площадь районного дома культуры

Видео:На площади Тетюшского районного Дома культуры состоялась игровая развлекательная программаСкачать

На площади Тетюшского районного Дома культуры состоялась игровая развлекательная программа

Типовые проекты объектов культуры (из реестра эконом. эффек. ПД)

  • экономии средств направляемых на подготовку проектной документации;
  • популяризации современных экономичных инженерных решений применяемых при подготовке проектной документации.

В данный реестр включены объекты культуры, а именно:

  • типовой проект домов культуры
  • типовой проект музыкальной школы

Проекты содержащиеся в данном реестре рекомендуются для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства.

Данный реестр составлен 04.03.2020 и взят с сайта Минстроя.

Видео:В Новооскольском округе построят новый дом культурыСкачать

В Новооскольском округе построят новый дом культуры

Распоряжение Минкультуры России от 02.08.2017 N Р-965

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 августа 2017 г. N Р-965

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 01.03.2016 N ДК-П12-1123, от 25.04.2016 N ДК-П12-2459:

1. Ввести в действие прилагаемые методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и утвердить методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на культуру.

3. Распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 27.07.2016 N Р-948 признать утратившим силу.

к распоряжению Министерства

культуры Российской Федерации

от 2 августа 2017 г. N Р-965

СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

В соответствии с п. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации о праве граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также со ст. 1; ст. 12; ст. 30; ст. 37; ст. 39; ст. 40 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» , определяющими права граждан на доступ к культурным ценностям, права и обязанности субъектов культурной деятельности, исходя из принципов, определенных в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808, необходимо обеспечить:

Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

развитие инфраструктуры культурной деятельности;

создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;

создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;

использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

Во исполнение нормативно-правовых актов Российской Федерации по обеспечению доступности услуг организаций культуры необходимо руководствоваться единой методикой по определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры, что позволит преодолеть диспропорции обеспеченности и создать условия для развития сети организаций культуры.

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с распоряжением Правительства Российской от 26.01.2017 N 95-р «Об изменениях, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р» и в целях обеспечения доступности организаций культуры путем оптимального размещения сети организаций культуры с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры, где «норма» — это минимально допустимое количество сетевых единиц, а «норматив» — это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах) и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.

Под «сетевой единицей» следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.

2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.

3. Расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры должен предусматривать:

— вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;

— нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— нормативное значение (численность) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры (которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры);

— показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).

При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1 000 чел.). Рекомендуются показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1 000 жителей в соответствии с Приложением, которое является неотъемлемой частью данных методических рекомендаций.

При расчете нормативного значения численности населения на сетевую единицу следует использовать метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше чем 5, то увеличение не производится.

4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:

— существующую обеспеченность населения объектами культуры;

— функциональное многообразие организаций культуры;

— специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития региона;

— прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

— критерии доступности услуг организаций культуры для населения.

Критерии доступности услуг организаций культуры:

— возможность выбора организаций культуры;

— развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;

— возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;

— сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;

— полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;

— наличие организаций культуры для детей;

— наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

5. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности) а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

6. Размещение объектов культуры, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Ст. 29.1, 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.

7. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.

Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Ст. 35 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

II. Нормы и нормативы размещения библиотек

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.

Ст. 14, 15 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:

— финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;

— реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

— условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек.

Ст. 12 Федерального закона от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

Ст. 15 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек:

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта

Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт

Единица измерения (сетевая единица)

Субъект Российской Федерации

Административный центр с населением от 150 тыс. чел.

Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня

Библиотека для инвалидов по зрению

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению

Административный центр с населением до 150 тыс. чел.

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Транспортная доступность 30 — 40 минут

на 10 тыс. детей

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

независимо от количества населения

Административный центр района

Транспортная доступность 30 минут — 1 час

Административный центр района

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр района

Общедоступная библиотека с детским отделением

Шаговая доступность 15 — 30 минут / Транспортная доступность 15 — 30 минут

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Общедоступная библиотека с детским отделением

Административный центр сельского поселения

Шаговая доступность 15 — 30 минут / Транспортная доступность 15 — 30 минут

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр сельского поселения

Филиал общедоступных библиотек с детским отделением

Также на всех административно-территориальных уровнях, независимо от количества жителей, необходимо размещение точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам (по 1 в каждой сетевой единице).

2. Нормы размещения государственных библиотек субъектов Российской Федерации.

В целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание в каждом субъекте Российской Федерации создаются государственные библиотеки, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов, в том числе на основе обязательного экземпляра документов, в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым относится «организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов».

П. 16 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При наличии специализированных фондов для населения молодежного (юношеского) возраста на территории субъекта Российской Федерации правомерно функционирование и создание новых молодежных (юношеских) библиотек, а также молодежных отделений в универсальных библиотеках.

3. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.

Минимально необходимое количество библиотек определяется по следующей формуле:

БС — библиотечная сеть;

Н — численность населения;

Нн — норматив численности жителей на 1 библиотеку.

4. Нормы размещения библиотек в городских округах и городских поселениях.

В городском округе и городском поселении создается общедоступная библиотека, которая наделяется статусом центральной библиотеки и осуществляет функции по обеспечению комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов, создания и ведения электронного каталога и специализированных баз данных, методического обеспечения библиотечной деятельности, популяризации литературы и чтения.

В жилых районах городского округа и городского поселения создаются филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризацию книги и чтения.

Для городского округа с населением менее 20 тыс. чел. к расчету принимается 1 библиотека на 10 тыс. чел.

Минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:

БС = (Н : Нн) + (Нд : Ннд),

БС — библиотечная сеть;

Н — численность населения;

Нн — норматив численности жителей на 1 общедоступную библиотеку;

Нд — численность детского населения;

Ннд — норматив численности детского населения на 1 детскую библиотеку;

Для городского округа с населением от 19 999 до 15 000 чел. следует применять коэффициент 1,5 к нормативной потребности в библиотеках.

Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тыс. чел.

Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:

БС = (Нс : Ннс) + ((Н — Нс) : Ннг) + (Нд : Ннд),

БС — библиотечная сеть;

Н — численность населения;

Нс — численность сельского населения;

Ннс — норматив численности жителей на 1 библиотеку для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа;

Ннг — норматив численности жителей на 1 библиотеку для городского округа.

Нд — численность детского населения;

Ннд — норматив численности детского населения на 1 библиотеку;

Для городского поселения с численностью населения менее 10 тыс. чел. к расчету принимается сетевая единица на 5 тыс. чел.

Для городского поселения с населением от 9 999 до 7 500 чел. следует применять коэффициент 1,25 к нормативной потребности в библиотеках.

Для городского поселения с численностью населения менее 5 тыс. чел. к расчету принимается сетевая единица на 3 тыс. чел.

5. В городских округах и городских поселениях создается самостоятельная детская библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, если численность детей до 14 лет составляет не менее 10 тыс. чел.

При условии меньшей численности детского населения детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.

В городском поселении, которое является административным центром муниципального района, нецелесообразно создавать самостоятельную детскую библиотеку ввиду исключения дублирования функций детской библиотеки, созданной на уровне муниципального района.

Если в состав муниципального района входят городские поселения, не являющиеся административным центром, но имеющие количество детей не менее 10 тыс. чел., то в таких городских поселениях целесообразно создать самостоятельную детскую библиотеку.

Если у населения городского округа или городского поселения есть объективная потребность в создании молодежной библиотеки (ходатайство общественности, инициатива молодежных и образовательных организаций и др.), то собственник (учредитель) имеет право создать молодежную библиотеку или перепрофилировать под данную функцию иную общедоступную библиотеку.

6. Нормы размещения межпоселенческих (районных) библиотек.

В соответствии с полномочиями муниципального района для библиотечного обслуживания населения создается межпоселенческая библиотека с филиалами в сельских поселениях, если иное (самостоятельная библиотека в сельском поселении) не установлено законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района и сельского поселения в соответствии с частью 3 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Межпоселенческая библиотека — центральная библиотека муниципального района, которой органами местного самоуправления присвоен статус межпоселенческой.

Межпоселенческая библиотека выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района, по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек; по формированию универсального фонда документов; по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики. Ввиду вышеизложенных функций, связанных не только с обслуживанием населения, но и с исполнением специализированных библиотечных операций в интересах всех библиотек муниципального района, а также в соответствии с установленными полномочиями муниципального района, межпоселенческая библиотека создается независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе.

Детская библиотека на уровне муниципального района создается в целях повышения качества обслуживания детей, формирования специализированного фонда и методического обеспечения библиотек, обслуживающих детей.

На базе межпоселенческой библиотеки может быть сформирована централизованная библиотечная система, объединяющая библиотеки сельских поселений.

7. Нормы размещения библиотек в сельских поселениях.

Общедоступная библиотека сельского поселения, имеющая статус центральной, располагается в административном центре сельского поселения.

Для обслуживания жителей сельских поселений библиотека создается исходя из расчета 1 сетевая единица на 1 тыс. жителей, независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения.

Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов должна предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением, либо, при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района, филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.

Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) организует работу филиала на базе специализированного помещения или пункт книговыдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.

Филиалы общедоступной библиотеки, либо пункты книговыдачи (по потребности) могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа (или городского поселения). Филиалы, или структурные подразделения центральной библиотеки, могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях, либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района и принимаются к расчету в качестве сетевых единиц.

Минимально необходимое количество библиотек в сельском поселении определяется по следующей формуле:

БС = ((Н — Надм.ц.п.) : Нн.ф.) + (Надм.ц.п. : Нн.адм.ц),

БС — библиотечная сеть;

Н — численность населения;

Надм.ц.п — численность населения административного центра сельского поселения;

Нн.ф. — норматив численности жителей на 1 филиал библиотеки;

Нн.адм.ц — норматив числа библиотек для административного центра сельского поселения.

Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.

Ст. 23 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

8. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.

П. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

9. Пользователям библиотек, независимо от места проживания, должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий , для чего рекомендуется на базе центральных библиотек субъекта Российской Федерации, центральных библиотек городского округа, городского поселения, муниципального района и сельского поселения организовать точку доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.

Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в сеть Интернет и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.

К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся:

— фонды Национальной электронной библиотеки, которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. НЭБ включает: каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий; централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий, как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;

— фонды Президентской библиотеки.

При определении нормативной потребности в библиотечном обслуживании населения необходимо рассматривать транспортную и шаговую доступность:

— в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети следует применять коэффициент от 1,75 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).

— в зависимости от сложности рельефа и наличия регулярного транспортного сообщения следует применять коэффициент от 1,25 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).

III. Нормы и нормативы размещения музеев

1. Нормы и нормативы размещения музеев в зависимости от наличия предметов и коллекций, которые отнесены (или могут быть отнесены) к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, сохранности и популяризации культурного наследия.

Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев:

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги / Тип объекта

Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт

Единица измерения (сетевая единица)

Субъект Российской Федерации

Административный центр с населением от 1 млн. чел.

Транспортная доступность для жителем административного центра — в течение 1 часа;

для жителей муниципальных образований — в течение 1 дня

Административный центр с населением от 500 тыс. до 1 млн. чел.

Административный центр с населением от 150 до 500 тыс. чел.

Административный центр с населением до 150 тыс. чел.

Независимо от количества населения

Транспортная доступность 30 — 40 минут

Независимо от количества населения

Независимо от количества населения

Транспортная доступность 30 минут — 1 час

Независимо от количества населения

Транспортная доступность 15 — 30 минут

2. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть музейного Фонда Российской Федерации.

К расчету сетевых единиц принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности.

Минимально необходимое количество музеев для различных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации определяется по следующей формуле:

МС — музейная сеть;

Н — численность населения;

Мн — норматив численности жителей на 1 музей.

В случае если для субъекта Российской Федерации и (или муниципального образования) требуются различного типа музеи, то к данному нормативу применяется коэффициент 2 и 3, где 2 — краеведческий и художественный музеи, 3 — краеведческий, художественный и тематический музеи.

Для учета транспортной и шаговой доступности следует применять коэффициент от 1,25 до 1,5.

Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем (например, в пределах одного музеефицированного кремля, монастыря, усадьбы), рассматриваются как необособленные и не считаются отдельной сетевой единицей, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям.

Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определенного населенного пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.

Российская музейная энциклопедия, http://www.museum.ru/rme/sci_kray.asp.

Художественный музей — это исследовательское и научно-просветительское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющее комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Тематические музеи могут быть любой профильной группы: политехнический, мемориальный, военно-исторический, историко-бытовой, археологический, этнографический, литературный, музыкальный, музей науки, техники, кино, архитектуры, боевой (трудовой) славы.

3. Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Ст. 29 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».

Решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности субъектов Российской Федерации, принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.

Ст. 16, Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

4. Органы местного самоуправления имеют право на создание музеев.

П. 1.1 ст. 14.1; п. 1.1 ст. 15.1; п. 1.1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации независимо от количества населения.

В муниципальных образованиях, в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников, могут быть созданы филиалы, или структурные подразделения государственных музеев, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, которые должны учитываться в качестве сетевой единицы муниципального образования, так как они обслуживают местное население.

В муниципальном районе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Районные музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населенных пунктах сельских поселений. Филиалы районного музея в сельских поселениях принимаются к расчету в качестве сетевой единицы.

5. Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания музеев в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры. Художественные коллекции могут входить в состав краеведческого музея или на их основе может быть создан художественный музей (галерея). Самостоятельные художественные музеи муниципальных образований должны приниматься к учету как сетевая единица тематического музея.

6. Определение предельно допустимых антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется на основе разработанных Министерством культуры Российской Федерации Методических рекомендаций «По разработке нормативов посещаемости музеев-заповедников в зависимости от их возможностей по приему посетителей», направленных на повышение эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.

IV. Нормы размещения театров

1. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории.

В соответствии с «Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года» , театр — это организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства, предусматривающего расширение доступности театрального искусства для различных групп населения.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р «О Концепции театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года».

Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения театров:

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги / Тип объекта

Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт

Видео:Торжественное открытие районного Дворца культуры им.М.Н.ЖирковаСкачать

Торжественное открытие районного Дворца культуры им.М.Н.Жиркова

Дом без культуры: тысячи российских ДК хотят перевести в формат центров современного досуга

площадь районного дома культуры площадь районного дома культуры

Планируется, что новые культобъекты станут драйверами культурного и туристического развития по всей России

В России новые веяния. Волна корона-кризиса заметно поубавила аппетиты девелоперов, ориентированных на строительство объектов досуга – баров, кафе, ресторанов и развлекательных центров. Все меньше ресурсов для нового строительства. И все больше идей о том, как использовать уже имеющуюся инфраструктуру. Поскольку самыми массовыми объектами владеет государство, взгляд не мог не упасть на бюджетные учреждения. Добралась очередь и до многострадальных российских Домов культуры. Союз московских архитекторов при поддержке Фонда президентских грантов начинает программу «ДК-21 — культура, образование, развитие». О том, как будет развиваться новая инфраструктура, и почему именно ДК — идеальный кандидат для создания новых культурных и досуговых кластеров, мы и поговорим сегодня.

Видео:Торжественное открытие площади Советской и Районного Дома культуры после капитального ремонта.Скачать

Торжественное открытие площади Советской и Районного Дома культуры после капитального ремонта.

Неумирающая классика

Случилось так, что десятки тысяч Домов культуры советской поры – с их кружками, студиями, народными театрами, художественной самодеятельностью — оказались в одночасье никому не нужны. Они «не вписались» в современный формат торгово-развлекательного центра, где все нацелено на получение прибыли, а во главу угла поставлена коммерческая выгода.

Этот потрясающий пласт культуры советской эпохи оказался трагически невостребованным. В итоге, вполне еще крепкие здания, без должного ухода, стали потихоньку приходить в упадок. А уникальная концепция советского ДК, предусматривающая «прививание культуры» и «воспитание искусством», в последние десятилетия подверглась тотальному обесцениванию.

Но нашлись люди, категорически не согласные с таким положением дел.

площадь районного дома культуры

Сельский Дом культуры, построенный в стиле «советский ампир»

— Почему мы выбрали для нашего исследования систему домов культуры? – объясняют авторы концепции «ДК-21». — ДК это один из самых широко распространенных в России типов культурно-досуговых учреждений. В каждом городе и селе есть подобный объект. Это то ценное наследие, которое досталось от предыдущих лет. Однако, нельзя сказать что сейчас система на пике своего развития. Скорее наоборот, и причин этому множество.

По мнению экспертов, ситуация с домами культуры нуждается в анализе и ревизии. А главное это поиск путей решения проблемы перепрофилирования ДК.

Авторы инициативы так объясняют поиск этих путей:

— Идея состоит в том, чтобы к тем проверенным форматам, которые уже есть у ДК — творческим кружкам, концертам художественной самодеятельности, добавились те сервисы и функции, которые бы более отвечали потребностям современного человека. Сейчас основные посетители ДК — дети и пожилые люди, однако если ориентироваться на молодежь и людей средних лет, то у них совсем другие запросы.

Помимо изменений функциональных, необходимы и изменения архитектурные, дизайнерские.

площадь районного дома культуры

Дом культуры эпохи конструктивизма

— С одной стороны – ДК ветшают и их нужно ремонтировать. Государство выделяет на это средства, и создана целая программа. Но чаще всего это ремонт в стиле «эконом», который никак не может считаться украшением для зданий, созданных по проектам лучших архитекторов советской поры. А ведь многие дома культуры – шедевры ампира и советского модернизма, — рассказывают авторы проекта.

По мнению специалистов, программа ДК-21 позволяет начать диалог между различными профессиональными направлениями (архитектура, дизайн, социология) о способах отреставрировать и обновить стиль ДК. Сюда же будут привлечены представители власти – департаментов культуры, архитектуры и конечно депаратментов туризма. Это потенциально одно из важнейших направлений.

Видео:Юбилейный концерт, посвященный 15-летию Районного Дома КультурыСкачать

Юбилейный концерт, посвященный 15-летию Районного Дома Культуры

Не потерять идентичность

Один из флагманов программы «ДК-21» — проект «Идентичность в типовом». Его руководители – архитекторы Дарья Наугольнова и Алексей Боев.

— Мы уже 10 лет живем и практикуем в Нидерландах, преподаем в Амстердамской архитектурной академии, — объясняет Дарья Наугольнова. — К созданию проекта нас подтолкнуло плохое состояние культуры в нашем родном городе – Воронеже. Все началось с инициативы реновации трех домов культуры в этом городе.

Довольно быстро стало понятно, что проблема намного больше – она на уровне городских и региональных управлений культуры, много головной боли доставляет и несовершенное законодательство. В принципе, можно говорить, что сама система много лет не подвергалась серьезной модернизации и работает по инерции.

— Многие задавались вопросом, нужна ли вообще система домов культуры на современном этапе? – продолжает Дарья. — Поговорив с людьми, многие из которых работают в отрасли по 40 лет, мы поняли, что культура – занятие творчеством – это основной инстинкт, и даже если у людей отнять все, они все равно будут собираться в подъезде и заниматься искусством на свой манер.

Система ДК огромна, она состоит из 40 тысяч учреждений, которые так или иначе функционируют, и было бы преступлением не переосмыслить ее.

Видео:Отчётный концерт Районного дома культуры "Мир, которым мы живём"Скачать

Отчётный концерт Районного дома культуры "Мир, которым мы живём"

Советский опыт – для Евросоюза

– У меня есть огромный опыт работы с социальными зданиями в Нидерландах, и хотелось бы перенести этот опыт на Россию, — объяснил свою позицию другой автор концепции, Алексей Боев. — В России часто смотрят на Запад и стараются перенять это для себя. Вы наверняка слышали про культурные кластеры и перепрофилирование бывших промышленных зон. Но в чем уникальности России и стран СНГ, так это в том, что у нас уже есть огромная развитая система Домов и Дворцов культуры. Нам, по сути, ничего не нужно изобретать. Нужно просто переосмыслить и перепрофилироваться.

площадь районного дома культуры

Сельский Дом культуры с тематической мозаикой

— Наш проект был изначально поддержан Фондом креативных индустрий, ведь наша система Дворцов культуры уникальна в масштабе всего мира, — замечает Дарья Наугольнова. — Нигде в мире не было опыта такой массовой сети объектов для культурного досуга, когда каждый гражданин имел возможности для дополнительного образования, самореализации. Нужно сказать, что такая система достигала мощнейших целей, поставленных государством. Оказалось, что выводы которые мы можем сделать, изучив эту систему, будут полезны не только России, но и нашим коллегам в Нидерландах. Здесь сейчас очень остро стоит вопрос создания новой типологии мультикультурных центров.

Например, в Амстердаме количество районов растет, меняется и состав жителей. Девелопмент в голландской столице, как и в России, имеет экстремальный характер. Например, в районе где жили суринамцы, начинают строить жилье хорошего уровня, и туда приезжает множество экспатов из стран Западной Европы. Возникают межнациональные конфликты и решить их можно, переняв опыт Советского Союза.

В советское время ДК не раз выступали мощными амортизаторами социальных конфликтов, например в период индустриализации и массовой миграции людей. Культура объединяет людей.

Видео:Песня "Районный Дом Культуры". Поёт Валерий Сёмин. Музыка Валерия Сёмина, слова Ивана БардинаСкачать

Песня "Районный Дом Культуры". Поёт Валерий Сёмин. Музыка Валерия Сёмина, слова Ивана Бардина

От упадка к возрождению?

Правда, уникальный опыт может быть утерян в кратчайшие сроки. Так, за последние 30 лет количество ДК сократилось более чем на 30 тыс. Если в 1991 году их было 72 тыс., то сейчас – не более 40 тыс. Новые строятся, но качество и функционал несравнимо более низкого качества, чем в СССР.

площадь районного дома культуры

Дом культуры в Некрасовском муниципальном округе Ярославской области

— В Советском Союзе Дворец культуры был самым продуманным и красивым зданием в районе, — поясняет Дарья Нагульнова. — Сейчас, чем дешевле проект – как в плане архитектуры, так и по реализации – тем лучше. А многочисленные неудачные реконструкции уничтожают ту физическую связь с историей, которая еще осталась. Между тем, у системы огромный потенциал: ведь это не просто здание, это столетний опыт (первые ДК появились еще в 20-х годах прошлого века) и сотни тысяч людей, которые работают в этой сфере. Это огромный пласт национальной и классической культуры, которая сохранялась и развивалась в малых населенных пунктах исключительно благодаря ДК.

Более того, зачастую само наличие ДК в малом населенном пункте гарантировало существование этого пункта. Людям было куда пойти, было где организовать досуг, это служило якорем для многих. Система охватывает «низовой» уровень по всей стране и может стать фундаментом развития креативной экономики. Сейчас государство понимает ценность человеческого потенциала, мы все-таки начинаем переходить от ресурсозависимой к креативной экономике.

— Кто, как не эта система может обеспечить креативное развитие населения? – вопрошает Дарья Нагульнова.

Но если заниматься отдельными проектами, мало что можно изменить в самой системе. Реновация должна происходить и в масштабе ДК, и в масштабе регионов, и в масштабе всей страны.

Видео:17 марта на площади районного Дома культуры состоялась акция "Крымская весна".Скачать

17 марта на площади районного Дома культуры состоялась акция "Крымская весна".

Перепрофилировать по-умному

Реновация объектов культуры – дело хорошее, но зная, как советское наследие уже перепрофилировали под нужды рынка, возникают сомнения.

— Большинство проектов ДК включает в себя такую программу как «Искусство», — поясняет архитектор Алексей Боев. — Это различные кружки – хор, танцы, преподавание английского языка. Но этого мало, там должна быть представлена наука. В советское время все было просто и прямо — ребята делали макеты самолетов, в будущем они шли работать на авиазавод. Также в ДК было общение – днем люди работали на предприятии, вечером – встречались в ДК, там проводились культурные вечера.

Сейчас многопрофильность объектов не обеспечена. Зачастую все ДК нерационально используют пространство и время. Они начинают работать с 3 часов дня, простаивают. Фактически ДК платят за воздух.

площадь районного дома культуры

Дворец культуры железнодорожников в Краснодаре

Например, пожилые люди могли бы ходить с утра, люди трудоспособного возраста могли бы приходить вечером. Также есть объекты, к которым приписан определенный коллектив (музыкальный или танцевальный), и этот коллектив использует пространство ДК как свой офис. Они встречаются три раза в неделю, в остальное время это помещение закрыто на замок.

Еще одна проблема – сохранение местного колорита.

— В советское время проекты ДК разрабатывались в Москве, — замечает Алексей Боев. – Основа продумывалась в центре, но после этого подключали локальных художников, скульпторов, которые насыщали здание орнаментом или искусством, которое связано непосредственно с местом. Например, если ДК находится в Якутии, можно сделать деревянный декор, более уютный в зимнее время. Для дома культуры в Ельце можно использовать натуральный камень, который добывается тут же. Кстати и орнамент в виде елецких кружев будет не лишним.

Такими приемами можно на типовой каркас накладывать местную идентичность. Кстати, о Ельце, там советские паттерны были переосмыслены. Чиновники хотели снести здание, но при профессиональном подходе удалось его обустроить, сохранив ту эстетику, которая закладывалась в советское время.

ДК и эндаунтмент

В любом городе и поселке много самых обычных людей, которые соответствуют времени по своим культурным запросам. Их нужно объединить в единое культурное пространство, создать для них значимый эвент (событие).

— Наша задача состоит в том, чтобы объединить большую часть Домов культуры в составе агломераций единой событийной повесткой, — пояснила ведущий аналитик агентства стратегического исследований «Центр» Мария Седлецкая. – Наш проект в Астрахани помог увидеть, как могут коллаборировать, например, краеведческий музей и библиотека в рамках единого кластера.

По мнению Седлецкой, тренды в развитии культурных кластеров отлично пересекаются с трендами развития учреждений культуры – это прежде всего запрос на саморазвитие, на формирование постоянного обучения и рост запроса на уникальный культурный продукт.

По словам специалиста, одним из важнейших трендов для обновленных учреждений культуры станет многоканальное финансирование. ДК будут существовать как на бюджетные, так и на внебюджетные деньги, выстраивать партнерство с коммерческими структурами для проведения бизнес-мероприятий.

площадь районного дома культуры

Проект сельского Дома культуры в Ханты-Мансийске

К слову, некоторые ДК в России уже пробуют инструменты эндаунмента, то есть создания фондов целевого капитала, которые позволяют планировать свою деятельность на долгий срок.

— Одним из важнейших плюсов обновленных ДК станет рост социо-культурной идентичности. Многие ДК являются центрами локальных инициатив, а их руководители – лидерами местных сообществ, — поясняет Седлецкая.

В основе такого культурного кластера будет тройственная цепочка. С одной стороны ДК будет сохранять функции центра досуга и занятия творчеством — при этом нужно трезво посмотреть, каков запрос населения, и каковы возможности.

С другой стороны – это создание уникальных культурных продуктов. Третьей частью функционирования ДК станут события, связанные с бизнес-партнерством – ярмарки, фестивали и сезонные мероприятия от партнеров. При этом возможно брендировать Дома культуры, сделать их символом определенной тематики.

Если же ничего не делать, то будущее Домов культуры – под большим вопросом. Советское наследие, равных которому нет в мире, постепенно приходит в упадок, ветшает, закрывается. За последние тридцать лет почти половина Домов культуры прекратила свое существование. От того, как оставшиеся встретят новые вызовы времени, зависит многое. Есть сразу несколько путей – это и новые культурные ориентиры, и бизнес-проекты и сотрудничество с другими сферами. Главный вопрос — удастся ли ДК после такой реновации сохранить культурный код, ради которого они создавались и жили. Тот код, который виден уже из их названия – служить русской культуре.

(на фото вверху — Дом культуры в Медногорке, признанный самым красивым сельским клубом в России)

Поделиться или сохранить к себе: