площадь железнодорожный калининградская область

Видео:Не верю глазам! Это в России / Железнодорожный (Гердауэн) Исторический центр / Кирха и ЗамокСкачать

Не верю глазам! Это в России / Железнодорожный (Гердауэн) Исторический центр / Кирха и Замок

Войдите или зарегистрируйтесь!

Храм Святых Петра и Павла в Железнодорожном. Май 2012

площадь железнодорожный калининградская область

Вид исторические кварталы Железнодорожного с севера с высоты птичьего полета. Ноябрь 2021

площадь железнодорожный калининградская область

Ворота замка Гердауэн

Все фото (51)Добавить фото
Администрация Правдинского городского округа
Исполняющий обязанности главы администрации:Заварина Светлана Анатольевна
Глава муниципального образования:Бакалин Владимир Александрович (c 28 сентября 2016 года)
Адрес администрации:238400, Калининградская область г. Правдинск, ул. Площадь 50-летия Победы, 1
Телефоны администрации:(401-57) 2-12-65, 2-11-73
Официальный сайт:admpravd.ru
История ЖелезнодорожногоПрусская крепость, существовавшая на месте современного Железнодорожного, называлась Гердаво (Гердавия, Гирдове). В 1251 году она была захвачена рыцарями Тевтонского ордена. В 1257 году было образовано комтурство с центром в крепости Гердауэн, в документе, датированном 14 апреля 1257 года, упоминается первый комтур Гердауэна Герникус де Альфред. Крепость была взята штурмом и разрушена во время второго прусского восстания.

В 1315 году комтур Гердауэна Иоханнес фон Виннунген приступил к строительству каменного замка. На реке Омет (ныне река Стоговая) были построены запруда и мельница. В 1325 году, в день Святых Петра и Павла, замок Гердауэн был торжественно освящен. В 1345 была построена церковь. В 1347 году к стенам Гердауэна подошло войско великого князя литовского Ольгерда, но, разграбив окрестные деревни, штурмовать замок не решилось. 21 сентября 1398 года поселение, выросшее у стен замка, получило от гроссмейстера Тевтонского ордена Конрада фон Юнгингена городское право.

В конце XIV века в Гердауэне был открыт доминиканский монастырь. В 1406 году было завершено строительство городских укреплений, ворот, северная стена кирхи была укреплена и соединилась с городской стеной. В 1409 году в городе открылась школа. В 1428 году в южной части Гердауэна переселенные монахи-доминиканцы построили монастырь. В 1455 году город был взят штурмом объединенным войском Прусского союза и Польши. В 1469 году Гердауэн потерял статус города и был передан в наследную собственность командиру отряда наемников Георгу фон Шлибену в качестве платы.

В 1485 году Гердауэн был практически полностью сожжен польскими войсками, в 1585, 1637 и 1665 годах сильно пострадал от пожаров. После эпидемии чумы 1709-1711 годов населенный пункт почти опустел, в 1723 году в нем насчитывалось 813 жителей, в 1782 году — 1600 жителей. В 1741 году в Гердауэне родился Теодор Готтлиб фон Гиппель, дослужившийся до поста обербургомистра Кенигсберга.
Читать статью полностью

Достопримечательности Железнодорожного
Все достопримечательности Железнодорожного (67)
Здание почтамта

Калининградская область, Правдинский городской округ, пгт. Железнодорожный, ул. Коммунистическая, 54

Здание почтамта построено в Гердауэне в начале XX века.
Подробнее о достопримечательности

площадь железнодорожный калининградская область
Дом жилой

Калининградская область, Правдинский городской округ, пгт. Железнодорожный, ул. Октябрьская, 7

Дом жилой построен в Гердауэне на Канал-штрассе в начале XX века.
Подробнее о достопримечательности

площадь железнодорожный калининградская область
Здания торговых складов

Калининградская область, Правдинский городской округ, пгт. Железнодорожный, ул. Пушкинская — пер. Кооперативный

Здания торговых складов построены в Гердауэне в конце XIX — начале XX века.
Подробнее о достопримечательности

площадь железнодорожный калининградская область
Знаменитые люди Железнодорожного
Биографии всех знаменитостей Железнодорожного (3)
Гиппель Теодор Готтлиб фон
(31 января 1741 года — 23 апреля 1796 года)
Директор королевской Уголовной коллегии с 1780 года, правящий бургомистр Кенигсберга с 1780 года, обербургомистр Кенигсберга в 1782-1796 годах, писатель. Родился в Гердауэне 31 января 1741 года.
Читать биографию
площадь железнодорожный калининградская область
Юнгинген Конрад фон
(1355 — 30 марта 1407 года)
25-й великий магистр Тевтонского ордена в 1393-1407 годах. 21 сентября 1398 года пожаловал Гердауэну городское право.
Читать биографию
площадь железнодорожный калининградская область
Зауккен Карл Эрнст Август фон
(14 ноября 1822 года — 15 сентября 1871 года)
Восточно-прусский землевладелец, политик. С 1855 года был депутатом района Гердауэн.
Читать биографию
Рестораны и кафе Железнодорожного
Все рестораны и кафе Железнодорожного (1)
Кафе «Старая мельница»

Калининградская область, Правдинский городской округ, пгт. Железнодорожный, ул. Черняховского, 31

Видео:Правдинск, Железнодорожный, ДружбаСкачать

Правдинск, Железнодорожный, Дружба

Железнодорожный / Гердауэн (Gerdauen)

На юго-востоке Калининградской области, в 75 км от Калининграда находится поселок Железнодорожный, бывшее название Гердауэн (Gerdauen). Населенный пункт граничит с республикой Польша.

площадь железнодорожный калининградская область

Гердауэн завоеван рыцарями Тевтонского ордена, где к 1315 г. был построен замок. Земли вокруг стали заселяться поселенцами и уже через 100 лет в городке насчитывалось 60 дворов. Местечко с приятным ландшафтом, холмы, пригорки, озеро, местность излучает умиротворение и покой.

После 13 летней войны с Польшей замок был частично разрушен, а Тевтонский орден потеряет свою былую мощь через 70 лет.

Пожары, эпидемия чумы не оставляли городок, напасти прекратились лишь к 1701 г., в городе стали проводить ярмарки, жизнь постепенно налаживалась.

В 19 веке железнодорожное полотно связало Гердауэн с городами Аленштайн и Норденбург, это позволило развиваться населенному пункту. Появилась почтовая служба, велась рыночная торговля, население городка росло.

