- Сайт о псевдонимах и их носителях.
- Псевдоним — Максим Горький, Алексей Максимович Горький
- Максим Горький
- Фото Все
- Видео Все
- Максим Горький — биография
- Детство и юность
- Эмиграция
- Могут быть знакомы
- Писатель
- Личная жизнь
- Смерть
- Творчество
- Романы
- Повести
- Рассказы
- Пьесы
- Ссылки
- Семь мифов о Горьком
- 1. Горький — ничтожный писатель
- 2. Горький — создатель соцреализма
- 3. Горький — борец с социальной несправедливостью
- 4. Горький — антимодернист
- 5. Горький и Ленин
- 6. Горький и Сталин
- 7. Горький, русский народ и евреи
- 🔍 Видео
Видео:Электронная подпись #photoshop #design #photoshoptutorial #art #tutorialСкачать
Сайт о псевдонимах и их носителях.
Одно имя дают родители. Совсем другое дает жизнь. Но подлинное имя мы даем себе сами. Но не у всех хватает духу признаться в подлинном имени. Даже себе.
Псевдоним — Максим Горький, Алексей Максимович Горький
Максим Горький, Алексей Максимович Горький. Настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Родился 16 (28) марта 1868 в Нижнем Новгороде, умер 18 июня 1936 в Горках Московской области. Русский советский писатель, литературный критик и публицист, родоначальник советской литературы, активный участник революционного движения, общественный деятель. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков.
Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил: «Не писать же мне в литературе — Пешков…».
Максим Горький это псевдоним – френоним*. Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.
Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано. Есть версия, что имя Максим заимствовано у преступника, убившего прадеда Горького, Максима Башлыка, про которого Алеша любил рассказывать в детстве. Стоит также отметить, что фамилию Максимов носил отчим А. Пешкова. Поэтому, как бы там ни было, с именем Максим, у Горького в жизни было много связано и выбор такого псевдонима не случаен.
Максим Горький — эта глубоко символичная подпись впервые появилась под рассказом «Макар Чудра» в Тифлисской газете «Кавказ» 12.09.1892 г. 24-летний автор служил тогда конторщиком в железнодорожных мастерских. Это был литературный дебют Алексея Пешкова. Впоследствии он пользовался еще целым рядом псевдонимов, но мировую славу принес самый первый из них.
М. Горький под заметками в «Самарской газете» и «Нижегородском листке» (1896 г.) ставил Pacatus (мирный), а в сборнике «Красной панорамы» (1928 г.) подписался Unicus (единственный). В «Самарской газете» фельетоны «Самара во всех отношениях» с подзаголовком «Письма одного странствующего рыцаря» подписывал Дон Кихот (1896 г.). Горький в подписях к фельетонам нередко использовал инкогнитоним Н. Х., который следовало читать: «Некто икс».
Ряд заметок Алексея Максимовича в «Самарской газете» (1895-1896 г.г.), а также рассказ «Соловей» были подписаны Дваге, т.е. два «Г» — Горький и Гусев (журналист, дававший материалы для заметок).
Чтобы скрыть авторство М. Горький, помимо вышеуказанных псевдонимов, пользовался нейтральными именами (нейтронимами**), так «Рассказ об одном романе» (1924 г.) он подписал Василий Сизов.
Случалось, что Горький выступал под именем персонажа своего собственного произведения. Однажды он в качестве псевдонима использовал имя созданного им самим литературного героя. Один его фельетон в «Чудаке» (1928 г.) подписан Самокритик Словотеков. Эту фамилию носил персонаж сатирической пьески Горького «Работяга Словотеков», написанной им в 1920 г. для Театра народной комедии. По поводу этого псевдонима Горький сообщил редакции «Чудака» следующее: «Лично сотрудничать в журнале вашем вряд ли найду время, но разрешите рекомендовать вам знакомого моего, Самокритика Кирилловича Словотекова. Самокритик – подлинное имя его, данное родителями при рождении. Человек он довольно пожилой, но «начинающий». Беспартийный. Отношение к алкоголю – умеренное».
Чтобы рассмешить читателей Горький придумывал шуточные псевдонимы, выбирая старые, давно вышедшие из употребления имена в сочетании с замысловатой фамилией. В молодости в самарских и саратовских газетах конца 90-х годов подписывался Иегудиил Хламида. Под одним из писем к 15-летнему сыну стоит: Отец твой Поликарп Унесибоженожкин. На страницах домашнего рукописного журнала «Соррентийская правда» (1924 г.) он подписывался Метранпаж Горячкин, Инвалид муз, Осип Тиховоев, Аристид Балык.
В литературной биографии Горького случались и случаи плагиата, а точнее плагиата «во благо», т.е. желание уже популярного писателя помочь своему начинающему коллеге, без каких бы то ни было корыстных мотивов. В 1918 г. в «Новой жизни» опубликован подписанный именем М. Горького рассказ «Ланпочка». Но напрасно было бы искать этот рассказ в собрании сочинений Горького. В 1933 г. он сообщил редакции «Сибирских огней»: «Рассказ «Ланпочка», о котором вы спрашиваете, написан не мною, а моим сыном Максимом, который был в Сибири в 1918 год и увидел эту лампочку в действии».
Однако А. Пешков не был первым русским литератором, придумавшим себе псевдоним Горький: по свидетельству русского писателя и поэта Н.Д. Телешова, таким же был один из ранних псевдонимов поэта И.А. Белоусова.
Позднее стали появляться производные псевдонима Максим Горький. Максим Леонов, отец советского писателя Леонида Леонова, поэт и журналист, человек нелегкой судьбы, подписывался Максим Горемыка. В честь Горького назвался и выдающийся белорусский поэт Максим Танк (автоним – Евгений Скурко).
Интересно, что когда псевдоним Максим Горький должен был быть употреблен с отчеством, то использовали настоящие имя и отчество – Алексей Максимович.
Рано осиротев, Горький провел детские годы в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и т.п.
В 16 лет попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой. За связь с кружком Н. Е. Федосеева в 1888 году был арестован. М. Горький находился под постоянным надзором полиции. Работал на железной дороге. Весной 1891 года отправился странствовать по стране и дошёл до Кавказа. За пять с половиной лет путешествий описывал социальные проблемы в обществе. В это время появились рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Супруги Орловы» и др.
В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава А.М. Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он тесно сотрудничал с революционными организациями. В 1905 вступил в ряды РСДРП и познакомился с В. И. Лениным. Горьким оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-1907 гг. После революции из-за туберкулёза Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Там Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным.
После возвращения в Россию в 1913 году Горький пишет автобиографические повести «Детство», «В людях», цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издаёт первый сборник пролетарских писателей.
Горький с энтузиазмом отнесся к Февральской революции 1917 г., но к Октябрьской у него было неоднозначное отношение. В 1917-1919 годах M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает многих её представителей от репрессий большевиков и голода.
Осенью 1921 года Горький вновь выехал за границу, в 1922 году им написана повесть «Мои университеты», которая стала последней частью его автобиографической трилогии. В 1925 году публикует роман «Дело Артамоновых», который стал по сути историей развития капитализма в России.
В 1928 году по приглашению Советского правительства и лично И. Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу».
В 1932 году Горький возвращается в СССР, где сразу становится «главой» советской литературы. М. Горький создает новые журналы, серии книг — «Жизнь замечательных людей», «История Гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Библиотека поэта». Максим Горький является инициатором создания и первым председателем правления Союза писателей СССР. Членом ЦИК СССР.
M. Горький умер 18 июня 1936 года. Есть неподтвержденная версия, что он был отравлен по приказу Троцкого, когда Сталин готовил московские показательные процессы, обвиняемыми на которых должны были стать многие старые друзья Горького. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг М. Горького был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения.
Именем Максима Горького названы населенные пункты, улицы, переулки и набережные, площади и парки, ж/д станция и станции метро, множество театров и библиотек, киностудия, университеты и институты. Его имя носили самолеты и корабли, заводы и фабрики. Практически в каждом городе Горькому поставлен памятник (в одном Нижнем Новгороде их четыре). Город Горький – название Нижнего Новгорода с 1932 по 1990 годы. Имя Горького дано водохранилищу на реке Волге.
* Френоним — псевдоним, указывающий на главную черту характера автора или главную особенность его творчества.
** Нейтроним — псевдоним, не вызывающий никаких ассоциаций.
Копирование материалов сайта только с действующей прямой гиперссылкой на источник.
