Видео:На семи ветрах. Почему памятник Володе Ульянову установили на площади у Старого вокзалаСкачать
К 75-летию Победы на Старом вокзале Ульяновска по инициативе общественников создается культурно-историческое пространство
Площадь Старого железнодорожного вокзала станции Ульяновск-1 «РЖД» в Железнодорожном районе города будет комплексно благоустроена к юбилею Победы. Здесь завершат установку памятной военно-исторической композиции из двух знаков: «Дороги войны» и «Дороги Великой Победы». Также будет проведен ремонт асфальтового покрытия, организована аллея и высажено 75 кустов сирени в память о железнодорожниках — участниках Великой Отечественной войны. На сегодняшний день уже благоустроен сквер на привокзальной площади, где находится памятник Володе Ульянову — гимназисту.
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов дал положительную оценку и высказался в поддержку реализации проекта по увековечиванию памяти о войне, сохранению архитектурного наследия Старого железнодорожного вокзала и развитию достопримечательного места.
Инициатором создания памятного места о войне стала Ульяновская региональная общественная организация «Мотоклуб «Ночные волки». Напомним, что проект реализовывался в несколько этапов при участии Кузнечного двора «Корч», учреждений культуры, Совета ветеранов, средних специальных учебных заведений и волонтеров Ульяновской области. В создание памятного места и проведение мероприятий в общей сложности инвестировано более 1,6 млн рублей грантовой поддержки из различных бюджетов и собственных средств общественной организации. Напомним, первый памятный знак «Дороги войны» был открыт на Старом вокзале в июне 2018 года, в 2020 году установка композиции будет окончательно завершена.
Сергей Морозов, Губернатор Ульяновской области:
– Главные доминанты площади – историческое здание железнодорожного вокзала, памятник молодому Ленину, 150-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году, и композиция к 75-летию Победы, посвященная очень важному периоду для нашей страны — Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В едином ансамбле они будут представлять неповторимое общественное пространство. Наш долг — хранить память о выдающихся людях, их делах, героях Отечества. Благодаря их заслугам и подвигам, мы сегодня живем в комфортной, мирной жизни. На одном из заседаний оргкомитета «Победа» Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин призвал бороться с искажением истории о войне и отметил важность раскрытия и публикации архивных материалов во всей их полноте.
В годы Великой Отечественной войны от Старого железнодорожного вокзала станции Ульяновск-1 эшелоны увозили бойцов на фронт, отсюда под охраной отправлялись боеприпасы, а также медикаменты и теплые вещи для армии. Здесь принимали раненых и возвращали излеченных бойцов на фронт. Провинциальный Ульяновск стал одним из центров эвакуации людей, предприятий, учреждений и организаций. А в 1945 году вокзал Победы встречал с войны своих героев.
Владимир Парфенов, руководитель ульяновского мотоклуба «Ночные волки»:
– Первый знак «Дороги войны» был сделан в виде вагона-теплушки и символизировал путь на фронт. Второй – «Дороги Великой Победы» разработан в виде паровоза Победы, символически «вылетающего» из тьмы войны в светлую мирную жизнь. Он завершит памятную композицию «Дороги войны» — «Дороги Великой Победы» и сейчас готовится к установке. Помимо того, что здесь будет военно-историческое место, нам бы хотелось, чтобы сюда приходили отдыхать люди, проводили свое свободное время, была создана комфортная городская среда. Губернатор Сергей Иванович Морозов поддержал нашу идею о развитии площади как общественного пространства и, возможно, здесь будет вторая в городе, но только мини, Соборная площадь.
Здание вокзала является архитектурным памятником «сталинского ампира», «первым ульяновским небоскребом». Центральная часть со шпилем, увенчанная красной звездой в обрамлении серебряных снопов, перевитых лентами, достигает в высоту 38 метров. Здание было введено в эксплуатацию в 1952 году. Знаменитый шпиль зримо воплощал идеи Победы и торжества советского народа, которые доминировали в послевоенной архитектуре. Со временем территория стала местом отдыха и встреч ульяновцев «под шпилем».
В едином замысле с вокзалом создавалась и скульптура Володи Ульянова, которая была вторым послевоенным памятником в городе. Архитектором выступил Михаил Готлиб, который проектировал здание старого вокзала, а затем участвовал в создании проекта современного железнодорожного вокзала Ульяновск-Центральный. Памятник открыли в 1954 году, по площади впервые прошли торжественным маршем курсанты гвардейского танкового училища. С именем Ленина здесь связан и другой исторический факт — на запасном пути станции охранялся паровоз, который в январе 1924 года доставил тело Владимира Ильича из Горок в Москву.
Геннадий Антонцев, заместитель министра энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области:
– Развитие территории Старого железнодорожного вокзала в Ульяновске, организация памятного места к 75-летию Победы в итоге приведет к созданию интересного, наполненного уникальными фактами общественного пространства и откроет новый подход к формированию комфортной городской среды. Это не просто благоустройство с лавочками, детскими и спортивными площадками. Площадь обладает культурно-исторической и туристической ценностью, является городской достопримечательностью. Очень важно, что с помощью общественной инициативы мы сохраняем наследие. Задачи национального проекта «Жилье и городская среда» – повышение комфортности городской среды и создание механизма прямого участия граждан в ее формировании. Как пример — данный проект. Мы благодарны мотоклубу «Ночные волки», который, во-первых, поднял эту тему, и, во-вторых, реализовал проект, сделав общественный вклад в сохранении памяти о войне и в развитие города. Это достойный пример и опыт.
По информации главы города Ульяновска Сергея Панчина, будет отремонтировано асфальтовое покрытие привокзальной площади, уже восстановлено освещение, приведены в нормативное состояние дворы окружающих домов. Дополнительно общественное пространство украсит сквер и сиреневая аллея из 75 кустов в память о двух проводниках железной дороги — участниках Великой Отечественной войны:
★ Александра Александровна Васильева (ушла на войну в 1943 году в 366-ю отдельную зенитную артиллерийскую дивизию Третьего Украинского фронта, служила специалистом радиолокационных станций передвижной орудийной наводки, была ранена, затем продолжила военную службу в 139 Западном зенитном артиллерийском полку до окончания войны. Присвоено звание младшего сержанта, награждена медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», знаком «отличник ПВО»);
★ Надежда Петровна Ибрагимова (в 1943 году призвана военкоматом с фабрики имени Горького учиться на шофера. По окончании курсов направлена в 7-ю зенитную артиллерийскую дивизию, в 90-й полк. Была водителем «Студебеккера». Направлена на 1-й Прибалтийский фронт, передена телефонисткой до Победы. Награждена медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За взятие Кенигсберга»).
Для информации: Статистика военного времени
★236 тысяч жителей Ульяновской области сражались на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (в том числе из Ульяновска было призвано 39,3 тысячи человек).
★Более 100 тысяч ульяновцев погибло на фронтах Великой Отечественной войны.
★На территории Ульяновской области была развернута сеть госпиталей – 27 лечебных учреждений, которые функционировали всю войну. Через них прошло более 133 тысяч раненых и больных воинов, доставленных в Ульяновскую область. 65,4% раненых было возвращено в строй.
Видео:Старый вокзал - цикл "Закоулки" №1Скачать
Первый ульяновский «небоскреб». О судьбе “старого” вокзала
50-летие для человека возраст солидный. А для здания? В канун нового года (примеч. – 2003 года) отметил свой полувековой юбилей вокзал на станции Ульяновск-1, более известный в городе как «Старый вокзал».
Первый симбирский вокзал из красного кирпича, возведенный в 1898 г. , был одноэтажный, – этого вполне хватало для города в 40 тыс. жителей. Однако время шло, весной 1924 г. Симбирск «перекрестили» в Ульяновск, а спустя четыре года он утратил губернский статус. Прозябая в ранге райцентра, город не имел ни финансовых, ни административных рычагов, чтобы взяться за переустройство своих железнодорожных ворот. Наряду с водопроводом и электростанцией 1913г., вокзал продолжал свою службу, вызывая все больше нареканий. Так в 1934 г. пленум Горсовета предписывал «в кратчайший срок привести в культурный вид» городские станции и даже установить на них «дежурные посты из депутатов Горсовета для встречи проходящих поездов, приему жалоб и устранению замеченных недостатков». К началу 1940-х пассажиропоток заметно увеличился, а население Ульяновска достигло 110 тыс. человек. Наркомат путей сообщения, рассмотрев проблему, разработал проект реконструкции вокзала.
21 января 1941 г. президиум горисполкома вынес вердикт: «Представленное проектное задание…ОДОБРИТЬ, как отвечающее своему функциональному назначению и отражающее в общем архитектурном замысле память о Ленине». Наряду с этим городские мужи «считали необходимым» дополнить проект 8-ю пунктами: «На привокзальной площади установить памятник Ленина на тематику «Ленин в юношеские годы»… Для создания монументального характера архитектуры всего ансамбля вокзала, боковые павильоны следует разработать не деревянные, а каменные, увязав их архитектурную форму в общем стиле всего сооружения». Предполагалось также благоустройство площади и прилегающих улиц, постройка перекидного моста через пути и т. д. Начавшаяся через полгода война помешала осуществлению этих планов.
Военные годы кардинально изменили облик и статус города. Провинциальный Ульяновск стал одним из центров эвакуации людей, предприятий, учреждений и организаций. Днем вокзал гудел, с трудом вмещая массы военного и штатского люда. По ночам приходили эшелоны с раненными. Руководству образованной 19 января 1943 г. Ульяновской области досталось весьма беспокойное хозяйство. В том же году рельсовые линии связали Ульяновск с Казанью и Сызранью. Послевоенным летом нагрузка на железную дорогу не снизилась – через город одна за другой катили людские волны демобилизованных и возвращавшихся из эвакуации. К чести железнодорожников, по оценке Облисполкома, «вокзалы станций Ульяновск-1 и Мелекесс значительно улучшили свою работу». Однако, местная власть подчеркивала: «Здание вокзала… по своим размерам не удовлетворяет потребностям областного центра… Из-за недостатка помещения пассажиры вынуждены находиться на улице. Перрон не благоустроен». В июле 1945 г. в наркомат направили просьбу о расширении и реконструкции вокзала – без капстроительства дальше было никак нельзя. А В.П. Федоров, главный архитектор Ульяновска, планируя его послевоенное благоустройство, подчеркивал: «Архитектурное оформление привокзальной площади имеет первостепенное значение как вестибюля города…»
Фото из архива
Москва выделила приличную сумму, но строительство долго не начиналось. В августе 1950 г. на собрании городского профактива член президиума районного профсоюза железнодорожников Фомин критиковал подобную нерасторопность: «У нас один миллион рублей отпущено на перереконструкцию вокзала и привокзальной площади, но что сделали в этом начальник отделения дороги…, начальник политотдела… и председатель Райпрофсожа…? Ничего не сделали… Вместо того, чтобы улучшить положение пассажиров, которым в ожидании поезда негде от дождя укрыться, – до сего времени не приступили к строительству вокзала. Приезжающие пассажиры видят бедный вокзал на родине Ильича… Надо пошевелиться, благоустроить город Ульяновск так, чтобы родина Ильича была красавицей.» Глава горсовета П.К. Сифуров парировал: «Фомин, ты не прав!» и выразил надежду, что стройка вот-вот закипит. 2 февраля 1951 г. облисполком вынес решение «О реконструкции вокзала ст. Ульяновск 1 Уфимской ж.д.». Проект, учитывавший еще довоенные пожелания, был разработан Центральной архитектурной мастерской МПС. Строительные работы начались в мае 1951 г. Автор проекта – архитектор М.А. Готлиб лично прибыл осуществлять авторский надзор. Ульяновский вокзал можно назвать одним из лучших творений зодчего, построившего немало вокзалов на железнодорожных артериях страны.
Среди лепнины над входом и сейчас видны цифры «1952». Вокзал стал одной из крупнейших строек первого десятилетия существования области. Ход работ регулярно освещался на страницах «Ульяновской правды». Строители преподнесли городу подарок к новому 1953 г. Несмотря на достаточно сжатые сроки, работы были сделаны на совесть. Госкомиссия 29 декабря 1952 г. выставила общую отличную оценку. Акт приемки, как дневник прилежного ученика, пестрит оценками «хорошо» и «отлично». Решением горисполкома два первых корпуса здания вводились в эксплуатацию 31 декабря 1952 г.
Фото из архива
Большая фотография новорожденного вокзала украсила первый в наступившем году номер «Ульяновской правды». А 4 января 1953 г. газета поместила роскошный фотоочерк А.И. Маркелычева и восторженную статью Н.А. Малинина. Ныне признанные патриархи ульяновской журналистики, а тогда – просто молодые талантливые ребята воспели творение М.А. Готлиба.
«Новый вокзал – одно из красивых и самое высокое здание в Ульяновске. Центральная часть вокзала – башня со шпилем, увенчанным красной звездой в обрамлении серебряных снопов, перевитых лентами, достигает в высоту 38 метров. По объему новое здание в четыре раза больше старого вокзала в Ульяновске». Действительно, в малоэтажном городе вокзал стал воистину первым «небоскребом». Напомним, что телевышка появилась лишь несколько лет спустя, а дома в 6-7 этажей считались «зданиями повышенной этажности». (Ради справедливости следует заметить, что украшавшая старый Симбирск колокольня Спасо-Вознесенского собора была гораздо выше).
Предоставим вновь слово Николаю Малинину: «На застекленном фронтоне портала – большие электрические часы с позолоченным циферблатом и такими же украшениями.
Три высоких дубовых двери, остекление которых инкрустировано бронзой, ведут в вестибюль. Массивные колонны вестибюля облицованы белым мрамором. На колоннах – красивые электрические светильники – бра. Рубчатый купол вестибюля освещен скрытыми для глаз лампами дневного света. В центре купола – квадратное художественное панно: развивающееся на ветру Знамя Победы, озаренное огнями салюта.
…По стенам – лепные орнаменты, отражающие труд и учебу советских людей. На стенах… – картины в багетных рамах…
Из главного вестибюля гранитная лестница с красивой балюстрадой ведет в… Ленинскую галерею. Если транзитный пассажир не располагает временем… посетить священные ленинские места, он может познакомиться здесь с основными материалами, характеризующими детство и юные годы В.И. Ленина и пребывание в Симбирске семьи Ульяновых». Далее шло описание «сияния позолоченных барельефов Ленина и Сталина», множества картин, бюстов, фотокопий, блестящих позолотой букв цитаты из сталинской клятвы над гробом Ильича и т.д.
Помимо касс, камер хранения, пассажирских залов и служб бытового обслуживания вокзал вмещал гостиницу на 20 мест и комфортабельную читальню с ковровыми дорожками, мягкой мебелью и бархатными скатертями – воистину это был железнодорожный дворец!
Фото из архива
Летом 1953 г. в нишах у главного входа «прописались» скульптуры рабочего и колхозницы. А в декабре 1954 г. благоустроенная площадь украсилась памятником Володе Ульянову-гимназисту. Вокзальный ансамбль стал достойным архитектурным памятником так называемого «сталинского ампира», не вполне заслуженно обруганного в последующие годы. Устремленное в небо здание вокзала зримо воплощало идеи Победы и торжества Советского народа, царившие в послевоенной архитектуре (вспомните знаменитые московские высотки).
Евгений Иванович Голенко, главный архитектор Ульяновска в 1946-1965 гг. , как профессионал, высоко оценил проект вокзала и его воплощение. Дважды – в 1951 и 1954 гг. он возбуждал перед Управлением по делам архитектуры Совета Министров РСФСР вопрос о «предоставлении этого объекта на соискание Сталинской премии». Предварительное согласие было осенью 1951 г. получено, но решили подождать окончания строительства. Однако, последовавшая в 1953 г. смерть «отца народов» рикошетом ударила по этой идее. Ничуть не умаляя архитектурных достоинств вокзала, нельзя не признать, что его идейное оформление было выдержано в самых смачных традициях времен культа личности. Новые вожди, «вдруг» коллективно прозрев, кардинально поменяли архитектурные вкусы. С середины 1950-х со всех трибун принялись клеймить «излишества», «украшательства», «декоративные башни со шпилями, скульптуры и дорогостоящую отделку». К тому же хрущевское правление упразднило сами Сталинские премии. Письмо, отправленное Голенко в столицу 19 января 1954 г., осталось без ответа. А рецензенты книги Евгения Ивановича «Ульяновск» ругали автора за «претенциозную и не аргументированную характеристику здания железнодорожного вокзала». Что, впрочем, не изменило принципиальной позиции городского архитектора, до смерти считавшего здание украшением Ульяновска.
Тем временем вокзал-труженник жил своей жизнью. В конце 1950-х площадь оформилась с севера и юга двумя жилыми домами, нижние этажи которых занимали магазины, ателье, почта, сберкасса, – словом, создавались все удобства для пассажиров. Местные художники обновили интерьеры вокзала. Однако его судьба уже была предрешена. Изначально Ульяновск-1 находился на тупиковой железнодорожной ветке – составы приходилось выводить «обратно на станцию Киндяковка, чтобы проследовать дальше в сторону Уфы, Москвы, Казани и Сызрани». В 1964 г. ситуация подошла к логическому концу – «Киндяковку» переименовали в «Ульяновск-центральный», а в 1970 г. новые главные железнодорожные ворота города украсило здание центрального вокзала. Что любопытно, среди его проектировщиков был все тот же архитектор М.А. Готлиб.
Ульяновск-1 все стали называть «Старым вокзалом». С годами облупившийся вокзал-старичок потерял часть лепнины, расстался с «рабочим» и «колхозницей», последние серьезные ремонты остались в советском прошлом. Привокзальная площадь окунулась в непривычную тишину, лишь изредка нарушаемую митинговыми страстями да свадебно-банкетным весельем. И нынче само наименование «Старый вокзал» (подобно «Даманскому», «Киндяковке» или «Крестам») является скорее географическим топонимом, обозначающим одну из городских территорий.
Нынешний год юбилейный (примеч. – 2003 год) – исполнится 105 лет начала железнодорожного сообщения в Симбирске-Ульяновске. И, думается, это подходящий повод, хоть с опозданием, вспомнить добрым словом наш Старый вокзал.
Антон Шабалкин, архивист.
Публикация: «Ульяновская правда» №12 (21.732), 22.01.2003
Видео:Ровно в 12:15. Общероссийская минута молчания прошла в Ульяновске на площади старого вокзалаСкачать
Откуда ульяновцы уходили на фронт
Старый вокзал — одно из живописных мест Ульяновска.
Ульяновцы привыкли, что главный железнодорожный вокзал находится на улице Локомотивной. Однако так было не всегда. На фронт наши земляки уезжали с другого вокзала — «Ульяновск-1», что на улице Железнодорожной в Киндяковке. В народе он носит название « старый вокзал ».
Железнодорожное движение в Симбирске открылось 28 декабря 1898 года. На этом месте было построено кирпичное одноэтажное здание вокзала. Отсюда шли этапы на фронт. Из Ульяновской области на войну ушли 268 000 человек!
Уже после войны было построено новое здание вокзала. Строительные работы начались в мае 1951 года, а в конце 1952 года вокзал был принят в эксплуатацию. Башня со шпилем имела высоту более 38 метров, а сам вокзал с богатой лепниной, расписью стен и мозаикой казался настоящим дворцом.
Однако из-за особенности железнодорожного пути почти через 20 лет главным стал новый вокзал «Ульяновск-Центральный», построенный южнее.
А старый вокзал (Ульяновск-1) сейчас закрыт для пассажиров.
Года два назад прозвучало предложение — установить памятную табличку: мол, отсюда уходили на фронт. Однако пока этого не сделали.
Старый вокзал стал одним из излюбленных мест для фотосессий и прогулок.
📹 Видео
Старый вокзал репецития концерта в Ульяновске часть 1Скачать
Старый Вокзал. О чем молчат городские камни.Скачать
В Ульяновске открылся обновленный железнодорожный вокзалСкачать
Старый вокзал Ульяновск репетиция часть 2Скачать
Ульяновск. 1979 г.Скачать
Железнодорожный район - вокзал Ульяновск-1Скачать
НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ. ВОКЗАЛ УЛЬЯНОВСК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ.Скачать
В Ульяновске площадь у Центрального вокзала благоустроят к 1 октябряСкачать
Ульяновск вокзалСкачать
Вокзал станции Ульяновск-ЦентральныйСкачать
Все о жд вокзале Ульяновска: справочный телефон, официальный сайтСкачать
Как объявляют поезда на вокзале Ульяновск ЦентральныйСкачать
На железнодорожном вокзале "Ульяновск-Центральный" презентовали новый подвижной составСкачать
У старого вокзалаСкачать
Железнодорожный вокзал "Ульяновск- Центральный" отремонтируют к концу годаСкачать
Речной вокзал Ульяновска. О чем молчат городские камни.Скачать
Ярмарочная площадь - Утёс и Контактор... | история УльяновскаСкачать