площади нашего города мариуполя

Видео:Мариуполь: площадь Свободы или район Тысяча мелочей. Лето 2023. Маріуполь. Mariupol.Скачать

Мариуполь: площадь Свободы или район Тысяча мелочей. Лето 2023. Маріуполь. Mariupol.

Площади нашего города мариуполя

В Мариуполе, кроме площадей, образовавшихся среди заселенных кварталов «старого» города: Базарной и ее частей – Рыбной и Соборной, Карасиевской, Марьинской и Привокзальной, на западной окраине, на землях так называемого выгона, образовались еще Покровская и Кафайская площади.

площади нашего города мариуполя

Центр Покровской площади находился там, где теперь наша так называемая административная площадь. Свое название она получила от ярмарок, которые там проводились, и на которые съезжались купцы и производители продукции со всей округи. А Горсовет наш стоит как раз на том месте, где торговали лошадьми и фуражом (сеном и зерном). Эту часть площади называли еще и Конной. А соседнюю — Ярмарочной.
Сначала крайней городской улицей тогда фактически была Константиновская (теперь Энгельса). Жилых домов за ней уже было не много, а преобладали постройки промышленного и торгового назначения. Среди них отметим уездное казначейство и 7-й винный склад (ликеро-водочный завод). А за ними, фасадами на площадь выходили лесоторговые склады братьев Кебабчи, Н. Гурари и Б. Зегельмана, Ф. Меликова и Ш. Рысс — на их базе затем работала местная мебельная фабрика (вплоть до начала возведения здания Дома бракосочетания).
А за водонапорной башней стояли, обнесенные высокой стеной, тюремные бараки. От них, через Сенной переулок была пожарная команда, и рядом — корпуса заводика металлоизделий.
На месте нынешней кондитерской фабрики стояло несколько домов (один – двухэтажный, административный), и располагались склады круглогодичной торговли хлебным зерном И. Матецкого (позднее там тоже работала небольшая кондитерская).
Сама Покровская площадь и соседние пустыри постепенно застраивались. Так, на удалении более версты от городской черты построили больницу — вдалеке, потому что там были инфекционное и венерическое отделения. А возле поселка, называвшегося Шишманкой, поднялось самое большое на то время в городе здание – епархиальное женское училище (теперь корпус университета).
Напротив тюрьмы, где раньше торговали сеном и фуражным зерном, было и несколько жилых домиков. Позднее там построили и два одинаковых, стоящих один за другим, многоэтажных дома, посредине с полукруглыми эркерами (третий, примерно такой же дом, есть и возле сквера).
Теперь на административной площади стоит 9-этажный дом-башня (пожалуй, первый в городе), в котором находится контора связи «Киевстар». А когда-то на этом месте был глубокий колодец с хорошей питьевой водой, где на ярмарках поили людей и лошадей.
История колодца примечательна тем, что согласно легенде, в него якобы сбросил свои драгоценности Нестор Махно, когда отступал из города под натиском регулярной армии. Потом колодец завалили мусором. Вернуться же за ними ни легендарному «Батьке», ни его друзьям так и не пришлось.
Когда строили дом, колодец забетонировали. Так что, если и были там сокровища, то теперь они захоронены навечно.
В середине позапрошлого века за Кленовой балкой, на землю бывшего хутора Матесова перенесли городское кладбище, которое до этого было над обрывом, где теперь Городской сад. Тогда же продолжение улицы Митрополитской до нового кладбища стало называться Кладбищенской дорогой, а в народе сложилось выражение — о том, кто умер, говорили: «отправился на Матесов хутор».
За кладбищем дорога уходила в направлении села Никольского (Володарского) и далее в Александровск (Запорожье).
На рубеже веков на Кладбищенской построили техническое училище и рядом — жилой дом для преподавателей. За училищем, перед балкой начиналась и другая дорога — в уездный Бахмут (Юзовка тогда еще не имела такого большого значения, какое теперь имеет Донецк).
Дорога эта стала называться улицей Бахмутской, и шла она вдоль балки вниз (примерно там, где теперь улица Казанцева) к старому мосту через Кальчик (вблизи трамвайного депо №3). А когда построили известный «красный» мост и путь на Бахмут несколько изменился – он проходил через сады совхоза им. Ворошилова –название улицы стало «им. Ворошилова».
Уже в советское время, когда готовились к пуску трамвая, его депо соорудили южнее Кладбищенской дороги. А на пустырь между ними со старого базара постепенно переместился и привозный рынок (торговля там велась круглогодично). Это торговое место в городе, называвшееся также Привозом и Сенным базаром, находилось там вплоть до того времени, пока не было принято решение перенести туда и весь центральный городской базар. Тогда там и построили наш современный крытый рынок.
Напротив жилья учителей училища были корпуса паровых мельниц и макаронной фабрики А. Трегубова и С. Гоф (здание сохранилось, за заправкой). Рядом с ними было сооружено 4-х классное мужское училище, потом в нем была 5-я украинская школа, а теперь – там милиция.
За училищем стояли амбары зерновых мельниц. Вспоминается, что сразу после войны там изготавливали лапшу – такие толстые пластины бело-голубого цвета (словно из мела), с продавленными канавками, по которым надо было вручную разламывать их на отдельные полоски.
Пустырь за техническим училищем, куда выходили Евпаторийская и Кафайская улицы, стал называться Кафайской площадью.
На ней в 1932 году приглашенные американские строители возвели в стиле конструктивизма здание хлебозавода (его стали называть «100-тонным», вероятно, имея в виду общий вес выпекаемого хлеба).
Американцы были деловые и веселые люди, поражавшие жителей округи своими яркими касками на головах и комбинезонами с множеством карманов, из которых торчали молотки, гаечные ключи, отвертки и линейки. Они же, для будущего руководства этого завода и строящейся «Азовстали», невдалеке (на улице Артема, возле остановки трамвая) построили и жилой дом, с колонами и пилястрами, явно отличающийся архитектурой от всех остальных Мариупольских построек! Такие дома встречаются в старых кварталах Нью-Йорка и Филадельфии.
Территория за хлебозаводом, вплоть до заливных лугов в пойме реки (теперь называемая площадью Кирова), быстро застроилась жилыми усадьбами новоселов. Далее строить запрещалось, ввиду высокого уровня подпочвенных вод.
Примечательно, что только наши доблестные послевоенные архитекторы, которым, как и властям, никакие законы не писаны, это «гиблое» место застроили «девятиэтажками». И вот теперь приходится тратить уйму денег на постоянные ремонты и подвалов зданий, и всех коммуникаций, находящихся постоянно в мокром грунте.
При застройке указанных площадей крайней улицей уже стала новая, которая протянулась от мариупольского полка, «поселившегося» в здании епархиального училища, и до самого хлебозавода.
Сначала ее называли Покровской, позднее, когда ее соединили с Морским спуском, она стала называться имени писателя Ивана ФранкО. Хотя, как у нас принято коверкать слова при произношении, жители ее называли «ФрАнко» (а это ведь был испанский фашист!).
Во время реконструкции поселок за хлебозаводом снесли, а улицу продлили до реки (и далее), переименовав в проспект Металлургов.
Но вернемся на бывшую Кафайскую площадь!
Среди экспонатов недавней юбилейной выставки в городском музее краеведения привлек внимание проект земского арестного дома, рассчитанного на 60 арестантов. Построить его планировалось в Мариуполе в начале прошлого века.
Однако, после рассмотрения проекта в Екатеринославском губернском тюремном управлении, к нему были предъявлены замечания. В частности, нам рекомендовали «умерить аппетиты» — сократить число арестантов, уменьшить площадь приемного вестибюля, снизить высоту помещений и сделать камеры поменьше. Это существенно уменьшило бы расходы казны на его сооружение и содержание.
Вероятно автор проекта, а им был наш известный архитектор В. Нильсен, внес соответствующие изменения в проект и затем, как свидетельствуют документы, это здание было в 1907-1908 годах возведено на выделенном месте — на Кафайской площади.
Вокруг дома был обнесенный забором двор со вспомогательными постройками.
Смотрителем арестного дома в предреволюционные годы стал надворный советник Степан Андреевич Дубский, для проживания которого в доме имелась квартира. Было там и помещение для сторожа. Посещать заключенных разрешалось ежедневно с 9 до 10 часов утра.
После революции, в первые годы новой власти здание использовала ЧК по прямому назначению (неизвестно, сколько жизней было загублено в его стенах). Дальнейшая же судьба здания оставалась не известной, и считалось уже, что оно утрачено. Однако!…
Можно только удивляться дальновидности замечательного зодчего Виктора Александровича. Рисуя фасад арестного дома для эскизного проекта, он, как бы, между прочим, внес туда одну маленькую деталь, благодаря которой «привязал» будущее здание к местности, то есть — указал, где будет стоять новый дом. Этой, на первый взгляд, незаметной деталью была верхушка известной всем водонапорной башни.
И теперь, придя примерно на то место на бывшей Кафайской площади, откуда можно было бы увидеть ту самую верхушку башни, и где мог бы находиться этот дом, перед нами оказывается стоящее до сих пор старинное двухэтажное здание из красного кирпича, почти такое же, как изображено на упомянутом музейном чертеже. Находится этот дом на улице Евпаторийская, 70.
Поразительно, но фасад здания почти совпадает с первоначальным проектом арестного дома. Думается, что это и есть (процентов на 99,99!) тот самый земский арестный дом.
Кроме того, упомянутая верхушка башни выглядит несколько иной, чем теперь она есть, после ремонта. Зная скрупулезность Виктора Нильсена во всем, можно полагать, что первоначально башня выглядела иначе!
Войдя же внутрь здания, убеждаешься, на сколько рационально переработал свой первый вариант архитектор, чтобы сократить расходы на его возведение. Он уменьшил размеры здания, уменьшил вестибюль и более эффективно использовал второй этаж. И на главном фасаде было сокращено количество украшающих элементов.
Мало того, эта находка городской археологии позволяет уточнить и местонахождение, и примерные границы бывшей Кафайской площади.
Кто же проживал в этом доме в довоенные годы? Удалось выяснить, что уже в конце 20-х оно было передано лесному хозяйству. Первый этаж занимала контора, а на втором — проживали работники лесхоза.
Во время войны здание сгорело, частично разрушились стены второго этажа и квартиры смотрителя и сторожа. После оккупации «лесники» восстановили свой дом почти в первоначальном виде. Только вверху пришлось частично убрать парапет, мешавший ремонту крыши.
В здании и сейчас находится Государственное предприятие «Приазовское лесное хозяйство». В нем сделан добротный капитальный ремонт, что позволит зданию еще долгие годы прослужить людям.
Думается, что это здание должно быть включено в число памятников мариупольской архитектурной старины.

Видео:Мариуполь. Центр города. Греческая площадь. Гипромез. Везде сплошная стройка.Скачать

Мариуполь. Центр города. Греческая площадь. Гипромез. Везде сплошная стройка.

Мариуполь

Видео:Пляжи Мариуполя. Как отдыхают в городе, пережившем бои | МИРНЫЕСкачать

Пляжи Мариуполя. Как отдыхают в городе, пережившем бои | МИРНЫЕ

Описание

площади нашего города мариуполя

Мариу́поль (укр. Маріу́поль) — город в Донецкой области на юго-востоке Украины, на берегу Азовского моря в устье рек Кальмиус и Кальчик. Численность наличного населения города на 1 января 2014 года составляет 458 533 человек; в рамках горсовета (с учётом посёлков городского типа Старый Крым, Сартана, Талаковка, подчинённых горсовету) — 480 406 человек на 1 января 2014 года. С июня 2014 — место пребывания Донецкого областного совета.

Один из важнейших центров металлургии и машиностроения, крупный морской порт. Климатический и грязевой курорт. Мариуполь входит в десятку крупнейших городов Украины, является важнейшим промышленным и экономическим центром страны. Район компактного проживания греков Приазовья.

Видео:Как именно Россия отстраивает разрушенный в начале войны МариупольСкачать

Как именно Россия отстраивает разрушенный в начале войны Мариуполь

География и экология

География

Широта: 47°05’03 Северной Широты Долгота: 37°33’12 Восточной Долготы Высота над уровнем моря: 68 Мариуполь находится на юге Донецкой области, на северном побережье Азовского моря, в устье реки Кальмиус. Город занимает площадь 166,0 км² (с пригородами, то есть территориями, подчинёнными Мариупольскому городскому совету — 244,0 км²). Площадь под застройкой — 106,0 км², зеленые массивы — 80,6 км². Почвы территории города преимущественно солонцеватые чернозёмы, со значительным количеством подземных грунтовых вод, что часто приводит к оползням.

Видео:Мариуполь. Площадь Кирова сегодня, это одни Новостройки и сплошной Котлован???Скачать

Мариуполь. Площадь Кирова сегодня, это одни Новостройки и сплошной Котлован???

История

До 1917 года

Мариуполь известен с начала XVI столетия как казацкая крепость Домаха. По официальной историографии, город Мариуполь основан в 1778 году, когда был заложен уездный город Азовской губернии Павловск, которому в 1779 году присвоено наименование Мариуполь. В 1780 году в Мариуполе и в его окрестностях поселили выведенных в 1778 году из Крымского ханства православных греков.

Значительный ущерб был нанесён Мариуполю во время Крымской войны 1853—1856 годов. Морская торговля из-за военных действий была приостановлена. Весной 1855 года англо-французская эскадра вошла в Азовское море. 24 мая под прикрытием корабельной артиллерии в Мариуполе был высажен вражеский десант, который уничтожил склады в порту, сжёг несколько домов в городе.

Важнейшее значение для города имело проведение в 1882 году железной дороги, соединившей его с Донбассом и другими экономическими центрами страны. Донецкий уголь начал поступать в Мариупольский порт, находившийся в устье реки Кальмиус. Увеличение грузооборота вызвало строительство нового Мариупольского торгового порта, которое велось в 1886—1889 годах. Новый порт вызвал оживление торговли, приток населения в город. В городе открылись консульства и консульские агентства Греции, Италии, Австро-Венгрии, Турции, Бельгии, Германии, Великобритании.

Промышленным центром Мариуполь стал в конце XIX века, когда здесь были построены металлургические заводы Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества и общества «Русский Провиданс», которые выпускали стальной лист, нефтепроводные трубы, железнодорожные рельсы и другую продукцию. В конце XIX века в Мариуполе кроме металлургических действовали заводы: сельскохозяйственного машиностроения, чугунолитейный, 6 кожевенных, 27 кирпично-черепичных, макаронная фабрика, две паровые мельницы.

В 1878 года житель Мариуполя В. Л. Шаповалов создал в городе профессиональную театральную труппу, а в 1887 году состоялось открытие здания городского театра, что сыграло важную роль в эстетическом воспитании населения. Позже создаются и другие учреждения культуры — типографии, городская общественная библиотека, кинотеатры, выходит первая городская газета.

Советский период

30 декабря 1917 года Мариуполь захватили части Красной Гвардии под командованием Антонова-Овсеенко. 1 мая 1918 года город был оккупирован немецкими войсками. В ноябре 1918 г. после ухода немецко-австрийских войск Мариуполь перешёл под контроль Донской армии. В феврале в городе высадился десант Добровольческой армии, пришедший на помощь донским казакам. 29 марта 1919 года Мариуполь был захвачен 3-й бригадой (комбриг Н. И. Махно) 1-й Заднепровской советской стрелковой дивизии (начдив П. Е. Дыбенко). В конце мая, перешедшие в контрнаступление, войска ВСЮР овладели Приазовьем и Мариуполем, но в декабре 1919 года город был вновь захвачен большевиками.

В марте 1920 года в Мариуполе создаётся Красная Азовская военная флотилия, первым командиром которой был С. Е. Маркелов. Флотилия провела на Азовском море ряд успешных боевых операций против белогвардейского флота Врангеля. После гражданской войны Красная Азовская военная флотилия была перебазирована в Севастополь и на её основе началось возрождение Черноморского флота.

В 1920 г. были национализированы и объединены металлургические заводы Никополь-Мариупольский и «Русский Провиданс» в один завод, которому в 1924 г. присвоено наименование им. Ильича. В начале 30-х годов главной стройкой города стал металлургический завод «Азовсталь».

К концу 30-х годов г. Мариуполь значительно вырос и преобразился. Если в 1925 г. в нём проживало чуть более 50 тыс. чел., то к 1941 г. население увеличилось до 241,1 тыс. чел. Появились новые многоэтажные дома в заводских районах, широкое развитие получило индивидуальное строительство жилья. В 1925 г. первые автобусы начали курсировать между центром города и отдалёнными районами — портом и заводом им. Ильича. В 1933 г. была пущена первая трамвайная линия, соединившая город с заводом им. Ильича, а позже — с портом. Освещались и озеленялись улицы. Новые парки появились в заводских посёлках и в порту.

Великая Отечественная война

Когда началась Великая Отечественная война, мариупольцы вместе со всем народом встали на защиту Родины. Тысячи жителей города ушли на фронт. Предприятия перестроили производство для нужд фронта. Ильичёвские металлурги выпускали броневую сталь для танков Т-34, торпедных катеров и самолетов-штурмовиков ИЛ-2. Понтонные мосты, бронеколпаки для пулемётных гнёзд, бронеплощадки для дотов, противотанковые ежи изготавливали на заводе металлоконструкций. На заводе «Азовсталь» производили корпуса для авиабомб и стволы батальонных миномётов. Когда линия фронта приблизилась к городу, была организована эвакуация промышленных предприятий и людей на Урал и в Сибирь. Известно, что эшелон, на котором везли оборудование и людей при эвакуации попал под бомбёжку в районе Таганрога. Некоторые сопровождающие погибли, некоторые были ранены, добирались в Мариуполь пешком. В Мариуполе к тому времени были немецкие войска и люди, пришедшие из Таганрога, умирали от ран, нехватки лекарств и отсутствия возможности лечения.

В дни немецкой оккупации, которая продолжалась почти 2 года (с 8 октября 1941 г. по 10 сентября 1943 г.), гитлеровцы расстреляли в городе около 10 тыс. человек. Было угнано в Германию около 50 тыс. юношей и девушек. В концлагере от голода и болезней погибло около 36 тыс. советских военнопленных. Несмотря на массовые расстрелы, на жестокий оккупационный режим, в городе действовали подпольно-патриотические группы.

10 сентября 1943 года город был освобождён от оккупантов войсками 44-й армии Южного фронта и морским десантом Азовской военной флотилии — см. Мариупольский десант.

В освобождении Мариуполя участвовали: 44-я армия Южного фронта под командованием генерал-лейтенанта Василия Афанасьевича Хоменко; 221-я стрелковая дивизия, командир — полковник Иван Иванович Блажевич; 130-я Таганрогская стрелковая дивизия, командир — полковник Константин Васильевич Сычев; 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус, командующий — генерал-лейтенант Николай Яковлевич Кириченко; Азовская военная флотилия Черноморского флота, командующий — контр-адмирал Сергей Георгиевич Горшков; 8-я воздушная армия, командующий — Герой Советского Союза генерал-лейтенант Тимофей Тимофеевич Хрюкин, в составе которой действовали: 9-я гвардейская истребительная авиадивизия полковника Ибрагима Магометовича Дзусова, а в составе дивизии — прославленный 16-й гвардейский истребительный авиаполк во главе с подполковником Николаем Васильевичем Исаевым, в котором командиром 1-й эскадрильи был дважды Герой Советского Союза майор Александр Иванович Покрышкин, и 104-й гвардейский истребительный авиаполк Героя Советского Союза подполковника Владимира Григорьевича Семенишина. В освобождении города Мариуполя участвовали 133-й отдельный гвардейский минометный полк («Катюши»), 1101-й пушечный артполк, 230-й истребительный противотанковый полк, 2-я инженерно-саперная бригада.

После Великой Отечественной войны

После окончания войны в городе активно начались восстановительные работы, была восстановлена промышленность города, подняты из руин металлургические гиганты — заводы им. Ильича и «Азовсталь», морской порт и другие предприятия. К концу 1950 году все 48 промышленных предприятий не только достигли довоенного уровня производства, но и превысили его на 30 %.

22 октября 1948 г. Постановлением Совета Министров СССР городу было присвоено наименование Жданов.

В 1953 году в г. Жданове было создано Азовское районное управление Черноморского пароходства, которое в 1967 г. преобразовано в Азовское морское пароходство. Его суда посещали около 400 портов более 70 стран мира. В связи с расширением промышленного и жилищного строительства в городе были созданы мощные строительные организации.

В апреле 1958 году трубопрокатный завод им. Куйбышева был объединён с заводом им. Ильича. Одновременно из машиностроительных и части металлургических цехов завода им. Ильича был создан завод тяжёлого машиностроения, который через несколько лет стал одним из крупнейших предприятий в отрасли — производственным объединением «Ждановтяжмаш», позже — «Азовмаш». Продолжали развиваться предприятия лёгкой и пищевой промышленности. В порту сооружались новые причалы и целые районы.

В эти годы выросли новые высотные микрорайоны, сооружены новые школы, детские комбинаты, лечебные учреждения, профилактории, магазины и предприятия общественного питания.

В городе работали два высших учебных заведения, 8 техникумов, 14 профессионально-технических училищ, 66 общеобразовательных школ, 5 школ рабочей молодежи и заочных, 8 детских музыкальных школ, 16 детских спортивных школ, детская художественная школа, станция юных техников, флотилия юных моряков, три районных дома пионеров и школьников, городской дом пионеров, вступивший в строй в 1987 г. Сеть дошкольных учреждений составила 167 детских садов, садов-яслей.

Продолжали развиваться учреждения культуры, физкультуры и спорта. В 1959 году в городе была восстановлена деятельность русского драматического театра, а в 1960 г. прекрасное новое здание театра украсило центр города. Были открыты музыкальное училище и выставочный зал им. А. И. Куинджи, получила новое помещение городская библиотека им. В. Г. Короленко, сооружено несколько дворцов культуры и спорта, стадионов и плавательных бассейнов.

С развитием экономики города росло и количество его жителей: 1958 г. — 280,3 тыс. чел.; 1970 г. — 436 тыс. чел.; 1989 г. — 540,3 тыс. чел.

Предприятия города давали стране стальной лист и трубы, железнодорожные рельсы и металлические конструкции, железнодорожные вагоны-цистерны и полувагоны, конвертеры, козловые и портальные краны, огнетушители, радиаторы для большегрузных автомобилей, стиральные машины, хрустальную посуду, швейные, чулочно-носочные и кондитерские изделия, рыболовецкие сети и рыбные консервы и много другой продукции.

К концу 80-х годов в Жданове было 44 промышленных предприятия, 44 строительных и 10 транспортных организаций.

Современный период

Во второй половине 80-х годов в стране началась перестройка, которая повлекла за собой экономические и политические перемены и в Жданове. 13 января 1989 года городу по просьбе его жителей возвратили историческое название — Мариуполь.

В апреле 2014 года, в результате обострения политического кризиса на Украине, город под свой контроль взяла самопровозглашённая Донецкая Народная Республика. 13 июня контроль над городом вернула украинская власть. 13 июня 2014 года, после вытеснения из Мариуполя частей Донецкой Народной Республики, по распоряжению президента Украины Петра Порошенко, областные власти переехали временно в Мариуполь и с этого времени, и фактически до 11 октября 2014 года, город стал областным центром Донецкой области, но официально гражданские органы власти области были перенесены только 13 октября 2014 года, о чем сообщил губернатор области Александр Кихтенко. С этого времени Донецкая областная государственная администрация расположена в г. Краматорск, который стал временным центром Донецкой области, а силовые структуры региона остаются в Мариуполе.

Видео:Мариуполь сегодня. РеалииСкачать

Мариуполь сегодня. Реалии

Облик города

Сегодня Мариуполь является центром металлургии и машиностроения Украины, важнейшим для экономики регионом, одним из основных доноров, источником валютных поступлений в бюджет страны (более 10 % от общего уровня), крупнейшим морским торговым портом. Мариуполь входит в десятку крупнейших городов страны, делит девятое/десятое места (с городом Николаев) по численности населения на Украине. Вместе с тем сохраняется его значение и как курортного города. После провозглашения независимости Украины значительно возросло влияние Мариуполя, как одного из спортивных центров страны. Мариуполь — центр греческой культуры на Украине.

Архитектура

Старый Мариуполь (район, ограниченный с юга побережьем Азовского моря, с востока — рекой Кальмиус, с севера — бульваром Шевченко, с запада — проспектом Металлургов) застроен главным образом малоэтажными домами и сохранил свою дореволюционную архитектуру. Только улица Артема и проспект Ленина после Великой Отечественной войны застроены зданиями так называемой «сталинской» архитектуры: 2 дома со шпилем, здание Драмтеатра, ДОСААФа, Детского Мира (современное здание банка ПУМБ), универмаг «Украина» (бывший ЦУМ) и другие. Архитектурную ценность имеют также дома на площади Победы в Орджоникидзевском районе (так называемый 3-участок).

Центральный район Мариуполя (от проспекта Металлургов до проспекта Строителей) — это почти сплошная административная и коммерческая застройка вперемешку с жилым фондом: здание горсовета, почтамта, кинотеатр «Лукоморье» (бывший имени Лукова), Мариупольский гуманитарный университет, Приазовский государственный технический университет — ПГТУ, центральная городская библиотека имени Короленко, крупные магазины (стоматологическая поликлиника, «Тысяча мелочей» и т. д.) на звание «памятники архитектуры» могут претендовать лишь некоторые одно-двухэтажные здания в старой части города (улицы Торговая, Итальянская, Греческая, Харлампиевская и др.).

Архитектура остальных жилых районов («Западный», «Восточный», «Кировский», «Черёмушки», 5-й, 17-й, 23-й микрорайоны и других) не отличаются особой оригинальностью и представлены типовыми 5-, 9-, 12-, 14-этажными домами.

Жилой фонд города — это 9,82 млн м² общей площади. Обеспеченность населения жильем — 19,3 м² в среднем на 1 жителя. Удельный вес приватизированного жилья (на 2003 год)- 76,3 %.

Важнейшие улицы

  • Проспекты: Ленина (центральный проспект), Металлургов (соединяет 3 правобережных района города), Победы, Ленинградский, 1-го Мая (в Орджоникидзевском районе), Строителей, Нахимова (2 последних соединяют Жовтневый и Приморский районы), Ильича, Карпова (в Ильичёвском районе), Адмирала Лунина (в Приморском районе).
  • Улицы: Артёма,Итальянская, Апатова, Торговая, Карла Либкнехта, Куприна, Урицкого (Жовтневый район), Карпинского, Макара Мазая, Мамина-Сибиряка (в Ильичёвском районе), Олимпийская, Азовстальская (в Орджоникидзевском районе), Гагарина, Краснофлотская (в Приморском) и другие.
  • Бульвары: Шевченко, Богдана Хмельницкого (в Жовтневом районе), Комсомольский (в Орджоникидзевском районе), Приморский (в Приморском районе) и другие.
  • Площади: Административная, Освобождения, Театральная, Кирова (в Жовтневом районе), Независимости, Машиностроителей (в Ильичевском районе), Победы (в Орджоникидзевском районе), Ленинского Комсомола (в Приморском районе) и другие.

В декабре 1991 года решением городского совета Мариуполя были переименованы (возвращены дореволюционные названия) следующие улицы в старой части города:

  • ул. 1 Мая — ул. Георгиевская,
  • ул. III Интернационала — ул. Торговая,
  • ул. Донбасская — ул. Николаевская,
  • ул. Ивана Франко — ул. Фонтанная,
  • ул. Карла Либкнехта (часть — к востоку от проспекта Металлургов) — ул. Митрополитская,
  • ул. Карла Маркса — ул. Греческая,
  • ул. Комсомольская — ул. Евпаторийская,
  • ул. Красноармейская — ул. Готфейская,
  • ул. Куинджи — ул. Карасевская,
  • ул. Пролетарская — ул. Каффайская,
  • ул. Розы Люксембург — ул. Земская,
  • ул. Советская — ул. Харлампиевская.

В 1990—2000-х годах также были переименованы следующие улицы и площади:

  • ул. Апатова (часть — к востоку от проспекта Металлургов) — ул. Итальянская,
  • ул. Карла Либкнехта (часть — к востоку от проспекта Металлургов) — ул. Митрополитская,
  • ул. Серго — ул. Якова Гугеля (в Орджоникидзевском районе) — в честь руководителя стройки и первого директора «Азовстали»,
  • пер. Республики — ул. Университетская (в центре города),
  • пл. Конституции — пл. Машиностроителей (у парка Петровского),
  • пл. у плавбассейна «Нептун» — пл. Независимости.

См. также

  • Перечень улиц и площадей города Мариуполя.

Парки

Городской сквер («Театральная площадь»), Экстрим-парк (парк аттракционов), Лугопарк имени Н. А. Гурова (бывший Лугопарк имени 200-летия Мариуполя), парк имени Петровского, Городской сад (Горсад, «Детский ЦПКиО»), парки «Веселка» и «Азовсталь», Приморский парк с аллеей и смотровой площадкой (ранее — ЦПКиО им. 50-летия Октября).

Видео:🟢МАРИУПОЛЬ. ОТКРЫТИЕ ГЛАВНОЙ НОВОГОДНЕЙ ËЛКИ НА ПЛОЩАДИ 1000 МЕЛОЧЕЙ ГОРОДА🟢Скачать

🟢МАРИУПОЛЬ. ОТКРЫТИЕ ГЛАВНОЙ НОВОГОДНЕЙ ËЛКИ НА ПЛОЩАДИ 1000 МЕЛОЧЕЙ ГОРОДА🟢

Мариуполь

площади нашего города мариуполя

Мариуполь – промышленный и портовый город на Востоке Украины на берегу Азовского моря, крупнейший на неоккупированной территории Донбасса. Город всегда был довольно развитым благодаря деньгам металлургических комбинатов, но с тех пор, как семь лет назад его освободили от сепаратистов украинские военные, стал еще и проукраинским культурным форпостом.

площади нашего города мариуполя

В Мариуполе есть море, культурная жизнь, достаточно хорошая инфраструктура, вкусная еда, большая греческая диаспора и своеобразная романтика индустриальных пейзажей. Здесь запускаются пилотные проекты реформ, успешно работают грантовые программы Евросоюза и США, да и промпредприятия продолжают много вкладывать в развитие города. И это заметно – по удобному общественному транспорту, хорошим дорогам, красивым паркам и набережным. В черте города несколько пляжей и спотов с экстремальными видами спорта: кайты, вейкборды, каяки, катамараны, сапы. А еще в 2018 году в Мариуполь переехал один из крупнейших фестивалей современного искусства в Украине – «ГогольФест». А в августе проходит музыкальный фестиваль MRPL City. Так что интересные занятия найдутся для всех.

площади нашего города мариуполя

Из Киева в Мариуполь ходят поезда: 084Ш едет 18 с половиной часов и стоит от $ 11 за койку в плацкарте, но есть и более быстрый 010К – за 14 часов и билет в плацкартный вагон от $ 17, купе – примерно в полтора раза дороже.

Можно также доехать автобусом. Билет обойдется примерно в 500 грн ($ 18), в дороге – около 16 часов. Иногда похожие варианты попадаются на BlablaCar.

В городе работают сервисы такси Uber и Uklon.

Еще есть вариант лететь самолетом из Киева до Запорожья – перелет от $ 36, а оттуда на автобусе до Мариуполя – 270 грн ($ 10) и от 3 до 5 часов в пути. Если удастся состыковать рейсы, можно сэкономить несколько часов дороги.

Общественный транспорт в Мариуполе удобный, почти всегда следует расписанию, которое можно посмотреть здесь. Стоимость проезда – 8 грн ($ 0,3). Кстати, в городском транспорте есть расчет карточкой по QR-коду и единый билет на все виды транспорта.

площади нашего города мариуполя

В Мариуполе действует туристический сбор, но он совсем небольшой – 0,1% от минимальной зарплаты (сейчас сумма в сутки на человека составит 6 грн или $ 0,22).

Хостел «Еж» (ул. Харлампиевская, 22) находится в центре города и максимально напоминает все эти хостелы в больших туристических городах – милые детали, разношерстная публика, общая кухня и пространство для творчества.

irisHotels (ул. Кирова, 201) в Мариуполе – недорогой сетевой отель близко к центру. Стоимость номера на двоих от 400 грн ($ 15).

Гостиница «Посейдон» (бул. Приморский, 19) находится в 5 минутах от городского пляжа, потому можно выбрать номер с видом на море. В отеле есть собственный небольшой бассейн с лежаками вокруг него. Хорошая кухня, 15 минут пешком до Городского сада, правда придется пройти под горку. Двухместный номер с включенными завтраками – 1200 грн ($ 46) за двоих.

В Reikartz Mariupol (ул. Георгиевская, 79) попросят от 1800 грн ($ 68) за стандартный двухместный номер с завтраками.

Можно также попробовать поискать квартиру в аренду: кроме известных Airbnb и Booking, обрати внимание на объявления на olx.ua и doba.ua, ориентируйся на Центральный или Приморский районы.

площади нашего города мариуполя

Начинай знакомство с культурной жизнью города с Платформы «ТЮ» (ул. Митрополитская, 19) – креативного пространства, название которого, как любят говорить сами основатели, понятно и работяге с завода, и рыбаку, и хипстеру. Идея создания платформы принадлежит дончанке Диане Берг. Она организовывала в Донецке проукраинские митинги, потому вынуждена была уехать из родного города и до сих пор не может вернуться, потому осела в Мариуполе. Платформа «ТЮ» постоянно принимает у себя резиденции художников, небольшие спектакли и концерты. Сюда приглашают всех, кто жаждет создавать разные арт-объекты – просто приходить и творить. На время «Гогольфеста» пространство становится центром мастер-классов и творческих лабораторий. Анонсы ивентов регулярно публикуют в фейсбуке.

Далее следуй в Vezha (ул. Архитектора Нильсена, 36) – это основная локация образовательной программы «Гогольфеста», креативное пространство, где периодически проходят интересные лекции, мастер-классы, кинопоказы и другие мероприятия. Отсюда также стартуют разные экскурсии по городу: прогулки на самокатах, беседы об архитектуре, художниках и даже туры на винодельню – следи за анонсами на странице пространства. Кстати, само здание находится в центре города и было когда-то водонапорной башней. Здание построено в начале ХХ века архитектором Нильсеном. 29-летний инженер датского происхождения Виктор Нильсен приехал в Мариуполь в 1906 году строить водопровод и впоследствии подарил городу замечательный символ современного Мариуполя – 35-метровую башню из красного кирпича, которая стала архитектурной доминантой города.

Обязательно посети художественный музей имени Куинджи (ул. Георгиевская, 58) – художника большого таланта и необычной судьбы. Архип Куинджи был сыном сапожника, вырос в бедности, в юности его не хотели принимать вольным слушателем в Академию художеств. Но позднее талант нашел себе место под солнцем – благодаря особой «сияющей» манере его работы высоко оценивали критики, покупали коллекционеры, а один князь даже взял его полотно в кругосветное путешествие. На пике славы Куинджи стал затворником и 20 лет никому не показывал своих картин. Сам музей находится в старинном особняке 1902 года, построенном в стиле северного модерна. Вход в музей обойдется в 30 грн (чуть больше $ 1).

А если захочешь окунуться в атмосферу Мариуполя XIX века, достаточно зайти на улицу Земскую. Здесь ты найдешь особняк Гампера (ул. Земская, 45) – это одна из старейших построек в городе. Сейчас в нем живут люди, как в обычном многоквартирном доме, но во второй половине XIX века владельцем дома был статский советник Фридрих Гампер, а потом его сын Сергей – известный местный врач, который тут же принимал пациентов. На Гамперском, или Докторском, спуске, вымощенном камнями, кажется, что путешествуешь в машине времени и вот-вот мимо по мостовой простучит запряженная лошадьми карета.

Обязательно прогуляйся по Городскому саду (ул. Семенишина, 50) – большому парку с видом на море в центре Мариуполя. Из парка спускайся вниз и направляйся на набережную возле яхт-клуба «Азовсталь». На пирсе есть несколько кафе, вдоль воды стоят рыбаки, с моря веет бриз, кричат чайки, а от яхт-клуба отправляются лодки всех мастей. Зазывалы кричат «Прогулка на катере!», спортсмены играют в водное поло, а вейкбордисты отрабатывают трюки на споте Windlife (бул. Приморский, 17) . К слову, там можно взять доску и жилет напрокат и покатать полчаса за 250-350 грн ($ 9-13).

Если скучаешь по Стамбулу, то рекомендуем посетить Мечеть султана Сулеймана и Роксоланы (пр. Нахимова, 106) . Ее построили в 2007 году как мечеть и культурный центр. Внешне мечеть в Мариуполе очень похожа на мечеть Сулеймание в Стамбуле, но в уменьшенном варианте. Сходства добавляет то, что при строительстве использовали турецкий мрамор.

Весной особенно рекомендуем не пропустить возможность прогуляться по парку «Веселка» (пр. Победы, 58) , где растет больше двухсот тысяч растений, в том числе сотни сортов тюльпанов со всего мира.

Пожалуй, самая необычная «достопримечательность» в нашем списке – шлаковая гора. Это насыпь из отработанной породы, которую издалека вполне можно принять за погасший вулкан или скалу. Лучше всего ее видно с пляжей на левом берегу Мариуполя. Выглядит она очень впечатляюще, но, к сожалению, вредит природе – из-за шлака дно моря Левобережного пляжа очень илистое. А в ветренную погоду с горы летит пыль.

Кстати о пляжах, если у тебя есть возможность выделить день на поездку за город, отправляйся на Белосарайскую косу – намывную косу в 20 километрах от Мариуполя. На косе находятся одноименное село, базы отдыха, маяк и природный заповедник. В XIII веке там был город, который захватили монголо-татары и назвали Белосарай.

🎦 Видео

Война в Украине: название города Мариуполь стало нарицательнымСкачать

Война в Украине: название города Мариуполь стало нарицательным

Братские могилы в МариуполеСкачать

Братские могилы в Мариуполе

Елена и Кирилл о необходимости создания центра "Маженика" в Мариуполе ❤️Скачать

Елена и Кирилл о необходимости создания центра "Маженика" в Мариуполе ❤️

Ночной Мариуполь ВПЕЧАТЛЯЕТ!Скачать

Ночной Мариуполь ВПЕЧАТЛЯЕТ!

Мариуполь. 10 марта. День за днем.Скачать

Мариуполь. 10 марта. День за днем.

МАРИУПОЛЬ ПЛОЩАДЬ КИРОВА РЫНОК АВТОВОКЗАЛ ПРОСПЕКТ ШЕВЧЕНКО ТЕКУЩИЙ ОБЗОР РАЙОНАСкачать

МАРИУПОЛЬ ПЛОЩАДЬ КИРОВА  РЫНОК  АВТОВОКЗАЛ  ПРОСПЕКТ ШЕВЧЕНКО  ТЕКУЩИЙ ОБЗОР РАЙОНА

Петербург – Мариуполь: города-побратимы?Скачать

Петербург – Мариуполь: города-побратимы?

Мариуполь. Площадь Победы. Левый берег. Ремонт.Скачать

Мариуполь. Площадь Победы. Левый берег. Ремонт.

🟢ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ МАРИУПОЛЯ РЕАЛИИ НАШЕГО ГОРОДА РЫНОК ЭДЕЛЬВЕЙС. ЦЕНТР ГОРОДА МАРИУПОЛЬ🟢Скачать

🟢ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ МАРИУПОЛЯ  РЕАЛИИ НАШЕГО ГОРОДА  РЫНОК ЭДЕЛЬВЕЙС. ЦЕНТР ГОРОДА МАРИУПОЛЬ🟢

Мариуполь! Города, в которые я мог бы переехать. Ep5Скачать

Мариуполь! Города, в которые я мог бы переехать. Ep5

Мариуполь жизнь мнение людей опрос , взято на просторах интернетаСкачать

Мариуполь жизнь  мнение людей опрос , взято на просторах интернета

МАРИУПОЛЬ Русские Вытворяет СТРАШНЫЕ ВЕЩИ ...ДЕНЬ В ГОРОДЕСкачать

МАРИУПОЛЬ Русские Вытворяет СТРАШНЫЕ ВЕЩИ ...ДЕНЬ В ГОРОДЕ

Обновленная площадь Свободы в МариуполеСкачать

Обновленная площадь Свободы в Мариуполе
Поделиться или сохранить к себе: