- Вертикальная планировка городских площадей
- Вертикальная планировка городских площадей
- Лекция №9 Вертикальная планировка городской территории. Водоотвод с городских территорий, инженерные сети. Земляное полотно городских улиц и дорог
- Как рассчитать поперечный и продольный уклоны?
- Нормативные требования по уклонам
- Перевод промилле в градусы
- Расчет продольного уклона
- Расчет поперечного уклона
- 🎬 Видео
Видео:Гидрологическая ГИС №1 - Определение площади, средней высоты и уклона водосбораСкачать
Вертикальная планировка городских площадей
Видео:Расчёт уклона и проектных отметок на продольном профилеСкачать
Вертикальная планировка городских площадей
Вертикальная планировка городских площадей проектируется не только для обеспечения оптимальных условий водоотвода, движения транспорта и пешеходов, но она подчиняют пространство площади архитектуре застройки в целом. При помощи вертикальной планировки можно сформировать разновысотное пространство площади, с организацией отдельных функциональных зон.
Для организации поверхности площадей таким образом, чтобы обеспечить зрительное восприятие площади как единого целого пространства, особенно важно, чтобы с тротуара, с одной стороны площади, был виден тротуар противоположной стороны. Площади проектируют на относительно пологих участках местности. При отсутствии пологих участков, для размещения городских площадей, их создают путем перепланировки рельефа. При этом возможно террасирование местности.
В зависимости от назначения и условий движения, которое предусматриваются, в пределах площади можно устраивать сплошное покрытие (для демонстраций, парадов, массовых гуляний) или предусматривать покрытие только на участках организованного движения транспорта и пешеходов с озеленением прочей территории.
Поверхность площади задают в виде одной, двух или четырех плоскостей (рис. 1).
Продольные уклоны городских площадей назначают до 30%о, а автостоянок — 20%о. Продольный уклон площади прямоугольной формы должен быть не более 15%о. Поперечные уклоны назначаются в пределах 5-30%о.
Наиболее рациональным высотным решением для площади является односкатная поверхность (рис. 1, а). При двускатной организации поверхности площади важно правильно расположить гребень, разделяющий две соединенные части площади с противоположными уклонами. Из композиционных соображений ось главного гребня ориентируют на доминирующее здание или главную магистральную улицу (рис. 1, б, в). Гребень площади может быть горизонтальным или наклонным. При этом важно, чтобы он проходил по длинной оси площади и имел подъем в сторону доминанты. Это особенно важно при вытянутой прямоугольной форме площади. Если по условиям рельефа необходимо расположить гребень в поперечном направлении, то лучше соотносить его с фасадом дома или с центрально расположенным на площади сооружением (рис. 1, г).
Поверхность с несколькими параллельными гребнями (рис. 1, д) в большей степени применима для площадей, расчлененных в плане элементами благоустройства. Совпадение линий гребня и лотков с бордюрами скрадывает кажущуюся неровность пространства.
Четырехскатная поверхность площади может быть выпуклой или вогнутой (рис. 1, е, ж).
Лучший обзор со стороны площади создают решения в виде слабовогнутой поверхности площади. Эта поверхность представляет собой сложную кривую, образованную в результате переменных поперечных уклонов: в районе лотка — 30%о, далее 20%о, ближе к оси 15%о, и непосредственно на оси 10 — 5%о.
Однако, с точки зрения организации водоотвода, такое решение нежелательно. В этом случае лучше выпуклая площадь со скатами к периферии, которая имеет преимущества с точки зрения водоотвода, но при этом ухудшаются условия обзора.
Двухъярусное решение площади показано на рис 1, з. По мере движения вдоль улиц в сторону более низких отметок все более возрастает разница уровней между пологой террасой и поверхностью транспортных проездов. Откосы, соединяющие, уровни, при отсутствии лестницы могут иметь крутизну до 1:1,5, а при ее наличии до 1:4.
При размещении дома на верхней террасе стоит учитывать, что лестница и пандусы, направленные в сторону дома, подчеркивают его местоположение.
Видео:Как построить профиль местности по карте. География в действии!Скачать
Лекция №9 Вертикальная планировка городской территории. Водоотвод с городских территорий, инженерные сети. Земляное полотно городских улиц и дорог
Лекция №9 Вертикальная планировка городской территории. Водоотвод с городских территорий, инженерные сети. Земляное полотно городских улиц и дорог.
Вертикальная планировка городской территории.
Проектирование городских площадей, улиц и дорог в вертикальной плоскости неразрывно связано с проектированием в этой плоскости всей городской территории и называется вертикальной планировкой.
Понятие «проектирование загородной дороги в плане и в профиле» применяется и для городских улиц и дорог, хотя городским условиям более соответствуют термины «горизонтальная планировка» (проектирование в плане) и «вертикальная планировка» (проектирование продольного профиля и высотного расположения элементов).
Одной из главных задач вертикальной планировки является проектирование производства земляных работ с преобразованием существующего рельефа и доведением его до состояния, удовлетворяющего требованиям городского строительства и благоустройства. Кроме того, преобразование рельефа должно предусматривать возможность принять застройке наибольшую архитектурную выразительность.
Преобразование и приспособление рельефа заключается в том, чтобы участкам с плоским рельефом придать уклоны, обеспечивающие самотечный сток поверхностных вод, а на участках с резко выраженным рельефом и большими уклонами уменьшить уклоны до рекомендуемых для обеспечения нормальных условий размещения застройки и движения транспорта и пешеходов.
Вертикальная планировка, как и все проектирование городских улиц и дорог, осуществляется стадийно. На стадии проектирования генерального плана строительства нового города, новых районов или генерального плана реконструкции всего города или его района разрабатывают схему вертикальной планировки всей вновь застраиваемой или реконструируемой территории, включая площади, улицы и дороги.
Таким образом, разработка схемы вертикальной планировки позволяет найти наиболее рациональные решения, увязывающие существующий рельеф территории с проектируемым с учетом всей суммы архитектурных и инженерных требований.
На следующих стадиях градостроительного проектирования — при разработке проекта детальной планировки (ПДП), проекта планировки площади, магистрали, набережной, Технического или техно-рабочего проекта на строительство или реконструкцию городской улицы вертикальная планировка подвергается уточнению и деталирорке.
Существенным отличием проектирования городских улиц и дорог в вертикальной плоскости, по сравнению с загородными условиями является необходимость обеспечить сток поверхностных вод с прилегающих территорий на проезжие части городских улиц. Поэтому если загородные дороги, как правило, возвышаются над прилегающей территорией, то городские улицы, площади и дороги должны быть расположены ниже прилегающих территорий.
Несмотря на то, что на всех городских площадях и перекрестках размещаются дождеприемные колодцы закрытой водосточной сети (см. гл. 10), необходимо обеспечить и поверхностный отвод воды. Как правило, желательно, чтобы площадь или перекресток имели уклон в двух направлениях, т. е., чтобы продольный уклон двух улиц был направлен в сторону от площади. Линию водораздела на площади и перекрестке следует совмещать с планировочной осью площади, ориентируемой на доминирующие по своему значению объекты застройки.
Рельефные условия расположения площадей и перекрестков различаются по следующим основным видам:
Эти рельефные условия, а также тип перекрестка (пересечение, примыкание, разветвление) определяют основной характер решения вертикальной планировки.
Наилучшие условия для водоотвода достигаются при расположении перекрестков на холме или на водораздел). Вода с верховых участков улицы перед пешеходными
переходами перехватывается дождеприемными колодцами закрытой водосточной сети.
При расположении перекрестка на косогорном рельефе проезжую часть обычно устраивают односкатной со смещением гребня к второстепенной улице или с устройством на ней поперечного лотка. Наиболее нежелательно расположение перекрестка в котловине. Центр перекрестка и углы его при этом несколько возвышаются под прилегающими участками входящих улиц, где организуются пониженные места, вода из которых отводится в дождеприемные колодцы закрытой водосточной сети.
Планировка микрорайонных и внутриквартальных территорий должна осуществляться таким образом, чтобы:
обеспечивался сток с ее поверхности дождевых и талых вод;
сток осуществлялся по кратчайшим направлениям к прилегающим улицам;
достигался минимальный объем земляных работ и сохранялись по возможности растительный слой земли, зелень и существующие строения, если снос последних не предусмотрен горизонтальной планировкой участков;
создавались благоприятные условия для размещения вновь возводимых зданий и сооружений.
Наиболее неблагоприятной является замкнутая форма, от нее следует отказываться и засыпать пониженные места. В случае, если невозможно избавиться от замкнутых участков поверхности, необходимо оборудовать территорию подземной водосточной сетью, размещая во всех пониженных местах водоприемные колодцы и выпуская воду из этой сети в водосточные коллекторы, проходящие по прилегающим улицам. Внутри-квартальные проезды (дороги) должны сопрягаться с улицами таким образом, чтобы с улиц был невозможен сток поверхностных вод на внутриквартальные территории.
При сбросе поверхностных вод со значительной по площади территории на улицы не следует допускать сток их через тротуары. Для этого на выпусках устанавливаются водоприемные колодцы водосточной сети.
Различаются следующие графоаналитические методы составления проектов вертикальной планировки:
метод проектных горизонталей,
метод красных (расчетных) отметок.
Метод профилей. При этом методе разрабатываются продольный профиль улицы или дороги и поперечные профили. Продольный профиль составляется по оси или по лотку проезжей части, а в случаях расположения проезжих частей в разных плоскостях для каждой проезжей части в отдельности. Поперечные профили разрабатываются через каждые 20, 40 и 100 м в зависимости от стадии проектирования. Для технического и техно-рабочего проекта, а также для рабочих чертежей поперечные профили разрабатываются, как правило, через 20 м.
Совокупность существующих проектных продольных и поперечных профилей определяет вертикальное решение улицы или дороги, служит для подсчетов требуемых объемов работ, выноса проектного решения на натуру и выполнения строительных работ.
Недостатком метода профилей является отсутствие наглядности, так как представление о проектируемом рельефе можно получить только при одновременном сопоставлении плана, продольных и поперечных профилей, а также отсутствие возможности (сравнительно с методом проектных горизонталей) по одному плану определить проектную отметку любой точки поверхности.
В условиях же реконструкции, а также при проектировании площадей и перекрестков этим методом необходимое число поперечных профилей значительно увеличивается, чтобы можно было учитывать положение не только Каждого здания, но и каждого входа в него, каждого приямка, каждого Дерева и т. п. Трудоемкость работы при этом значительно возрастает, обеспечивая правильность решений, но наглядность не достигается.
Метод проектных горизонталей. Сущность метода проектных (красных) горизонталей заключается в том, что на план с геодезической подосновой, где показаны все здания и сооружения, отметки углов и входов, деревья, все особенности рельефа в горизонталях, проектная горизонтальная планировка, т. е. решение в плане, наносятся проектные — красные — горизонтали, выражающие проектируемый рельеф.
Перед нанесением проектных горизонталей так же, как и при вертикальной планировке, с помощью продольного и поперечных профилей 1 определяют контрольные точки. К контрольным точкам относятся: отметки границ участков, где по возможности должно быть сохранено существующее положение, отметки входов в здания и сооружения, отметки поверхности пересекаемых улиц, трамвайных путей, предельные понижения местности, отметки различных искусственных сооружений и т. д. С учетом отметок контрольных точек намечают на плане ло оси проезжей части точки перелома продольного профиля и ориентировочные проектные отметки. Далее определяют расстояния между этими точками и продольные уклоны. С учетом принятых уклонов уточняют проектные отметки переломных точек
Сначала определяют положение одной из этих точек, обычно совпадающей с точкой перелома продольного профиля или ближайшей к ней.
После определения положения точки одной из горизонталей местоположения точек остальных горизонталей на участке с одноименным уклоном устанавливают, откладывая в соответствующем масштабе на оси проезжей части отрезки длиной /, начиная от точки приложения первой горизонтали. Длина этих участков / определяется по формуле.
Углы наклона горизонталей в плане по отношению к оси проезжей части улицы зависят от величины поперечного уклона.
Горизонтали примыкают к оси улицы под углом а, тангенс которого равен отношению продольного уклона к поперечному уклону.
При ширине проезжей части В и половине ее ширины b = В/2
Обозначим буквой d точку на проезжей части, через которую должна пройти горизонталь. Соответствующая ей по высоте точка с в лотке будет на расстоянии а (навстречу уклону).
Все горизонтали на участках улиц с одинаковыми продольными и поперечными уклонами параллельны друг другу и находятся на одинаковом расстоянии. С изменением продольных уклонов изменяются расстояния между горизонталями, а с изменением поперечных уклонов изменяются углы их наклона.
На тротуарах, газонах, разделительных полосах, которые возвышаются над проезжей частью, горизонтали будут смещены по отношению к горизонталям на проезжей части. Так как поперечные уклоны на тротуарах и газонах по отношению к лотку проезжей части обычно направлены в другую сторону по сравнению с поперечным уклоном самой проезжей части, горизонтали на тротуаре и на проезжей части будут направлены в разные стороны.
Величина взаимосмещения одноименных горизонталей на тротуарах и на проезжей части
где L — расстояние взаимосмещения; h— высота возвышения тротуара (га-
зона) над проезжей частью; iПр — продольный уклон.
На плане в проектных горизонталях показаны переломные точки продольного профиля и их отметки в виде простой дроби: в числителе красная, т. е. проектная отметка, в знаменателе—черная, т. е. отметка существующего рельефа.
расстояния и уклоны между переломными точками также показывают в виде дроби со стрелкой в направлении уклона. В числителе указывается значение уклона, а в знаменателе — расстояние.
Достоинством метода проектных горизонталей является хорошая наглядность благодаря совмещению горизонтального решения с вертикальным. Объемы работ при этом методе подсчитываются по картограммам.
Смешанный метод разработки вертикальной планировки наиболее часто применяется при проектировании городских улиц и дорог и содержит разработку плана методом проектных горизонталей с дополнением его проектным продольным профилем. Поперечные профили при этом не проектируются. Во многих проектных организациях при пользовании этим методом составляются поперечные профили для подсчета объемов работ, но к проекту не прикладываются. Смешанный метод надо считать наиболее целесообразным для практических целей.
Независимо от метода проектирования вертикальной планировки при ее разработке необходимо руководствоваться наименьшими, наибольшими и рекомендуемыми продольными и поперечивши уклонами и радиусами вертикальных кривых.
Наибольшие продольные уклоны в зависимости от расчетных скоростей для городских дорог и улиц различных категорий приведены в табл. 8 СНиП 2.07.01-89
Однако во всех случаях, когда по условиям местности технически возможно и экономически целесообразно, продольные уклоны для городских дорог и улиц всех категорий принимают не более 30%о, а для скоростных дорог и общегородских магистралей непрерывного движения — 20—25%о. На городских площадях продольный уклон не должен превышать 25—30%о.
В горных и особо трудных условиях, а также при реконструкции допускается увеличивать продольный уклон магистральных улиц общегородского значения как с непрерывным режимом движения, так и с регулируемым режимом движения на 10%о, а остальных (кроме скоростных дорог) на 20%о. На скоростных дорогах, магистральных улицах общегородского значения с интенсивным движением грузового транспорта (от 30% и выше) наибольшие продольные уклоны уменьшают на 10%о.
в условиях механизации работ по строительству дорожных покрытий, обеспечить такие малые уклоны, как 3—4%о, практически не удается и в результате в лотках проезжей части появляются застои воды. Поэтому надо считать, что наименьший продольный уклон по лотку проезжей части должен быть не менее 5°/оо.
При уклонах более 70%о должны устраиваться покрытия с высокой степенью шероховатости.
В местах взаимопересечений улиц и дорог рекомендуется, чтобы продольные их уклоны не превосходили 30—40%о.
Максимальные уклоны на съездах (пандусах или рампах) при пересечениях в разных уровнях принимаются 50%о (в исключительных случаях 60%о).
В местах пересечения с железнодорожными путями участки автомобильных дорог должны устраиваться безуклонными на протяжении не менее 10 м в каждую сторону, считая от крайних рельсов.
В пределах площадей уклоны не должны превосходить 30%о, а автомобильных стоянок — 20%о.
Поперечные уклоны проезжих частей городских дорог и улиц должны обеспечивать сток поверхностных вод к лоткам проезжей части и устойчивость автомобиля при движении. Проезжей части придают выпуклый двускатный или прямолинейный односкатный поперечный профиль. При двускатном поперечном профиле образуется гребень, расположенный по оси проезжей части, самой проезжей части при этом придается параболическое или полигональное очертание. При таком очертании поперечные уклоны меняются по ширине проезжей части от наименьших у оси до наибольших у лотков.
Водоотвод с городских территорий, инженерные сети.
Мероприятия по отводу поверхностных вод (дождевых, талых, от поливки и мойки городских улиц и дорог), а также отводу и понижению уровня грунтовых вод (в случаях необходимости) являются обязательной и неотделимой частью проекта городских улиц, дорог или площадей.
Улицы и дороги ипользуются для собирания поверхностных вод, выпадающих в виде дождя или образующихся при таянии снега, которые по открытым лоткам, подземным водостокам или канавам отводятся в тальвеги, реки или другие водоемы. Быстрое и полное удаление поверхностных вод, поступающих в лотки городских улиц, является обязательным и первостепенным по значимости условием, обеспечивающим нормальную эксплуатацию городских территорий, городских дорог и улиц и обеспечивает долговечность и прочность дорожных одежд.
Водоотводная система в городах предназначается: для отвода дождевых и талых вод; приема и удаления вод от полива и мытья улиц; отвода поверхностных вод из систем внутренних водостоков зданий; приема выпусков воды из различных дренажных систем; приема производственных вод, допускаемых к спуску без специальной очистки или после пропуска их через очистные установки; приема и удаления вод, поступающих от мойки транспортных средств с предварительным осветлением, т. е — очисткой загрязнений стока
Система водоотвода может быть открытая, закрытая и смешанная.
Открытая состоит из открытых лотков, боковых кюветов, нагорных канав, водоотводных канав, по которым осуществляется отвод воды в ручьи, реки и водоемы (последние в пределах территории города тоже входят в систему водоотвода). К этой же системе относятся переходные и переездные мостики. или перепускные трубы в места пересечения кюветов и канав с улицами, тротуарами и въездами в кварталы, а также специальные устройства: водовыпуски, перепады, быстротоки и т. д.
Закрытую систему водоотвода называют ливневой канализацией, или водостоками. Закрытая система водоотвода состоит из следующих элементов:
лотки городских улиц, дорог, площадей (всех типов);
водоприемные колодцы, в которые поступает вода из поверхностных лотков;
подземные соединительные трубы (ветки) от водоприемных колодцев до уличных водостоков;
закрытая сеть уличных трубопроводов, состоящая из водостоков и коллекторов. Водостоки — подземные трубопроводы диаметром до 1 м включительно, а водосточные коллекторы—трубопроводы диаметром больше 1 м. Главным коллектором бассейна называется наибольший по протяжению коллектор (водосток), имеющий наибольшее расчетное время и самостоятельный выпуск в реку, пруд, открытый проток, водосточный коллектор и др.;
специальные устройства: камеры различного назначения (слияния, поворота, снегоприема, пересечения с различными сооружениями), дюкеры, оголовки, очистные сооружения и др.
Смотровые водосточные колодцы устанавливаются на всех переломах трассы водостоков, в местах изменения уклонов (для труб диаметром
Видео:как найти высоту крыши и длину стропило по углу наклонаСкачать
Как рассчитать поперечный и продольный уклоны?
Нормативные требования по уклонам
При проектировании улиц населенных пунктов необходимо соблюдать требования по минимальным и максимальным показателям продольных и поперечных уклонов. Значения уклонов приводятся в промилле.
Поперечный уклон проезжей части улиц и площадей принимается в зависимости от типа дорожного покрытия:
— асфальтобетонные и цементобетонные – 15 ‰ — 25 ‰;
— сборные из бетонных и железобетонных плит, брусчатые мостовые — 20 ‰ — 25 ‰;
— щебеночные и гравийные — 20 ‰ — 30 ‰;
— булыжные мостовые — 20 ‰ — 35 ‰.
При возведении и реконструкции в стесненных условиях можно увеличить поперечные уклоны на 5 ‰.
Поперечные и продольные уклоны машино-места на площадках автостоянок и парковок принимается в пределах от 5 ‰ до 40 ‰.
Поперечный уклон машино-места на парковках, прилегающих непосредственно к проезжей части улиц, допускается увеличивать до 60 ‰.
Минимальный продольный уклон на улицах со стоком поверхностных вод, осуществляемым
по лоткам вдоль проезжей части, следует принимать:
— для асфальтобетонных и цементобетонных покрытий — 4 ‰;
— для остальных типов покрытий — 5 ‰.
Если водоотводные лотки вдоль проезжей части не предусматриваются, то значение минимального продольного уклона не нормируется, и он обеспечивается за счет поперечных уклонов.
Продольные уклоны на участках улиц с движением автобусов, троллейбусов и трамваев не должны превышать:
— 60 ‰ — с остановочными пунктами и радиусами кривых в плане 250 м и более;
— 40 ‰ — с остановочными пунктами и радиусами кривых в плане от 100 до 250 м;
— 40 ‰ — без остановочных пунктов с радиусами кривых в плане менее 100 м.
Перевод промилле в градусы
При переводе промилле в градусы можно пользоваться таблицей Брадиса. Для этого нужно поделить количество промилле на 1000 – это тангенс угла, и посмотреть в таблице значение угла в градусах.
Но куда проще и быстрее воспользоваться онлайн конвертером величин (откроется в новой вкладке).
При помощи таблицы Брадиса можно выполнить и обратную задачу – перевести градусы в промилле. Например, значение 5 0 по таблице = 0,08749. Если умножим это значение на 100, то получим проценты (8,749%), а умножим на 1000 – получим промилле (87,49‰).
Расчет продольного уклона
Чтобы проверить, соответствует ли запроектированное значение продольного уклона нормативным показателям, можно выполнить небольшой расчет:
Разницу проектных отметок поделить на расстояние между этими отметками и умножить на 1000. Получите значение уклона в промилле.
179.04 — 178.93 = 0,11; 0,11/15,2м*1000 = 7,2 ‰.
Расчет поперечного уклона
Запроектированное значение поперечного уклона проверим с помощью двух выбранных горизонталей. С середины одной из выбранных горизонталей проводим перпендикуляр. Продлеваем другую горизонталь до перпендикуляра.Длина получившейся линии (от начала перпендикуляра до точки пересечения) равна 16м. как на рисунке. Зная превышение и расстояние просчитываем поперечный уклон – ( 0,1м : 16м) * 1000= 6,3 ‰.
🎬 Видео
Балочный навес из монолитного поликарбоната.Скачать
3 Продольный профиль (пикеты) 25.03.14 Д-14Скачать
Как делаем уклоны, подъёмы. Отводим воду...Скачать
уклон в процентахСкачать
УЧАСТОК ВЫРОВНЯТЬ БУДУТ ПРОБЛЕМЫ / PLOT LEVEL WILL BE PROBLEMS / ДОМ НА СКЛОНЕСкачать
3. Построение продольного профиля трассы автодорогиСкачать
Ремонт и реконструкцияСкачать
3D Симуляция нагрузки и визуализация ферм для навесов #моделирование #simulationСкачать
Построение типовых поперечных профилей (малая насыпь с кюветами)Скачать
Как рассчитать односкатную крышу?Скачать
Бетонируем двор своими руками. Как залить бетонный пол. Строительство площадки для автомобиляСкачать
Проектирование кюветовСкачать
🔴 УЧАСТОК С УКЛОНОМ 🔴 Как построить дом на участке с перепадом высот 1,5 метра и избежать проблем ?Скачать
Civil 3D. Анализ поверхностей Водосборы и уклоныСкачать
Спец. сооружение водопропускная труба! Площадь водосбора дорог и улицСкачать
Hec-Ras: моделирование поверхностного стокаСкачать