Видео:Проект Супермаркета S=600м2. Торгово-Технологическое оборудование.Скачать
Площадь торгово технологического оборудования
3.3. Устройство и технологические планировки магазинов
Материально-техническая база торговли. Торговые здания и требования к ним
Материально-техническая база магазинов включает в себя: здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути; кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь. Виды зданий магазинов:
■ встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и учреждений);
■ кооперативного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй — предприятие бытового обслуживания;
Требования, предъявляемые к торговым зданиям: технологические, архитектурно-строительные и технические, эстетические и экономические.
Технологические требования — это наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств.
Архитектурно-строительные требования — это использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений: возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину.
Эстетические требования — это оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением.
Экономические требования — это эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию.
Технико-экономические показатели зданий магазинов:
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется здание магазина.
Так, например, общая площадь магазина составляет 50 м2, из них 30 м2 — торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина:
Следовательно, торговая площадь магазина составляет 60% общей площади, а 40% — неторговая площадь.
Вывод: площадь здания магазина используется достаточно эффективно.
В зарубежной практике торгового дела наиболее приемлемым является соотношение торговой площади и неторговой площади магазина как 70% и 30% соответственно, что обусловлено функциями розничного торгового звена — реализация товара и обслуживание покупателей.
II. Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) — установочный коэффициент (К), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная плошаль), к обшей площади торгового зала:
Оптимальное значение этого коэффициента составляет 0,3—0,32. Например, торговая площадь магазина составляет 30 м2. Установочная площадь различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнерного и др.) составляет:
Следовательно, 35% торговой площади магазина занято установленным оборудованием, а 65% торговой площади будут составлять проходы для покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, для продвижения товаров.
Для беспрепятственного движения покупателей устанавливаются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина. Для сезонной торговли необходимо предусматривать площадки для установки сборно-разборных павильонов и организации базаров. Постоянное расширение парка автотранспортных средств покупателей требует устройства у магазинов специальных автотранспортных площадок. Площадь стоянки транспорта покупателей отводится с учетом действующих норм и правил.
Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создается зона. Как правило, от основной зоны она отделяется линией оцепления или тротуаром, не рекомендуется устройство дворов и надворных построек. В хозяйственной зоне могут размещаться технические сооружения (пожарные резервуары и т.п.).
Рабочее место в магазине — это зона работы одного или группы людей, ограниченная определенной площадью и оснащенная оборудованием, предназначенным для совершения различных операций, связанных с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца).
Требования, предъявляемые к организации и обслуживанию рабочих мест:
■ высокий уровень технического оснащения;
■ соответствие оборудования требованиям эргономики (психофизическим и антропометрическим возможностям человека в процессе труда);
■ размещение оборудования, инструментов, товаров, упаковочных материалов в удобном для работы порядке;
■ обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы;
■ бесперебойное пополнение товаров, упаковочных материалов;
■ своевременный ремонт оборудования и инвентаря.
На организацию рабочего места в розничном торговом предприятии существенное влияние оказывает специфика торгово-технологического процесса. Для выполнения его отдельных операций необходимо создать благоприятные условия работающим, соблюдать технику безопасности на каждом рабочем месте.
Рабочее место как экономическое понятие определяет первичную хозяйственную ячейку, в которой происходит соединение элементов технологии: средств, предметов и самого труда. Рабочее место в магазине — определенная зона приложения труда, оснащенная торгово-технологи-ческим оборудованием и инвентарем, необходимыми для выполнения розничного торгово-технологического процесса (или его части). Для обеспечения высокопроизводительного труда необходимо систематически изучать и анализировать в каждом розничном торговом предприятии состояние рабочих мест, принимать меры к более правильной их планировке, обеспечению рациональной технологической организационной оснасткой, современной торговой мебелью, инвентарем, механическим оборудованием.
Требования к устройству магазинов
Развитие торговли, как и всей отрасли народного хозяйства, требует дальнейшего расширения и укрепления ее материально-технической базы. Новое строительство и реконструкция действующих предприятий розничной торговли позволяют обновлять и развивать основные фонды торговли, торговые здания магазинов и других розничных торговых предприятий.
Здания, которые используются для размещения магазинов, классифицируются по следующим признакам: капитальности сооружения, размещению, особенности объемно-планировочного решения, материалу стен и конструкции элементов.
По капитальности торговые здания и сооружения подразделяются на два вида — капитальные и облегченные (для устройства мелкорозничных торговых предприятий).
В зависимости от размещения здания подразделяются на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы. Отдельно стоящие здания специально предназначены для магазинов. Встроенно-пристроенные помещения находятся на первых этажах жилых домов или в пристроенных к ним специальных блоках. Торговые комплексы -— совмещенные торговые здания, в которых наряду с магазинами размещаются предприятия общественного питания и т. д.
В зависимости от особенности объемно-планировочного решения различают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них торговые здания. Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подвала, с точки зрения функционально-технологических решений, наиболее просты и удобны в эксплуатации, так как в них упрощаются пути движения товаров, нет необходимости в устройстве лестниц и применения средств междуэтажного перемещения товаров. Они наиболее удобны для покупателей. Здания имеют кирпичные, каменные, гипсо- и шлакоблочные, железобетонные стены. В современных условиях широкое внедрение получило строительство торговых зданий из сборных железобетонных конструкций индустриальным методом.
Для размещения магазинов могут быть использованы модульные торговые павильоны. Их можно использовать в виде конструкции «свод». Особенностью этих конструкций является прозрачный или полупрозрачный свод в центре основного зала для магазина высотой до 3,5 м. С двух сторон от центрального свода расположены торговые модули.
Модули могут соединяться между собой и образовывать единые помещения значительной площади. Каждый модуль имеет мощный металлический каркас, оцинкованную двухскатную крышу со сливами. Боковые стены отделаны рифленым оцинкованным листом, окрашены краской. Для внутренней отделки используется пластик или рифленый крашеный металлический лист. В качестве утеплителя используется экологически чистый негорючий и сверхтеплый материал «непозол».
Окна и двери могут быть с зеркальными тонировочны-ми стеклами.
Здания и сооружения, в которых размещаются магазины, должны отвечать ряду технических, архитектурностроительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.
Характеристика устройства магазинов
Группировочн ы е признаки
1. Виды и особенности устройства 2. Размер торговой площади (по видам)
3. Товарная специализация
4. Тип (типоразмер, объединяющий признак специализации и размерности) 5. Метод обслуживания покупателей 6. Тип зданий 7. Особенности объемно-планировочного решения
8. Функциональная особенность
1. Магазин, магазин-склад, павильон, палатка, автомагазин, магазин-выставка и др. 2. Для магазинов (в кв. м): — мелкие — до 250; -средние —251-1000; — крупные — 1001-5000; — особо крупные — свыше 5000 3. Узкоспециализированные, специализированные комбинированные, универсальные, смешанные 4. Например, универмаг площадью 3000 кв. м, универсам площадью 450 кв. м (см. номенклатуру типов магазинов, рекомендованных к строительству) 5. Самообслуживание, обслуживание через прилавки, индивидуальное обслуживание по заказам 6. Отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы (центры) 7. Одноэтажные, многоэтажные, разной этажности с подвальным помещением или без подвалов, с разноцветными фасадами и др. 8. Стационарные, передвижные, посылочные, комиссионные
Технические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований определяется состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения покупательских и товарных потоков.
Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующие оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.
Экономические требования предусматривают организацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономических материалов с использованием унифицированных деталей.
Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине. При помощи отопления и вентиляции создается оптимальная воздушно-влаж-ностная среда и температура воздуха в помещениях. Во всех помещениях необходимо предусматривать освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий, а также дежурное освещение, которое должно автоматически включаться и выключаться.
Особые требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин.
Функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.
Зона для посетителей предусматривает наличие нескольких подзон: подхода и ознакомления с витринами, отдыха, стоянки индивидуального автотранспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей.
Выбор земельного участка для строительства предприятий розничной торговли, источника водоснабжения, системы канализации и спуска вод должен быть согласован с учреждениями санитарной эпидемиологической службы.
Земельный участок для предприятий торговли не должен располагаться на заболоченных местах с высоким уровнем стояния грунтовых вод, вблизи от свалок, свиноводческих, животноводческих комплексов, предприятий по переработке кожи, кости и других мест возможного загрязнения.
Подъездные пути, тротуары и разгрузочные площадки должны быть заасфальтированы или замощены. Незамещенные участки территории следует озеленять. На хозяйственном дворе устраиваются навесы для тары, мусоросборники и помещения для приема посуды от населения.
Уборка двора должна производиться ежедневно. В теплое время перед уборкой территория поливается (не реже двух раз в день). В зимнее время проезжую часть территории и пешеходные дорожки систематически очищают от снега и льда, во время гололеда посыпают песком.
Прилегающая к предприятию территория подлежит уборке силами предприятия.
На территории предприятия должно быть устройство для ливневой канализации с соответствующим уклоном, а также поливочные краны для уборки территории.
Контейнеры, мусоросборники с крышками для сбора мусора устанавливаются на асфальтированной или бетонированной площадке, площадь которой должна быть не менее 1 м от основания каждого мусоросборника. Располагаются они на расстоянии не менее 25 м от предприятия, от окон и дверей жилых домов; должны вывозиться один раз в сутки.
Санитарно-техническое устройство и комплекс помещений магазинов
Под санитарно-техническим устройством магазина понимаются отопление, водоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха, канализация и противопожарное устройство.
В качестве источников теплоснабжения зданий магазинов используют городские теплофикационные сети от ТЭЦ или районных котельных, пар низкого или среднего давления, местные котельные или квартальные сети.
В зданиях магазинов могут применяться различные системы отопления: водяное, воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией, электрическое, комбинированное — водяное и воздушное; паровое низкого давления. Не допускается применение систем с инфракрасными и высокотемпературными газовыми или электрическими излучателями.
Вентиляция в магазинах может применяться естественная и механическая. Естественная вентиляция предусматривается в магазинах с торговой площадью не более 150 кв. м. Она обеспечивает воздухообмен в помещениях вследствие разной плотности воздуха снаружи и внутри помещений.
Механическая вентиляция осуществляется с помощью вентиляторов или прожекторов. Она может быть приточной, вытяжной или приточно-вытяжной.
Различают общеобменную (для всего помещения) и местную, (для отдельных рабочих мест) вентиляцию. С помощью специальных технических средств в помещениях может осуществляться кондиционирование воздуха. Кондиционеры служат для автоматического регулирования воздуха и подразделяются на местные (для отдельных помещений) и центральные (для всех помещений магазина).
В охлаждаемых камерах для хранения овощей и фруктов должна быть предусмотрена автономная, не связанная с другими помещениями приточно-вытяжная вентиляция. Все приточные системы вентиляции должны быть автоматизированы. В случае возникновения пожара в зданиях магазинов должно сработать централизованное отключение систем механической вентиляции, кондиционирования и воздушного отопления.
Водоснабжение магазина должно обеспечивать его потребность в воде для хозяйственно-гигиенических и противопожарных целей, а также в питьевой воде. На одного работника магазина принимается норма водопотребления 25 л в смену.
Согласно санитарным правилам и нормам все магазины должны иметь канализационные сооружения для отвода сточных вод.
Канализационная сеть бывает внутренняя и наружная. Объединение канализаций магазинов с общедомовыми канализационными сетями не допускается. Нельзя прокладывать трубы канализации под потолками торговых помещений и помещений для приема, хранения и подготовки продовольственных и непродовольственных товаров к продаже.
Магазины также должны быть оснащены противопожарными устройствами. К ним относятся — противопожарные водопроводы или специальные резервуары для воды, пожарные лестницы и спуски для перемещения грузов в многоэтажных зданиях, а также средства противопожарной автоматики и сигнализации.
Для рационального функционирования торгово-техно-логического процесса магазины должны располагать комплексом помещений. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.
Технологическая планировка магазина складывается из взаимосвязанных между собой помещений магазина. Комплекс помещений магазина классифицируют по функциональному назначению на пять групп:
■ помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
Торговые помещения занимают важнейшее место в обшей совокупности помещений магазина. К ним относят:
■ торговые залы, помещения для приема и выдачи заказов;
■ зал демонстрации новых товаров;
■ помещения для оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка одежды по фигуре покупателя, комната матери и ребенка и др.).
Все эти помещения несут функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
К помещениям для приемки, хранения и подготовки к продаже товаров относят приемочные, разгрузочные, кла-довые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.
Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные.
К административно-бытовым помещениям относят конторские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой и буфета для персонала магазина, комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т. п.
Технические помещения — вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камера кондиционирования воздуха.
Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональности взаимосвязи между ними. Планировка торговых помещений, а также помещений приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений должны отвечать следующим основным требованиям:
■ торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;
■ оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;
■ торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении товаров в таре-оборудовании;
■ помещения для хранения товаров должны быть непроходными, с максимально приближенными к ним помещениями для приемки и подготовки товаров к продаже;
■ помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;
■ пункт приема посуды от населения должен иметь отдельный вход и быть соединен с разгрузочной платформой для перегрузки стеклопосуды из кладовой на автотранспорт;
■ административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений магазина.
Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высший уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть- подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.
Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.
Требования, предъявляемые к планировке магазина:
1. Торговые зоны должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже.
2. Кладовые и помещения для подготовки товара к продаже не должны быть проходными.
3. Приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров.
4. Помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал.
5. Планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; оптимально использовать площади, создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов.
6. Планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость продаваемых товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояния, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести намеченные товары.
Виды технологических планировок торгового зала — линейная, боксовая, смешанная, выставочная, свободная. Планировка зависит от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи.
Линейная планировка торгового зала — размещение товаров и проходов для покупателей, спланированных в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линий узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольная, поперечная, смешанная.
Боксовая планировка — торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже товаров через прилавок.
Смешанная планировка — расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной, боксовой планировок.
Выставочная планировка торгового зала применяется при продаже товаров по образцам. Крупногабаритные товары размещаются на различном оборудовании, образуя выставку товаров.
Свободная планировка — предполагает расстановку оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.
Виды технологических планировок торгового зала
Дизайн торгово-розничного предприятия, планировки и распределения площадей — неотъемлемая часть стратегии управления магазином.
Три основных аспекта дизайна магазина:
Принципы дизайна в магазине:
■ обеспечение в торговом зале гибкого и свободного перемещения людей, товаров и оборудования;
■ создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;
■ создание привлекательного интерьера магазина путем оснащения соответствующей мебелью, торговым оборудованием, подборка цветового решения, светового освещения.
Видео:Видеопрезентация лаборатории Торгово-технологического оборудованияСкачать
Реферат: Техническая оснащенность предприятий розничной торговли в современных условиях
Название: Техническая оснащенность предприятий розничной торговли в современных условиях Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат Добавлен 20:56:38 10 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 3032 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование | Расположение в магазине | Предназначение |
1 | 2 | 3 |
Обычно в центре проходов и дорожек | Привлекают внимание потребителей к товарам и к предложениям в рамках продвижения | |
Стойки | Как правило, на задних стенах и перегородках между тематическими или товарными зонами | Хранение и демонстрация товарных запасов и повышение эффективности использования торговых площадей |
Вешалки | На стойках и у настольных дисплеев | Эффективно демонстрируют предметы одежды и защищают их |
Стекло | Используется в качестве витринных или настенных полок | Создает ощущение глубины, фокусирует внимание на товарах |
Настенная или встроенная | Используется для показов и выставки продуктов | |
Прилавки | Пункты контроля и обслуживания клиентов | Просторные плоские поверхности для упаковки и кассовых аппаратов |
Манекены | Витринные дисплей, тематика стилей жизни, рядом со стойками с зеркалами | Демонстрация одежды и сопутствующих товаров |
Зеркала | Необходимы примеряющим одежду и обувь потребителям, создают ощущение глубины выставки товаров | |
Оборудование по индивидуальному заказу | В любом месте в магазине – сделано, чтобы соответствовать | Тематические ( стили жизни ) выставки и специальные мероприятия по продвижению |
На рынке торгово-технологического оборудования для предприятий розничной и оптовой торговли, присутствую огромное разнообразие технических средств и оборудования для всех видов розничной торговли, что дает возможность для индивидуального подбора для любых целей назначений. [3]
2.2. Торговля через автоматы.
Автоматы самообслуживания давно стали привычными. Они очень удобны покупателям: расположены в общественных местах (на улицах, в метро, в общественных помещениях), просты в применении. Хозяевам тоже выгодно: не нужно нанимать на работу продавцов, платить им зарплату и перечислять с нее страховые взносы.
Сегодня данная торговля носит массовый характер и формирует достаточно новый, но в тоже время успешный и доходный вид бизнеса «Вендинг ».
Сегодня под этим словом подразумевают торговлю товарами и услугами при помощи торговых автоматов или вендоров.
На данный момент существует большое количество видов вендинга, которые определяются тем, что продает вендинг автомат. Среди наиболее распространенных видов вендинга можно выделить кофейный вендинг, снековый, вендинг напитков, платежный вендинг, газетный вендинг, сигаретный вендинг, массажный вендинг, фото вендинг, аптечный вендинг, бахильный вендинг и многие другие.
Vending” в переводе с латинского языка означает «продавть». Сегодня под вендингом подразумевают торговлю посредством торговых автоматов без привлечения человека. Посредством вендинг услуг можно продавать самую разнообразную продукцию: карты оплаты сотовой связи, карты IP-телефонии и Интернет, таксофонные карты, горячие напитки, закуски, напитки в банках и бутылках, журналы, газеты и многое другое.
Торговые автоматы делятся на механические и электронные, принимающие монеты, купюры или и то и другое — комбинированные. Современный вендинг аппарат способен определить достоинство купюры или монеты, проверяя ее на форму, размер, жесткость, подлинность водяных защитных знаков, и вернуть без ошибок сдачу. Все торговые аппараты для вендинга должны удовлетворять следующим условиям: выдавать продукт или оказывать услугу в обмен на деньги, а также постоянно работать, кроме времени заполнения и ремонта автомата.
При упоминании о торговых вендинговых автоматах, хотелось бы отметить, что наиболее популярным видом вендинга в большинстве стран является кофейный вендинг и Россия – не исключение. Второе место в мире по популярности занимают снэковые вендинг автоматы, через которые продают фасованные продукты питания — снэки. Причем выделяют торговые вендинговые автоматы для продажи напитков в банках и бутылках, а также комбинированное вендинг оборудование. Посредством таких вендоров можно заниматься как вендингом напитков, так и закусок.
В мире существует множество различных вендинговых автоматов для продажи всевозможных товаров и услуг. За рубежом, например, распространен аптечный вендинг, в котором при помощи вендоров продают лекарственные препараты и даже отпускают лекарства по рецептам. В Японии огромную популярность имеет сигаретный вендинг. Здесь сплошь и рядом можно увидеть вендинговые автоматы до отказа наполненные табачной продукцией.
При помощи вендинг машин в большинстве стран мира сегодня вполне успешно продают газеты и другие периодические издания, компакт-диски и DVD.
Потенциал для возникновения разновидностей вендингового бизнеса в мире просто огромен и неисчерпаем. Уже существуют виды вендинга, посредством которых продают не товары, а услуги. К ним можно отнести фотовендинг, платежный вендинг и массажный вендинг.
Платежный вендинг или бизнес по приему платежей через платежные терминалы достаточно хорошо развит. Это не удивительно, ведь платежные и информационные терминалы являются одним из наиболее востребованных видов вендинг бизнеса. Это обуславливается тем, что платежные терминалы расположены в более доступных местах, чем банки и кассы приема платежей. Они есть практически везде. К тому же автоматы круглосуточно принимают наличные для оплаты множества услуг, предоставляют информационные услуги. А также дополнительно приносят прибыль при рекламировании товаров или услуг.
Современное торговое автоматы настолько разнообразно, что можно выделить несколько классификаций торговых автоматов:
— по принципу осуществления продажи
— на основе продаваемого товара или услуг
Классификация торгового оборудования по принципу осуществления продажи:
По принципу работы, торговые автоматы делятся на:
— Механические торговые автоматы
— Современные электронные торговые автоматы.
Механические автоматы продают товары за счет механической силы покупателя. Опуская монету в такой автомат, от покупателя требуется совершение механического действия, энергии которого достаточно для выдачи автоматом нужного наполнителя. Такое оборудование не требует подвода воды или электричества. Профессионалы вендингового бизнеса, в своем большинстве рекоммендуют, при подборе и сравнении торгового оборудования для вендинга, начинать свой бизнес именно с механических автоматов.
Электронные торговые автоматы, как правило, оснащены системой для приема наличных денег, а иногда и безналичных средств. На основании этих различий происходит разделение электронных торговых автоматов на разновидности. Автоматы, принимающие платежи наличными, разделяют на принимающие монеты и принимающие купюры (банкноты).
Электронные автоматы, принимающие монеты, в отличие от механических, не требуют от покупателя совершения каких-либо механических действий. Они могут давать сдачу, а могут перекидывать остаток денег на покупку следующего товара. Такие вендоры надежны, относительно немного стоят и просты в эксплуатации.
Электронные автоматы, принимающие банкноты могут иметь встроенный накопитель купюр (стекер). Если в автомате нет купюроукладчика, тогда деньги просто собираются в некоторой сейфовой емкости.
Автоматы, принимающие безналичные платежи работают на основе оплаты товаров кредитными или магнитными картами со штрих кодом, электронными чип-ключами. Приемное устройство такого автомата – это сканер, который считывает информацию с носителя, или как его еще называют — кард-ридер.
Классификация торговых автоматов на основе продаваемого товара:
Есть и другая классификация торгового вендинг оборудования. В зависимости от продаваемого товара торговые автоматы разделяют на следующие виды:
— оборудование для продажи товаров;
— оборудование для продажи услуг;
Автоматы, продающие товары:
— автоматы для приготовления и продажи горячих напитков (кофе-машины или кофейные автоматы);
— автоматы для продажи фасованной продукции – снековые автоматы;
— автоматы для продажи напитков (банки, бутылки).
Сегодня, при помощи вендинг оборудования, также можно реализовывать сигареты, жевательную резинку, конфеты, периодические издания и канцтовары, фрукты и овощи, приготовленные самим автоматом напитки и закуски, средства личной гигиены, презервативы, нижнее бельё, билеты, медицинские препараты, компакт-диски и прочее.
Сегодня 20% покупок в Японии, США и во многих других странах приходится на долю вендинг автоматов. А статистика нам сообщает, что вендинг автомат за срок своей службы, окупает себя 30 – 40 раз, при этом он приносит около 300 — 500% годовых. Именно поэтому за этими машинами настоящее и будущее.[4]
2.3. Вспомогательное оборудование предприятий розничной торговли: рекламное, информационное, для уборки помещений и др.
Торговый инвентарь является дополнением торгово-технологического оборудования предприятий, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для обслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций Рациональное использование инвентаря способствует ускорению торгово-технологического процесса, повышению культуры обслуживания покупателей, улучшению условий и повышению производительности труда торговых работников, сокращению издержек обращения.
Инвентарь должен быть простым, прочным, не громоздким, дешевым, удобным в эксплуатации, отвечать эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
По назначению торговый инвентарь делится на следующие основные группы: для вскрытия тары и упаковки; проверки размеров и качества товаров; подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям; для выкладки и рекламы товаров.
Широкое применение имеют счетный, вспомогательный, санитарно-гигиенический и
Инвентарь для вскрытия тары включает различные приспособления, при помощи которых производится вскрытие деревянной, металлической и мягкой тары. В эту группу входят съемники обручей, гвоздодеры-ножницы для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты, набойки бондарные, хозяйственные топоры, молотки и клещи.
Съемник обручей — для съема с бочек верхнего уторного обруча.
Фигурный рычаг — гвоздодер предназначен для выемки доньев из утора бочек
после съема верхнего уторного обруча. Для этих целей используется заостренный фигурный конец рычага.
Бондарная набойка — для насадки и снятия обручей с деревянных бочек.
Гвоздодер-ножницы является комбинированным цельнометаллическим
инструментом, используемым для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты и проволоки.
Молоток-гвоздодер-ножницы — для бесполомочного вскрытия деревянной,
картонной и другой тары.
Молоток-топорик-гвоздодер — для вскрытия негабаритных ящиков,
контейнеров, решетчатой и другой тары.
Гвоздодер-молоток состоит из молотка с прорезью для выдергивания гвоздей и металлической или деревянной ручки.
Гвоздодер ударный — для выдергивания гвоздей и шурупов, головки которых не выступают над поверхностью.
Гвоздодеры обыкновенные на одном или на обоих концах имеют прорезь для
Топоры хозяйственные , молотки и клещи применяются как вспомогательный инвентарь.
В качестве инструмента для вскрытия металлической тары служит ключ для
металлических бочек, при помощи которого открывают резьбовые металлические пробки.
Для вскрытия льняных и бумажных мешков, картонной тары, товаров в паковочной ткани служит нож для вскрытая мягкой тары.
К инвентарю для проверки размеров и качества товаров относятся
пробоотборники для взятия проб товаров (сыпучих товаров, масла, сыра и др.);
овоскопы и виноскопы. при помощи которых производится проверка качества яиц и вин на просвет, а также измерительные инструменты (кронциркули,
штангенциркули, микрометры, нутрометры, шаблоны (для сортировки лимонов по размерам). В эту группу инвентаря входят приспособления и приборы для
проверки электротоваров, электроламп, электробатарей, точности хода часов и
антенное устройство для проверки работы телевизионных приемников.
Инвентарь для подготовки товаров к продаже включает широкий набор
различных инструментов и приспособлений.
Топоры мясорубные применяют для разруба крупных мясных туш мяса, рыбы и птицы.
Пилы-ножовки необходимы для распиловки костей, туш мороженого мяса.
Ножа производственные — образуют обширную группу режущих инструментов, используемых в подсобных помещениях и на рабочих местах продавцами. Они имеют различную конфигурацию лезвия, ручки и разные размеры. Их подразделяют на 3 группы: для разделки мяса, птицы, рыбы; гастрономические и хлеборезные. К ножам для разделки рыбы относят большие мясницкие ножи, ножи секачи, ножи рубаки, ножи обвалочные для выемки костей и рыборазделочные.
Ножи гастрономические выпускаются преимущественно с длинными и узкими лезвиями, это гастрономический (колбасный), филейный и кухонные ножи, а также ножи для резки ветчины, сыра и масла, комплекты ножей-струн для резки монолитов масла.
При разрубе и разделке туш и полутуш мяса, рыбы и птицы используются стулья-колоды, которые имеют деревянные или металлические ножки, а также
разделочные доски овальной или прямоугольной формы, склеенные из брусков
или монолитные. Стулья -колоды и доски изготовляются из твердых лиственных пород дерева. Для подготовки непродовольственных товаров к продаже применяют гладильные доски, утюги, щетки для чистки одежды, ножницы, приспособления для фасовки гвоздей и шурупов.
К инвентарю для отпуска товаров покупателям относят различные режущие
инструменты (топоры, ножи, ножницы), инструменты для взятия товаров (вилки торговые, лопатки, щипцы, совки).
Инвентарь для примерки: стопомеры и рожки для обуви; кольца-измерители и
зеркала для головных уборов; метры и полуметры, приспособления для
прокалывания отверстий в ремешках для часов; и др.
Инвентарь для упаковки товаров: приспособления для упаковки обоев и резки шпагата, склеивающая лента и держатель.
Инвентарь для выкладки и рекламы продовольственных товаров представляет собой лотки для полуфабрикатов и готовых товаров, окорята витринные,
подставки, кронштейны и корзинки для показа бакалейных и кондитерских
изделий, консервов, фруктов, овощей и др.
Рекламно-выставочный инвентарь в непродовольственных магазинах: манекены и полуманекены, динамические рекламные установки, подставки различного рода, планшеты для образцов мелких товаров, держатели для одежды, декоративные элементы, а также приспособления для «немой» справки.
Вспомогательный инвентарь : приспособления для точки, правки и хранения ножей; совки, воронки, насос для перекачки жидкостей, лестницы (стремянки), лопаты роликовые для картофеля.
Точка и правка производственных ножей производится при помощи мусата,
представляющего собой круглый шлифованный металлический стержень с деревянной ручкой. Кроме мусатов используют специальные приспособления с наждачными кругами и электроприводом. Для хранения производственных ножей в подсобном помещении или на рабочем месте продавца служат специальные держатели, состоящие из двух алюминиевых уголков. Уголки соединены между собой двумя болтами с таким расчетом, что между ними образован паз для укладки ножей.
Совки применяют при расфасовке и продаже сыпучих и кондитерских товаров,
Воронки — для наливания жидкостей в емкости с узким горлом.
Перекачка растительного масла в подсобном помещении предприятия производится
при помощи насоса.
Лестницами (стремянками) пользуются при эксплуатации высоких стеллажей,
горок и других видов торгового оборудования. Бывают складные и
Роликовая лопата служит для перевалки и затаривания картофеля и овощей.
Пломбир необходим для пломбирования свинцовыми, пластмассовыми или
Инвентарь для уборки и санобработки помещений : окономойки, тележки с
набором приспособлений для уборки, щетки, совки и мусоросборники. При уборке помещении торговых предприятий используются также пылесосы, половые щетки, половые машины для крупных видов торговых помещений, щетки-слитки, тряпкодержатели, различные скребки, совки, ведра.
Счетный инвентарь представлен микрокалькуляторами, счетами конторскими, монетницами, кассой для доплаты.
Противопожарный инвентарь используется для тушении пожаров. Это пенные и углекислотные ручные огнетушители, гидропульт (ведра, бочки с водой, ящики с песком, а также наборы противопожарных инструментов (багры, лопаты, топоры и т.д.), размещаемые на специальных щитах.
Одними из элементов вспомогательного оборудования является рекламно-информационное оформление магазина при нем можно выделить такие зоны:
— фасад здания и витринные окна;
— места продаж (внутримагазинная реклама).
Магазин начинается с фасада. Фасад – это и архитектурный облик здания, и витринные окна и вывески. Не входя в магазин, прохожие по информации на вывесках узнают о товарном профиле магазина, его названии, принадлежности, режиме работы, а по витринам с выставленными товарами знакомятся с предлагаемым ассортиментом.
Витрины – одно из наиболее действенных средств торговой рекламы. Они не только информируют о наличии отдельных товаров в продаже, напоминают о приближении сезона или праздника, но и рекламируют товары-новинки, отражают новые направления моды, сообщают о дополнительных услугах, оказываемых магазином, влияют на эстетические вкусы покупателей, помогают их активному формированию.
Одним из условий хорошего оформления оконных витрин является выбор конструкции «витринной коробки», ее соответствие выставленным товарам. Конструкция оконной витрины зависит от архитектурного решения фасада магазина.
В большинстве магазинов, построенных по современным типовым проектам, витринной коробки как таково нет. Их фасадная стена полностью застеклена и представляет собой рамы с двумя близко расположенными стеклами (стеклопакет). Это позволяет просматривать с улицы интерьер магазина, а витриной становиться весь торговый зал.
В некоторых магазинах применяют витрины ленточного типа. В этом случае витринная коробка идет по длине всего фасада. Такие витрины застеклены и со стороны улицы, и со стороны торгового зала. Их глубина позволяет, в отличие от стеклопакета, оформить выставку товаров. От глубины витрины зависит то, какие товары могут быть в ней размещены. Так, для показа галантерейных товаров и ювелирных изделий достаточна глубина около 80 см, а для крупногабаритных товаров она должна быть значительно больше. Пол витрины приподнимают над уровнем тротуара, чтобы прохожим было удобнее осмотреть выставленные товары.
Витрины могут иметь глухую заднюю стену, не позволяющую видеть торговый зал. Такие витрины удобны для оформления, но они снижают естественную освещенность зала.
Для создания эффективной витринной экспозиции необходимо соблюдать определенные правила подбора товаров для показа, оформление витрины, освещения и уход за ней. Эффективность оконных витрин во многом зависит от целей, поставленных при отборе товаров для показа ( увлечение товарооборота, необходимость вызвать спрос покупателей на определенные товары ).
Для оформления витрин используют как товары, так и декоративные элементы. По характеру оформления различают витрины: текстово-цветовые; товарные; товарно-декоративные; сюжетные и тематические.
Текстово-цветовые витрины имеют лишь рекламные тексты и различных цветов геометрические фигуры, нанесенные краской или выполненные аппликацией на стекле или задней стеке.
В товарных витринах с помощью инвентаря располагают товары без каких-либо декораций.
Для товарно-декоративных витрин наряду с товарами применяют и декоративные элементы.
Сюжетные витрины оформляют по мотивам сказок, известных мультфильмов или просто жанровых сценок, оживляя экспозицию фигурками людей, животных, героев мультипликации.
Тематические витрины посвящаются знаменательным датам и праздникам.
При оформлении витрины учитывают ее целевое назначение, правила подбора и показа товаров в витрине, композиционное и цветовое решение.
К средствам внутремагазинной рекламы относят: указатели, выкладку товаров, витрины, выставки-продажи, демонстрации и дегустации товаров, устную рекламу.
Указатели – «немая» справка, с их помощью регулируется вход и выход, направление движения покупательского потока, указывают расположение групп товаров, узлов расчета и т.д. Все элементы справочно-информационного характера подвешивают или прикрепляют к оборудованию на специальных штангах. Указатели выполняют в виде надписей или при помощи символов ( пиктограмм ). Размер их зависит от величины торговой площади магазина.
Увеличению реализации товаров способствует их правильная выкладка в сочетании с различными средствами рекламы ( красочно оформленными плакатами ). Рекламная выкладка товаров решает три задачи:
— информирует покупателей об имеющихся в продаже товарах;
— знакомит их с качеством, способами применения и особенностями
— напоминает о сопутствующих товарах.
В зависимости от этих целей рекламную выкладку можно разделить на; выкладку-информацию , выкладку-консультацию и выкладку- напоминание
Все выложенные товары снабжают ценниками. На них кроме цены товара указывают его наименование, количество ( массу, объем и т.п. ), сведения о производителе, а также другую необходимую информацию. Размер и форма ценника зависит от вида товара, а также способа его крепления. Ценник может быть укреплен на самом образце товара, на оборудовании или в специальном ценникодержателе.
Товары-новинки обычно рекламируют в специально отведенном месте торгового зала в витринах, располагаемых на границе отделов, вдоль стен, у колонн, в нишах. Такие витрины представляют собой застекленные или открытые полки, навесные шкафы, подиумы для крупногабаритных товаров. Рядом с товарами-новинками помещают крупноформатные ценники или ценники-плакаты, информирующие об основных свойствах товаров, правилах эксплуатации, и т.д. Также рядом с ними помещаются листовки с рекламой этих товаров.[5]
Глава 3. Методика оценки технической оснащенности и определения эффективности использования новых видов оборудования.
В зависимости от типа здания, размеров и конфигурации торговой площади в магазинах применяются следующие системы размещения оборудования: линейная с продольным размещением оборудования; линейная с поперечным размещением оборудования; боксовая и смешанная.
Наиболее рациональной является линейная система расстановки оборудования, так как она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего торгового зала. К тому же, варьируя длину линий, можно регулировать концентрации покупателей на различных участках торгового зала.
В торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м. целесообразно применять линейную систему с продольным размещением оборудования, а при ширине 13-24 м. наибольший эффект дает линейная система с поперечным размещением оборудования. В крупных магазинах, где ширина торгового зала превышает 24 м, целесообразно применять смешанную систему расстановки оборудования, комбинируя при этом его продольное и поперечное линейное размещение.
Так же при размещении оборудования в торговом зале следует обратить внимание на необходимость обеспечения рациональной направленности покупательских потоков, так как для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки.
Следовательно, эту направленность движения покупателей необходимо использовать с тем, чтобы им был обеспечен хороший обзор торгового зала, и потоки покупателей по возможности не пересекались. Однако не следует жестко направлять покупательские потоки по единым определенным маршрутам с помощью заградителей, декоративного оборудования и др. Покупателю необходимо предоставлять свободу в выборе маршрута движения в торговом зале.
Для определения общей эффективности технологической планировки торгового зала применяют следующие показатели:
Коэффициент установочной площади. Он представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала.
Коэффициент демонстрационной площади. Он определяется как отношение суммарной демонстрационной площади оборудования к общей площади торгового зала.
Площадь, м 2 | Коэффициент установочной площади | Коэффициент демонстрационной площади | ||||
Продовольственных товаров | одежды | обуви | галантереи | Товары для детей, молодежи, женщин, мужчин | ||
До 100 | 0, 32 | 0, 76 | 0, 66 | 0, 80 | 0, 90 | 0, 75 |
101-150 | 0, 31 | 0, 75 | 0, 63 | 0, 76 | 0, 88 | 0, 74 |
251-650 | 0, 30 | 0, 73 | 0, 60 | 0, 73 | 0, 85 | 0, 72 |
651-1500 | 0, 29 | 0, 72 | 0, 57 | 0, 70 | 0, 80 | 0, 70 |
свыше 1500 | 0, 27 | 0, 70 | — | — | — | 0, 68 |
в среднем | 0, 30 | 0, 75 | 0, 60 | 0, 74 | 0, 86 | 0, 70 |
Показатели коэффициентов установочной и демонстрационной площади в магазинах
В зависимости от размера площади торгового зала и форм товарной специализации рекомендуются следующие примерные показатели коэффициентов установочной и демонстрационной площади для магазинов розничной торговли.
Сопоставление рекомендуемых и фактически достигнутых значений коэффициентов установочной и демонстрационной площади позволяет оценить эффективность технологической планировки торгового зала магазина и при необходимости разработать мероприятия по ее совершенствованию
На практике используются несколько технико-экономических показателей подобного типа для магазинов:
Отношение торговой площади к общей:
где Sm – торговая площадь;
So – общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади ) установочный коэффициент (Ку), показывающий отношение площади, занятой торговым оборудованием ( установочная площадь), к общей площади торгового зала:
Где Sт.об. –площадь, занятая торговым оборудованием;
Sт.з. – общая площадь торгового зала.
Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3 – 0,32
Например, пусть торговая площадь универсама составляет 1200 м2, а установочная площадь различных видов торгового оборудования ( стационарного, немеханического, контейнеров, холодильников и др. ) – 408 м2. Находим установочный коэффициент: Ку = 408/1200 = 0,34.
Следовательно, 34% торговой площади занято установленным торговым оборудованием, а 66% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, места дополнительного обслуживания покупателей, территория для товаропотоков.
Можно сказать, что расширенное рассматривание содержания торгово-технологических процессов и технико-экономических показателей зданий магазинов, предполагает практически одинаковый расчет показателей и предлагает оптимальное значение показателей, которое составляет 0, 3.
Можно сделать вывод, что торговая площадь магазинов должна быть занята установленным торговым оборудованием, а 30%, а 70% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, для размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, для продвижения товаров.
В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина равное соответственно 70/30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного звена – реализация товара и обслуживание покупателей.[6]
Главная цель предприятия в современных условиях — получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.
В результате анализа проведенной работы мною были сделаны следующие выводы:
— современный рынок торгово-технического оборудования и инвентаря для предприятий розничной торговли довольно обширен, что дает управленцам различного класса предприятий, выбрать наиболее подходящие типы оборудования, для формирования торгового предприятия.
— важным условием эффективной работы любого магазина или мелкорозничной сети, является оснащенность их оборудованием, от которого зависит ассортимент товаров, сохранность их качества, удобства работы персонала, а следовательно и культура обслуживания покупателей.
— выбор и определение потребности в оборудование, зависит от особенностей розничного сектора, типа магазинов, и представленных в нем товаров, и типом аудитории на который ориентирован тот или ной магазин.
— современные торговые автоматы формируют достаточно новый, в тоже время успешный и доходный вид бизнеса «Вендинг» который представляет собой торговлю через автоматы различными видами товаров и услуг без привлечения человека.
— рациональное использование инвентаря способствует ускорению торгово-технологического процесса, повышения культуры обслуживания покупателей, улучшения условий и повышению производительности труда торговых работников, сокращения издержек обращения.
— наиболее рациональной формой размещения оборудования, является линейная система расстановки оборудования, так как она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость торгового зала.
Внедрение новых видов оборудование, улучшения технической оснащенности, улучшения материально-технической базы предприятия положительно сказывается на росте экономической эффективности предприятия, что дает возможность, для дальнейшего экономического роста предприятия.
Считаю, что данный рост эффективности обусловлен уменьшением затрат на обслуживание оборудования, улучшением и совершенствованием технологии продаж, за счет чего происходит привлечение покупателей, расширением рынка сбыта и ассортимента продукции, привлечением инвестиций как со стороны бюджета, так и посторонних инвесторов.
1. Брагин Л.А. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: учебник 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфа – М, 2001. 560 с. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько.
2. Дашков Л.П., Помбухчиянц В.К. Помбухчиянц О.В. Справочник руководителя торгового предприятия.: Издательско-торговая корпарация «Дашков и К» 2003. – 858с
3. Леви М., Бартон А.. Основы розничной торговли. — Москва, 2001
4. Ньюмен, Э. Розничная торговля: организация и управление / Э. Ньюмен, П. Каплен. – СПб.: Питер, 2005. – 416с.
5. Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли . – М.: Дашко и К, 2002. – 351с.
6. Федько С.А., Федько В.П. Основы маркетинга. — Москва, 2002.
7. Журнал: Торговое оборудования, июнь 2007
[2] Дашков Л.П., Помбухчиянц В.К. Помбухчиянц О.В. Справочник руководителя торгового предприятия.: Издательско-торговая корпарация «Дашков и К» 2003. – 858с [141 — 145 с.]
[3] Ньюмен, Э. Розничная торговля: организация и управление / Э. Ньюмен, П. Каплен. – СПб.: Питер, 2005. – 416с. [150-152 с.]
[5] Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли . – М.: Дашко и К, 2002. – 351с. [144-150 с.]
[6] Брагин Л.А. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: учебник 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфа – М, 2001. 560 с. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. [260 -261 с.]
Видео:Один из крупнейших заводов по восстановленному оборудованию в России!Скачать
Формы размещения оборудования в торговом зале
Вариант технологической планировки торгового зала выбирается в зависимости от метода продажи, ассортимента товаров, архитектурно-планировочного решения торгового зали, типа оборудования.
Технологические схемы размещения оборудования в торговом зале должны обеспечивать следующие условия:
• четкую ориентацию покупателей в торговом зале;
• оптимизацию покупательских и товарных потоков;
• рациональное размещение и выкладку товаров в торговом зале;
• сокращение времени на приобретение товаров;
• широкий ассортимент товаров и удобства при совершении покупки;
• эффективное использование торговых площадей при соблюдении требований СНиП;
• удобства персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале и обслуживании покупателей.
Используют следующие основные формы размещения оборудования в торговом зале:
— линейную (продольную, поперечную и комбинированную);
Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной при продаже товаров по методу самообслуживания рациональна. При такой планировке зона размещения товаров и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла. При этом часть оборудования (пристенные горки, охлаждаемые прилавки, тару-оборудование) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.
С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организовать единый контрольно-кассовый узел магазина. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала. Одновременно находящиеся в зале покупатели получают возможность самостоятельно отобрать товары и таким образом совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.
При линейной планировке создаются благоприятные условия и для рациональной технологии работы магазина: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников.
Различают три варианта линейной планировки:
— продольную, при которой лини торгового оборудования выстроены вдоль торгового зала;
— поперечную, когда оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;
— комбинированную, сочетающую в себе и продольную, и поперечные планировки.
Продольная линейная планировка применяется, как правило, в том случае, когда торговый зал магазина имеет небольшую (до 12 м) глубину. При большей глубине торгового зала удобнее использовать поперечную (от 12 до 24 м) или комбинированную планировку.
Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на изолированные друг от друга отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собственный контрольно-кассовый узел, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время.
Боксовая планировка наиболее часто применяется в крупных магазинах или магазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т.п.). Такая планировка менее эффективна по сравнению с линейной.
Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующим по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах, расположенных на специально отведенной для их показа площади.
Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок. Используется, как правило, в крупных магазинах, с широки торговым залом (более 24 м), торгующих товарами, требующими различных условий продажи. В таком случае возникает необходимость сочетать линейную, боксовую, выставочную части помещения. Иногда возникает необходимость проектировать размещение рабочих мест продавцов в виде отдельных островков. Это позволяет создать необходимые условия торговли для каждой товарной группы с учетом их специфики.
Расстановка оборудования в торговых залах магазинов самообслуживания имеет свои особенности:
• она должна обеспечить свободный доступ к товарам;
• входящие и выходящие потоки должны быть разделены путем рационального размещения входов, выходов, узла расчета, торгового оборудования, товарного ассортимента;
• должен быть рационально спроектирован рекламный проект магазина, немая справка, способствующая информационному обеспечению покупателей;
• должны быть обеспечены просматриваемость торгового зала и система сохранности товаров.
Если в магазине самообслуживания имеется отдел с прилавком обслуживания, для него предусматривается обособленное место в удалении от контролеров-кассиров зала самообслуживания.
При размещении узлов расчета между кассовыми кабинами необходимо иметь проходы 0,6 м. Количество касс, площадь узла расчета, его планировка должны иметь достаточную пропускную способность, при которой не образуются очереди и исключены встречные потоки покупателей. Для продовольственных магазинов рекомендуется один кассовый аппарат на каждые 100 м 2 торгового зала, в непродовольственный магазинах – на каждые 60 м 2 . Эти нормы могут быть скорректированы с учетом интенсивности покупательских потоков.
Планировка контрольно кассового узла должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого контрольно-кассового узла необходимо предусматривать применение совмещенной системы «вход — выход». Помимо кассовых кабин, для устройства контрольно-кассовых узлов используют также столы для упаковки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей.
Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционный метод обслуживания покупателей (через прилавок обслуживания), зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Например, в магазинах по торговле продовольственными товарами ширина фронта рабочего места продавца должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами –не менее 3 м. Между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.
При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т.д. Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям:
• создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок;
• обеспечивать применение самообслуживания при продаже большинства товаров;
• оптимально использовать торговые площади;
• создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.
Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционный метод обслуживания покупателей (через прилавок обслуживания), зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Например, в магазинах по торговле продовольственными товарами ширина фронта рабочего места продавца должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами – не менее 3 м. Между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.
Планировка контрольно-кассового узла должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого контрольно-кассового узла необходимо предусматривать применение совмещенной системы «вход — выход». Помимо кассовых кабин, для устройства контрольно-кассовых узлов используют также столы для упаковки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей.
2 Эффективность использования торговой площади
Эффективность использования торговой площади оценивается следующими показателями: коэффициентами установочной и демонстрационной площади и пропускной способностью магазина.
Коэффициент установочной площади рассчитывается по следующей формуле
Ку =
где Ку – коэффициент установочной площади;
Sу – установочная площадь, м 2 ;
S т.з – площадь торгового зала, м 2 .
Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием (для выкладки товаров, денежных расчетов и обслуживания покупателей) и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т.п.), размещенными в торговом зале. Обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торгового зала.
Низкое значение коэффициента установочной площади (меньше 0,25) говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.
Нормативы для Ку для магазинов:
со смешанным ассортиментом товаров 0,29 – 0,32
по продаже непродовольственных товаров 0,27 – 0,30
по продаже продовольственных товаров 0,30 – 0,32
Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.
Наряду с рациональным использование торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.
Демонстрационная (экспозиционная площадь) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования), предназначенных для выкладки товаров (полок, кассет и т.д.). К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.
Для островных и пристенных универсальных горок экспозиционная площадь определяется путем суммирования площади всех полок оборудования; перфорированных щитов с кронштейнами – как произведение длины кронштейна на его условную ширину и на их общее количество; вешал – как произведение длины кронштейна на высоту; подиумов, лотков, столов – как произведение длины на ширину; контейнеров – путем умножения площади их основания на количество полок; для корзин или других товароносителей, имеющих круглое сечение, экспозиционная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру.
Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:
Кэксп. = ,
где К эксп – коэффициент экспозиционной площади торгового зала;
Sэксп – экспозиционная площадь, м 2 ;
S т.з – площадь торгового зала, м 2 .
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т.д.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7-0,75, или 70-75%.
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.
Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и другое холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т.д.
Нормативы Кэкс для магазинов:
Со смешанным ассортиментом товаров 0,73 -0,82
По продаже непродовольственных товаров 0,72 – 0,78
По продаже продовольственных товаров 0,70 – 0,75
Пропускная способность магазина оценивается либо количеством покупателей, обслуживаемых в единицу времени, либо объемом товарооборота на 1 м 2 торговой площади. Более целесообразно использовать последний показатель. Данный показатель зависит от количества и суммы совершенных покупок, производительности труда продавца и пропускной способности узла расчета.
| | следующая лекция ==> |
Классификация торговых зданий | | |
Дата добавления: 2017-12-05 ; просмотров: 4889 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
🔥 Видео
Проектирование. Торговый дом оборудования. ТДО.Скачать
Торговое оборудование. Оборудование для производства. Технологическое оборудование. Компания ТДОСкачать
Торговое оборудование для магазина. Торговый дом оборудования. ТДОСкачать
Обзор обучающего курса "Торгово-технологическое оборудование"Скачать
Машина укупорочная Твист ОффСкачать
Торговое дело. Урок 8. Организация розничной торговой сети. Часть 1Скачать
Анализ технологического проекта магазина ПродуктыСкачать
ТДО - "Торговый Дом Оборудования". Оборудование для бизнеса. Оборудование для производстваСкачать
Обзор строительства магазина из сэндвич-панелей, площадью 640 кв.м.Скачать
Система отопления Производственных Помещений [Тепловентиляторы, регистры, воздушное или теплый пол?]Скачать
С чего начать бизнес? Торговый дом оборудования. ТДО.Скачать
Пекарня полного цикла с выгодной арендойСкачать
Оснащение рынка «Базарбай» в МытищахСкачать
Вентиляция. контроль климата на складе. Пример проекта, нюансы монтажа, стоимость. 4К. часть 2.Скачать