Видео:Петербург/Невский проспект от Александро-Невской лавры до площади ВосстанияСкачать
Площадь Восстания
Видео:ТОП фактов о главной вокзальной площади Петербурга. Авторский тур.Скачать
Краткое описание
Площадь Восстания — бывшая Знаменская — в числе знаменитых площадей Санкт-Петербурга. Ее центр украшен пятигранным обелиском — вторым по величине гранитным монолитом города, после Александровской колонны на Дворцовой площади.
Хотя есть версия, что Александринский столп полый, но это не точно
Место пересечения современных Невского и Лиговского проспектов всегда переполнено транспортом из-за близкого расположения Московского вокзала.
Видео:Прогулки по Петербургу: Площадь ВосстанияСкачать
История
У площади Восстания очень интересная история, которая начинается в 1765 году, когда по велению императрицы Елизаветы Петровны на месте ее нынешнего расположения была построена деревянная церковь. Она состояла из трех приделов — одного главного и двух боковых.
Один из боковых приделов был освещен в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Он дал название всей церкви, площади, мосту через Лиговский канал на Невском проспекте и еще улице, которая сейчас называется улицей Восстания.
Через 29 лет, в 1794 году церковь была перестроена в камне и расширена на две часовни, а в начале 1941 года в связи со строительством метрополитена ее разобрали — жаль, здесь бывали многие известные люди, в их числе ученый академик Иван Петрович Павлов. Церковные службы велись здесь до 1938 года.
Про атмосферу Знаменской площади 1840-х годов писал известный адвокат А. Ф. Кони. В своих заметках он называет ее обширной и пустынной, обрамленной одноэтажными и двухэтажными домами с протекающей рядом речкой с мутной водой, с травой, растущей по крутым берегам, и ограждениями в виде грубых деревянных перил.
До этого времени площадь освещалась масляными фонарями, позднее — газовыми.
После 1840 года место у церкви начало превращаться в обустроенную площадь. Её и близлежщий вокзал спроектировал русский архитектор Николай Ефимов. Здание Николаевского вокзала, сейчас он называется Московским, строилось 7 лет — с 1844 года по 1851 год. Его открытие превратило Знаменскую площадь в главные ворота Петербурга.
Московский вокзал: Лицевой фасад с башней-часами обращенный к обелиску, установленному посредине площади Восстания. Именно здесь тебя будет ждать таксист, если вообще подъедет.
Обелиск в центре стоял не всегда. Его установили в 1985 году в качестве знака, подтверждающего высокое звание Города-героя, которое было присвоено Ленинграду в 1945 году. Открытие приурочили к 40-летию победы в Великой Отечественной Войне. Площадь была боевым плацдармом — на ней было сооружено два мощных долговременных огневых укрепления ДОТа. С вокзала отправлялась боевая техника для передовой, эвакуировали детей, реликвии, оборудование заводов.
До обелиска в центре с 1909 года по 1937 год возвышался конный монумент Александру III, который затем перенесли в парадный двор Мраморного дворца
С 1952 по 1985 здесь находился сквер, где изначально планировалось установить памятник В. И. Ленину. Но не сложилось. Некоторое время после войны на месте разобранной в 1941 году Знаменской церкви был установлен фонтан, перенесенный с Пулковского шоссе. Потом его установили в Парк Победы, а затем на Сенную площадь.
С приходом народной власти название Знаменская площадь было заменено на Площадь Восстания в честь событий 1917 года
Поговаривают на тему строительства на Площади Восстания подземного паркинга и торгового комплекса, возвращение памятника Александру III, якобы в настоящее время власти размышляют над данными проектами.
Видео:Площадь Восстания (Uprising Square 4k)Скачать
Архитектура
Архитектурная доминанта на Площади Восстания одна — 36-метровый 750-тонный гранитный монумент. Идея архитекторов В. С. Лукьянова и А. И. Алымова потребовала инженерных расчетов. Они выполнялись в Ленинградском проектном институте.
Обелиск Герою-городу Ленинграду
Монумент состоит из трех частей:
Вверху вертикальный пятигранный 22,5-метровый ствол украшен Золотой звездой героя, сделанной из нержавеющей стали, внизу — венком Славы и бронзовыми овальными горельефами, изображающими события войны.
Монумент установлен на 10-метровую базу и еще на 9-метровое по ширине основание.
Среди зданий, окружающих площадь:
- Московский вокзал — близнец Ленинградского вокзала в Москве
- Красивая в 4 этажа гостиница Октябрьская с надписью на фасаде «Город-герой Ленинград»
- Построенный на месте Знаменской церкви круглый со шпилем павильон станции метро Площадь Восстания. В память о церкви в вестибюле метро установлена табличка.
- Причтовый дом Знаменской церкви, построенный по проекту архитектора и инженера Д. Д. Соколова, расположенный по адресу Лиговский проспект, 39.
Видео:Улица Восстания / «Малые родины большого Петербурга»Скачать
Другие достопримечательности
Поблизости с площадью Восстания находятся:
- В общей сложности возле площади насчитывается 38 музеев. Среди нах Музей Звука, Музей Нонконформистского искусства, музей Хлеба, микроминиатюры Русский Левша, музей Дверей, музей Арктики и Антарктики, музей Л. Н. Гумилева.
- В 200 метрах от площади на ул. Восстания, 8 находится Павловский женский сиротский институт; на той же улице в доме 19 — Доходный дом П. Т. Бадаева, дом 41 — Камерный театр Малыщицкого.
- В 300 метрах от площади на пересечении Лиговского и Московского проспектов расположены Московские триумфальные ворота, на параллельной Лиговке Пушкинской улице — памятник А. С. Пушкину.
Видео:Станция метро Площадь Восстания. История станции и интересные факты! 🚇Скачать
Где находится
Площадь Восстания, Санкт-Петербург, Россия.
В 100 метрах от площади находится станция метро Площадь Восстания. Она соединена подземным переходом со станцией Маяковская, с которой можно выйти на Невский проспект.
- На метро доехать до станции Площадь Восстания
- На автобусе № 3, 7, 15, 22, 24, 27, 181, 191 или на троллейбусе № 1, 5, 7, 10, 11, 22 до остановки МО №79 Литейный.
Видео:Краткая история восстания декабристов: жены, цари, заговорыСкачать
Площадь Восстания
Через территорию, называющуюся сейчас площадью Восстания, ещё в XVII веке пролегал Новгородский тракт, который шёл по намытой древним Литориновым морем песчаной гряде. Естественная возвышенность защищала эту местность от наводнений. В 1710 году началась прокладка Большой першпективной дороги (будущий Невский проспект), спустя два года соединившей Адмиралтейство с Новгородским трактом. Получившийся перекрёсток впоследствии и стал площадью Восстания. С 1712 года в течение шести лет сюда же прокладывалась дорога от Александро-Невского монастыря. Она соединилась с Новгородским трактом чуть севернее Большой першпективной дороги, что предопределило единственный излом Невского проспекта.
В 1718-1725 годах по трассе Новгородского тракта был прорыт Лиговский канал для питания водой фонтанов Летнего сада. Через канал здесь был перекинут деревянный мост.
Часто в путеводителях встречается версия, что Пётр I изначально хотел проложить дорогу от Адмиралтейства до монастыря по прямой. Но две бригады строителей ошиблись, и вывели два отрезка магистрали сюда, из-за чего якобы и получился единственный поворот Невского проспекта. Для пущей убедительности рассказчики дополняют эту историю тем, что Пётр I приказал выпороть строителей на месте поворота. Эта байка не имеет ничего общего с действительностью.
При императрице Анне Иоанновне в 1730-х годах была предпринята попытка вывести Невский проспект на купол Свято-Троицкого собора. Параллельно Невской першпективной дороге проложили новую, создав таким образом трассы современных улиц Гончарной и Тележной. Но впоследствии от этой идеи отказались, вернув старой дороге прежнее название — Невский проспект.
В середине XVIII века между улицами Восстания и Маяковского находился царский птичий двор, а напротив через першпективу — конюшни и псовый двор. Площадь Восстания в то время представляла собой огромный пустырь. С 1744 до 1778 года к северу от пустыря располагался Слоновый двор — один из первых в России зверинцев. Его территорию обнесли оградой, а у ворот повесили табличку с надписью «Слоновая её величества охота». Рядом со зверинцем с возов велась торговля разной снедью.
Вместе с тем, это место тогда ещё оставалось мало обжитым. По сведениям историка П. Н. Столпянского здесь однажды «в 9-м часу вечера появился. волк, набежал на пожарного смотрителя, осматривавшего фонари, сбил его с ног и, разорвав зубами левую его щёку, бросился бежать. «. [Цит. по: 2, с. 11]
На углу Невского проспекта и Лиговского канала в 1765-1767 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны была построена деревянная церковь Во имя Входа Господня в Иерусалим, ставшая известная в народе как Знаменская. Это название храм приобрёл от одного из своих приделов — Знамения Пресвятой Богородицы, освящённого в 1765 году.
После закрытия Слонового двора на его месте выросли каретные сараи, рядом с которыми находились деревянные жилые дома. Они стояли в основном в глубине участков, выставляя к будущей площади лишь заборы.
Это место долгое время оставалось за чертой Петербурга. В плохую погоду пустырь превращался в болото. Для проезда транспорта по нему укладывали брёвна, поверх которых устраивали колёсопроводы (два ряда досок). В 1772 году вдоль проезжей части устроили временные тротуары, которые появились по повелению Екатерины II для прохода к Александро-Невскому монастырю. Булыжная мостовая появилась здесь только в конце XVIII столетия.
Архитектурной доминантой площади в 1794-1804 годах стала возведённая по проекту Ф. И. Демерцова новая каменная Знаменская церковь. В 1809 году храм обнесли чугунной оградой с двумя часовнями по углам.
Атмосферу этого места 1840-х годов описал знаменитый адвокат А. Ф. Кони: «Знаменская площадь обширна и пустынна. Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо. протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила«. [Цит. по: 2, с. 13]
С 1849 года это место упоминается как площадь к Знаменскому мосту. С 1857 года — Знаменская площадь, по находящейся рядом Знаменской церкви. [3, с. 103]
Восточную сторону площади в первой трети XIX века обозначил деревянный дом купца А. Тимофеева, на месте которого в 1835 году было построено трёхэтажное каменное здание. За ним в 1846-1850 годах архитектором З. Ф. Краснопевковым был перестроен съезжий дом Каретной части (Невский пр. 91). Каланча съезжего дома была хорошо видна со Знаменской площади, она являлась заметной частью облика этого места.
Особая роль выпала этому месту, когда на его южной окраине было решено построить конечную станцию железной дороги между Петербургом и Москвой. В связи с этим архитектором Н. Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план планировки Знаменской площади. Высочайше утверждён он был 8 февраля 1845 года [2, с. 22]. Реализовывался план в рамках строительства в 1847-1851 годах Николаевского (ныне Московского) вокзала по проекту К. А. Тона (Невский пр. 85). С его открытием Знаменская площадь стала главными «воротами» в Петербург.
Ещё с 1843 года от Знаменской площади до Адмиралтейства начали возить пассажиров «калиберы» (их ещё называли «гитары») — дрожки с узким сиденьем для двух человек. С открытием железнодорожного движения от Петербурга до Колпино в 1847 году отсюда начали ходить омнибусы — крытые кареты на 20 человек. Их петербуржцы прозвали «обнимусь» или «сорок мучеников».
О строительстве железнодорожной станции в городе знали заранее. Поэтому земля в округе быстро подорожала и стала скупаться деловыми людьми для строительства гостиниц и доходных домов. Участок на северной границе площади Николаем I был безвозмездно отдан купцу Понамарёву «с товарищами» для возведения здесь гостиницы. Купца обязали в 1845 году строительство начать и завершить его спустя три года. Но Понамарёв обязательство не выполнил. Участок был передан графу Стенбок-Фермору. К 1851 году, то есть к открытию железной дороги между Петербургом и Москвой, северную сторону Знаменской площади оформило здание гостиницы Стенбок-Фермора (Невский пр. 118).
С августа 1863 года на Знаменской площади располагалось кольцо конно-железной дороги («конки»). Вагоны должны были ходить каждые 10 минут ежедневно с 9 утра. Однако, расписание почти никогда не соблюдалось, так как вагоны стояли на конечной остановке до полной занятости пассажирами.
До середины XIX века Знаменская площадь и её окрестности освещались масляными фонарями. Их четырёхугольные столбы были окрашены чёрно-белыми полосами, на каждом из них висело по четыре горелки. Светили они слабо, давая свет только на несколько шагов от себя. Во второй половине XIX века их сменили газовые фонари.
За порядком на Знаменской площади следил будочник, чёрно-белая будка которого стояла у широкого Знаменского моста. Он был одет в серый мундир грубого сукна и вооружён алебардой. На голове будочник имел кивер внушительных размеров. Дежурство осуществлялось в две смены. Один из стражей отдыхал в будке, а второй следил за порядком. Им помогал помощник-подчасок. Приказом петербургского обер-полицмейстера 1866 года предписывалось:
В 1867 году дом купца А. Тимофеева по заказу нового владельца, мебельного фабриканта К. А. Тура, был надстроен и перестроен архитектором Г. М. Барчем (Невский пр. 87). Ещё через один год было построено здание на противоположной стороне Невского проспекта — четырёхэтажный дом купцов Чесноковых (Невский пр. 120). Лиговский канал в районе Знаменской площади был взят в трубу и засыпан в 1892 году. Его сменила Лиговская улица, теперь проспект. Знаменский мост был разобран за ненадобностью.
Первое петербургское такси начало возить пассажиров в 1897 году от Знаменской площади до Адмиралтейства. Спустя десять лет сюда начали ходить сменивший конку трамвай и автобус. О последнем 5 октября 1907 года писала газета «Петербургский листок»: «Вчера. члены товарищества совершили. пробный рейс пока на единственном в Петербурге омнибусе-моторе. Весь рейс от Николаевского вокзала и до Александровского сада омнибус прошёл в 9 минут, обогнав 5 вагонов конки«. [Цит. по: 2, с. 40]
Центр площади в 1909 году был украшен конным памятником императору Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого.
С 1910 года, когда торцами покрыли Невский проспект до Фонтанки до Знаменской площади, здесь работал один из первых светофоров. Тогда он представлял собой раскрашенный тремя цветами круг со стрелкой, перемещаемой регулировщиком.
В феврале и июне 1917 года на Знаменской площади проходили многолюдные демонстрации и митинги, столкновения восставших с полицией. В память о революционных событиях в октябре 1918 года это место стало называться площадью Восстания. [3, с. 103]
Регулярные автобусные маршруты от площади Восстания появились в декабре 1926 года. Отсюда автобус ехал до Витебского вокзала и далее к Дворцовой площади. Всего на линии первоначально было пять машин.
В начале 1930-х Знаменскую церковь собирались закрыть. Но тогда влияние на власть города имел всемирно известный учёный Иван Петрович Павлов. По одной из легенд в этой церкви Павлов венчался. Также известно, что учёный был глубоко верующим человеком и часто бывал здесь. Сразу после его смерти храм в 1936 году был снесён, занимаемый им участок долгое время оставался огорожен забором, за которым сооружалась первая станция ленинградского метрополитена.
В 1937 году памятник Александру III был перенесён во двор Михайловского дворца.
Великая Отечественная война остановила бурную жизнь площади Восстания. Последний эшелон с Московского вокзала ушёл 29 августа 1941 года. Зимой не работал трамвай, но следующей весной ленинградцам удалось вновь наладить его работу. 20 марта 1944 года от Московского вокзала отошёл первый послеблокадный поезд до столицы. На площади по этому поводу состоялись торжественные проводы состава.
В 1950-1952 годах фасады всех зданий на площади Восстания были отреставрированы. Её центр в 1952 году занял сквер, в котором установили закладной камень. На его месте планировалось поставить памятник В. И. Ленину. К этому времени с площади сняли трамвайное кольцо, трамвай перестал ходить по Невскому проспекту. Проезжую часть площади залили асфальтобетоном.
Место Знаменской церкви занял построенный по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлёва и В. В. Ганкевич павильон станции метро «Площадь Восстания», открытой 5 ноября 1955 года. Эта станция метрополитена стала одной из первых восьми, открывшихся в Ленинграде.
Обелиск «Городу-герою Ленинграду» открыт в центре площади Восстания 8 мая в 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В 1980-х годах начали создаваться проекты создания двухуровневой развязки на площади Восстания, благодаря которой был бы развязан уже тогда сильно загруженный транспортный узел. Лиговский проспект согласно планам советских инженеров должен был пройти под Невским. Однако, из-за дороговизны проект к 1990-м годам осуществлён не был, а затем из-за смены экономической системы его вовсе забыли. В 2000-х годах широко обсуждался проект создания под площадью Восстания нового торгового центра. Но из-за того, что подземные работы могут негативно сказаться на состоянии соседних исторических зданий, к этому проекту современные архитекторы относятся с большой осторожностью. Его реализация дорога и для современной капиталистической экономики. Вместе с тем, до сих пор поступают предложения о замене обелиска на памятник Александру III.
Видео:Площадь Восстания в Санкт-Петербурге глазами туриста 🛩️Скачать
Площадь Восстания в Санкт-Петербурге
Видео:Площадь ВосстанияСкачать
Фотографии
Площадь Восстания занимает одну из лидирующих позиций среди площадей Северной столицы. Она находится на пересечении проспектов — Лиговского и Невского. Ее основали в 40-х годах девятнадцатого столетия по проекту русского архитектора Николая Ефимовича Ефимова. Хотя ее биография начинается еще с 18-го века.
Видео:Площадь ВосстанияСкачать
Предыстория
В 1765-м на месте современной площади был пустырь, на котором выстроили Знаменскую церковь из дерева. Сорок лет спустя ее сменила каменная. Классический храм с пятью куполами-луковками задал важный тон будущему архитектурному ансамблю.
В 1840-х обширные пустоты вокруг храма решили обустроить в площадь. Поэтому она и получила его имя и стала Знаменской. В 1851 году на ней возвели великолепное здание Николаевского железнодорожного вокзала (одного из первых в России), в 1857-м — красивую гостиницу в четыре этажа, в 1870-м — причтовый дом при церкви, ставший значимым элементом архитектуры площади. В 1909-м ее центральное место занимал памятник Александру Третьему, восседающему на коне.
Сейчас можно увидеть на площади здания вокзала, переименованного в “Московский” и являющийся точной копией Ленинградского в Москве, и гостиницы “Октябрьской”, признанной одной из самых старых в городе, а также причтовый дом (Лиговский, 39). Судьба царя и церкви оказалась сложнее.
Видео:Площадь восстания санкт-петербургСкачать
Советские метаморфозы
В череде революций XX века Знаменская площадь попала в центр массовых выступлений, манифестаций. Храм выдержал. Но в 1918 году площадь переименовали созвучно времени – Восстания. Православный приход работал до 1938 года благодаря знаменитому академику Ивану Павлову. Ученый-физиолог был его почетным старостой. Со смертью Павлова хлопотать о культовом сооружении стало некому. К 1941 году храм разобрали под предлогом строительства метрополитена. Судьба камней неизвестна.
Монумент конному императору служил центром площади вплоть до 1937 года. Потомки не уничтожили реликвию. Но дополнили надписью на постаменте: “Торчу здесь пугалом чугунным для страны”. Соответствующие строки нашлись у “левого” поэта Бедного. Затем памятник переехал в пространство Русского музея, потом Мраморного, где, наконец, нашел покой.
Видео:Площадь Восстания (mm)Скачать
Дальнейшая судьба
В Великую Отечественную площадь служила городу как могла. Подготовительные работы по прокладке метро под ней прекратились. Вольное пространство заняли долгосрочные огневые укрепления. Вокзал без отдыха отправлял составы с детьми, реликвиями, заводами. И затих только с блокадой. Едва ее сняли, доты стали разбирать, площадь восстанавливать, не дожидаясь конца мировой войны.
В 1953 году, к 250-летию Северной столицы, площадь Восстания реконструировали и дополнили парковой зоной. Здесь был заложен камень с клятвой — установить памятник Ленину. Не получилось. В 1985 году сердцем территории стал обелиск городу-герою Ленинграду.
Сейчас место Знаменской церкви занимает вестибюль станции метро “Площадь Восстания”. Об этом информирует установленная в 2007 году памятная надпись на стене.
Видео:ВЕК ИМПЕРАТРИЦ. Русская История. Исторический ПроектСкачать
Зеленые насаждения рядом
На Невском и Лиговском проспектах – череда купеческих особняков, доходных домов, культовых сооружений. В 15 минутах ходьбы:
- Сад Прудки, или Некрасовский, или Греческий. Появился в конце XIX века на средства горожан. В 2007-м реконструирован по лекалам начала прошлого века.
- Овсянниковский сквер, или сад Чернышевского. Место гражданской казни писателя Николая Чернышевского. Разбит в 1864 году на личные деньги купца Овсянникова, особняк которого сохранился рядом.
- Сквер Галины Старовойтовой. Зеленый уголок с монументом известной правозащитнице, погибшей в 1998 году от рук киллеров.
На площади Восстания всегда людно, так как на ней находится много памятных и инфраструктурно важных достопримечательностей:
- Обелиск «Городу-герою Ленинграду»;
- Московский вокзал;
- Станция метро “Площадь Восстания”;
- ТК «Невский центр» и ТРЦ «Галерея»;
- Гостиницы “Park Inn by Radisson” и “Октябрьская”, в ней, кстати, размещается один из книжных магазинов сети “Буквоед”, где показывают бесплатно кино, проводят встречи-обсуждения с известными писателями и другими творческими деятелями, а также мастер-классы, лекции, семинары.
На площади часто и шумно проходят праздничные события, для которых она преображается и выглядит весьма эффектно и колоритно, что приятно лицезреть не только жителям, но и гостям Санкт-Петербурга.
🎥 Видео
Петербургское метро от Автово до пл. Восстания: стиль и технологии (Сериал "Путь Оранэлы", часть 8)Скачать
Площадь ВосстанияСкачать
Новые правила проезда по пл. ВосстанияСкачать
01.01.2023 Санкт-Петербург Площадь Восстания метро.(1)Скачать
Площадь восстанияСкачать
Вечером на площади ВосстанияСкачать
Площадь ВосстанияСкачать