Во время Первой мировой войны городские постройки сильно пострадали и были восстановлены к 1921 г.

Вторая мировая война пощадила Гердауэн, строения в ходе боев не пострадали.

В советское прошлое поселок был крупным железнодорожным узлом, перевалочным пунктом, связывающим Европу и СССР.

Уютный красивый городок, переживающий второе рождение. Аккуратные немецкие домики и строения радуют глаз. Здесь приятно побродить и увидеть необычную для России и даже для Калининграда архитектуру. Городская историческая застройка сохранила дух прошлого, удивительные архитектурные приемы понравятся и оставят хорошие впечатления.

Видео:Поселок Железнодорожный | Калининградская областьСкачать

Поселок Железнодорожный | Калининградская область

Основные достопримечательности: что посмотреть

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

Двигаясь по ней, слева можно увидеть кем-то аккуратно составленные противотанковые мобильные ежи.

площадь железнодорожный калининградская область

Братская могила павшим в боях 1945 г.

площадь железнодорожный калининградская область

В 1957 г. на братской могиле установили памятник 200 воинам 28-й армии 3-его Белорусского фронта.

Руины Евангелистичекого собора 14 в.

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

Руины замка Гердауэн, с крепостной стеной (фрагменты крепостной стены и величественные ворота с башенками-турелями).

площадь железнодорожный калининградская область

Поднимаясь по каменной лестнице к замковым руинам и при спуске, будьте осторожны! Отполированные камни очень скользкие.

площадь железнодорожный калининградская область

Памятный камень в честь 600 л. основания Гердауэн-Железнодорожный.

площадь железнодорожный калининградская область

Памятник В.И. Ленину.

площадь железнодорожный калининградская область

Музей кафе «Патефон».

площадь железнодорожный калининградская область

Находится в центре поселка, путешествующие не против подкрепиться, попить кофе. Внутри прекрасная обстановка, можно увидеть интересный музей патефонов.

Старинная городская застройка.

площадь железнодорожный калининградская область

По всему маршруту вы будете наблюдать старинные немецкие дома, строения. Если двигаться в сторону центра от Ж.Д. вокзала, то можно увидеть максимальное количество разноплановых строений.

Видео:Железнодорожный (Гердауэн), Калининградская область.Скачать

Железнодорожный (Гердауэн), Калининградская область.

Где поесть

В посёлке у озера есть кафе «Старая мельница», собственно у бывшей замковой мельницы оно и расположено.

площадь железнодорожный калининградская область

ул. Черняховского, 31Б, п. Железнодорожный.

Здесь можно плотно пообедать, кухня достойная. Каждый может выбрать себе по вкусу самые разнообразные блюда и десерты. Цены демократичные.

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

Можно попробовать литовское пиво.

площадь железнодорожный калининградская область

Видео:Самый немецкий город России Железнодорожный Калининградская область Куда поехать РоссияСкачать

Самый немецкий город России Железнодорожный Калининградская область Куда поехать Россия

Как добраться своим ходом

Дорога займет примерно 1 ч 20 мин, пользуйтесь навигатором.

С автовокзала в г. Калининград автобусы по маршрутам 509, 534, 567. Время в пути около 2 ч. Расписание уточняйте на автовокзале предварительно, во избежание сезонных изменений.

Рельсобусом в Железнодорожный:

От Южного вокзала по выходным дням сб., вс., ходит рельсобус Калининград — Железнодорожный. Стоимость билета 252 р.

Внимание! Рельсобус действует до 26 сентября 2021!

Отправляется в 9:20, прибывает в 11:46.

Дорога занимает 2 ч. 26 мин. Во время следования можно рассмотреть и узнать Калининградскую область из окна, почитать книгу, воспользоваться гаджетом. Дорога не утомительна.

За 3 с небольшим часа вполне хватает пешком совершить прогулку по основным достопримечательностям. Остается время на обед или кофейню.

Отправление из Железнодорожного в 15:30, прибывает в Калининград 17:58.

Видео:ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ! Удивительное место. Из Калининграда в Железнодорожный одним днем.Скачать

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ! Удивительное место. Из Калининграда в Железнодорожный одним днем.

Гердауэн-Железнодорожный в кино

Улицы Железнодорожного пригодились киношникам. В 1961 вышел художественный фильм «Мир входящему» режиссеров А. Алова и В. Наумова. Фильм о последних днях войны. В главных ролях Александр Демьяненко, Виктор Авдюшко. Эпизод преследования Студебекера и короткого боя с немецким сопротивлением сняты на улицах Железнодорожного. В кадрах можно увидеть дома, улицы далеких 60-х г.

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

площадь железнодорожный калининградская область

Фильм удостоен золотой медали на Венецианском Международном кинофестивале 1961 г, а также премии «Фемина бельж» 1962 г. Брюссель.

Видео:ВО ЧТО ПРЕВРАТИЛИ СТАРИННЫЙ ПОСЕЛОК В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИСкачать

ВО ЧТО ПРЕВРАТИЛИ СТАРИННЫЙ ПОСЕЛОК В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Легенды о сокровищах, спрятанных нацистами в Гердауэн/Железнодорожном

Слухи и рассказы о подземных ходах, тайниках в поселке еще можно услышать от старожилов. Слухи слухами, попробуем разобраться, что правда, а что сущий вымысел, с помощью архивных данных. Приглашаю прочесть одну из увлекательных историй из документов того времени и сделать свои выводы максимально объективно.

Дело «Замок Гердауэн» 1971 г. Калининградская геолого-археологическая экспедиция

Дело начато в 1971 закончено в 1980 г.

В отдел газеты Советская Россия поступило письмо от Камышана Михаила Алексеевича от 10 октября 1972 г. Он сообщает следующие сведения:
«С 1946 года я был помощником военного коменданта ж. д. станции Гердауэн (Железнодорожный), что от Правдинска в 2-х десятках километров. Однажды ко мне на квартиру пришёл пожилой немец за милостыней. Немец знал немного русский язык, а я – немецкий. Я отдавал ему излишки продуктов. В разговоре он сообщил мне, что перед отступлением фашисты что-то подвозили на машинах к церкви и сгрузили в её помещении. По словам старика, от церкви есть подземный ход под озером на противоположный берег. Вход и выход забетонированы и заминированы.

На мой вопрос, откуда гражданский человек знает военные тайны, немец ответил, что его брат был бургомистром Гердауэна и кое-что мог знать».

(в деле начинает фигурировать некий ход, который никто не видел, а лишь только сведения от немецкого свидетеля пересказанные Камышаном, прим. авт.)

Далее еще несколько свидетелей сообщают и другие сведения.

Филоненко С.Н. сообщил, что при восстановлении старой немецкой церкви в 1947 г. под Дом культуры им был обнаружен подземный ход из внутренней части церкви, идущий в глубь искусственного холма. Далее ему сообщил немецкий юноша 17-ти лет, что есть подземный ход до замка Гердауэн, расстояние примерно 500 м, он же сказал, что под церковью есть бункер, в котором хранятся большие ценности и, если Вы их найдете, то построите три новых Гердауэн. Этот же юноша показал здание бывшей немецкой комендатуры, куда в ночное время в 1944-1945 г. немцы на автомашинах привозили какой-то груз и все это здание на протяжении всего времени усиленно охранялось.

Сотрудники экспедиции выехали на место для установления обстоятельств и свидетелей.

Директор Дома культуры п. Железнодорожный Музалевский Николай Ильич рассказал сотрудникам экспедиции следующее.

Приблизительно в 1960 – 1961 г. (точно года он не помнит) в здании старой немецкой церкви, которое в то время уже пустовало, силами воинских частей проводились раскопки якобы с целью обнаружения бункера с зарытыми ценностями и хода, который соединяет кирху с замком Гердауэн.

«Вокруг церкви была выставлена физическая охрана объекта из числа солдат и работников милиции, доступ в церковь был полностью закрыт и потому я, как и другие жители нашего поселка, ничего не знаю о ходе и результатах всех работ, которые проводились в церкви. Некоторые товарищи рассказывали мне, что военнослужащие ничего в церкви не нашли, интерес к дальнейшим раскопкам у них пропал, и работы были прекращены».

Далее состоялась встреча с майором Ивкиным Ю.В., который обеспечивал поиски на местах, указанных Музалевским Н.И.

Ивкин Ю.В. сообщил следующие сведения:

«В июне-июле 1965 г. нам было поручено провести раскопки. В УКГБ по Калининградской области поступило заявление от Камышана М.А. Вместе с райкомом КПСС было принято решение для проверки данных.

Охрану не выставляли, старались не афишировать работу. Предварительно взяли несколько рабочих с пивзавода. Сделали несколько раскопов, докопали до песка, выбрали песок и добрались до слоя глины.

Во время раскопок к нам заходил Филоненко С.Н. (вышеупомянутый заявитель о подземном ходе). Он указывал, что весь песок им был насыпан во время реставрации в 1947 г., а также добавил, что от кирхи в сторону мельницы имеется подземный ход. Этот подземных ход он так же засыпал песком при ремонте здания.

Во время работ к нам заходил Минаков Т.М. со своей внучкой Тамарой. Тамара рассказала, что в 1946-1947 г. она с поселковыми детьми лазила в этот ход, но не очень далеко, так как все боялись темноты. Кроме того, немецкое население, которое проживало до 1948 г., пугали нас детей. Говорили, что внутрь лазить нельзя, что там смерть, эсэсовцы заминировали вход.

Сведения, заявленные Камышан М.А. не подтвердились. Ничего особенного обнаружено не было. (приведено в некотором сокращении, прим. авт.)

Теперь обратим внимание на даты. Камышан написал в «Советскую Россию» письмо, которое получили в экспедицию 10 октября 1972 г, при проверке выяснилось, что он же писал в УКГБ по Калининградской области в 1965 г. тогда-то и провели проверку сведений. Что же получается, Камышан никак не мог забыть историю, которую никто не мог подтвердить, основанную только на слухах? Заявитель морочил голову разным организациям и службам? А как же сведения двух других заявителей, три разных человека говорят об одном и том же. Или компетентные органы не совсем компетентные?

Далее состоялась встреча сотрудника экспедиции по розыску ценностей с жителями п. Железнодорожный Тим Ю.Ф., Минаковым Т.М., и Приходько М.Ф. В ходе бесед они заявили, что в общих чертах слышали разного рода мнения и слухи о существовании подземного хода из кирхи в замок, однако сами этого хода не видели. Что касается захоронений кладов на территории кирхи и замка, то таких разговоров не слышали ни от немецкого населения до 1948 г., ни от Советских граждан.

Иванова Н. И. приехала на работу в п Железнодорожный в ветеринарную лечебницу в 1949 г. Она сообщила следующее:

«В восточной части замковой площади до 1959 г. также стояли стены двухэтажного здания, в 1959 г. они были разобраны. Часть кирпича вывезли на строительство средней поселковой школы. Часть стены во время разборки свалилась, засыпав потолок под подвальным помещением этого здания на глубину 2-3 м.

Этот строительный мусор лежал над подвальным помещением здания до 1967 г. В 1967-1968 г. почти весь кирпичный бой был с помощью экскаваторов выбран и вывезен на строительство и ремонт дорог территории Правдинского района.

«В один из дней 1968 г. я возвратилась домой из поездки по подшефным колхозам, а сын мне говорит, что экскаваторщик поднял вместе с битым кирпичом ящик с посудой, который, видимо, находился в подвальном помещении здания. Это был последний день работы на территории замка. Битый кирпич был весь вывезен, технику забрали на другой участок, а подвал под этим зданием так и остался почти нетронутым. Я не видела после 1968 г., чтобы кто-либо пытался проникнуть в подвальное помещение замка».

После разговора Иванова Н.И. показала на месте отверстие 40х40 см.

«Может, это отверстие и является тем самым входом в подземелья. Я со своими двумя подругами в 1949-1950 годах спускалась сюда. Глубина его примерно 2,5-3 м. Мы проходили по нему расстояние 5-6 м с небольшими факелами. Факелы у нас очень скоро гасли и боясь темноты, мы возвращались обратно. А возможно, это — подвальное помещение здания».

Филоненко С.Н.

«В 1947 г. по поручению районного руководства начали восстанавливать Дом культуры в здании бывшей немецкой кирхи. Во время ремонтно-восстановительных работ был обнаружен подземный ход из внутренней части кирхи, идущей вглубь холма.

С целью обследования спускался в него несколько раз, однако свеча, самодельные факелы гасли, дышать было очень трудно и пройдя метров 8-10 м возвращался обратно. Времени на обследование у меня не было. Ход никого из руководства не интересовал. Меня торопили со строительством Дома культуры, мы засыпали ход, свалив туда более 20 машин строительного мусора».

Сообщения совпадают, но почему никто не обследовал и не поинтересовался в 1946, 1947, 1948 годах? Немецкое население до выселения, сообщали разного рода сведения, правдивы ли они были или нет, сказать сложно. Есть мнение, что в угоду администрации приходилось быть удобным, услужливым и даже немного говорить о чудесах?

Проверка указанного отверстия Ивановой Н.И. состоялась.

Обследование провели сотрудники экспедиции.

Заключение: «Помещение расположено на глубине 2,5-3 м. Состоит из 3-х комнат. Размер каждой комнаты 5х10 м. Потолок овальной формы, выложенный, как и стены, из красного кирпича. В первой комнате, слева от входа, в полу имеется выложенный из красного кирпича колодец размером 1 х 1,5м.

На какую глубину идет колодец, нам установить не удалось, так как он засыпан строительным мусором. В правом углу этой же комнаты имеется отдушина. Она тоже завалена битым кирпичом из обвалившейся стены. Наличие колодца и отдушины говорит о том, что под тремя указанными комнатами имеется еще какое-то помещение (странный вывод, абсолютно ни о чём не говорит, это могли быть дренаж и вентиляция, прим. авт.).

При входе в другую комнату имеется выходной люк (в документе, по всей видимости, слово люк имеется ввиду как отверстие круглой формы, прим. авт.) в потолке подвала.

В третьей комнате, в правой от входа в стене имеется коридор. Ширина его 2,5 м, высота одинаковая с высотой подвала, длину его установить не удалось, так как он засыпан мусором через отверстие, которое было в потолке подвала. При осмотре подвальных помещений обнаружена временная электропроводка, которая состоит из соединенных между собой кусков электропровода и 4 электропатронов с лампочками. В первой комнате проводка лежит на полу, во второй и третьей комнатах подвешена на вбитые в стену гвозди.

Во второй комнате подвала, в левом от входа углу, стоит столик и скамейка, сколоченные из досок. На столике стоят стаканы, бутылки из-под столичной водки и вина. Все это покрыто слоем плесени. В третьей комнате имеется лопата, топор и несколько досок. Это говорит о том, что в подвале были люди после 1949 г. Кто были эти люди и чем занимались, в настоящее время никому неизвестно. Несмотря на это, материалы осмотра подвального помещения представляют определенный интерес.

10 ноября 1971 г. Косов Я.П.

«Здания замка не были разрушены во время обстрела п. Гердауен, а взорваны немцами при отступлении. Фасад двухэтажного здания замка, который расположен со стороны улицы, после войны долгое время сохранялся. На нем был виден нагар от внутреннего взрыва. Сообщение Косова Я.П. о том, что замок был взорван немцами, совпадает с данными, которые имеются в заявлении Ковалева А.В. Далее Косов Я.П. рассказал, что в лесопарке имеется второй бункер. В 1948-49 г. он со своими одноклассниками был в этом бункере. Присутствовали они там недолго, так как в бункере стоял сильный трупный запах. В связи с этим, Косов высказал такое предположение, что бункер связан ходом с каким-то другим объектом, и что в этот ход немцы бросили трупы убитых людей, может быть даже Советских военнопленных.

Кто были эти люди, никому неизвестно в связи с тем, что никто этим вопросом серьезно не занимался. Об этом свидетельствуют и такие факты. Во время подготовки котлована под фундамент здания пекарни в п. Железнодорожном строители сняли небольшой немецкий домик, который стоял рядом с бывшим зданием Гестапо и увидели много скелетов людей, которые, видимо, были замучены в Гестапо и брошены в подвал этого дома. Там же был найден сейф с немецкими документами, однако никто к ним своевременно интереса не проявил, и дети из детдома разбросали эти документы. Еще долгое время после этого они валялись по всему поселку».

22 ноября 1971 г. Демин К.Ф.

Работал заместителем военного коменданта Гердауэна.

В 1945 году наши солдаты проходили по этому ходу из кирхи в замок. Они мне докладывали, в этом ходу ничего интересного нет, что он идет где-то под озером. Рассказы моих бывших учеников о том, что в этих ходах пропали 2 советских солдата не отвечают действительности. Солдаты в п. Железнодорожном никогда не исчезали, и команду замуровать ход я не давал. Его просто засыпали, когда начали отстраивать кирху под Дом культуры.

В п. Железнодорожном должен быть большой склад. По показаниям немецкого населения немцы завозили ежедневно в район военного аэродрома большое количество продовольствия и вооружения. Все это завозилось на машинах, а разгрузочные работы велись силами русских пленных, которых перед уходом эсэсовцы уничтожили.

Во время бесед с местными жителями сотрудники экспедиции прилагали максимум усилий, чтобы найти хотя бы одного человека, который мог бы показать место, где находится ход. Почти все жители подтверждали факт существования подземного хода. Но установить человека, который сам лично по нему ходил и мог бы показать место нахождения искомого объекта, не удалось. Выходит, что с 1946 г. какие-то сведения были перевёрнуты, неверно истолкованы, а через 26 лет эта история обросла байками и легендами. Простым языком, историю слышали все, пересказывали друг другу, а подтверждения этому факту не нашлось. Одни говорят, что ходили сами, другие говорят, что он засыпан, заминирован и так далее.

Тайник на территории пивзавода в Железнодорожном

6 июня 1972 г. состоялась встреча с Генераловым А.Ф.

Генералов А.Ф. был в командировке в 1947 г. на территории пивзавода. Ему показали «подозрительное место», свежая земляная насыпь, которая осталась после немцев. Рядом стояла бетономешалка, справа была видна свежая кладка. Самостоятельно щупом обследовали место, щуп легко шёл в землю на 1,5 м. Сами больше ничего не делали, предполагали, что всё может быть заминировано, и при вскрытии тайника может взорваться пивзавод.

Экспедиции потребовалось поподробнее разузнать и дополнить информацию у рабочих пивзавода.

17-22 июля

Румянцев А.А. «С немцем механиком Пузо или Позе работала больше моя жена — Румянцева Галина Петровна. Я с марта 1945 г. служил в Гердауэне пограничником, но жил в пос. Крылово. Слышал от солдат-пограничников, что из кирхи в замок имеется ход, что он сырой, обвалившийся в двух местах. Шли предположения, что он проходит под озером.

Другие рабочие ничего существенного по существу не сообщили.

Все вышеперечисленные версии, рассказы местных жителей, бывших служащих, военных, никаких подтверждений не имели. Ни одного человека который лично мог показать место входа, или хотя бы лично подтвердить сотрудникам экспедиции не нашлось.

Было принято решение разобрать завалы в замке и проверить руины замка Гердауэн.

Силами курсантов КВКИУ им. Жданова (военно-инженерное училище) совместно с научными сотрудниками начали проводить расчистку проверку на предмет нахождения искомого хода.

В нескольких вероятных местах разобрали завалы, битый кирпич, черепицу. Произвели раскопы на глубину 1,4-1,8 м полуподвальных помещений. В ходе работ установлено, подвальных помещений, скрытых ходов не обнаружено. Замок вообще не имеет подвалов.

В нескольких предполагаемых точках по площадям были проделаны скважины. Никаких аномальных точек не обнаружено.

Подведём итоги архивного расследования.

В течении 9 лет собиралась информация, определялись точки, свидетели. Но как стало ясно в результате окончательной проверки, ничего из заявленного не подтвердилось. Что же это было? Немецкие источники, рассказы первых переселенцев, вымысел? Единственным оправданием может служить лишь один фактор. В тяжелых 1946, 1947, 1948 годах, никто не документировал, не фиксировал сведения. Были другие проблемы, шло восстановление области после войны, голод и разруха, устройство новой жизни. Немецкое оставшееся население так же могли собирать байки и передавать их новым жителям.

По прошествии многих лет данные могли быть искажены, не верно истолкованы или попросту перевернуты. Экспедиции не удалось найти доказательств, хотя истории очень интересны и в некоторых моментах захватывающие. Тем не менее совершая экскурсию в п. Железнодорожном, поглядывайте под ноги, вдруг вы увидите необычный или аномальный провал, пролом, который и приведет к заветному подземному ходу. Но помните, не азартничайте, история с поисками сокровищ в большинстве случаев заканчивается ничем.

Видео:ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ. Интересные места. Выезжаем!!! Калининградская областьСкачать

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ. Интересные места. Выезжаем!!! Калининградская область

Личное мнение

Вероятность нахождения подземного хода из церкви к замку под озером крайне низка. Технически выполнить сложное сооружение практически невозможно. Низкое залегание грунтовых вод, отсутствие технологий в то время. А, как мы помним, ход предполагался под озером, такие технически сложные проходы не могли быть выполнены. Не стоит переоценивать возможности Тевтонского ордена. Прокладывать сложные подземные коммуникации человечество научится только в 19 веке.

Видео:НЕИЗВЕСТНАЯ РОССИЯ: Здесь кончается Россия: город-призрак Железнодорожный. Калининградская областьСкачать

НЕИЗВЕСТНАЯ РОССИЯ: Здесь кончается Россия: город-призрак Железнодорожный. Калининградская область

«Новый исторический облик»: умирающий посёлок превращают в приманку для туристов

площадь железнодорожный калининградская область

На юго-востоке Калининградской области расположен маленький посёлок с невзрачным названием Железнодорожный и многовековой историей. В довоенное время это был небольшой процветающий город Гердауэн, после войны здесь сохранилось производство и активная жизнь, потом посёлок начал умирать, а к нынешнему времени потерял городской статус, немалую часть населения и множество исторических зданий (разобрали на кирпичи сами жители). Здесь нет работы, сюда очень плохо ходит общественный транспорт, закрылось железнодорожное сообщение, а центр поселения похож на послевоенные руины. Не так давно областные власти загорелись идеей «оживить» посёлок и выделили около 150 млн рублей на ремонт фасадов и крыш в центре города. Так они рассчитывают привлечь сюда туристов и бизнес. Корреспондент «Нового Калининграда» рассказывает, как правительство хочет спасти умирающий Железнодорожный и что об этом думают жители посёлка.

Вступление. Зимний визит.

В январе 2017 года тогда ещё врио губернатора Антон Алиханов отправился в Правдинский район. Свеженазначенный глава Калининградской области любил, как он сам говорил, «инкогнито» ездить по области и периодически это делал в компании журналистов. В последний день новогодних праздников с будущим губернатором на его машине на юго-восток области поехали корреспонденты «Нового Калининграда».

По заснеженному региону «Мицубиши Аутлендер» с Антоном Алихановым за рулём добрался до Железнодорожного — маленького городка с населением менее трёх тысяч человек в Правдинском районе. Врио губернатора хотел было забраться в полуразрушенную кирху, но передумал и пошёл гулять по узким скользким улицам, разглядывать разрушающийся старинный городок и строить большие планы.

«Хорошо бы сделать три улицы около кирхи в центре. Тут булыжная мостовая, дома старые. Хочется везде сделать разом всё, но, конечно, на всё одновременно средств нет. Будем делать постепенно, но приоритеты выработаем сейчас, чтобы было чёткое понимание перспектив», — рассказывал он, одновременно признавая, что практически единственное, что действительно может оживить эту территорию — это открытие пункта пропуска на границе с Польшей неподалёку. Ни губернатору, ни его спутникам не удалось найти в Железнодорожном ни одного работающего ресторана, кафе или хотя бы буфета с горячим чаем (лишь кафе у мельницы, попасть в которое не удалось), поэтому «Аутлендер» вскоре покинул посёлок, оставив позади пустынные почти средневековые улицы, припорошенные снегом столетние здания и их жителей, так и не заметивших визита первого лица области.

В декабре 2018 года в эфире ГТРК «Калининград» уже губернатор Антон Алиханов рассказал, что на правительство «нечаянно свалились свободные деньги», поэтому на ремонт 23 домов в центре Железнодорожного выделяют «беспрецедентные» 75 млн рублей. Вскоре сумма выросла до не менее «беспрецедентных» 156 млн рублей, а количество домов — до 33 (судя по закупкам, в целом только ремонтные работы обойдутся в 172,5 млн рублей). В своём Instagram в июне 2019 года Алиханов написал: «Проект вдохновлён путешествием, которое я называю M&M’s». Вполне вероятно, глава региона имел в виду поездку в Железнодорожный в январе 2017 года с журналистами «Нового Калининграда» Оксаной Майтаковой и Алексеем Миловановым.

«Я лично придумал этот проект, чтобы его [Железнодорожный] восстановить, сделать его красивым. Не потому что я какой-то восторженный такой, что там великое наследие какое-то. Я приглашал предпринимателей, говорю — мужики, я же это делаю не для того, чтобы красиво было. Я это делаю для того, чтобы в „Железке“ можно было хоть где-то поесть. Я надеюсь, что у местных людей появится возможность открыть свое кафе, магазин, торговать сувениркой какой-то», — позже скажет губернатор на встрече с блогерами.

площадь железнодорожный калининградская область

Довоенный Гердауэн, фото из архива А. П. Бахтина

Глава 1. Строительные заступники.

Замок Гердауэн был построен в XIV веке на месте прусской крепости в 70 км к юго-востоку от Кёнигсберга, а вскоре вокруг него вырос город. Здесь была кирха, школа, мельница и крепостные стены, защищавшие жителей. Несколько раз город страдал от пожаров и войн. После эпидемии чумы в XVIII веке в живых остались около 800 человек. Но город всегда восстанавливали, а число жителей росло. Во время Первой Мировой войны город сильно пострадал, и часть его пришлось даже не восстанавливать, а создавать заново. «Средневековые» дома около центральной площади нынешнего Железнодорожного на самом деле были построены около 100 лет назад, и всё, что туристы принимают за центр старинного городка — это заслуга одного человека.

В 1914 году в начале Первой Мировой войны в Восточной Пруссии было разрушено более 100 тысяч зданий, из них, по данным исследователя архитектуры Дмитрия Сухина, только 60 тысяч можно было восстановить, чем Германия и занялась. Работали на стройках в том числе русские военнопленные — немцы решили, что кто разрушил провинцию, тот пусть её и восстанавливает.

Разрушенную часть региона поделили на 24 восстановительных района и подчинили их районным архитекторам. Последние должны были определить направления восстановления во вверенном районе, проверять все сметы и проекты и вести стройнадзор. Вслед за районными архитекторами в регион прибыли около 500 молодых немецких архитекторов, «строительных заступников».

«Как беспристрастным защитникам им не дозволялось самим брать подряды или производить работы, их обязанностью стало заступаться за образ прежнего города и ландшафта перед администрациями, организациями и частными застройщиками — под угрозой невыплаты, в случае несогласования, восстановительных пособий застройщику. Самим же кандидатам на должность, в случае несогласия, грозило возвращение в метрополию — там, с самого начала войны, гражданское строительство было директивно прекращено», — пишет Сухин.

Во всех восстановительных районах архитекторы использовали одни и те же принципы — выравнивали этажность, отказывались от лишнего декора, использовали доступные материалы, при этом старались придерживаться традиционной архитектуры и одновременно строить комфортное жильё. Никаких дворцов и псевдозамков, никаких фальшивых фахверков и лишнего украшательства. По словам Дмитрия Сухина, строили Родину, «более прусскую, чем прежняя была» — окна без ниш, высокие скаты, керамическая черепица, валунные цоколи. Архитекторы не воссоздавали утраченную застройку, а проектировали новые районы, фактически используя военные разрушения, чтобы исправить градостроительные ошибки прошлого и сделать города удобнее и гармоничнее.

Схожим образом работал в Гердауэне молодой бременский архитектор Хайнц Штоффреген (именно ему центр Железнодорожного обязан своим обликом). Однако он полностью отказался от идеи проектирования зданий как современных, утверждает исследователь Нильс Ашенбек, и ориентировался на средневековый образ Германии. Штоффреген создал маленький средневековый городок, который выглядел так, будто всегда здесь был. Архитектор использовал в реконструкции всё те же мансарды, эркеры, каменные цоколи и деревянные слуховые окна, а также выровнял этажность зданий и убрал лишний декор.

Калининградский бизнесмен и защитник классического образа города Илья Заболотнов говорит, что Штоффреген активно использовал эрратив, то есть намеренную ошибку, для имитации средневековой эстетики: «Где-то линия стены чуть изогнута, где-то есть небольшая асимметрия или арка специально чуть неправильной формы».

площадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская область площадь железнодорожный калининградская область

Вторую Мировую войну восстановленный город пережил без больших потерь. А вот последующие мирные годы — увы, нет. Перешедший в новые руки Гердауэн получил имя Железнодорожный и потерял городской статус. Дворец, построенный в XIX веке на замковой территории, разобрали до основания, в здании кирхи открыли Дом культуры, а после строительства нового Дома культуры оставили пустовать. Постепенно закрывались производства, ветшали дома. В 90-х почти перестала действовать железная дорога (и название посёлка совсем потеряло смысл). Закрылся пивоваренный завод, а вскоре его разобрали на кирпичи — то ли новый собственник, то ли местные жители, то ли все вместе. Пустующий интернат (памятник архитектуры, бывшая окружная администрация Гердауэна) долго пытались кому-нибудь продать, потом власти подумали, что хорошо бы открыть там дом престарелых, а сейчас, по словам Алиханова, нашёлся инвестор, готовый привести здание в порядок и открыть там гостиницу. Но это пока находится на уровне идей и замыслов.

Город постепенно пришел к своей смерти — закрылись многие предприятия, население сильно сократилось из-за безработицы и отсутствия коммунальных благ, здания обветшали. В конце концов Железнодорожный потерял статус посёлка городского типа и стал сельским населённым пунктом. Местные власти утверждали, что об этом просило население — для жителей села коммунальные платежи ниже, чем для горожан.

Глава 2. Это не Зимний дворец.

В июле 2019 года обычно пустынные улицы Железнодорожного оживились. Приехали рабочие, поставили леса и бодро принялись снимать немецкую черепицу с крыш. Столетняя черепица падала на землю и с оглушительным звоном разбивалась вдребезги. Так начался обещанный капитальный ремонт 33 домов в посёлке. К тому моменту Фонд капремонта уже нашёл подрядчиков для ремонта, но ещё не утвердил проекты. Первые эскизы сильно напоминали отремонтированные в псевдоганзейском стиле хрущёвки на Ленинском проспекте в Калининграде или «Рыбную деревню» — цветные фасады, фальшивый фахверк, лепнина.

Концепции, выложенные губернатором Антоном Алихановым в Instagram и главой Фонда капремонта Оксаной Астаховой в Facebook, вызвали негодование у многих калининградских краеведов. Наиболее популярным стало высказывание Ильи Заболотнова — его пост в Facebook о том, что необходимо изменить ход ремонта домов в Железнодорожном, набрал более 200 репостов.

«Опубликованные Оксаной Астаховой эскизы не только радикально изменяют исторический облик зданий, они, увы, объективно очень плохи со всех точек зрения — архитектурной, эстетической, культурной. Это отсутствие единого стиля, пропорций, гармонии. Имитация фахверка — но такого, который не мог бы быть функциональной конструкцией. Классицистические элементы (как те, которые убрал Штоффреген, только хуже) — на здании совершенно не классицистических пропорций. Это даже не поделка под старину, это нарочитое, вызывающее игнорирование культурного и исторического контекста, его демонстративное высмеивание», — утверждал Заболотнов.

Вскоре в региональной общественной палате прошёл круглый стол, посвящённый ремонту в Железнодорожном. На нём Заболотнов поделился принципами, которые, по его мнению, необходимо использовать при ремонте исторического района посёлка. В частности, любая архитектурная деталь должна иметь референс, все архитектурные решения должны быть релевантны историческому ландшафту Натангии и Бартии (исторические области Европы, географически расположенные на нынешнем юго-востоке Калининградской области и севере Польши — прим. «Нового Калининграда»), имитация фахверка допустима только там, где мог быть настоящий фахверк, при этом она должна иметь рисунок функциональной фахверковой постройки. Также Заболотнов подчеркнул, что критически важно сохранить эрративы — именно они, по его мнению, создают туристическую привлекательность.

площадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская область площадь железнодорожный калининградская область

Присутствовавшие на заседании жители потребовали вернуть первоначальные эскизы и побыстрее завершить ремонт, потому что «туристическая составляющая должна быть составляющей, а не преобладающей», а им там жить. Чиновники заняли осторожную позицию — вроде как и поддержали историческое восстановление, но одновременно отметили недовольство жителей, а также давили на то, что квартал сильно изменился за последние сто лет, так что восстановить его полностью всё равно не получится, так что можно и что-нибудь добавить и «создать новый исторический облик», как выразился главный архитектор Калининградской области Евгений Костромин.

По словам советника губернатора, архитектора Вячеслава Генне, при разработке концепции отдельно выделили объекты культурного наследия, которые надо восстановить досконально, отдельно — дома, которые можно восстановить по историческим фото и архивным материалам и отдельно — объекты, которые «доведены до неузнаваемости» и восстановить их уже нельзя или нет смысла. Отдельно Генне подчеркнул необходимость дальнейшего благоустройства этой части посёлка — перекладывание брусчатки, установку освещения, каменные отмостки и так далее.

«По поводу фахверков — поверьте, там даже будут деревянные чопики. Это будет очень близко к тексту. Естественно, мы не будем разрушать мансардные этажи, чтобы достоверно заполнить их кирпичом. Выселять оттуда людей. Не те бюджеты. Это не Зимний дворец. Мы делаем, создаем помимо всей этой сказки — Гердауэн — среду для людей, возвращаем им комфорт, из которого они выпали», — пояснил архитектор.

На этом какое-либо общественное обсуждение возрождения Железнодорожного завершилось. Ни эскизы, ни проекты в публичном доступе не появились. Работы продолжились своим ходом.

Глава 3. Здесь было всё.

В Железнодорожном, по официальным данным, живёт около 2700 человек. Население постоянно убывает — из-за отсутствия работы почти вся молодёжь уезжает в более крупные населённые пункты или в областной центр. И главная проблема посёлка, как утверждают местные жители, не во внешнем виде домов в центре (а ремонтируют сейчас именно фасады и крыши) — а в отсутствии работы и полноценной инфраструктуры для жизни.

«Здесь живут в основном пенсионеры, молодежи мало, и все работают в Калининграде. Здесь работы нет. Если бы здесь открыли какие-то точки. здесь же было всё — кирпичный завод, хлебозавод, пивзавод, молокозавод. Здесь была Маленькая Швейцария, здесь было всё. А теперь нет ничего. Остались только муниципальные школы, садики, больницы. Ну и пилорама есть и кирпичный немного держится. Всё. Больше нет ничего», — рассказывает жительница посёлка Валентина.

площадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская область площадь железнодорожный калининградская область

Около домов, обросших лесами, стоят уже почти руины двух фахверковых складов — зданий, ставших визитной карточкой Железнодорожного именно в таком состоянии. О плачевном состоянии зданий и грубейших нарушениях в их охране со стороны собственника региональная Служба охраны объектов культурного наследия говорила ещё в 2013 году (а в аварийном состоянии они находились уже в конце 90-х). В 2014-м склады начали разбирать — власти и собственники утверждали, что это необходимо для последующего восстановления зданий. Однако ни в 2014 году, и в 2015-м, ни позже склады так и не были отреставрированы и по сей день стоят в полуразобранном состоянии. Разве что строительные заборы повалило.

Фахверковые склады перешли в руки Сергея Бочкова и Вячеслава Пивоварова в 1991 году. Взамен в 1993 году они построили 8 сараев для жителей посёлка. Бочков и Пивоваров выступают собственниками зданий и сегодня. В реестре недвижимости склады числятся как «объекты незавершённого строительства».

И местные, и региональные власти знают имена собственников, но до 2018 года фактически ничего не предпринимали, да и сейчас пока обходятся угрозами. «Мы осуществляем административное воздействие на собственника уже не первый год и, если не получится в этом году добиться реальных результатов от владельцев, тогда будем доводить до процедуры изъятия», — говорил зимой 2018 года глава Службы охраны памятников Евгений Маслов. В конце того же года уже губернатор Антон Алиханов говорил о необходимости забрать склады у собственника.

В сентябре 2019 года выяснилось, что власти уже было занялись изъятием, но тут объявился собственник и пообещал выйти в ближайшее время на объект и до конца года восстановить здание. «Приведите человека ко мне. Мне поговорить просто, в глаза посмотреть, и чтобы он дал мне обещание, что „Да, я восстановлю“», — сказал по этому поводу губернатор. В любом случае, будут склады изъяты или нет, единственный путь их восстановления сегодня — это полный разбор и строительство заново из тех же материалов, говорит Маслов.

В целом же ремонту домов местные рады. Рассказывают, что думали, будто о них уже совсем забыли, а теперь появилась какая-то надежда. «Родители сюда приехали в 47-м, — говорит жительница ул. Первомайской Анна Степановна. — Я тут все проблемы знаю. У меня здесь (показывает на голову) плёнка, я всё помню. Как колокола с кирхи снимали, помню».

Полуразрушенная кирха XIV века, на которую открывается вид с ремонтируемых улиц, у властей не в приоритете. «Здесь мяч на стороне РПЦ, это епархия владыки Николая, мы с владыкой эту тему обсуждали, и со следующего года у нас будет грантовая программа, через которую мы будем финансировать восстановление объектов культурного наследия. Необязательно объектов, которые находятся в собственности РПЦ, но и других — частных, муниципальных, региональных в том числе. У него есть видение по Черняховску, по другим населенным пунктам, где что приводить в порядке. Кирха в Железнодорожном не была в списке главных приоритетов, но это не значит, что мы с течением времени не дойдем и до нее тоже», — говорит губернатор Антон Алиханов.

В приоритете — газопровод (его уже ведут), благоустройство исторического квартала и центральной площади. Власти рассчитывают таким образом привлечь не только туристов, но и бизнес, и этим вернуть жизнь в посёлок. Губернатор считает, что после обустройства центра Железнодорожного сюда потянутся предприниматели, появятся новые кафе и магазины. Также власти хотят завлекать бизнес кредитами «с отрицательными ставками» — под 1% годовых. В планах есть и строительство «каких-то локальных очистных», и даже оживление погранперехода. Правда, пока только железнодорожного. Автомобильных переходов, утверждает глава региона, в области хватает.

площадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская область площадь железнодорожный калининградская область

Глава 4. Люди у нас хорошие.

К сентябрю в Фонде капремонта всё-таки утвердили проекты. Финальный вариант визуализации Оксана Астахова продемонстрировала Антону Алиханову во время выезда чиновников в Железнодорожный в середине сентября. Он вроде удовлетворил и жителей, и общественников, и чиновников. «Это всё, конечно, гораздо лучше чем то, что было показано сначала. Надо понимать, что за этим стоит коллективный труд и коллективные усилия большого количества людей, уполномоченных этой работой заниматься, — прокомментировал новые эскизы „Новому Калининграду“ Илья Заболотнов. — Документация хорошая, теперь важно, чтобы исполнялся авторский надзор, и чтобы это всё было реализовано именно в том виде, в каком должно быть, и с надлежащим качеством».

Черепицу обещано заменить на новую (также керамическую), каменные цоколи обещают вернуть, все провода и кабели убрать под землю, а брусчатку на улицах — восстановить.

«У нас на крыше была черепица изначально, но потом был пожар на втором этаже, и после него по-быстрому положили по дешевому варианту шифер. А сейчас по планам капитального ремонта будет керамическая черепица. Проект, в принципе, нравится», — рассказывает Олег. Его дом расположен в центре исторического квартала. Над входом — барельеф с неведомым животным, обильно покрытый краской. Барельеф обещают сохранить и восстановить в первозданном виде. Вокруг Олега лежат осколки черепицы и старые балки. «Посмотрите, они уже гнилые все», — показывает он на старое дерево.

«Люди хорошие у нас. Люди все добрые. Но то, что вот видишь — как после бомбежки. Я не знаю, будет ли наш дом ремонтироваться, — слышала, что только центр будет. Наш дом возле пивзавода стоит, барак столетний, капремонт будут делать в 44-м году, — вздыхает Лидия. Она сидит на лавочке у магазина на площади, общается с продавщицей, которая возвращается в магазин, когда к нему подходит пара молодых людей. Когда они уйдут, женщина вернётся на скамейку к подруге.

площадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская областьплощадь железнодорожный калининградская область площадь железнодорожный калининградская область

На площади малолюдно. На импровизированных лотках продаётся всё подряд — от обуви до продуктов, пожилые торговцы между собой обсуждают политику. В сквере несколько мужчин завтракают йогуртами и булочками. Изредка можно встретить женщину с коляской или прогуливающегося пенсионера. В летний полдень около старой мельницы над озером несколько мальчишек катаются на тарзанке в плавках — всегда готовы к падению.

Жители Железнодорожного прекрасно понимают, что ремонт фасадов не решит их проблем. Да и в схему губернатора с привлечением бизнеса красивыми улицами верят мало — людям нужна работа, нужен ремонт других домов (а не только центрального квартала), нужна баня (её закрыли на ремонт и не открыли), нужен общественный транспорт, нужен ремонт дорог и моста, поэтому на вопрос, чего они ждут от приведения центра в порядок, многие отвечают усмешкой — да, красиво будет, спасибо за это, но красотой никого не накормить.

«Я не думаю, что она [реставрация] улучшит жизнь. Рабочих мест нет, молодежь здесь не остается. Это у кого есть работа, ещё более-менее. А так-то — что здесь делать», — пожимает плечами Олег. На брусчатку со звоном приземляется черепица.

Текст — Татьяна Зиберова, фото — Виталий Невар, изображения предоставлены Фондом капитального ремонта.

🔥 Видео

Посёлок Железнодорожный 💎✌🏻🌸 Калининград Лето 2022Скачать

Посёлок Железнодорожный 💎✌🏻🌸 Калининград  Лето 2022

Мы влюбились в Железнодорожный / ep.5Скачать

Мы влюбились в Железнодорожный / ep.5

Железнодорожный возрождающийся и одновременно умирающий посёлокСкачать

Железнодорожный возрождающийся и одновременно умирающий посёлок

Калининградская область, Железнодорожный - самый красивый поселокСкачать

Калининградская область, Железнодорожный - самый красивый поселок

Топ 10 городов в Калининградской областиСкачать

Топ 10 городов в Калининградской области

Город - призрак Железнодорожный. Gerdauen. Достопримечательности Калининграда. #62Скачать

Город - призрак Железнодорожный. Gerdauen. Достопримечательности Калининграда. #62

пос.ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ.Калининградская область.Скачать

пос.ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ.Калининградская область.

#5 серия Железнодорожный (Gerdauen) - большое автопутешествие вдоль границы Калининградской областиСкачать

#5 серия Железнодорожный (Gerdauen) - большое автопутешествие вдоль границы Калининградской области

Калининградская область, поселок ЖелезнодорожныйСкачать

Калининградская область, поселок Железнодорожный

Железнодорожный 4KСкачать

Железнодорожный 4K

Железнодорожный. Калининградская область.Скачать

Железнодорожный. Калининградская область.
Поделиться или сохранить к себе: