- Экономические зоны современного Китая
- Северная экономическая зона.
- Восточная экономическая зона.
- Южная экономическая зона.
- Северо-Восточная экономическая зона.
- Северо-Западная экономическая зона.
- Центральная экономическая зона.
- Юго-Западная экономическая зона.
- Свободные экономические зоны Китая
- История создания свободных экономических зон в Китае
- История успеха особой свободной экономической зоныКитаяШэньчжэнь
- Почему это так успешно?
- Особые социально-экономические зоны Китая
- Есть ли волшебная стрела?
- Особые экономические зоны Китая
- Бурное развитие Шэньчжэня стало наглядным доказательством «китайского экономического чуда»
- Шэньчжэнь – это китайская «силиконовая долина», играющая ключевую роль экономики страны
- Концепция особых и свободных экономических зон Китая
- Свободные экономические зоны Китая: список и особенности
- Первые попытки возрождения упадочной экономики
- Успешные экономические преобразования
- Основные цели создания особых экономических зон
- Особенности китайских специальных экономических зон
- Стимулы для привлечения иностранного капитала
- Свободные экономические зоны Китая: список
- «Открытые» портовые города в Китае
- Районы и зоны технико-экономического развития
- Другие типы свободных экономических зон
- Характеристика достижений СЭЗ на примере Шэньчжэня
- Зоны приграничного экономического сотрудничества
- Проблемы функционирования свободных экономических зон
- Результаты создания свободных экономических зон
Видео:География Китая.Скачать
Экономические зоны современного Китая
Территория современного Китая поделена на семь экономических зон, а они в свою очередь состоят из провинций. Северная, Восточная, Северо-Восточная, Центральная, Западная, Юго-Западная и Северо-Западная. Транспортная инфраструктура Китайской Народной Республики развивается довольно динамично, а потому, доставка товаров из любой зоны этой страны не вызывает особых трудностей у современных логистических компаний. Больше того, именно транспортировка грузов из Китая в настоящее время является одним из наиболее перспективных направлений мирового бизнеса.
Видео:Китайское экономическое чудо, Дэн Сяопин и что случилось на площади Тяньаньмэнь? (история КНР)Скачать
Северная экономическая зона.
В Северной экономической зоне Китая находится не только политическая и культурная столица государства — Пекин, но и крупнейший китайский порт Тяньцзинь, а также известные провинции Хэбэй и Шаньдун.
Пекин, кроме того, известен еще и как город, где расположены крупные предприятия электронной, компьютерной и фармацевтической промышленности. Доставка грузов из Пекина может быть организована практически любым удобным видом транспорта, однако многие транспортные компании предпочитаю использовать мультимодальные грузоперевозки, где задействованы сразу несколько видов транспорта. Так как наиболее сильными сторонами транспортной инфраструктуры Пекина являются авиационный и разветвленная сеть автодорог, то чаще всего используют схемы доставки с использованием автомобильного и морского , автомобильного и доставку самолетом, железнодорожного и автомобильного .
Тяньцзинь является не просто крупнейшим портом Китайской Народной Республики, здесь находятся самые большие контейнерные терминалы в этой стране. Кроме того, в этом городе наиболее ярко представлены следующие отрасли экономики: автомобилестроение, сталепрокатные предприятия, микроэлектроника, предприятия по производству оборудования для связи и для механической промышленности, предприятия морской химической и нефтехимической промышленности.
Провинция Хэбэй также имеет один из крупнейших в Китае портов, а, кроме того, крупный железнодорожный узел. Здесь хорошо развита текстильная и легкая промышленность, фармацевтика и электроника. Провинция Шаньдун является энергетической базой страны, и вместе с тем, она расположена на трансконтинентальном торговом пути Азия — Европа.
Видео:Экономическое чудо Китая за 13 минут.Скачать
Восточная экономическая зона.
Наиболее крупным городом государственного подчинения Восточной экономической зоны Китая является Шанхай. Ведущими отраслями экономики здесь широко представлены: машиностроение, химическая и металлургическая промышленность, предприятия по производству средств связи. Кроме того, Шанхай — это еще и один из крупнейших в мире транспортных узлов, а потому доставка товаров отсюда может быть осуществлена любым удобным видом транспорта. При транспортировке китайских товаров из Шанхая в Россию обычно используют авиатранспорт, либо доставку морским путем.
Провинция Цзянсу, которая также входит в Восточную экономическую зону Китая, имеет ряд крупных предприятий механической, электронной и нефтехимической промышленности, а также развитое машиностроение. Кроме того, трансконтинентальный Евразийский мост начинается именно здесь и заканчивается аж в Роттердаме. А развитая железнодорожная инфраструктура делает привлекательной эту провинцию для логистических компаний. То же самое можно сказать и Чжаньцзян, это тоже провинция Восточной экономической зоны. Кроме сети автомобильных и железных дорог, здесь налажено авиационное сообщение, действуют пять морских портов. В этой провинции довольно развита текстильная и фармацевтическая промышленность, электроника, производство обуви и одежды.
Видео:Иностранцы выводят деньги из Китая // Рынок Китая: отток средств // Экономика Китая: зреет кризис?Скачать
Южная экономическая зона.
В Южную экономическую зону входят Гуандун, Фуцзянь, Гуанси и много других провинций интересных российским импортерам. К примеру, Гуандун знаменит своей бытовой техникой, электроникой, пластмассовыми изделиями, производством одежды и текстиля. Транспортная инфраструктура этой провинции связывает более ста портов. Похожую производственную базу имеет и провинция Фуцзянь, однако здесь кроме этого располагаются еще и предприятия нефтехимической и машиностроительной промышленности, развито строительство и производство строительных материалов. Наиболее удобно при вывозе товаров из этой провинции использовать авиатранспорт, а также морские перевозки.
Видео:Секрет экономики Китая: станет ли КНР первой экономикой мира?Скачать
Северо-Восточная экономическая зона.
В Северо-Восточной экономической зоне находятся такие провинции как Ляонин, Хэйлунцзян, Цзилинь. Причем провинция Ляонин является одним из опорных центров китайской индустрии. Здесь сосредоточены нефтехимическая, металлургическая, машиностроительная отрасли, которые представляют основу экономики Китая. Кроме того, привлекательные в настоящее время для инвесторов информационные технологии находятся также здесь. Поэтому не удивительно, что здесь создана наиболее развитая железнодорожная инфраструктура этого государства, действуют шесть крупных международных аэропортов, которые связывают Китай с Россией, Японией, Южной Кореей и многими другими странами.
В провинции Цзилинь также довольно развитое железнодорожное сообщение, именно здесь проходит центральная магистраль Китайской Народной Республики, соединяющая Пекин и Харбин. Из отраслей экономики здесь широко представлены пищевая, нефтехимическая, фармацевтическая, хорошо развито автомобилестроение и электронная промышленность.
Если есть необходимость перевезти товары из провинции Хэйлунцзян, которая также относится к Северо-Восточному округу Китая, то лучше всего воспользоваться авиационным транспортом или доставкой по железной дороге, тем более что здесь проходит транспортная магистраль Маньчжурия — Харбин — Суйфэньхэ, которая входит в состав трансконтинентального транспортного моста Европа — Азия. Из отраслей экономики этого региона наибольший интерес, пожалуй, представляют химическая, пищевая, электронная и фармацевтическая промышленность, также хорошо развито здесь и автомобилестроение.
Видео:Свободные экономические зоны. Видеоурок по обществознанию 11 классСкачать
Северо-Западная экономическая зона.
Наибольший интерес в Северо-Западной экономической зоне Китайской Народной Республики представляют провинции Ганьсу, Шэньси. Причем провинция Шэньси является своеобразным транспортным узлом всего Китая. В западном направлении железные дороги идут отсюда аж до Амстердама (через центр провинции проходит трансконтинентальный транспортный мост Европа — Азия), на восток удобно перевозить грузы железнодорожным транспортом до порта Ляньюньган. В принципе из этой провинции можно осуществлять доставку практически любым удобным видом транспорта за исключением морского. Наиболее развитые отрасли экономики в провинции Ляньюньган — электроника и фармацевтика.
В провинции Ганьсу сосредоточены металлургические и нефтехимические предприятия, а также заводы по производству стройматериалов, хорошо развита энергетика. А так как эта провинция, как это ни странно, является географическим центром Китая, ведь относится она к Северо-Западной экономической зоне, то транспортная инфраструктура здесь, конечно же, хорошо развита.
Видео:11 класс - География - Восточная Азия. КитайСкачать
Центральная экономическая зона.
В Центральной экономической зоне наибольший интерес для российских импортеров представляют провинции Хэбэй и Хунань. Товары отсюда удобно доставлять автомобильным транспортом, либо через сеть крупных морских портов. Хорошо развит также и авиационный транспорт. В провинции Хэбэй широко представлена химическая и пищевая промышленность, хорошо развита строительная индустрия, металлургия и машиностроение. Металлургия и машиностроение также являются основой и в провинции Хунань, но наряду с этими отраслями здесь также развита электроника, энергетическая отрасль, много предприятий пищевой промышленности.
Видео:Удревление Китая. Марк Ульянов. Родина слонов № 60Скачать
Юго-Западная экономическая зона.
В Юго-Западную экономическую зону входят такие провинции как Юньнань, Чунцин, Гуйчжоу, Сычуань, а также другие. Провинция Гуйчжоу известна своими предприятиями табачной и винокуренной отраслей, электронной промышленности. Кроме того, здесь сосредоточены крупнейшие в Китайской Народной Республике заводы по переработке алюминия. Для доставки товаров здесь используется только внутренняя китайская транспортная сеть.
А вот в провинции Сычуань хорошо развито железнодорожное транспортное сообщение. Именно этим способом и рекомендуется доставлять отсюда китайские товары. В этой провинции широко представлены предприятия медико-фармацевтической и телекоммуникационной отраслей экономики, достаточно развиты металлургия, гидроэнергетика и машиностроение.
Центром провинции Чунцин является город государственного подчинения с таким же названием. Более половины предприятий этого города относятся к фармацевтической отрасли, этим он собственно и интересен российским импортерам. При транспортировке грузов из этого региона Китая в Россию рекомендуется уделить внимание авиационной транспортной составляющей маршрута доставки.
Видео:«Современный Китай: система, экономика, культура». Лекция Михаила КоростиковаСкачать
Свободные экономические зоны Китая
Особая экономическая зона (ОЭЗ), китайский (пиньинь) цзинцзи-тек или (латинизация Уэйда-Джайлса) чин-чи-ти-ку, любое среди нескольких местностей, где иностранная либо внутренняя торговля, инвестиции проводятся без разрешения центрального правительства Пекина. Свободные экономические зоны Китая призваны функционировать зонами быстрого экономического роста, с использованием налоговых, деловых стимулов привлечения иностранных инвестиций, технологий. Читайте дальше на нашем сайте anonssmi.ru
Видео:Встреча офицеров КНДР и Южной Кореи в демилитаризованной зонеСкачать
История создания свободных экономических зон в Китае
1980 год — создание первых четырёх свободных экономических зон юго-восточного прибрежного Китая, насчитывавшие тогдашние небольшие города: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу провинции Гуандун, Сямэнь (Сямэнь) провинции Фуцзянь. Вышеперечисленные области получили разрешение местных органов власти предлагать налоговые льготы иностранным инвесторам, развивать собственную инфраструктуру без одобрения центрального правительства Китая.
Бизнес-предприятия внесли большую часть своих инвестиционных, производственных, маркетинговых решений, а иностранная собственность подобных предприятий была легализована. Новые особые свободные экономические зоны (ОЭЗ) вскоре привлекли иностранные инвестиции, став бумтанами с быстро растущей лёгкой, потребительской промышленностью, растущим населением. Например, 1979 год — население Шэньчжэня 30 000 чел. увеличилось до более чем 1 000 000 к началу XXI века.
1984 год — воодушевлённое успехами зон, китайское правительство открыло 14 больших, более старых городов вдоль побережья, привлекая внешнюю торговлю, инвестиции. Эти «открытые» города предлагали иностранным инвесторам те же стимулы, что и особые свободные экономические зоны, но их корпоративные подоходные налоги оказались выше.
1988 год — остров Хайнань создан отдельной провинцией, свободной экономической зоной Китая. 1990 год — область Пудун муниципалитета Шанхая обрела статус свободной экономической зоной Китая, политика которой оказалась ещё более гибкой, чем уже действующие в первоначальных четырёх СЭЗ.
1992 год — китайское правительство решило принять некоторые политические решения некоторых из двух десятков крупных городов во внутреннем Китае, включая многие провинциальные столицы, как средства поощрения иностранных инвестиций.
Видео:ПРЕДНОВОГОДНИЙ КИТАЙ за 5 дней. Хуньчунь и Янцзы. На границе трех стран. Часть 2Скачать
История успеха особой свободной экономической зоны Китая Шэньчжэнь
1980 год — место, занимаемое Шэньчжэнь, севернее Гонконга, выглядело небольшой рыбацкой деревней округа Баоан. Теперь, спустя треть века и 30 миллиардов долларов иностранных инвестиций, Шэньчжэнь стал растущим мегаполисом, насчитывающим более 10 миллионов жителей. Он считается наиболее быстрорастущим городом мира, имеет самый высокий доход на душу населения при сравнении любого города Китая.
Почему это так успешно?
Существует несколько факторов:
Шэньчжэнь рассматривался пилотом реформ, а не завершающим концом для себя. Шэньчжэнь начинался как любимый проект Дэн Сяопина — эксперимент с рыночной экономикой, но вначале успешные реформы должны были быть расширены вне его пределов. Сегодня данные реформы развернуты среди остальной части провинции, вне её пределов, результат оказался известным успехом истории роста Китая;
Китай, обладавший взглядом долгосрочного планирования, разработал многолетний план для Шэньчжэня, зная, что стабильность страны позволит обеспечить такие длительные периоды планирования. Шэньчжэньская особая свободная экономическая зона (СЭЗ) получила фору — 10-15 лет, но ошеломляющий рост последнего десятилетия оправдал весь проект;
Шэньчжэнь использует преимущества трансграничных возможностей. Его близость к Гонконгу в регионе дельты реки Чжуцзян была ключевым фактором в его успехе, поскольку это позволяет Шэньчжэну использовать высокотехнологичные финансовые, профессиональные, другие услуги Гонконга.
Видео:Китай увеличивает капиталовложения в развитие особой экономической зоны ИскандарСкачать
Особые социально-экономические зоны Китая
Видео:Губернатор узнал, как работает в Китае свободная экономическая зонаСкачать
Есть ли волшебная стрела?
Для получения особой свободной экономической зоны (СЭЗ) нет никакой волшебной пули (Стрелы), но правительства, развивая экономические зоны, сделают гораздо лучшую работу по их разработке:
- Какова нынешняя неудача рынка инвестиционного климата, где будут бороться экономические зоны?
- Являются ли зоны подходящим экономическим инструментом борьбы с возникшими конкретными рыночными неудачами?
- Существует ли конкретная рыночная возможность, где зоны способны реагировать, если да, то есть ли спрос частного сектора у конкретных компаний разворачивать услуги экономической зоны, привязывая конкретное место?
- Какие реформы, упорядоченные процедуры способны пилотировать экономические зоны страны?
- Каковы конечные две или три цели экономических зон?
Одноногие и однорукие из 21-го века специальные свободные экономические зоны будут продолжать привлекать и путать инвесторов. Задавая вышеизложенные вопросы, Китай способен пересмотреть собственную первоначальную стратегию экономических зон, перестроив уже существующие тенденции, наверняка сможет изменить свои экономические зоны.
Остается увидеть, какие страны имеют на это смелость.
Видео:Новая экономическая зона Китая.aviСкачать
Особые экономические зоны Китая
Особые экономические зоны Китая (ОЭЗ) различаются своим масштабом, функциями. Некоторые обозначают географические пространства, поддерживающие специальную политику, меры конкретных экономических функций.
Другие включают зоны свободной торговли, промышленные парки, парки технических инноваций, связанные зоны, облегчающие эксперименты, инновации самых разных отраслей.
Опыт Китая посредством СЭЗ развивается во времени. Данный процесс характерен началу 1980-х, когда рыночные реформы внедрялись в отдельных областях свободных экономических зон, например, Шэньчжэнь. Середина 80-х — определены путём создания открытых прибрежных городов (Чжанчжоу), призванных стимулировать экономический рост, используя географическое положение, экономическое чудо.
Получая опыт, центральные и провинциальные власти создали зоны развития высоких технологий (конец 1980-х), чтобы извлечь выгоду из глобального капитала, технологий, талантов. 1990-е — отвечая экономическому росту Китая, меняющихся тенденций, китайское правительство определило новые экономические зоны: Китайско-сингапурский парк сотрудничества, модернизовав существующие особые экономические зоны (ОЭЗ), чтобы воспользоваться новыми возможностями.
Начало XXI века — создание большого количества региональных зон для стимулирования, закрепления регионального развития. Соблюдены различные модели управления:
- административное управление, имеющее управленческие функции, выполняемые государственными административными органами;
- административный комитет с руководством назначенных правительством комитетов;
- совместное управление партнерами по ОЭЗ, административные тела.
Особые свободные экономические зоны (ОЭЗ) внесли значительный вклад в развитие Китая, разрешив экспериментировать рыночными реформами, действуя катализатором эффективного распределения внутренних, международных ресурсов. Также углубили экономическое открытие путём привлечения международного капитала, технологий; управленческий опыт, стимулировавший промышленное развитие, большую интеграцию Китая в мировую экономику.
Видео:ЧТО ПРОИСХОДИТ В КИТАЕ? - Большой документальный фильмСкачать
Бурное развитие Шэньчжэня стало наглядным доказательством «китайского экономического чуда»
Видео:Китай ведёт спор за территории с 17-ю разными странами [CR]Скачать
Шэньчжэнь – это китайская «силиконовая долина», играющая ключевую роль экономики страны
Видео:Единая экономическая зона "Чэнду-Чунцин"Скачать
Концепция особых и свободных экономических зон Китая
ОЭЗ внесли 22% от ВВП Китая, 45% общего объёма прямых иностранных инвестиций в страну, 60% экспорта. По оценкам, особые свободные экономические зоны создали более 30 миллионов рабочих мест, увеличили доходы участвующих фермеров на 30%, ускорили индустриализацию, модернизацию сельского хозяйства, урбанизацию. ОЭЗ должны адаптироваться к меняющимся условиям, продолжая стимулировать инновации.
Сталкиваясь с количеством проблем, требующих занимать долгосрочную перспективу, привлекать, развивать новые отрасли, сокращать дублирование, углублять реформы, поощрять местное предпринимательство.
Точное функциональное позиционирование позволит особым свободным экономическим зонам максимально увеличить свой вклад, соответствуя сильным сторонам, сравнительным преимуществам. Вообщем, ОЭЗ способны пилотировать, тестируя институциональные инновации, тогда как зоны, имеющие ориентацию свободной торговли, будут экспериментировать финансовыми моделями, привлекая инвестиции. Совместные зоны междугородного, портового развития способны использовать совместное расходование ресурсов, кластеризацию регионального развития.
Промышленная кластеризация поможет использовать географическое местоположение, ресурсы. Опыт показывает: эффективное стратегическое планирование требуется во многих областях. Политика должна быть прозрачной, целенаправленной, последовательной, действенной, всеобъемлющей.
Индустриальное обновление, расширение рынка зависят от отраслевого, рыночного планирования. Планирование также должно включать определение капитальных вложений, требований к инфраструктуре, вспомогательным услугам.
Опыт Китая свободных экономических зон показал ряд факторов, способствующих их успеху, эффективной работе:
- Особые экономические зоны необходимо связать с экономическим открытием, использовать инновации;
- Подход «снизу вверх», решение проблем, должен сочетать государственную поддержку сверху вниз;
- Свободные экономические зоны заинтересованы способствовать расширению промышленности путём культивирования лидеров рынка, поддержки исследований, разработок, строительных брендов;
- инкубировать местные идеи, интегрируя обучение, инновации, производство;
- объединить ресурсы, опыт из-за ограничений, промышленности, исследовательских институтов, получив более продвинутые производственно-сбытовые цепочки.
Африка может извлечь выгоду из опыта Китая и местных обстоятельств. Ключевые уроки:
- важна хорошая инфраструктура;
- эффективная организация, управление должны сосредоточиться на безопасности, поддержке политики, поощрении инвестиций, управлении окружающей средой, ориентированном на обслуживание менеджмента, внедрении таланта.
Опыт Китая показывает: для развития успешных свободных экономических зон необходимы география, ресурсы, рынок, человеческие ресурсы, капитал. Это говорит о том, что африканские страны должны обладать хорошей транспортной базой, логистикой, доступом к ресурсам.
Дополнительные факторы успеха включают развитую рыночную экономику, отраслевую индустрию, высокую концентрацию талантов, инновационные кадровые ресурсы, доступ к качественным финансовым рынкам, инвестиционным объектам.
Видео:Как Китай захватывает мир? / История от бедной деревни до главного мирового строителя @posle_zavtraСкачать
Свободные экономические зоны Китая: список и особенности
Практика создания свободных экономических зон в Китае насчитывает около тридцати лет. Во многом именно эти формирования позволили государству занять вторую строчку (после Соединенных Штатов Америки) по номинальному внутреннему валовому продукту и выбиться в лидеры по паритету покупательной способности. Неудивительно, что при таких результатах экономические преобразования в Китае и общая модель китайской экономики вызывают интерес со стороны других стран мира.
Видео:Китайские бизнесмены представили возможности экономической зоны в Урумчи (23.05.16)Скачать
Первые попытки возрождения упадочной экономики
Сегодня Китай продолжает стремительно развиваться, а юань является резервной валютой, что, учитывая размеры китайской экономики, уже несколько ослабило гегемонию доллара в мировой финансовой системе. Но такие высокие результаты были характерны для КНР далеко не всегда. В середине двадцатого века экономика страны являлась одной из упадочных и относилась к разряду «аграрных».
Курс на модернизацию был провозглашен после смерти Мао Цзэдуна. Попытки изменить ситуацию, конечно, предпринимались и ранее. Например, с 1952 по 1957 годы была проведена масштабная индустриализация, намечен «большой скачок» экономического развития, строились промышленные предприятия, имело место активное сотрудничество с СССР (особенно в сельском хозяйстве).
Но действия не возымели положительного эффекта. Не успев оправиться от «скачка», страна начала активно готовиться к войне, что еще больше затормозило развитие.
Видео:Проблемы с солнечными батареями возникли у прилунившегося японского модуляСкачать
Успешные экономические преобразования
Преобразования, которые вывели Китай на одну из ведущих позиций по экономике среди стран мира, начались в 1978 году. Первый этап реформ был направлен на регионы, где преобладало сельское хозяйство, а большая часть населения находилась за чертой бедности.
Позже началось внедрение многоукладной экономики, была проведена реформа ценообразования и провозглашена политика «открытых дверей».
Последнее направление предполагало активное привлечение иностранных инвестиций и международное сотрудничество посредством создания специальных экономических зон.
Свободные экономические зоны Китая (кратко именуются СЭЗ) в количестве шести образований были учреждены уже к 1982 году. Результаты их создания были просто потрясающими. Так, уже к концу восьмидесятых годов Китай стал лидером по производству цемента и хлопчатобумажных тканей, а также входил в тройку крупнейших поставщиков угля, химических удобрений и серной кислоты.
Основные цели создания особых экономических зон
Свободные экономические зоны Китая создавались в рамках «политики открытости» («кайфан»). Основной целью формирования таких регионов стало стремление привлечь иностранный капитал, овладеть опытом других стран в управлении, перенять новейшие технологии и разработки, а также подготовить национальные кадры. Среди других задач создания СЭЗ можно перечислить следующие:
- увеличение валютной выручки с экспортной продукции;
- стимулирование реформы, проверка новой экономической модели;
- обеспечение ускоренного уровня развития регионов, в которых находятся свободные экономические зоны Китая;
- выход государства на международную арену (мировой рынок);
- развитие внешнеэкономической деятельности;
- активизирование развития китайской экономики в общем;
- создание «буферов» после возвращения Макао (в 1999 году) и Гонконга (1997);
- оптимальное использование природных ресурсов государства;
- передача передовых разработок и новейших технологий во внутренние районы государства.
Быстрым темпам развития китайской экономики и удачному формированию СЭЗ способствовали такие факторы, как дешевизна рабочей силы, выгодное географическое положение (длинная береговая линия, наличие портов), наличие природных ресурсов, юридические гарантии для иностранных вложений, близость Тайваня, Гонконга и Макао, обеспечение притока ресурсов в СЭЗ со всей страны.
Особенности китайских специальных экономических зон
СЭЗ создаются во многих государствах (например, в России создано около тридцати таких зон), но именно свободные экономические зоны и особые районы Китая наилучшим образом стимулировали экономику страны. Ключевыми особенностями СЭЗ в КНР являются следующие моменты:
- Полная автономия от центральных властей в решении вопросов по учреждению и ликвидации предприятий, упрощению процедуры получения видов на жительство и виз для инвесторов, установлению льгот для иностранных бизнесменов.
- Опора на иностранные финансовые вложения. Этот принцип пока что не удалось реализовать в полной мере, так как на сегодняшний момент иностранные капиталовложения составляют около 24%. Оставшийся бюджет обеспечивают государственные дотации, средства местных администраций, внутренние кредиты и накопления самой СЭЗ.
- Широкое привлечение сырья из-за границы и ориентация на внешние рынки.
- Главный отраслевой приоритет – промышленность. Первые свободные экономические зоны Китая принимали практически любые иностранные вложения.
- Активное взаимодействие специальных экономических зон с остальной территорией страны.
- Дифференцированная по региональным особенностям налоговая система СЭЗ.
- Включение в свободные экономические зоны и особые районы Китая обширных территорий.
- Экономическая деятельность СЭЗ определяется рынком, а не планами (в Китае функционирует плановое хозяйство с элементами рыночной экономики).
Сравнение экономических зон Китая с аналогичными проектами в других азиатских странах показывает, что последние проигрывают. Основной особенностью китайских СЭЗ, которая позволяет достигать больших успехов, является широкая диверсификация деятельности и охват значительных территорий.
Стимулы для привлечения иностранного капитала
Свободные экономические зоны Китая, характеристика которых представлена ниже (в соответствующих разделах), финансируются за счет иностранных капиталовложений, по крайней мере, именно так задумывалось. Привлечение иностранных инвесторов осуществляется за счет следующих стимулов:
- смягчение или полное отсутствие валютного контроля;
- снижение бюрократии;
- льготные налоговые ставки на прибыль и «налоговые каникулы»;
- уменьшение или полное отсутствие таможенных ставок;
- отсутствие квот на импорт;
- хорошо развитая инфраструктура;
- налоговая скидка на промышленные материалы;
- предоставление разрешения на трудовую деятельность вида на жительство и налоговых льгот для иностранцев, которые работают в СЭЗ.
Свободные экономические зоны Китая: список
В Китае сформировалась сложная многоуровневая система экономических зон. Поэтому и типология СЭЗ отличается большой сложностью, включая в себя свыше пятнадцати подтипов таких регионов. Но основных видов специальных экономических зон можно перечислить три.
Первый тип – СЭЗ с многоотраслевой экономикой и экспортной специализацией. Именно эти зоны стали первыми экспериментальными полигонами заимствования международного опыта, привлечения заграничных инвестиций, а также внедрения иностранных разработок и методик в китайское производство.
Таких специальных зон в Китае пять, четыре из них называют «старыми», так как они были учреждены еще на втором этапе реформ в 1980 году. Как правило, для демонстрации достижений СЭЗ в пример приводится крупнейшая свободная экономическая зона Китая – Шэньчжэнь. Другие специальные экономические зоны подобного типа представлены следующими:
- Шаньтоу, специализирующаяся на агропромышленном комплексе.
- Чжухай, имеющая преимущественно туристическую специализацию.
- Сямэнь, промышленная и туристская экономическая зона в Китае.
- Остров Хайнань, который, возможно, когда-то достигнет уровня Тайваня – все предпосылки к этому уже налицо.
Другие два основных типа китайских СЭЗ представлены «открытыми» портовыми городами и технопарками.
«Открытые» портовые города в Китае
Свободные экономические зоны Китая включают в себя также «открытые» портовые города. СЭЗ второго типа расположились на побережье Южно-Китайского, Восточно-Китайского и Желтого морей. Таких населенных пунктов всего насчитывается четырнадцать.
В отличие от СЭЗ первого типа, отличающихся практически полной автономией от государственной власти и друг от друга, «открытые» города объединены в общую систему производственных и административных связей. Производительность в «открытых» городах на две трети выше среднекитайского уровня.
Прибрежные СЭЗ дают практически полный грузооборот морских портов страны, 23% объемов всего промышленного производства, 40% экспорта.
Районы и зоны технико-экономического развития
Третий тип представлен районами и зонами технико-экономического развития. В отличие от других СЭЗ, которые базируются преимущественно в восточной части страны, расположением технопарков стала центральная экономическая зона Китая.
Такие образования, как правило, существуют в границах открытых экономических зон, а не выступают в качестве отдельных формирований.
Другие типы свободных экономических зон
Помимо основных типов СЭЗ, существует еще более десятка беспошлинных и инвестиционных зон, приграничных «открытых» городов, приморских экономических зон, включающих в себя также сельскую местность, зон высоких технологий и так далее.
Большого внимания, например, заслуживает открытая экономическая зона международного сотрудничества, расположенная на стыке границ России, Китая и Северной Кореи. Реализация проекта рассчитана на двадцать лет, а стоимость, по некоторым оценкам, достигает ста миллиардов долларов.
Характеристика достижений СЭЗ на примере Шэньчжэня
Шэньчжэньская экономическая зона обязательно упоминается, если возникает необходимость на реальном примере подтвердить успешность китайской модели экономики.
Самая крупная экономическая зона Китая была создана в 1980 году. Основная специализация Шэньчжэньской СЭЗ – промышленность, а в китайских СМИ город упоминается преимущественно в связи с расположенным здесь заводом Foxconn, выпускающим электронику.
Первая и самая крупная свободная экономическая зона Китая, по некоторым оценкам, производит сегодня около 90% бытовой техники и электроники в мире. Так, огромный город был построен фактически с нуля, чтобы стать сборочным цехом для мирового рынка.
Что касается численных показателей, ежегодные темпы роста внутреннего валового продукта в Шэньчжэньской СЭЗ превышали 37%. Товарооборот увеличился с 18 миллионов юаней до 402 миллиардов. На территории специальной экономической зоны расположено более 17,5 тысячи предприятий ядерной энергетики, электроники, машиностроения, химической промышленности и т. д.
Большая часть инвестиций (около 85%) приходятся на Гонконг.
Зоны приграничного экономического сотрудничества
Помимо СЭЗ, расположенных внутри страны, сформированы еще и приграничные зоны международного сотрудничества. В приграничных с Россией районах действуют четыре такие зоны. В них поощряется развитие сельского хозяйства, производство электроники, текстильной продукции и бытовой техники на экспорт в граничащие государства. Через приграничные экономические зоны осуществляются торговля и туризм.
Проблемы функционирования свободных экономических зон
Деятельность особых экономических зон Китая, при всех достижениях таких районов, осложняется некоторыми проблемами. К таким ограничениям можно отнести:
- отсутствие единой законодательной базы по свободным экономическим зонам;
- довольно-таки низкая квалификация китайских рабочих;
- постепенный рост издержек на землю и рабочую силу;
- недостаточное привлечение иностранных технологий;
- дефицит собственных энергии и сырья;
- злоупотребление со стороны инвесторов;
- большая часть иностранных инвестиций (почти 80%) идет, прежде всего, из Гонконга.
Результаты создания свободных экономических зон
Положительный результат модернизации китайской экономики налицо. Именно благодаря созданию подобных экономических зон Китай смог выйти на международный рынок и уверенно заявить о себе, совместить социалистическую направленность экономики с рыночными механизмами (эксперимент, как видно, удался и отметился выдающимися результатами) и начать производство ориентированных на экспорт товаров в больших количествах.