понятие площади криволинейной фигуры

Видео:Математика без Ху!ни. Определенные интегралы, часть 3. Площадь фигуры.Скачать

Математика без Ху!ни. Определенные интегралы, часть 3. Площадь фигуры.

Площадь фигуры: понятие площади, свойства площади, квадрируемые фигуры

Статья рассказывает о понятии площадей и их свойств. Заключительная часть статьи включит себя математическое описание квадрируемых фигур с приведением примеров решения.

Видео:Алгебра 11 класс (Урок№23 - Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его свойства.)Скачать

Алгебра 11 класс (Урок№23 - Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его свойства.)

Понятие площади, свойства площади

Для вычисления площади основываются на свойствах площадей:

  • положительность;
  • аддитивность, это когда замкнутая область представлена несколькими фигурами, которые не имеют общих точек и равняются сумме площадей этих фигур.
  • инвариантность;
  • нормированность.

Единица измерения площади – это элементарный квадрат, имеющий сторону r .

Если рассмотреть фигуру G с ограничениями и за обозначение площади принять S ( G ) , то при построении прямых, изобразить параллельными осям О х и О у , причем на расстоянии, равном rобозначению r . Заданные прямые преобразуют сетку, которая разбивает х О у на квадраты. Буквой М обозначается фигура, которая состоящая из элементарных квадратов, которые располагаются внутри G , причем не касаются границ, а М ‘ – фигуру, которая состоит из квадратов и имеющая с границей G хотя бы одну общую точку, а М М ‘ фигуру, которая объединяет М и М ‘ (на рисунке изображается синей и красной областями).

Площади фигур возьмем за обозначение М и М М ‘ , значит S ( M ) и S ( M M ‘ ) будут равны, исходя из количества составляющих квадратов. Рассмотрим рисунок, изображенный ниже.

понятие площади криволинейной фигуры

Если постоянно уменьшать одну из сторон квадрата, то можно получить сетку с множеством значений площадей S ( M ) и S ( M M ) ‘ . Рассмотрим на рисунке, приведенном ниже.

понятие площади криволинейной фигуры

Множество S M имеет ограничения, значит, имеет тонкую грань в виде a = s u p S M , тогда внутреннюю площадь обозначим как G . Множество S M M ‘ имеет ограничения снизу, значит, нижняя грань обозначается как A = i n f S M M ‘ , внешнюю площадь обозначим как G .

Фигура G с внешней площадью равной внутренней называют квадрируемой, а число S ( G ) = a = A является площадью этой фигуры. S ( G ) = a = A значит, что площадь квадрируемой функции является числом единственным и обладает этим свойством.

Площадь фигуры G называется предел последовательности значений S M ‘ , когда r → 0 . Квадрируемая фигура G имеет площадь равную 0 .

Квадрируемость можно ввести иным образом, то есть рассмотреть вписанные и описанные окружности, через которые произвести вычисления.

Фигура G считается квадрируемой, когда для любого положительного числа S M ‘ имеется входящая и включающая многоугольные фигуры P и Q , отсюда следует, что P ⊂ G ⊂ Q и S ( Q ) — S ( P ) ε .

Для примера подходит круг с вписанным и описанным 2 n + 1 треугольниками, где n n является натуральным числом.

Видео:Криволинейная трапеция и ее площадь. 11 класс.Скачать

Криволинейная трапеция и ее площадь. 11 класс.

Квадрируемые фигуры

Рассмотрим, как необходимо изображать и задавать квадрируемые фигуры. Все встречающиеся фигуры в разделах геометрии называют квадрируемыми. Любая такая фигура имеет ограничения, то есть будем находить площади ограниченных фигур. Объединение и пересечение или разность также является квадрируемой фигурой.

Самыми распространенными видами для вычисления площадей считаются:

  • Если фигура квадрируема, тогда она имеет ограничения линиями графиков y = f ( x ) и x = g ( y ) . Первый рисунок, приведенный ниже, ограничивается сверху параболой y = — 1 8 ( x — 4 ) 2 + 9 , а снизу кривой вида y = 1 3 x · sin x + 2 , справа и слева прямыми, имеющими значения х = 1 , х = 9 . Второй рисунок имеет границы в виде линий y = 1 3 ( x — 6 ) 2 + 1 , y = ln ( x — 1 ) + 7 , y = — e x — 8 + 8 , y = — 1 3 x + 5 . Рассмотрим рисунок, приведенный ниже.

понятие площади криволинейной фигуры

  • Фигура считается квадрируемой, если имеется возможность ограничения гладкими кривыми, то есть границы задаются при помощи параметрического уравнения вида x = ϕ ( t ) y = ψ ( t ) , где функции ϕ ( t ) и ψ ( t ) являются непрерывными на интервале t 1 ; t 2 , не имеют пересечений и соответствуют условию ϕ ‘ ( t 0 ) ≠ 0 ψ ‘ ( t 0 ) ≠ 0 при любом значении t 0 ∈ t 1 ; t 2 . Для примера рассмотрим фигуру, которая ограничивается осями координат и частью астроиды вида x = 3 cos 3 t y = 3 sin 3 t , где t ∈ 0 ; π 2 .

понятие площади криволинейной фигуры

  • Фигура считается квадрируемой, когда она ограничена замкнутыми кривыми, где начала и конец совпадают. Явным примером такой функции является лепесток фигуры, имеющий уравнение r = 5 cos 5 φ . Рассмотрим на рисунке, приведенном ниже.

понятие площади криволинейной фигуры

Видео:Криволинейная трапеция и ее площадь. Практическая часть. 11 класс.Скачать

Криволинейная трапеция и ее площадь. Практическая часть. 11 класс.

Итоги

Площадь – это такая функция, благодаря которой она определена как класс квадрируемых фигур со свойствами аддитивности, инвариантности и нормированности.

Видео:ИНТЕГРАЛ | площадь криволинейной трапецииСкачать

ИНТЕГРАЛ | площадь криволинейной трапеции

УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: «Определённый интеграл. Вычисление площадей криволинейных фигур»

понятие площади криволинейной фигуры

Просмотр содержимого документа
«УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: «Определённый интеграл. Вычисление площадей криволинейных фигур»»

понятие площади криволинейной фигуры

УРОК — ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Определённый интеграл. Вычисление площади криволинейной трапеции»

понятие площади криволинейной фигуры

Ввести понятие определённого интеграла и его вычисление по формуле Ньютона-Лейбница, используя знания о первообразной и правила её вычисления

1. Проиллюстрировать практическое применение интеграла на примерах нахождения площади криволинейной трапеции.

2. Обобщить и систематизировать знания, проверить усвоение изученного материала

3. Закрепить изученное в ходе выполнения упражнений.

1. Проиллюстрировать практическое применение интеграла на примерах нахождения площади криволинейной трапеции.

2. Обобщить и систематизировать знания, проверить усвоение изученного материала

3. Закрепить изученное в ходе выполнения упражнений.

1. Проиллюстрировать практическое применение интеграла на примерах нахождения площади криволинейной трапеции.

2. Обобщить и систематизировать знания, проверить усвоение изученного материала

3. Закрепить изученное в ходе выполнения упражнений.

1. Проиллюстрировать практическое применение интеграла на примерах нахождения площади криволинейной трапеции.

2. Обобщить и систематизировать знания, проверить усвоение изученного материала

3. Закрепить изученное в ходе выполнения упражнений.

1. Проиллюстрировать практическое применение интеграла на примерах нахождения площади криволинейной трапеции.

2. Обобщить и систематизировать знания, проверить усвоение изученного материала

3. Закрепить изученное в ходе выполнения упражнений.

понятие площади криволинейной фигуры

  • Повторим. Повторение ранее пройденного материала.
  • Новое. Понятие об криволинейной трапеции. Определённый интеграл
  • Вычисление площадей с помощью интегралов
  • Пятиминутка.
  • Устная работа.
  • Практикум.
  • Программируемый контроль.
  • Домашнее задание.
  • Список использованных источников.

понятие площади криволинейной фигуры

1 . Функция F (х) называется первообразной функции f(x) на некотором промежутке, если для всех Х из этого промежутка выполняется равенство:

Другими словами нахождение первообразной – это обратное действие нахождения производной.

2 . F(x)+C , где С произвольная постоянная (любое число), называется семейством первообразных.

3 . Совокупность всех первообразных данной функции f(x) называется неопределённым интегралом и обозначается:

понятие площади криволинейной фигуры

Правила нахождения первообразных

понятие площади криволинейной фигуры

Найди ошибку в вычислении первообразных

понятие площади криволинейной фигуры

Найдите первообразную функции

понятие площади криволинейной фигуры

Понятие о криволинейной трапеции. Определённый интеграл

Фигура, ограниченная неотрицательной на отрезке [a;b] функцией y=f(x) и прямыми у=0 , x=a , x=b называется

понятие площади криволинейной фигуры

Площадь криволинейной трапеции можно вычислить по формуле:

Вычисление площади криволинейной трапеции сводится к отысканию первообразной F(x) функции f(x) , то есть к интегрированию функции f(x).

Верхний предел интегрирования

Нижний предел интегрирования

понятие площади криволинейной фигуры

Формула Ньютона — Лейбница

понятие площади криволинейной фигуры

Геометрический смысл интеграла

Определённый интеграл от неотрицательной непрерывной функции f ( x ) по [ a , b ] численно равен площади криволинейной трапеции с основанием [ a , b ], ограниченной сверху графиком функции y = f ( x ).

Вычислить интеграл, если график функции y=f(x) изображён на рисунке

понятие площади криволинейной фигуры

Физический смысл интеграла

При прямолинейном движении перемещение S численно равно определённому интегралу зависимости скорости V от времени t

Материальная точка движется по прямой со скоростью, определяемой формулой v=3t 2 -4t+1 , (время измеряется в секундах, скорость – в см/с). Какой путь пройдёт точка за 3 секунды, считая от начала движения ( t=0 )?

понятие площади криволинейной фигуры

Вычисление площадей с помощью интегралов

1. Криволинейная трапеция, ограниченная сверху графиком функции y=f(x) , снизу осью ОХ и по бокам отрезком [a;b]

понятие площади криволинейной фигуры

2 . Фигура, ограниченная сверху только графиком функции y=f(x) и снизу осью ОХ

Точки а и b находим из уравнения f(x) =0

3. Криволинейная трапеция, ограниченная сверху осью ОХ, снизу графиком функции y=f(x) и по бокам отрезком [a;b]

понятие площади криволинейной фигуры

4 . Фигура, ограниченная сверху двумя графиками функций y=f(x) и g(x), снизу осью ОХ и по бокам отрезком [a;b]

Точку С находим из уравнения f(x)=g(x)

5 . Фигура, ограниченная сверху графиком функции y=f(x) , снизу графиком функции y=g(x)

понятие площади криволинейной фигуры

А для меня урок всегда праздник!

Всё учишь и учишь

понятие площади криволинейной фигуры

Выразите, с помощью интеграла площади фигур, изображённых на рисунке

понятие площади криволинейной фигуры

Найти площадь криволинейной трапеции,

изображённой на рисунках

понятие площади криволинейной фигуры

понятие площади криволинейной фигуры

понятие площади криволинейной фигуры

находится в I четверти

понятие площади криволинейной фигуры понятие площади криволинейной фигуры понятие площади криволинейной фигуры понятие площади криволинейной фигуры понятие площади криволинейной фигуры понятие площади криволинейной фигуры понятие площади криволинейной фигуры понятие площади криволинейной фигуры понятие площади криволинейной фигуры

Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями

y=sin 2x, y=0, x=0, x= π/4

понятие площади криволинейной фигуры

Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями (схематично изобразив графики функций).

Ответ: 1) 4,5 2) 9/8 3) 4,5 4)1/3

Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями и осью ОХ, если

понятие площади криволинейной фигуры

  • Какая функция называется первообразной для функции f(x) ?
  • Чем отличаются друг от друга различные первообразные функции для данной функции f(x) ?
  • Дайте определение неопределённого интеграла.
  • Как проверить результат Какое действие называется интегрированием?
  • интегрирования?
  • Дайте определение определённого интеграла.
  • Сформулируйте теорему Ньютона-Лейбница.
  • Перечислите свойства интеграла.
  • Как вычислить площадь плоской фигуры с помощью интеграла (составьте словесный алгоритм)?
  • Перечислите области применения интеграла, назовите величины, которые можно вычислить с помощью интеграла .

понятие площади криволинейной фигуры

Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями, предварительно сделав рисунок

понятие площади криволинейной фигуры

  • Познакомились с понятиями криволинейной трапеции и определённого интеграла.
  • Научились вычислять по формуле Ньютона-Лейбница площадь криволинейной трапеции, используя знания о первообразной и правила её вычисления.
  • Закрепили изученное в ходе выполнения практических заданий.
  • Проверили усвоение изученного материала

понятие площади криволинейной фигуры

Список используемых источников

  • Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Ткачёва М.В. и др. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Учебник. /М.: Просвещение, 2014г. – 463с.
  • Ткачёва М.В.Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 11 класс. (базовый и профильный уровни). /М.: Просвещение, 2010. —64 с.
  • Федорова Н.Е., Ткачева М.В.Изучение алгебры и начал математического анализа в 11 классе. Книга для учителя./М.: Просвещение, 2009 — 159 с.
  • Федорова Н.Е., Ткачева М.В.Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации. 10-11 классы./3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2017 — 172 с.
  • Шабунин М.И. и др.Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс. (Базовый и угл. уровни). /8-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 208с.

понятие площади криволинейной фигуры

Список использованных источников иллюстраций

Видео:Урок 17. Площадь криволинейной трапеции. Алгебра 11 класс.Скачать

Урок 17. Площадь криволинейной трапеции. Алгебра 11 класс.

Урок математики «Измерение площадей криволинейных фигур. Палетка». 4-й класс

Класс: 4

Оборудование. Учебник Э.И.Александровой (изд-во ВИТА-ПРЕСС), на каждого ученика листочки четырёх цветов, листочки с четырьмя вариантами заданий, непрозрачные конверты с палетками из целлофана, два больших демонстрационных листа с рисунками 2 и 3, 6 листов для работы (по количеству групп) с фигурой на рисунке 2, 12 листов с фигурой на рисунке 3.

Тема. Измерение площадей криволинейных фигур. Палетка.

Образовательная: познакомить с способом измерения площадей криволинейных фигур; с устройством для измерения площадей — палеткой; закреплять умение находить площади прямолинейных фигур.

Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать умение общаться, аккуратность, внимательность.

1. Учебная ситуация успеха

Учитель. Чем мы занимались на вчерашнем уроке?

Ученики. Находили площади и периметры фигур.

Учитель. Как найти площадь геометрической фигуры?

Ученики. Площадь прямоугольника и треугольника находят по формуле. Если это не прямоугольник и не треугольник, то сначала многоугольник надо разбить или достроить до фигур, площади которых мы уже знаем как находить.

Учитель. Я предлагаю вам выполнить эти задания. Здесь 4 варианта заданий. Посмотрите на них и выберите себе любое. Все 4 варианта лежат у вас на партах.

На доске четыре варианта заданий. Каждое записано своим цветом. У детей на партах кроме карточек с фигурами четырёх цветов, квадраты соответствующих цветов.

понятие площади криволинейной фигуры

Дети, решив задание, поднимают карточку с соответствующим заданию цветом. По цвету они находят группу, сверяют решение, выбирают одного представителя от группы, который записывает решение на доске. Остальные сверяют свои ответы с доской.

Учитель. Ребята, научились мы находить площади геометрических фигур?

2. Постановка учебной задачи

Учитель. А теперь найдите площадь этой фигуры.

Показывает и вывешивает на доску

понятие площади криволинейной фигуры

Учитель. Почему вы не можете выполнить задание?

Ученики. Это не прямоугольник и не треугольник. Это не многоугольник.

Учитель. Чем эта фигура отличаются от нам известных фигур, многоугольников?

Ученики. Непонятно, где длина, ширина. Нет углов. Фигуры некрасивые, какие-то кривые.

Учитель. Да, все многоугольники состоят из прямых линий. Поэтому их называют прямолинейными фигурами. А из каких линий состоят эти фигуры?

Как бы вы их назвали?

Учитель. В математике такие фигуры называют криволинейными.

Учитель. Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

Ученики. Учиться находить площади криволинейных фигур.

Учитель фиксирует проблему на доске:

3. Поиск решения поставленной задачи

Учитель. Как же мы будем решать эту задачу? Как вы находили площадь прямоугольника, когда ещё не знали формулу его площади?

Ученики. Мы измеряли площадь прямоугольника с помощью мерки.

Учитель. А для криволинейной фигуры такой способ можно попробовать?

Учитель. Как можно узнать площадь криволинейной фигуры с помощью мерки в одну клетку?

Ученики. Разбить на мерки, продолжив линии клеток-мерок.

Учитель. Что будете делать, когда разобьёте фигуру на мерки, чтобы узнать площадь фигуры?

Ученики. Посчитаем количество мерок в фигуре.

Учитель. Работаем в группах.

Представители от групп записывают свои ответы на доске. Ответы оказываются разными.

Учитель. Почему ответы оказались разными? Наши ребята не умеют считать?

Группа, у которой количество мерок меньше, объясняют: “Мы не считали нецелые мерки”.

Учитель. Правильно будет вообще не считать неполные мерки?

Учитель. А считать половинку как полную мерку-квадрат можно?

Учитель. Что же делать с неполными мерками, ребята? Как их считать?

Ученики. Складывать по две мерки.

Учитель. Да, в математике договорились считать всё количество неполных мерок и делить на 2.

Учитель. Посчитайте ещё раз количество полных мерок. Неполных мерок.

Ученики работают в группах.

Учитель. Скольким квадратным меркам равна площадь фигуры?

Представители от групп называют ответы. Все сверяют со своими ответами.

Учитель. Что мы сейчас нашли?

Ученики. Мы узнали площадь криволинейной фигуры.

Учитель. Давайте вспомним, как мы это делали.

Дети говорят, учитель записывает на доске.

1. Разбить на мерки.

1. Посчитать полные мерки.

2. Посчитать неполные мерки и разделить на 2.

Учитель. Так можно найти площадь только этой криволинейной фигуры?

Ученики. Можно найти площадь и другой фигуры.

Учитель. Как записать, чтобы было понятно, что таким способом можно воспользоваться для вычисления площади любой криволинейной фигуры?

Как обозначить полные мерки? Неполные мерки?

Дети предлагают разные варианты. Учитель сообщает, что в математике договорились полные мерки обозначать буквой n, а неполные мерки буквой m.

Учитель. Кто закончит запись So = ?

На доске появляется запись: So = n + m : 2

Учитель. Откройте учебники на стр. 61. Найдите № 88. Работая в парах, узнайте площади криволинейных фигур: 1 ряд – площадь первой фигуры, 2 ряд – площадь второй фигуры, 3 ряд – площадь третьей фигуры.

Представители от пар, выполнивших задание первыми, записывают на доске ответы. Остальные сравнивают свои ответы с их записями.

Учитель. По какой формуле вы находили площадь криволинейной фигуры?

Ученики. S = n + m : 2

Учитель. При таком способе нахождения площади (путём разбиения фигуры на мерки-квадраты) измерения получаются неточными.

Какие единицы измерения площадей вы знаете?

Ученики. Кв.см, кв.мм, кв.м, кв.км.

Учитель. Откройте учебник на с. 62 , № 89.

Одну и ту же фигуру измеряли сначала в кв.см, потом в кв. мм

Как вы думаете, в каком случае измерения выполнены более точно: в кв. см или в кв.мм?

Ученики. Более точно измерили квадратными мм .

6. Конкретизация способа нахождения площади криволинейной фигуры

Учитель. Мы научились измерять площади криволинейных фигур, разбивая их на клетки – мерки.

А сейчас посмотрите вот на эту фигуру:

понятие площади криволинейной фигуры

Надо узнать площадь этой фигуры с помощью мерки в 1 кв. см.

Чем отличается данное задание от предыдущего?

Ученики. Нет клеточек, по которым можно провести линии мерок.

Учитель. Да, здесь нет сетки из квадратов. Как же узнать, сколько полных и неполных кв. см поместилось в данной фигуре?

Все задумались и молчат. Один ученик предлагает свою версию – накинуть сверху какую-нибудь сетку из квадратиков.

Учитель. Да, можно изготовить специальное устройство (показываю). Это палетка.

Достаньте из конверта палетку. Кто догадался, как её сделали?

Ученики. Расчертили на квадраты со стороной в 1 см.

Учитель. А как ей пользоваться?

Ученики. Наложить на фигуру и посчитать количество клеток.

Посчитайте в парах площадь этой криволинейной фигуры.

Учитель. Выполните задание в учебнике № 90.Каждый самостоятельно.

Три первых ученика, выполнивших задание, выходят к доске и записывают свои ответы

Класс сверяет ответы.

Учитель. Дома вам надо найти площади фигур из № 91. Что вам для этого понадобится?

Учитель. Кто сможет сделать её сам?

Как это сделать?

Думаю, что все справятся с этой работой.

Если вы увидите фигуру, площадь которой можно найти другим способом, то вычислите площадь такой фигуры двумя способами: с помощью палетки и без неё.

8. Итоговая рефлексия

Учитель. Какую задачу решали на уроке?

Ученики. Учились находить площадь криволинейной фигуры.

Учитель. Кто сможет дома рассказать родителям ,как найти площадь криволинейной фигуры?

Как это сделать?

Учитель. А как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующих уроках?

Ученики. Будем решать задачи на нахождение площадей фигур.

Будем находить новые формулы для нахождения площадей фигур.

Учитель. Да, на следующих уроках мы будем использовать полученные знания в решении задач.

🎥 Видео

11 класс, 21 урок, Определённый интегралСкачать

11 класс, 21 урок, Определённый интеграл

Криволинейная трапеция и ее площадь. Практическая часть. 11 класс.Скачать

Криволинейная трапеция и ее площадь. Практическая часть. 11 класс.

✓ Формула Ньютона-Лейбница. Что такое первообразная и интеграл | Осторожно, спойлер! | Борис ТрушинСкачать

✓ Формула Ньютона-Лейбница. Что такое первообразная и интеграл | Осторожно, спойлер! | Борис Трушин

Как найти интеграл и площадь криволинейной трапецииСкачать

Как найти интеграл и площадь криволинейной трапеции

Интегралы №12 Вычисление площадейСкачать

Интегралы №12 Вычисление площадей

Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его свойстваСкачать

Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его свойства

Найти площадь фигуры, ограниченной линиями. Пример 1.Скачать

Найти площадь фигуры, ограниченной линиями. Пример 1.

Площадь криволинейной трапеции | Интегралы | Математический анализСкачать

Площадь криволинейной трапеции | Интегралы | Математический анализ

§56 Площадь криволинейной трапеции и интегралСкачать

§56 Площадь криволинейной трапеции и интеграл

Нахождение площади криволинейной трапецииСкачать

Нахождение площади криволинейной трапеции

Площадь криволинейной трапецииСкачать

Площадь криволинейной трапеции

Нахождение площади криволинейной трапеции. Парабола, косинусСкачать

Нахождение площади криволинейной трапеции. Парабола, косинус

Математика без Ху!ни. Определенные интегралы, часть 1.Скачать

Математика без Ху!ни. Определенные интегралы, часть 1.

Определенный интеграл. 11 класс.Скачать

Определенный интеграл. 11 класс.
Поделиться или сохранить к себе: