- Как найти площадь Сталина
- Дизайнерская отвязанность побеждает логические доводы. Давайте придумаем, как победить сталинскую пропаганду, которая становится все более изобретательной
- Сталинские высотки в Москве: фото, адреса, история, легенды. Сколько сталинских высоток в Москве?
- 7 сталинских высоток в Москве
- Высотка первая: дом на Котельнической
- Птица счастья на Швивой горке
- Высотка вторая: дом у Красных ворот
- Высотка третья: гостиница «Ленинградская»
- Четвертая высотка — Дом авиаторов
- Пятая высотка — здание МИДа
- Шестая высотка — гостиница «Украина»
- Седьмая высотка: МГУ
- Административное здание в Зарядье
- В заключение
- Москвич
- Как сталинская архитектура определила облик Москвы и осталась последним большим стилем
- Постконструктивизм: первые шаги к имперской архитектуре
- В поисках большого стиля
- Как Москва стала Москвой
- Довоенный период
- Степан Липгарт
- Архитектура победителей
- Московские высотки
- Новый указ сверху
Видео:– Гори в аду, палач народов! – Пошел вон, урод! Е***утые, бл***!Скачать
Как найти площадь Сталина
Дизайнерская отвязанность побеждает логические доводы. Давайте придумаем, как победить сталинскую пропаганду, которая становится все более изобретательной
Поделиться:
Я пошел на митинг против нового генплана Москвы. Это было тоскливое и бессмысленное мероприятие, и я категорически не понимаю, как с помощью подобных акций можно добиться результата.
А на следующий день блоги принесли новость о том, что молодой питерский блогер-сталинист Виктор Логинов придумал и практически реализовал очень живенький проект. Теперь в течение месяца, до 20 мая, по Санкт-Петербургу будет ездить автобус с изображением Сталина.
Питерский блогер явно воспользовался идеей британской журналистки Эриан Шерин — заказать надпись на автобусах «Возможно, Бога нет. Теперь перестань беспокоиться и наслаждайся жизнью». Эрудированному сталинисту, как и Шерин, помогли граждане, которые скинулись на дизайн и изготовление рисунка.
Неожиданностью стало то, что можно купить рекламную площадь на корпусе автобуса и разместить на ней изображение Сталина — совершенно легально. Сторонники Логинова обсуждают, могут ли власти запретить их рекламную акцию, но быстро успокаиваются: Сталин — это ведь «Имя России». А чтобы это имя стало незаконным, нужен суд над Сталиным. Тогда и никакой Лужков уже не сможет позволить себе демагогию на тему объективности в трактовке истории.
И что же теперь делать с плакатами, которые историософ Лужков все-таки развесит по Москве, с народным сталинским автобусом в Питере?
Протестовать бессмысленно и неэффективно. Получится еще один нелепый митинг, участники которого собирались с энтузиазмом, а расходились в недоумении.
Кто-то уже объявил в своем блоге, что собирает деньги на раскраску автобуса Троцким, но это вяло. Масштаб людоедства не тот. Визуальный ряд, начатый изображением Сталина, нужно продолжить изображениями таких же вождей. Иди Амина. Пол Пота, Иенг Сари и Кхиеу Самфана. Ким Ир Сена. Императора Бокассы.
Ответ должен принципиально отличаться от всех традиционных акций протеста. И в первую очередь он должен быть стилистически выверенным. Сергей Курехин, с серьезным лицом говоривший с экрана телевизора, что Ленин — это гриб, сделал для дискредитации социалистических верований больше, чем толстые журналы.
Именно благодаря стилистике на Украине победила «оранжевая революция», а их «оранжевые» предшественники в Польше иногда были гораздо заметнее своих соратников. Наступило время, когда дизайн побеждает слова.
Я заговорил об этом в своем личном блоге и получил комментарий с предложением, которое кажется мне предельно точным: «Под слоганом “Это они ковали победу” можно изобразить, например, академика Королева» — и дальше блогер Дмитрий Кураев вывесил тюремную фотографию Королева.
Иллюстрация: Сноб.Ру
Можем ли мы организовать конкурс на лучший антисталинский пропагандистский проект и реализовать его?
Видео:«Памятник глупости Сталина» в Москве. По мнению Хрущева.📍Смоленская-Сенная площадь, 32/34Скачать
Сталинские высотки в Москве: фото, адреса, история, легенды. Сколько сталинских высоток в Москве?
Сталинские высотки в Москве – удивительные по красоте, монументальные и величественные строения, за которыми вот уже более полувека тянется шлейф мистических тайн и завораживающих историй. Поговорим об этих уникальных зданиях, их истории и легендах.
Видео:Речь Сталина на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в МосквеСкачать
7 сталинских высоток в Москве
Исторические справки свидетельствуют о том, что Сталиным задумывалось возведение восьми зданий. Сам факт их строительства должен был служить демонстрацией мощи Советского Союза – государства, победившего в страшной войне, устоявшего и освободившего половину Европы. Считается, что расположение домов планировалась особым образом, по примеру египетских пирамид, и создавались они для аккумулирования энергетических потоков. Мы не будем вдаваться в подоплеку этого решения и ответим на вопрос, сколько сталинских высоток в Москве, отмечая лишь, что почти сразу после войны были возведены семь интереснейших элитных зданий, ставших легендой советской архитектуры и овеянных загадками и тайнами.
Восьмая высотка не была возведена, и причины, по которым этого не случилось, мы узнаем ниже. Что же касается остальных, то, благодаря амбициям Сталина, столица сегодня украшена уникальными архитектурными зданиями, закладка которых произошла одновременно 7 сентября 1947 года, в день, который стал считаться днем рождения города.
Видео:Как выносили тело Сталина из Мавзолея. Чего боялся Хрущев. Как советский народ на это отреагировалСкачать
Высотка первая: дом на Котельнической
Отвечая на вопрос, сколько сталинских высоток в Москве, начнем краткий обзор с Дома работников искусства на Котельнической набережной (д. 1, метро «Китай-город). Он построен по проекту архитекторов Чечулина Д. Н. и Ростковского А. К. и находится на Швивой горке в Заяузье – очень красивом и уютном месте. Да и здание не менее интересное: 32-этажное, выстроенное в так называемом стиле сталинского ампира, оно украшено барельефами и обелисками, а в высоту имеет 176 м. Дом задуман и выстроен как точка отсчета для всех улиц, ведущих к реке, и замыкает восточную перспективу Москвы-реки относительно Кремля. Строительство сталинских высоток в Москве осуществлялось по большей части заключенными, они же зачастую позировали для скульптур и композиций, украшающих здание. Дом на Котельнической был присоединен к уже законченному зданию – жилому 9-этажному корпусу для чекистов и их семей — и превосходно вошел в общий архитектурный комплекс. Вероятно, поэтому все работы по строительству здания, начатые в 1949 году, курировало МВД. Возведение было закончено в 1952 году.
Видео:Проконвоирование немцев через Москву 17 июля 1944Скачать
Птица счастья на Швивой горке
Одно крыло дома при сдаче отдали военным, второе – творческой интеллигенции. Многие знаменитые советские артисты в разное время жили и живут в нем. Всего в комплексе насчитывается 700 квартир, имеются магазины, отделение почты и кинотеатр «Иллюзион». Отметим, что дом вошел в элиту московского жилфонда, и, естественно, квартирная плата была весьма внушительна, не каждый мог позволить себе такие расходы, но с чьей-то легкой руки дом долгое время называли Птицей счастья на Швивой горке. Он стал первым сданным объектом, представляющим сталинские высотки в Москве. Фото, имеющееся в статье, подчеркивает монументальность и красоту этого легендарного здания.
Видео:Бункер 42. Подземный бункер Сталина? Засекреченный объект СССР. Музей холодной войны.Скачать
Высотка вторая: дом у Красных ворот
Построенное на самой пиковой точке Садового кольца, 138-метровое здание расположено у выхода метро «Красные ворота», название которого быстро стало его ориентиром. Дом у Красных ворот на ул. Садовой-Спасской, д. 21/Каланчевской, д. 1 был спроектирован архитекторами А. Душкиным и Б. Мезенцевым, а возведением руководило МПС. Центральный корпус 24-этажного гиганта изначально был предназначен для Министерства транспортного машиностроения. Боковые корпуса – жилые, в них находятся 284 квартиры. Сооружение было уникальным, поскольку предполагалось не нарушать функционирования выхода из метро «Красные ворота», для чего был применен оригинальный метод заморозки котлована под фундамент и возведение здания с заложенным отклонением, которое было устранено при усадке дома. Эксперимент прошел успешно: фундаментная плита нагрузку выдержала, и выход из метро функционировал, как и было задумано.
Сегодня, кроме упомянутого Министерства, в здании располагается немало организаций: Московская валютная биржа, профсоюз железнодорожного и транспортного строительства, корпорация «Трансстрой», издательство «Транспорт», ресторан, банк, магазины.
В начале 19-го века на этом месте находился особняк генерал-майора Толя, где появился на свет М. Ю. Лермонтов. В память об этом на фронтоне здания установлена мемориальная доска.
Видео:Письмо Путину против СталинаСкачать
Высотка третья: гостиница «Ленинградская»
17-этажное здание, представляющее сталинские высотки в Москве – гостиница «Ленинградская», — расположено на Каланчевской улице 21/40 (метро «Каланчевская» или «Красные ворота») и является одной из известнейших гостиниц столицы. Законченный в 1954 году дом 136-метровой высоты, спроектированный архитекторами Поляковым Л. М. и Борецким А. Б., изящно органично вписался в существующий ансамбль Комсомольской площади. Эта высотка отличается от других элегантностью наружной отделки и утонченным великолепием внутреннего убранства, включающего элементы храмовой архитектуры и московского барокко.
Поскольку это здание возводили как парадный фасад столицы, оно стало самым роскошным и дорогим. 1 кв. метр обошелся в 21 тыс. руб., тогда как 1 м 2 дома на Котельнической стоил 5,5 тыс. руб. История сталинских высоток в Москве не знает более дорогого строительства на тот момент. Вестибюль отеля украшен барельефами, а уникальные бронзовые люстры-гирлянды освещают 5 этажей. Общая площадь 330 номеров гостиницы составляет 25 тыс. м 2 .
Видео:Сталин танцует на параде!Скачать
Четвертая высотка — Дом авиаторов
На исходе 1954 года сталинские высотки в Москве пополнило здание Дома авиаторов на Кудринской площади (до 1992 г. – площади Восстания), д.1, у метро Баррикадная, спроектированного архитекторами Посохиным М.В. и Мндоянцем А.А. Состоящее из центрального (24 этажа) и боковых (по 18 этажей) корпусов, здание вместе со шпилем достигает высоты 156 метров.
450 квартир при сдаче дома распределили между работниками авиационной промышленности, номенклатурой ЦК КПСС, летчиками-испытателями и космонафтами. Здание также отличается роскошью и утонченностью отделки. Кинематографисты часто используют интерьеры московских высоток в съемках художественного и документального кино.
Сегодня в доме расположена Дирекция компании, отвечающей за эксплуатацию ряда высотных домов Москвы, в т. ч. и этого здания. В помещениях цоколя и первого этажа в настоящее располагаются магазины, боулинг-клуб, подвалы отданы под подземные парковки и гаражи.
Видео:Паника и бегство. Враг у ворот. Москва 41-гоСкачать
Пятая высотка — здание МИДа
В 1953 году на Смоленской-Сенной площади (дом 32) сдается в эксплуатацию еще одна высотка – 27-этажное здание, в котором располагаются три министерства – иностранных дел, торговли и внешних экономических связей. Высота строения составляет 172 м, площадь помещений 65 тыс. м 2 . Постоянно функционируют 28 лифтов, 18 из которых являются скоростными.
Спроектированное архитекторами Гельфрейхом В. Г. и Минкусом М. А. здание МИДа – единственное из высоток, которое не имеет пятиконечной звезды на шпиле, а изначально в плане не было и его. Так случилось потому, что в возведении был применен необычный метод сооружения каркаса здания на полную высоту. Историки свидетельствуют, что на таком башенном стиле настоял Сталин, но по расчетам специалистов установка шпиля создала бы нагрузку, которую здание выдержать не могло. Впоследствии был установлен облегченный шпиль. Еще одна достопримечательность на фасаде дома – герб СССР, установленный на 114-метровой высоте и остающийся там и по сей день.
Видео:Мэр Москвы показал что под КРЕМЛЕМ. Вместо урока истории.Скачать
Шестая высотка — гостиница «Украина»
Гостиницу, расположенную на Кутузовском пр., 2/1, у метро «Киевская», по Филевской линии, проектировала группа именитых архитекторов — Мордвинов А. Г., Калиш В. Г., Олтаржевский В. К. и др. Различные детали проекта разрабатывали специалисты численностью до двух тысяч человек.
Здание занимает более 88 тыс. м 2 , его высота составляет 206 м. с учетом 73-хметрового шпиля. С точки зрения архитектуры это сооружение отличает совершенство композиции: центральный корпус с башней, увенчанной шпилем уравновешивает четкая монументальность флигелей, а угловые башенки и вазоны, имитирующие снопы пшеницы, подчеркивают дворцовый стиль здания. Центральный корпус занимала гостиница, боковые были отданы под жилье.
Открытие гостиницы состоялось 25.05.1957 г. На тот момент «Украина» являлась крупнейшей в Европе, сегодня же приобрела статус фешенебельного отеля европейского уровня.
Видео:"Без возвращения Сталина нам не выжить!" Почитатели маньяка вышли на Красную площадь в МосквеСкачать
Седьмая высотка: МГУ
В перечень под названием «Семь сталинских высоток Москвы» входит новый корпус 36-этажного университетского здания МГУ имени М. В. Ломоносова на Воробьевых горах (д. 1), впервые открывшего двери 1 сентября 1953 года.
Проектирование высотки осуществлялось группой архитекторов под руководством Л. В. Руднева. При возведении здания использовались новейшие для того времени технические решения, позволившие успешно построить здание переменной высоты на весьма сложных грунтах. Оформление фасадов и создание скульптурных групп было возложено на мастерскую Веры Мухиной. С учетом 58-метрового шпиля, высота здания составляет 240 м, а благодаря ступенчатой структуре первые два этажа имеют большую площадь, позволяющую оформить на 1-м этаже огромный вестибюль, а на 2-м — два величественных колонных зала, украшенных скульптурами великих ученых. Роскошь внутреннего убранства этого храма науки поражает – мраморные лестницы и различные элементы декора напоминают дворцы Золотого века. Аудитории размещаются в помещениях начиная с 3-го этажа.
В центральном корпусе (сектор «А») размещаются административные службы, факультеты, актовый зал и ДК МГУ. Боковые корпуса отданы под жилье для преподавательского состава и студенческие общежития, имеются цокольный и технический этажи. До недавних пор здание МГУ было самым высоким в Европе.
Видео:Марш пленных фашистов в Москве. Что осталась за кадром?Скачать
Административное здание в Зарядье
Сталинские высотки в Москве были изначально запланированы в количестве 8-ми зданий, и строить последнее из них, начали и даже возвели двухъярусный бетонный бункер и технический этаж по проекту архитектора Чечулина Д. Н.
В нем планировалось размещение Наркомата тяжелого машиностроения, но после смерти Сталина на стадии окончания возведения все работы были прекращены, а строительство дома законсервировано. В 1967 году на имеющемся фундаменте была выстроена гостиница «Россия», в настоящее время уже не существующая. В планах правительства столицы — разбить на этом месте большой парк с развлекательной зоной.
Видео:ПАРАД ПЛЕННЫХ НЕМЦЕВ В МОСКВЕ | Зачем Сталину понадобилось проводить марш?Скачать
В заключение
Таким образом, сталинские высотки в Москве – легенды-дома, ставшие в то время реальным воплощением престижа страны, победившей в войне, и символом могущества СССР, сегодня являются визитной карточкой столицы. Все эти величественные здания удивительны, рассказывать о каждом из них можно много и интересно, однако сделать это в рамках одной статьи трудно, ведь сталинские высотки в Москве, адреса которых знает весь мир, – интереснейшее явление в мировой архитектуре.
Видео:Парад на Красной площади 1 мая. (1946)Скачать
Москвич
Видео:10 мая 2013. Москва. Красная площадь. Двойники Сталина и Ленина , КимСкачать
Как сталинская архитектура определила облик Москвы и осталась последним большим стилем
Современная Москва с ее имперскими пропорциями и широкими улицами была такой не всегда. Свой нынешний «столичный» образ наш город обрел в советское время во многом благодаря сталинским домам.
Противоречивая и во многом страшная эпоха в истории страны оставила после себя удивительные по своей красоте и качеству здания. «Сталинской» называют величественную, монументальную архитектуру, господствовавшую в СССР с середины 1930-х до середины 1950-х — в период безраздельного правления вождя. При всем своем разнообразии это классическая, «ордерная» архитектура, восходящая еще к Древней Греции и Риму, но уже в советском прочтении. Сооружения того периода — это гармоничный сплав нескольких видов искусств: архитектуры, скульптуры и живописи.
Внушительные в габаритах и богато украшенные, сталинские дома скрепляют облик столицы в единое целое — формируют характер, масштаб и цветовую гамму Москвы. Достаточно пройтись по главным улицам центра — Тверской, Земляному Валу или Садовому кольцу, чтобы убедиться в этом. Целые проспекты столицы выглядели бы иначе без преобразований и построек той эпохи.
Для одних сталинская архитектура — каменное напоминание о золотом веке России и державном могуществе, для других — воплощение кровавой тирании. Сегодня, когда полемика о роли Сталина в истории страны по-прежнему не утихла, особенно интересно пройтись по его столичному наследию.
Видео:Рубеж обороны – Пушкинская площадь. Враг у ворот. Москва 41-гоСкачать
Постконструктивизм: первые шаги к имперской архитектуре
После 15 лет гегемонии конструктивизма большевики во главе со Сталиным обратились к прямо противоположной русскому авангарду эстетике — дореволюционной. В живописи и скульптуре установился единственный одобряемый советским руководством стиль «соцреализм», синтез реалистического искусства XIX века и советской пропаганды. Вслед за другими видами искусства советская архитектура пошла по тому же пути.
Перемены происходили поэтапно. Для начала все индивидуальные архитекторы или мастерские оказались под запретом. Практику можно было продолжать только через новое, подконтрольное лишь правительству ведомство — Союз архитекторов. Смена стиля осуществлялась через поощрение «правильных», угодных власти проектов и осуждение «неправильных».
Знаковым событием стал международный конкурс на здание Дворца Советов на месте уничтоженного Храма Христа Спасителя. По иронии судьбы самое крупное и важное сооружение сталинской эпохи никогда не было построено. Вопреки ожиданиям конструктивистов в финал конкурса проходили только проекты в классическом стиле. Это был сигнал начала изменений. Уже с 1932 года почти ни один проект в стиле чистого конструктивизма не утверждался на строительство.
Архитекторы не сразу перестроились из одного стиля в другой. То, что позже стали называть «сталинским» стилем, было продуктом многолетних проб и ошибок — попыток угадать предпочтения власти. Так постепенно конструктивизм мутировал в свою противоположность — неоклассическую имперскую архитектуру. А сам переходный стиль между двумя полюсами получил название «постконструктивизм». Ниже — подборка лучших построек в этом направлении.
Здание Госдумы, бывшее здание Совета труда и обороны
(1935, архитектор Аркадий Лангман)
Архитектор Лангман не случайно отметился одним из шедевров авангарда — стадионом «Динамо». Нынешнее здание Госдумы — классический гибрид двух эпох: строгая геометрия конструктивизма женится с имперской помпезностью. Декор пока строго сведен к минимуму, но стены уже парадно облицованы камнем. Постройка на Охотном Ряду, 1, открывает «парад» сталинских домов на Тверской улице. Прямо напротив него стоит другой бывший шедевр эпохи — гостиница «Москва» (ныне — Four Seasons). Увы, она была в безобразной форме перестроена в лужковскую эру, поэтому в этот список не попадает.
Библиотека им. Ленина
(1929–1958, архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх)
Сегодня это одна из самых больших библиотек в мире. В силу сложности проекта на строительство ушло почти 30 лет. Величественный и мрачный, после утверждения властями проект подвергся сильнейшему разносу из лагеря конструктивистов — в конце 1920-х их влияние еще было на пике. Тем не менее то, что утвержден был именно этот величественный вариант, говорило о грядущей смене эпох. Сегодня, особенно в летнее время, библиотека уже не выглядит так сурово: на памятник Достоевскому какают голуби, а вокруг него ежегодно разбивают великолепные временные сады.
Общежитие начсостава РККА
(1937, архитектор Илья Голосов)
Удачный пример того, как суперзвезды конструктивизма смогли перестроиться под новые обстоятельства. Невозможно поверить, что этот монументальный дом и футуристический ДК им. Зуева — один из символов русского авангарда спроектировал один и тот же человек Илья Голосов. Здание украшают знаменитые скульптуры Алексея Зеленского. Мужчина держит в руках отбойный молоток и книгу, а женщина — сноп и ружье. Тут вырос известный певец Валерий Сюткин, а сам дом фигурирует во многих фильмах, среди которых «Покровские ворота» и «Холодное лето пятьдесят третьего… ».
Здание Наркомата обороны
(1934–1939, архитектор Лев Руднев)
Массивное здание, известное прежде всего своей богато декорированной башней, со всех четырех сторон украшенной рельефными изображениями звезды, самолетов и советской символики (серп и молот на фоне колосьев). На ее вершине — так же, как и на крыше основного объема — установлены декоративные обелиски. Главный вход оформлен по-авангардистски схематичным изображением танков.
Первая подстанция метрополитена
(1935, архитектор Даниил Фридман)
Фридман одним из первых прочувствовал, в каком стиле нужно будет проектировать дома. Пока в Москве еще только разрабатывались конструктивистские проекты, он добавил в свой торжественные колонны и горельефы со счастливыми советскими людьми. Само здание построили на месте одного из самых старых московских монастырей — Никитского (отсюда и название улицы). До наших дней сохранился лишь корпус келий — дом 10 по Большому Кисловскому переулку.
Станция метро «Кропоткинская»
(1935, архитекторы Алексей Душкин и Яков Лихтенберг)
Главный зал станции должен был находиться в подземном вестибюле Дворца Советов, который так и не был построен. Станция выглядит светлой, просторной и аскетичной — качества, характерные для конструктивизма. В интерьере почти отсутствует имперская монументальность. Тем не менее некоторые приемы позаимствованы из колонных залов древнеегипетских храмов — едва ли не самых тоталитарных сооружений в истории. Оригинальность проекта была признана не только в стране, но и за границей — он был отмечен на Парижской и Брюссельской международных выставках 1937 и 1958 годов, причем на последней получил гран-при.
Станция метро «Театральная»
(1938, архитектор Иван Фомин)
Один из идеологов сталинского ампира, архитектор Фомин пошел в этом проекте на компромисс с собой. Он соединил классицизм с еще популярными конструктивистскими мотивами. Отличительная особенность этой станции — потолок с ромбовидными кессонами и позолоченными керамическими барельефами из майолики, изображающими музыкантов народов СССР.
Видео:Некрополь у Кремлёвской стены. Мавзолей Ленина. Могила Сталина. Kremlin Wall. Moscow. Red Square.Скачать
В поисках большого стиля
Решив вопрос политического выживания, большевики стали железной рукой строить новую страну. Роль государства в жизни общества укреплялась с каждым днем. В то же время личные права и свободы граждан с нарастающей скоростью ограничивались. Чтобы закрепить свою роль, тоталитарному режиму требовался большой, монументальный стиль в архитектуре. Сталин довольно быстро увидел в зодчестве пропагандистский потенциал, лично курировал многие проекты и архитектурные конкурсы. Советские здания в его представлении должны были воплощать величие коммунистической мечты и государственного могущества. Русский авангард — прежний фаворит большевиков — никак не отвечал этой задаче. Он был слишком абстрактен и мало понятен простому человеку. На таком художественном языке власть не могла обращаться к народу.
Классика подходила для пропаганды гораздо лучше. Основанное на античной культуре, классическое искусство и архитектура 500 лет безраздельно господствовали в европейской цивилизации. Что же до пропаганды, то классика с этой целью справлялась уже столетиями — в церкви. Реалистические росписи в храмах были понятны и привычны народным массам. Сталинская архитектура настолько сильно ориентировалась на традиции прошлого, что иногда ее можно спутать с русским зодчеством XVIII–XIX веков. То же можно сказать и об обильном декоре. Часто он был выполнен мастерами, которые начинали еще при царе. Но классические и имперские мотивы были адаптированы как под новые технические возможности, так и под советскую символику. Двуглавые орлы на барельефах превратились в серп и молот, а древнегреческие боги — в рабочих и крестьян.
Видео:Что Сказали Немцы О Параде в Мае 1941 года?Скачать
Как Москва стала Москвой
Через три года после поворотного конкурса на Дворец Советов состоялся следующий этап в истории сталинской архитектуры — перепланировка столицы. Сегодняшним обликом города мы обязаны «Генеральному плану реконструкции Москвы» 1935 года.
Купеческая Москва XIX века не соответствовала статусу многомиллионного имперского мегаполиса. Накопившиеся проблемы нарком Лазарь Каганович описал так: «Пролетариату в наследство осталась весьма запутанная система лабиринтов, закоулков, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы… С увеличением населения у нас город вырастет до 5 миллионов, с быстрым ростом в городе числа автомобилей и других видов городского транспорта жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить и выпрямить улицы, не создать новые площади».
Многое, что характеризует современную Москву — продукт того генплана: расширение центральных улиц до 30–40 метров, снос целых районов, включая Зарядье, высокая этажность жилых домов, пробивка кольцевых магистралей и новых прямых проспектов и многое другое. Чаще всего постройки этого периода стоят не по отдельности, а в рамках целых улиц и кварталов. В этот период планировкой городов централизованно руководила советская власть, поэтому решения принимались комплексно и масштабно. Строились прежде всего здания важного государственного и статусного назначения — театры, университеты, транспортные узлы и правительственные учреждения. Не менее массивным было и строительство жилья, но жилье это было не для всех. Хотя пропаганда представляла его как народное, квартиры предназначались в целом для советской элиты или ценных специалистов.
Видео:парад 1 мая 1941 в москве в присутствии немцевСкачать
Довоенный период
Период с 1935-го до начала Великой Отечественной в 1941 году — это расцвет сталинской архитектуры периода победоносного большевизма. Центральным событием существовавшего всего 20 лет нового государства было его зарождение — Октябрьская революция. Поэтому пафос коммунистической мечты пронизывал всю художественную жизнь Красной империи. Архитектурные изыскания этого времени характеризуются максимальным интернационализмом. Советский Союз позиционировал себя в авангарде прогрессивного человечества, поэтому заимствование из всех мировых культур (прежде всего западных) было идеологически естественно. Сталин рассматривал победу революции как конец истории. СССР должен был стать воплощением всех лучших достижений мировой культуры. Иногда власть сообщала о своих пожеланиях еще более прямолинейно — постановлениями правительства о «необходимости изучения европейского наследия». Причем исторические стили делились на желательные и нежелательные. Среди последних была, например, готика — «из-за стремления форм к бесконечности».
Здание ВЦСПС
(1936, архитектор Александр Власов)
Архитектор успел намучиться с этим проектом — заказ возник в неудачный момент смены эпох. Изначально Власов разрабатывал конструктивистский проект, но неожиданно предпочтения советской власти изменились. Чиновники теперь желали видеть исключительно неоклассику. В попытках угодить архитектор перепробовал аж восемь вариантов постройки. Финальный был вдохновлен путешествием Власова к руинам Помпей. Здание ВЦСПС — необычайно легкое и лиричное для сталинской архитектуры. Оно вызывает мысли о южном итальянском городе у моря, а не о столице суровой Красной империи.
Дом на Моховой
(1935, архитектор Иван Жолтовский)
Дом на Моховой ознаменовал собой перелом в советской архитектуре, его прозвали «гвоздем в гроб конструктивизма». Построенное в классическом стиле здание Жолтовский намеренно противопоставлял еще модному тогда авангарду. Он хотел на примере этого здания продемонстрировать художественные преимущества классики. По свидетельствам современников, Жолтовский говорил: «Я выступаю с классикой на Моховой, и если я провалюсь, то провалю принципы классики». Само здание напоминает постройки легендарного итальянского зодчего Возрождения Андреа Палладио, особо почитаемого Жолтовским.
Жилой дом Наркомата обороны
(1936–1946, архитектор Г. П. Воробьев)
Как и все самые красивые здания того периода, его возводили не для «простых смертных», а для элиты, в данном случае — военной. Особый контингент жителей учли еще на этапе проектирования — в доме множество удобных функций, не свойственных обычным домам тех лет постройки. Например, квартиры здесь огромные, а их окна выходят на обе стороны (то есть солнце попадает в каждое жилье всегда, с какой бы стороны ни светило), что для московских домов большая редкость. В изначальной планировке дома также были комнаты для прислуги и «черные» лестницы в подъездах.
Станция метро «Маяковская»
(1938, архитектор Алексей Душкин)
Столичный метрополитен сталинской эпохи по праву считается самым красивым в мире. «Маяковская» с ее интерьером, выполненным в нехарактерном для СССР стиле ар-деко, — одна из его жемчужин. Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифленой сталью. Свод украшен размещенными в нишах мозаичными панно из смальты, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки в Ленинграде. Тема — «Сутки советского неба».
Центральный театр Красной армии, ныне — театр Российской армии
(1940, архитекторы Каро Алабян, Василий Симбирцев и Борис Бархин)
Одно из самых помпезных сооружений эпохи, похожее на храм несуществующей религии. Здание — яркий образчик классических веяний в архитектуре, о чем говорят нам осевая пирамидальная композиция здания, колоннады и скульптурное оформление. Здание обрамляют 96 колонн высотой 18 метров. Театр оборудован самой большой в Европе сценической площадкой, которая позволяет инсценировать сражения с танками и кавалерией. По легенде, во время Великой Отечественной войны немецкая авиация использовала пятиконечную форму здания как ориентир.