Алюминиевое остекление в Москве и МО; Лениниана; Телефоны доверия; Запчасти для автовозов.
Все вопросы и предложения по работе данного сайта направлять по адресу:
Видео:Математика это не ИсламСкачать
Максим Горький
Фото Все
Видео Все
Три революции Максима Горького. Документальный фильм (2018)
Быков о творчестве Максима Горького
Горький Максим. Четыре жены буревестника революции
Видео:Как получить электронную подпись ЭЦП сертификат бесплатно для торгов и тендеров?Скачать
Максим Горький — биография
Максим Горький – писатель, драматург, прозаик. Он стоял у истоков создания Союза писателей СССР и был его первым председателем.
Когда задают вопрос о творчестве Алексея Пешкова, то он многих ставит в тупик. Далеко не все знают, что это настоящее имя писателя Максима Горького. Он был не просто литератором, но и отличался активной общественной деятельностью. Поначалу скептически отнесшийся к революции, он впоследствии стал ее певцом. Его пять раз выдвигали на получение Нобелевской премии, его труды издавались при жизни большими тиражами. Горького ставили в один ряд с Пушкиным и Толстым, его произведения были написаны доступным языком, понятным каждому.
Детство и юность
Родился Алексей Пешков 28 марта 1868 года в небольшом городишке Канавино Нижегородской губернии. Отец мальчика – Максим Пешков, трудился столяром, потом занимал должность управляющего в пароходной конторе. Умер от холеры, которой заразился от сына. Алексею было 4, когда он заболел, отец выхаживал его, заболел сам и вскоре умер. Алеша почти не помнил своего папу, но по рассказам родных знал о нем многое и чтил его память. Когда он брал себе псевдоним, то назвался Максимом в честь отца.
Максим Горький в детстве
Маму Алеши звали Варвара Каширина, она была родом из мещан. После смерти мужа еще раз вышла замуж, но вскоре сгорела от чахотки. Дед по отцовской линии – Савватий Пешков имел чин офицера, но за жестокое обращение с солдатами его разжаловали и отправили в Сибирь. Он был настолько жестким человеком, что даже сын Максим сбегал из дома пять раз, а в 17 покинул родные стены навсегда.
После смерти родителей Алеша остался круглым сиротой, и его детство прошло у деда и бабки по материнской линии. С 11-летнего возраста он уже постигал свои жизненные университеты. Его трудовая биография началась с посыльного при магазине, потом он устроился на пароход буфетчиком, затем служил в помощниках у пекаря и иконописца. Эти годы он потом красочно описал в произведениях «Детство», «В людях», «Мои университеты».
Максим Горький в юности
Алексей Пешков пытался поступить в Казанский университет, но из этой затеи ничего не вышло. Потом его арестовали за участие в марксистском кружке. Немного времени Пешков работал на железной дороге в качестве сторожа. Когда ему исполнилось 23, он отправился в пешее путешествие по России, и ему удалось дошагать до Кавказа. На протяжении всего пути будущий писатель старается записать все, что он видит вокруг, а также свои мысли и чувства, которые потом отразятся в его творчестве. Он начинает понемногу писать и его рассказы издают.
Эмиграция
Когда имя Максима Горького уже было достаточно известным в стране, он эмигрирует в США, а потом оттуда и в Италию. Это решение было вызвано не проблемой с действующей властью, как часто можно прочитать в исторических трактатах, а только из-за перемен в личной жизни. Он продолжает трудиться за границей и там выходит множество его книг революционной направленности. В 1913 году Максим Горький возвращается на Родину. Он остановился в Петербурге и продолжал работать, причем сотрудничал с разными издательствами.
Максим Горький в Италии
Пешков всегда придерживался марксистских взглядов, но когда грянула Октябрьская революция, он принял ее не сразу. После окончания Гражданской войны, Горький снова уезжает на границу, однако в 1932-м возвращается на родину, на этот раз окончательно.
Могут быть знакомы
Писатель
1892 год стал началом творческой биографии писателя. Именно в это время он издает свой рассказ «Макар Чудра». Однако известность к нему пришла немного позже, с выходом двухтомника «Очерки и рассказы». Эта книга вышла большим тиражом, который раза в три превышал другие издания того времени. Самыми значимыми рассказами в то время были «Бывшие люди», «Старуха Изергиль», «Челкаш» и поэма «Песня о Соколе». Следующая поэма Максима Горького вошла во все хрестоматии. Не остался Горький в стороне и от детской литературы. Он пишет сказки – «Самовар», «Воробьишко», «Сказки об Италии», выпускает первый в СССР журнал для детей и занимается организацией праздников для детей бедняков.
Максим Горький в процессе творчества
Важной вехой в творчестве Горького стали его пьесы «Мещане», «На дне», «Егор Булычов и другие», в которых он раскрывается, как талантливый драматург, и демонстрирует свое видение окружающей его действительности. Отдельное место в русской классической литературе занимают его повести «В людях» и «Детство», романы «Дело Артамоновых» и «Мать». Последним творением великого писателя стал роман «Жизнь Клима Самгина», который иногда называют вторым названием – «Сорок лет». На его написание ушло одиннадцать лет жизни Горького, но, к сожалению, это произведение осталось не оконченным.
Личная жизнь
Первую и единственную официальную жену Максима Горького звали Екатерина Волжина. Писатель женился уже достаточно взрослым – в 28. Знакомство будущих супругов состоялось в издательстве газеты «Самарская газета», где Катя трудилась в должности корректора. Они поженились и через год стали родителями сына Максима, а потом и дочери Екатерины, которую назвали в честь ее мамы. Горький воспитывал и своего крестника Зиновия Свердлова, который впоследствии сменил свою фамилию на Пешков.
Максим Горький и его жена Екатерина Волжина
Однако первая любовь к жене быстро прошла, и семейная жизнь начала тяготить свободолюбивого буревестника революции. Супруги продолжали жить вместе, но только благодаря детям. Когда умерла их малышка дочь, то это послужило поводом для развода. Однако супругам удалось остаться в хороших отношениях, они дружили и переписывались до самой смерти писателя.
После ухода из семьи, в жизни Горького появляется актриса МХАТа Мария Андреева, с которой он познакомился благодаря писателю Чехову. Они жили в гражданском браке шестнадцать лет. Это она стала причиной эмиграции сразу в Штаты, потом в Италию. У Марии было двое своих детей – Екатерина и Андрей, которым Горький постарался заменить отца. После Октябрьской революции Мария с головой погрузилась в партийную работу, семья для нее отошла на второй план, и в 1919-м супруги расстались.
Максим Горький и Мария Андреева
Инициатором разрыва был Максим Горький, он объявил жене, что у него появилась другая женщина. Ее звали Мария Будберг, она была бывшей баронессой и работала у Максима секретарем. Семейная жизнь с Будберг продлилась тринадцать лет. Этот брак тоже был гражданским. Разница в возрасте супругов составляла 24 года, и ни для кого не было секретом, что у нее есть романтические отношения на стороне. Среди ее любовников оказался и знаменитый писатель-фантаст из Англии Герберт Уэллс. Именно к нему Мария и отправилась вскоре после смерти Максима Горького. С огромной вероятностью можно сказать, что авантюристка Будберг была тайным сотрудником НКВД, и вполне могла быть завербована в качестве двойного агента, к примеру, английской разведкой.
Смерть
После того, как в 1932-м Горький окончательно вернулся домой, он сотрудничает одновременно с несколькими газетами и журналами, выпускает книги «Библиотека поэта», «История фабрик и заводов», «История гражданской войны». В эти годы он выступил организатором и идейным вдохновителем создания Союза писателей. В этот период внезапно умирает его горячо любимый сын Максим от воспаления легких. Эта смерть сильно подкосила Горького, он как будто бы потух. Писатель часто бывал на кладбище у сына, и после одного из таких посещений почувствовал резкое недомогание. На протяжении трех недель его лихорадило, пока 18 июня 1936 года Горький не умер. Его тело кремировали, и урна с прахом была помещена в Кремлевской стене. Но еще до кремации мозг писателя извлекли и его изучением занимались в одном из НИИ.
Могила Максима Горького
Спустя годы вопрос о причине смерти Горького и его сына начал задаваться достаточно часто. Слишком много было необычного в резком развитии болезни и летальном исходе. Было предположение, что они отравлены и что к этому имеет непосредственное отношение Генрих Ягода, народный комиссар и по совместительству любовник Марии Будберг. Подозревали, что в смерти писателя замешан Лев Троцкий и даже Сталин. Когда в СССР появилось громкое «дело врачей», то три доктора получили обвинение в смерти писателя Горького.
Творчество
Романы
- 1900—1901 — «Трое»
- 1906 — «Мать»
- 1925 — «Дело Артамоновых»
- 1925—1936— «Жизнь Клима Самгина»
Повести
- 1894 — «Горемыка Павел»
- 1899 — «Фома Гордеев»
- 1900 — «Мужик. Очерки»
- 1908 — «Жизнь ненужного человека».
- 1908 — «Исповедь»
- 1909 — «Лето»
- 1909 — «Городок Окуров»
- 1913—1914 — «Детство»
- 1915—1916 — «В людях»
- 1923 — «Мои университеты»
- 1929 — «На краю Земли»
Рассказы
- 1892 — «Макар Чудра»
- 1893 — «Емельян Пиляй»
- 1894 — «Мой спутник»
- 1895 — «Челкаш»
- 1895 — «Старуха Изергиль»
- 1895 — «Ошибка»
- 1895 — «Песня о Соколе»
- 1897 — «Бывшие люди»
- 1898 — «Варенька Олесова»
- 1898 — «Проходимец»
- 1899 — «Двадцать шесть и одна»
- 1906 — «Товарищ!»
- 1908 — «Солдаты»
- 1911 — «Сказки об Италии»
Пьесы
- 1901 — «Мещане»
- 1902 — «На дне»
- 1904 — «Дачники»
- 1905 — «Дети солнца»
- 1905 — «Варвары»
- 1906 — «Враги»
- 1908 — «Последние»
- 1910 — «Чудаки»
- 1913 — «Зыковы»
- 1913 — «Фальшивая монета»
- 1915 — «Старик»
- 1930 — «Сомов и другие»
- 1931 — «Егор Булычов и другие»
- 1932 — «Достигаев и другие»
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Видео:Как поставить подпись прямо на телефоне. Электронная подписьСкачать
Семь мифов о Горьком
Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьянства, создатель соцреализма и другая неправда
Горьковский миф, сформировавшись в основных чертах еще до революции, был зацементирован советским каноном, а затем развенчан диссидентской и перестроечной критикой. Подлинная фигура писателя размылась до абсолютной неразличимости под слоями противоречащих друг другу мифологизаций и демифологизаций, а полная увлекательных эпизодов биография успешно заместила в коллективном воображении его творчество. Arzamas собрал спорные моменты биографии и творчества писателя-босяка, буревестника революции, основоположника соцреализма, близкого друга Ленина, советского бонзы, певца Беломорканала и Соловецкого лагеря.
Видео:Чем опасно для руководителя использовать электронную подпись на сотрудников?Скачать
1. Горький — ничтожный писатель
Самая знаменитая формулировка этого тезиса принадлежит, видимо, Владимиру Набокову. «Художественный талант Горького не имеет большой ценности» и «не лишен интереса» лишь «как яркое явление русской общественной жизни», Горький «псевдоинтеллигентен», «обделен остротой зрения и воображением», в нем «напрочь отсутствует интеллектуальный размах», а его дар «убог». Он стремится к «плоскому» сентиментализму
«в худшем варианте», в его произведениях нет «ни одного живого слова», «одни готовые штампы», «сплошная патока с небольшим количеством копоти». Не менее язвительно о писательском даровании Горького отзывался Мережковский:
«О Горьком как о художнике именно больше двух слов говорить не стоит. Правда о босяке, сказанная Горьким, заслуживает величайшего внимания; но поэзия, которою он, к сожалению, считает нужным украшать иногда эту правду, ничего не заслуживает, кроме снисходительного забвения».
Другой признанный носитель высокого литературного вкуса И. А. Бунин прямо писал о «беспримерной незаслуженности» мировой славы Горького («Горький», 1936), обвиняя его чуть ли не в фальсификации собственной босяцкой биографии.
Степан Скиталец, Леонид Андреев, Максим Горький, Николай Телешов, Федор Шаляпин, Иван Бунин, Евгений Чириков. Открытка начала XX века © vitber.lv
Но рядом с этими уничижительными характеристиками несложно поставить другие — прямо противоположные, дышащие любовью к Горькому и восхищением к его таланту. По словам Чехова, Горький — «настоящий», «залихватский» талант; Блок называет его «русским художником»; вечно язвительный и сдержанный Ходасевич пишет о Горьком как о писателе высокой пробы; а Марина Цветаева отмечает по случаю присуждения Бунину Нобелевской премии: «Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее — Горький. Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи» (в письме к А. А. Тесковой от 24 ноября 1933 года).
Видео:Подделка подписи, почерковедческая экспертиза, техническая экспертиза документа #адвокат #экспертизаСкачать
2. Горький — создатель соцреализма
Советское литературоведение интерпретировало развитие реалистического искусства как переход от критического реализма, воплощенного в творчестве Пушкина, Гоголя, Тургенева и Толстого, к реализму социалистическому, являвшему собой официальный и единственный художественный метод советского искусства. Последним представителем критического реализма был назначен Чехов, а Горькому досталась роль «основоположника литературы социалистического реализма» и «родоначальника советской литературы» (Большая советская энциклопедия).
«Выдающимися произведениями социалистического реализма» признавались пьеса Горького «Враги» (1906) и особенно роман «Мать» (1906). При этом теория социалистического реализма окончательно оформилась лишь в 30-е годы, именно тогда и была выстроена генеалогия этого «художественного метода… представляющего собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека» — с Горьким во главе и с его написанным чуть не 30 лет назад в Америке романом «Мать» в качестве высочайшего образца.
Позднее Горький чувствовал необходимость оправдать тот факт, что шедевр соцреализма был написан в Америке, вдали от русских реалий. Во второй редакции очерка «В. И. Ленин» (1930) появилась фраза: «Вообще поездка не удалась, но я там написал „Мать“, чем и объясняются некоторые „промахи“, недостатки этой книги».
Сегодня исследователи Горького обнаруживают идеологическую пружину образцового советского романа совсем не в марксизме, как того хотело советское литературоведение, а в своеобразных идеях богостроительства, занимавших Горького на протяжении всей жизни:
«Горького не увлекал марксизм, но увлекала мечта о новом человеке и новом Боге… Главная идея „Матери“ — идея нового мира, и символично, что место Бога-Отца в нем занимает Мать. Сцены собраний рабочего кружка выдержаны в той же квазибиблейской стилистике: они напоминают тайные встречи апостолов».
Примечательно, что вопреки железной хронологической логике советской теории стилей последнее произведение Горького «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936; четвертая часть не была завершена) в статье Большой советской энциклопедии о социалистическом реализме причислено к реализму критическому.
Видео:Максим Горький и ГУЛАГ: факты, мифы, парадоксыСкачать
3. Горький — борец с социальной несправедливостью
Несомненно, что Горький восставал против современного ему миропорядка, но его бунтарство не ограничивалось сферой социального. На метафизический, богоборческий характер горьковского творчества указывал его яростный критик Д. С. Мережковский:
«Чехов и Горький действительно „пророки“, хотя не в том смысле, как о них думают, как, может быть, они сами о себе думают. Они „пророки“ потому, что благословляют то, что хотели проклясть, и проклинают то, что хотели благословить. Они хотели показать, что человек без Бога есть Бог; а показали, что он — зверь, хуже зверя — скот, хуже скота — труп, хуже трупа — ничто».
Известно, что Горькому были близки идеи русского космизма, идеи борьбы со смертью как воплощением абсолютного зла, ее преодоления, обретения бессмертия и воскресения всех мертвых («Общее дело» Н. Ф. Федорова). По свидетельству О. Д. Чертковой, за два дня до смерти в бреду Горький произнес: «…знаешь, я сейчас спорил с Господом Богом. Ух, как спорил!» Горьковский бунт захватывал мироздание, жизнь и смерть, был призван изменить миропорядок и человека, то есть метил куда выше простого изменения общественного устройства. Прямое художественное выражение этого — сказка в стихах «Девушка и смерть» (1892), вызвавшая знаменитую резолюцию Сталина: «Эта штука сильнее „Фауста“ Гете (любовь побеждает смерть)».
Видео:Как обезопасить свою электронную подпись?Скачать
4. Горький — антимодернист
Образ Горького — поборника реалистических тенденций в литературе, противника декаданса и модернизма, основателя соцреализма рассыпается, если приглядеться к его реальному месту в литературном процессе Серебряного века. Яркий романтизм ранних рассказов, ницшеанство и богоискательство оказываются созвучны модернистским тенденциям русской литературы рубежа веков. Анненский пишет о пьесе «На дне»:
«После Достоевского Горький, , самый резко выраженный русский символист. Его реалистичность совсем не та, что была у Гончарова, Писемского или Островского. Глядя на его картины, вспоминаешь слова автора „Подростка“, который говорил , что в иные минуты самая будничная обстановка кажется ему сном или иллюзией».
Мифологизация Горьким своей жизни также может быть прочитана в контексте символистского жизнетворчества, а близость со многими модернистами ярко демонстрирует всю относительность традиционного советского взгляда на место Горького в литературном процессе. Неслучайно тончайший взгляд на природу горьковского искусства принадлежит не кому иному, как Владиславу Ходасевичу, важнейшей фигуре русского модернизма, входившему на протяжении нескольких лет в домашний круг писателя.
Видео:Электронная подпись - ЭЦП 2023. Получение ЭЦП, копия и продление ЭЦП в 2023 году. ЭЦП в налоговойСкачать
5. Горький и Ленин
Образ Горького как великого пролетарского писателя, канонизированный советской официальной культурой, обязательно включал в себя легенду о теснейшей дружбе, связывавшей буревестника революции с Лениным: легенда имела мощную визуальную составляющую: многочисленные скульптуры, картины и фотографии, изображавшие сцены оживленных бесед создателя соцреализма с пролетарским вождем.
Ленин и Горький с рыбаками на Капри. Картина Ефима Чепцова. 1931 год © Getty Images / Fotobank
На деле политическое положение Горького после революции было далеко не однозначным, а влияние — ограниченным. Уже с 1918 года писатель играл в Петрограде роль несколько двусмысленную, причиной чему были его весьма критические по отношению к социалистической революции очерки, составившие книгу «Несвоевременные мысли» (книга не перепечатывалась в России вплоть до 1990 года), и вражда с могущественным председателем Петроградского совета Григорием Зиновьевым. Такое положение привело в конце концов к почетной ссылке Горького, продлившейся почти двенадцать лет: певцу революции не нашлось места в послереволюционной действительности.
Впрочем, к созданию этого мифа приложил руку и сам Горький, в сентиментальных красках изобразивший дружбу с Лениным в биографическом очерке о нем.
Видео:Главный вход ЦПКиО им. Горького, 1955 г.Скачать
6. Горький и Сталин
Последний период жизни Горького — после его возвращения в советскую Россию — так же, как и вся его биография, оброс легендами, несущими, правда, противоположный идеологический заряд. Особое место среди них занимают популярные слухи, что Горький, вернувшись, попал под жесткий контроль чекистов, что Сталин угрожал ему и его семье и в конце концов расправился с неугодным писателем (предварительно организовав убийство его сына).
Но факты говорят о том, что сталинизм Горького был искренним, а отношения со Сталиным — как минимум нейтральными. После возвращения писатель изменил свое мнение о методах большевиков, увидев в советской реальности грандиозную лабораторию по переделке человека, вызвавшую его глубокое восхищение.
«В 1921–1928 годах Горького смущало и тяготило полуопальное положение буревестника революции, принужденного жить за границей на положении чуть ли не эмигрантском. Ему хотелось быть там, где творится пролетарская революция. Сталин, расправившийся с его недругом Зиновьевым (имею в виду не казнь Зиновьева, а его предварительную опалу), дал Горькому возможность вернуться и занять то высокое положение арбитра по культурным вопросам, которого Горький не мог добиться даже при Ленине. Сама личность Сталина, конечно, ему в высшей степени импонировала. Несомненно, он льстил Сталину не только в официальных речах и писаниях».
Похороны Горького. Сталин, Молотов, Каганович выносят урну с прахом из Дома союзов.
Похороны Горького. Сталин, Молотов, Каганович, Орджоникидзе и Андреев несут урну с прахом во время траурного митинга.
Версия о том, что Горького убили, впервые была озвучена в ходе Третьего Московского процесса 1937 года: в злодейском убийстве писателя и его сына, Максима Пешкова, обвиняли бывшего наркома внутренних дел Генриха Ягоду, а также секретаря Горького Петра Крючкова и трех известных врачей — Льва Левина, Игнатия Казакова и Дмитрия Плетнева. Все это преподносилось как часть обширного «правотроцкистского» заговора. В частности, Ягода признался, что убил Горького по личному указанию Троцкого, переданному через Енукидзе: якобы заговорщики пытались рассорить Горького со Сталиным, а когда ничего не вышло, решили его устранить, опасаясь, что после свержения сталинского руководства Горький, к чьему мнению прислушиваются и в стране, и за рубежом, «подымет свой голос протеста против нас». Максима Пешкова Ягода якобы приказал отравить из личных соображений, поскольку был влюблен в его жену. Чуть позже возникают версии, согласно которым Сталин сам приказал Ягоде отравить Горького, или даже сделал это собственноручно, послав ему коробку конфет. Известно, впрочем, что Горький не любил сладкое, а конфетами обожал одаривать родных и гостей, так что отравить его таким образом было бы затруднительно. В целом, никаких убедительных доказательств версии об убийстве не известно, хотя писали о ней много.
Но версия эта оказалась выгодна: Сталин воспользовался ею как предлогом для расправы над троцкистско-зиновьевским блоком. Разоблачители Сталина, в свою очередь, с удовольствием вписали Горького в число сталинских жертв.
Видео:Электронная подпись. Что изменяется в 2023 году #советникпрофСкачать
7. Горький, русский народ и евреи
Образ Горького — певца русского народа рассыплется, если принять во внимание, что великий пролетарский писатель с ненавистью относился к русскому крестьянству и деревне. В системе взглядов Горького крестьянин олицетворял все негативные свойства человеческой натуры: глупость, лень, приземленность, ограниченность. Босяк, излюбленный горьковский тип, будучи выходцем из крестьянской среды, возвышался над ней и всем своим существованием отрицал ее. Столкновение Челкаша, «старого травленного волка», «заядлого пьяницы и ловкого, смелого вора», с трусливым, слабым и ничтожным крестьянином Гаврилой ярко иллюстрирует это противопоставление.
«Вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень… и их заменит новое племя — грамотных, разумных, бодрых людей. На мой взгляд, это будет не очень „милый и симпатичный русский народ“, но это будет — наконец — деловой народ, недоверчивый и равнодушный ко всему, что не имеет прямого отношения к его потребностям».
По-своему горьковское отношение к крестьянству понял Мережковский: «Босяк ненавидит народ, потому что народ — крестьянство — все еще бессознательное христианство, пока старое, слепое, темное — религия Бога, только Бога, без человечества, но с возможностью путей и к новому христианству, зрячему, светлому — к сознательной религии Богочеловечества. Последняя же сущность босячества — антихристианство…» («Чехов и Горький», 1906).
Примером народности, в которой уже воплотились искомые идеалы разума, трудолюбия и деловитости, для Горького служили евреи. Он не раз писал о евреях в тех же выражениях, в каких рисовал образ нового человека, который придет на смену русскому крестьянину. Еврейская тема занимает важное место в публицистике писателя, он всегда выступает последовательным защитником еврейства и жестким противником антисемитизма:
«В продолжение всего тяжелого пути человечества к прогрессу, к свету… еврей стоял живым протестом… против всего грязного, всего низкого в человеческой жизни, против грубых актов насилия человека над человеком, против отвратительной пошлости и духовного невежества».
🔍 Видео
Люди пляшут и танцуют на площади Салавата ЮлаеваСкачать
Имеет ли юридическую силу подпись с телефона? #юристСкачать
Получение и настройка электронной подписиСкачать
Электронная цифровая подпись или ЭЦП — что это?Скачать
Центральный парк имени Горького. Москва / Gorky Park. Moscow 4KСкачать
БРЫЗГАЛКИ С БАТЕЙ | Сериал СУПЕР БАТЯ - 4 СерияСкачать
Электронная подпись – вместо настоящей.Скачать
Центральный парк культуры и отдыха им. ГорькогоСкачать
Электронная подписьСкачать