- Анализ способов определения площади разлившейся жидкости на горизонтальных поверхностях Текст научной статьи по специальности « Прочие технологии»
- Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Халиков В.Д., Кокорин В.В., Сатюков Р.С.
- Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Халиков В.Д., Кокорин В.В., Сатюков Р.С.
- THE ANALISYS OF LIQUID SPILL AREA DETERMINATION TECHNIQUES ON HORIZONTAL SURFACES
- Текст научной работы на тему «Анализ способов определения площади разлившейся жидкости на горизонтальных поверхностях»
- Площадь разлития всего объема жидкости
- Разлив нефти. Определение площади разлива нефти
- Ликвидация разлива нефти
- Готовые работы на аналогичную тему
- Расчет основных параметров разлива нефти
- 💥 Видео
Видео:Потери напора при движении жидкостиСкачать
Анализ способов определения площади разлившейся жидкости на горизонтальных поверхностях Текст научной статьи по специальности « Прочие технологии»
Видео:Урок 47 (осн). Расчет давления жидкости на дно и стенки сосудаСкачать
Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Халиков В.Д., Кокорин В.В., Сатюков Р.С.
В статье приведена методика, направленная на исследование геометрических параметров разлива жидкости, описаны результаты экспериментальных исследований , сделаны объективные выводы. Проанализированы способы определения площади разлившегося бензина АИ-92 на некоторых поверхностях, приведены их достоинства и недостатки
Видео:Парадокс сужающейся трубыСкачать
Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Халиков В.Д., Кокорин В.В., Сатюков Р.С.
Видео:Массовая и объёмная доли компонентов в смеси | Химия 8 класс #25 | ИнфоурокСкачать
THE ANALISYS OF LIQUID SPILL AREA DETERMINATION TECHNIQUES ON HORIZONTAL SURFACES
The article describes the techniques of liquid spill geometric parameters research. The results of the experiment and the conclusions are given in it. The spill area determination techniques for Euro-92 gasoline on several surfaces are analyzed. Both advantages and disadvantages are listed in the article.
Видео:Самотёчная система отопления из трубы диаметром 57мм.Скачать
Текст научной работы на тему «Анализ способов определения площади разлившейся жидкости на горизонтальных поверхностях»
В.Д. Халиков, В.В. Кокорин, Р.С. Сатюков
АНАЛИЗ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ РАЗЛИВШЕЙСЯ ЖИДКОСТИ
НА ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ
В статье приведена методика, направленная на исследование геометрических параметров разлива жидкости, описаны результаты экспериментальных исследований, сделаны объективные выводы. Проанализированы способы определения площади разлившегося бензина АИ-92 на некоторых поверхностях, приведены их достоинства и недостатки.
Ключевые слова: легковоспламеняющаяся жидкость; площадь разлива; пожарная безопасность; компьютерная программа; экспериментальные исследования.
V. Khalikov, V. Kokorin, R. Satyukov
THE ANALISYS OF LIQUID SPILL AREA DETERMINATION TECHNIQUES ON
The article describes the techniques of liquid spill geometric parameters research. The results of the experiment and the conclusions are given in it. The spill area determination techniques for Euro-92 gasoline on several surfaces are analyzed. Both advantages and disadvantages are listed in the article.
Keywords: flammable liquid; spill area; fire safety; computer program; experimental research.
Объекты нефтегазовой отрасли относятся к потенциально опасным производствам. Проведённый анализ аварий на объектах добычи, хранения и переработки нефти и нефтепродуктов позволяет сделать вывод, что проблема обеспечения пожарной безопасности на таких объектах до сих пор остаётся нерешённой. Как правило, больше всего нефти разливается при её транспортировке по трубопроводам, в том числе и на производственных объектах с резервуарными парками [1]. В ряде случаев такие аварии сопровождаются интенсивным горением. Это подтверждается статистическими данными за 2002 — 2012 г. Вот некоторые из них.
Декабрь 2002 г. На территории резервуарного парка товарного производства ОАО «Уфанефтехим», произошла разгерметизация фланцевого соединения резервуара объёмом 5 тыс. м3. В результате аварии внутрь обвалования вылилось около 1,5 тыс. т бензина [2].
Февраль 2010 г. В районе села Солянка Олекминского района Республики Саха (Якутия) произошёл разлив нефти при аварии нефтепровода, принадлежащего ОАО «Транснефть». Разлив произошёл на площади 500 м2 [3].
Сентябрь 2010 г. На территории Новоуфимского нефтеперерабатывающего завода ОАО «НОВОИЛ», находящегося в промышленной зоне Уфы, произошла разгерметизация фланцевого соединения резервуара № 136 объемом 5000 м3 с последующим разрушением ёмкости и возгоранием остатков бензина. Огонь удалось потушить спустя три часа силами 83 человек личного состава и 24 единицами основной и специальной техники Уфимского гарнизона ФПС. Погибших и пострадавших не было [2].
Октябрь 2011 г. На Фёдоровском месторождении в районе Сургута произошла одна из крупнейших аварий на трубопроводе. Фонтан нефти высотой более 10 м бил двое суток. Аварийным бригадам пришлось откачать более 40 м3 разлившейся нефти [4].
Декабрь 2012 г. В Нефтекумском районе Ставропольского края из-за порыва нефтепровода, на землю разлились нефтепродукты и уничтожили плодородный слой почвы площадью 500 м2.
В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, а также защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия на опасных производственных объектах должны разрабатываться планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН). ПЛАРН разрабатывается и согласовывается в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями на всей территории Российской Федерации [5]. Одной из основных задач при планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обоснование уровня возможной чрезвычайной ситуации и последствий её возникновения, что напрямую зависит от объёма разлившейся жидкости и площади аварии [6].
Расчёт возможного объёма разлившегося нефтепродукта определяется как сумма объёма разлитого нефтепродукта за время аварийного перекрытия запорной арматуры и объёма нефтепродукта, находящегося на наибольшем участке между задвижками нефтепровода [5].
Площадь разлива, при свободном растекании, определяется через диаметр [7]:
где Уж — объём жидкости в трубопроводе, м3.
Для более точного определения размеров зон возможной аварии необходимо учитывать свойства поверхности и свойства самой жидкости. Так, например, в некоторых нормативных документах используется понятие коэффициента разлития, учитывающего свойства различных поверхностей [8], а в других при расчёте пожара пролива — свойства самой жидкости [9].
Проанализировав существующие способы определения площади разлившейся жидкости, можно сделать вывод, что наиболее эффективным является способ, описанный в методике В.П. Сучкова (далее методика Сучкова) [7].
Сущность способа заключается в определении площади разлившейся жидкости, используя лабораторный стенд. Схема лабораторного стенда и его составляющие представлены на рис.1.
Рис. 1. Схема лабораторного стенда: 1 — испытательный стол; 2 — лампа; 3 — штатив; 4 — бюретка; 5 — разделительное стекло; 6 — фиксатор; 7 — миллиметровая бумага; 8 — регулировочные винты; 9 — исследуемая поверхность; 10 — разлившаяся жидкость
Способ осуществляется в следующей последовательности:
1) производится регулировка всех элементов установки;
2) подготавливается экспериментальная поверхность;
3) в бюретку наливается модельная жидкость;
4) определяется количество проводимых экспериментов, подготавливается журнал результатов;
5) на подготовленную поверхность выливается жидкость заданного объёма;
6) через 1 минуту при помощи зеркального эффекта на миллиметровую бумагу переносится получившаяся площадь разлива жидкости;
7) далее эксперимент повторяется с последующим увеличением объёма жидкости на 10 мл.
Результаты экспериментальных исследований по методике Сучкова представлены на рис. 3 и
рис. 4. Описанный способ хоть и прост, имеет ряд существенных недостатков:
— площадь разлива жидкости ограничивается размерами лабораторного стенда;
— определение площади разлившейся жидкости возможно только в помещении, так как требуется специальное освещение;
— высокая погрешность при получении результатов измерений, что связано с зеркальным эффектом.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что получить достоверные результаты по методике Сучкова крайне сложно, а на открытой местности невозможно.
Сотрудниками ФГБОУ ВПО Уральский институт ГПС МЧС России разработана компьютерная программа под названием «Исследование геометрических параметров разлива жидкостей на горизонтальных поверхностях» (рис. 2).
Рис. 2. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014610352
Данная программа имеет ряд преимуществ. А именно: позволяет определять геометрические параметры разлившейся жидкости как в лабораторных условиях, так и на открытой местности, даёт возможность значительно повысить точность измерений, провести максимально возможное количество замеров при любых погодных условиях, а также проводить необходимые исследования на любых поверхностях. При определении площади разлившейся жидкости (в т. ч. наводнение) и
пожара на открытой местности, с помощью летательных аппаратов или подобных устройств, существует возможность отслеживать площадь аварийной ситуации, анализировать возможные пути распространения аварии в режиме реального времени и своевременно принимать организационные мероприятия, направленные на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации.
Данная программа позволяет осуществить способ определения площади разлившейся жидкости, применяя устройства автоматической фотосъемки (фотоаппарат). Способ осуществляется в следующей последовательности:
В лабораторных условиях:
1) подготавливается экспериментальная поверхность;
2) в бюретку наливается модельная жидкость;
3) определяется количество проводимых экспериментов, подготавливается журнал результатов;
4) на подготовленную поверхность выливается модельная жидкость заданного объёма;
5) через 1минуту при помощи фотоаппарата получают графическое изображение;
6) полученное изображение обрабатывается компьютерной программой, которая в автоматическом режиме определяет площадь разлившейся жидкости;
7) далее эксперимент повторяется с последующим увеличением объёма жидкости на 10 мл.
На открытой местности:
1) производится фотосъёмка аварийного участка;
2) полученные изображения обрабатываются компьютерной программой, которая в автоматическом режиме определяет площадь.
Результаты экспериментальных исследований по компьютерной программе представлены на рис. 3 и 4.
Рис. 3. Разлив жидкости (АИ-92) по песчаной поверхности
1 2 ? 4 5 V, М310
* методика Сучкова —А.— компьютерная программа
Рис. 4. Разлив жидкости (АИ-92) по стеклу
Как видно из рис. 3 и рис. 4, результаты, полученные по методике Сучкова и при помощи компьютерной программы значительно расходятся. Это связано с тем, что программа при определении результатов площади разлившейся жидкости исключает возможные человеческие ошибки, тем самым уменьшает погрешность при проведении эксперимента.
1. Кокорин В.В., Контобойцев Е.А., Контобойцева М.Г., Хафизов Ф.Ш. Актуальные вопросы обеспечения безопасности процессов транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов: Безопасность жизнедеятельности. — № 4, 2013. — С.13-16. http://www.novtex.ru/bjd/bgd2013/number04.html.
2. Пожары в резервуарах и резервуарных парках с нефтью и нефтепродуктами: Электронная база данных. — http://uigps.ru/content/elektronnaya-baza-dannyh (дата обращения: 10.06.14).
3. Кокорин В.В., Халиков В. Д., Удилова И. Я., Шевцов С. А. Проблемы сбора информации о пожарах и авариях на производственных объектах: пути их решения. Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. Выпуск 1(10), 2014. — С.21-25. — http://www.ntp-vigps.ru/arkhiv-vypuskov/vypusk-1-10-2014/.
4. Пожары и пожарная безопасность в 2011 году: Статистический сборник. Под редакцией В.И. Климкина. — М.: ВНИИПО, 2012. — 137 с.
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
6. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
7. Сучков В.П. Пособие по применению методов оценки пожарной опасности технологических систем, используемых при анализе пожарных рисков. — М., 2009.
8. Приказ МЧС России от 14.14.2010 № 649 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404 «Методика определения расчётных величин пожарного риска».
9. ГОСТ Р 12.3.047-2012 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля».
Видео:Гидростатика. Законы Паскаля и Архимеда. Условия плавания тел | Физика ЕГЭ, ЦТСкачать
Площадь разлития всего объема жидкости
Состав средств ЛРН на АЗС может комплектоваться как сервисными комплектами, так и отдельными техническими средствами. Основными средствами ликвидации разлива моторных топлив являются сорбенты и сорбционные изделия.
Сорбенты и сорбционные изделия — служат для одновременной локализации и ликвидации малых разливов нефтепродуктов или для зачистки территорий после сбора основной массы нефтепродуктов механическими средствами — нефтесборщиками или ручным инструментом. Порядок и условия применения сорбирующих материалов, способы нанесения и сбора, методы утилизации собранной нефтесодержащей смеси и повторного использования сорбентов определяются рекомендациями производителя.
Использование природных сорбентов (вылущенных початков кукурузы, соломы, измельченного торфа, опилок, древесной стружки, рисовой шелухи, сосновой коры, камыша и т.п.), имеющих высокую пожароопасность для ликвидации разливов моторных топлив на АЗС запрещено. Применение синтетических (пенопласт, полиуретан, полипропилен, обрезки ткани), которые часто образуют токсичные продукты горения не желательно по соображениям техники безопасности и проблем с утилизацией. Чаще всего для сорбции нефтепродуктов на промышленных площадках применяются:
• неорганические сорбенты (цеолиты, перлит, вермикулит после специальной обработки, песок, уголь, дисперсный кремнезем), которые обладают медленной сорбцией и низкой нефтеемкостью;
• органические (обычно продукты переработки торфа и целлюлозы), которые имею низкий удельный вес и удобны в хранении.
Определяющими показателями при выборе сорбентов являются быстрая сорбция (высокая скорость поглощения нефтепродуктов), позволяющая, произвести локализацию и ликвидацию разлива в кратчайшее время и немедленная готовность к применению на месте аварии (низкая влагоемкость, высокая сорбционная способность при низких температурах). При ликвидации разливов, сорбенты должны обеспечить ликвидацию загрязнения с возможно большей эффективностью и наименьшими затратами. В этой ситуации одним из важнейших показателей сорбента является возможность регенерации, простота утилизации, максимально достижимая остаточная концентрация нефтепродуктов, которые характеризуют органические сорбенты и часть синтетических.
Нефтеудерживающие боны — служат для локализации разливов нефтепродуктов. Их использование позволяет ограничить зону растекания. Выбор вида и типоразмера бонов определяется характером объекта. Учитывая высокую пожароопасность моторных топлив для оснащения АЗС следует предпочесть огнестойкие боковые заграждения (БЗ).
Подпорные стенки — служат для локализации разливов высотой 15-60 см. Время развертывания секции длиной 30 м бригадой из 2-3 человек составляет от 0.5 до 1.25 часа, не позволяет использовать их для локализации в момент разлива. При отсутствии пологих повышений с высотой не менее 0.2 м и дренажных лотков на въезде и выезде с территории АЗС и аварийных резервуаров, подпорные стенки могут быть выбраны в качестве средств для превентивной защиты территорий с уклонами поверхности до -10% (5-6°), ограждения технологической площадки АЦ при сливоналивных операциях на АЗС.
Нефтесборщики (скиммеры) — относятся к основным техническим средствам ликвидации значительных разливов нефтепродуктов. При механическом сборе значительных количеств нефтепродуктов на АЗС рационально использовать вакуумные и щеточные нефтесборщики, предназначенные для нефтепродуктов с низкой вязкостью.
1.3.6. Мероприятия по предотвращению ЧС(Н)
Нормативные требования к мероприятиям по предотвращению ЧС(Н) на ОПО нефтепродуктообеспечения
Согласно норм постановления Правительства от 15.04.2002 г. № 240: все организации обязаны содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий. С целью предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов на объектах нефтепродуктообеспечения, предусматривается выполнение инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение разливов нефтепродуктов, на локализацию разливов, обеспечение взрыво-, пожаробезопасности и борьбы с возможными пожарами, обеспечение оповещения о чрезвычайных ситуациях и беспрепятственной эвакуации людей с территории опасного производственного объекта в соответствии с утвержденной схемой. Предотвращение и предупреждение ЧС(Н) в первую очередь, направлено на предотвращение разлив нефтепродуктов, уменьшение их испарения (образование взрывоопасных концентраций паров углеводородов), а также образование (внесение) в опасное паровоздушное пространство источников зажигания.
Противопожарные мероприятия включают оборудование сооружений и помещений АЗС средствами пожарной автоматики, первичными средствами пожаротушения и противопожарное водоснабжение. При этом персонал АЗС должен знать и указать прибывшим силам ГПС источники водоснабжения (водоемы (количество и объем); два ближайших гидранта, находящихся на расстоянии не более 200 м (диаметр водопровода, давление); иные пожарные гидранты (расстояние до них от площадки АЗС); другие водоисточники — реки, водоемы (возможность забора воды и расстояние до них). Источники водоснабжения на территории АЗС должны быть указаны на план-схеме объекта, ближайшие водоисточники — на генеральном плане.
Безопасность работы АЗС должна обеспечиваться выполнением персоналом правил технической эксплуатации и правил пожарной безопасности. Технический персонал обязан проходить производственное обучение по противопожарному минимуму и периодический инструктаж по правилам пожарной безопасности, обучение безопасному ведению работ, согласно требований органов Госпожнадзора и Госгортехнадзора. Командир нештатного звена пожаротушения, кроме того, должен проходить периодическое (1 раз в 3 года) обучение с получением удостоверения установленного образца.
Автозаправочные станции (АЗС)
К территории АЗС и опасным участкам (топливно-заправочным колонкам, резервуарам хранения нефтепродуктов, трубопроводам и площадке слива нефтепродуктов из автоцистерны (АЦ)) предъявляются специфические нормативные требования по предупреждению и предотвращению ЧС(Н). Общим требованием является ежесменный (ежедневный) осмотр наземной части технологических трубопроводов, арматуры и устройств ответственным лицом с целью выявления утечек топлива [РД 153-39.2-080-01].
На территории АЗС:
• планировка территории должна исключать возможность растекания топлива, как по территории, так и за ее пределы;
• на въезде и выезде с территории должны быть созданы пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения [НПБ 111-98];
• территория должна быть покрыта материалами, обеспечивающими защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами и максимально эффективный сбор пролитых нефтепродуктов специальными средствами, а в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов — твердым водонепроницаемым покрытием, с ограждением по периметру бортиком высотой 200 мм;
• с уклон территории должен быть спланирован в сторону лотков или колодцев, а лотки — с уклоном к сборным колодцам (приямкам) через гидравлические или иного типа затворы;
• АЗС, подъезды к ней и прилегающая территория должны иметь достаточное искусственное освещение [НПБ 111-98];
• электрооборудование должно быть во взрывозащищенном исполнение [НПБ 111-98].
• помещения и резервуары должны быть оборудованы системой охранно-пожарной сигнализации с выводом на оператора АЗС [НПБ 111-98];
• здание и оборудование должны быть оснащены системой защиты от разрядов атмосферного электричества [РД 34.21.122-87].
• площадка должны быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости (котла) АЦ [РД 153-39.2-080-01];
• для сбора разлитых нефтепродуктов на каждой станции должен быть запас сорбента в количестве, достаточном для ликвидации последствий максимально возможного пролива [РД 153-39.2-080-01];
• движение транспортных средств должно быть односторонним по раздельным въезду и выезду, а движение АЦ — по наиболее короткому пути [НПБ 111 -98].
Территория АЗС ООО «. » спланирована с учетом требований руководящих документов.
• не должны иметь подтеканий и не должны допускать проливов нефтепродуктов;
• должны обеспечивать автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства и оборудованы раздаточными рукавами с разрывными муфтами и раздаточными кранами, имеющими запорное устройство для предотвращения перелива топлива при заправке автомобиля и отключения подачи топлива при достижении критического уровня в бензобаках [НПБ 111-98];
• должны быть установлены на островках безопасности, исключающих непосредственный заезд на них автомобилей [Категорирование по взрывопожарной опасности]
• рекомендуется оснастить устройствами, предотвращающими выход топлива при их повреждении [НПБ 111-98];
Данные требования реализованы в используемых топливораздаточных колонках «Север-3» ТУ112-052-86.
Резервуары для хранения топлива:
• емкости должны иметь трехкратный запас прочности, качество сварных швов и остаточная прочность металла проверены методами неразрушающего контроля, снаружи и внутри обработаны от коррозии [НПБ 111-98];
• емкости оборудуются дыхательной системой, клапанами аварийного перелива топлива; системой контроля утечки топлива [НПБ 111-98];
• системы предотвращения от переполнения при достижении 90% заполнения резервуара должны обеспечивать сигнализацию световым и звуковым сигналами персоналу, а при 95% заполнении — автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 секунд (на технологической системе с прекращением наполнения резервуара в автоматическом режиме, допускается сигнализация об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95% заполнения);
• подземные одностенные резервуары для хранения топлива должны устанавливаться внутри оболочек, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение возможных утечек топлива в грунт из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров ;
• на двустенном резервуаре для хранения топлива следует предусматривать конструктивные мероприятия, направленные на исключение возможности образования взрывоопасной смеси топлива (в результате разгерметизации внутренней стенки) в его межстенном пространстве (в случае заполнения межстенного пространства резервуара горючей жидкостью ее температура вспышки не должна превышать 100°С);
• двустенный резервуар следует оборудовать системой объединенного или непрерывного контроля герметичности его межстенного пространства, обеспечивающей автоматическую сигнализацию о разгерметизации световым и звуковым сигналами персоналу и автоматическое прекращение наполнения резервуара (для двустенных резервуаров традиционной АЗС допускается предусматривать периодический контроль их герметичности);
• ввод трубопроводов в резервуары для хранения топлива должен осуществляться только в местах, расположенных выше номинального уровня заполнения их топливом. Устройство люков, штуцеров, патрубков и т.п. ниже указанного уровня запрещается [НПБ 111-98].
Резервуары, используемые на АЗС ООО «. » имеют заглубленное положение и установлены в железобетонных основаниях (колодцах), что предотвращает возможный выход топлива на поверхность при их повреждении.
• подземные участки трубопроводов должны быть подвергнуты антикоррозионной защите в соответствии с требованиями государственных стандартов, наземные — окрашены;
• подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0.4 м в заглубленных лотках или в металлических кожухах, исключающих проникновение топлива (при возможных утечках) за их пределы (после монтажа технологический трубопровод долже быть испытан на герметичность и прочность, лотки заполнены негорючим материалом, металлические кожухи с обеих сторон герметично заделаны) [РД 153-39.2-080-01];
• соединения подземных трубопроводов должны быть выполнены сваркой, за исключением мест присоединения фланцевой или муфтовой арматуры и фланцевых заглушек (соединения трубопроводов должны обеспечивать их надежность в условиях и в течение времени эксплуатации, иметь устройства, исключающие их саморазъединение, и быть опломбированы) [НПБ 111-98; РД 153-39.2-080-01];
• фланцевая или муфтовая арматура, фланцевые заглушки должны располагаться в колодцах, которые должны быть засыпаны песком;
• запорная арматура должна быть выполнена по первому классу герметичности по ГОСТ 9544 [НПБ111-98];
• все фланцевые соединения трубопроводов, арматуры и оборудования должны быть плотно соединены через прокладки из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды [НПБ 111-98; РД 153-39.2-080-01];
• при техническом обслуживании запорной арматуры должно контролироваться отсутствие утечки топлива через сальниковые уплотнения, состояние соединительных фланцев и прокладок, наличие полного комплекта болтов, гаек и шпилек, целостность маховиков и надежность крепления [НПБ 111-98; РД 153-39.2-080-01];
• один раз в год паровоздушные трубопроводы технологической системы должны продуваться воздухом с целью очистки от осадков внутренней поверхности трубопровода, не реже одного раза в пять лет технологические трубопроводы должны подвергаться испытаниям на герметичность (трубопровод, не выдержавший испытаний на герметичность, подлежит замене) [РД 153-39.2-080-01].
Технологические трубопроводы АЗС ООО «. » спроектированы с учетом требований руководящих документов.
На площадке слива нефтепродуктов из АЦ:
• должны быть отбортовка высотой не менее 150 мм, пандусы (пологие борта площадки) для безопасного въезда и выезда АЦ и трубопровод для отвода самотеком проливов в подземный аварийный резервуар при возможной разгерметизации патрубка АЦ;
• сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснастить запорной арматурой;
• трубопровод для отвода проливов топлива должен оканчиваться на расстоянии не более 0.1 м от дна аварийного резервуара;
• сливной трубопровод и аварийный резервуар должны обеспечивать слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию, а глубина их заложения — предотвращать замерзание воды в холодный период;
• объем аварийного резервуара должен превышать не менее чем на 10% объем АЦ максимальной вместимости;
• аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт, оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для опорожнения закрытым способом и замера уровня воды;
• патрубки опорожнения и замера уровня воды должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками [НПБ 111-98];
• сливные устройства должны обеспечивать герметичность соединения трубопроводов со сливными рукавами АЦ [РД 153-39.2-080-01].
• весь процесс слива нефтепродукта из АЦ в резервуар должен производиться в присутствии водителя и оператора, который должен следить за герметичностью сливного устройства и контролировать слив по уровнемеру;
• при обнаружении утечки нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив [ПОТ Р О-112-001-95]
На АЗС ООО «. » выполнены необходимые мероприятия для предотвращения возможных разливов топлива при повреждении АЦ или соединительных рукавов.
Автомобильные цистерны (АЦ)
К оборудованию автоцистерн, доставляющих на АЗС моторные топлива, предъявляются следующие основные требования:
• сливные устройства должны находится в исправном состоянии и обеспечивать герметичность процесса слива нефтепродуктов в резервуары АЗС;
• сливные рукава должны быть маслобензостойкими и токопроводящими и не должны иметь расслоения, трещины и т.д., нарушающих их герметичность [РД 153-39.2-080-01];
• наконечники рукавов должны быть изготовлены из не искрящих при ударе материалов и должны обеспечивать герметичное соединение с приемными устройствами трубопроводов [постановление № 33 Об утверждении межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций];
• крышки сливных и замерных труб, люков смотровых и сливных колодцев должны быть оборудованы в местах соприкосновения с корпусом неискрообразующими прокладками и обеспечивать их герметичность [ВППБ 01-01-94];
• должно быть предусмотрено устройство для отвода статического электричества при сливе нефтепродуктов [ПОТ Р О-112-001-95];
• противопожарный инвентарь и средства пожаротушения должны быть в исправном состоянии и в количестве, предусмотренным действующими нормами.
1.4. Обеспечение готовности сил и средств ЛЧС(Н)
Уровни реагирования на ЧС(Н) определяются уровнями ЧС, зависят от местоположения разлива, объема нефтепродуктов и последствий аварий. В соответствии с постановлением Правительства от 15 апреля 2002 г. № 240: 2 разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации. До определения фактических значений разлива они могут классифицироваться в соответствии с критериями постановлений Правительства Российской Федерации № 613 от 21.08.2000 и № 240 от 15.04.2002, приказа МЧС № 105 от 28.02.2003.
Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения разливов нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации производится территориальными органами МПР. Для предварительного ориентировочного определения уровня разлива нефти и нефтепродуктов руководствуются критериями, определенными приказом МПР № 156 от 03.03.2003 (табл. 9).
Таблица 9. Нижние уровни разлива легких нефтепродуктов на местности для отнесения разлива нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации (в тоннах) [приказ МПР № 156]
Видео:Буферные растворы. 1 часть. 11 класс.Скачать
Разлив нефти. Определение площади разлива нефти
Вы будете перенаправлены на Автор24
Видео:Различия в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел | Физика 7 класс #8 | ИнфоурокСкачать
Ликвидация разлива нефти
Разлив нефти – это попадание нефти в окружающую среду по вине человека.
В понятие разлива нефти также входят выброс любых веществ в результате переработки нефти, аварии танкеров, а также аварии на скважинах, нефтяных платформах, буровых установках и т.п. Ликвидация последствий аварийного разлива нефти может занимать от нескольких дней до нескольких лет. Несвоевременное принятие мер по предупреждению разлива нефти, может привести к глобальным катастрофам.
По результатам исследований, выявлены следующие основные причины разлива нефти на российских предприятиях. На несанкционированную врезку приходится около 49 % аварий, 24 % приходится на повреждения, полученные в результате проведения земляных работ. Аварии по причине брака строительных работ составляют 8 %, 11 % составляют аварии по причине заводского брака. На коррозию приходится 5%, а на все остальные – 3%.
Ликвидация аварийного разлива нефти – это совокупность мероприятий, задачей которых является удаление стоков нефтепродуктов и пятен нефти с поверхности почвы или воды.
Основными методами по ликвидации аварийного разлива нефти являются:
- Физико-химические (сорбция, промывка, дренирование).
- Механические (сбор нефти и нефтепродуктов с поверхности воды, выемка почв).
- Биологические (фитомедиация, биоремедиация).
Сорбционная очистка воды является одним из самых эффективных. Главным преимуществом этого метода заключается в том, что очистка возможна практически до любой остаточной концентрации, также к его преимуществам можно отнести быстрота и управляемость процесса. Основными сорбентами, которые используют при ликвидации разлива нефти – торф, опилки, графит, лигнин. Биологические методы очистки считаются самыми экологически безопасными, так как способствуют систематических и аварийных разливов нефти до нормативных показателей. Одной из современных технологий является биокомпостирование. Данный метод основан на процессе разложения углеводородов специальной микрофлорой до воды, окиси углерода. Процесс биокомпостирования осуществляется на специальных площадках, оформляемых в грядах-буртах и состоящих из таких материалов, как опилки или торф. Высокая эффективность достигается за счет поддержания тепло-влажностного режима компоста, содержание кислорода и т.п. Весь процесс занимает 2 – 4 месяца. Существует три основных стадии ликвидация аварийного разлива нефти на воде:
Готовые работы на аналогичную тему
- Установка ограждений, нефтеловушек, нефтеуловителей, которые препятствуют дальнейшему распространению нефти по поверхности почвы или воды.
- Распыление сорбентов, которые способствуют естественному рассеиванию нефти и нефтепродуктов.
- Механический сбор нефтепродуктов. Для организации этого процесса используют скимеры (специальные агрегаты для сбора нефти).
Ликвидация разливов на земле отличается от той, которую проводят на воде. Однако, если загрязнение является комплексным (пострадали вода и почва) используют универсальные схемы.
Видео:РТ по Химии 2023|2024 2 этап Часть В - В22Скачать
Расчет основных параметров разлива нефти
Площадь разлива нефти зависит от ряда условий: плотности нефти, вязкости нефти, ландшафтных условий места аварии, климатических условий и т.п. Например, объем нефтепродуктов при разрушении топливораздаточных колонок, переливе резервуаров из-за несрабатывания клапанов защиты, разрыве шланга топливораздаточных колонок, при сливе топлива самотеком и т.п. рассчитывается по формуле:
где, $Q¬_о$ – расход нефти в исправном нефтепроводе при работающих насосах; $Т_а$ – время остановки прокачки.
Объем нефтепродуктов, которые вылились после остановки прокачки находится по формуле:
где, $п = 3,14$; $R$ – внутренний радиус поврежденного участка нефтепровода или шланга; $L$ – длина участка, на котором произошла авария.
В этом случае суммарный объем нефти и нефтепродуктов, попавших в окружающую среду, рассчитывается по формуле:
где $Q_$ – объем нефтепродуктов, которые вылились до остановки прокачки; $Q_$ – объем нефтепродуктов, которые вылились после остановки прокачки.
Тогда площадь разлива рассчитывается по формуле:
где, $Q_$ – суммарный объем разлившихся нефтепродуктов; $К_$ – эмпирический коэффициент (табличное значение).
Еще одной формулой для определения площади разлива нефти может быть:
где, $f_р$ – коэффициент разлития; $V_ж$ – объем нефтепродуктов, которые проливается при разгерметизации нефтепровода.
Коэффициент разлития зависит от свойств поверхности, на которой произошел разлив, а также от количества растворителей. В случае разлива нефти или нефтепродуктов из-за перелива из резервуара площадь может рассчитываться по формуле:
где, $f$ – коэффициент разлития; $Х$ – коэффициент использования резервуара; $Vh$ – номинальная вместимость резервуара.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 28 07 2021
Эксперт по предмету «Нефтегазовое дело» , преподавательский стаж — 5 лет
💥 Видео
Как правильно измерить крепость домашнего вина, пива, браги?Скачать
Цена деления, погрешность и объем жидкости в мензуркеСкачать
ЕГЭ по математике. Базовый уровень. Задание 13. Объем цилиндра.Скачать
Тепловое расширение твёрдых телСкачать
Определение содержания сухого остатка в сточных водахСкачать
Сорбенты для сбора нефти и нефтепродуктов с воды | Как собрать нефть с поверхности водыСкачать
7 класс. Объемная доля газа в смеси.Скачать
Урок 420. Дифракция света. Дифракционная решеткаСкачать
Разливное масло и масло в канистре одинаковое? Ага конечно…Скачать
Буферные растворы. Практическая часть. 11 класс.Скачать