площадь якутии в километрах

Видео:оцениваю Саха Якутия ❄️🇷🇺Скачать

оцениваю Саха Якутия ❄️🇷🇺

Характеристика субъекта

Краткая характеристика Республики Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия) образована 27 апреля 1922 года как Якутская АССР в составе РСФСР и СССР. Общая площадь территории области составляет 3083,5 тыс. кв. км. Численность населения — 981 971 чел. Плотность населения – 0,32 чел. на кв. км.

На территории республики проходит Амуро-Якутская магистраль (АЯМ) – железная дорога, связывающая Трансибирскую магистраль (Трансиб) и Байкало-Амурскую магистраль (БАМ) с Якутией. Протяженность магистрали 767 км.

Общая протяженность автомобильных дорог в республике составляет 30 тыс. км, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами — автозимниками. Она включает 21,8 тыс. км (65 %) дорог общего пользования, из них с твёрдым покрытием — 7,6 тыс. км.

На территории Якутии размещено три аэропорта государственного значения (Якутск, Тикси, Чокурдах), всего 32 аэродромов местных воздушных линий и 195 посадочных площадок. Взлётно-посадочные полосы с искусственным покрытием оборудованы в девяти аэропортах: Якутск, Мирный, Тикси, Чокурдах, Черский, Вилюйск, Чульман, Алдан, Полярный.

Сеть водного транспорта республики составляют пять речных портов (Ленский, Олёкминский, Якутский, Нижнеянский, Белогорский и Зеленомысский) и морской арктический порт — ОАО «Тиксинский морской порт».

Трубопроводный транспорт на территории Якутии представлен трубопроводами как федерального, так и локального республиканского значения.

Республика Саха́ (Яку́тия) входит в состав Дальневосточного федерального округа, расположена в северо-восточной части Сибири.

На востоке граничит с Чукотским автономным округом, Магаданской областью, Хабаровским краем.

На юге граничит с Амурской областью, Забайкальским краем. На западе граничит с Иркутской областью, Красноярским краем. Северная граница республики проходит по побережью море Лаптевых, включая в себя Новосибирские острова. Более 40 % территории Якутии находится за Северным полярным кругом. Протяжённость республики с севера на юг – 2800 км, с запада на восток – 2500 км.

Общая площадь континентальной и островной (Ляховские, Анжу и Де-Лонга, входящие в состав Новосибирских островов Северного Ледовитого океана) территории Якутии составляет 3103,2 тыс. кв. км.

Якутия характеризуется многообразием природных условий и ресурсов, что обусловлено физико-географическим положением её территории. Большую часть занимают горы и плоскогорья, на долю которых приходится более ⅔ её поверхности, и лишь ⅓ расположена на низменности. Самая высокая точка — гора Победа (3147 м, по другим данным 3003 м, находится на хребте Черского) или Мус-Хая (2959 м, по другим данным 3011 м, находится на хребте Сунтар-Хаята). В Якутии также расположен Верхоянский хребет.

Западную часть Якутии занимает одно из крупнейших плоскогорий — Среднесибирское.

Крупнейшие низменности: Центральноякутская, Колымская, восточная часть Северо-Сибирской низменности.

Якутия — один из наиболее речных (700 тыс. рек и речек) и озёрных (свыше 800 тыс.) регионов России. Общая протяжённость всех её рек составляет около 2 млн км, а их потенциальные гидроэнергоресурсы оцениваются почти в 700 млрд кВтч в год. Крупнейшие судоходные реки: Лена (длина — 4400 км), Вилюй (2650 км), Оленёк (2292 км), Алдан (2273 км), Колыма (2129 км), Индигирка (1726 км), Олёкма (1436 км), Анабар (939 км) и Яна (872 км).

На территории республики находятся крупные озёра — Бустах, Лабынкыр и др.

Большая часть территории Саха (Якутии) расположена в зоне средней тайги, которая к северу сменяется зонами лесотундры и тундры. Почвы преимущественно мерзлотно-таёжные, дерново-лесные, аллювиально-луговые, горно-лесные и тундро-глеевые. Леса занимают около 4/5 территории. В долинах рек и аласах распространены луга. На побережье и вершинах гор — кустарниковая травянистая растительность и лишайники.

Климат и часовые пояса

Климат резко континентальный, отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Апрель и октябрь в Якутии — зимние месяцы. Разница температур самого холодного месяца — января и самого тёплого — июля составляет 70—75 градусов. По абсолютной величине минимальной температуры (в восточных горных системах — котловинах, впадинах и других понижениях до −70 °C) и по суммарной продолжительности периода с отрицательной температурой (от 6,5 до 9 месяцев в год) республика не имеет аналогов в Северном полушарии. Абсолютный минимум температуры практически везде в республике ниже −50 градусов.

