- Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям
- Нормативная база
- Изменения на 2021
- Актуальные статусы санитарно-гигиенических правил и нормативов
- Санитарно-гигиенические требования к медицинским организациям
- Санитарно-гигиенические правила 2.1.3.2630-10
- Санитарно-гигиенические правила 2.4.3.1186-03
- Санитарно-гигиенические правила 2.6.1.1192-03
- Требования к размещению стоматологических медицинских организаций
- Требования к внутренней отделке помещений, освещению, микроклимату, отоплению, вентиляции
- Требования к оборудованию
- Санитарно-противоэпидемические требования к эксплуатации клиник и кабинетов
- Требования к санитарно-гигиеническому содержанию помещений
- Требования к аптечкам
- Дезинфекция и стерилизация изделий медицинской техники и медицинского назначения
- Санитарно-гигиеническая обработка рук
- Санитарно-эпидемиологические требования в стоматологии
- Действующая нормативная база
- Общие требования к медицинским организациям
- Требования к стоматологическим учреждениям: размещение помещений
- Требования к стоматологическим учреждениям: установка оборудования
- Организация работы рентген-оборудования
- Аптечка неотложной помощи
- Требования к стоматологическому кабинету
- Требования Роспотребнадзора
- Нормативно-правовые документы
- Требования к месту расположения кабинета
- Требования к помещению
- Требования к отделке
- Требования к микроклиматическим условиям стоматкабинета
- Требования к водоснабжению и канализации
- Требования к оборудованию
- Освещение: основные требования
- Требования к медицинскому персоналу
- Требования Госопжнадзора
- Нормативно-правовые акты
- Требования помещению и его отделке
- Требования к документации
- Требования к электропроводке
- Требования к противопожарному оборудованию
- Требования к персоналу
- 💥 Видео
Видео:Стерилизация и дезинфекция в стоматологииСкачать
Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям
4,05 (Проголосовало: 158)
СанПиН для стоматологического кабинета — это нормативный документ, устанавливающий требования к организации работы такого медицинского учреждения. Эти правила и нормы приведены в СанПиН 2.1.3.2630-10, содержащем нормативы, применяемые в деятельности разных типов медицинских организаций.
Видео:Стерилизация стоматологических инструментов | Дезинфекция и обработка наконечников | Дентал ТВСкачать
Нормативная база
В Российской Федерации для всех медицинских учреждений действуют общие санитарные правила и нормы организации их деятельности. Но в зависимости от конкретного профиля работы медучреждения для него применяются дополнительные нормативы, обеспечивающие безопасность пациентов. Требования к стоматологической клинике сформулированы в федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, посвященном вопросам охраны здоровья граждан и медицинского обслуживания, и в СанПин 2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Изменения на 2021
На текущий момент основным профильным документом, устанавливающим санитарно-гигиенические требования к работе стоматологических организаций, выступает СанПиН 2.1.3.2630-10 в актуальной редакции. В связи с его принятием отменен ряд ранее действовавших правил. Например, сейчас уже недействителен отдельный СанПиН 2.1.3.2524-09 «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям».
С тех пор в текст новых правил неоднократно вносились изменения, нацеленные на обеспечение соответствия его требований текущей ситуации в сфере медицинского обслуживания и здоровья населения. Их введение в действие обусловлено принятием постановлений Главного государственного санврача от 4 марта 2016 года № 27 и от 10 июня 2016 года № 76. В нынешнем году текст действующих требований к санэпидрежиму не подвергался изменениям. На ближайшее время введения новых санитарно-гигиенических требований к стоматологическим организациям тоже не анонсировано. Не предполагается и возобновление действия уже отмененных документов, поэтому, например, ранее упраздненный СанПиН 2.1.3.1375-03 с изменениями на 2021 год вряд ли появится.
Актуальные статусы санитарно-гигиенических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.2660-10, статус на 2021 год
СанПиН 2.1.3.2524-09, статус на 2021 год
СанПиН 2.1.3.1375-03, статус на 2021 год
Видео:💉 Как мы стерилизуем инструменты?Скачать
Санитарно-гигиенические требования к медицинским организациям
Раздел V СанПиН по стоматологии на 2021 год содержит особые санитарно-гигиенические требования, которые применяются к медицинским организациям стоматологического профиля. В этой части документа приводятся обязательные условия, которые обеспечивают соблюдение санитарных норм в работе клиники или другого типа медицинской организации. Они сгруппированы в следующие разделы:
- общие положения и требования к размещению организаций, а также занимаемым ими комнатам;
- допустимые характеристики внутренней отделки таких медицинских объектов;
- требования к медицинской технике, инструментам и оборудованию;
- требования к параметрам микроклимата, организации работы отопления и вентиляции;
- нормативы по части естественного и искусственного освещения;
- порядок оборудования и эксплуатации рентгеновских кабинетов.
Санитарно-гигиенические правила 2.1.3.2630-10
Основной нормативный документ для всех медицинских организаций. В нем прописываются требования к их устройству, используемому оборудованию, порядку функционирования и проч. Эти нормативы дифференцированы в зависимости от профиля деятельности медицинского учреждения.
Санитарно-гигиенические правила 2.4.3.1186-03
Документ содержит нормативы в части организации учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования с точки зрения обеспечения санитарно-эпидемологической безопасности. В нем зафиксированы требования к помещениям, мебели, используемому учебному оборудованию и размещению учащихся.
Санитарно-гигиенические правила 2.6.1.1192-03
Эти нормы и правила утверждают порядок оборудования и эксплуатации рентгеновских установок. Они широко применяются в медицинских учреждениях различного профиля, поскольку рентгеновское оборудование используется в разных областях медицины – от стоматологии до хирургии.
Требования к размещению стоматологических медицинских организаций
Действующие санитарно-гигиенические требования, определяющие площадь стоматологического кабинета и другие аспекты его размещения, включают следующие позиции:
- кабинеты могут находиться в отдельно стоящих зданиях или в зданиях, занимаемых другими медицинскими организациями, в том числе иного профиля. Также допускается их размещение в жилых зданиях, включая цокольный этаж, при условии наличия отдельного входа и соблюдения санитарно-эпидемиологических нормативов. Эксплуатация подвалов разрешается только с целью размещения в них хозяйственных объектов – компрессорных, кладовых, душевых и проч.;
- занимаемые медицинские объекты необходимо оборудовать всеми инженерными системами, обеспечивающими нормальную работу медицинского учреждения, включая отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию и проч.;
- прием детей в обязательном порядке осуществляют только в отдельных комнатах, отдельная зона ожидания приема для детей оборудуется по возможности;
- фактическая высота потолка по нормам СЭС должна быть не менее 2,6 метра, разрешенная площадь, приходящаяся на одну основную стоматологическую установку – не меньше 14 квадратных метров, на дополнительную установку – 10 квадратных метров;
- если в организации проводятся оперативные вмешательства, они должны выполняться в отдельной операционной. Также в составе такой организации выделяется блок для послеоперационного пребывания пациента;
- срочные и плановые вмешательства должны осуществляться в режиме разделенных потоков пациентов. Допускается проведения плановых вмешательств в том же медицинском кабинете, где ведется прием срочных пациентов, при условии специально выделенного времени и после проведения тщательной уборки с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Дополнительные требования к размещению стоматологической медицинской организации приводятся в приложении № 2 к СанПиН 2.1.3.2630-10. В этом разделе указывается, что любое такое учреждение обязано иметь минимальный набор помещений, включающий вестибюль, кабинет врача-стоматолога, комнату для персонала, туалет и кладовую.
Вестибюль, в котором размещаются гардероб, регистратура и холл для ожидания приема
Минимальная площадь определяется по числу ожидающих пациентов: минимум на одного взрослого — 1,2 кв.м, на взрослого с ребенком — 2 кв.м
Для каждой дополнительной стоматологической установки потребуется еще 10 кв.м, для каждого дополнительного кресла без стоматологической установки — 7 кв.м
Комната медицинского персонала с гардеробом
На каждого работника выделяется не меньше 1,5 кв.м. Верхняя одежда размещается в шкафу-купе
Если в организации не больше 3 стоматологических кресел, туалет для пациентов и персонала разрешается объединить
Может размещаться в шкафу-купе в коридоре или в подвале
Требования к внутренней отделке помещений, освещению, микроклимату, отоплению, вентиляции
Актуальные нормы проектирования для стоматологий сформулированы в части 4 раздела V Санитарных правил 2.1.3.2630-10. Они включают следующие требования:
- использование отделочных материалов, соответствующих назначению объекта;
- отделка стен материалами, устойчивыми к влажной уборке и использованию дезинфектантов. Стены операционных и хирургических кабинетов для имплантологии на всю высоту отделываются керамической плиткой или материалом со схожими свойствами. Стены зуботехнической лаборатории окрашиваются или отделываются гладкими панелями без швов;
- отделка потолков с применением водоэмульсионной краски или гладких панелей, устойчивых к влажной уборке или применению дезинфектантов. При использовании панелей важно следить за соблюдением нормативов по высоте помещения;
- отделка полов гладкими материалами из разрешенного списка;
- отсутствие щелей и обеспечение гладкого соединения в углах, местах стыков стен, потолка и пола, на поверхности стен;
- использование нейтральных цветов в отделке всех поверхностей, чтобы исключить возможность влияния выбранного цвета на восприятие цвета зубов и десен пациента, пломбировочных материалов и других объектов, используемых в ходе работы стоматолога;
- соблюдение дополнительных санитарно-гигиенических требований к отделке стоматологических организаций, в которых применяется ртутная амальгама.
В частях 5 и 6 раздела V приводятся специальные требования к организации работы инженерных систем, включая освещение, отопление и вентиляции. Реализация этих требований должна обеспечивать соблюдение разрешенных параметров микроклимата в помещениях стоматологической организации.
Требования к оборудованию
Согласно СанПиН для стоматологического кабинета оборудование в таких организациях должно размещаться с соблюдением следующих санитарно-гигиенических нормативов:
- кресла размещаются в один ряд вдоль стены, на которой находятся окна;
- если в кабинете установлены несколько кресел, они разделяются непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров. При этом максимальное количество стоматологических установок в кабинете определяется его площадью;
- если в комнате не больше 3 кресел, допускается установка стерилизационного оборудования прямо в помещении. В противном случае для этого следует выделить отдельную стерилизационную. Для стерилизации воздуха в помещении устанавливаются бактерицидные облучатели. При установке облучателей открытого типа их выключатели выводятся в коридор;
- в кабинете необходимо установить раздельные или двухсекционные раковины, подходящие для мытья рук. Если в клинике имеется отдельная стерилизационная, на кабинет достаточно одной раковины. Раковина в оперблоке не размещается; она устанавливается в предоперационной. В этом помещении, в стерилизационной и в хирургическом кабинете устанавливаются локтевые или сенсорные смесители. В зуботехнической лаборатории и других помещениях, где работают с гипсом, в стоке раковины устанавливается гипсоуловитель.
Видео:Стерилизационный блок. Стоматология Dental House.Скачать
Санитарно-противоэпидемические требования к эксплуатации клиник и кабинетов
Работа стоматологических медицинских учреждений характеризуется специфическими рисками. Они учитываются СанПиН 2 1 3 2630-10 с изменениями на 2021 год, который регламентирует санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования к работе таких учреждений. Действующие сангигнормы стоматологического кабинета касаются:
- правил санитарного содержания используемых помещений;
- составления и наличия аптечек неотложной помощи;
- обеззараживания применяемой техники;
- гигиены медицинского персонала;
- других аспектов работы стоматологических клиник.
Требования к санитарно-гигиеническому содержанию помещений
При организации содержания помещений руководство стоматологической медицинской организации обязано следить за соблюдением нормативов, приведенных в части 8.2 раздела V СанПиН для стоматологии на 2021 год:
- проведение влажной уборки как минимум два раза в день – после окончания каждой рабочей смены. При уборке посредством опрыскивания или протирания используются моющие и дезинфицирующие вещества, соответствующие характеру возможных бактериальных инфекций в помещении;
- мытье окон изнутри не реже 1 раза в месяц, снаружи – не реже 1 раза в 3 месяца;
- проведение дезинфекции предметов в зоне проведения терапии после каждого пациента. Дезинфекция проводится наиболее сильными из доступных веществ противомикробного действия, которые разрешены к применению в присутствии больных;
- в операционных, хирургических и стерилизационных помещениях раз в неделю проводят генеральную санитарно-гигиеническую уборку, используя эффективные вещества антимикробного действия. В остальных помещениях организации такую уборку проводят раз в месяц.
Дополнительные требования к проведению уборки приведены в разделах I и II интересующего нас нормативного документа.
Требования к аптечкам
Правила оказания неотложной помощи в условиях стоматологической клиники сформулированы отдельными нормативными документами: приказами Минздрава от 07.12.2011 № 1496н и от 13.11.2012 № 910н. Они регламентируют оказание такой помощи взрослым и детям соответственно. В соответствии с этими приказами, в стоматологической организации должны быть в наличии несколько видов аптечек, которые применяются в зависимости от характера неотложного состояния пациента:
- аптечка неотложной помощи в стоматологии для общих осложнений;
- аптечка для вывода из анафилактического шока;
- аптечка для срочной профилактической помощи при риске заражения ВИЧ-инфекцией или гепатитом;
- несколько видов аптечек для оказания помощи при появлении конкретных синдромов.
Дезинфекция и стерилизация изделий медицинской техники и медицинского назначения
Этот вопрос действующий СанПиН по стоматологии освещает в части 3 раздела V. Она содержит следующие нормы:
- для всех изделий после их однократного использования проводится стерилизация и дезинфекция;
- преимущественным способом санитарно-гигиенической дезинфекционной обработки должно стать полное погружение в дезинфицирующий раствор. Если это невозможно или инструмент непосредственно не контактировал с организмом пациента, допускается дезинфекция методом протирания;
- дезинфекция проводится с применением антимикробных веществ. Выбор конкретного вещества осуществляется на основании характера микроорганизмов в помещении с ориентацией на самый устойчивый из них после окончания обработки раствор тщательно смывают;
- стерилизация осуществляется физическими или химическими методами. Выбор конкретного метода основывается на особенностях изделия;
- простерилизованное оборудование подлежит использованию, только если не истек срок его хранения;
- информация о стерилизации медизделий фиксируется в отдельном журнале.
В рассматриваемом разделе приводятся сведения об особенностях санитарно-гигиенической обработки и обеззараживания разных типов оборудования и инструментов.
Санитарно-гигиеническая обработка рук
Порядок санитарно-гигиенической обработки рук медперсонала в стоматологических организациях осуществляется в соответствии с общими требованиям, которые применяются ко всем категориям медицинских работников. Они сформулированы в части 12 раздела I СанПиН 2.1.2.2631-10 с изменениями на 20210 год для медсестер в стоматологии и другого медперсонала. Обязательными условиями для всех работников согласно инструкции по охране труда становятся отсутствие лака на ногтях и украшений на руках, коротко стриженые ногти, использование средств ухода для предотвращения контактных дерматитов. Санитарно-гигиеническая обработка рук осуществляется с соблюдением следующих условий:
- перед контактом с пациентом;
- после любого контакта с пациентом, включая прикосновение к неповрежденной коже;
- после контакта с оборудованием, использованным для лечения или диагностики пациента.
Санитарно-гигиеническая обработка проводится посредством мытья рук с мылом либо нанесения антисептика. После мытья руки вытираются тканевыми или бумажными полотенцами, а после обработки антисептиком – высушиваются. Во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими биологическими жидкостями либо иными выделениями пациента, рекомендуется применение перчаток.
Видео:Стерилизация в стоматологииСкачать
Санитарно-эпидемиологические требования в стоматологии
Работа стоматологических организаций, как и других медицинских учреждений, строго контролируется на государственном уровне. В 2021 году в этой области произошли крайне серьезные изменения, связанные с реализацией проекта регуляторной гильотины. В рамках этого проекта предполагается пересмотр всего объема действующей правовой базы на предмет упразднения устаревших или избыточных требований. Этот процесс коснулся и стоматологических клиник.
Видео:Стерилизационная MaxTreatСкачать
Действующая нормативная база
Еще недавно основная нормативная документация в стоматологии включала лишь несколько ключевых правовых актов. Важнейшим из них были Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58. Они содержали целый раздел под номером V, в котором приводились требования санитарии и гигиены для организаций этого профиля.
Однако с 1 января 2021 года этот нормативный документ был отменен. Вместо него в действие вступил новый СанПиН для стоматологии в 2021 – Санитарно-эпидемиологические требования СП 2.1.3678-20, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44. Как и предыдущий нормативный документ, они содержат требования к медицинским организациям разного профиля. Стоматологическим клиникам и кабинетам посвящен относительно небольшой блок, включающий пункты 4.26.1-4.26.17.
Кроме этого ключевого документа, в нормативной базе для данной области деятельности произошел еще ряд существенных изменений – например, поправки в СанПин стоматологии в рентгенологии и другие. При этом многие правовые акты по результатам пересмотра остались действующими. Полный список документов с их актуальным статусом приведен в нижеследующей таблице.
Нормативный акт | Область применения | Утверждающий документ | Статус |
СанПиН 2.1.3.2630-10 | Санитарные требования к медучреждениям | Постановление Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58 | Отменен |
Постановление Правительства от 16 апреля 2012 года N 291 | Порядок лицензирования медицинской деятельности | – | Действующий |
Приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н | Правила оказания стоматологической помощи взрослым | – | Действующий |
Приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н | Правила оказания стоматологической помощи детям | – | Действующий |
СанПиН 2.6.1.1192-03 | Устройство и эксплуатация рентген-кабинетов | Постановление Главного государственного санврача от 18 февраля 2003 года N 8 | Действующий |
СП 2.1.3678-20 | Санитарные требования к организациям, оказывающим услуги, выполняющим работы или продающим товары | Постановление Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44 | Действующий |
Общие требования к медицинским организациям
Весь раздел 4 новых санитарно-эпидемиологических требований посвящен деятельности медицинских организаций. Поскольку стоматологические кабинеты и клиники входят в эту категорию, они также должны отвечать этим нормативам. Основными из них становятся:
- выполнение общефедеральных гигиенических нормативов в отношении содержания вредных веществ в атмосфере и почве в непосредственной близости от здания, где находится учреждение;
- выполнение требований к площади помещения в соответствии с его функцией;
- наличие раздельных туалетов для пациентов и работников;
- использование устойчивых к механическим воздействиям и безопасных материалов при внутренней отделке помещений;
- использование современных инженерных систем, обеспечивающих бесперебойную и безопасную работу организации. Таким образом, вентиляция в стоматологии должна осуществляться с помощью качественной техники, обеспечивающей эффективный приток необходимого объема воздуха;
- достаточный уровень освещенности для качественной работы медицинского персонала;
- использование мебели, позволяющей проводить регулярную дезинфекцию и санитарную обработку. Дезинфекция и стерилизация в стоматологии с помощью обеззараживающих растворов или специальных средств;
- организация внутреннего устройства здания, позволяющая изолировать инфекционных больных.
Минимальный набор помещений, который должен присутствовать в составе стоматологической организации любого формата, включает вестибюль, кабинет врача стоматологического профиля, комнату для персонала, туалет и помещение для хранения инвентаря и других объектов.
Требования к стоматологическим учреждениям: размещение помещений
Хирургический кабинет в стоматологии или другое медицинское учреждение стоматологического профиля должно отвечать следующим нормам:
- разрешается размещение таких организаций в жилых домах при условии, что это не приводит к превышению допустимых нормативов по санитарно-гигиеническим критериям;
- в этой ситуации стоматология должна иметь отдельный вход;
- кабинеты для приема детей и взрослых должны быть отдельными. Также для детей необходимо оборудовать отдельный туалет;
- высота потолка помещений для осуществления основной деятельности должна составлять не меньше 2,4 метра, площадь кабинета, в котором размещается одна основная стоматологическая установка, – не меньше 14 квадратных метров. На каждую дополнительную установку нужно предусмотреть не менее 10 квадратных метров;
- для осуществления оперативных вмешательств в клинике должна быть оборудована операционная, для пребывания пациентов сразу после операции – отдельная комната.
Требования, устанавливающие площадь стерилизационной в стоматологии и минимальные нормативы по площади других помещений, приведены в приложении № 1 к постановлению, утверждающему санитарные правила СП 2.1.3678-20.
Требования к стоматологическим учреждениям: установка оборудования
Новый СанПиН в стоматологии для медсестер устанавливает также требования к оборудованию, применяемому в стоматологических учреждениях. В этой сфере действуют следующие нормативы:
- в случае наличия одностороннего естественного освещения, то есть окон, расположенных по одной стене, кресла для приема пациентов должны устанавливаться вдоль этой стены;
- если в одном помещении установлены несколько кресел, они подлежат разделению непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров;
- если в стоматологической организации имеется не больше 3 кресел, технику для стерилизации нужно устанавливать прямо в кабинете;
- в каждом кабинете должна быть раковина для мытья рук. При наличии отдельной операционной раковина устанавливается в предоперационном помещении;
- в зуботехнической лаборатории, работающей с гипсом, раковину нужно оборудовать устройством для улавливания этого материала из сточных вод;
- прокладка инженерных систем должна быть скрытой.
Помимо указанных, к зуботехническим лабораториям предъявляется ряд дополнительных требований по инженерному оснащению, которые обеспечивают безопасность и эффективность их работы.
Организация работы рентген-оборудования
С 2021 года к работе стоматологических организаций также стали предъявляться новые требования в части организации работы рентген-кабинетов. С 1 января этого года вступил в действие приказ Минздрава от 9 июня 2020 года N 560н. В приложении № 10 к этому нормативному документу приводятся правила организации рентгенологического кабинета в стоматологических клиниках.
Исходя из состава новых требований, можно предположить, что изменения по рентгену в стоматологии существенно осложнять работу уже действующих организаций. Начнем с того, что теперь наличие собственного рентгеновского аппарата становится одним из ключевых лицензионных требований для стоматологической клиники: направлять пациентов для прохождения таких исследований в другие организации станет невозможно. При этом если в составе медицинского учреждения действует отдельный рентгент-кабинет, его нужно будет оснастить как визиографом, так и ортопантонографом: ранее было достаточно только одного инструмента.
Однако приобретение дополнительного оборудования – не единственная сложность, которая ожидает российские стоматологические организации. Дело в том, что в соответствии с СанПиН 2.6.1.1192-03, который продолжает действовать, установка каждого дополнительного прибора в рентген-кабинете требует увеличения его площади как минимум на 4 квадратных метра. При этом минимальная площадь, необходимая для основной установки, составляет 8 квадратных метров. В результате наименьшая разрешенная площадь рентген-кабинета в соответствии с новыми требованиями должна составлять 12 квадратных метров.
Еще одна сложность заключается в описании полученных снимков. Выполнять эту работу может только врач-рентгенолог: делать это стоматологу самостоятельно запрещается. Да, действующее законодательство допускает прием на работу рентгенологов в удаленном формате; при этом оно регламентирует, что описание снимков должно быть предоставлено в основную стоматологическую организацию в течение 24 часов. Но ведь в ходе сложного лечения таких снимков может потребоваться и два, и три, и даже больше? Верно, в каждом из этих случаев придется ждать до 24 часов, а значит, лечение явно затянется.
Аптечка неотложной помощи
Современные журналы в стоматологии регулярно публикуют информацию об обновлениях действующего законодательства в этой быстро меняющейся сфере. Они коснулись также состава аптечки неотложной помощи в стоматологии. Актуальная нормативная база предусматривает организацию и хранение аптечек для купирования следующих типов неотложных состояний у пациентов:
- общие осложнения;
- анафилактический шок, вызванный действиями по лечению зубов;
- риск заражения ВИЧ-инфекцией либо инфекциями из группы гепатитов;
- конкретные синдромы, требующие принятия неотложных мер по выводу из соответствующего состояния.
Укладки для реализации необходимых мер дифференцированы для детей и взрослых. Их состав регламентирован профильными нормативными документами. Для детей это приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н. А вот для взрослых до недавних пор их состав регламентировался приказом Минздрава от 7 декабря 2011 года N 1496н. Однако с 1 января 2021 года, как и многие другие правовые акты, он прекратил свое действие. Взамен этого приказа был принят новый – приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н. Теперь стоматологическим отделениям для взрослых потребуется пересмотреть состав аптечек согласно новым требованиям, чтобы выполнить нормы обновленного законодательства.
Видео:Стерилизационная обработка инструментов │Стоматологическая клиника "Ортодонт", г. СамараСкачать
Требования к стоматологическому кабинету
Стоматологическая практика относится к медицинским видам деятельности, а, стало бы, лицензируется. Но прежде чем вы приступите к получению этого важного для работы документа, вам понадобится согласовать ваше помещение, его расположение и отделку, оборудование и другие нюансы с Роспотребнадзором (на местном уровне с СЭС) и Госпожнадзором. Удовлетворить их требования будет непросто.
Видео:Обзор стоматологической клиники в г. КемеровоСкачать
Требования Роспотребнадзора
Имейте в виду, открывая кабинет, что, согласно требованиям СЭС, стоматолог имеет право работать только при участии среднего медперсонала, который проводит подготовку и обеззараживание рабочих мест и инвентаря.
Нормативно-правовые документы
Основным документом, которым нужно руководствоваться при открытии стоматкабинета, является СанПиН 2.1.3.2630-10. Он содержит все важные моменты, касающиеся выбора территориального расположения кабинета, его помещения, его отделки, проведения инженерных сетей и гигиены персонала. Дополнительную информацию вы можете почерпнуть из СанПиН 2956а-83.
Вторым, по списку, а не по значимости, документом, с которым нужно считаться и «по которому» будет строго спрашивать комиссия СЭС, является ЗоЗПП.
Есть много ГОСТов, СанПиНов, которым должны соответствовать вода и канализация, освещение и микроклимат в рабочей зоне. Но СанПиН 2.1.3.2630-10 учитывает большинство из их требований. Поэтому начать знакомство с регламентирующей документацией лучше именно с него.
Перед поиском базы для вашего кабинета, уточните, нет ли в вашем регионе разработанных специально для малых стоматпредприятий правил.
Требования к месту расположения кабинета
К размещению клиники со стационаром, рентгенкабинетом и собственной стерилизационной у СЭС будут довольно жесткие требования.
А вот, если вы открываете небольшой кабинет, его разместить вы можете практически на любой территории:
- на первых-вторых этажах зданий, рассчитанных под жилье;
- в отдельно стоящем блоке или капитальном строении;
- во встроенной комнате или пристроенном флигеле.
Если вы приобретете под свой кабинет квартиру из жилого фонда, вам потребуется перевести ее в нежилой. Это довольно длительная процедура и вам может понадобиться согласование не только с пожарной охраной и СЭС, но и:
- Жилищным товариществом.
- Охраной памятников архитектуры.
- Природохранной организацией, которая может потребовать от вас озеленения близлежащей территории.
- И даже ГАИ, они могут настаивать на организации парковочных мест для клиентов возле вашего кабинета.
Вы можете даже арендовать кабинет с оборудованием в муниципальном медучреждении. Это значительно упростить ваше сотрудничество с органами контроля.
Если вы расположились в жилом доме, то должны обустроить отдельный выход для своего кабинета.
Требования к помещению
При выборе помещения у вас, конечно, будут некоторые ограничения. Например, нужно выбирать комнаты:
- с потолками от 2,6 м;
- с имеющимися инженерными сетями, в том числе водопроводом хозяйственно-питьевого назначения (это означает, что учреждения обеспеченные лишь технической водой не подходят вам в качестве арендодателей);
- площадью минимум 14 м 2 +10 м 2 на каждое дополнительно рабочее место или +7 м 2 на каждое кресло не оборудованное бормашиной.
Кроме этого, рекомендуется выделять:
- 10 м 2 на место для ожидания посетителей, гардероб и место для медадминистратора.
- А также 3 квадрата под туалетную комнату.
- Комната персонала с гардеробной (6 м 2 ).
- Кладовая — 3 м 2 .
При количестве кресел до 3 шт. разрешено делать один санузел для персонала и клиентуры. При большем количестве кресел придется обустраивать для клиентов отдельную туалетную комнату. Подробно можно посмотреть требования к площадям стоматкабинетов в Приложении № 2 к указанному выше СанПиНу.
Набор помещений, который должен быть обязательно при стоматологическом кабинете зависит от вида оказываемых услуг, планируемых вами к лицензированию и от количества устанавливаемых кресел.
Если вы планируете осуществлять прием детей, это делается в отдельно выделенном блоке с отдельной установкой и туалетом. Принимать малышей и взрослых по графику, используя одно и то же оборудование запрещено.
Если вы планируете оказание хирургических услуг, для этого нужно подготовить отдельную комнату, разделив ее на две зоны: «гнойную» и «чистую».
Требования к отделке
Все поверхности стоматологических кабинетов должны быть ровными, гладкими, легко моющимися и покрыты материалами, которые не портятся от частого контакта с дезредствами. Стыки между полами и стенами должны быть скругленными, без щелей, куда может забиваться пыль и грязь. Пол в самом кабинете допустим даже линолеумный, но при этом края линолеума «запускаются» под плинтус, стыки полотен пропаиваются.
Санузел, стены вокруг раковины и оборудование, эксплуатация которого может привести к увлажнению стен, отделываются плиточкой.
Причем раковина и стены кабинета :
- на высоту 1,6 метров от пола;
- 0,2 метра за пределы прибора или раковины.
Потолки могут быть натяжными, подвесными и т. д., основное к ним требование — они должны быть просты в уборке и допускать возможность дезинфекции.
Цвета, которые вы выбираете для окраски вашего кабинета, должны быть нейтральными и светлыми. Это обосновано тем, что их покрытие не должно нарушать восприятие цвета зубной, эмали, десен или крови врачом.
Если вы планируете работу с амальгамой на основе ртути покрывать стены можно штукатуркой (кирпичные) или затиркой (панели) с примесью 5% серы в отделочном материале для связывания ртутных испарений. Никакие украшения на стенах такого кабинета недопустимы.
Требования к микроклиматическим условиям стоматкабинета
Условия для работы врачей обеспечиваются за счет правильной вентиляции и отопления. Система отопления должна быть автономной и поддерживать чистоту воздуха (в том числе по показателям обсемененности воздушной среды патогенными микроорганизмами) согласно ПДК, указанным в СанПиНе.
Температурно-влажностные показатели должны находиться в пределах:
- не ниже +18 о С зимой, не выше +25 о С летом;
- отн. вл. — от 40 до 60%;
- скорость движения воздушных масс — 0,2 м/с.
Поддержание комфортных условий в стоматологиях менее 500 м 2 допустимо проводить с помощью:
- естественного (форточного) проветривания (для этого должны быть установлены соответствующие фрамуги и сделан к ним удобный доступ);
- организации приточно-вытяжной системы;
- использования разрешенных для медицинских учреждений сплит-систем (при этом необходима очистка фильтров раз в полгода).
Прокладка инженерных сетей в стоматологических кабинетах проводится скрыто. При наличии любых неисправностей в вентиляционной системе, они должны устраняться незамедлительно. Воздух по микробиологическим и химическим показателям должен соответствовать СанПиНу. При этом перетекание воздуха из «загрязненных» зон в «чистые» считается недопустимым. Это нужно учитывать еще на этапе планирования вентиляции.
Требования к водоснабжению и канализации
Стоматологический кабинет должен иметь горячее и холодное водоснабжение. Вода должна подаваться поточным методом. При отсутствии централизованной подачи воды, разрешено получение воды от собственного источника при наличии на него разрешительного заключения от СЭС.
Сточные воды очищаются в общегородских сооружениях, но если таковых нет, то полная биоочистка и обеззараживание проводится в местных установках, которые надлежит предусмотреть (Постановление Гл.врача санитарной службы № 76).
Требования к оборудованию
При выборе и установке оборудования нужно руководствоваться указанными выше нормативами и СанПиНом 2.6.1.1192-03 (если вы планируете установку рентгеноборудования).
Если кабинет оборудован в комнате с односторонним поступлением естественного (солнечного) света, то все кресла монтируются вдоль одной стены (светонесущей). Между креслами обязательны непрозрачные разделительные перегородки не ниже 1,5 метров.
В стоматологическом кабинете обязательно должно быть оборудование для стерилизации инструментария и раковины:
- либо двухсекционные;
- либо отдельные.
Одна раковина (отделение) используется для мытья рук медицинских работников, другая — для обработки инвентаря.
В кабинетах должно быть установлено оборудование для дезинфекции воздуха, в том числе бактерицидные лампы.
Если вы планируете работать с гипсовым материалом в вашем кабинете, необходимо позаботиться о наличии гипсоуловителей, осаждающих этот вещество из сточных вод.
Уровень шумво-вибрационных показателей при работе оборудования стоматкабинета должен соответствовать нормативам утвержденным постановлением Главного санврача №58 от 18.05.10 (в ред. №76 от 10.06.16), указанным в Приложении №9 к СанПину.
Обратите внимание, что короб, в котором монтируются соединения кресла с канализаций, водопроводом, электросетью, вакуумной магистралью и сжатым воздухом монтируется у каждого стоматологического кресла. Устанавливается такая коробка не далее, чем в 50 см от рабочего места.
Освещение: основные требования
Все стоматкабинеты должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Выбирать лучше помещение с ориентацией окон на северную сторону, если это невозможно на окнах устанавливают светозащитные приспособления:
- козырьки;
- легко моющиеся жалюзи;
- специальные пленки (устанавливаются между стеклами стеклопакета).
Лампы, которые используются для освещения стоматкабинетов, не должны искажать цветопередачу. При этом нужно размещать светильники так, чтобы они не попадали в поле зрения стоматолога в процессе его работы (имеется введу осветители общего освещения). Обязательна для стоматкабинетов местная подсветка рабочего места врача (для хирурга — бестеневая).
Все осветители должны легко мыться, светильники иметь взрывобезопасную арматуру и не допускать ослепления персонала при работе.
Требования к медицинскому персоналу
Мадработки стоматологического кабинета должен иметь:
- В/О и С/О медицинской направленности;
- проходить квалификационные курсы раз в 5 лет и иметь подтверждающие успешность сдачи экзаменов сертификаты;
- медицинскую книжку, с занесением в нее дат медосмотров и курсов по повышению уровня санитарных знаний.
Весь персонал (от врача до санитарки) должен тщательно мыть руки и соблюдать следующие условия:
- коротко остригать ногти (недопустимы наращенные ногти, окрашенное лаком);
- отказаться от ношения ювелирных украшений на руках во время работы;
- стоматологи хирургического профиля не должны носить часы, браслеты и кольца;
- руки после обработки медперсаналом должны подсушиваться либо одноразовыми салфетками из бумаги, либо чистыми тканевыми (для хирургов положены стерильные салфетки).
Гигиеническая обработка рук может проводиться с помощью теплой воды и мыла, либо специального антисептика, снижающего количество микроорганизмов на коже медперсонала.
Видео:Стерилизация инструментов. Как проходит стерилизация медицинского инструментария?Скачать
Требования Госопжнадзора
Требования этой организации будут зависеть от того оборудуете ли вы рентгенологический кабинет или нет. Обычно, в небольших стоматкабинетах, подобное оборудование отсутствует. Данная структура предъявляет требования как к помещению и организации мер по ПБ (пожарной безопасности), так и к документации (наличию приказов, инструкций по ТБ, журналов, знаков и памяток).
Вы можете самостоятельно подготовить большую часть этих документов или заказать готовый их пакет в организации, оказывающей подобные услуги.
Нормативно-правовые акты
- №123-ФЗ РФ (Техрегламент, в том числе ст. 82).
- СНиП 31-01-2003/СНиП 31-02 (для блокированных зданий, кроме мобильных).
- РД 78.145-93 (монтаж пожарно-охранных сигнализаций).
- НПБ 110-03.
- ППБ 01-03.
- СНиП 21-01-97 (актуализация СП112.13330.2011).
Требования помещению и его отделке
Согласно требованиям пожарной безопасности отделка помещений проводится материалами, не поддающимися горению:
Если ваш кабинет располагается на 2-м этаже жилого дома, лестничный марш должен быть шириной не менее 1,2 метров. Желательно, чтобы дверь вашего помещения открывалась наружу. Загромождать выход какими-либо предметами запрещается.
Требования к документации
Для организации любой формы собственности обязательным является наличие:
- Инструкции по ТБ.
- Приказа о назначении ответственного за ППБ лица, о проверке помещения в конце рабочего дня и перед пуском установок.
- Журнала проведения инструктажей по ПБ.
- Журнала проверки знаний персонала.
- Журнала регистрации проверок контролирующими органами.
- Журнала учета первичных средств пожаротушения и техобслуживания огнетушителей.
- Табличек с пометкой пожаропасности при электрооборудовании.
- Таблички с ФИО лица, отвечающего за соблюдение противопожарного режима и номером вызова пожарной службы.
- Цветного плана эвакуации в формате А3.
Требования к электропроводке
Разводку и контур заземления делает лицензированная организация. Проведение испытаний системы заземления тоже проводятся специализированной организаций либо работником, имеющим право на проведение спецработ такого рода. Подобные испытания обязательны (согласно ПП № 291 от 16.04.12). Обязательными также являются периодические проверки заземления.
При расчете количества розеток учтите, что в кабинете обязательно должны быть установлены обеззараживающие воздух лампы (бактерицидные), по возможности рециркуляторные установки.
Требования к противопожарному оборудованию
В стоматкабинете должны быть средства первичного тушения пожара. В первую очередь огнетушители, как минимум два. Их количество зависит от площади помещения. Огнетушители должны быть занесены в журнал учета, проверены, должны иметь бирку с датой поверки и инструкцию по их применению. Они должны располагаться в легкодоступном месте.
В стоматкабинете обязательно должна быть система, оповещающая о пожаре. Обычно используют неадресные системы, требования к ним минимальные и они с успехом обслуживают небольшие площади. Монтировать и обслуживать такую систему должна лицензированная организация.
Для небольших стоматологических клиниках (на 3-4 кабинета) достаточно использовать систему модели «Сигнал-10″+СОУЭ, для более крупных клиник лучше использовать ППК-2 со звуковыми оповещателями 3 типа с подсоединением системы посредством ТРВ-1x2x0,5 (провода), СВВ-2х0,5/СВВ-6х0,5 (кабеля).
Требования к персоналу
Персонал должен быть грамотным в отношении правил ТБ, знать правила отключения/подключения оборудования, не использовать неисправные установки или поломанные розетки.
Весь персонал должен:
- проходить инструктаж по ПБ (вводный, первичный, очередной) с записью об этом в журнале и проверкой знаний;
- уметь пользоваться средствами тушения пожара, знать где они находятся;
- знать свои действия при пожаре, уметь помочь эвакуироваться клиентам.
Перед открытием организации проверяйте актуальность требований к ваших местных органах контроля.
💥 Видео
Стерилизация инструментов в стоматологии. Просто о сложном! (упрощенная версия)Скачать
Стерилизация в Стоматологии СтолицаСкачать
Подбор помещения для клиники. Квадратура и расположение внутри.Скачать
Правила стерилизации и дезинфекции наконечника | Обработка наконечников | Доктор что это | Дентал ТВСкачать
Отрадное стоматология стерилизационная и кабинетСкачать
ПРОЕКТ СВОИМИ РУКАМИ (Как мы делали проект для Клиники)Скачать
Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских организациях, оказывающих стоматологические услугиСкачать
ЭТАПЫ СТЕРИЛИЗАЦИИ стоматологических инструментов.Скачать
ВЕБИНАР. Особенности обработки инструментов в стоматологической практикеСкачать
Обработка стоматологического кабинета дезинфицирующими средствами - «Московский•97»Скачать
КАК ВЫБРАТЬ ПОМЕЩЕНИЕ? ZEMSCLINIC.RUСкачать