- Площади: от античности до наших дней
- Средневековье: площади-рынки
- Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
- Рыночная площадь в средневековом городе
- Рыночная площадь в средневековом городе
- Рынок и торговля в средневековом городе
- Формирование площадей средневековых городов Европы
- Рынок и торговля в средневековом городе
- 🎦 Видео
Видео:Рыночная площадь (Краков) достопримечательности: мариацкий костел, суконные ряды, ратуша и мицкевичСкачать
Площади: от античности до наших дней
Видео:ЗАЛЬЦБУРГ | Маленький город с БОЛЬШОЙ историей. АВСТРИЯ, которую СТОИТ УВИДЕТЬСкачать
Средневековье: площади-рынки
В Средние века площади делились на соборные и торговые. Узнаем, как они становились центрами общественной и религиозной жизни.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
1. Центральная площадь, Краков, Польша
2. Центральная площадь, Краков, Польша, 1930-е
3. Рыночная площадь, Локет (бывший Элбоген), Чехия
4. Рыночная площадь, Невшотель, Швейцария
5. Рыночная площадь, Штутгарт, Германия
6. Старый рынок — Меркато Веккьо во Флоренции, картина 1880-х годов — площадь была снесена при перепланировке города в конце 19 века
7. Площадь Altmarkt («Старый рынок»), Дрезден, Германия
8. Соборная площадь, Эрфурт, Германия, ок. 1840 года
Поговорим о средневековых площадях. Для начала выясним, как они возникали и какими были.
? Первые площади средневековой Италии были теми же форумами, оставшимися от прежней цивилизации. Их перестраивали, вместо античных колонн строили романские дворцы и готические соборы. Здесь по-прежнему вели торговлю и устраивали собрания.
⚖️ В новых европейских городах рынок появлялся одновременно с самим городом и его улицами. Без торговли городская жизнь невозможна — собственно, большинство европейских городов и возникли на пересечении торговых путей. Такая площадь могла располагаться в центре или на окраине — в этом случае ее все равно со временем поглощал растущий город.
⛪️ С 12 века в разросшихся городах стали делать две площади — торговую и соборную с церковью. Это происходило по всей Европе: в Германии, Франции, Италии, Чехии, Словакии и в ряде других стран средневековой Европы. Это совпало со строительством крупнейших готических соборов, которые как раз и были выражением коллективного богатства и чувства собственного достоинства горожан. Такие соборы возносились над городом на много метров, и были видны на фоне города издалека, обозначая его место в ландшафте.
? Соборную и рыночную площади располагали тремя способами:
▪️ отдельно друг от друга и на большом расстоянии;
▪️ на общей территории, разделяя небольшим барьером из жилых домов или торговых помещений;
▪️ смыкая между собой в одной общей угловой точке.
? Если площади находились далеко друг от друга, в городе возникало два центра: гражданский и церковный. А если рядом, это приводило к появлению узнаваемых видов старых городов, когда здание ратуши и собор становятся единым архитектурным ансамблем. Разумеется, сегодня почувствовать дух старых европейских площадей очень трудно: они были радикально расчищены и перестроены в 19 и 20 веке.
Видео:"Рыночная площадь"Скачать
Рыночная площадь в средневековом городе
Видео:СЕННАЯ (площадь, рынок и окрестности)Скачать
Рыночная площадь в средневековом городе
В средневековой Западной Европе город обязательно окружали стены, на которых строились дозорные башни. Стены имели въездные и выездные ворота, которые охраняли и закрывали в определенное время суток. Часто город был защищен также рвами.
Дома, в большинстве своем двухэтажные, были деревянные или фахверковые (нем. Fachwerk, от Fach – панель, секция и Werk – дело, сооружение). Такие дома имели деревянный каркас, а промежутки между балками были заполнены камнями, кирпичом и другим строительным материалом. Деревянные стойки, ригели и раскосы, расчленяя стену, придавали зданию декоративно-выразительный облик (1).
Город рос не в ширину, а вверх, часто верхние этажи далеко выступали над нижними. Улицы городов были узкими и зловонными, поскольку помои выплескивались прямо из окон. Отсутствующую канализацию заменяли открытые канавы (2), где застаивалась вода и скапливался мусор.
Центром средневекового города была, как правило, рыночная площадь, недалеко от которой располагался собор, а в городах с самоуправлением — площадь, на которой находилась ратуша. В базарные дни и период ярмарок на площади собирались местные торговцы и приезжие купцы, предлагая горожанам разнообразные товары (3). Здесь же можно было встретить жонглеров, человека на ходулях (4) и других потешников.
В Средние века город был основным местом развития ремесла. Ремесленники одной или сходных специальностей объединялись в цех. Каждый цех имел своего святого-покровителя, общую казну и отличительные цеховые знаки, которые вывешивались перед магазинами (например, подкова означала кузницу, а зеленый куст – харчевню).
По своему происхождению западноевропейские средневековые города делятся на два типа: одни из них ведут свою историю с глубокой древности, от античных городов и поселений (например, Кельн, Вена, Аугсбург, Париж, Лондон, Йорк), другие возникли сравнительно поздно — уже в эпоху средневековья.
Бывшие античные города в раннем средневековье переживают полосу упадка, но все же остаются, как правило, административными центрами небольшой округи, резиденциями епископов и светских правителей; через них продолжают поддерживаться торговые связи, прежде всего в районе Средиземноморья.
В 8—10 вв. в связи с оживлением торговли на Севере Европы появляются протогородские поселения на Балтике (Хедебю в Шлезвиге, Бирка в Швеции, славянский Волин и др.).
Однако период массового возникновения и роста средневековых городов приходится на 10—11 вв. Раньше всего сформировались города, имевшие античную основу, в Северной и Средней Италии, в Южной Франции, а также по Рейну. Но очень быстро сетью городов и городков покрылась вся Европа севернее Альп.
Новые города возникали у замков и крепостей, на пересечениях торговых путей, у переправ через реки. Их появление стало возможным благодаря подъему сельского хозяйства: крестьяне оказались в состоянии прокормить значительные группы населения, не занятые непосредственно в аграрном секторе.
К тому же хозяйственная специализация вела ко все более интенсивному отделению ремесла от сельского хозяйства. Население городов росло за счет притока деревенских жителей, которых привлекала возможность получить в городе личную свободу и воспользоваться привилегиями, имевшимися у горожан.
Большинство пришедших в город включались в ремесленное производство, но многие не бросали окончательно и сельскохозяйственных занятий. У горожан были участки пахотной земли, виноградники и даже пастбища. Состав населения был весьма пестрым: ремесленники, купцы, ростовщики, представители духовенства, светские сеньоры, наемные солдаты, школяры, чиновники, артисты, художники и музыканты, бродяги, нищие.
Такое многообразие связано с тем, что сам город играл множество важнейших ролей в социальной жизни феодальной Европы. Он был центром ремесла и торговли, культуры и религиозной жизни.
Здесь концентрировались органы государственной власти и строились резиденции сильных мира сего.
На первых порах горожанам приходилось платить многие поборы сеньору города, подчиняться его суду, находиться от него в личной зависимости, иногда даже работать на барщине. Сеньоры часто покровительствовали городам, так как получали от них немалые выгоды, но плата за это покровительство со временем стала казаться окрепшим и разбогатевшим горожанам слишком обременительной.
По всей Европе прокатилась волна столкновений, подчас вооруженных, горожан с сеньорами. В результате так называемого коммунального движения многие западноевропейские города получили право самоуправления и личную свободу для своих граждан. В Северной и Средней Италии крупнейшие города — Венеция, Генуя, Милан, Флоренция, Пиза, Сиена, Болонья — добились полной независимости и подчинили себе большие территории за пределами городских стен. Там крестьянам приходилось работать на городские республики точно так же, как раньше на сеньоров.
Большой самостоятельностью пользовались и крупные города Германии, хотя они, как правило, признавали на словах власть императора или герцога, графа или епископа.
Немецкие города нередко объединялись в союзы с политическими или торговыми целями. Самым знаменитым из них был союз северогерманских купеческих городов — Ганза. Расцвет Ганзы приходится на 14 в., когда она держала в своих руках всю торговлю на Балтике и в Северном море.
В свободном городе власть чаще всего принадлежала выборному совету — магистрату, все места в котором делились между патрициями — членами богатейших семейств землевладельцев и купцов.
Горожане объединялись в товарищества: купцы — в гильдии, ремесленники — в цехи. Цехи следили за качеством продукции, защищали своих членов от конкуренции. Не только работа, но и вся жизнь ремесленника была связана с цехом.
Цехи устраивали для своих членов праздники и пирушки, они помогали «своим» беднякам, сиротам и старикам, а в случае необходимости выставляли военные отряды.
В центре типичного западноевропейского города обычно располагалась рыночная площадь, а на ней или же неподалеку от нее стояли здания городского магистрата (ратуша) и главной городской церкви (в епископских городах — собора).
Город окружали стены, причем считалось, что внутри их кольца (а иногда еще и снаружи на расстоянии 1 мили от стены) действует особое городское право — здесь судятся по своим законам, отличным от принятых в округе. Мощные стены, величественные соборы, богатые монастыри, пышные ратуши не просто отражали богатство обитателей города, но и свидетельствовали о всевозрастающем мастерстве средневековых художников и строителей.
Жизнь членов городской общины (в Германии их называли бюргерами, во Франции — буржуа, в Италии — пополанами) резко отличалась от жизни крестьян и феодалов. Бюргеры, как правило, были мелкими свободными собственниками, они славились своей расчетливостью, деловой смекалкой. Рационализм, укреплявшийся в городах, способствовал критическому взгляду на мир, свободомыслию, порой сомнению в церковных догмах.
Поэтому городская среда с самого начала стала благоприятной для распространения еретических идей. Городские школы, а затем и университеты лишили церковь исключительного права на подготовку образованных людей.
Купцы отправлялись в далекие странствования, открывали пути в неизвестные страны, к чужим народам, с которыми налаживали торговые обмены. Чем дальше, тем больше города превращались в мощную силу, которая способствовала росту в обществе интенсивных товарных связей, рационалистического осмысления мира и места в нем человека.
Освобождение от власти сеньоров (его удалось добиться далеко не всем городам) не устранило почву для внутригородских конфликтов.
Видео:Выборг: рыночная площадь и рынок #1Скачать
Рынок и торговля в средневековом городе
В 14—15 вв. в городах Европы произошли так называемые цеховые революции, когда ремесленные цехи вступили в борьбу с патрициатом. В 14—16 вв. городские низы — подмастерья, наемные работники, бедняки — восставали против власти цеховой верхушки.
Плебейские движения стали одной из важнейших составляющих Реформации и раннебуржуазных революций 16—17 вв. (см. Нидерландская буржуазная революция 16 е., Английская буржуазная революция 17 в.).
Первые ростки раннекапиталистических отношений в городах появились еще в 14—15 вв. в Италии; в 15—16 вв. — в Германии, Нидерландах, Англии и некоторых других районах заальпийской Европы.
Там появились мануфактуры, возникла постоянная прослойка наемных рабочих, стали складываться крупные банкирские дома (см. Капитализм). Теперь мелочная цеховая регламентация все чаще начинает препятствовать капиталистическому предпринимательству. Организаторы мануфактур в Англии, Нидерландах, Южной Германии были вынуждены переносить свою деятельность в деревню или в маленькие городки, где цеховые правила не были так сильны. К концу средневековья, в эпоху кризиса европейского феодализма, в городах начинают происходить трения между нарождающейся буржуазией и традиционным бюргерством, в результате чего последнее все больше оттесняется от источников богатства и власти.
Существенна роль городов и в развитии государства. Еще в период коммунального движения в ряде стран (прежде всего, во Франции) начинает оформляться союз между городами и королевской властью, сыгравший важную роль в укреплении королевской власти. Позднее, когда в Европе возникают сословно-представительные монархии, города не только оказываются широко йредставленными в средневековых парламентах, но своими денежными средствами в значительной степени способствуют укреплению центральной власти.
Постепенно усиливающаяся монархия в Англии и Франции подчиняет себе города и упраздняет многие их привилегии и права. В Германии наступление на вольности городов активно вели князья. Итальянские города-государства эволюционировали к тираническим формам правления.
Средневековые города сделали решающий вклад в формирование новой европейской культуры эпохи Возрождения и Реформации, новых экономических отношений.
В городах окрепли первые ростки демократических институтов власти (выборность, представительство), здесь сформировался новый тип человеческой личности, исполненной чувства собственного достоинства и уверенной в своих творческих силах.
Видео:рыночная площадьСкачать
Формирование площадей средневековых городов Европы
История развития средневековых городских площадей уходит своими корнями в далекое прошлое. В некоторых городах средневековой Италии, основанных римлянами, но не подвергшихся впоследствии полному разорению, функции городских площадей продолжали выполнять античные форумы.С течением времени архитектурное убранство форумов сильно изменилось: на месте мраморных колоннад, некогда окружавших форумы со всех сторон, выросли высокие романские и готические дворцы муниципальных советов, громадные арочные лоджии и жилые дома с мастерскими ремесленников и торговыми помещениями в нижних этажах.
Вместе с возникновением средневековой застройки стали изменяться и планы форумов. Но поскольку в таких городах жизнь не прерывалась со времени падения Римской империи, постольку эти видоизменившиеся форумы продолжали служить местами торговли и гражданских народных собраний и в средние века. Площади подобного рода мы находим в Вероне (пьяцца Эрбе), в Болонье (пьяцца дель Неттуно и Витторио Эмануеле), во Флоренции (меркато Веккио) и в ряде других городов.
В римских городах, подвергшихся полному разрушению и вторично построенных на старых пепелищах в средние века (так же, как и в городах, основанных в IX, X и XI вв. на необжитых еще местах), площади появились в свою очередь относительно рано. Если говорить о рынке -этом прямом предшественнике средневековой рыночной площади, то его возникновение следует поставить на одну хронологическую параллель с возникновением самого города. Так, например, можно считать несомненным наличие рынка в Кельне еще в эпоху господства франков.
В раннем средневековье, когда город представлял собой группу обособ- ленных феодальных поселений, городская площадь сопутствовала бюргерскому поселению, располагаясь либо в центре его, либо за его пределами.
Иногда, помимо рыночной площади, возникала вторая площадь у въезда в замок или у подножия холма, на котором возвышался замок. К числу интереснейших площадей такого рода относится Соборная площадь в Эр-Фурте.В небольших городах, еще не изживших типичную для сел линейную планировку, роль площади выполняли так называемые «длинные рынки», представлявшие собой широкую улицу, являвшуюся продолжением большой междугородной торговой дороги.
В XII и XIII вв., когда рост городов привел к слиянию обособленных по- селений и образованию территориально целостного, а иногда и компактного города, установилась традиция сооружать в каждом городе две площади—торговую и соборную.
Одновременное возникновение соборных и рыночных площадей происходило не только в Германии, но и во Франции, в Италии, Чехии, Словакии и в ряде других стран средневековой Европы.
В отличие от раннефеодальных городов, в которых рынки возникали не столько в центрах поселений, сколько на окраинах и даже за пределами городских стен, в XII и XIII вв. устанавливается правило располагать их по возможности в самой середине городской территории. Центральным расположением рынка достигалось удобство обслуживания городского населения, так как рынок становился одинаково доступным для жителей всех городских кварталов.
Города с центрально расположенными четырех- угольными рыночными площадями настолько многочисленны, что нет необходимости обращаться к примерам. Следует отметить, что соборные площади по преимуществу также размещали в центре города исходя из тех же практических соображений.
Но если и та и другая площади располагались в центральном районе города, то их взаимное местоположение и планировочные связи были различными. Изучая взаимное местоположение соборной и рыночной площадей, мы установили три характерных приема: во-первых, когда соборная |и рыночная площади располагались отдельно на значительном расстоянии одна от другой; во-вторых, когда та и другая площади возникали на общей территории, формируясь вокруг ратуши и собора, и лишь впоследствии отделялись одна от другой сравнительно небольшим барьером из жилых домов или торговых помещений; в-третьих, когда соборная и рыночная площади смыкались между собой в одной общей угловой точке.
Раздельное расположение соборной и рыночной площадей, встречающееся довольно часто, почти всегда приводило к образованию двух обособленных центров города- гражданского и церковного. В результате архитектурные сокровища города не концентрировались, а разобщались, образуя нередко два центра композиции, оспаривавших один у другого художественное превосходство.
Видео:КАК ЖИЛИ НЕМЦЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА / РЫНОЧНАЯ ПЛОЩАДЬСкачать
Рынок и торговля в средневековом городе
Средневековая аптека |
Важным признаком, отличавшим город от других поселений, был рынок. На рыночной площади шла бойкая торговля между местными ремесленниками, продававшими свои товары, и жителями окрестных деревень, привозившими продукцию земледелия и скотоводства. Сюда же из соседних городов или даже из других стран приезжали купцы, для того чтобы повыгоднее продать свой товар.
На рыночной площади строились торговые ряды и лавки. Здесь можно было купить что угодно: от лошадей и повозок до пирожков и пива. Рядом с рынком можно было заключить сделку, воспользоваться услугами писца, купить в аптеке необходимые снадобья.
Читать умели немногие, поэтому перед магазинчиками и лавками вешали особые знаки, чтобы люди знали, что здесь продается. Подкова означала кузницу, где можно было подковать коня, зеленый куст — харчевню, где можно было недорого перекусить и даже, при желании, переночевать. Ножницы означали место работы цирюльника. У него можно было не только постричь волосы, но и залечить ссадину, вправить вывихнутую в городской сутолоке руку.
На площади выступали бродячие акробаты и жонглеры, развлекавшие горожан. Здесь шумно отмечались празднества, читали свои проповеди странствующие монахи.
🎦 Видео
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Варшава. Рыночная площадь.Скачать
1918г Рыночная площадь в РыдзынеСкачать
Путин, Навальный, площадь Тяньаньмэнь. История одного фотоСкачать
Какой площади были города РусиСкачать
Брест 18 век. Рыночная площадьСкачать
ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать
Рыночная площадь. «Старый Оренбург» от 15 января 2021Скачать
Рыночная площадь в Суздали. #Суздаль #рынок #путешествие #поездкаСкачать
Рыночная площадь в Кракове. Старый город Кракова и что посмотреть?Скачать
Рыночная площадь – средневековая площадь во ВроцлавеСкачать
Рыночная площадь Хельсинки.Скачать
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ САЛОНИК.РЫНОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ(РИМСКАЯ АГОРА)Скачать