:3 февраля 12:46 пл. Казинца, Минск. автомобиль Фольксваген 8924 ME-5Скачать
Районы, кварталы: история минской Курасовщины
Не всем минским жилым районам повезло быть спроектированными и построенными как экспериментальные или образцово-показательные. Тем не менее, в 1960—1970-е годы архитекторы старались с выдумкой и изобретательностью подходить к застройке самых дальних и, казалось бы, утилитарно-рабочих окраин города. О прошлом и настоящем Курасовщины, района, затерянного между железной дорогой, МКАД, аэропортом и промзонами, рассказывает блогер Darriuss.
В 1580—1590 гг. в «Актах Минского городского суда» упоминается двор некого Яна Кураша, владельца маентка Лошица. От его фамилии, скорее всего, и произошло спустя 400 лет название района. Сначала этот самый двор Кураша называли Курашавщизной, со временем двор эволюционировал в фольварк, а далее — в деревню, и в начале XX века тут уже проживало около 50 человек. Когда-то на протяжении XIX столетия название деревни трансформировалось в уже привычную Курасовщину. До революции ее окрестности были популярным местом дачного отдыха минчан, в городскую черту Курасовщина была включена в 1965-м, а уже спустя два года здесь развернулось строительство нового жилого района.
Курасовщина никогда не была особенно престижным местом для жизни. Специфика расположения района на дальней южной окраине города, отделенной от его центра территорией аэропорта «Минск-1» и мощной промзоной, привела к тому, что многие горожане или не бывают тут вовсе, или проезжают Курасовщину транзитом. Авторы проекта застройки (Р. Андреева, Ф. Зохре и др.) спроектировали здесь три микрорайона на 47 тыс. жителей, а его специализацией сделали электронную промышленность. Именно тут разместили НПО «Интеграл», одно из крупнейших в своей области предприятий в масштабах всего Советского Союза. Кроме этого, в Курасовщине был запланирован комплекс научно-исследовательских и проектных учреждений сельскохозяйственного профиля и лечгородок общегородского масштаба.
Структура жилого района достаточно запутанна. Определенно можно выделить два микрорайона (Курасовщина-1, Курасовщина-2), строившихся первыми в районе площади Казинца, являющейся композиционным центром всей застройки. В качестве третьего курасовщинского микрорайона в советское время фигурировала территория в районе перекрестка улиц Корженевского и Кижеватова. Однако в настоящее время городские власти объявили о начале застройки Курасовщины-3 на месте частного сектора по ул. Брестской. Таким образом, оригинальный третий микрорайон своего статуса лишился. Впрочем, справедливости ради надо признать, что в массовом сознании он и так редко воспринимался как часть Курасовщины. Цифрами на карте обозначены: 1 — Курасовщина-1, 2 — Курасовщина-2, 3 — Курасовщина-3 (советская), 4 — Курасовщина-3 (постсоветская), 5 — НПО «Интеграл», 6 — комплекс НИИ сельскохозяйственного профиля, 7 — лечгородок.
Возможно, в центре внимания архитектурных журналов и простых жителей города Курасовщина никогда и не находилась, но зато здесь есть то, чего лишены абсолютное большинство прочих жилых районов — настоящая историческая достопримечательность. Речь, конечно, идет о так называемый «Белой даче», усадебном доме, принадлежавшем, по разным данным, не то начальнику Либаво-Роменской железной дороги Николаю Ададурову, не то некому М. Рогову. Истории про «генерала Курасова», будто бы владевшего зданием, от фамилии которого произошло название района, не более чем городские (или, скорее, районные) легенды.
В начале XX века на «Белой даче» размещался госпиталь для ветеранов русско-японской войны, после же революции дом часто менял хозяев. Сначала здесь была сельскохозяйственная школа, потом, вроде, правительственная резиденция, затем — спортивная база футбольного клуба «Динамо», а после организации рядом НИИ почвоведения и агрохимии усадьба с парком отошли ученым.
В результате традиционной в нашей стране реставрации здание обросло пристройками, в окнах появились яркие оранжевые стеклопакеты и — местами — сплошное остекление стен.
Рядом с «Белой дачей» любили проводить районные праздники, однако сам дом долгое время не использовался. Сейчас по соседству ведется строительство нового военкомата.
Композиционным центром всего жилого района должна была стать площадь Казинца. В ее окрестностях, помимо жилых домов и корпусов НПО «Интеграл», планировалось строительство торгово-бытовых учреждений и даже высотной гостиницы с рестораном. Так должна была выглядеть площадь.
Практически ничего из задуманного реализовать не удалось: в 1980-е, когда и планировалось развернуть работы по формированию ансамбля площади, с каждым годом становилось все больше и больше не до архитектурных изысков. В итоге выстроены были только жилые дома вдоль улицы Ландера.
Обелиск в центре площади и церковь святой Софии Слуцкой, занявшая место планировавшегося торгового центра.
На оставшейся части участка уже в 2000-е появились две «панельки».
Но многие жители района еще помнят, что в зеленой зоне на месте этих жилых домов в 1982—1994 годах стоял самолет Ту-134, сначала выполнявший роль детского кафе («Икар»), а затем — пневматического тира («Юный снайпер»).
Около самолета была устроена оригинальная детская площадка с ракетой и головой богатыря в шлеме. К сожалению, подросшие на этой площадке дети, ходившие в это кафе и стрелявшие в этом тире, достаточно быстро вандализировали весь комплекс. В начале 1990-х его разобрали, а участок в конце концов застроили. На этом редком цветном снимке Ту-134 уже покалечен хулиганами.
Противоположную сторону улицы Ландера занимал и занимает ансамбль 12-этажных жилых домов с пристроенными учреждениями соцкультбыта.
Видео:Авария на КазинцаСкачать
Минская сиеста: Курасовщина – оказаться внутри бутерброда
Развлечения в Курасовщине на любой вкус: можно и с местным контингентом пообщаться, и погулять, и заняться экстремальными видами спорта – все совершенно бесплатно.
Как доехать: от ст.м. «Інстытут культуры» до пл. Казинца идeт троллейбус №27 и автобус №40. От Комаровского рынка – маршрутка 1112, а из Зеленого луга и по проспекту (от ст.м. «Маскоўская» и дальше в сторону Курасовщины) – маршрутка 1076.
Где это: жилой район совсем рядом с кольцевой и даже за аэропортом Минск-1. В принципе, как только троллейбус, автобус или маршрутка повернули на улицу Казинца – вы уже в упомянутом микрорайоне, можете выходить и наслаждаться.
Провести нам экскурсию по своему родному микрорайону согласился минчанин Игнат.
Площадь Казинца
Гулять начинаем от площади Казинца. Здесь нет ничего особенного, кроме старых историй. Возле остановки еще лет 8-9 назад стояли ларьки, а возле них – вездесущие бабки с семечками. Впрочем, ночью бабки переставали продавать семечки, а начинали продавать водку низкого качества.
Площадь Казинца – одна из немногих «воображаемых» площадей Минска. Попасть к обелиску в центре площади очень хочется – но нельзя. Раньше, правда, жители пересекали ее напрямик, и в газоне была видна четкая тропинка. Но то ли кусты разрослись, то ли движение стало активней, а больше желающих не находится.
Мы стартуем в сторону города, вдоль улицы Казинца, проходим мимо церкви святой Софии Слуцкой (на ее месте, говорят, хотели построить торговый центр) и направляемся вглубь дворов. Ищем место, где то ли десять, то ли двадцать лет назад стоял самый настоящий самолет.
«Я его помню, Ту-134, – рассказывает Игнат. – Сначала в нем было детское кафе, потом тир, но в то время, когда мне было лет 8, там был скорее общественный туалет. А потом самолет убрали и вместо него построили дом. Любопытно: территориально это Октябрьский район, ему «принадлежат» оба аэропорта, и первый, и второй. Так что, может быть, поэтому и самолет здесь поставили. Кстати, поселок Сокол, который находится в 25 км от МКАДа, – это тоже Октябрьский район».
Белая дача
Мы продолжаем путь параллельно улице Казинца. Особенность Курасовщины – большое количество небольших парков и аллей. Куда бы ты ни шел – почти наверняка самый удобный путь будет проходить по приятной тенистой дорожке, а иногда еще и с отличным видом.
Выходим к Белой даче. Пока Игнат припоминает, что дача принадлежала не то начальнику железной дороги, не то помещику Курасову, а сейчас, кажется, находится в ведении какого-то министерства, в окне появляется сторож дачи Людмила Алексеевна. И рассказывает нам все самые свежие сплетни.
«Раньше здание принадлежало Министерству образования, потом его передали Министерству культуры, Музею Азгура. А сейчас вообще отдали частному инвестору, те будут тут делать музей-ресторан, он так и будет называться: «Белая дача». Территорию огородят, облагородят. Не знаю, на сколько лет им отдали, но уже приходили люди, планировали, что где будут делать.
Снаружи здание интереснее, чем внутри. Раньше здесь и канализация была, и вода, и душ, и туалеты. Дети здесь устраивали концерты на праздники. Но сейчас уже ничего нет: ни воды, ни туалета, ни отопления. Очень толстые стены, холодно, поэтому открываем окна, чтобы шло тепло. Даже зимой снаружи гораздо теплее, чем здесь. В полушубках ходим, на мне даже сейчас такие теплые тапочки, домашние. Потому что очень сыро. Инвесторы будут делать в первую очередь канализацию, а потом уже все остальное. В любом случае, денег тут нужно вложить немало.
Тут на сцене они планируют какие-то столики, под старину все будут делать. И внутри в этом же стиле будут все оформлять. Я краем уха слышала, что картины будут, окна будут перекрашивать, потому что они по цвету не подходят».
Солнечная долина
Мы спускаемся вниз, в долину Лошицкого водохранилища. Водохранилище недавно спустили, основательно почистили и облагородили. Поэтому местный рыбак с удовольствием рассказывает нам, что ловятся тут карась, плотва, красноперка и окунь: на уху хватит запросто.
А вот и местный горнолыжный центр – «Солнечная долина». Зимой здесь совершенно смешные цены на аренду снаряжения и подъемники (а на учебный склон вообще можно подняться пешком совершенно бесплатно). Летом здесь можно с удобствами приготовить шашлыки.
«Гора была всегда, просто для центра ее досыпали. Мы называли ее Лысуха и ходили кататься на санках. А если санок не было, просто скатывались с горки: когда ложишься на бок, прижимаешь руки к корпусу и катишься».
Вдоль водохранилища прогуливаются, бегают и катаются на велосипедах местные жители. Под ногами – многочисленные объекты детского творчества.
Сразу за Солнечной долиной – небольшая сосновая роща и мини-озерцо. На нем зимой можно отлично кататься на коньках.
Пустыри, тарзанки и не белые дачи
Мы поднимаемся наверх, к жилым домам, и через пустые и местами пугающие дворы выходим на пустырь. Вечером тут, пожалуй, можно легко снимать фильмы ужасов, зато весенним солнечным днем бояться нечего.
Посреди пустыря – необлагороженная часть водной системы и место тусовок местной молодежи. В качестве развлечения тут оборудованы две тарзанки – обе сделаны из пожарных шлангов, которых явно не досчитались в каком-то местном учреждении. Устраивать романтические свидания мы, пожалуй, не советуем: могут попасться не самые приятные соседи. А вот для прогулок компанией – самое то.
Сразу за пустырем – район частной застройки. Отсюда видны многоэтажки, но при минимальном усердии можно совершенно не обращать на них внимания.
Улица Казинца
Через улицу Брестскую возвращаемся обратно к цивилизации. По дороге – один из самых старых минских недостроев. Игнат рассказывает, что это должен был быть спортивный комплекс «Трудовых резервов». Но что-то не срослось. Поздней весной и летом тут лучше прогуливаться с осторожностью: вокруг недостроя полным-полно борщевика.
Мы заканчиваем прогулку в самом начале улицы Казинца – тут еще сохранился район двухэтажных домиков. Совсем недалеко – местные мясокомбинат и хлебозавод.
«Когда мясокомбинат был единственным в Минске, очередь из машин, в которых везли животных, выстраивалась до самой площади Казинца. Запах стоял соответствующий. А вообще-то, тут же хлебозавод с одной стороны улицы, а мясокомбинат – с другой. Так что запах хлеба и ароматы готовящейся колбасы на проезжающих по дороге накатывают с двух сторон. Поэтому местные шутят, что это уникальный шанс оказаться внутри бутерброда».
Фото: CityDog.by, aviamonuments.ru.
Видео:Безумный заход в Катманду. 12 марта 2018 года. Bombardier DHC-8 ("Даша")Скачать
Кафе-самолёт. Кто помнит?
Продолжаем советско-продуктовую тематику.
В каждом городе наверняка было подобное заведение. Если у кого есть фото — добавляйте. Поностальгируем.
Красноярск. Кафе «Карлсон». На базе Ил-18. Сначала стоял в Аэропорту «Северный», но после переноса оного за город переехало в ЦПКиО. В годы заката СССР благополучно захирело, затем пожар и, в итоге, приказало долго жить.
В саду Миндовского, у супруги там юбилей отмечали, норм кухня, не Астория конечно, но все же.
зы, на заднем плане, нынешнее здание энергосбыта
В Липецкой области стоит по сей день:
В Пензе был кинотеатр
В Кишиневе было кафе-мороженное
Киров. 26 июля 1981 года в фюзеляже самолета начал работу детский кинотеатр «Орленок» вместимостью на 50 мест. При этом кабина самолета была сохранена в оригинале, чтобы дети могли представить себя настоящими летчиками.
У нас в Гродно, в самолете, который стоял в городском парке, был детский кинотеатр.
В Краснодаре тоже был детский кинотеатр в ероплане.
Мультики в босоногом детстве там смотрел. Даже визуально похоже стоял, только у нас площадка была забетонирована.
Когда повзрослели магний с колёс точили.
сорри, рука дрогнула
О, у этого Ан-8 в Кирове много жизней было. Надеюсь, ещё поживёт.
Будет 5 фото.
1.
В Уфе стоит, когда-то в нем интернет-кафе было
Говорят там бал ресторан, но я не уверен,Рязань
В симферополе возле кинотеатра «Космос» стоял ИЛ-18
Там еще неформальная тусовка была «под крылом»
💡 Видео
Посадка на пшеничное поле "Уральских авиалиний". Мнения профессионалов. 12 сентября 2023 года.Скачать
22012015 улица Казинца, Курасовщина, Минск, HDСкачать
Крылья России. Гражданские самолёты. Крылья над континентамиСкачать
Новое граффити появилось в Минске на улице КазинцаСкачать
Рейс Амдерма — Каратайка — Нарьян-Мар | Ми-8 а/к Нарьян-Марский авиаотрядСкачать
Стаканчик вместо авиагоризонта. Почему опасно? Эксперимент на самолёте.Скачать
Самолет с эвакуированными из сектора Газа белорусами приземлился в МинскеСкачать
Новое видео крушения военного самолета в БарановичахСкачать
Самолеты WizzAir всю неделю ночуют в Яссах, а утром возвращаются в КишинёвСкачать
Полетели на парад в Москву, взлет и посадка с аэродрома в Кубинке!Скачать
Новые российские самолеты ТВРС 44 - L 610 заменят Ан 24 и Ан 26, собирать будут на УЗГА как и L 410Скачать
Bombardier Dash 8-400 а/к Qazaq Air | Рейс Омск — Астана (Нур-Султан)Скачать
Доставка самолетами ВКС из Алма-Аты в Москву российских и иностранных гражданСкачать
Первый полет АН-225 "Мрия". Время. Эфир 21 декабря 1988Скачать
Пассажиры Ryanair рассказали об истребителе, посадке самолета в Минске и задержании ПротасевичаСкачать
Летающий спорткар АКМ-5 и авиафестиваль на аэродроме Орловка. FlightTV - Выпуск 72Скачать
TFTAERO x Алексей Кочемасов Overhead panel | Boeing 737 NG E4Скачать