- Свердловская площадь Парижской коммуны
- Памятники раннего Свердловска. История, фото, газетные вырезки того времени.
- 15 июля 1919 г
- Площадь Уральских коммунаров
- Памятники Степана Эрзи в Свердловске
- Мемориальные (именные) доски, посвященные вождям и учителям коммунистической революции
- Памятники писателям
- Памятники — подарок к 200-летнему юбилею города
- История создания памятника Якову Свердлову (товарищу Андрею)
- Площадь парижской коммуны свердловск
- 📽️ Видео
Видео:1920-е в Екатеринбурге / Свердловске | Фото до и послеСкачать
Свердловская площадь Парижской коммуны
Площадь Парижской коммуны в Екатеринбурге Дом промышленности и торговли ограничивает с востока своим самым старым корпусом, построенным в 1930е годы. Досоветское название площади Дровяная, еще раньше она называлась Щелковской. Впервые на планах города площадь появилась в 1779 году как место для торговли строительными материалами и лесом. В 1896 году на ней был построен деревянный цирк, в котором давались не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В начале ХХ века в здании этого цирка показывали первые сеансы кинематографа. TATLIN рассказывает о трансформациях площади в первой трети XX века и ее связи с проектом нового городского театра, вызвавшего в свое время бурную реакцию общественности. Больше фактов, историй и архивных снимков, связанных с площадью Парижской коммуны и близлежащими памятниками конструктивизма, читатель найдет на страницах обновленного путеводителя по архитектуре Свердловска 1920-1940-х годов, выход которого можно поддержать на сайте planeta.ru.
Первый проект театра на Дровяной площади был разработан городским архитектором Ю. О. Дютелем в 1898 году. Однако у города на осуществление этого проекта не хватило средств, и только в 1903 году Городская дума обратилась в Московское общество архитекторов с просьбой объявить Всероссийский архитектурный конкурс на разработку проекта театра. Победил в конкурсе проект гражданского инженера В. Н. Семенова из СанктПетербурга. Однако к строительству театра приступили только в 1909 году. Строительными работами руководил инженер-строитель К. Т. Бобыкин. Ему и городскому архитектору И. К. Янковскому принадлежали оформление интерьеров театра, а также некоторые изменения проекта В. Н. Семенова. Театр открылся в 1912 году и считался одним из лучших в России. С возведением театра площадь была переименована в Театральную. Здесь городским архитектором Янковским в 1911 году планировалось размещение на южной границе площади (место гостиницы «Большой Урал») здания музея Уральского общества любителей естествознания.
Строительство 15-этажной башни Дома промышленности и торговли в Свердловске. 1930-е годы
Здание нового городского театра как одно из самых представительных в городе сразу же было задействовано новыми властями: здесь, в частности, была объявлена Советская власть в Екатеринбурге.
В 1930-е годы по перспективному плану развития «Большой Свердловск», когда город реконструировался в соответствии с концепцией социалистического города, Театральная площадь была выбрана главной и стала застраиваться как административный центр города и всей Уральской области.
Важное значение в выборе ее в качестве нового городского делового центра имело положение площади по отношению к главному проспекту и сообщение с другими перспективными для строительства частями города: Втузгородком, Сенной площадью, где проводились красноармейские парады, с индустриальным объектом государственной важности — «Уралмашстроем» (по ул. Луначарского).
Строительство 1, 2 и 3 блоков Дома промышленности и торговли вдоль ул. Мамина-Сибиряка, вид из сквера за оперным театром. 1930-е годы
По мере сноса ветхой деревянной застройки вокруг Театральной площади появилась возможность возведения грандиозного ансамбля. Новое название — площадь Парижской коммуны — объясняется характерной для того времени пропагандой интернационализма. Это подтверждается появлением в других частях города площадей Финских, Испанских, а также Уральских коммунаров. В центре площади был поставлен памятник парижским коммунарам, но скоро разрушился и был заменен памятником Свердлову.
Площадь Парижской коммуны планировалась гигантских размеров, утверждая новый градостроительный масштаб. При этом ее пространство симметрично углублялось «карманами» по сторонам главного проспекта, а застройка по периметру занимала территорию двух кварталов, ограниченных улицами Луначарского, Первомайской, Малышева, Красноармейской. Архитектурный образ площади создавался взаимодействием гигантских зданий Дома промышленности и Синтетического* театра. Откуда в середине 1930х появилось новое неофициальное название площади — «Площадь двух театров». Здесь же, на возвышенном участке ландшафта, в 1925–1926 годах планировалось строительство Дома Советов (Облисполкома), позднее перенесенного на площадь Труда.
Большой синтетический театр в Свердловске. Конкурсный проект. 1931 год. Архитектор – М. Я. Гинзбург
Синтетический театр должен был вмещать все взрослое население города и выполнять организующую функцию по отношению к его центру. По условиям конкурса, здание Синтетического театра должно было располагаться на противоположной стороне проспекта Ленина в границах улиц Мамина-Сибиряка, Первомайской, Луначарского, на месте современного Института гуманитарных наук и искусств Федерального госуниверситета им. Бориса Ельцина (бывший Уральский госуниверситет).
Кстати, попытка строительства подобного масштаба театральных зданий была предпринята только в четырех индустриальных центрах Советского Союза: Свердловске, Ростове-на-Дону, Харькове и Новосибирске.
Конкурс на лучший проект Синтетического театра был важным событием в архитектурной жизни Свердловска. Театр должен был совмещать целый ряд сценических функций: театральных постановок, концертов, зрелищ и представлений. Для каждого события здание должно было трансформироваться с помощью современных технических механизмов. В конкурсе участвовали самые влиятельные творческие группировки Москвы и Ленинграда. Среди участников конкурса – знаменитые архитекторы: братья Г. и М. Бархины, М. Гинзбург, И. Голосов, Н. Ладовский, Д. Фридман. Свердловские архитекторы – Г. Голубев, С. Домбровский, Е. Коротков участвовали в качестве авторского коллектива.
Вид на Дом промышленности и торговли из окон жилого дома, с противоположной стороны улицы Малышева. 1970-е годы
Партийная конференция, обсуждавшая результаты конкурса, вынесла решение о том, что ни один из проектов полностью к постройке не мог быть принят, поскольку в каждом из них была «… утрирована полифункциональность и запланировано оснащение дорогостоящими механизмами, осуществляющими трансформацию театрального пространства».
Предназначенный для строительства театра участок пустовал до середины 1950-х годов. В 1953 году началось строительство крупного конторского здания Уралоблсовнархоза, через 10 лет переданного Уральскому госуниверситету.
Застройка площади по периметру общественными зданиями служила обрамлением этих двух сооружений-гигантов. Южная сторона застраивалась гостиничным комплексом, восточная – Городком чекистов и Клубом строителей, западная – комплексом Дома печати и жилыми домами. По первоначальному замыслу функционального использования здания Дома промышленности объем по ул. Малышева был запланирован как гостиничный корпус для многочисленных руководящих работников, приезжающих из отдаленных территорий Уральской области.
Впоследствии этот корпус был также предназначен для офисных помещений, а в соседнем квартале в границах улиц Мамина-Сибиряка, Малышева и Красноармейской был запланирован гостиничный комплекс из двух зеркально расположенных объемов с дворомсадом в центре. Осуществленный по конкурсному проекту С. Захарова и В. Смирнова гостиничный корпус «Большой Урал» главным фасадом обращен к скверу оперного театра и главным входом ориентирован на Дом промышленности и торговли. В пояснительной записке к проекту авторы писали: «… главный вход в вестибюль преднамеренно смещен от центра фасада ближе к Дому промышленности». Кстати, осуществленный вариант проекта имел значительное сходство с конкурсным проектом знаменитого советского архитектора И. Голосова. На лучший проект здания гостиницы в Свердловске также объявлялся всесоюзный конкурс в 1932 году.
Строительство 1, 2 и 3 блоков Дома промышленности и торговли вдоль ул. Мамина-Сибиряка. Вид с пересечения ул. Мамина-Сибиряка и пр. Ленина. 1930-е годы
Расположение жилого комплекса «Городок чекистов» с восточной стороны площади также не было случайным, поскольку проживающие здесь сотрудники спецслужб контролировали деятельность специалистов многочисленных головных учреждений, руководящих экономикой и индустриальным развитием края. Есть основания предполагать, что закрытую и охраняемую территорию Городка чекистов и Дом промышленности и торговли связывали подземные коммуникации и переходы. Композиционная доминанта городка — гостиница «Исеть» — эффектным фасадом полуцилиндрической формы ориентирована на площадь.
С другой стороны проспекта восточную границу площади формировал комплекс Клуба строителей. Небольшая площадь, образованная объемами клуба, была направлена к угловой части Дома промышленности с башней.
Видео:Площадь парижской коммуны, Екатеринбург.Скачать
Памятники раннего Свердловска. История, фото, газетные вырезки того времени.
Для знатоков истории Екатеринбурга размещаем очень интересную статью о ранних памятниках Екатеринбурга от Евгения Бурденкова.
Видео:БЫВШАЯ ДРОВЯНАЯ ПЛОЩАДЬ В 1919 ГОДУ ПЕРЕИМЕНОВАНА ПЛОЩАДЬ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ ЕкатеринбургСкачать
15 июля 1919 г
«15 июля 1919 г. Екатеринбург был освобожден от армии Колчака. В последующем дата «15 июля» будет главным городским революционным праздником в 1920-1930-е годы — практически новый день рождения города. К этому дню приурочивали разные важные события в жизни города (открытие памятника Свердлову, начало строительства и торжественное открытие завода Уралмаш).
Видео:КОНСТРУКТИВИЗМ| Мировой бренд Екатеринбурга| СвердловскаСкачать
Площадь Уральских коммунаров
С культом празднования «15 июля» непосредственным образом связана площадь Уральских коммунаров, ведь на ней расположились братские могилы погибших при освобождении Екатеринбурга от армии Колчака красноармейцев. Первым монументом на площади стала вот эта странная конструкция. Предварительно, можно сказать, что она могла здесь находиться с осени 1919 г. по май 1920 г. Важно отметить, что на месте братских могил в течение двадцатого века сменится немало памятников.
1 мая 1920 года открыты сразу несколько памятников авторства С. Эрьзи в разных точках Екатеринбурга. Один из них — на площади Уральских коммунаров. У него очень недолговечная судьба. Считается, что он был демонтирован в этом же году — через несколько месяцев. В чем причина? Я слышал 2 версии.
1. Скульпутру женщины под воздействием дождей размыло. Эту версию можно считать байкой.
2. Этот памятник не устроил власти нашего города. Более реально, ведь тоже самое случится и с памятником С. Эрьзи «Освобожденный труд» на пл. 1905 г.
PS. На фотографии открытия видно, что памятник был установлен вдали от братских могил — они в левой части снимка.
Еще один памятник Уральским Коммунарам на одноименной площади. По мнению В. Зайцева авторство за «коллективом художников» под руководством С. Эрьзи. Представляет из себя композицию: рабочий рвет пасть гидре капитализма. Для постамента использована глыба натурального гранита, а на мемориальной табличке выбит текст «Среди целого ряда безвестных героев здесь похоронены товарищи Л. И. Вайнер, А. А. Кузьмин, С. И. Дерябина, З. Осколкова, Г. С. Нагорничевский».
Монумент простоял с 1920 по 1927 год. Перед 10-летием Октября находящийся в плачевном состоянии памятник демонтировали. Вообще, общее ощущение от газетных заметок и фотографий того времени — за памятником и братскими могилами ухаживали очень плохо. По большому счету, это был большой пустырь с памятником по центру.
Фото отсюда https://www.nakanune.ru/news/2015/07/21/22408539/
Разобраться, что было на площади Уральских коммунаров в 1920-е годы крайне сложно. Фотографий того периода сохранилось очень мало. Данные из газет противоречивы. Помимо памятника Уральским коммунарам, о котором говориться выше, в разное время было еще несколько мемориалов.
1. Памятник Леониду Вайнеру. Похож на стандартный надгробный мемориал.
2. Памятник Ивану Каляеву. Непонятно, как он выглядел, есть только упоминание о его демонтаже.
3. Памятник В. И. Ленину. Видимо, временный. Устанавливался в 1924 году.
Из книги: С.Захаров. Это было недавно… Записки старого Свердловчанина.
Плюс ко всему на месте были разбиты цветники и установлена трибуна для выступлений. Есть видео с торжественных мероприятий на площади Уральских коммунаров 1924 г. Раритет.
Братские могилы на пл. Уральских коммунаров, 1927-1929. ГАСО
Памятник Карлу Марсу на площади 1905 года. Автор — Степан Эрьзя. Памятник установлен 26 января 1920 года.
Через несколько месяцев — перед первомайскими торжествами — перемещен на площадь Народной мести, где простоял до середины 1930-х гг.
Что касается этой фотографии, то ее автор — Ф. Ф. Сыромолотов, к тому времени бывший нарком финансов Уралсовета (1918), будущий член Президиума Госплана СССР (1932-1938).
Видео:Лекция Ксении Стасюк «Свердловск 1920-х. Прогулка».Скачать
Памятники Степана Эрзи в Свердловске
«Памятник Освобожденному труду», автор — Ст. Эрьзя. Установлен 1 мая 1920 г. на площади 1905 г. Демонтирован в июле 1926 года.
По этому поводу в Уральском рабочем выходит большая статья. Текст очень хорошо передает стилистику газеты в 1920- е годы: безжалостная критика, грубоватая «толстая» сатира и безапелляционность высказываний. Я даже решил его полностью перепечатать. Фактическим данным, приведенным в статье, доверять особенно не стоит. История про происхождение памятника, по всей вероятности, байка. Вот так с легкой руки журналиста могут получаться городские легенды.
__________________________________
О таинственном «Белом» на площади…»
: «За нарушение благоустройства города Свердловска (преступное деяние, непредусмотренное пока ни старым, ни новым Уголовными кодексами) Горсовет приговорил голого каменного человека, проживавшего с 10-го года на площади 1905 года к строгой изоляции в музей.
Перенесение осужденного в музей сопряжено с целой процедурой, очень похожей на казнь.
Приготовления к казни уже начались. С сегодняшнего дня отдел благоустройства вокруг лобного места возводит леса. Казнь продлится несколько дней… Сама съемка осужденного будет произведена ночью. Каменный преступник положен будет на специальную телегу, на которой его и перевезут в изолятор.
Для съемки предварительно придется поставить специальные козлы, на козлы будут помещены тали, которыми голый человек будет поднят со шпилей кверху и дальше на лебедке спущен на телегу.
Любопытно вскользь остановиться сейчас на «биографии» этого памятника. Появился он у нас в городе совершенно случайно. Дело было не то в 19, не то в 20 году. Точно мало кто помнит даже из старожилов. Появился он, говорят, по следующему случаю: был большой праздник, не то Октябрьской Революции, не то 1 Мая. Дела на фронтах были хороши. Свердловскому пролетариату хотелось отпраздновать свой праздник возможно помпезнее. Для торжества не хватало памятника. Буржуазный Екатеринбург в этом отношении не оставил нам никакого наследства. И вот решено было в срочном революционно порядке:
— Даешь памятник!
Прослышали, что в Мраморной работает известный художник тов. Эрзе, очень ценимый тов. Луначарским, над какой-то скульптурной группой, в композицию которой входили несколько человеческих фигур, кажется девять.
Поехали в Мраморную. Действительно, тов. Эрзе работает над героической группой. Попытались заказать ему памятник или даже просили отдать Свердловску всю эту группу, но скульптор заявил, что группа будет готова лет через пять. Это ни в какой мере свердловцев не устраивало. На счастье или несчастье, у Эрзе оказалась готовой второстепенная фигура группы. Та самая, которая в течение последних 5-6 лет и красовалась на площади нашего города.
Время тогда было горячее. Что будет завтра — неизвестно. И решили по случаю отсутствия чего-либо подходящего водрузить в качестве памятника.
Замечательно, что до настоящего времени никто не знает, что должен был изобразить этот памятник.
Приговор над каменным памятником вынесен Горсоветом по настоянию рабочих. Долго обсуждался вопрос к какой мере наказания его приговорить. Были предложения разбить, уничтожить, расстрелять так сказать, но Горсовет нашел ряд смягчающих вину обстоятельств и уничтожение заменил музейной изоляцией.
Много разговоров вызвал также вопрос о квалификации преступления каменного человека. Некоторые квалифицировали его стояние в голом виде посреди города, как явное неуважение к обществу, другие — как нарушение благопристойности и, наконец, последнее время деяния каменного человека расценивались как явное хулиганство.
Итак, дни и часы каменного человека сочтены. Вчера фотографы снимали его в последний раз. Р. К-ий».
«По воспоминаниям одного краеведа, который видел «ваньку» в 30-е гг. Он лежал распиленный на три части в деревянном ящике около музея УОЛЕ на Воеводина. По его словам из «Ваньки» сделали бюсты Чайковского (стоит около одноименного училища) и мелких партийных боссов… Вот вам еще одно городская легенда.» замечание знатока.
Памятник «Кузнец мира», С. Эрьзя. Открыт 1 мая 1920 года. «Могучая статуя с мощными мускулами, лицом упрямой воли, напряженной мысли» — так описывали этот памятник в Уральском рабочем за 18.04.1920. Был сделан из недолговечных материалов, поэтому к середине 1920-х выглядел очень плохо.
В сентябре 1927 года — принято решение о сносе памятника, так как он мешал постройке трамвайной линии
фото отсюда https://biblio-on-line.blogspot.com/2018/11/blog-post_77.html
Памятник Парижской Коммуне. Автор — С. Эрьзя. Памятник установлен 1 мая 1920 года на одноименной площади. Демонтирован скорее всего в первой половине 1927 года. На фотографиях его плохо видно. Как он выглядел, можно понять из описания, приведенного в газете «Уральский рабочий» за апрель 1920 г.: «Спешно выполняются к предстоящему празднику 1 Мая и барельефы для памятника парижским коммунарам, который будет поставлен на площади перед городским театром им. Луначарского. Изготовляются четыре барельефа. Первый барельеф представляет копию деталей из памятника парижским коммунарам Бартоломэ на кладбище Пер-Лашез, второй барельеф — «Под защитой оружия» — сцену из боевой жизни парижских коммунаров, защищающих женщин и детей; третий барельеф — баррикады и четвертый, символизирующий всю беспощадность победительницы буржуазии, — «Онемели от ужаса». Барельефы выполняются под личным наблюдением т. Эрьзи».
Уральский следопыт № 3, март 1964 г., с. 31
Видео:ЛЕДЯНОЙ ЕКАТЕРИНБУРГ 🧊 Прогулка По Городу Во Время Снегопада | Зима (Январь 2024)Скачать
Мемориальные (именные) доски, посвященные вождям и учителям коммунистической революции
Мемориальные доски К. Маркса, Ф. Энгельса, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Л. Вайнера, Н. Толмачева, Я. Свердлова . Мемориальные доски революционерам были установлены по решению Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов от 12 марта 1920 г. Авторы мемориальных досок — С. Д. Эрьзя, Ф. Г. Самарин, Е. В. Ваулина, И. А. Камбаров, Шапошников. Отлиты на Каслинском заводе мастером С. Кашириным. Были открыты 7 ноября 1920 года. Доски разместили на тех улицах, которые переименовали в честь выше названных еще в ноябре 1919 года. В качестве сопровождения привожу цитату из статьи Уральского рабочего (10.11.1920) об открытии мемориальных досок. «В праздник октябрьской годовщины екатеринбургские пролетарии, на конец сделали то, чего так давно не хватало в Екатеринбурге и что должны, по примеру екатеринбуржцев сделать пролетарии всех других городов Республики — установление мемориальных (именных) досок на улицах города, посвященных вождям и учителям коммунистической революции.
Открытием мемориальных досок проведен первый удачный опыт монументальной пропаганды с использованием литейного Каслинского завода в целях восстановления на нем художественного литья, использованного для этой монументальной пропаганды.
Хотя работа с отливкой досок, изготовленных по образцам местных скульпторов, произведена спешно и не удалось достигнуть желательной чистоты отливки, все же доски производят очень хорошее впечатление рельефными портретами вождей и соответствующими названиями, будя в трудящихся революционное сознание и жажду борьбы для победы коммунизма.
Для открытия досок, согласно особого церемониала, члены городского совета, губисполкома, профессиональных союзов, партийных комитетов, беспартийной губернской конференции, коммунистического полка и т. д. собрались в зале заседаний совета и около 2 часов дня стройной процессией двинулись по городу.
За оркестром музыки шла особая комиссия, которой поручено было открытие памятников, за ней члены исполнительных органов пролетарских организаций, дальше — коммунистические части, члены городского совета, беспартийной конференции и т. д.»
«Первой была открыта памятная доска на углу улиц Ленина и Вайнера, посвященная памяти екатеринбуржца, неутомимого борца за коммунизм Леонида Исааковича Вайнера, павшего смертью храбрых в июле 1918 года. На доске — барельефный портрет тов. Вайнера.
…По команде тов. Доброклонского войска берут «на караул», оркестр играет похоронный гимн. Тов. Парамонов говорит краткую речь, в которой отмечает значение тов. Вайнера, как работника и коммуниста в деле общей победы уральских рабочих.
Оркестр играет Интернационал…
…Отсюда процессия идет по улице Вайнера на улицу Карла Маркса, и на углу улицы Ивана Малышева около мраморной памятной доски преклоняет знамя в память одного из лучших коммунистов Урала.
На углу улиц Карла Маркса и Розы Люксембург открывается доска памяти Карла Маркса. Та же церемония открытия. Речь о значении Карла Маркса как учителя коммунизма, говорит тов. Тунтул…
…Следующей открывается доска памяти Энгельса на углу улиц Р. Люксембург и Ф. Энгельса…
…Здесь говорит о работе великого учителя тов. Тунтул.
У следующей доски, на углу Р. Люксембург и Малышева, выступает тов. Уфимцев, который говорит о пламенном борце и вожде германских рабочих «Красной Розе» — Розе Люксембург…
…У здания б. Лоранж, на углу улиц Ленина и К. Либкнехта, открывается доска памяти К. Либкнехта. Речь о К. Либкнехте говорит тов. Уфимцев.
Дальше на углу улиц Толмачева и Ленина открывается доска памяти Николая Гурьевича Толмачева. Горячую речь говорит здесь тов. Мрачковский, делящийся личными воспоминаниями.
Последней открывается доска памяти Я. М. Свердлова на углу улиц Свердлова и Основинской. Попутно на рабочем клубе имени Вайнера открывается гипсовая копия доски Вайнера…
…О Свердлове как о первом кормчем Советского корабля, связанном тесными нитями общей работы с уральскими пролетариями, говорит тов. Митрофанов.
Отсюда процессия расходится.
Торжество открытия мемориальных досок проходит просто и семейно.
Установкой их рабочие Екатеринбурга украсили город ценными памятниками, способствующими укрепления среди трудящихся города воли к победе».
Видео:Единовременная выплата рожденным с 1950 по 1991 год по 25-30 тыс. Даю пояснения!Скачать
Памятники писателям
Здание библиотеки им. Белинского по адресу ул. Карла Либкнехта, 8 открылось осенью 1916 года. На центральной части фронтона были запланированы специальные ниши под небольшие памятники, но по какой-то причине скульптуры до революции не успели поставить.
7 ноября 1920 года во время праздничной демонстрации произошло торжественное открытие обновленного фасада библиотеки им. Белинского: в нишах были установлены бюсты писателей Решетникова, Мамина-Сибиряка и Белинского (автор — скульптор В. А. Алмазов). Когда бюсты были отлиты не совсем ясно. В некоторых документах значится дата — 1912 год). Так об этом писал «Уральский рабочий»: «На фронтоне центральной библиотеки имени В. Г. Белинского на улице К. Либкнехта открываются бюсты В. Г. Белинского, Ф. М. Решетникова и Д. Н. Мамина-Сибиряка. Бюсты вылиты из бронзы и изготовлены уже давно, но были заброшены и к празднику революции извлечены для постановки. Краткую характеристику писателей делает тов. П. Быков, отмечающий их значение как передовых людей своего времени, писавших о нуждах забитого народа, указавших и торивших пути к освобождению трудящихся масс от ига капитала».
Видео:Как сносили памятники архитектуры в Свердловске. 2 частьСкачать
Памятники — подарок к 200-летнему юбилею города
200-летие города из-за сложного времени становления народного хозяйства после Гражданской войны отмечали в Екатеринбурге без размаха.
На 200-летие наш город получил скромные подарки: сборник «Екатеринбург за 200 лет», выставку и два памятника. 20 января 1923 года юбилейная комиссия объявила конкурс на памятник рабочему – творцу города. Экспертное жюри, в которое входили архитектор К. Т. Бабыкин и художники А. Н. Парамонов и Г. В. Сегалин, объявило свои результаты 18 марта. Из 12 проектов выделили 3 – «лучшими признаны проекты Шерлаимова и Шаховского, между которыми и разделены поровну первая и вторая премия. Кроме того присуждена третья премия за проект Камбарова». «…будут осуществлены проекты (Шерлаимова) – памятник, изображающий фигуру рабочего, несущего на спине «козу» с кирпичами – будет помещен на углу стены бывшего монетного двора к воротам музея и рельеф Камаброва – в центре этой стены на плотине». Открытие памятников произошло 1 августа 1923 года – в день, когда было решено отпраздновать 200-летие города. На открытии торжественную речь держал тов. Дидковский. Памятники изготавливались временными из гипса, поэтому очень быстро к концу 1920-х годов пришли в негодное состояние.
Площадь Энгельса в начале 1920-х годов была одним из самых неблагополучных мест в городе. До революции здесь располагались публичные дома, а сама площадь превратилась в «место свалок, мусора и навоза». В 1924 году Окрместхоз решил благоустроить площадь и разбить там сад. 26 июля 1925 года — открывается Сад им. Энгельса, который, впрочем, никак не засветился в культурной повестке Свердловска 1920-х. Был там и памятник Фридриху Энгельсу.
Об этом свидетельствует небольшая заметка в Уральском рабочем за 5.06.1927. В ней в стихотвроной форме рассказывается о судьбе площади и бюста Ф. Энгельса (обыгрыш «Куплетов Мефистофеля» из «Фауста»). Привожу полностью:
Ария об аварии
(к постановке в «сквере» им. Энгельса)
Там, под «зарослями» клена,
Где трава испеплена,
Там с весны неугомонна,
Вопреки статьям закона
Окружая пьедестал,
Козы правят пышный бал,
Там правят бал,
Там деревья белобоки,
Козы выпили их соки
И застыл в былом упреке
Клея высохший кристалл.
И под жидкой, тощей тенью,
В черноземном упоеньи,
Свиньи вздыбили коренья,
Окружая пъедестал.
Свиньи правят пышный бал.
Там правят бал.
Много-ль надо бедной свинке? —
По травинке, по былинке,
А остался на картинке
Клен сухой да пьедестал.
Поглядишь, там сохнет в горле
Был бандит какой там- вор ли…
Только… бюстик тоже… сперли…
Фридрих Энгельс вдруг пропал
И на высохшем пейзаже
При комхозской новой страже
Есть ночная смена даже,
Охраняет пьедестал.
Но — в саду уж кончен бал
Там кончен бал.
И. Егоров
Видео:КОНСТРУКТИВИСТЫ| Самый мощный архитектор Екатеринбурга/СвердловскаСкачать
История создания памятника Якову Свердлову (товарищу Андрею)
Ну и конечно должен был быть обязательно памятник Якову Свердлову.
Сама идея создания памятника Свердлову возникла на торжественном заседании Екатеринбургского комитета РКП(б), посвященному 25-летию юбилея партии. За дело взялись достаточно круто. Через «Уральский рабочий» был организован сбор средств, а уже 1 мая 1923 года приозошла закладка памятника на привокзальной плошади. Одновременно Уралбюро ЦК РКП(б) объявил всероссийский конкурс, итоги которого подвели в конце года.
Перед 7 ноября в здании Комклуба выставили 23 проекта: (3 — из Москвы, 13 — из Петрограда, 3 — из Екатеринбурга). Победил скульптор А. В. Ведякин с работой под девизом «Урал». «На высокой глыбе природного камня помещена портретная статуя Я. М. Свердлова в позе оратора. Вокруг скалы, по ее склонам размещены три фигуры: рабочего, крестьянина и шахтера, связанные с камнем. На пьедестале два рельефа, изображающие моменты из жизни т. Свердлова: тюрьма и заседание ВЦИК. Выбор комиссии утвержден секретариатом Обкома РКП(б) и осуществление проекта поручено строительной комиссии» (Уральский рабочий, 10.01.1924). Но что-то пошло не так. Позже провели анкетирование среди делегатов областного съезда советов, которые в большинстве своем высказались отрицательно по поводу проекта Ведякина. Проект не состоялся.
На фото — «первый проект памятника Я.М. Свердлову работы ск. М.Я. Харламова для г. Свердловска из госкаталога» — https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=11181549
Всеми работами по организации конкурса 1923 года для сооружения памятника Свердлову руководила специальная комиссия. В нее входили Теумин, Ларичев, Райинд, Исаев и Быков. Но конкурс ничего не дал, поэтому в 1924 году комиссия предложила скульптору Шерлаимову поработать над памятником, но сотрудничество по какой-то причине не состоялось. В 1925 году деятельность комиссии оказалась под угрозой: Быков и Исаев умерли, Райинд уехал с Урала. Поэтому избрали новый состав — Андроников, Ительсон, Крюков, Минеев и Клепацкий. Обновленная комиссия решила работать совершенно в другом направлении. Она приняла предложение от ленинградского завода «Красный выборжец» взять всю работу на себя. В конце 1925 года между городом Свердловском и заводом был заключен договор. По нему — проектирование памятника отводилось работающему на заводе скульптору Матвею Харламову. «Первоначальный проект академика Харламова был признан вполне приемлемым в части пьедестала, но в фигуре Я. М. Свердлова было недостаточно движения. Художнику было предложено переделать проект, изобразив Я. М. Свердлова оратором, призывающим рабочую массу сурового Урала к упорной борьбе и восстанию».
1 апреля 1926 года на заводе «Красный выборжец» делегацией с Урала была согласована модель памятника Свердлову. В конце сентября фигуру отлили из бронзы и отправили малой скоростью по железной дороге в Свердловск, куда она прибывает уже 14 октября. Первое время скульптура хранится на «Монетке». Одновременно Горсовет поручает тов. Трембовлеру (заведующему Художественного техникума) сооружение пьедестала. После специальных изысканий выбрали и место — площадь Парижской коммуны. С начала января 1927 года начались работы по установке памятника: бетонировался фундамент, привезли сибирский серый гранит для пьедестала. Монтировать бронзовую статую стали уже в конце июня: «Фигура Я. М. Свердлова будет выставлена таким образом, что лицо будет повернуто в сторону Верх-Исетского завода, а торс и рука будут направлены к тому месту, где будет построено новое здание Уралоблисполкома» (Уральский рабочий, 16.06.1927).
«Открытие памятника тов. Якову Михайловичу Свердлову.
Серый, хмурый, почти осенний, вечер. Сильными порывами дует ветер.
На площади тысячная толпа возле бесформенной груды, обернутой брезентом.
Торжественная минута приближается.
У памятника тов. Зубарев снимает пусковые канаты.
«От имени всех рабочих Урала считаю памятник тов. Якову Михайловичу открытым».
Брезент спал…
И мощным броском выдвинулась вперед фигура «трибуна революции», застывшая в немом, но понятным каждому рабочему сердцу призыве.
Глыба серого гранита, а на ней четко чернеют выбитые слова:
Якову Михайловичу Свердлову
(тов. Андрею)
Уральские рабочие.
Памятник открыт
От имени Обкома ВКП(б) приветствует открытие памятника тов. Шверник, а потом чередуются ораторы. Яркая фигура начдива-краснознаменца тов. Уварова, рабочий Верх-Исетского завода, рабочий «Металлиста», представитель Уралпрофсовета и наконец, строители памятника». (Уральский рабочий, 16.07.1927)
Видео:Город БЕСОВ или ХРАБРЫХ? Екатеринбург в 2023Скачать
Площадь парижской коммуны свердловск
Категория: | Площади, перекрёстки, развязки |
Город: | Свердловская область, Екатеринбург |
Площадь Парижской коммуны находится в городе Екатеринбург и изначально носила название Дровяная. Пространство с севера ограничено проспектом Ленина, с востока — улицей Мамина-Сибиряка, а с запада — улицей Красноармейской. С южной стороны примыкает здание гостиницы «Большой Урал».
До того, как на площади Парижской коммуны было построено здание театра, здесь велась торговля дровами. Именно поэтому площадь и получила свое первоначальное название. В период с мая по октябрь сюда приезжал передвижной цирк-шапито, регулярно устраивавший здесь свои представления.
Свое современное название площадь Парижской коммуны в Екатеринбурге получила в 1919 году. Главной достопримечательностью являлся новый городской театр, появившийся здесь в 1912 году. В 1927 году в сквере напротив театра был установлен памятник Я. М. Свердлову. В середине 50-х годов прошлого столетия в сквере было возведено здание для объединения «Свердловскуголь». В этом же строении разместился Уралоблсовнархоз, а уже позже сюда переехал Уральский государственный университет им. А. М. Горького.
📽️ Видео
Окна города: история екатеринбургских площадейСкачать
Екатеринбург - начало историиСкачать
Boris DemidovСкачать
🟠Росгвардия потребовала сломать снежный фаллосСкачать
Здесь мог бы расцвести город-сад. Градостроительная идея для Екатеринбурга начала XX века. ЛекцияСкачать
Драка ФБР ночном клубе жесть смотри до концаСкачать
ЕКАТЕРИНБУРГ БРОДИЛКА по СОВЕТСКОМУ УРАЛМАШУ. РАЙОН, ПЛОЩАДЬ ПЯТИЛЕТКИ и БУЛЬВАР КУЛЬТУРЫ. Г. МАДРИДСкачать
Ассоциативная прогулка с Пивоваровым по Екатеринбургу / РедакцияСкачать
360°, Екатеринбург, Главный проспект - Аллея (часть 3), прогулка, 5.7kСкачать
Новый район без человейников! Застройка и архитектура Солнечного в ЕкатеринбургеСкачать