- Театральная площадь
- Театральная площадь сегодня
- История Театральной площади
- Проект ансамбля Театральной площади в Москве
- Содержание
- История
- Предыстория площади
- Возникновение и развитие площади
- Советское время
- Ансамбль площади
- Большой театр
- Малый театр
- Молодёжный театр
- Новая сцена Большого театра
- Административно-вспомогательный корпус Большого театра
- Вестибюль метро
- Гостиница «Метрополь»
- Гостиница «Москва»
- Южная сторона площади
- Ансамбль Театральной площади в Москве.
- Примечания
- LiveInternetLiveInternet
- Литература
- Театральная пл.
- Площадь перед большим театром называется
- 📸 Видео
Видео:Экскурсия по Театральной площади в Москве.Скачать
Театральная площадь
Театральная площадь — одна из красивейших и наиболее известных площадей Москвы, знакомая каждому горожанину по прекрасному скверу с фонтанами и величественному зданию Большого театра.
По своей значимости и ценности для города Театральная площадь вполне может сравниться с Красной, и не мудрено: растиражированные в открытках виды Большого театра, памятника Карлу Марксу и других местных достопримечательностей сделали её одним из культовых местечек на карте Москвы и навсегда прописали во всех путеводителях по столице. И это при том, что площадь и сама по себе отлично благоустроена!
Видео:Театральная Москва: экскурсия в Большой театр с прогулкой по Театральной площадиСкачать
Театральная площадь сегодня
Современная Театральная площадь включает 2 сквера, разделённых проезжей частью Театрального проезда: один из них расположен непосредственно перед зданием Большого театра, другой — через дорогу, ближе к площади Революции. Оба сквера располагают к прогулкам и отдыху: на них высажены деревья и кустарники, установлены лавочки и фонари освещения, разбиты клумбы.
Пространство перед Большим театром выстраивается вокруг построенного к 850-летию Москвы фонтана — в народе его называют Театральным фонтаном — из 3 чаш с вазами, расположенных на приподнятом подиуме посреди круглой вымощенной площади. Вокруг него по окружности установлены лавки для отдыха горожан, позади которых разбит газон с клумбами, яблонями и сиренью. От центральной круглой площади расходятся лучами небольшие аллеи. Чуть в стороне, рядом с Малым театром, установлен памятник Александру Островскому.
«Дальний» сквер, расположенный со стороны площади Революции, состоит из 3 аллей, на которых произрастают старые липы. Центральную аллею сквера украшают сразу 2 известных достопримечательности: 160-тонный памятник Карлу Марксу, вырубленный в цельной гранитной плите, и фонтан Витали — старейший действующий фонтан Москвы. Для отдыха горожан по обе стороны от памятника, вокруг фонтана и на аллеях установлены лавочки: несмотря на близость оживлённого Театрального проезда, здесь обычно бывает довольно тихо, поэтому сквер стал популярным местом для встреч и общения.
Доминантой архитектурного ансамбля площади стало здание Большого театра, от центрального входа в который по ровной линии выстраиваются аллеи обоих скверов. Помимо театра, ансамбль сформирован зданиями торгового дома «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), Малого театра, торговых рядов доходного дома Полторацкого и двух гостиниц: «Метрополь» и «Москва».
Видео:Большой театр за 22 минутыСкачать
История Театральной площади
История Театральной площади тесно связана с историей Большого театра, при строительстве и развитии которого её и обустроили.
Современная площадь частично захватывает территорию, где в прошлом протекала река Неглинная: на её левом берегу в 16-17 веках располагался Пушечный двор, а правый был занят жилыми дворами, то есть в целом местность была довольно рыхлой. После городского пожара 1737 года жилые дворы выгорели дотла, и на их месте появились новые, принадлежащие теперь городской знати: князьям Голициным, Черкасским, Лобановым-Ростовским и другим.
В 1775 году было решено обустроить в Москве несколько площадей вокруг Кремля и Китай-города, и на правом берегу Неглинной появилась небольшая Петровская площадь, названная так по улице Петровке, а спустя год губернский прокурор Пётр Урусов и предприниматель Майкл Меддокс, заручившись разрешением императрицы Екатерины II, начали на ней строительство Большого Петровского театра, чуть позже превратившегося в Московский Императорский театр. К сожалению, в 1805 году здание театра сгорело. Театр переехал в новый павильон на Арбатской площади, а сгоревшее здание восстанавливать не спешили.
Вернуться к восстановлению театра решили лишь в 1816 году, когда Комиссия о строении Москвы, созданная для ликвидации последствий пожара 1812 года, объявила конкурс на строительство нового здания. В конкурсе победил проект архитектора Андрея Михайлова, но его сочли слишком дорогим и чрезмерно масштабным, и за доработку проекта взялся Осип Бове, разработавший план послепожарной реконструкции Москвы. По замыслу Бове, новый театр должен был стать одним из композиционных центров города, для чего перед ним была запланирована большая прямоугольная площадь. Неглинная была заключена в трубу, трущобы — расчищены, болверки у стен Китай-города — срыты, и перед театром появилась большая Петровская площадь. Пространство вокруг площади застраивается симметричным классицистическим ансамблем; в 1820-х на площади появляется водоразборный фонтан, который в 1835 году украшают по проекту скульптора Джованни Витали. Тем не менее, значительная часть площади остаётся недоступной для горожан вплоть до 1911 года: на ней обустроили огороженный столбиками плац-парад.
В советские годы площадь переименовывают в площадь Свердлова. В разные годы на ней устанавливают памятники Александру Островскому (1929), Карлу Марксу (1961) и Якову Свердлову (1978, демонтирован в 1991), а архитектурный ансамбль площади дополняют новые корпуса гостиницы «Москва». В 1949 году на площади благоустраивают скверы, и она приобретает современную композицию.
После распада Советского Союза площадь не претерпевала значительных изменений: в 1991 году ей дали новое название — Театральная площадь, а в 1995 в рамках подготовки к 850-летию Москвы обустроили в сквере перед Большим театром новый фонтан («Театральный») — в таком виде она и дошла до наших дней.
Любопытно, что Театральная площадь, располагаясь в удобном месте в центре города и обладая прекрасным благоустройством, стала излюбленным местом встреч московских гомосексуалистов. Это самая старая «плешка» Москвы — собираться у Большого театра столичные геи начали аж с 1930-х годов.
Так или иначе, как и планировал Осип Бове, в наши дни площадь стала одним из композиционных центров города, превратившись в точку притяжения для горожан и туристов. Остаётся только догадываться, мог ли именитый архитектор предполагать, что когда-нибудь его творение станет настолько культовым и превратится в одну из самых посещаемых достопримечательностей Москвы.
Театральная площадь находится между улицей Петровка, Копьёвским переулком и площадью Революции. Добраться до неё можно пешком от станций метро «Театральная» Замоскворецкой линии и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской.
Видео:Площадь Большого театраСкачать
Проект ансамбля Театральной площади в Москве
У этого термина существуют и другие значения, см. Театральная площадь.
Театральная площадь | |
Общая информация | |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Округ | ЦАО |
Район | Тверской |
Метро | 01 Охотный Ряд, 02 Театральная |
Театральная площадь на Викискладе |
(в 1820-е годы —
Петро́вская пло́щадь
, в 1919—1990 годах —
пло́щадь Свердло́ва
) — площадь в центре Москвы. Располагается к северо-западу от площади Революции, между Театральным проездом, Петровкой и Копьевским переулком. На площади находятся Большой, Малый театры и Российский академический молодёжный театр[1].
Видео:Большой театр изнутри. Лучшие места Исторической сцены. #bolshoiСкачать
Содержание
- 1 История названия
- 2 История 2.1 Предыстория площади
- 2.2 Возникновение и развитие площади
- 2.3 Советское время
- 3.1 Большой театр
Видео:Москва. Прогулка по Театральной площадиСкачать
История
1760-е годы. Долина Неглинной к северу от бастионов Китай-города. Слева вверху — место будущей Театральной площади, справа вверху — Лубянская площадь, их разделяет прямоугольник Пушечного двора.
Предыстория площади
Современная Театральная площадь располагается непосредственно к западу от древнего русла реки Неглинной, делавшей в этом месте поворот к юго-западу, и частично захватывает собственно русло Неглинной, с 1819 года протекающей в подземной трубе по периметру площади.
В конце XV века на левом, восточном, берегу Неглинной был выстроен Пушечный двор, и рядом с ним — мост через Неглинную. В 1516 году Неглинную перегородили плотиной, устроив большой пруд ниже Пушечного двора, а в 1534—1538 годах была выстроена стена Китай-города. «Водяные ворота» Китай-города позволяли, в случае осады, забирать воду прямо из реки; в XVII веке они были заложены. В это время трасса улицы Петровки повторяла изгиб Неглинной — Петровка выходила на Большую Дмитровку — и на ней располагались торговые ряды, а к северу — церковь Спаса на Копье, давшая имя Копьевскому переулку[2].
В 1707—1708 годах бастионы Китай-города расширили, опасаясь шведского вторжения, а Неглинную пустили в глубокий искусственный ров.
В пожар 1737 года участки к западу от Неглинной выгорели дотла и были заняты дворами знати — князьями Черкасскими, Голицыными и другими[2]. Здесь же действовала школа архитектуры князя Ухтомского. В 1786 году спустили пруд на Неглинной, к 1792 году прорыли для неё новое искусственное русло.
Согласно плану 1775 года вокруг Кремля и Китай-города планировалось устроить несколько больших площадей, в том числе и на месте будущей Театральной. К тому времени на болверках выросли деревья, а их крутые откосы были укреплены деревянными балками[2].
В 1780 году князь Урусов и англичанин Медокс с высочайшего дозволения устроили в доме Голицына общедоступный Петровский театр (театр получил такое название по названию площади), действовавший до пожара 8 октября 1805 года (в этот день в театре давали «Русалку», и молва приписала пожар «бесовскому» спектаклю).
Возникновение и развитие площади
Местность вновь сгорела в сентябре 1812 года, и на этот раз на пепелище была запроектирована широкая площадь в современных очертаниях. 5 мая 1813 года для руководства строительством Москвы после пожара был утверждён специальный орган — Комиссия для строения в Москве. В мае 1814 года наблюдение за всеми постройками и заведование всей «фасадической частью» было возложено на архитектора О. И. Бове; фактически Бове поручили руководство всей архитектурной частью восстанавливаемой после пожара Москвы[3].
Согласно данному в 1816 году Кабинетом министров предписанию, Комиссии для строений следовало площадь перед Петровским театром «назначить регулярным четырёхугольником, как ЕИВ (Александр I) собственною высочайшею рукою на плане карандашом показать изволил»[4]. На утвержденном в 1817 году «Прожектированном плане столичного города Москвы» Петровская площадь показана в линиях, указанных Александром I, но фактически осталась в тех же пределах, что и до пожара 1812 года[5] 20 марта 1818 года московский главнокомандующий А. П. Тормасов утвердил подготовленный инженером Л. Л. Карбонье план Петровской площади[6].
Разработанное Осипом Бове архитектурное оформление площади с изменением её размеров относительно плана 1818 года было утверждено императором 10 ноября 1821 года[6] В 1817—1819 годах Неглинную между устьем и Трубной площадью заключили в трубу, а в 1816—1823 годах срыли земляные укрепления вокруг стены Китай-города, употребив землю на нивелирование будущей Петровской площади и проезда в сторону Лубянской площади (в некоторых местах уровень подняли на 4 метра)[7].
О. Бове. План перепланировки Театральной площади (1821)
В 1816 году к проектированию будущей Театральной площади был привлечён Осип Бове. Окончательный проект площади был утверждён в 1821 году. Согласно этому плану площадь должна была иметь вид прямоугольника, ограниченного по периметру четырьмя симметрично стоящими зданиями и разделённого по середине проездом. На продольной оси площади Бове расположил здание Петровского театра, а с противоположной стороны, под углом к китайгородской стене — сквер. Планировка площади под руководством Бове началась в 1816 году — за пять лет до окончательного утверждения проекта. К 1819 году Бове передал в Комиссию для строений проекты фасадов выходящих на площадь зданий. Продольные стороны площади ограничивали четыре двухэтажных корпуса с открытыми галереями в первых этажах, перекрытыми крестовыми сводами, которые зрительно расширяли площадь и предназначались под торговлю. Выходящие на проезд торцы зданий Бове акцентировал повышенными трёхэтажными объёмами с портиками. Одинаковый ритм этих корпусов должен был по замыслу Бове подчёркивать монументальность стоящего на площади театра[8][9][10].
В 1820—1824 годах три дома с одинаковыми фасадами были построены: дом Варгина на месте Малого театра, дом Полторацкого напротив и дом по другую сторону от проезда, принадлежавший тогда Сенатской типографии[10]. В 1840 году к северу от Театрального проезда, на месте современной гостиницы «Метрополь», был выстроен дом Челышева, замкнувший строго симметричный классицистический ансамбль. Уже в 1840-х годах все четыре корпуса, составляющие по замыслу Бове единый ансамбль Театральной площади, имели в первых этажах, вместо первоначально построенных открытых галерей, окна[11].
На площади изначально находился водоразборный бассейн Мытищинского водопровода, который в 1835 году украсили фонтаном работы И. П. Витали. На высоком цоколе с маскаронами-водомётами стояли четыре амура-путти — Трагедия, Комедия, Поэзия и Музыка. Изначально фонтан доставлял 17 тысяч вёдер воды в сутки, снабжал водой долговую тюрьму «Яму» и бани купца Челышева. В -м веке фонтан был остановлен, его работа возобновилась в 1995 году[12].
Бо́льшая часть площади, однако, была недоступна публике до 1911 года: здесь был обширный плац-парад, огороженный канатами на столбиках.
Рядом со стеной Китай-города работал птичий рынок, в 1851 году переведённый на Трубную площадь.
11 марта 1853 года Большой театр сгорел и был восстановлен к 1856 году по проекту А. К. Кавоса.
В последнюю четверть XIX века площадь утратила былую симметрию. Дома по юго-восточной стороне были перестроены и стали намного выше лежащего напротив Малого театра. В начале XX века на месте дома Челышева был выстроен «Метрополь», а в 1911 году на месте плац-парада устроили сквер.
Советское время
Вид на площадь Свердлова и Большой театр от площади Революции (август 1966 года)
С началом советской власти, в 1919 году площадь была переименована в площадь Свердлова.
В 1934 году пришлось вырубить сквер при строительстве первой очереди метро; к пуску станции «Площадь Революции» в 1938 году он был восстановлен.
В 1929 году перед зданием Малого театра был установлен памятник А. Н. Островскому (скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков по проекту Ф. О. Шехтеля). В 1978 году на площади установили памятник Я. М. Свердлову (скульптор Р. Е. Амбарцумян, архитектор Б. И. Тхор)[13]; в 1991 году памятник убрали.
В 1990 году площади вернули название Театральная площадь.
История архитектуры и градостроительства
СОЗДАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ
Главным мероприятием, намеченным планом 1818 года, было создание Театральной площади. Об устройстве Театральной площади, по словам Растопчина, «его величество удостоил заметить следующее: для расширения площади, примыкающей как к зданию бывшего театра Петровского, так и к дому Благородного собрания, дома, купленные у кн. Сибирского, и прочие, треснувшие и сгоревшие, — сломать по представлению»; кроме того, «предположение о возобновлении Петровского театра г. и. одобрить изволил». (Военно-Исторический архив (Москва). Комиссия строений. «Прожектированный план для урегулирования некоторых частей столичного города Москвы» Протоколы. 1813, 1814 гг.). Театральная площадь была расположена к северу от Кремля и Китай-города (по направлению роста города), в узле сходившихся к центру радиальных улиц. Она была вытянута по меридиану, ориентирована большой осью на башню стены Китай-города и, — в этом заслуга проекта Комиссии строений, — поставлена поперек ленты примыкавших к ней «полых» пространств (Охотного ряда и Театрального спуска). «Поперечное» положение площади сделало ее главной в цепи «полых» пространств, вытянутых вдоль крепостных стен Кремля и Китай-города. Она стала новым центром Москвы, связанным Красной площадью со старым центром — Соборной площадью. Эти три площади создали архитектурное ядро Москвы.
Театральная площадь была спланирована и застроена по проекту (1821) архитектора Бове. Она была прямоугольна: полтора квадрата в плане. Ее северная короткая сторона была замкнута статичным объемом Большого театра (построенного в 1824 году Бове по проекту академика Михайлова и восстановленного после пожара Кавосом в 1856 году). Обе длинные стороны площади были застроены четырьмя невысокими зданиями типа Малого театра, построенного Бове в 1826 году. Бесконечная цепь арочных проемов, устроенных в первых этажах этих зданий и заложенных впоследствии, своим развертывающимся по горизонтали «шагом» подчеркивала вертикальность и пластику мощной колоннады Большого театра, обращенной к югу и хорошо моделируемой солнцем. Невысокие здания Малого театра и его соседей придавали величие объему Большого театра. С южной, солнечной стороны площадь была ограничена лишь невысокой древней стеной Китай-города и открыта в сторону Красной площади. Перед стеной был устроен сад, из которого площадь и Большой театр казались особенно величественными. Южная, незастроенная сторона Театральной площади была архитектурно замкнута лишь высокими филигранными объемами монастырских соборов за стеной Китай-города. Позади них виднелись стройные шатры Василия Блаженного и Спасской башни. Сочетание соборов и башен Красной площади со строгими объемами театров придавало особую, «московскую» теплоту архитектуре Театральной площади. Театральная площадь была безусловно лучшим ансамблем московского классицизма. Предпосылкой для ее устройства послужило значительное развитие градостроительной техники, позволившее заключить реку Неглинную в подземную трубу и осушить прилегающую местность Неблагоприятные естественные условия были изменены в соответствии с общим градостроительным замыслом, продиктовавшим необходимость устройства городского центра на заболоченном месте. (Площадь была замощена и украшена фонтаном, вода к которому подавалась каналом Мытищинского водопровода, законченного в 1806 — 1811 годах).
Театральная площадь в первой половине XIX в. Схематическое изображение. Большой театр, восстановленный в 1856 г. арх. Кавосом после пожара. Гравюра Кавоса Большой театр. Современный вид Видео:Москва Театральная площадь перед Большим театром 🍎Скачать Ансамбль площади Большой театрОсновная статья: Здание Большого театра В 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Медокса[14]. В конкурсе приняли участие Л. Дюбуи, Д. Жилярди, Ф. Кампорези, П. Гонзаго, А. Н. Бакарев и другие архитекторы, однако ни один проект не был принят[15][16]. Победителем повторного конкурса был признан проект профессора Императорской Академии художеств А. А. Михайлова[17]. Однако проект Михайлова посчитали слишком дорогостоящим, к тому же задуманное им здание театра по своему масштабу, чрезмерно крупному, не соответствовало окружающей застройке. Переработку проекта поручили архитектору О. И. Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров, а также внёс существенные коррективы в его наружную и внутреннюю отделку[18]. Проект сооружения театра был утверждён 10 ноября 1821 года; ещё до его утверждения Бове приступил к постройке фундаментов театра по намеченному им плану, при этом часть фундаментов сгоревшего здания были сохранены[19][20]. 11 (23) марта 1853 года театр сгорел; от пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика[20]. К конкурсу на восстановление театра были привлечены архитекторы Константин Тон, А. С. Никитин, Александр Матвеев и главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос[21]. Победил проект Кавоса; театр был восстановлен за три года.[22]:3 В основном объём здания и планировка были сохранены, однако Кавос несколько увеличил высоту здания, изменил пропорции и полностью переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики.[20] Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи. Малый театрВ 1824 году по проекту Бове архитектор А. Ф. Элькинский перестроил для театра особняк купца Варгина, это здание на Петровской (ныне Театральной) площади и стало постепенно называться Малым театром, и поныне несет это имя. Первоначально здание было более узким из-за чрезмерной ширины Неглинного проезда. В 1838—1840 годах, после того, как были выкуплены примыкавшие участки, архитектор Константин Тон достроил здание до существующего ныне объёма и полностью изменил внутреннюю планировку[23]. Основная статья: ЦУМ (Москва) В 1857 году шотландцы Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз зарегистрировали товарный знак «Мюръ и Мерилизъ». С этого момента отсчитывается история ЦУМа. В 1880 году коммерсанты переехали в Москву и спустя три года в 1885-м открыли магазин дамских шляп и галантереи Мюр и Мерилиз. Два пожара — в 1892 и в 1900 году — повлекли за собой строительство нового здания. В 1908 году открылся семиэтажный магазин, построенный по проекту архитектора Романа Клейна в стиле неоготики. Молодёжный театрОсновная статья: Театр Шелапутина Доходный дом К. М. Полторацкого: Театр Шелапутина. Дом № 3 (№ 2 по Малой Дмитровке), памятник архитектуры (федеральный). Построен в 1821 году по проекту архитектора А. Ф. Элькинского, перестраивался в 1889 году архитектором А. С. Каминским и гражданским инженером С. И. Тихомировым и в 1902 году архитектором Р. И. Клейном[24] Новая сцена Большого театраОсновная статья: Новая сцена Большого театра Здание Новой сцены Большого театра строилось с 1995 по 2002 год на месте исторических многоквартирных домов[25]. В оформлении плафона зрительного зала использованы эскизы Леона Бакста в редакции Зураба Церетели[26]. Административно-вспомогательный корпус Большого театраЗдание бывшей гостиницы «Русь» построено в 1895 г. по проекту архитектора В.П. Загорского. Здесь расположены репетиционные залы и оперные классы. Соединён с Новой сценой подземным ходом. Вестибюль метроЗдание, в котором ныне находится совмещённый вестибюль станций «Охотный Ряд» и «Театральная», изначально было зеркальным отражением здания Малого театра. На угол площади выходила трёхэтажная часть, а севернее здание было двуэтажным. Дом был перестроен в начале XX века, когда им стало владеть Товарищество владельцев Охотнорядского и других домов в Москве. Директор-распорядитель товарищества, известный архитектор Р. И. Клейн, переделал фасады здания. Дом был вновь реконструирован в 1935 году по проекту Д. Н. Чечулина, в связи с устройством на первом этаже вестибюля станции метро «Охотный Ряд». На верхних этажах здания располагался музей Большого театра, а также общежитие театра. Гостиница «Метрополь»Основная статья: Метрополь (гостиница, Москва) Здание гостиницы построено в 1899—1905 годах по инициативе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова. В проектировании и оформлении гостиницы участвовал большой коллектив архитекторов, инженеров и художников. Первоначальный проект выполнил гражданский инженер Л. Н. Кекушев. Здание гостиницы — самое крупное в России общественное здание эпохи модерна и один из самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля. Многие архитектурно-градостроительные, композиционно-планировочные, конструктивные и декоративные приёмы, впервые в совокупности применённые при возведении «Метрополя», затем широко вошли в московскую строительную практику[27][28][29][30]. Здание «Метрополя» играет исключительно важную роль в формировании облика Театральной площади и площади Революции. Гостиница «Москва»Основная статья: Москва (гостиница в Москве) Для одной из первых пролетарских гостиниц был отведён участок в центре Москвы, ограниченный Охотным Рядом, Тверской улицей, площадями Революции и Свердлова. В последнюю очередь предполагалось снести здание гостиницы «Континенталь» и кинотеатра «Востоккино» по площади Свердлова. В 1931 году состоялся открытый конкурс проектов, который, однако, не принёс существенных результатов. Поэтому был назначен закрытый конкурс. Участники конкурса Б. Таут, А. А. Кеслер и И. З. Ванштейн исходили из необходимости сохранения сложившегося ансамбля площади с Большим театром как доминантой, однако это было сочтено явным недостатком проекта, поскольку предполагалось, что новой доминантой должна стать гостиница, которая также открывала проектируемую аллею Ильича, ведущую к Дворцу Советов. Согласно проекту Л. И. Савельева и О. А. Стапрана, на площадь выходил десятиэтажный корпус с полукруглым выступом в северной части для трибуны в виде портика с колоннадой. Также там предлагалось сделать мюзик-холл на 2000 мест. Этот проект и был выбран для реализации, однако мюзик-холл и трибуна так и не были построены, поскольку разрушали ансамбль площади. К строительству второй очереди гостиницы, включающей в себя корпуса по площадям Революции и Свердлова приступили только в 1970-х годах. Авторы проекта — А. Б. Борецкий, А. А. Дзержкович, И. Е. Рожин, Д. С. Солопов и В. А. Щелкановцева. Сначала были снесены все старые здания в зоне строительства. На площадь Свердлова вышел пониженный шестиэтажный корпус, размеры которого соизмерялись с размерами других зданий на площади. По мнению А. В. Рогачёва, он прекрасно вписался в ансамбль площади. В 2000-х годах, после сноса гостиницы «Москва», произошло частичное восстановление её фасадов. Фасад по Театральной площади был сильно изменён — стилизован под фасад стоящей напротив гостиницы «Метрополь», а соединения с остальными корпусами были сделаны в виде стеклянных вставок. Южная сторона площадиВидео:Театральная Москва. Онлайн экскурсия.Скачать Ансамбль Театральной площади в Москве.Театральная площадь явилась связующим звеном двух крупных градостроительных образований, охвативших Кремль и Китай-город. Бове создал в 1816-1824 целостный и законченный ансамбль в классическом стиле. Общая форма площади представляет собой прямоугольник с одной скошенной стороной-у Китай городской станы. Непосредственно у стены был запроектирован треугольный сквер, напротив центральное положение занимает Петровский(Большой театр), имевшим монументальный 8ми колонный портик. Театр был построен в 1825 по проекту Михайлова, переработанному Бове. Вокруг площади располагались невысокие двухэтажные сооружения (Сенатскую типографию и жилые дома )выполненные в едином стиле, выдержанный в одной высоте и с аркадой на первом этаже. По середине длинной стороны площади располагался сквозной проезд, отмеченный симметричными ризалитами зданий. Уравновешенность и строгость этого ансамбля подчеркивала живописность открывающейся от него панорамы Китай-Города и Кремля. 38. Планировка Петербурга при Петре I и генеральный план Леблона. В 20 г 18 в Петру удалось осуществить переход к регулярной планировке. Петербург изначально был крупным торговым узлом и в 1712 г становится столицей. Петербург строился как город с многоцентиричной структурой в которой не было ведущего элемента. Река Нева сыграла ведущую роль в решении планировочной структуры. Здания выстраивались в линию вдоль берегов, создавая протяженные речные фасады. Петербург – попытка создать гражданский город нового типа. В Петербурге соединялись несколько планировочных систем, характерных для нового русского градостроительства. Была создана крепость с развитой системой бастионов и правильной планировкой внутри. Улицы должны быть прямыми, дома ставились вдоль красной линии, вся застройка была строго регламентирована, этажность, материал. Застройка приемущественно из камня. 1715 г васильевский остров как центральная часть Петербурга.Вся территория острова расчленялась сетью каналов. Происходит установление связей между крупными архитектурными комплексами: от Адмилортейства к александро-невской лавре был проложен невский проспект и Вознесенский проспект , соединявщий столицу с ее пригородами. Теперь водные кольцевые магистрали оказывались пересеченными системой радиальных улиц. По проекту Трезини Предлагалось застроить наиболее парадными зданиями стрелку Васильевского острова, две квадратные площади в середине острова, а на западной части разбить регулярный парк.каналы расчленяли город на широкие кварталы с параллельной сеткой улиц. Концепция города-пространство, замкнутое в укрепленных границах, разделенное на регулярные, прямоугольные части. Их соотношение определяло градостроительную композицию.архитектурное решение застроики основывалось на повторении одной и тойже усадебной ячейки..Трезини создаеи несколько типов образцовых домов.(именитых-на набережной, между, подлых-бедное население-здания за фонтанкой). Фасадные линии с одним мотивом. Строительство по образцовым проектам было частью градостроительного приема для создания целостного облика Питера. На примере застроики Васильевского острова. Проект Трезини не решал проблему объединения в неразрывное целое всех существующих частей города. Предложение по созданию единой планировочной структуры Петербурга было сделано знаменитым мастером французского классицизма Ж. Б. Леблоном. Проект города Леблона представляет собой крепость овальной формы,ограниченная оборонительной линией.Вписывалась в существующий ландшафт. Внутри этой геометрическрй формы составлялась целая система павильных форм, парадных, соборных, торговых площадей и 5ти гаваней.Центр города располагался на Васильевском острове. Он представлял квадратную плщадь с дворцом каре от него отходили диагональные магистрали ведущие к 4 собора располагавшимся по углам большого квадрата и фиксирующих его. Основа композиции- сетка одинаковых квадратов. проект не был осуществлен. Петербург. Схематический план города, Д. Трезини. 1714-1715 гг. 1 – Васильевский остров; 2 – Петропавловская крепость; 4 – Александро-Невский монастырь; 5 – крепость Ниеншанц; 6 – регулярные предместья на правом и левом берегах Невы; 7 – дорога между Адмиралтейством и Александро-Невским монастырем (будущий Невский проспект). Петербург. План архит. Ж.. Леблона. 1717 г. 1 – дворец Петра I, в концах диагональных улиц, расходящихся от дворца, обозначены крестами церкви; 2 – торговые площади; 3 – гавани, окруженные складами; 4 – Петропавловская крепость; Видео:Украшение Большого театра на Новый год 2021 — инсталляции на Театральной площадиСкачать Примечания
Видео:Театральная площадь и Большой театр.Скачать LiveInternetLiveInternetЦитата сообщения Leonsija Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! Театральная площадь на старых фото (прогулки по Москве) Театральная площадь Москвы одна из самых популярных и красивых площадей Москвы и одна из самых старых. Здесь расположено целых три театра — Большой, Малый и Молодежный театры. В начале XIX века площадь называлась Петровской, по проходившей рядом улице Петровке. Изначально площадь поделена на северную и южные части, и по замыслу зодчего О.И. Бове, проектировавшего эту площадь после пожара 1812 года, южная часть должна была быть свободной и плавно сливаться со старой Китай-городской стеной. В принципе почти так и есть сегодня. Главное здание площади — Большой театр, построенный на месте сгоревшего в 1805 году Петровского театра архитекторами О.И.Бове и А.А.Михайловым. Театр открылся для зрителей 6 января 1825 года. В 1853 году он опять горел и был восстановлен в 1856 году архитектором А.К.Кавосом, с сохранением капитальных стен и знаменитой колоннады. Тогда же была установлена знаменитая скульптура Петра Клодта «Аполлон, управляющий квадригой». В данный момент театр опять перестраивается, нам обещают нечто грандиозное и необычное, лишь бы не получилось как всегда — памятник архитектуры станет нелепым новоделом. Парад на Театральной площади перед Большим театром Фото начала ХХ века Но вернемся к Театральной площади: многие годы площадь перед Большим театром использовалась под военные нужды — здесь регулярно устраивались парады и строевые учения. От театра она была отгорожена столбиками с канатами, а во время парадов возводились временные трибуны. В дни коронационных торжеств императора Николая II здание театра было подсвечено и украшено особым образом. Театральная площадь и Большой театр в Москве Начало ХХ века Большой театр в период коронационных торжеств в Москве в 1896 году В 1910 году Театральная площадь преобразилась — здесь было разбито два сквера — южный и северный. Центральной композицией южного сквера стал водоразборный фонтан И.П. Витали с аллегорическими фигурами, изображавшими Трагедию, Комедию и Музыку, построенный здесь в 1835 году. Северный же сквер получил свой нынешний фонтан в 1949 году при реконструкции площади архитектором В.И. Долгановым. Северный сквер перед Большим театром Водоразборный фонтан И.П. Витали в Южной части Театральной площади Вид сверху на Театральную площадь Фото 1926 года Вид на Большой театр и скверы перед ним 1932 год (умиляет песочница посредине, чего не может быть в наше время) В 1904 году по площади были проложены трамвайные пути и так было положено начало оживленному транспортному движению по ней. Трамваи исчезли с Театральной в 1946 году. Конка на Театральной площади Фото начала ХХ века Трамвайный круг на Театральной площади Вид Театральной площади с первыми автобусами 1930-е(?) Театральная площадь 1934 год Театральная площадь с памятником К.Марксу 1963 год После революции в 1919 году площадь получила новое имя: здесь установили памятник революционеру Я. М. Свердлову, после чего площадь переименовали. В 1991 году памятник был демонтирован, и площадь Свердлова вновь вернула свое историческое название. Здесь же в 1920 году был заложен памятник К. Марксу, который был установлен здесь лишь в 1961 году, автор памятника скульптор Л.Е.Кербель. Сам же сквер, южный, в 1934 году был уничтожен, а в 1949 году опять восстановлен на прежнем месте. Такие вот метаморфозы, хотя для Москвы это очень характерное явление — постоянно что-нибудь да и меняется. Видео:Москва. Прогулка по Театральной площадиСкачать Литература
Видео:My Edited Video. Москва. Большой театр и Театральная площадь.Скачать Театральная пл.Смотреть все фото (24)
Гиляровский. Театральная площадь Цитата. Владимир Гиляровский. Москва и москвичи
Распечатать информацию об объекте Одна из красивейших столичных площадей — Театральная — располагается между Театральным проездом, Петровкой и Копьевским переулком. Свое название площадь получила от находящихся на ней театров — Большого, Малого театров и Российского академического молодежного театра. В XV веке на месте нынешней площади находился пустырь, который периодически заливался Неглинной. Постепенно местность заселялась, был построен Пушечной двор. В XVI веке Неглинную перегородили плотиной, а позже была построена стена Китай-города, выполнявшая оборонительные функции. Со временем китайгородскую стену расширили, а Неглинную пустили в искусственное русло. Случившийся в этой местности пожар 1737 года, дотла выжег деревянные постройки, а после пожара здесь стала селиться московская знать — князья Черкасские, Голицыны и др. В 1776 г. бывшую усадьбу князей Голицыных, принадлежавшую уже Лобановым-Ростовским, купили князь П.Урусов и англичанин Медокс. В отремонтированном старом доме с высочайшего дозволения они открыли общедоступный театр. Театр получил название «Петровский» по близлежащей улице Петровке, ведущей от Высокопетровского монастыря к Кремлю. Театр сгорел в 1805 году, а новый построили спустя почти 20 лет , когда восстанавливали «послепожарную» Москву. В 1824 году архитектор О.Бове, руководивший восстановлением Москвы, возвел новое здание императорского Большого театра. Одновременно с ним на северо-западной стороне площади было построено здание Малого театра. Северо-восточная сторона площади в 1830-е годы была застроена подобным зданием, но жилым. В 1840-х годах на южной половине площади, там где теперь находится гостиница «Метрополь», был построен дом Челышева. Таким образом, на площади сформировался архитектурный парадный ансамбль в стиле позднего классицизма. С возведением театров поменялось и название площади — с 1829 года площадь стала именоваться Театральной. В 1835 году водозаборный бассейн, находившийся на площади, был украшен фонтаном работы И. Витали. Официальное название фонтана — Петровский — было дано по старому названию Театральной площади, но фонтан стали называть по фамилии автора скульптур — Витали. В 1853 году Большой театр вновь горел и был восстановлен по проекту А.К. Кавоса в 1856 году. На углу Петровки и Театральной площади в 1892 г. коммерсанты Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр открыли магазин, названный «Мюр и Мерилиз». Под этой вывеской он просуществовал до 1922 года. После революции национализированный магазин получил название ЦУМ (Центральный универсальный магазин). В настоящее время — это один из известных и крупных магазинов столицы. В начале XX века Театральная площадь претерпела изменения. В 1905 году была построена гостиница «Метрополь», а в 1911 году перед театром вместо огороженного палац-парада был разбит сквер. К 100-летию со дня рождения А. Н. Островского В 1923 году напротив Малого театра был заложен памятник. Монумент работы скульптора Н. А. Андреев открыли в 1929 г. В советское время, начиная с 1919 года и вплоть до 1991 год, площадь носила имя политического деятеля Я. Свердлова. В 1978 году на площади был установлен памятник Свердлову, который демонтировали в 1991 году. В то же время площади вернули название Театральная. В настоящее время площадь украшают два фонтана — это вышеупомянутый Витали и новый фонтан «Театральный», открытый к 850-летию столицы. К площади ведут улицы: Театральный пр., Охотный ряд, Петровка, Большая Дмитровка. Открыта станция метро Театральная. Заказать экскурсию по этому объекту Я здесь не былЯ здесь былМои заметки о посещении этого объекта Добавить в план посещенийДобавлен в план посещенийМой план посещений Видео:Когда был открыт Большой театр?Скачать Площадь перед большим театром называетсяТеатральная площадь «Грохот трамваев. Вся расцвеченная, площадь то движется вперед, то вдруг останавливается, и тысячи людских голов поднимают кверху глаза: над Москвой мчатся стаи самолетов — то гусиным треугольником, то меняя построение, как стеклышки в калейдоскопе». Одна из центральных площадей Москвы Театральная, имеет давнюю и очень насыщенную историю. До начала ее застройки здесь было сущее болото – оттого, что текла по площади – на месте нынешних ЦУМа и Малого театра, плавным изгибом пересекая площадь наискосок – река Неглинная, питая водой кремлевский ров. Но это не мешало торговцам в периоды, свободные от разливов, продавать по ее берегам цветы. Оттого и носила она долгие годы такое романтичное имя — Цветочная площадь. История Неглинки Однако москвичи не любили эту площадь: больно дурно пахло на ней, да и река Неглинка часто выходила из берегов, выплескивая на поверхность нечистоты, не раз служившие причиной эпидемий тифа. Журналист и исследователь Москвы Владимир Гиляровский, известный как дядя Гиляй, пишет об этом так: «Кроме «законных» сточных труб, проведенных с улиц для дождевых и хозяйственных вод, большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для спуска нечистот, вместо того чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве до устройства канализации. И все эти нечистоты шли в Москву-реку». Деревянный мост, переброшенный через речку в 1488 году, во времена сильных дождей и разливов реки был единственно возможным путем для прохожих и экипажей. Но даже продолжавшийся через всю площадь, он не был достаточно удобным для перемещения. Мост назывался Петровским в честь проходившей недалеко улицы Петровки (следом за ними и площадь получит свое новое название – Петровская). Но в 1516 году в южной части площади выроют пруд, Неглинную преградят плотиной, и она больше не будет затоплять площадь. Сор и нечистоты за плотиной будут продолжать копиться, а запах от них – все так же беспокоить прохожих. Но не городские власти, потому что под землю речку уберут только к концу 18 века, переведя ее в специально вырытый подземный канал. Да и тут история Неглинки еще не окончится. Канал станет выбрасывать сточные воды в Москву-реку, трубы подземной реки не будут чистить; безразличие властей к этому месту сделает его притоном для многих поколений преступников. «Я подтянул выше мои охотничьи сапоги, застегнул на все пуговицы кожаный пиджак и стал спускаться. Локти и плечи задевали за стенки трубы. Руками приходилось крепко держаться за грязные ступени отвесно стоявшей, качающейся лестницы, поддерживаемой, впрочем, рабочим, оставшимся наверху. С каждым шагом вниз зловоние становилось все сильнее и сильнее. Становилось жутко. Наконец послышались шум воды и хлюпанье. Я посмотрел наверх. Мне видны были только четырехугольник голубого, яркого неба и лицо рабочего, державшего лестницу. Холодная, до костей пронизывающая сырость охватила меня». Написанная им репортерская заметка о центральной подземной клоаке стимулирует приведение труб Неглинки в порядок. Но такие чистки будут требовать регулярного повторения. И река вновь окажется засорена, особенно у Малого театра. Лишь в 1926 году Моссовет очистит воды реки, и отведет ее от Малого театра. Застройка площади В своей удивительнейшей книге-ислледовании «Из истории московских улиц» Петр Васильевич Сытин рассказывает, что территория Театральной площади исторически относится к Белому городу. В 16-17 веках здесь жили главным образом бояре и дворяне, состоявшие на царской службе. Земля их называлась «белой» — значит освобожденной от земельных налогов. Стояли церкви и на площади. Напротив входа в нынешний РАМТ — каменная церковь Спаса Преображения, что на Копье (просуществовала до 1817 года). А напротив современной Большой Дмитровки и торца здания РАМТа, примерно там, где сейчас улица Охотный ряд переходит в Театральный проезд, 1458-м появилась церковь Анастасии Узорешительницы с кладбищем. В 1723-м Петр Первый, решительно перестраивающий Москву, запретит своим указом хоронить покойников в центре города, но кладбище при этом храме еще долгое время оставалось. Храм будет снесен в 1793 году по плану регулирования Москвы и созданию площади Охотного ряда. Вообще, город стал походить на город, а площадь на площадь именно при Петре. В 16 веке Москва еще деревянная, ее улицы вымощены деревянными бревнами. В 1700 и 1705 гг. Петр I издает указы о замощении улиц в пределах Бульварного кольца булыжниками. А с 1712 г. — о застройке Белого города каменными зданиями, примыкающими одно к другому. К концу 18-го века его самого уже не будет, но все его указы будут исполнены. Петр то запрещал, то наказывал строить в Белом городе каменные здания, покуда после его смерти, в 1728 году Верховный тайный совет не издал указ, по которому в Москве разрешалось возводить каменные и деревянные строения «кто какое похочет», и где захочет. Однако в конце 18 века на главных улицах Белого города стояли в основном все же каменные дома в 2-3 этажа, а в некоторых местах — настоящие дворцы. Улицы уже были покрыты булыжной мостовой и тратуарами из щебня, с наступлением темноты на столбах через каждые 20 метров горели масляные фонари (керосиновые лампы появятся на улицах в 1865-м, газовые – в 1869-м, а вот в 1896-м уже и электрическое освещение). Новой застройке способствовал и большой московский пожар 1737 года, когда все деревянные дворы сгорели. К середине 18 века двор между Пушкинской улицей (ныне Б.Дмитровка) и площадью принадлежал князьям Черкасским. Восточнее – на самой площади были дворы князей Туркестановых и Голицыных. Против Малого театра на площади дворы князя Сибирского. На месте сквера Большого театра стоял кабак «Петровское кружало». Напротив Б.Дмитровки на четной стороне нынешнего Охотного ряда в конце 18 века была школа подготовки архитекторских учеников князя Ухтомского. Вообще про бани надо сказать особо. В быту москвичи были чистоплотны, любили мыться и париться, и потому в Белом городе было много бань — и торговых, и во дворах. К югу от Петровского моста стояли две деревянные бани с журавцами, подающими воду из реки. А в1838-1842 гг на месте нынешнего «Метрополя» купец Челышев построил двухэтажный дом по фасаду похожий на Малый театр, внутри которого были все те же излюбленные москвичами бани! Пожар 1812-го – новая история площади Пожар 1812 года внес свои коррективы в проект площади. После него началось большое строительство под руководством архитектора О.Бове. Было построено много жилых домов в классическом стиле, украшенных колоннами, лепниной, барельефами. Москва была в то время дворянской столицей и обслуживала большей частью дворян, оттого в Белом городе, помимо особняков и дворцов, располагались дворянские учреждения: и Университет, и Благородное дворянское собрание, и, Манеж, и, конечно же, театры – которые строились все в том же классическом стиле. Улицы кое-где покрылись асфальтом. В 1817-1821 годах на месте дворов, церкви Спаса на Копье и Петровской улицы была спланирована площадь в современных очертаниях. На месте театра Медокса (купившего вместе с князем Урусовым дом Голицына и устроившего в нем Петровский общедоступный театр) в 1824-м архитектор Бове строит Большой театр, и в том же году — Малый театр, сдававшийся в аренду театральной дирекции и приобретенный ею в казну только в 1830-м. На площади по сторонам проезда в Охотный ряд стояли каменные дома. На северном углу – дом К.М.Полторацкого, построенный в 1821 году (ныне – здание РАМТа), на южном – Сенатской типографии (1818-1821 гг). В 1830-х гг их обязали сделать свои фасады подобными Малому театру. С 1829 года площадь носит уже название Театральной – по театрам, находящимся на ней. Надо сказать, что Театральная площадь жила своей особой – театральной жизнью. У нее было даже специальное отопление во время зимних спектаклей. Тогда у театров ставили «печи ради проходивших и ночных сторожей». Возле них грелись кучера, ожидавшие своих господ, сторожи, дворники и просто прохожие. В марте 1853-го случился очередной пожар. По недосмотру во время репетиции загорелся Большой театр. Новое здание, отстроенное архитектором Кавосом в 1856 году, увеличила вместимость театра до 2500 мест. В 1840-х застройка площади имела строго симметричный архитектурный ансамбль. Правда, со времен 16-17 веков, когда вдоль Неглинки шли Мучной и Житный ряды, привычка торговать в этом месте осталась. Так у Китайгородской стены еще стояли лавочки, продававшие цветы, саженцы семена. Но в 1851-м они были насовсем переведены на Трубную площадь. История здания РАМТа К одной театральной дирекции оказались прикреплены три театра. Помимо Большого и Малого, театр Московского артистического кружка под руководством Александра Николаевича Островского. Театр разместился в бывшем доме Полторацкого, принадлежащем теперь купцу Бронникову. Об Артистическом кружке, располагавшемся в стенах нынешнего РАМТа, пишет Владимир Гиляровский, вспоминая Москву 1880-х годов: «Кружку принадлежал ряд зал и гостиных, которые образовывали круг с огромными окнами на Большую Дмитровку с одной стороны, на Театральную площадь — с другой, а окна белого голицынского зала выходили на Охотный ряд. В 1882 году здание арендует известный на всю Москву антрепренер, режиссер и актер Михаил Валентинович Лентовский и вносит значительные изменения во внешний и внутренний вид театра. У спроектированного Ф.Шестаковым (при участии О.Бове) здания появляется третий этаж. По заказу Лентовского архитектор Б. Фрейденберг перестраивает дом, значительно изменив его облик и увеличив вместительность театра. Лентовский переносит сцену на ее теперешнее место. Сооружает сценический круг, придуманный Гордоном Крегом, и внедренный в русский театр Станиславским. Лентовский делает и декоративную отделку внутренностей театра: стены зрительного зала в те годы были выкрашены в белый цвет, а голубой занавес украшен розовыми амурами. Однако в 1885-м театр Лентовского закрывается из-за отсутствия средств. С 1886 по 1898 год театр называется Шелапутинским — по имени одного из владельцев, в нем гастролируют различные труппы. В 1898 году это помещение занимает Новый императорский оперный театр, в начале века здесь дает спектакли Частная опера Зимина, а в 1909-м – драматический театр Незлобина. В 20-е годы 20 века здесь идут оперные и балетные спектакли Большого театра, а в 1924-м здесь обоснуется Первая студия Художественного театра – МХАТ II, возглавляемая любимым учеником Станиславского – Михаилом Чеховым. После студии МХАТа помещение театра переходит к новому хозяину. В 1921 году создается Московский театр для детей. Его руководителем становится семнадцатилетняя Наталья Сац. А в 1936 году, в день рождения Сталина, театр получает новое название — Центральный детский и новое помещение – на Театральной площади, 2. В 1980-м художественным руководителем театра становится Алексей Бородин, при котором театр в 1992 году получает свое нынешнее имя — Российского академического Молодежного. 20 век Двадцатый век внес свои изменения в историю и внешний вид Театральной площади. В 1904 году по ней в разных направлениях пустили трамвайные линии. В предреволюционные годы площадь стала удобным местом для митингов и демонстраций рабочих. В 1917 году ее взяли штурмом большевики и заняли все, находящиеся на ней здания. А в 1919 году она стала называться площадью Свердлова, в честь одного из руководителей Советского правительства. Память об этих событиях и о значении площади в ту бурную и кровавую эпоху – памятник Карлу Марксу, которого издалека так легко и так хотелось бы принять за поэта Волошина. Первый камень в основание памятника был заложен во время первого в мире субботника 1 мая 1920 года. Правда, его открытие состоялось лишь спустя 40 лет — в 1961 году. После революции в центр города были переселены более 300 тысяч рабочих с семьями с окраин, и это в корне изменило и состав населения, и внешний вид Белого города. Толпы народа в белом городе увеличивались, в Городской думе поднимался вопрос о метрополитене между центром города и вокзалами, решившийся лишь в 1931 году решением пленума ЦК ВКП(б) о сооружении метрополитена в Москве. В 1935 году состоялось открытие первой очереди метро — от станции «Сокольники» до «Парка культуры», открывается станция метро «Охотный ряд» с выходом в здание Центрального детского театра. Так в 1930-х извозчики совсем исчезли с улиц Москвы, времена, когда у Леонида Утесова и его Маруськи «искры сыпались с булыжной мостовой», остались далеко позади. В 1898 – 1907 годах на месте этого дома купца Челыщева (с теми самыми банями) Петербургским акционерным обществом была построена гостиница «Метрополь» в стиле модерн с врубелевской «Принцессой Грезой» на фронтоне. 1910-1911 на месте «плац-парада» были разбиты два сквера. В 1913-м у стены Китай-города был третий сквер – «розариум» со множеством кустов штамбовых роз. Кстати, всем известный ЦУМ (а до этого Мосторг) родился из первого в городе универсального магазина «Мюр и Мерилиз», названного по фамилиям своих владельцев Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза. В этом огромном готического стиля здании, построенном в начале 20 века, можно было найти абсолютно все – одежду, обувь, парфюмерию, ювелирные изделия, предметы дизайна интерьера – все самых лучших отечественных и европейских марок. У входа в Малый театр в 1929 году устанавливается памятник Александру Николаевичу Островскому, которого Гиляровский назовет «единственным в Москве бронзовым домовладельцем». Ну а раз уж мы хоть и опосредованно, но говорим о театре, то позволим себе в конце статьи маленькое отступление. Всего лишь перейдем на другую сторону дороги – наискосок от театра. Правда, сегодня нам придется сделать приличный крюк, чтобы добраться до подземного перехода у Госдумы, а в 1782-м от Театральной до этого места было совсем недалеко. Напротив здания Исторического музея стоял двухэтажный дом купца Горюнова, снизу он был ничем не примечателен, и его скобяные лавки никто бы и не вспомнил, если бы не второй этаж. В нем-то и располагалась знаменитая на всю Москву кофейня Печкина, сыгравшая значительную роль в литературной и театральной жизни Москвы. Профессора МГУ, студенты, писатели, артисты собирались здесь вечерами и горячо обсуждали литературные новинки и последние театральные постановки. Но самое главное и интересное для театралов, что в свое время тут бывали Герцен и Белинский, спустя годы оживущие в спектакле-трилогии Алексея Бородина «Берег утопии». Как будто просто перейдут дорогу и окажутся на сцене любимого РАМТа. Наши дни Шесть последних лет исторический облик Театральной площади скрывали от нас леса и строительные постройки, выросшие на площади по причине ремонта Большого театра. Его открытие запланировано на конец октября 2011 года, и в связи с этим не так давно площадь освободили от загромождений. Для настоящих театралов – это настоящее счастье и эстетическое удовольствие – прийти в любимый театр, не обходя заборы стройки, обозревая всю площадь и необыкновенной красоты здания, стоящие на ней, погружаясь в атмосферу былой Москвы, когда по мостовым проносились коляски, на площади торговали цветами, а элегантно одетые дамы и кавалеры изучали через лорнет афишу на ближайший месяц. 📸 ВидеоБОЛЬШОЙ ТЕАТР МОСКВА Театральная площадьСкачать Площадь у Большого театраСкачать Круг Света Большой Театр Театральная площадьСкачать [Saint Petersburg 4k] К Театральной площади.Скачать Москва театральная. Четыре театра на одной площадиСкачать Фонтан на Театральной площадиСкачать Театральная площадь. Зарождение большого театраСкачать |