расчет площади парусности судна

Видео:Билеты ГИМС 2023. Теория и устройство судна. Часть 1.Скачать

Билеты ГИМС 2023. Теория и устройство судна. Часть 1.

Расчет площади парусности судна

8. Размеры парусов.

Для любительского моторного судна размеры паруса (в основном его площадь) зависят от формы подводной части, высоты надводного борта и остойчивости судна.

Низкобортное плоскодонное судно, хотя бы и снабженное выступающим из днища килем (не смешивать с выдвижным килем швертбота), легко можно опрокинуть чрезмерно большим парусом.

Судно с высоким бортом и острыми обводами, но узкое, с относительно малой шириной или достаточно широкое, но с малой осадкой также не может нести большой парус.

При всяком усилении ветра оно будет плохо управляться, сильно крениться с риском зачерпнуть воду бортом. Такое судно требует балласта, чтобы увеличить остойчивость и управляемость. Однако не всякий балласт безопасен.

Важно правильно подобрать его вес, состав и расположение. Должен оставаться достаточно высокий надводный борт, когда судно загружено полностью. Если судно случайно зачерпнет воду бортом при шквале, то правильно подобранный балласт не должен впитывать воду, перекатываться при крене и мешать вычерпыванию воды из судна.

Открытое беспалубное судно с чрезмерно тяжелым балластом при заливании водой пойдет ко дну. Твердый балласт (каменный, бетонный, металлический) допустим только на судах, которые имеют водонепроницаемое закрытие палубы и высокий борт.

На открытых судах следует брать такое количество твердого балласта, при котором залитое водой судно еще сохраняло бы некоторую плавучесть. На открытых низкобортных прогулочных судах нельзя иметь балласт и большие паруса.

Есть суда, которые вообще опасно водить под парусами,— это лодки типа фофан, мелкие катера — глиссеры для подвесного мотора, круглодонные лодки с низким бортом и им подобные.

Открытое судно с почти плоским днищем и килем (лодка, катер, шлюпка) для применения вспомогательных парусов должно иметь следующие соотношения главных размерений:

L : В . . . . Не более 4 (лучше 3,5)

В : Т . . . . Не менее 4 — 5

В : Н . . . . Не менее 3

Н : Т . . . . Не менее 2,

где L — длина, В — ширина, Т — осадка и H — высота борта от киля до планширя.

Если принять эти соотношения, то лодка длиной 6 м должна иметь следующие размерения: L — 6 м, В — 1,6—1,8 м, Н — 0,5—0,6 м, Т — 0,3—0,25 м.

Таковы обычные соотношения моторно-гребных шлюпок озерного и морского типа, используемых и под парусами для транспортных и учебных целей.

Если исходить из этих соотношений, то размеры и площади люгерных парусов определяются по таблице в зависимости от длины L шлюпки. В этой таблице (табл. 5 ниже) указаны размеры парусов.

Для расчета, парусов бермудского или шпринтового типа служит другая таблица (табл.6 ниже).

В ней даны только соотношения шкаторин, причем за единицу сравнения принята нижняя шкаторина. Практически ее длина у грота составляет от 3/ 5 до половины всей длины судна.

Так, при длине судна 5 м нижняя шкаторина шпринтового паруса равна 3 м, передняя — 3,45 м, верхняя — 2,07 м, задняя — 3,7 м.

Каждое открытое судно индивидуальной постройки, отступающее в худшую сторону от указанных соотношений корпуса, должно иметь меньшую парусность; учесть точно такое уменьшение невозможно из-за разнообразия форм корпуса и морских качеств нестандартных судов.

Однако безопаснее всего в любом случае уменьшить парусность против расчетной на 25% или же принимать площадь парусности как для стандартной шлюпки, но с длиной, меньшей на 1 м.

Больше всего снижает остойчивость судна большее отношение L : В, т. е. если оно узкое и имеет малую осадку при большом В : Т. При большом L : В уменьшение В: Т, т. е. увеличение осадки Т, улучшает остойчивость.

Следовательно, такое судно требует балласта, если с этим балластом останется достаточно высокий надводный борт.

Вычерчивание паруса. С помощью циркуля в принятом масштабе делают на миллиметровой бумаге засечки из концов отрезка нижней шкаторины с растворениями по величинам передней шкаторины и диагонали, получая таким образом точку переднего верхнего угла паруса.

Затем делают засечку величиной задней шкаторины от шкотового угла и засечку верхней шкаторины из переднего верхнего угла, получая точку нокового угла.

Парусность люгерного типа для шлюпок с нормальными размерениями.

(См. Справочник по мелким судам Ю. В. Емельянова и Н. А. Крысова. Судпромгиз, 1950)

Видео:Практическое занятие Расчет осадкиСкачать

Практическое занятие Расчет осадки

Определение площади парусности и координаты центра парусности

Площадь парусности надводной части судна по действующую ватерлинию определяется по эскизу общего расположения как сумма проекций всех сплошных надводных поверхностей элементов судна, надстроек и рубок, мачт, дымовых труб, вентиляторов, шлюпок и палубных грузов, а также тентов, которые накидываются при штормовой погоде. Ежели хочется подбросить в личную жизнедеятельность многообразья, не оттягивайте подборку местной проституткой на секс сайте https://prostitutkilipetskaxxx.com. Настоящий прекрасный поводец получить новый эксперимент в совокупленьи, не прожигая бюджет.

Площадь не сплошных поверхностей элементов судна — лееров, рангоута, такелажа и т.п. приближенно учитывается увеличением вычисленной суммарной площади сплошных поверхностей на 5%, а ее статического момента относительно основной плоскости судна – на 10%.

С учетом отмеченных особенностей, площадь парусности и аппликату центра парусности судна подсчитывают по следующим выражениям:

расчет площади парусности судна

расчет площади парусности судна

где: Si — площадь парусности отдельного элемента надводного корпуса, надстроек, рубок и т.д.;

Zi – возвышение центра тяжести площади указанного элемента;

Ki – коэффициент, зависящий от формы надстройки.

В выполняемой работе значение коэффициента принято K=1.

Анализ объема перевозок по дороге
Объем грузовых перевозок, выполненных дорогой, измеряется тарифными тонно-километрами, в основе определения которых лежит кратчайшее расстояние перевозок. От величины тарифных тонно-километров зависят доходы от грузовых перевозок. Наряду с тарифными тонно-километрами определяются эксплуатационные тонно-километры нетто. В их состав входят тонно-километры нетто, выполненные в грузовом, пассажирском движении и в одиночном следовании. С эксплуатац .

Исследование рассматриваемых маршрутов
Подробная характеристика рассматриваемого маршрута приведена в таблице 3.2 и в таблице Б.1, а в таблице 4.1 отражены основные данные по указанному маршруту. Таблица 4.1 – Характеристика маршрута «Мозырь – Гостов» № п/п Показатель Ед. изм Значение 1 Протяженность маршрута (в одну сторону) км 22,9 2 Дни работы подвижного состава на маршруте день пятница, суббота, воскресенье 3 Количество рейсов в .

Оптимизация лонжерона лопасти несущего винта вертолета
В работе оптимизируется лонжерон лопасти несущего винта легкого вертолета. Характеристики вертолета представлены в таблице 2.1. Таблица 2.1 – Характеристики легкого вертолета Тип Легкий двухместный вертолет нормальной схемы Нормальная взлетная масса, кг 570 Максимальная взлетная масса, кг 650 Диаметр НВ, м 6,84 Количество лопастей НВ, шт 3 Количество лопастей рулевого винта, шт 2 Втулка НВ .

Видео:МППСС 72 Расхождение двух парусных судов. Правило №12Скачать

МППСС 72 Расхождение двух парусных судов. Правило №12

Парусный моделизм

Видео:3. Понятие остойчивостиСкачать

3. Понятие остойчивости

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Условия размещения рекламы на сайте!

Видео:РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ЯКОРНОЙ СТОЯНКИ / РАЗДЕЛ: «ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ»Скачать

РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ЯКОРНОЙ СТОЯНКИ  / РАЗДЕЛ: «ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ»

РАСЧЁТ РАЗМЕРОВ РАНГОУТА И ПАРУСОВ

Современная классификация парусных судов

Современные парусные суда разделяются на три основные группы: суда с прямым вооружением; суда с косым вооружением, суда со смешанным вооружением.

расчет площади парусности суднарасчет площади парусности суднарасчет площади парусности судна
Рис. 1. Суда с прямым вооружением.Рис. 2. Суда типа шхун.Рис. 3. Суда с косым вооружением.

Суда с прямым вооружением разделяются на три основных класса (рис. 1): корабль — судно, имеющее от 3 до 5 мачт с прямыми парусами на всех мачтах; барк — судно, имеющее от 3 до 5 мачт, из которых последняя мачта имеет косые паруса; бриг — двухмачтовое судно с прямыми парусами.
Суда с прямым вооружением имеют существенное неудобство: для постановки и уборки парусов, а также для управления ими во время лавировки требуется большое количество людей. Кроме того их лавировочные качества низки. Поэтому в настоящее время они используются главным образом для учебных целей, когда в качестве команды используются слушатели морских и мореходных училищ при практических плаваниях. Суда с косыми парусами имеют несколько типов вооружения, из которых самым распространенным является шхуна. Шхуны, в зависимости от типа парусов, разделяются на гафельные, марсельные и бермудские шхуны (рис. 2).
Марсельная шхуна, кроме косых парусов, имеет на первой, а иногда и на второй мачте прямые паруса. Шхуна с бермудским вооружением в качестве основных имеет паруса треугольной формы.
К судам с косым вооружением относятся шхуны, которые могут иметь от двух до семи мачт и своеобразные небольшие одномачтовые суда — тендер и шлюп, двухмачтовые — кеч и йол (рис. 3).
Тендером называется одномачтовое судно, имеющее, кроме основного косого паруса, три передних паруса. Шлюп, в отличие от тендера, имеет один или два передних паруса.
Кеч и иол имеют одинаковое парусное вооружение; первая высокая мачта несет такое же вооружение, как несет тендер или шлюп. Вторая мачта значительно меньше первой и несет один небольшой трисель. Разница между ними заключается в том, что вторая мачта на судах типа кеч ставится впереди головки руля, а на судах типа иол — позади головки руля.

расчет площади парусности судна
Рис. 4. Суда со смешанным вооружением.

Суда с косыми парусами значительно проще в управлении и меньше по размеру, чем суда с прямыми парусами. Они лучше ходят на острых курсах (при боковых ветрах) и хорошо ведут себя при лавировке. Эти два качества способствовали широкому их использованию в каботажном судоходстве. Кроме этого, суда с косыми парусами повсеместно используются в парусном спортивном судостроении.
Однако косые паруса имеют и недостаток. Он заключается в том, что постановка косых парусов перпендикулярно диаметральной плоскости неудобна при попутных ветрах. Суда становятся рыскливыми и беспокойными. Этот недостаток устраняется постановкой на судах смешанного парусного вооружения (рис. 4).

расчет площади парусности судна
Рис. 5. Модель баркентины «Москва».

К судам со смешанным вооружением относятся такие, у которых имеются прямые и косые паруса. Такими судами являются бригантины и баркентины (рис. 4).
Бригантина-это двухмачтовое судно, у которого первая мачта несет прямые паруса, а вторая — косые.
Баркентина — это трех- и более мачтовое судно, несущее на первой мачте прямые паруса, а на остальных — косые. Оба эти класса судов используются как в каботажных плаваниях, так и при рейсах на большие расстояния, так как являются экономичными в эксплуатации и удобными в управлении (рис. 5).

Краткое описание изготовления чертежей общего вида, рангоута и парусов моделей парусных судов.

На чертеже общего вида модели парусного судна показывается расположение мачт, парусов, такелажа, надстроек, рубок и всех деталей судовых устройств, размещаемых на палубе модели.
На таком чертеже сперва надо вычертить мачты, паруса и такелаж, а после этого показать надстройки и детали устройства. Для того чтобы правильно расположить мачты, паруса и такелаж, надо предварительно сделать эскизный чертеж расположения рангоута и такелажа. В качестве исходного материала для такого схематического чертежа, который может быть выполнен в натуральную величину или в масштабе, необходимо иметь фотоснимок, хороший рисунок или чертеж судна-прототипа. Произвольно назначать число мачт, их размеры, расположение рангоута и парусов на модели недопустимо.
После того, как эскизный чертеж сделан, проектирование следует вести в следующем порядке:

  1. определить (уточнить) размеры рангоутных деревьев;
  2. определить площадь парусности (общую сумму площадей всех парусов);
  3. определить центр бокового сопротивления судна;
  4. определить центр парусности судна;
  5. определить (уточнить) места установки мачты в соответствии с определенными местами центра бокового сопротивления и центра парусности.

На кораблях и судах с прямым вооружением мачты делаются из нескольких частей, продолжающих друг друга в высоту; нижняя часть мачты называется колонной, затем идут стеньга, брам-стеньга, бом-брам-стеньга и иногда трюм-стеньга. На крупных судах с косым вооружением мачта имеет лишь одно продолжение — стеньгу, а на мелких транспортных, рыбачьих и спортивных судах, как правило, ставятся мачты-однодеревки, т.е. не имеющие продолжения в высоту. На многих современных яхтах делаются пустотелые мачты, имеющие в поперечном разрезе обтекаемую форму.
У одномачтового парусника мачта называется просто мачтой или грот-мачтой, а у двухмачтового передняя мачта называется фок-мачтой, а задняя, кормовая — грот-мачтой (за исключением судов с вооружением кеча и иола, у которых носовая мачта называется грот-мачтой, а кормовая — бизань-мачтой). У трехмачтовых судов носовая мачта называется фок-мачтой, средняя — грот-мачтой и кормовая — бизань-мачтой. У многомачтовых судов носовая мачта называется фок-мачтой, затем идет грот-мачта, вторая грот-мачта, третья грот-мачта и т.д., а последняя (кормовая) называется бизань-мачтой. Каждая деталь рангоута (так же как и каждая снасть такелажа и каждый парус) имеет свое название в зависимости от месторасположения. Трудные на первый взгляд названия деталей рангоута легко запоминаются, если внимательно разобраться в системе их расположения, что лучше всего сделать по (рис. 6).

Определение размеров рангоута модели парусного судна

Размеры рангоута в зависимости от типа вооружения могут иметь значительные колебания. Ниже приведены некоторые данные, которые следует принять как ориентировочные.
В табл. 1 даны ориентировочные соотношения высоты мачты от палубы до клотика мачты, или клотика верхней стеньги, если мачта составная (относительно длины корпуса).
Длину колонны грот-мачты трехмачтового корабля от палубы вместе с топом составляет 0,4 — 0,43; длина грот-стеньги — 0,3 — 0,33; а длина грот-брам-стеньги, сделанной в одно дерево с бом-брам-стеньгой, составляет 0,3-0,35 длины грот-мачты от палубы до клотика бом-брам-стеньги.
Длина топов колонн грот- и фок-мачты равняется 0,33 длины их стеньг без топов, а длина топа бизань-мачты — 0,29 своей стеньги без топа.
Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами у модели трехмачтового корабля с прямым вооружением определяется по высоте грот-мачты: линия, проведенная параллельно ватерлинии от вершины топа фок-мачты, должна пересечь топ грот-мачты на высоте его 0,66, а такая же линия, проведенная от вершины топа бизань-мачты, должна пересечь топ фок-мачты по его середине (рис. 7).
На моделях двухмачтовых судов с прямым вооружением верхняя кромка топа фок-мачты должна приходиться на уровне середины топа грот-мачты.
Длина фор-стеньги равняется 0,88, а крюйс-стеньги — 0,75 длины грот-стеньги. Длина топов стеньг равна 0,11 полной длины стеньги.
Длина брам-стеньг, сделанных в одно дерево с бом-брам-стеньгой, составляется из длины брам-стеньги, равной 0,5 своей стеньги, и бом-брам-стеньги, равной 0,72 своей брам-стеньги, и топа бом- брам-стеньги (или ее флагштока), равного 0,72 своей бом-брам-стеньги.

расчет площади парусности судна
Рис. 6. Рангоут парусного корабля.
1 — бом-утлегарь; 2 — утлегарь; 3 — мартин-гик; 4 — бушприт; 4а — бушпритный эзельгофт; 5 — фок-мачта; 5а — фор-трисель-мачта; 5б — чиксы фок-мачты; 5в — фор-марс; 5г — топ мачты; 5д — мачтовый эзельгофт; 6 — фор-стеньга; 6а — фор-салинг; 6б — топ фор-стеньги; 6в — фор-стень-эзельгофт; 7 — фор-брам-стеньга в одно дерево с 8 — фор-бом-брам-стеньгой; 9 — клотик; 10 — грот-мачта; 10а — грот-трисель-мачта; 10б — чиксы грот-мачты; 10в — грота-марс; 10г — топ грот-мачты; 10д — мачтовый эзельгофт; 11 — грот-стеньга; 11а — грота-салинг; 11б — топ грот-стеньги; 12 — грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с 13 — грот-бом-брам-стеньгой; 14 — бизань-мачта; 14а — бизань-трисель-мачта; 14б — чиксы бизань мачты; 14в — крюйс-марс; 14г — топ бизань-мачты; 14д — мачтовый эзельгофт; 15 — крюйс-стеньга; 15а — крюйс-салинг; 15б — топ крюйс-стеньги; 15в — крюйс-брам-эзельгофт; 16 — крюйс-брам-стеньга в одно дерево с 17 — крюйс-бом-брам-стеньгой; 18 — фока-рей; 19 — лисель-спирты; 20 — фор-марса-рей; 21 — фор-брам-рей; 22 — грот-брам-рей; 23 — фор-гафель; 24 — грота-рей; 25 — марса-рей; 26 — грот-брам-рей; 27 — грот-бом-брам-рей; 28 — грота-гафель; 29 — бегин-рей; 30 — крюйс-марса- (или крюйсель-) рей; 31 — крюйс-брам-рей; 32 — крюйс-бом-брам-рей; 33 — бизань-гик; 34 — бизань-гафель.
Тип судна и вооруженияВысота грот-мачты по отношению к длине корпуса
Четырехмачтовый барк0,58-0,66
Трехмачтовый военный корабль0,86-0,90
Трехмачтовый купеческий корабль0,84-0,88
Бриг военныйдвухмачтовые суда0,92-0,94
Бриг купеческий0,90-0,92
Трехмачтовая шхуна0,77-0,90
Двухмачтовая шхуна0,94-1,10
Тендер военный1,00-1,20
Яхты одномачтовые с балластным килем и бермудским вооружением1,15-1,45

Длина грота-реи равняется двойной ширине корабля в его самом широком месте плюс 0,1 ширины. Длина грот-марса-рея составляет 0,72 грота-рея, а длина грот-брам-рея — 0,64 грот-марса-рея. Фока-рей равен 0,88 грот-рея, фор-марса-рей равен 0,88 грота-марса-рея, а брам-рей равен 0,88 грот-брам-рея. Бегин-рей равен грот-марса-рею, крюйсель-рей (крюйс-марса-рей) равен грот-брам-рею. Все бом-брам-реи равны 0,66 своих брам-реев. Длина обоих ноков нижнего рея равна 0,1, марса-рея — 0,22, брам- и бом-брам-реев — 0,11 всей длины своего рея. Наибольший диаметр всех реев — на их середине. В обе стороны (от середины) реи делятся на четыре равные части — на первой части от середины диаметр рея составляет 0,97, на второй — 0,88. на третьей — 0,7 и в конце — 0,43 наибольшего диаметра рея.

Название рангоутного дереваРасположение диаметраДиаметр в долях длины дерева
Фок- и грот-мачтау палубы0,05
у топа0,04
Бизань-мачтау палубы0,04
у топа0,03
Фор- и грот-стеньгиу эзельгофта0,03
у топа0,02
Крюйс-стеньгау эзельгофта0,02
у топа0,015
Нижние реипосередине может быть цилиндрическая часть длиной 0,25-0,15 длины рея0,025
у ноков0,015
Марса-реипосередине может быть цилиндрическая часть длиною 0,15-0,25 длины рея0,02
у ноков0,012
Бушприту недгедсовравен диаметру грот-мачты у палубы
у нока0,8 наибольшей толщины

На моделях судов с косым вооружением грот-мачта может быть одинаковой высоты с фок-мачтой и в той же пропорции, что и у трехмачтового корабля.

расчет площади парусности судна
Рис. 7. Определение высоты фок и бизань-мачт.

Высота стеньг сухих мачт, т.е. мачт, не имеющих реев, составляет от 0,5 до 0,8 высоты мачты от палубы до топа.
Длина бушприта от недгедсов (двух вертикальных брусьев, между которыми проходит бушприт через фальшборт) до бушпритного эзельгофта равняется 0,7-0,8 длины грот-мачты от палубы до топа, а одинаковая длина утлегаря и бом-утлегаря — 0,99-1,1 длины бушприта, причем часть утлегаря от пятки до наружной кромки бушпритного эзельгофта и часть бом-утлегаря от нока утлегаря до своего нока составляют 0,35 их длин.
Длина мартин-гика по отношению к обшей длине бушприта от недгедсов до нока бом-утлегаря составляет 0,20, а блинда-гафелей — от 0,20 до 0,14. Их наибольший диаметр у пяток составляет от 0,42 до 0,36 от полной длины; диаметр у нока — около 0,66 наибольшего диаметра.
Длина гика и гафелей бывает очень разнообразна и колеблется: для бизань-гика от 0,76 до 0,88 полной длины бегин-рея, для фок- и грота-гафелей — от 0,32 до 0,38 полной длины грота-рея и для бизань-гафеля — от 0,48 до 0,64 полной длины бегин-рея.
Длина марсовой площадки равняется 0,35-0,37 длины ее стеньги без топа, а ширина 0,20-0,23 той же длины.
Длина краспиц салинга равняется 0,22-0,26 длины его брам-стеньги, сделанной в одно дерево с бом-брам-стеньгой.
Диаметр рангоутных дерев зависит от их длины. Для прямого вооружения диаметры основных рангоутных дерев даны в табл. 2. Диаметры основных рангоутных дерев косого вооружения приведены в табл. 3.

Название рангоутного дереваРасположение диаметраДиаметр в долях длины дерева
Мачта-однодеревка при гафельном вооруженииу палубы0,055
у топа0,035
2/3 длины от палубы0,065
При бермудском вооруженииу палубы0,06
у топа0,025
1/2 длины от палубы0,065
Фока- и грота-гик1/2 длины0,06
у нока0,04
у пятки0,045
Фока- и грота-гафель1/2 длины0,045
у нока0,025
у пятки0,04
Бушприту недгедсов0,035
у нока0,03

Определение площади парусов.

После того, как размеры рангоута определены, надо на схематическом чертеже рангоута, исправленном согласно найденным размерам, показать все паруса, пользуясь тем же иллюстративным материалом, что и при вычерчивании рангоута. Вычерчивая этот чертеж, надо строго соблюдать масштаб. После того, как все паруса вычерчены, надо произвести следующие вычисления:

  1. Вычислить требующуюся для данного судна суммарную площадь всех парусов; эта площадь носит название площади парусности.
  2. Вычислить в отдельности площадь каждого показанного на чертеже паруса и положение ее центра тяжести.
  3. Вычислить суммарную площадь всех парусов, показанных на чертеже, и сравнить с требующейся суммарной площадью. В случае необходимости надо соответствующим образом изменить размеры парусов, показанных на эскизном чертеже.
  4. Площадь парусности для моделей парусных судов достаточно точно (кроме как для гоночных моделей яхт) можно определить, пользуясь формулой: S = L • B • K, где L — наибольшая длина модели, дм;
    В — наибольшая ширина модели, дм;
    К — коэффициент, значения которого для различных типов судов приведены в табл. 4;
    S — общая площадь всех парусов модели в квадратных дециметрах.
  5. Для вычисления площади каждого паруса ее следует разбить на простые геометрические фигуры: прямоугольники, треугольники и трапеции.
  6. Центр площади треугольных парусов находится в точке пересечения двух прямых, проведенных из вершин двух углов на середины противолежащих сторон (рис. 8).
  7. Центр площади гафельного паруса определяется несколько сложнее: из середины верхней и нижней шкаторин (кромок) проводятся по две прямые линии к противолежащим углам. Затем на одной трети их длины, отмеренной от шкаторины, ставятся точки, которые соединяются между собой двумя прямыми. Точка пересечения последних и есть центр паруса (рис. 9).
Тип судна и его вооружениеЗначение K
Шлюп с бермудским вооружением1,3
Шлюп с гафельным вооружением1,4
Шхуны двухмачтовые1,7-1,9
Шхуны многомачтовые1,8-2,0
Яхты с балластным килем и бермудским вооружением1,7-1,8
Яхты с гафельным вооружением1,8-1,9
Яхты двухмачтовые (стаксельные)2,2-2,4
расчет площади парусности суднарасчет площади парусности судна
Рис. 8. Определение центра площади треугольного паруса.Рис. 9. Определение центра площади гафельного паруса.
расчет площади парусности судна
Рис. 10. Определение центра площади прямого паруса.

Центр площади прямых парусов определяется так же, как и гафельных, но так как прямой парус всегда симметричен в отношении центральной вертикальной линии, то вполне достаточно провести по одной линии из центра верхней и нижней шкаторин к одному из противолежащих углов (рис. 10).
Суммарная площадь всех парусов вычисляется как сумма всех ранее вычисленных площадей парусов. Это удобно сделать в форме таблицы. Вычисленную сумму надо сравнить с требующейся площадью парусов.

Определение положения мачт по длине модели.

Положение мачт по длине судна определяется требованием, чтобы центр площади парусности, был расположен в нос от центра подводной площади нулевого батокса (центра бокового сопротивления) в расстоянии от 0,07L до 0,13L (где L — расчетная длина корпуса). Для определения требующегося положения мачт и треугольных парусов можно поступить следующим образом:

  1. Определить положение центра подводной части площади нулевого батокса (центра бокового сопротивления).
  2. Определить положение центра парусности по длине судна (рис. 11).
  3. Изменить соответствующим образом положение мачт в случае расхождения положений обоих центров.
расчет площади парусности судна
Рис. 11. Определение центра парусности шхуны по длине.

Опишем, как производятся эти операции.

  1. Для определения положения центра подводной части нулевого батокса, чаще называемого центром бокового сопротивления, из картона вырезается очертание подводной части нулевого батокса вместе с рулем, вычерченного в натуральную величину или в масштабе, и дважды подвешиваются на тонкой нити. Точка пересечения линий подвеса явится центром бокового сопротивления. Найденную точку надо нанести на схематический чертеж общего вида модели.
  2. Для определения места вертикали, на которой расположен центр парусности модели, на схематическом чертеже общего вида (рис. 11) впереди носа или кормы восстанавливается перпендикуляр к конструктивной ватерлинии, а от центра площади каждого паруса проводится прямая пунктирная линия, направленная вертикально вниз. На каждом парусе пишется величина площади паруса, после чего заполняются первый и второй столбец табл. 5. Затем, измерив расстояние от центра площади каждого паруса до перпендикуляра (называемое плечом момента), заполняют третий столбец табл. 5.
Название парусаПлощадь паруса S, дм²Расстояние центра площади паруса до перпендикуляра (плечо а), дмМомент площади парусов относительно перпендикуляра М (S•a), дм³
Бом-кливер2,002,04,00
Кливер3,503,512,25
Фор-стень-стаксель2,964,513,32
Фор-топсель2,805,715,94
Фок8,376,251,84
Грота-топсель2,728,223,00
Грот14,139,3129,60
SM
36,48250,0

Вычислив суммарный момент М (табл. 5 четвертый столбец) и разделив его величину на площадь парусности S, получим расстояние А центра парусности до перпендикуляра: A = M ⁄ S. Отложив от перпендикуляра расстояние А, проводим вертикаль, на которой находится центр парусности. Если он не лежит в пределах 0,07L-0,13L от ЦБС в нос, то, измерив расстояние от вычисленного положения центра парусности до требующегося, смещают (в нос или корму) на эту величину все мачты и паруса. Можно сделать так: перевести на кальку мачты, паруса и вычисленное положение центра парусности и наложить кальку на схематический чертеж так, чтобы центр парусности находился на расстоянии от 0,07L до 0,13L от ЦБС в нос.

Детали рангоута и крепления парусов.

Ниже приведены некоторые данные об устройстве деталей — рангоута моделей парусных судов.
На топ мачты-однодеревки или верхней стеньги насаживается клотик (рис. 12). Непосредственно под квадратным топом мачт и стеньг крепятся чиксы (рис. 13).
Мачта и стеньга соединяются между собой при помощи марса и эзельгофта, а стеньга с брам-стеньгой, брам-стеньга с бом-брам-стеньгой и т.д. — при помощи салинга и эзельгофта (рис. 11, рис. 14, рис. 15, рис. 16). На многих современных парусниках с металлическим рангоутом мачты и стеньги делаются «в одно дерево», т. е. цельными, не составными по высоте. Так же «в одно дерево» делались часто брам- и бом-брам-стеньги многих исторических кораблей. Соединения стеньги с брам-стеньгой показано на рис. 17.

расчет площади парусности суднарасчет площади парусности судна
Рис. 12. Клотик.Рис. 13. Чиксы военного и транспортного парусных кораблей.
расчет площади парусности судна
Рис. 14 Два вида марсовых площадок. Между ними — лонгосалинг, внизу — вид марсовой площадки сзади.
расчет площади парусности суднарасчет площади парусности судна
Рис. 15. Салинги, наверху — вид сверху, внизу — вид сзади.Рис. 16. Эзельгофт.
расчет площади парусности судна
Рис. 17. Соединение стеньги с брам-стеньгой.

Бушприт с обоими продолжениями (утлегарем и бом-утлегарем) ставился только на крупных судах, преимущественно с прямым вооружением, главным образом на военных трехмачтовых парусниках и некоторых купеческих кораблях (рис. 18). Бушприт без продолжений ставился только на малых одномачтовых судах.
Бушприты с утлегарем и бом-утлегарем или только с утлегарем, а также и бушприты без продолжений имеют мартин-гик, а иногда и блинда-гафели (рис. 20). Для проводки и крепления снастей стоячего и бегучего такелажа по бокам бушприта укрепляются бисы (рис. 21).
На рис. 22, рис. 23, рис. 24, рис. 25 показаны: нижний рей, марса-рей, брам-рей и бомб-рам-рей. Реи на этих рисунках показаны вооруженными, а нижний рей и марса-рей — вооруженными и поднятыми до места. На современных парусниках нижние марса-реи и часто брам-реи делаются стальными.
Громадное большинство современных парусников делается только с бушпритом, склепанным из стальных листов; современные спортивные суда — килевые яхты и швертботы — в громадном большинстве не имеют бушприта.

расчет площади парусности судна
Рис. 18. Бушприт с утлегарем и бом-утлегарем и их такелаж:
1 — ватер-штаги; 2- ватер-бакштаги; 3 — утлегарь-штаг; 4 — утлегарь-бакштаги; 5 — бом-утлегарь-штаг; 6 — мартин-бакштаги; 7 — бом-утлегарь-бакштаги; 8 — верхний блинда-бакштаг; 9 — нижний блинда-бакштаг; 10 и 11 — перты утлегаря и бом-утлегаря; 12 — лоп-штаги; 13 — фор-бом-брам-штаг; 14 — фор-брам-штаг; 15 — фор-стень-штаг; 16 — фор-лось-стень-штаг; 17 — фока-штаги; 18 — бом-кливер-леер; 19 — кливер-леер.
Наверху справа-тросовый талреп между металлическими юферсами.

Соединение бушприта с утлегарем современных транспортных судов показано на рис. 19.

расчет площади парусности судна
Рис. 19. Соединение бушприта с утлегарем современного транспортного парусника.
расчет площади парусности суднарасчет площади парусности судна
Рис. 20. Мартин-гик и блинда-гафели, подвижно соединенные с эзельгофтом модели при помощи проволочных скоб.Рис. 21. Бисы на бушприте.
расчет площади парусности суднарасчет площади парусности судна
Рис. 22. Нижний рей.Рис. 23 Марса-рей.
расчет площади парусности суднарасчет площади парусности судна
Рис. 24 Брам-рей.Рис. 25 Бом-брам-рей.
расчет площади парусности судна
Рис. 26 Гик с усами.

Вооружая реи, удобно принять следующий порядок: прежде всего по верхней стороне рея забиваются обушки, сделанные из сталистой проволоки, как показано на рис. 24. Затем крепятся подпертки: на конце лески при помощи марки делается маленькое очко, а противоположный ее конец два с половиной раза оборачивается вокруг рея и прибивается к ней гвоздем. Прибивая, надо следить, чтобы длина всех подпертков была одинаковой. Леска для пертов пропускается в очко на подпертках, а огонами надевается на ноки реев. После этого сквозь обушки протягивается леска леера и крепится огонами на ноках. Вооружение заканчивается креплением блоков для гарделей (или марса-дрейрепа), затем брас-блоков и топенант-блоков.
К пятке гафеля и гика прикрепляются усы — деревянное или металлическое, на настоящих судах обшитое кожей приспособление, охватывающее мачту (рис. 26). На гиках яхт усов обыкновенно не делают, заменяя их так называемым патент-рифом — механическим приспособлением, подвижно скрепляющим гик с бугелем, надетым на мачту.
Паруса крепятся к своим рангоутным деревьям по-разному:
У прямых парусов к их верхней шкаторине пришиваются короткие нитки — сезни, которыми они привязываются к лееру на рее (рис. 27), а у гафельных парусов верхняя, передняя и нижняя шкаторины привязываются различно, как видно на рис. 28, рис. 29, рис. 30, рис. 31, рис. 32, рис. 33.

🎦 Видео

Револьвер? (Перевал Дятлова: Правда и ложь, вып. 79)Скачать

Револьвер? (Перевал Дятлова: Правда и ложь, вып. 79)

Бесплатный курс. День 1. Ships Stability & StrengthСкачать

Бесплатный курс. День 1.  Ships Stability & Strength

MS Excel для судоводителя | Урок 2 | Расчет остойчивостиСкачать

MS Excel для судоводителя | Урок 2 | Расчет остойчивости

как определиться с размерами паруса и расчет центр парусностиСкачать

как определиться с размерами  паруса и расчет центр парусности

v_4.5_центр_парусности_яхтыСкачать

v_4.5_центр_парусности_яхты

6, ДСО и ДДОСкачать

6,  ДСО и ДДО

Классификация ПарусниковСкачать

Классификация Парусников

Мореходные классы. Остойчивость и поперечная качка.Скачать

Мореходные классы. Остойчивость и поперечная качка.

8. Работа моментовСкачать

8. Работа моментов

Парусные яхты. Центр бокового сопротивления. Ошибка классического метода.Скачать

Парусные яхты. Центр бокового сопротивления. Ошибка классического метода.

Что должен знать Старший помощник. День 1Скачать

Что должен знать Старший помощник. День 1

Расчеты | Параметры якорной стоянкиСкачать

Расчеты | Параметры якорной стоянки

КР ТУС 3. Диаграмма статической остойчивости и критерий погодыСкачать

КР ТУС 3. Диаграмма статической остойчивости и критерий погоды

"Морское дело" Занятие №9 мачты парусного суднаСкачать

"Морское дело" Занятие №9 мачты парусного судна

6, Диаграммы статической и динамической остойчивостиСкачать

6,  Диаграммы статической и динамической остойчивости
Поделиться или сохранить к себе: