Видео:Пассажиры сошлись врукопашную на станции метро "Пушкинская"Скачать
Станция метро «Пушкинская» в Петербурге — история, архитектура и интересные факты
История о станции метрополитена «Пушкинская» в Петербурне — это рассказ о станции, строительство которой разделила Великая Отечественная война, и которая является старейшей и одной из первых станций Ленинградского метрополитена.
В своё время её принудительно затопили для спасения конструкция во время войны, а затем «Пушкинская» получила мировое признание в качестве выдающегося памятника архитектуры.
Данная станция является пересадочной и входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Технологический институт» и «Владимирская».
Рядом с ее надземным павильоном находится Витебский вокзал – самый первый железнодорожный вокзал в России.
Название связано с близостью Витебского вокзала, соединяющего Санкт-Петербург с городом Пушкин (Царское Село), где в Лицее с 1811 по 1817 год жил и учился великий поэт, позднее Пушкин стал жить в Царском Селе в 1831 году.
В проекте станция именовалась как «Витебская».
Фото: «Сitywalls» Наземный вестибюль. Фото 1957 г. Фото: «Сitywalls» Кассовый зал.
«Пушкинская» входит в число 8 станций первой линии, т.к. имеет общие исторические корни с Ленинградским метрополитеном. Ее история непосредственно связана с историей возникновения метростроевского движения в городе.
15 декабря 2011 года совет по сохранению культурного наследия рекомендовал внести «Пушкинскую» в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения однако пока она остаётся выявленным объектом культурного наследия.
В 2001 г. станция (с перронным залом) включёна КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
История
Изначально считалось, что строить метро в болотистых грунтах дельты Hевы невозможно. Кроме того Петербург построен не только в дельтовых образованиях Невы, но и на бывшем дне древнего моря.
Однако исследования специалистов Горного института показали, что строить метро можно, но следует проводить его на больших глубинах (50 — 100 м).
Фото: «Сitywalls» Эскалаторный зал. Фото: «Сitywalls» Перрон.
Однако уже при прокладке первого участка строители столкнулись с особенностями петербургского грунта. Во время проходки наклоннго ствола станции «Пушкинская» был обнаружен плавун, который задержал строительные работы.
Так из-за затопления тоннеля на «Пушкинской» в 1956-м г. вход на станцию достраивали уже после торжественного пуска всего участка.
Теперь подробнее о самой истории появления станции. Идея открыть метрополитен в городе на Неве зрела уже давно, уже с начала XIX века – с 1820 года стали с завидным постоянством появляться проекты строительства этого вида транспорта. И только с появлением московского метрополитена, вопрос снова активно запестрил в 1938 году.
Была создан «Стройпроект №5», который должен был вести строительные работы, начальником метростроя утверждён И.Г. Зубков.
В феврале 1941 года все спроектированные площадки приступили к выполнению заданий, в апреле закончен первый этап – заложены шахты 34 основных стволов.
Апрель 1941 года считается датой закладки первых 8 станций Ленинградского метрополитена, в число которых входила и «Пушкинская» станция. Сдача первой ветки планировалась в конце 1942 года.
Фото: «Сitywalls» Центральный зал. Фото 1957 г. Фото: «Сitywalls» Проект. 1952 г. Фото: «Сitywalls» Конструкция станции.
Война прервала строительство, все шахты были затоплены, чтобы предотвратить их обрушение. Начавшееся в предвоенные годы строительство метрополитена было продолжено в 1950-е.
Станция «Пушкинская» строилась в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», но из-за технических проблем при строительстве наклонного хода была открыта позже других станций — 30 апреля 1956 года.
Непосредственно участок «Автово» — «Площадь Восстания» был запущен в эксплуатацию 15 ноября 1955 года, станцию «Пушкинская» поезда проезжали без остановки.
Работы по строительству станции были возобновлены в конце мая. В 1949 году на помощь метростроителям прибыл изготовленный в Ленинграде тоннельный щит.
Одновременно проходило три конкурса на лучшие проекты оформления станций. Для проектов «Пушкинской» и «Владимирской» станций конкурс был объявлен отдельно. Проект этой станции первоначально предусматривал оформление, посвящённое железной дороге, но вскоре концепция кардинально поменялась.
Фото: «Сitywalls»
Архитектура
«Пушкинская» является пилонной станцией глубокого заложения, ее глубина составляет 57 м., с установкой чугунных рам для образования проходов.
Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. А. Грушке, А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, инженера С. М. Эпштейна и располагается на Загородном проспекте, рядом с Витебским вокзалом и встроен в трехэтажное здание.
Архитектура и внутреннее убранство станции выдержано в 50-е – 60-е года XX века традициях помпезности и торжественности.
Кассовый зал устроен просто. Эскалаторный зал — полукруглой формы. Его полукупол обработан крупными продолговатыми шестигранными кессонами. Стены олицованы мрамором «Гасган». Над эскалаторным ходом — барельефный медальон с профилем А. С. Пушкина (скульптор М. Т. Литовченко).
Наклонный ход — выход со станции, содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции. Для его освещения применяются светильники, похожие на факелы. Такие светильники были распространены на станциях первой очереди.
Фото: «Сitywalls» Вход Фото: «Сitywalls» Фото: «Сitywalls»
Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. А. Петрова и Л. М. Полякова. Первоначально оформление станции планировалось связать со строительством Царскосельской железной дороги, первой в России.
В окончательном проекте тематика изменилась — она целиком посвящена А. С. Пушкину, и считается одной из красивейших в петербургском метро. Это единственная станция первой очереди, спроектированная не ленинградскими архитекторами, а московским архитектором Л. М. Поляковым (проект также, в отличие от остальных станций, принят на внеконкурсной основе).
Пилоны облицованы белым мрамором, пол выстлан тёмно-красным гранитом. Гранит доставлялся в Ленинград с Украины, с Токовских разработок. По кромке красного гранита выложен узор из чёрного и белого камня. В нишах установлены чёрные металлические торшеры с хрустальными чашами, излучающими свет.
Светильники декорированы позолоченными стилизованными щитами, копьями и другими отделочными деталями. Пол проходов на перроны выложен гранитом, вокруг которого была положена простая кафельная плитка светлого цвета.
Фото: «Сitywalls» Фото: «Сitywalls» Фото: «Сitywalls»
В торце центрального подземного зала установлена статуя А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина. Автором работы является знаменитый советский скульптор М.К. Аникушин. Оригинальная подсветка фигуры поэта и находящееся за её спиной панно кисти талантливой художницы М.А. Энгельке создают имитацию арочного выхода с платформы прямо в Царскосельский парк. У ног поэта в любое время года всегда лежат свежие цветы.
За ней располагается панно художницы М. А. Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Панно подсвечено снизу лампами дневного света.
На путевых стенах перронов — плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого; установлены двери с декоративными решётками с надписью «1955» (станция была открыта в 1956 году, но решётки были сделаны аналогично соседним станциям).
Фото: «Сitywalls» Подземный вестибюль Фото: «Сitywalls» Фото: «Сitywalls»
Станционные стены покрыты мрамором, украшены колоннами и изящными вентиляционными решётками, рисунок которых перекликается со светильниками центрального зала. Перроны освещены небольшими люстрами.
Две люстры сняты с потолка над перроном в месте перехода на станцию «Звенигородская» и установлены в переходе.
С 1 декабря 2013 года до 6 июля 2015 года вестибюль станции был закрыт для проведения капитального ремонта наклонного хода и замены эскалаторов. Для входа и выхода на станцию пассажирами использовался вестибюль станции «Звенигородская» Фрунзенско-Приморской линии, соединённой с «Пушкинской» пересадочным пешеходным тоннелем.
Открытие вестибюля станции «Пушкинская» после ремонта было запланировано на 30 июня 2015 года , но в связи с трудностями при наладке нового эскалатора ЕТК-265м Крюковского вагоностроительного завода открытие было отложено.
Станция снова начала работу в штатном режиме с 6 июля 2015 года . В 2006 году на станции проводилась замена полов.
Фото: «Сitywalls» Фото: «Сitywalls» Фото: «Сitywalls»
Интересные факты
- Станция считается первым мемориалом в метро СССР. Здесь был установлен первый подземный памятник. К тому же этот памятник — не единственный памятник Пушкину в петербургском метро (второй — на станции «Чёрная речка»).
- Длина перегона «Пушкинская» ←→ «Технологический институт» около 780 метров . Это один из самых коротких перегонов в Петербургском метрополитене.
- Единственная станция Петербургского метрополитена, которая, будучи расположенной рядом с вокзалом, не имеет выхода в здание вокзала.
- Единственная станция в петербургском метро, оборудованная системой контроля путевого пространства. Над путями станции расположено 16 инфракрасных камер, которые в режиме реального времени с помощью программного обеспечения контролируют пути станции. В случае падения пассажира на пути станции или пересечения ими шуц-линии на АРМ дежурного по станции приходит звуковой сигнал. Система отключается в момент прибытия поезда на станцию
Фото: «Сitywalls» Фото: «Сitywalls» Фото: «Сitywalls»
- Глубина проектного заложения составляет 57 метров, а это в точности совпадает со средней глубиной залегания Питерского метрополитена. По этому показателю метро Северной Пальмиры считается глубочайшим в мире. Спуск или подъём на эскалаторе занимает 2 мин 24 сек.
- Только эта станция спроектирована столичным архитектором Л.М. Поляковым, все остальные – построены по проектам питерских специалистов.
- По данным специалистов, стоимость архитектурных решений и помпезная красота декора первых станций, в том числе и «Пушкинской», составляет не более 5% от стоимости всех затрат по проходке каждого нового отрезка линии метрополитена.
- Единственная станция в Питерском метро, расположенная недалеко от вокзала и не имеющая прямого в ним сообщения.
- В Петербургском метрополитене можно увидеть два памятника А.С. Пушкину – на «Пушкинской» и «Чёрной речке». Такой чести удостоен только великий поэт России.
Фото: «Сitywalls» Фото: «Сitywalls» Фото: «Сitywalls»
Видео:Пушкинская площадьСкачать
Станция метро «Пушкинская»
Официальное открытие станции метро «Пушкинская» произошло 30 апреля 1956 года.
Для владельцев заведений
Станция метро «Пушкинская» по праву считается одной из самых красивых в петербургском метро.
В проекте «Пушкинская» значилась как «Витебский вокзал». И она примыкает фактически к Витебскому вокзалу. А потом её переименовали в честь города Пушкин. Прежде он назывался Царским Селом, и поезда ходили только до этой станции. А там находился лицей, в котором учился А. С. Пушкин. Получается, станция названа по имени поэта.
В оформлении тоже подчеркивается, что Пушкин — «наше всё». Над эскалатором есть барельеф с изображением поэта, а на перронном зале — памятник А.С. Пушкину на фоне мозаики парка Царского Села.
Станция «Пушкинская» находится на глубине 57 метров. Эскалатор здесь движется 2 минуты 24 секунды.
Станция является пересадочной. Осуществляется переход на станцию «Звенигородская» линии № 5.
Выходя в город, пассажиры попадают на Витебскую площадь, Загородный проспект, в Подъездной переулок и Винокурцевский проезд.
Неподалёку от станции расположены ТЮЗ имени А. А. Брянцева, Военно-медицинский музей и музей «Разночинный Петербург».
Видео:Метро Петербурга. Станция Пушкинская.Скачать
Станция Пушкинская, красная ветка
Видео:Переход на Пушкинской площадиСкачать
Основная информация
Находится в Адмиралтейском административном районе (Семёновский).
Видео:Метро Петербурга. Станции Владимирская и Площадь Восстания.Скачать
Станция Пушкинская, красная ветка на карте Санкт-Петербурга
Видео:Станция метро "Пушкинская"Скачать
Маршруты, проходящие рядом с метро Пушкинская
К-177 — «Финляндский вокзал — Метро Площадь Ленина — Площадь Стачек – Метро Нарвская»
К-258 — «Кондратьевский проспект — Витебский вокзал — Метро Пушкинская»
К-90 — «Ржевская площадь — Двинская улица, 15»
К-124 — «Улица Марата — Станция метро Приморская»
К-25 — «Владимирская площадь — Станция метро «Купчино»»
3 — «Улица Маршала Тухачевского — Балтийский вокзал»
8 — «Троллейбусный парк №2 — Балтийский вокзал»
17 — «Казанская площадь — Улица Костюшко»
15 — «Смольный — Сызранская улица»
4М — «Товарищеский проспект — Невский проспект / Станция метро Адмиралтейская»
4МБ — «Станция метро «Площадь Александра Невского» — Невский проспект / Станция метро Адмиралтейская»
5М — «Платформа Сортировочная — Репищева улица»
5МБ — «Платформа Сортировочная — Невский проспект / Станция метро Адмиралтейская»
1М — «Проспект Культуры — Проспект Ветеранов»
1МБ — «Станция метро Чернышевская — Проспект Ветеранов»
16 — «Площадь Стачек – Метро Нарвская — Улица Самойловой»
📽️ Видео
Памятник Пушкину в метро 'Пушкинская" СПбСкачать
Санкт - Петербург. Станция метро - ПушкинскаяСкачать
Станция метро Пушкинская. Санкт-Петербург!!!Скачать
Пушкинская площадьСкачать
Прогулка вокруг станции метро «Пушкинская» (2021)Скачать
Площадь Восстания - Пушкинская. Санкт-ПетербургСкачать
31.08.17, Санкт-Петербург, станция метро ПушкинскаяСкачать
Пушкинская площадьСкачать
Фонтаны на Пушкинской площади в Москве. Жизнь в центре города. Праздничное оформление.Скачать
Москва.... Пушкинская Площадь...Скачать
Пушкинская площадьСкачать
Камера на станции "Технологический институт" запечатлела взрыв в метро ПетербургаСкачать
Пушкинская площадьСкачать
Пушкинская площадь. Памятник русской душеСкачать