На территории Якутии применяется время трёх часовых поясов. Западная и центральная часть, крупные населённые пункты Якутск, Нерюнгри, Мирный, Хандыга находятся в часовой зоне МСК+6 (UTC+9). Верхоянский район, Оймяконский и Усть-Янский улусы (районы) — МСК+7 (UTC+10). Восточная часть, бассейны рек Индигирки и Колымы — Абыйский, Аллаиховский и Среднеколымский улусы (районы), Верхнеколымский, Момский и Нижнеколымский районы — МСК+8 (UTC+11). Связано это с достаточно северным расположением республики, где длина дуги параллели на 1 градус долготы составляет всего 40-50 километров (разница в местном солнечном времени на 1 час соответствует 600—750 километрам), а протяженность республики с запада на восток составляет почти 2000 километров.

Административно-территориальное деление и население

Республика включает в себя 36 муниципальных образований: 34 муниципальных района и 2 городских округа. В состав муниципальных районов в свою очередь входят городские и сельские поселения (наслеги), общее число наслегов составляет 364, в том числе 31 национальный. Административный центр республики – г. Якутск с населением 322,9 тыс. человек.

Численность населения республики, по данным Госкомстата России, составляет 981 971 чел. Плотность населения — 0.32 чел./кв.км. Является одной из самых низких среди субъектов Российской Федерации. Городское население — 65.45 % (627752). Большая часть населения сосредоточена в городах Якутск, Нерюнгри, Мирный, Ленск и Алдан.

Основные народы, проживающие на территории республики: якуты – 45.5%, русские – 41.2%, украинцы – 3.6%, эвенки – 1.9%, эвены — 1.2%. другие национальности — 6.6%.

Столица Республики Саха (Якутия) — г. Якутск.

Железнодорожный транспорт в Якутии — одна из важнейших составляющих частей транспортной системы республики. Начало железнодорожному транспорту в Якутии было положено в 1976 г., когда её границу пересёк путеукладчик строящегося Малого БАМа (Тында — Нерюнгри). Через территорию республики проходит Амуро-Якутская железнодорожная магистраль. Протяженность магистрали 767 км. Пассажирское движение на участке Беркакит — Нижний — Бестях запущено 2020 году.

В юго-восточной Якутии завершено строительство тупиковой железнодорожной линии Улак — Эльга, соединяющей БАМ с Эльгинским угольным месторождением.

Автомобильный транспорт также играет очень важную роль для республики, так как, при крайне недостаточном развитии железных дорог, автодороги зачастую являются единственными наземными путями сообщения. Автотранспорт в Якутии развит достаточно хорошо. Его главная уязвимая черта — опять-таки сезонность, так как в республике крайне мало хороших круглогодичных дорог, и большая часть грузоперевозок ведётся по зимникам.

Сеть автомобильных дорог на территории республики имеет протяжённость свыше 30 тыс. км, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами — автозимниками. Она включает 21,8 тыс. км (65 %) дорог общего пользования, из них с твёрдым покрытием — 7,6 тыс. км. Для республики, в её масштабах, характерно слабое развитие автодорожной сети, территориальная изолированность отдельных дорог, а также значительное развитие ведомственной дорожной сети, которая фактически выполняет функции автодорог общего пользования. Транспортной связью по автодорогам с твёрдым покрытием обеспечены только 16 улусов (районов) из 35.

Для республики, в её масштабах, характерно слабое развитие автодорожной сети, территориальная изолированность отдельных дорог, а также значительное развитие ведомственной дорожной сети, которая фактически выполняет функции автодорог общего пользования.

Основные автодороги Якутии:

— А360 «Лена»; Большой Невер — Якутск (Нижний Бестях) («автомобильный АЯМ»), круглогодичная, в основном с гравийным покрытием;

— Р504 «Колыма»; Якутск (Нижний Бестях) — Магадан, круглогодичная, гравийное покрытие, отсутствует мост через Алдан;

— А331 Федеральная автодорога «Вилюй»; Якутск — Мирный, условно круглогодичная, гравийное, грунтовое покрытие, не хватает мостов через многие реки, в летнее время некоторые участки превращаются в болото; см. также Вилюйский тракт;

— автодороги республиканского и муниципального значения.

Авиационный транспорт остаётся основным круглогодичным пассажирским видом транспорта в республике. На долю авиации здесь приходится около 65 % пассажирооборота. Авиация широко используется не только в перевозках пассажиров на дальние расстояния, но также в перевозках на относительно короткие расстояния — во внутрирайонных и межрайонных республиканских сообщениях.

На территории Якутии размещено три аэропорта государственного значения (Якутск, Тикси, Чокурдах), 32 аэродромов (включая неиспользуемые) местных воздушных линий и 195 посадочных площадок. Взлётно-посадочные полосы с искусственным покрытием оборудованы в девяти аэропортах: Якутск, Мирный, Тикси, Чокурдах, Черский, Вилюйск, Чульман, Алдан, Полярный. Большинство аэропортов в настоящее время находятся либо в критическом состоянии, либо в стадии прекращения своего существования. В ближайшее время намечается закрыть ряд аэропортов, в то же время реконструировать 16 аэропортов, в восьми из них построить новые здания и сооружения.

После развала советского монополиста — компании «Аэрофлот» — в Якутии постепенно оформились три основные авиакомпании: «Якутия», «Полярные авиалинии» и МАП АК «Алроса». Авиакомпания «Якутия» — основная, единая межрегиональная авиакомпания; её главной целью является авиасообщение Якутии с Москвой, другими крупными городами и курортами России, ближнего и отчасти дальнего зарубежья. Авиакомпания «Полярные авиалинии» (единая внутрирегиональная) специализируется на авиаперевозках внутри республики. Мирнинское авиапредприятие «Алроса» главной своей задачей считает обеспечение развития западно-якутского алмазодобывающего кластера экономики и его связи с Якутском, Москвой и другими городами и центрами.

Водный транспорт — на сегодняшний день основной вид транспорта в республике, играет очень большую роль в обеспечении северного завоза. Именно во время короткой северной навигации, длительность которой составляет примерно 4,5 месяца (с начала июня по середину октября), происходит основной завоз грузов как в республику, так и внутри неё.

Протяжённость эксплуатируемых водных путей на её территории составляет 21,8 тыс. км, из них на обслуживаемые пути приходится 13,6 тыс. км. Якутия обладает разветвлённой сетью водных путей сообщения: участок Северного морского пути; через всю её территорию протекает р. Лена — главная водная магистраль с притоками рр. Алдан и Вилюй; в северной части республики — реки Анабар, Оленёк, Яна, Индигирка и Колыма.

Сеть водного транспорта республики составляют пять речных портов (Ленский, Олёкминский, Якутский, Нижнеянский, Белогорский) и морской арктический порт — ОАО «Тиксинский морской порт».

Морской транспорт обслуживает 12 арктических улусов — от Хатангского залива до пункта Певек, а также районы Чукотки. Особенностью СМП как водной транспортной магистрали является его ледовитость и краткость навигационного периода (40-70 дней). Всё это обуславливает необходимость специального технического оснащения магистрали и особую организацию плавания (строительство ледоколов, использование воздушного флота для ледовой разведки, создание специальной метеослужбы, средств навигационного слежения и т. д.). Главный морской порт республики — Тикси.

Главным водным перевозчиком в республике является ОАО «Ленское объединённое речное пароходство» (ЛОРП) — одно из ведущих транспортно-производственных предприятий не только Республики Саха (Якутия), но и северо-востока страны в целом, внесённое в список системообразующих предприятий России и перечень стратегических предприятий Якутии.

Кроме ЛОРПа, в транспортном комплексе республики оперируют другие юридические лица — водные перевозчики, такие как «Арктическое морское пароходство», «Колымская судоходная компания», «Янское речное пароходство», ХК «Якутский речной порт» с дочерними предприятиями «Судоходная компания „Якутск“», «Судоходная компания „Вилюй“», «Пассажирское райуправление», а также судоходная компания «АЛРОСА — Лена», являющаяся дочерним обществом ОАО «АЛРОСА».

В воднотранспортном комплексе республики в перевозках также участвуют судоходные компании, базирующиеся в других регионах России. Из Иркутской области: ООО «Верхнеленское речное пароходство» (линия Осетрово — Ленск), ОАО «Киренская РЭБ флота», ОАО «Алексеевская РЭБ флота» и ОАО «Осетровский речной порт». Из Мурманской области: ОАО «Мурманское морское пароходство». Из Владивостока: ЗАО «РИМСКО» (завоз Северным морским путём).

Трубопроводный транспорт в Якутии играет большую роль в обеспечении населения и предприятий дешёвым топливом, имеет большое стратегическое значение для обеспечения жизнедеятельности на Севере и для внешней торговли и экономических связей.

Трубопроводный транспорт на территории Якутии представлен трубопроводами как федерального, так и локального республиканского значения.

• нефтепроводом Восточная Сибирь — Тихий океан. В Якутии он проходит через Талаканское нефтяное месторождение, Ленск, Олёкминск, Алдан, Нерюнгри и имеет семь нефтеперекачивающих станций на её территории. Как известно из истории строительства трубопровода ВСТО, ранее планировался другой (южный) вариант прокладки, но в конечном счёте было решено остановиться на нынешнем варианте трассы, так как он даёт возможность на будущее привлечь мощности Талаканского, Верхнечонского, Чаяндинского, Среднеботуобинского и других нефтегазовых месторождений Иркутской области и Якутии. 4 октября 2008 года был осуществлён запуск в эксплуатацию в реверсном режиме части ВСТО от Талаканского месторождения до Тайшета длиной 1105 км, что позволяет осуществлять поставку нефти на Ангарский нефтехимический комбинат. По состоянию на осень 2008 года ежемесячная добыча нефти на месторождении составляет около 120 тыс. тонн.

• системой газопроводов из Лено-Вилюйской газоносной провинции в центральную Якутию: газопроводы Тас-Тумус — Берге — Якутск — Мохсоголлох и Кысыл-Сыр — Мастах — Берге — Якутск, снабжающие Якутск газом Усть-Вилюйского, Мастахского и Средневилюйского газовых месторождений с многочисленными ответвлениями к другим населённым пунктам Кобяйского и Вилюйского улусов; газопровод Мастах — Берге — Якутск имеет выход по дну Лены на правый берег для газоснабжения заречных улусов;

• газопровод Вилюйск — Ленск из Средневилюйского месторождения;

• нефтепровод Талакан — Витим со Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения.

По местным трубопроводам ежегодно перекачивается порядка 1500 млн кубометров газа и 50 тыс. тонн нефти. Особенностью магистральной газопроводной системы республики является то, что она состоит из двух локальных подсистем — Центрального и Западного региона. Обе подсистемы работают технологически независимо друг от друга. В эксплуатации находятся 4047 км газопроводов и 110 км нефтепроводов (не считая федеральных).

Столица республики была газифицирована в 1967 году, когда было завершено строительство первого магистрального газопровода Тас-Тумус — Якутск.

Промышленный потенциал и сельское хозяйство

В 1950-е и последующие годы в связи с открытием алмазоносных месторождений на западе республики была создана и существует и сегодня очень мощная алмазодобывающая промышленная инфраструктура Республики Саха и Российской Федерации.

Промышленность Якутии ориентирована на добычу и обогащение и сырья, республика богата природными ресурсами. На территории Якутии находится крупнейшее в стране Эльконское урановое месторождение с разведанными запасами около 344 тысяч тонн.

С 2011 года начата отгрузка угля с крупнейшего в России Эльгинского угольного месторождения.

Основные секторы промышленности:

— добывающая (алмазо-, золото, нефте-, газо-, угле- и другие полезные ископаемые);

— перерабатывающая (гранильная, ювелирная, нефте-газоперерабатывающая, деревообрабатывающая, производство строительных материалов и др.);

— топливно-энергетический комплекс (производство энергоносителей);

— лёгкая промышленность (кожевенно-обувная и др.);

• сбор ягод и даров природы

В республике размещено всего 92 объекта, в том числе: 19 взрывоопасных, 24 пожароопасных, 26 взрыво-пожароопасных объекта, 1 объект массовым пребыванием людей; 1 объект инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, 1 уникальный объект (мост через р. Алдан), 1 морской порт (пгт. Тикси), 4 электростанции мощностью 150 МВт и более и 15 ГТС.

Наиболее важные объекты:

каскад Вилюйских ГЭС-1,2;

магистральный газопровод Мастах-Бэргэ, Таас-Тумус-Якутск-Покровск;

магистральный нефтепровод ВСТО; Нерюнгринская ГРЭС.

На территории Республики Саха (Якутия) возможны следующие риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера:

Видео:Якутия (Республика Саха) за 5 минутСкачать

Якутия (Республика Саха) за 5 минут

Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия) — субъект Российской Федерации. Относится к Дальневосточному Федеральному округу. Административный центр город Якутск. Республика Саха — самый крупный регион России. Площадь Якутии — 3 083 523 кв км, что составляет 1/5 часть всей России или почти 2/3 площади Западной Европы. Население, по состоянию на 2016 год — 959,7 тысяч человек, из которых 63% живут в городах. Регион расположен в трех часовых поясах. Большую часть занимают горные хребты. Климат резко континентальный, с длинной зимой и коротким летом.

Якутию по праву называют сокровищницей недровых богатств. Известны месторождения алмазов и золота в бассейнах рек Алдан, Индигирка и Яна. Республика богата природными ископаемыми, более 90% алмазов и 40% золота России добывается здесь. Множество людей со всего мира интересуются древним животным миром, особенно его ярким представителем — мамонтом. В недрах региона обнаружена значительная часть всех известных в мире уникальных находок мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, овцебыков, пещерных львов и других животных давно минувшей эпохи. Якутия — это страна древних охотничьих и рыболовных традиций. Это одно из редчайших мест на планете, где сохранилась чистота природы и разнообразие животного и растительного мира.

Одним из самых привлекательных для туристов мест является Природный парк «Ленские столбы». Это уникальное явление природы находится прямо на берегу великой реки Лены. В причудливой форме столбов можно увидеть колоннады, башни, арки, соборы, зубчатые стены. На территории республики, в Оймяконе, находится Полюс холода Северного полушария планеты, где зафиксирована самая низкая температура (-71,2С) на заселенной земле. Там же находится легендарное озеро Лабынкыр. Знаменито оно сведениями о якобы обитающих здесь «северных динозаврах» — родичах «шотландки» Несси.

Туристы могут посетить комплекс «Царство вечной мерзлоты», который представляет собой огромный ледник внутри горы, оформленный командой профессиональных ледовых скульпторов. Недалеко от самой высокой точки долины Туймаада, расположен этнографический комплекс «Чочур Муран», построенный в память казакам первопроходцам. Работает круглогодичный зоопарк «Орто-Дойду», коллекция которого состоит из более чем 120 видов животных различных географических зон. Неизменный интерес вызывает фольклор, творчество, национальные промыслы, символы религиозно-мировоззренческих установок якутов.

Видео:Республика Саха или Якутия: как правильно?Скачать

Республика Саха или Якутия: как правильно?

Республика Саха: дорога на Колыму и Долина смерти

площадь якутии в километрах

Собственно, по этой причине в эпоху СССР Якутию иногда называли тюрьмой без решёток. Несмотря на наличие большого количества заключённых и трудовых лагерей, на побег решались очень немногие. Ведь бежать некуда: на сотни километров вокруг ни души, а условия крайне суровые. Земли, раскинувшиеся столь широко, хранят множество сокровищ — от колоссального запаса полезных ископаемых до завораживающих взор природных памятников. Здесь находят следы древнейших людей, которые охотились на мамонтов более 40 000 лет назад, и фиксируют рекордно низкие температуры воздуха.

Сегодня Якутия заселена людьми разных национальностей и вероисповеданий. Вместе они развивают свою малую родину экономически и культурно — через поддержку традиции и современный кинематограф, который называют «Сахавуд». В городах кипит политическая жизнь, порождающая известных на всю страну личностей вроде Сарданы Авксентьевой. Республика Саха слишком необъятна для одной статьи, но мы постараемся рассмотреть некоторые детали более подробно.

Видео:Колыма - САМАЯ ОПАСНАЯ ДОРОГА В МИРЕ! Дорога СТРАХАСкачать

Колыма - САМАЯ ОПАСНАЯ ДОРОГА В МИРЕ! Дорога СТРАХА

Республика Саха и традиция ссылок

Заселение Якутии началось с древнейших времён и происходило несколькими потоками. Первые охотники пришли сюда 200–250 тысяч лет назад. Если так можно выразиться, на их глазах Котельный, имевший сухопутное соединение с материком, стал островом. Двадцать две тысячи лет назад какая-то группа первобытных людей разделала там мамонта, чьи останки были обнаружены лишь в 2019 году. С туши сняли шкуру, а на костях заметны следы от орудий, которыми срезали мясо.

Через территорию современной Сахи проходили маршруты великой миграции, когда из-за меняющегося климата люди буквально искали новое место под солнцем. Покидая уже известные земли, они отправлялись всё дальше на восток, ступая на просторы Америки — неизведанного до тех пор континента. Никаких дорог, карт и тем более транспорта ещё не существовало, поэтому путь занимал сотни, а то и тысячи лет. За это время разные группы людей смешивались, поколения менялись, породив в итоге палеосибирскую популяцию — предков коренных американцев.

Переходя ко дням приближенным, стоит отметить, что некоторые вещи не меняются. В Якутии по-прежнему практически нет дорог и слабо развита транспортная сеть, а ссылки являются даже не страницей, а целой главой истории региона. Начались они практически сразу после официального присоединения к Российскому государству, то есть в 1640-х годах. Тогда на законодательном уровне существовало два вида подобных наказаний: отправление на службу и высылка на житьё. Второй вариант подразумевал отправку людей в Сибирь, к реке Лене. Там каторжане трудились и создавали поселения, постепенно заселяя новые земли.

Количество ссыльных быстро росло, и уже через десять лет в Якутию назначили 260 государственных служащих, среди которых были административные чины, ремесленники, священнослужители и военные. Таких «государственников» набирали преимущественно из иностранцев — поляки, литовцы, немцы, шведы. Углубляясь всё дальше, отряды казаков и первопроходцев не встречали естественных границ, будь то океан или непроходимые горные цепи. Границы оставались неустановленными — страна постоянно обрастала вновь открытыми землями, и требовалось больше людей на дальних рубежах.

С преобразованием царства в Российскую империю ссылка набрала обороты, переходя на новый уровень. Появился широкий пласт политически неблагонадёжных подданных. Кроме этого, практиковалась внесудебная ссылка — для людей, чьё преступление было неочевидным. Таким образом, данная мера наказания перешла от исключительно уголовной к административной. Вскоре такое положение возымело ожидаемый результат: в 1729 году вышел имперский указ «Об отсылке бродяг и беглых» — отправляли их всё туда же, в Сибирь, к берегам Лены, Индигирки, Колымы.

К началу XIX века такая мягкая мера, как простое выселение, показала свою несостоятельность. Смысл был в освоении новых земель, но поселения, созданные ссыльными, быстро приходили в упадок, ведь публика там собиралась соответствующая. Да и насильно мил не будешь. Решили оставить пункт с «насильно», но совсем вычеркнуть «мил». Ссылка сменилась каторгой, которая стала высшей мерой наказания после отмены смертной казни. Перед отправкой будущих каторжан обходили кнутом, вырывали ноздри и клеймили. Например, если человек попался на воровстве, на лбу выжигали букву «В», а на щеках — «О» и «Р». После окончания каторги, если та была не вечной, преступник оставался в пожизненной ссылке.

Вскоре появились первые настоящие тюрьмы, при которых образовались каторжные заводы, фабрики и рудники. Имперский двор рассматривал данный процесс как освоение новых земель через «штрафную колонизацию». Стали появляться почтовые станции, относительно крупные населённые пункты и даже города с портами. Однако физический труд в абсолютном большинстве случаев выполнялся подневольными людьми буквально из-под кнута. К концу XIX века ссылка и каторга приобрели массовый характер, став наиболее распространённым видом уголовного наказания. Сохранившаяся статистика за 1884-й показывает такие цифры: всего в области проживало около 250 000 человек (включая коренное население), из них по своей воле прибыло только 1 533 человека.

К началу 1920-х на всей территории страны укрепилась советская власть, сменившая монархические традиции, тем не менее не отказавшаяся от практики подневольного труда. В период расцвета системы ГУЛАГ в Якутии насчитывалось 105 лагерей, которые занимали чуть ли не треть всей республики. Сегодня от них остались лишь безмолвные руины, выработанные шахты, останки бараков и едва различимые дороги. Одна из них ведёт от посёлка Батагай к горе Кестер, где в 30-х годах обнаружили крупнейшее месторождение олова. В следующие годы рядом с месторождением построили Эге-Хайский ИТЛ №6 и лагерный пункт на самой горе. Через восемь лет вблизи Кестер насчитывалось уже 22 трудовых лагеря, благодаря которым месторождение и фабрики стали лидерами отрасли в рамках страны.

Примерно в это же время (1931 год) появляется государственный трест «Дальстрой», отвечающий за развитие дорожной сети в верховьях Колымы. Приоритетной задачей являлась дорога от Магадана до Усть-Неры с ответвлением к Якутску. Для работ привлекались и вольнонаёмные, или вольняшки, как их называли зэки, которые привычно на подобных стройках составляли большинство. Из-за сурового климата и войны дорогу протяжённостью в 1 043 километра прокладывали больше двадцати лет. В литературе колымская трасса известна как «Дорога на костях». Такое имя дано из-за количества погибших во время строительства. Оценки разнятся от нескольких тысяч до совсем невменяемых, которые озвучивать стыдно. Считается, что многие из погибших похоронены рядом и даже под самой дорогой.

Видео:Минус 40 в якутской деревне | НЕИЗВЕСТНАЯ РОССИЯСкачать

Минус 40 в якутской деревне | НЕИЗВЕСТНАЯ РОССИЯ

Долина смерти

Переходим к не менее мрачной и ещё более таинственной достопримечательности Якутии. В долине реки Вилюй находится аномальная зона, притягивающая криптозоологов и уфологов со всей страны, а также из ближнего зарубежья. Согласно легенде, в промёрзшей тайге находятся металлические «котлы» красного цвета. Что имеется в виду — до конца неясно, но судя по описаниям, это техногенные объекты округлой формы, целиком или частично вкопанные в землю. Сооружения достаточно большие и имеют несколько комнат внутри, но всякий охотник, укрывшийся там от непогоды либо оставшийся на ночёвку, заболевает неизвестной болезнью и вскоре умирает. Потому местность назвали Елюю Чёркёчюёк, или Долина смерти.

Первое упоминание о медном котле, погружённом в землю, датируется 1854 годом. В ходе экспедиции Русского географического общества этнограф Ричард Маак изучал рельеф местности и знакомился с живущими в долине народностями. В его отчёте рассказ о «котлах» представляется в виде местной сказки. В 2006-м чешский путешественник Иван Мацкерле сообщил об обнаружении загадочных «котлов», однако никаких фотографий не сделал. Это объяснялось по-разному — от банального «села батарея» до вмешательства неведомых сил извне, которые вырубали все электрические приборы. Тем не менее Мацкерле поделился координатами с другими энтузиастами. В последующие годы было предпринято несколько экспедиций, в том числе съёмочными группами «Дневника путешественника» и «Искателей Якутии». Никаких «котлов» в указанном месте не оказалось, но легенда жива, и поиски продолжаются.

Видео:👊 национальные столкновения в Якутии 1986 г.Скачать

👊 национальные столкновения в Якутии 1986 г.

Музей мамонта в Якутске

В Якутске находится крупнейший в мире музей мамонтов, и по версии британского издания The Daily Telegraph он входит в десятку главных достопримечательностей России. Расположение музея неслучайно: около 75 % известных науке захоронений древних гигантов находятся в Якутии. Первые останки мамонтов обнаружили ещё в 1799 году, с тех пор славная традиция продолжается. Сегодня музей содержит более двух тысяч экспонатов, среди которых встречаются отдельные фрагменты и целые скелеты. Несмотря на название, в стенах музея собраны останки и других животных ледникового периода. В настоящее время ведётся совместная работа с японским Университетом Кинки — планируется создать крупнейшую в мире экспозицию мира ледникового периода под открытым небом. Кроме этого, японские генетики уже давно и вполне серьёзно работают над клонированием мамонтов.

Видео:Настоящие размеры стран?Скачать

Настоящие размеры стран?

Ледник Булуус

Вообще-то, в названии имеется тавтология. Дело в том, что с якутского языка слово «булуус» переводится как ледник. Таким образом, мы имеем ледник Ледник, но такое название прижилось. Чудо природы находится примерно в ста километрах от столицы и служит напоминанием о суровом прошлом региона и всей планеты. Булуус не тает даже летом, несмотря на почти тропическую жару в это время года. Палящее солнце лишь добавляет свои штрихи в картину, создавая изгибистые лабиринты на теле ледника. В местах, где толщина льда достигает трёх и более метров, могут образовываться целые тоннели или пещеры. Сам ледник и прилегающая территория объявлены природным заказником, то есть вход туда платный. И это даже хорошо, ведь в противном случае туристам пришлось бы наблюдать не Булуус, а чудеса шашлычной кулинарии.

Видео:Якутия - 1000 км по Колыме до полюса холода Оймякон!Скачать

Якутия - 1000 км по Колыме до полюса холода Оймякон!

Улахан-Сис

На другом краю республики, за Северным полярным кругом, находится горный хребет Улахан-Сис, известный как «Каменный город». Однако его строителями были не люди, а величайшие мастера своего дела — вода, ветер и время. Из-за таёжного рельефа, лишённого высоких деревьев, эта композиция выделятся на общем фоне и действительно походит на рукотворный город с чуть накренившимися высотками. В действительности это останки некогда величественных скал. Сейчас их высота не превышает 800 метров, но так было не всегда. Горный хребет образовался 400 миллионов лет назад — за это время вершины сточились уже перечисленными «мастерами». Только представь: эти скалы видели, как образовалась и распалась Пангея, как появились и вымерли динозавры, как наступали и отходили ледники.

Видео:КАК ВЫЖИВАЮТ ЛЮДИ В САМОМ ХОЛОДНОМ МЕСТЕ НА ЗЕМЛЕ? ЯКУТИЯ!Скачать

КАК ВЫЖИВАЮТ ЛЮДИ В САМОМ ХОЛОДНОМ МЕСТЕ НА ЗЕМЛЕ? ЯКУТИЯ!

«Звёздные войны» на якутском — «Сахавуд»

Несмотря на небольшую численность населения, Республика Саха является лидером России по количеству снятых фильмов. Более того, значительная их часть выходит в прокат на родном якутском и уже после переводится на русский, а иногда и на другие языки.

Всё началось в середине нулевых с картины «Любовь моя» — про двух братьев, мечтающих ограбить банк, чтобы свалить куда-нибудь подальше. Долгое время индустрия держалась исключительно на энтузиазме киношников. Кино создавали буквально на коленке: использовали любительские камеры, самостоятельно сооружали приспособления для съёмок. Местные кинотеатры прокатывали фильмы на свой страх и риск, однако важнейшую роль сыграл именно язык. Видя постер на якутском, зрители шли в кино как на своеобразный аттракцион.

Переломным стал 2017 год, когда на южнокорейском фестивале в Пусане показали аж двенадцать республиканских лент, что стало исключением в регламенте. Такое количество претендентов на награды обычно представляют целые страны, но никак не отдельные области или республики. В том же году стартовал проект перевода оригинальной трилогии Star Wars на якутский язык. Таким образом энтузиазм и желание творить наконец привлекли и серьёзные деньги. Пример тому — картина «Тыгын Дархан», рассказывающая о национальном герое, объединившем многие якутские племена. За последние пятнадцать лет «Сахавуд» снял 115 фильмов — это в несколько раз больше, чем «Мосфильм». Некоторые особенно громкие премьеры посещает до трети всего населения республики.

Видео:Выше только горы. Полузаброшенный шахтерский поселок в Северной Осетии | НЕИЗВЕСТНАЯ РОССИЯСкачать

Выше только горы. Полузаброшенный шахтерский поселок в Северной Осетии | НЕИЗВЕСТНАЯ РОССИЯ

Сардана Авксентьева — народный мэр Якутска

Вероятно, Сардана Авксентьева является самым популярным и широко известным человеком в республике. Почти три года она занимала пост мэра Якутска и за этот срок успела удивить как своих избирателей, так и политически активных людей по всей стране.

Прежде всего стоит отметить, что Сардана одержала победу на выборах в качестве оппозиционного кандидата, поэтому и получила звание «народного мэра». Подобное случается нечасто. Что же до Якутска, то это вообще первый случай за всю историю города, когда во главе оказалась женщина.

Почти сразу после вступления в должность новый мэр приступила к демонтажу чиновничьих традиций. Новогодние и прочие корпоративы для слуг народа, но за счёт городского бюджета отменили. Более того, каждому заместителю и помощнику мэра вручили предновогоднее письмо, где указывались названия и адреса детских домов, интернатов, домов престарелых. Высшие чины получили указание организовать «корпоративы» там и своими силами. Вскоре со стоянки мэрии пропали служебные внедорожники — вырученные деньги пошли в бюджет города. С подрядчиками, которые по привычке укладывали асфальт прямо в снег, разрывались контракты.

Приглашению дорогостоящего модельера на фестиваль «Зимы в Якутии» новый мэр предпочла закупку очистителей воздуха для школ. За три года было совершено множество подобных поступков. В интернете стали разлетаться мемы с изображением Сарданы Авксентьевой и заголовком «Мэр здорового человека». Конечно, всё это можно списать на популизм. Но даже если так, разве не хотел бы ты такого же мэра-популиста? Хотя бы на пару лет.

Видео:Над Якутском в Якутии (с высоты на дроне) / Over Yakutsk in Yakutia (from a height on a drone)Скачать

Над Якутском в Якутии (с высоты на дроне) / Over Yakutsk in Yakutia (from a height on a drone)

Олёкминск — «Дорога жизни»

Посёлок Олёкминск крупнее иных городов: здесь, на берегу Лены, проживает почти 10 000 человек. Рядом множество мелких деревень и сёл, но их объединяет общая проблема — отсутствие дороги до столицы. Сама дорога (или, скорее, направление) существует, однако безопасная навигация по этим местам возможна лишь несколько месяцев в году. Этой зимой несколько десятков машин угодили в ловушку из-за сильной метели. Застряв примерно на полпути между посёлком и столицей, лишь чудом никто не погиб. Баки автомобилей быстро пустели, а без отопления в такую погоду не выжить. На помощь отправили специальную технику, но пробраться через сугробы удалось лишь к утру следующего дня.

Олёкминск имеет воздушное сообщение с Якутском, однако в конце января аэропорт закрыли на реконструкцию. Таким образом, жители остались в частичной изоляции. Впрочем, на самолётах тоже не налетаешься: цена билета может варьироваться от 12 до 20 тысяч рублей в одну сторону. Жители села и ближайших деревень создают петиции, заводят страницы «Дороги жизни» в социальных сетях, но до сих пор имеют только обещания от республиканских властей.

📽️ Видео

Чаяндинское месторождение – новый центр нефтегазодобычи в ЯкутииСкачать

Чаяндинское месторождение – новый центр нефтегазодобычи в Якутии

В Якутии все еще -50😱🧊 репортаж о суровых якутских морозах на канале Россия1Скачать

В Якутии все еще -50😱🧊 репортаж о суровых якутских морозах на канале Россия1

Вот то, что находится на дне самой глубокой ямы на земле ...Скачать

Вот то, что находится на дне самой глубокой ямы на земле ...

Как ВЫЖИВАЮТ ТАЧКИ в -50° в ЯКУТИИ? Подготовка к ЛЕДЯНОМУ АДУ!Скачать

Как ВЫЖИВАЮТ ТАЧКИ в -50° в ЯКУТИИ? Подготовка к ЛЕДЯНОМУ АДУ!

Строительство Ленского моста в ЯкутииСкачать

Строительство Ленского моста в Якутии

Адская работа в суровых условиях / Якутия: зачем замораживают корабли в самом холодном месте России?Скачать

Адская работа в суровых условиях / Якутия: зачем замораживают корабли в самом холодном месте России?

США и Россию разделяют 4км, почему их можно преодолеть лишь за 21 час? Жизнь на островах Диамида.Скачать

США и Россию разделяют  4км, почему их можно преодолеть лишь за 21 час? Жизнь на островах Диамида.

Шахтёр жил 17 лет под землёй и вот что с ним стало😨 #историяСкачать

Шахтёр жил 17 лет под землёй и вот что с ним стало😨 #история

Как в Якутии относятся к киргизским мигрантам и что об этом говорят в КыргызстанеСкачать

Как в Якутии относятся к киргизским мигрантам и что об этом говорят в Кыргызстане
Поделиться или сохранить к себе: