Видео:География 9 класс (Урок№12 - Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство.)Скачать
Статья 79 Земельного кодекса. Особенности использования сельскохозяйственных угодий
1. Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
2 — 3. Утратили силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
5. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Видео:Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство.Скачать
Комментарии к ст. 79 ЗК РФ
1. Сельскохозяйственные угодья бывают нескольких видов:
1) пашни — сельскохозяйственные угодья, систематически обрабатываемые и используемые под посев сельскохозяйственных культур; к ним относят поля севооборотов, в том числе пары, а также огороды, земли, вновь осваиваемые под посевы, и т.п.;
2) сенокосы — земельные угодья, покрытые травянистой растительностью, систематически скашиваемой на сено, сенаж, травяную муку, силос или зеленую подкормку; могут быть сеяные и природные;
3) пастбища — земельные угодья, покрытые растительностью, используемой животными в виде подножного корма. Они также могут быть природные, или естественные (их растительный покров состоит главным образом из многолетних дикорастущих трав, хотя может быть и иным, например в тундре это лишайники), и сеяные, или искусственные, которые создаются посевом смеси бобово-злаковых многолетних и однолетних трав;
4) залежи — необрабатываемые длительный период пашни. В отдельных регионах (например, малонаселенных степных) залежная система земледелия позволяет восстановить плодородие почвы и бороться с сорняками;
5) земли, занятые многолетними насаждениями, — плодово-ягодными, техническими, защитными и другими деревьями и кустарниками.
Комментируемая статья провозглашает особый статус сельскохозяйственных угодий как лучших плодородных земель сельскохозяйственного назначения: они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Между тем состояние сельскохозяйственных угодий в нашей стране в последние годы внушает серьезную тревогу. Как отмечается в Федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы» , сельскохозяйственные угодья, выбывшие из оборота за последние 15 лет, составили более 15 млн. гектаров, более 56 млн. гектаров пашни характеризуется низким содержанием гумуса . Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем по Российской Федерации составил 0,52 тонны на гектар.
Утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 99 (ред. от 4 июня 2007 г.) // СЗ РФ. 2006. N 10. Ст. 1101.
Гумус — это совокупность органических соединений, находящихся в почве, но не входящих в состав живых организмов или их остатков, сохраняющих анатомическое строение. Гумус составляет 85 — 90% органического вещества почвы и является важным критерием при оценке ее плодородности.
Поэтому охрана сельскохозяйственных угодий включает меры по охране почв и повышению их плодородия, регламентируемые настоящим Кодексом (см. комментарий к гл. II), Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», различными федеральными и региональными целевыми программами.
Другое направление охраны сельскохозяйственных угодий заключается в недопущении использования, без особых на то оснований, данных земель для иных целей. Это обеспечивается нормами института перевода земель из одной категории в другую, которые содержат особенно жесткие требования к основаниям перевода сельскохозяйственных угодий в иные земли. Законодательство исходит из того, что сельскохозяйственные угодья в принципе должны использоваться только по целевому назначению и предоставление их для любых иных нужд нежелательно.
Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из состава земель одной категорию в другую» в ст. 7 устанавливает особенности перевода в другую категорию именно земель сельскохозяйственных угодий, а не всех земель сельскохозяйственного назначения.
Данной статьей установлены те исключительные случаи, когда допустим такой перевод. Это случаи, связанные:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на особо ценных сельскохозяйственных угодьях;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
2. Отнесение угодий к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям производится субъектами РФ с учетом наличия и состояния сельскохозяйственных угодий в данных конкретных республике, крае, области. В комментируемой статье приводятся лишь основные виды или признаки таких особо ценных угодий, которые могут служить ориентиром для принятия решения субъектом Федерации.
Например, в Московской области в соответствии с Законом от 12 июня 2004 г. N 752004-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» (п. 3 ст. 5) к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся:
Ежедневные новости. Подмосковье. 2004. N 117.
сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10%;
сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков;
искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами.
Частью 2 ст. 7 Закона о переводе земель к землям сельскохозяйственного назначения, для которых установлены особо жесткие ограничения на перевод в иные категории, кроме особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, включенных субъектами Федерации в соответствующие перечни, отнесены также угодья, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). То есть, если даже в том или ином субъекте Федерации такие сельскохозяйственные угодья не включены в перечень или установлен более высокий процент необходимого превышения среднего уровня кадастровой стоимости, будет действовать норма Федерального закона. В приведенном же выше московском областном Законе установленное превышение (10%) существенно ниже (что можно было бы даже рассматривать как несоответствие нормам комментируемой статье, в которой говорится о существенном превышении средней кадастровой стоимости, если бы не особые условия подмосковного региона). Следовательно, норма регионального закона перекрывает в данном случае норму Закона о переводе земель.
Однако нельзя не отметить и коллизию норм п. 4 комментируемой статьи и Закона о переводе земель.
В первом случае указано, что использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для других целей не допускается. Поскольку использование угодий в несельскохозяйственных целях по закону невозможно без перевода земельных участков в иную категорию земель, можно сделать вывод, что речь идет о недопущении перевода указанных земель в иную категорию. В Законе же о переводе земель (ч. 2 ст. 7) установлено, что перевод названных выше особо ценных сельскохозяйственных угодий в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. п. 3, 6 — 8 ч. 1 ст. 7 этого Закона, т.е. случаев, связанных:
с установлением или изменением черты населенных пунктов;
со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
С одной стороны, поскольку в Законе о переводе земель со всей определенностью сказано именно о переводе особо ценных сельскохозяйственных угодий, а в ЗК РФ приводится более расплывчатая формулировка об использовании таких угодий для других целей, то при решении вопросов о переводе сельскохозяйственных угодий в иные, кроме земель сельскохозяйственного назначения, категории следует руководствоваться Законом о переводе земель. С другой стороны, Земельный кодекс по своему уровню выше других земельных федеральных законов; согласно п. 1 ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Земельному кодексу.
Упоминавшийся Закон Московской области своей нормой разрешил данную коллизию, установив, что использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, а также для целей дачного строительства не допускается, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
3. В пункте 5 комментируемой статьи говорится об использовании земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу этого Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому на такие доли распространяется установленный гражданским законодательством режим пользования и распоряжения долями в праве общей собственности с особенностями, закрепленными в указанном Законе.
В период проведения земельной реформы начала 90-х гг. земельная доля рассчитывалась путем деления площади сельскохозяйственных угодий данного сельскохозяйственного предприятия (организации) на количество его работников.
Земельные доли были переданы в собственность граждан, имеющих право на их получение, но в подавляющем большинстве случаев на местности в качестве самостоятельных земельных участков не выделялись. По самой идее реформы предполагалось, что земельные участки в счет долей выделят граждане, желающие создать крестьянские хозяйства, а остальные внесут свои доли в уставные капиталы создаваемых вместо колхозов и совхозов новых сельскохозяйственных коммерческих организаций. Однако на практике в сельскохозяйственных организациях передача земельных паев в их уставные фонды должным образом не оформлялась (или вообще не производилась), в результате к моменту принятия Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» миллионы граждан оставались собственниками земельных долей, сдаваемых чаще всего в аренду той же сельскохозяйственной организации, которая использовала эту землю и до реорганизации.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установил особенности определения порядка распоряжения, владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности.
Согласно ст. 14 названного Закона решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности. В частности, решением общего собрания определяются условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление; местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей.
Участники должны быть уведомлены о проведении общего собрания не позднее чем за 30 дней до дня его проведения в письменной форме и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах или опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Собрание правомочно при присутствии на нем участников, составляющих не менее 20% их общего числа или владеющих более чем 50% долей в праве общей собственности на этот земельный участок. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники, присутствующие на таком собрании и владеющие в совокупности более чем 50% долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на таком собрании участники.
Без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Распорядиться земельной долей иным образом он вправе только после выделения земельного участка в счет этой доли.
В случае если участник долевой собственности продает свою земельную долю другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других сособственников о намерении продать свою земельную долю не требуется.
Сделка с земельным участком, находящимся в долевой собственности, совершается или всеми ее участниками, или лицом, действующим на основании выданных ими доверенностей. Если же согласие всех участников долевой собственности на совершение какой-либо сделки не достигнуто, та часть участников, которая с ней не согласна, может выделить свои участки в счет долей и распоряжаться ими самостоятельно.
В аренду земельная доля передаваться не может, поскольку по гражданскому законодательству в аренду могут быть переданы только земельные участки и другие обособленные природные объекты. Однако до принятия Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» заключение договоров аренды земельных долей допускалось, поэтому указанным Законом предписано привести такие договоры в соответствие с действующим законодательством; к тем договорам, которые к концу января 2011 г. окажутся не соответствующими установленным нормам, будут применяться правила о договоре доверительного управления имуществом (см. ст. ст. 1012 — 1026 ГК РФ).
Участник долевой собственности вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом. Согласия на выдел других собственников не требуется. Однако с ними необходимо согласовать местоположение выделяемого земельного участка.
В том случае, если общим собранием участников долевой собственности не утверждены границы части находящегося в долевой собственности участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет долей, участник долевой собственности обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок остальных участников или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка. Если в течение 30 дней со дня уведомления не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом РФ. В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.
Видео:Предоставление и организация земель сельхоз назначенияСкачать
Расширение площади сельскохозяйственных угодий и пастбищ приведет к сокращению производства сельского хозяйства и животноводства
Расширение сельскохозяйственных угодий за счет сокращения тропических лесов приведет к изменениям климата в Бразилии и отрицательно скажется на урожаях сои и кормовых культур. Исследователи прогнозируют ситуацию, которая может сложиться к 2050 году, когда увеличение площади посевов в два раза приведет к сокращению урожая на 30%.
Расширение площади сельскохозяйственных угодий и пастбищ приведет к сокращению производства сельского хозяйства и животноводства. Это вызвано изменениями климата, произошедшими в результате вырубки лесов. Помимо сокращения способности Амазонки поглощать углекислый газ, при всех возможных сценариях, земли, где будут вырублены леса, дадут меньше сои и кормовых культур. Лишь восстановление лесов может увеличить урожаи, что маловероятно.
Amazonia Legal представляет собой территориально-административную единицу, созданную правительством Бразилии. В нее входят девять штатов страны, полностью или частично располагающиеся в амазонской сельве. Это порядка 5 миллионов квадратных километров, или почти 60% территории Бразилии. Подобные размеры направлены на решение трех важных задач: регулирование мирового климата, поглощение углекислого газа. То есть, поступательное развитие Бразилии в большой степени зависит от состояния сельвы.
Исследователи из нескольких университетов Бразилии и США сконструировали модель взаимодействия климата и землепользования. Взяв в качестве точки отсчета 2050 год, они предложили три следующих сценария: вырубка лесов прекращается; продолжается, в соответствии с новыми законами Бразилии об охране окружающей среды, или же, как предлагает руководство агропромышленного комплекса, сельва должна исчезнуть ради процветания сельскохозяйственной и животноводческой Бразилии. Для каждого из сценариев они разработали модели производительности, как первичного леса, так и пастбищ и посевов сои, исходя из того, что она будет оставаться главной сельскохозяйственной культурой страны на ближайшие 40 лет. Казалось бы, все логично: чем больше гектаров занимают пастбища или посевы, тем выше объем производства сельского хозяйства и животноводства. Но логика человека и климата подчиняется разным законам.
Лишь при условии прекращения расширения сельскохозяйственных угодий, производительность пастбищ и соевых плантаций удастся удержать, хотя и с некоторыми сокращениями. Уничтожение лесов ведет к сокращению испарения воды растениями, а это вызывает сокращение количества влаги в атмосфере, которая затем выпадает в виде дождя.
В настоящее время лесная биомасса бассейна Амазонки поглощает 91.500 миллионов тонн углекислого газа, то есть, в среднем по 179 тонн с гектара.
При этом среднегодовая производительность посевов сои составляет 2,7 тонны с гектара. Что касается кормовых культур, то почти полтора миллиона квадратных километров пастбищ дают 16,2 тонн с гектара.
Если вырубка лесов будет и дальше ограничиваться, что было впервые отмечено в 2004 году и достигло своей наивысшей точки к 2011 году, когда было вырублено на 68% меньше лесов, чем за предыдущее десятилетие (19.600 квадратных километров), способность амазонской сельвы поглощать углекислый газ сократится на 39%. То есть, никто не сможет остановить повышение температуры в этом районе, которое в восточной части бассейна Амазонки достигнет 2,3º. Если не будет срублено больше ни одного дерева, повышение температуры и нарушение режима выпадения осадков приведут к сокращению производства кормовых культур на 7%, а посевов сои — на 7,4%.
Но если вырубка лесов не будет остановлена, то эти прогнозы окажутся слишком оптимистичными, поскольку изменения в землепользовании неотвратимо повлекут за собой изменения местного климата, то есть, приведут к тем самым климатическим последствиям, о которых говорили ученые.
Но все указывает на то, что леса и дальше будут вырубать. Правительство Бразилии изменило Лесной кодекс прежде всего с целью обеспечить выполнение своего Плана ускоренного развития, предусматривающего в качестве одной из приоритетных задач развитие агропромышленного комплекса. Еще большую активность развили представители частного бизнеса, намеревающиеся уже к 2020 году удвоить объем сельскохозяйственного производства. А леса этому явно мешают.
Но ни правительство, ни промышленники не учитывают последствия, к которым могут привести их замыслы. Как утверждают авторы исследования, при контролируемой вырубке лесов поглощение углекислого газа снизится к 2050 году со 145 тонн с гектара до 105-112 тонн. А если произойдет либерализация, которой так настойчиво требуют промышленные круги, то эти показатели сократятся еще больше: до 64-74 тонн с гектара.
Если все будет развиваться в соответствии с планами правительства, то среднегодовая производительность угодий, занятых под кормовые культуры, сократится с 16,3 тонн с гектара до 11,4 тонн. Если будут воплощаться в жизнь планы агропромышленного комплекса, то этот показатель упадет до 10,8 тонн. Усиление климатических изменений в регионе вследствие вырубки лесов приведет к тому, что нынешние обширные животноводческие районы, расположенные в северных штатах Пара и Мараньяо утратят свое значение. Что касается сои, то производительность в 2,5 тонны семян с гектара (в случае прекращения дальнейшей вырубки лесов) может снизиться до 1,9 тонн, если следовать по пути, намеченному правительством, и даже до 1,8 тонн, если возобладает мнение о том, что Бразилия должна стать крупнейшим мировым производителем сои.
🔥 Видео
ПЕРЕВОД СЕЛЬХОЗ ЗЕМЕЛЬ В ЖИЛУЮ ЗАСТРОЙКУ! ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ?Скачать
Экология 11 класс (Урок№3 - Почвенные ресурсы. Охрана и использование недр. Проблема опустынивания.)Скачать
Почему частное лесоводство на сельхозземлях необходимо для развития сельских территорийСкачать
Изменение категории земель сельхозназначения в земли населенных пунктов. Юрист по недвижимости.Скачать
Почвенные ресурсы. Охрана и использование недр. Проблема опустынивания и её решение в РоссииСкачать
География хозяйства. Тема 26. География сельского хозяйства. География растениеводстваСкачать
Совещание "Опыт проведения регионального мониторинга состояния земель и плодородия почв"Скачать
География 9к (Алексеев) §3 Сельское хозяйство. РастениеводствоСкачать
Перераспределение участка. Как выкупить свободный муниципальный участок и увеличить существующий.Скачать
ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать
Сельхоз земля. Правда о продаже участков сельскохозяйственного назначенияСкачать
Засуха – это стихийное бедствие, имеющее долгосрочные последствия #ОбъединяемсяДляКлиматаСкачать
Земельное право. Лекция 2. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначенияСкачать
География 9кл. §13 Сельское хозяйство. РастениеводствоСкачать
Площадь сельскохозяйственных земель (Сравнение Стран)Скачать
📊 Рейтинг. Площадь сельхоз земель стран мира. 1970-2016. 2КСкачать
Что можно строить на земле сельхозназначения с 2022 г.? Строительство на сельхозугодиях. Дом фермераСкачать