За почти четырехсотлетнюю историю улица Кузнецкий Мост и окрестности переживали самые разные периоды, от аристократического золотого века до вражеской оккупации и коммунистического запустения. Но одно осталось неизменным. Кузнецкий Мост — по-прежнему одна из излюбленных пешеходных и коммерческих артерий Москвы.
Видео:Прогулки по Москве. От м. Кузнецкий мост до Манежной площади.Часть 1. Дом Анненковой.Цветочный джемСкачать
На берегу исчезнувшей реки
Улица Кузнецкий Мост — часть полукольца улиц вокруг Кремля. Петровка, Неглинная и Рождественка делят ее на четыре квартала. Район Кузнецкого Моста характерен крутым наклоном к пойме реки Неглинной, ныне заключенной в подземную трубу. Само название «Кузнецкий мост» известно в Москве как минимум с XVIII века благодаря реально существовавшему мосту через реку Неглинную. А слово «кузнецкий» происходит от Кузнецкой слободы в Пушечном дворе — центре литейного, колокольного и пушечного производства в XVI и XVII веках. В первой половине XVII века вдоль берегов Неглинной возникли сначала монастырские владения, а затем начала селиться и московская знать. В переписи 1620 года уже существовала улица, соответствующая современному Кузнецкому Мосту.
В начале XVIII века значительную территорию по обоим берегам Неглинной занимала усадьба министра Артемия Волынского. Спустя какое-то время вокруг начали селиться другие приближенные ко двору семьи. В середине XVIII века деревянный мост через Неглинную был заменен белокаменным. Он имел необычные габариты — 125 метров в длину при ширине 12 метров. Московский пожар 1737 года опустошил район, но вскоре тут начали появляться новые дома с лавками на первых этажах. Именно эта небольшая метаморфоза — появление торговой функции наряду с жилой — сделала Кузнецкий мост таким, каким мы знаем его сегодня.
Постепенно к лавкам русских купцов добавились немецкие и еврейские магазины, а через несколько лет — французские колонии. Французские купцы стали открывать в первую очередь магазины моды и галантереи. Через некоторое время Кузнецкий мост окончательно сформировался в качестве главной торговой улицы Москвы. Во время наполеоновского нашествия московский градоначальник приказал выслать часть французских купцов и лавочников. Но по иронии судьбы именно французские магазины спасли Кузнецкий мост от разорения во время вражеской оккупации — они были взяты под особую защиту наполеоновской армией. Вскоре после освобождения Москвы французская мода вернулась на Кузнецкий мост вместе с возвратившимися из изгнания торговцами. Дорогие магазины одежды и тканей превратили эту улицу в излюбленное место встречи московской аристократии. К концу XIX века весь Кузнецкий мост был застроен роскошными торговыми домами. В первые годы советской власти вся коммерция в районе прекратилась. В бывшие магазины въехали различные организации, однако уже в годы нэпа торговля на Кузнецком восстановилась, правда, уже в куда более усеченном виде. Примерно на этой стадии развития улица Кузнецкий Мост дошла до наших дней. Она по-прежнему является популярным пешеходным маршрутом с неплохими магазинами (чаще всего по-прежнему одежными). Но вместе с тем сегодняшний Кузнецкий Мост — бледная тень самого себя.
Видео:Гуляю в центре Москвы.Кузнецкий Мост и Рождественка.Никольская и Красная площадь в прямом эфиреСкачать
Общее место
Сегодня Кузнецкий Мост, особенно в районе бывшей поймы реки, подвергся глобализации. В каждой столице есть популярная среди туристов улица с традиционными магазинами одежды массовых брендов вроде Zara, Benetton и Massimo Dutti. С каждым годом эти главные туристические артерии все больше напоминают друг друга. Кузнецкий Мост в некотором смысле — их московское отражение. После преобразований Собянина пространство очистилось от машин и превратилось в место массовых гуляний. Треть прохожих держат в руках большие бумажные пакеты с удавшегося шопинга.
По соседству с более не существующим мостом, в бывшем доходном доме Воронцовой, находятся два символических для Москвы и совершенно контрастных между собой заведения — «Камчатка-бар» и Vogue Café. Оба принадлежат ресторатору Аркадию Новикову. Vogue Café существует с 2003 года и является своего рода памятником лоску «зажравшихся» нулевых. Сейчас ходят слухи о его скором закрытии, но ресторан пока на месте. Заведение стало популярно благодаря простому, но изысканному (это в нулевые-то) интерьеру и поварским талантам шефа Юрия Рожкова, ушедшего из жизни в 2016-м. С тех пор уровень столичных ресторанов заметно вырос, а прежняя слава Vogue Café слегка поблекла — не потому, что он чем-то хуже, а оттого, что просто стал «одним из многих». Атмосфера внутри по-прежнему солидная. В трениках заходить внутрь не хочется.
Интерьеры мне показались заметно постаревшими, но тут все равно вполне уютно. Vogue Café по-прежнему остается одной из самых популярных точек для деловых встреч в этом районе. Несмотря на мой потертый трикотажный худи и нечищеные ботинки, улыбчивая хостес с идеальной осанкой приветливо проводит меня к столу. За чашкой эспрессо слышу разговор двух ярко одетых женщин за 40, сидящих за соседним столиком: «Три дня все обегала, наконец рядом нашла правильный шарфик. А то завтра обратно в Воронеж, а там ничего нету. Ты себе не представляешь, сколько я мечтала именно об этом шарфике, думала уже, что не судьба!»
«Камчатка-бар» через дверь — подчеркнуто антигламурное место, добротная пивная для простых (в лучшем смысле слова) посетителей. Интерьер иронично стилизован под типичную советскую или постсоветскую забегаловку, что восемь лет назад, когда «Камчатка» открылась, было почти революцией — чем небрежнее оформлено заведение, тем более продвинутым оно выглядело и тем дальше от подлинного «совка». Здесь калорийно и недорого — пиво, бургеры, гренки. «Камчатку» нередко посещают по вечерам работники соседних офисов и студенты. Заказав плотный обед (кто его знает, вдруг и правда скоро закроют «Камчатку», когда еще там поешь), запиваю светлым нефильтрованным пивом свой бургер под названием «Сытый батя». Сзади раздается крик: «За Андрюшу! Лучше поздно, чем никогда!» Я, поздравив шумных соседей, которым явно за 40, робко интересуюсь — не мальчишник ли это перед свадьбой. «Намного лучше, — отвечает мне здоровяк со вторым подбородком, — повышение! Начальник отдела, мать их, восемь лет ждал должности!» Еще раз поздравив новоиспеченного (или запоздалого) начальника отдела Андрюшу, ухожу, дожевывая «Сытого батю».
Дом, где сегодня располагаются эти два заведения, имеет богатую историю. Местную парикмахерскую любил посещать Чехов. А в годы нэпа здесь открылось издательство «Московский рабочий», выпускавшее газету «Пионерская правда», журналы «Барабан», «Октябрь» и «Роман-газета». В 1927 году в издательство сдал свою рукопись «Тихий Дон» начинающий писатель Шолохов. Также в 1920-х в здании находился книжный магазин «Красная Москва», который любили посещать Маяковский и Булгаков. В 1930-х часть дома занимали квартиры, в одной из них жил балетмейстер Александр Монахов. А еще тут едва ли не до 1990-х находилась пирожковая, проработавшая с 1821 года. Здесь же, в более не существующем магазине «Охота», снималась сцена покупки капкана в фильме «Берегись автомобиля».
Торговый дом, известный сегодня как ЦУМ, еще в XIX веке стал одним из первых в России магазинов современного типа, продающих одежду и аксессуары. В 1885 году шотландские предприниматели Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз открыли вблизи Кузнецкого моста магазин «Мюр и Мерилиз», торгующий дамскими шляпами и галантереей. Товары были относительно недорогими и отличного качества. Магазин был не столько для элиты, сколько для, как говорят сегодня, среднего класса. Тогда же на товарах впервые в Москве появились таблички с фиксированными ценами, чтобы отучить покупателей торговаться с продавцом. В свое время о «Мюре и Мерилизе» саркастически высказался Чехов в переписке с женой: «… Бабы с пьесами размножаются не по дням, а по часам, и я думаю, что есть только одно средство для борьбы с этим бедствием — зазвать всех баб в магазин “Мюр и Мерилиза” и магазин сжечь».
Два пожара привели к строительству нового здания. В 1908 году открылся семиэтажный магазин в стиле неоготики по проекту Романа Клейна. После Октябрьской революции магазин национализировали, и он превратился в универмаг под эгидой Мосторга. В 1933 году он получил название ЦУМ. В годы войны в здании находились казармы. С 1953 года ЦУМ был переоборудован под товары повышенного качества, а к 1980-м превратился в настоящую мекку моды в Москве. В советское время там можно было купить белье или платье «с Запада», хотя, как правило, это был товар из стран соцлагеря. А уже в капиталистических нулевых магазин отметился скандальной кампанией с рекламным слоганом «Кто не в Prada, тот лох».
Здесь же неподалеку находился предмет зависти советских москвичек — Дом моделей. В этом ателье обслуживали нашу тогдашнюю элиту. Коллекции, создававшиеся здесь в экспериментальном отделе, с огромным успехом демонстрировались не только в СССР, но и за его пределами.
Комплекс зданий на пересечении улиц Кузнецкий Мост и Рождественки — важное место в литературной жизни Москвы. Книжные лавки размещались в этих местах уже с 1860-х годов. В 1890-х тут открылся большой книжный магазин издательства «Товарищество М. О. Вольф». Позже, при СССР, он превратился в «Книжную лавку писателей», существующую до сих пор. Она была своеобразным неформальным клубом столичных литераторов. Магазин состоял из двух этажей. Первый был для всех. В подвальный же этаж попадали только по билету члена Союза писателей. Здесь, внизу, можно было купить редкие и в некоторых случаях даже не слишком официально одобряемые книги.
В подвале возле аптеки в начале нулевых находился культовый магазин электронной музыки «Техно-павильон». В душной маленькой комнате, увешанной аудиокассетами и компакт-дисками (оба термина теперь кажутся антиквариатом), регулярно скапливалась фанатичная толпа. А высокомерный небритый продавец мог часами тебе объяснять, чем «правильный музон» отличается от «неправильного».
Видео:КУЗНЕЦКИЙ МОСТ, ПАМЯТНИК КАРЛУ МАРКСУ, НИКОЛЬСКАЯ УЛИЦА, ЯНВАРЬСкачать
По ту сторону Молдавии
Во дворе Торгового дома братьев Джамгаровых на углу Кузнецкого и Рождественки существует параллельный мир — буквально другая страна. Туда можно попасть через небольшую малозаметную арку. Похожим образом герои известной детской книги попадали в волшебную страну Нарнию — через шкаф. Если войти через арку во двор и пройти через КПП (лучше иметь с собой паспорт), то ты ступаешь на территорию посольства Молдавии, то есть находишься в другом государстве. Суетливый гул Кузнецкого Моста сменяется мертвой тишиной двора брежневской дипломатической гостиницы. С буржуазной торговой улицы XXI века попадаешь в неизвестную социалистическую страну 1970-х. Тут запросто можно снимать фильмы о шпионских страстях холодной войны. А в подвальном этаже гостиницы есть еще один сюрприз — ресторан «Молдова». Он существует больше 20 лет и изначально был заведением для сотрудников консульства и жителей гостиницы при посольстве. Главный аттракцион — местный гостеприимный гардеробщик. Он любезно угощает на входе и выходе бесплатными наливками трех сортов. Осторожно — он незаметно может вас споить. Сам ресторан представляет собой дружелюбную китчевую экзотику под молдавскую попсу (иногда с живой музыкой) и с отличной национальной кухней. Особенно рекомендую жареные овощи и фасолевую смесь с луком.
Лично моя главная ассоциация с Кузнецким Мостом — это первое в России вегетарианское кафе «Джаганнат». Открывшись в 2000 году, поначалу оно казалось мне странным заведением — вроде как индийское, но с каким-то религиозно-сектантским уклоном. При входе продавали экзотические благовония и развешивали рекламу занятий по медитации. Я был уверен, что такое необычное заведение не будет понято широкой публикой и точно скоро разорится. К моему большому удивлению, «Джаганнат» работает уже больше 20 лет, в то время как большинство магазинов и кафе вокруг позакрывались. А «Джаганнат» разросся с тех пор в успешную всероссийскую сеть. В итоге самое странное и рискованное, как я тогда думал, заведение на Кузнецком Мосту оказалось наиболее устойчивым и прибыльным.
Странно ходить по детскому магазину, будучи взрослым. Когда я был маленьким, все желаемое было дорого и недоступно. Приходилось едва ли не месяцами умолять родителей о какой-нибудь относительно мелкой игрушке на Новый год. О крупной все равно можно было не мечтать — дорого. В семилетнем возрасте я воспринимал «Детский мир» как диабетик — кондитерскую лавку. Теперь, несколько десятков лет спустя, я хожу по уже полностью обновленному «Детскому миру», превратившемуся в Центральный детский магазин, совершенно равнодушным. Ассортимент и относительно доступные цены сделали выбор игрушек безграничным. Не осталось запретного и невозможного. Теперь видишь просто ряды, заставленные ярким пластиком и синтетикой, массово изготовленными где-то в Азии.
Мою меланхолию усиливают несколько 30–40-летних работников магазина в костюмах героев мультфильмов. Они пританцовывают под бодрую музыку на фоне гигантских плюшевых зверей, повторяя с натужной улыбкой заученные стишки — что-то про «добро пожаловать к нам!». А на их лицах лишь капли пота и угрюмое выражение глаз в духе «за что мне это все?» и «хочу курить и в сортир».
Даже сегодня «Детский мир» остается одним из крупнейших магазинов для детей на континенте, не говоря уже о России. А только открывшись в 1957 году, он просто воспринимался как еще одно чудо света наряду с пирамидой Хеопса. В свое время под строительство магазина был снесен целый квартал дореволюционной застройки. Под ковш пошли известный в округе «Лубянский пассаж» и прилегающие особняки. Здание было спроектировано выдающимся архитектором Алексеем Душкиным и опиралось на массивный фундамент станции метро «Лубянка». Получившееся огромное здание стало архитектурным шедевром переходного периода от сталинского к хрущевскому. «Детский мир» должен был символизировать изобилие и процветание в стране победившего социализма.
Сам магазин быстро стал легендой для родителей и детей во всем СССР. Мамы съезжались в Москву отовсюду, чтобы, отдавив себе ноги в очередях, достать новые игрушки, коляски или колготки. «Детский мир» в его исходном виде (до реконструкции) лучше всего знаком тем москвичам, чье детство пришлось на годы позднего СССР и постперестроечного хаоса 1990-х.
Магазин пережил радикальную реконструкцию в нулевых и открылся заново в 2015-м, уже с многозальным кинотеатром и фудкортами. Результат перевоплощения оценили не все. На самом деле по планировке (в центре — огромный атриум с арками в несколько этажей) новый вариант не так уж и плох. Пространство стало попросторнее, и ориентироваться в магазине теперь куда проще. Другое дело качество отделки, детали интерьера и подбор материалов. Они оказались ужасны. Великое советское здание постигла та же учесть, что и обновленную гостиницу «Москва» у Кремля. Постройка напоминает дешевый туристический отель где-то в Турции или Египте. Вместе со сталинскими балясинами и натуральным камнем из «Детского мира» исчезла вся магия именно советского детства. Но горевать об этом будут только некоторые родители. Нынешним детям все равно.
В районе Кузнецкого Моста и Охотного Ряда натренированный глаз может легко заметить сосредоточенных молодых людей с большими папками и подрамниками на лямке. По этим признакам абитуриенты и студенты МАрхИ — главного в стране архитектурного университета — узнают друг друга.
Сооснователь бюро Wall архитектор Рубен Аракелян не только окончил МАрхИ, но и преподавал в нем:
— Когда я поступал в МАрхИ в 2002 году, это была совершенно другая Москва. В то время студенты постоянно общались лицом к лицу, вживую. Не было соцсетей и телефонов. В МАрхИ стоял беспрерывный шум от этого неформального общения — разговоры, пение под гитару. А теперь я захожу в аудиторию как преподаватель — и тишина. Все сидят по телефонам. Люди перестали нуждаться в физическом общении. С другой стороны, благодаря интернету сегодняшние студенты гораздо эрудированнее, чем были мы, они могут отыскать в сети любую информацию сами.
В те годы центр Москвы обладал неким ореолом сакральности. Ко всему, что в пределах Садового кольца, мы относились с придыханием. Когда я поступал в университет и узнал, что мой будущий институт находится на Кузнецком Мосту, я еще больше полюбил профессию архитектора. Его расположение было признаком престижа. Так получалось из-за того, что разница между центром и периферией в начале нулевых была колоссальна. Контраст между ними был намного резче, чем сейчас. Сегодня столица развивается более концентрично, существует множество программ по развитию окраин. Поэтому граница между городом и пригородом сейчас куда более размыта.
В то время попасть на Кузнецкий Мост казалось не только признаком статусности, но было погружением в совершенно иной контекст — исторический, человеческий, другой ритм жизни, другая категория людей. Рядом сосредотачивалась вся столичная жизнь, огромные торговые центры, Кремль, совсем иными были общественные пространства. Сам МАрхИ находится в здании бывшей усадьбы с великолепным декором и скульптурами. Все это не могло не впечатлить меня как студента-архитектора, эта атмосфера воспитывала меня.
Хотя если снять студенческую пелену с глаз, то 20 лет назад пространство Кузнецкого Моста выглядело намного хуже, чем сейчас: все было заставлено палатками и блошиными рынками, заслонявшими красоту. Там, где сейчас пешеходная зона, ездили и парковались машины.
Годы спустя после окончания МАрхИ мы сняли офис прямо на улице Кузнецкий Мост, на первой линии. Это были уже 2015–2016 годы, когда улицы становились пешеходными. На Кузнецком появились шумные толпы людей и самые разные социальные группы, в том числе и маргинальные. Шум стоял беспрерывный — это, конечно, была не идеальная обстановка для архитектора — не сосредоточишься».
Успех Сандуновских бань был таким оглушительным, что разрушил брак их создателей. Актеры придворного театра императрицы Екатерины II Сила Сандунов и Елизавета Уранова на подаренные по случаю их свадьбы императрицей бриллианты решили приобрести участок земли у реки Неглинной для строительства жилых кварталов и магазинов. Но вскоре решение было изменено в сторону бань. В 1808 году «Сандуны» открылись и сразу же обрели бешеную популярность среди местной знати. Гиляровский писал об этом периоде так: «В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское “дворянское” отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях пребывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салонах Зинаиды Волконской и в Английском клубе».
Даже наполеоновское нашествие и пожар Москвы не повредили баням. К сожалению, внезапный успех рассорил молодую семью. Родня Урановой вложила в бани немалые средства, но у москвичей «Сандуны» ассоциировались исключительно с именем ее мужа. В итоге пара рассталась, а бани сохранились за супругой. В течение всего XIX века «Сандуны» неоднократно меняли владельцев. В 1894-м, находясь во владении Алексея Ганецкого, бани были перестроены со всей возможной роскошью. Перед тем как приступить к реставрации, Ганецкий объездил все главные бани Европы, от Турции до Ирландии.
Эклектичные фасады трехэтажного дворца с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма и фабричного стиля представили публике. Интерьеры своим убранством могли соперничать с лучшими особняками. В отделке были использованы материалы, привезенные из Европы: норвежский и итальянский мрамор, кафель и плитка для пола из Англии, Германии и Швейцарии. На работу было нанято около 400 банщиков. Новые «Сандуны» были рассчитаны на несколько групп населения в зависимости от дохода. Открытие обновленных бань стало большим событием в светской жизни города. Среди прочих известных людей здесь любили попариться Толстой, Чехов, Рахманинов, Шаляпин и Эйзенштейн. В советское время «Сандуны» продолжали считаться лучшими банями Москвы, но неаккуратная эксплуатация постепенно привела их к упадку. Масштабная реконструкция была проведена в 1944 году. В различных частях Сандуновских бань снимались многие известные фильмы, в том числе «Броненосец “Потемкин”» и «Александр Невский» Эйзенштейна, боевик «Красная жара» со Шварценеггером и «Брат-2».
Лет двадцать назад у выхода из метро «Кузнецкий Mост» стояла постапокалиптическая атмосфера. Окруженный со всех сторон домами, двор станции был вотчиной бездомных. Повсюду лежал мелкий мусор. Кружками по три-четыре человека собирались компании молодых людей с пивком — кто из института, кто из ближайших офисов. Так отдыхали в обеденный перерыв и после работы. «Сейчас стало все чисто и спокойно. Если кто там и выпивает, то только фээсбэшники», — сыронизировал мой знакомый, проживающий неподалеку. Эта фраза заставила меня вспомнить о том, что на Кузнецком находится родина и центр наших славных спецслужб — ФСБ (они же в прошлом КГБ, они же НКВД, ВЧК и еще несколько вариантов самоназваний). Между улицей Кузнецкий Мост и соседней Лубянкой расположено несколько массивных зданий органов госбезопасности. Среди них есть и замечательная постройка в стиле конструктивизма — бывший жилой дом спортивного общества «Динамо» по проекту И. Фомина и А. Лангмана.
Главное же, самое раннее и наиболее зловещее здание из всех штаб-квартир чекистов находится на Лубянской площади. Сегодняшнее официальное его название — Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а в народе так всегда и называли: «здание на Лубянке». Через эти застенки прошли десятки тысяч людей во время большого террора 1937–1938 годов. Большую часть побывавших тут в те годы впереди ждал расстрел или в лучшем случае — годы лагерей. По своему кровавому следу в истории города «здание на Лубянке» можно сравнить с Бутовским расстрельным полигоном.
Изначально на месте «здания на Лубянке» находилось имение семьи Мосоловых, когда-то принадлежавшее грузинскому княжескому роду Дадиани. В конце XIX века дома были выкуплены страховым обществом «Россия». Сперва на участке планировали возвести дорогой отель, но в итоге выстроили серию пятиэтажных доходных домов с магазинами на первом этаже. Дома были украшены башенками и вмещали в себя 51 меблированную комнату для обеспеченных постояльцев. После Октябрьской революции здания были национализированы и перешли во владение ВЧК.
Шли годы. Размах сталинских чисток набирал обороты, штат чекистов разрастался в геометрической прогрессии (в 1928 году — 2,5 тыс. сотрудников, а в 1940-м — уже 32 тыс.). Спецслужбам стало резко не хватать помещений, поэтому главный офис НКВД решили преобразовать. Среди прочих мер отдельные корпуса объединили в одно здание. Также была построена внутренняя тюрьма. С обновлением штаб-квартиры НКВД прекрасно справился великий архитектор-хамелеон Алексей Щусев, которому удавалось преуспевать как при царе, так и при коммунистах. За свою карьеру Щусев работал в самых противоположных стилях и манерах. Его авторству принадлежит как православный храм, так и Мавзолей Ленина, конструктивистское здание в духе Ле Корбюзье и пышная станция метро в духе сталинского ампира. Эскиз проекта здания, выполненного в духе итальянской классики, характерной для довоенной сталинской архитектуры, утвердил лично Берия. Позже сам зодчий с иронией отзывался о своем творении: «Попросили меня сделать застеночек, ну я и построил им тюрьму повеселее». На самом деле сегодняшний монументальный и симметричный вид здание приобрело сравнительно недавно, в уже куда более «травоядный» брежневский период. До этого фасад по проекту Щусева был лишь у половины всей постройки. В этом есть своеобразная ирония — в свой самый кровавый период здание НКВД выглядело куда менее внушительно, чем сейчас.
Во внутренней тюрьме размещалось 118 камер, из них 94 — одиночные. Их нумерация была нарочно спутана, чтобы арестанты не смогли запомнить расположение своей камеры. Одновременно в комплексе могли содержаться до 350 заключенных. В течение одного только 1937 года через Лубянскую тюрьму прошли 3 тыс. человек. В ее застенках побывала (и была позже казнена) едва ли не большая часть главных большевиков-ленинцев и отцов-основателей СССР — Л. Каменев, Г. Зиновьев, Н. Бухарин, М. Тухачевский, В. Блюхер… Побывали здесь и Есенин, Мейерхольд, Солженицын и Мандельштам. Во время войны личный состав НКВД вместе с правительством эвакуировался в Куйбышев. Вместе с сотрудниками и документами вывезли и часть подследственных, так сказать, забрали «работу» домой.
Условия содержания на Лубянке были описаны во множестве книг, в том числе в «Жизни и судьбе» Гроссмана и «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицына. Достаточно красноречиво о лубянских застенках писал философ Сергей Трубецкой: «Камеры во Внутренней тюрьме были очень разные: тюрьма эта была устроена из какой-то третьеклассной гостиницы, но размеры камер были далеко не одинаковы. В нормальные, не тюремные, окна были изнутри вделаны решетки, а стекла густо замазаны серовато-белой краской. Поэтому в камерах было темновато. Еще гораздо темнее сделалось в них потом, когда на окна были наставлены снаружи жестяные щиты-ящики, окрашенные в серый цвет. Свет и воздух могли проникать в камеры только через небольшой продух вверху между щитом и окном; внизу и по бокам просвета не было. Кроме того, сами окна, из-за нелепо вставленных решеток, почти не открывались: можно было лишь чуть-чуть приоткрывать их. Из-за этого, особенно после устройства щитов, в камерах бывало очень душно, а летом в переполненных камерах заключенные подчас просто задыхались. Мне говорили, что людей иногда вытаскивали из камер в полубессознательном состоянии. Сам я этого не видел, но, зная положение, охотно верю».
Со смертью Сталина Лубянская тюрьма стала принимать все меньше «гостей». Бывшие камеры постепенно переоборудовались в кабинеты для сотрудников КГБ. Последняя камера закрылась в 1961 году. Второй яркой страницей в истории штаб-квартиры чекистов стали события 1991 года. На знаменитых кадрах, обошедших весь мир, была запечатлена ликующая толпа, сносящая памятник Феликсу Дзержинскому. Эти фрагменты хроники вошли в историю как апофеоз крушения тоталитарного режима и его символов.
Чтобы рассказать об истории Кузнецкого Моста, недостаточно и сотни страниц. Каждая постройка здесь даже не отдельная книга, а скорее библиотека. Сегодня район переживает один из самых благоустроенных и успешных своих периодов, но дни его былой славы той степени культурного вклада в Москву пока остаются позади.
Видео:Кузнецкий мост: онлайн-экскурсия от проекта Gorsky.guideСкачать
Кузнецкий мост
В каждом городе есть улочки с особым колоритом, где приятно находиться, где хочется рассматривать каждый фронтон и заглядывать в каждую кофейню или магазин. Для меня одним из таких мест в Москве всегда был Кузнецкий мост. Это и неудивительно: пешеходная улица в самом центре города может похвастаться сумасшедшей концентрацией исторических памятников и дорогих бутиков, а потому притягивает тысячи туристов и москвичей. Во все времена сюда приезжали главные модники, ведь еще в петровские времена именно в этом районе города располагались лавочки и мастерские первых портных и закройщиц, а также бутики с французскими платьями. Сегодня Кузнецкий мост сохраняет за собой репутацию модной улицы: сюда выходит новый корпус ЦУМа, здесь расположились большой мультибрендовый магазин Podium Market и бутик дизайнерской моды КМ20, где можно найти вещи от российских и зарубежных брендов. Интересные памятники архитектуры, музеи, чудесные кафе, бутики — всё это вы найдёте на Кузнецком.
Для любого москвича Кузнецкий мост и все окрестные улицы — синонимы слова «центр». Почти километровый Кузнецкий тянется от Большой Дмитровки до Большой Лубянки. При этом большая часть улицы является пешеходной: лишь между Рождественкой и Большой Лубянкой сейчас есть автомобильное движение. По соседству находятся другие знаменитые улочки и переулки Старой Москвы — пешеходные Камергерский, Столешников, Рождественка, фешенебельные Неглинная, Большая Дмитровка и Петровка.
Как добраться
Доехать до Кузнецкого моста проще всего на метро — одноименная станция Таганско-Краснопресненской линии выходит во внутренний дворик жилого дома на Рождественке (на карте выход из метро обозначен цифрой 1). Смежная с ней станция — «Лубянка» (цифра 2), оттуда вы за пару минут доберетесь до Кузнецкого моста пешком по Большой Лубянке или по Рождественке. Со стороны Большой Дмитровки вы можете дойти до Кузнецкого Моста за 7 минут от станции метро «Театральная», Замоскворецкая линия (цифра 3 на карте).
Если вы предпочитаете наземный транспорт, то несколько остановок автобуса 38 расположены в шаговой доступности от нашей улицы. Одна из остановок на карте обозначена цифрой 4. Все остановки и расписание движения автобуса можно найти здесь.
Добираться сюда на собственном автомобиле я не рекомендую — найти парковку в центре будет совсем нелегко что в будни, что в выходные. Тем более, многие окрестные улицы пешеходные или односторонние, так что в поисках места для машины придется попетлять.
Видео:Прогулка: метро Кузнецкий мост, ул. Сретенка [4K] 14 октября 2023 Москва / 15°CСкачать
Улица историческая
Покопавшись в истории улицы, я нашла немало интересных фактов о Кузнецком мосте. Как можно догадаться, свое название улица получила благодаря тому, что в средние века здесь жили кузнецы, работавшие бок о бок со своими соседями-мастерами с Пушечной и Столешникова. Однако уже в XVIII веке место ремесленников заняли представители зажиточного купечества и знати. И на современном Кузнецком мосту можно увидеть эти нарядные исторические здания доходных домов и торговых пассажей, гостиниц и банков.
От Большой Дмитровки до ЦУМа
Если мы будем прогуливаться по улице со стороны Большой Дмитровки (именно оттуда начинается и нумерация домов), то первым по правой стороне нам встретится голубое здание, отстоящее в глубине улицы и похожее на особняк. Москвичи знают, что это здание принадлежит Московскому театру оперетты, а историки и искусствоведы называют его Оперой Зимина. Когда-то здесь выступали труппы самых разных театров, пел Прохор Шаляпин, и именно в этом театре Москва впервые знакомилась с кино: здесь проводились премьерные показы фильмов братьев Люмьер.
Не менее примечательны и небольшие разноцветные строения напротив: розовое — доходный дом Засецкой, голубое —сохранившаяся часть торгового «Кузнецкого пассажа». Мне всегда нравилось сравнивать эти два здания — их отличают не только контрастные цвета, но и архитектурные стили. Если доходный дом — это строгая геометрия и квадратные декоративные элементы, то пассаж выделяется изящными арками первого этажа и полукруглые окнами второго. Хотя оба здания перестраивались, всё же мне кажется, что они дают неплохое представление о разнообразии архитектурных стилей в Москве XIX века.
Дальше ваш взгляд, как и мой, наверняка привлечет доходный дом «Сокол» на левой стороне улицы. На его фасаде виднеется яркое мозаичное панно на высоком аттике. На мозаике изображен сокол, парящий над горами, что было символично для владелицы этого дома.
Любопытно, что этот декоративный элемент может вам показаться знакомым; немного подумав, вы наверняка вспомните, что нечто подобное вам доводилось видеть на фасаде гостиницы «Метрополь» на Театральном проезде. Действительно, мозаика на доходном доме является подражанием. Ну а если вам не хочется идти так далеко, просто неспешно осмотрите архитектуру здания. На мой взгляд, тут есть всё — и колонны, и большое панно, и мозаичные вставки, и барельефы, даже необычный цвет — салатовый. Несмотря на эту яркость, здание не кажется перегруженным — наоборот, оно выглядит уравновешенно.
Площадь перед ЦУМом
Прогуливаясь дальше, мы выходим на небольшую безымянную площадь (если вы назовете ее площадью ЦУМа, вас поймут), ограниченную с двух сторон улицами Петровка и Неглинная. Один общий элемент в архитектурном облике площади — угловые дома, зрительно увеличивающие ее пространство.
Слева от нас находится довольно современный Берлинский дом, на первом этаже которого расположился бутик Cartier, так красиво оформляющий к праздникам всё здание. Как и у остальных угловых зданий на этой площади, его фасад немного скруглен и обращен к площади. Главным строением здесь, конечно, является сам ЦУМ — Центральный универсальный магазин. Основной фасад ЦУМа выходит на Театральную площадь, а на Кузнецкий он «смотрит» разноуровневой пристройкой. Универмаг неоднократно перестраивался, и свой современный вид он обрел только в 2007 году, когда были объединены все строения. Зайдя внутрь со стороны Кузнецкого моста, вы можете пройти здание насквозь, заглянув в самые известные и дорогие бутики. Помимо люксовых брендов, в ЦУМе есть несколько ресторанов, корнеры стилистов с вещами от молодых дизайнеров, салон красоты, кинотеатр и несколько студий.
Напротив ЦУМа расположился старинный особняк XVIII века, который вступает в контраст со зданием универмага из стекла и бетона. Фасад этого дома неоднократно менялся, но общий архитектурный облик сохраняется до сих пор: строгая симметрия, угловые и центральная части оформлены высокими аттиками с колоннами и скульптурными барельефами. Это здание всегда радовало глаз — мне оно кажется таким легким, почти воздушным и нарядным, как тортик. В нём расположились многочисленные бутики и рестораны.
Ещё одно яркое пятнышко на площади — угловой дом на противоположной стороне Неглинной. На его стене нарисовано яркое граффити «Я люблю Москву». В ясные дни эта часть дома словно сливается с голубым небом и появляется ощущение, что надпись буквально парит в воздухе, а в пасмурную погоду она радует, как бы напоминая о солнечных днях.
От Неглинной до площади Воровского
Переходим дорогу и продолжаем прогулку по Кузнецкому мосту. Здесь обращаем внимание на дома по левой стороне: причудливое одноэтажное здание с полукруглым окном — пассаж Сан-Галли, в котором сейчас находится Московский дом художника, а также пара кафе и магазинов.
Следующее здание по той же стороне улицы — доходный дом Третьяковых. Мне он всегда немного напоминал теремок: множество колонн, мини-башенки с островерхими крышами. Напротив него, через дорогу, расположилось еще одно здание с пышным убранством. Это Московский международный торговый банк, на фасаде которого на старый манер написано гордое «Банкъ». Особенно выделяется это здание своей облицовкой: благодаря песчанику и цинковым вставкам здание выглядит дорого, а современникам оно наверняка внушало трепет, заставляя верить в мощь капитала. До сих поражаюсь, как этот памятник капитализму выстоял в советские времена и дошел до нас практически без изменений.
Мы выходим на проезжую часть Кузнецкого моста, хотя машины сюда заезжают не так уж часто: всё же мало кому захочется плутать в лабиринте пешеходных улиц. По левой стороне мы видим еще одно двухэтажное строение. Мне оно всегда напоминало пассаж Сан-Галли, но, оказывается, это реконструкция постройки намного более старинной. Дело в том, что перед нами — одно из зданий комплекса Тверского подворья, восстановленное реставраторами в конце 1990-х. Если вы заглянете во внутренний дворик комплекса, то увидите типичные русские палаты, которые мне напоминают декорации к фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Чем дольше стою там, тем больше мне кажется, что вот-вот на одной из лесенок покажутся стрельцы, ищущие царя.
Завершается Кузнецкий на небольшой площади Воровского, которая мне всегда казалась какой-то серой и мрачной. Возможно, такое давящее впечатление создает махина здания ФСБ: стекло и бетон, 9 этажей, никаких лишних декоративных элементов, — всё это сильно контрастирует с обликом старинных зданий по три-четыре этажа высотой на окрестных улочках.
Как я уже упоминала, Кузнецкий мост издавна считается одной из главных торговых улиц. Не случайно в грибоедовской комедии «Горе от ума» Фамусов так характеризует эту улицу:
А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок.
Сегодня здесь сразу несколько точек притяжения для модников. В первую очередь, это огромный торговый комплекс ЦУМ, где можно найти все ключевые люксовые бренды. Но если вы не можете позволить себе купить здесь даже какой-нибудь аксессуар и не хотите травить душу, разглядывая ценники, просто прогуляйтесь вдоль фасада. Витрины ЦУМа, как и окна многих других бутиков мира, почти всегда ярко оформлены к определенному празднику или сезону и могут считаться настоящим шедевром изобразительного искусства. Самые красивые и сложные конструкции появляются здесь к новому году, однако и в остальные сезоны окна точно вас удивят и порадуют глаз. Напротив ЦУМа расположились несколько бутиков: Cartier, Tommy Hilfiger, Elena Miro, Harmont & Blaine. Большой мультибрендовый магазин обуви Rendez-Vouz, трехэтажный магазин Zara вместе с Zara Home и двухэтажный Hugo Boss ждут вас на Кузнецком, как только вы пересечете Неглинную. Другой крупный торговый центр — Podium Market. На четырех этажах торгового пространства представлены коллекции российских и зарубежных дизайнеров, так что сюда стоит заглянуть всем, кто ищет что-то оригинальное, новое, именно «дизайнерское».
Третья значимая точка притяжения модной тусовки — концепт-стор КМ20, где продаются самые смелые коллекции уже известных и только начинающих дизайнеров. Что-то новое, свежее, экспериментальное или андеграундное — это здесь. Помимо одежды, тут можно купить книги, журналы и технику. А еще здесь регулярно проводятся презентации, выставки и вечеринки. За календарем мероприятий можно следить на официальном сайте магазина.
Не просто так Грибоедов упоминает и книжные лавки: меня всегда удивляло, сколько здесь книжных. Самые интересный из них — Книжная лавка писателей прямо напротив пассажа Сан-Галли. Здесь можно найти редкие букинистические издания, любопытные новинки как на русском, так и на иностранных языках, а также шикарные подарочные издания и альбомы. Почитать об этом магазинчике можно здесь. По-соседству находится и Дом иностранной книги, так что в поисках книжек на английском, французском, немецком, испанском, итальянском и многих других языках смело заглядывайте сюда.
Видео:По центру Москвы в субботу.Арбат и Кузнецкий мост.Никольская и КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬСкачать
Улица развлекательная
Помимо бутиков, на Кузнецком есть Музей советских игровых автоматов. При приобретении входного билета (450 рублей) посетители получают экскурсию и жетоны для игры на 15 машинах из 40 представленных здесь. Гонки, викторины, стрелялки, аркады — всё, что душе угодно, только с советским антуражем и забавной восьмибитной музыкой. Для всех любителей ретро и геймеров посещение строго обязательно! Больше информации на официальном сайте музея.
Как и многие другие пешеходные улицы Москвы, Кузнецкий мост служит площадкой для городских фестивалей. Обязательно загляните сюда в период новогодних праздников: яркие огни, пушистые елочки, веселые ярмарки, горячий глинтвейн и вкусные хот-доги на открытом огне точно создадут то самое настроение. А изучая окна-витрины ЦУМа, которые в декабре превращаются в настоящие произведения искусства, начинает казаться, что вы попали в сказку.
Другие московские ярмарки и фестивали оценить так же однозначно сложно: иногда декор бывает удачным, а иногда — поражает безвкусием. Очень странно было видеть чахлые березы в кадках и гигантские статуи рыбы на одной из самых модных улиц столицы. Но, как бы то ни было, городские фестивали в Москве проводятся почти нон-стоп, так что один из них вы наверняка застанете и сможете сами оценить декор, еду и увеселения.
Видео:Прогулка по улице Кузнецкий мост/влог #СелфикорСкачать
Улица ресторанная
Не думайте, что если вы не модник и не любитель истории, то вам нечего делать на Кузнецком мосту. Эта улица, пожалуй, одна из главных пешеходных в Москве, а потому здесь приятно просто прогуляться и посидеть в одном из кафе. Особенно хорошо здесь в летний сезон: уличные террасы так и манят занять один из столиков, взять себе холодный кофе или вкусный коктейль и рассматривать прохожих. За таким занятием время летит незаметно, и, поверьте, вам понравится. В современном мире, где мы постоянно сидим, уткнувшись в компьютер или телефон, так приятно порой просто отвлечься от техники и Интернета, чтобы насладиться простыми радостями: вкусными напитками, чудесными видами и пространными размышлениями. На Кузнецком есть многие сетевые кафе: Costa Coffee, Кофе Хауз, Прайм, Шоколадница, Пилзнер, а на площади Воровского — Starbucks. Немало здесь и любопытных баров и ресторанов:
В первую очередь, знаменитая «Камчатка», расположившаяся прямо напротив ЦУМа и привлекающая студентов и молодежь очень демократичными ценами: 0,5 литров фирменное пиво стоит всего 120 рублей, а бокал домашнего вина и вовсе обойдется в 100 рублей. Еда здесь очень простая и явно соответствует моде на уличные фудтраки — бургеры, шашлык, шаурма, сосиски, супы и салаты. Цены — от 80 рублей за оливье или сельдь под шубой до 300 за чизбургер «Аристократ» и 500 за шашлык из свиной шеи. «Камчатка» принадлежит ресторанной группе Novikov Group, а шеф-повару нет и 30 лет — в том, что еда будет вкусной, качественной и аутентичной, можно не сомневаться.
По соседству находятся еще одно заведение того же ресторатора — Mr. Lee, где можно насладиться паназиатской кухней с акцентом на китайских блюдах. Цены кусаются: закуски от 400 до 2500 рублей, лапша и вок от 650 рублей, а свежее мясо или рыба на грилле — от 550 рублей. Здесь есть детское меню, винная карта, бар и специальные предложения от шефа, так что если вы ищите хороший ресторан на любой случай — вам сюда.
На афтерпати после ночи в баре или клубе можно отправиться в третье заведение группы Новикова — «Чердак», расположенный всё в том же особняке напротив ЦУМа. Здесь вас ждет по-домашнему уютная обстановка с советскими раритетами и меню, типичное для почти любого современного кафе: пицца, роллы, грилль, бургеры — найдется все. Из напитков — обширное барное меню и винная карта, так что понравится почти любой аудитории. Закуски от 500 рублей, коктейли в ту же цену, 250 за пиво, вина — 500–600 рублей за бокал и от 3500 рублей за бутылку.
В начале Кузнецкого расположились бары Cuba Libre и Let’s Rock. Из еды здесь есть разве что салат или бургер, зато коктейльные карты приятно удивят разнообразием. В первом заведении однозначно стоит пробовать одну из вариаций классического коктейля Куба Либре, а в Let’s Rock Bar лично мне нравится чудесное вишневое пиво. Цены в обоих заведениях примерно одинаковые: коктейли и пиво от 200 рублей, еда в пределах 300–700 рублей.
Кафе «Джаганнат» предлагает широкий выбор вегетарианских и веганских блюд, и цены здесь приятно удивляют: выпечка от 20 рублей, супы — от 100, вегетарианские сосиски и котлеты — от 70. Зал совсем небольшой, зато работает магазин, так что любое блюдо можно взять с собой, чтобы в летнее время перекусить где-нибудь на лавочке или в парке. С меню можно ознакомиться вот здесь.
На Кузнецком есть три заведения, которые удовлетворят запросы самой взыскательной публики. Vogue Café, Brasserie «Мост» и ресторан «Большой» можно однозначно охарактеризовать как самые светские заведения на улице. Мне всегда хотелось заглянуть сюда на бранч и окунуться в эту атмосферу праздности и шика. Закуски здесь от 500–700 рублей, основные блюда — от 800, десерты — от 400, капучино — 220–350 рублей, а бокал вина — от 500 рублей.
Помимо этих заведений, на Кузнецком есть небольшой магазин с шоколадом ручной работы и пекарня, где можно отведать вкусных пирогов и творожников. Так что в плане еды и питейных заведений Кузнецкий мост сможет удовлетворить самые разные запросы.
Кузнецкий мост для меня всегда обладал особым притяжением. Чего тут только нет: и кафе, и магазины, и уличные ярмарки, и чудесная архитектура, и даже музей. Я бы с удовольствием гуляла здесь каждый день и настоятельно рекомендую заглянуть сюда всем туристам: именно на таких пешеходных улочках лучше узнаешь настоящую Москву, да и таких толп, как на Арбате или Тверской, здесь никогда не встретишь!
Видео:МОСКВА - ГУМ - 3 ЯНВАРЯ - ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ - КУЗНЕЦКИЙ МОСТ - ЦУМ - КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬСкачать
«Самая блестящая улица Москвы»
Кузнецкий мост – древняя улица в самом центре Москвы с богатой и сложной историей. Она располагается между улицами Большая Лубянка и Большая Дмитровка, пересекает улицы Петровка, Неглинная, Рождественка и имеет общую протяженность 790 м. Изначально улица была короче, но в 1922 году к ней был присоединен Кузнецкий переулок, ставший ее продолжением.
Происхождение топонима связано с мостом, издревле пролегавшим в этом месте через реку Неглинную. Он начинался в нескольких метрах к востоку за Петровкой и доходил до Рождественки. Долгое время мост был деревянным. Наводнения и весенние паводки размывали бревна, в связи с чем его постоянно приходилось отстраивать заново. В 1754 году по проекту известного московского архитектора Дмитрия Ухтомского был построен белокаменный мост с тремя арочными пролетами, парапетом и декоративными вазами. Его ширина составляла 12 м, а длина – 120 м. Он впечатлил москвичей своими размерами и своей красотой – люди со всего города приходили полюбоваться на это инженерное сооружение.
В конце XVIII века обсуждался проект превращения реки Неглинной в городской канал, а в районе Кузнецкого моста планировалось создать водоем с водопадами, украшенный статуей Екатерины Великой. Однако после Отечественной войны 1812 года было решено заключить Неглинную в подземный коллектор, а мост засыпать землей, что и было осуществлено в 1817–1819 годах. У горожан в тот период появилась шутка: «Смешно, что будут говорить: пошел на Кузнецкий мост, а его нет, как нет и зеленой собаки».
История улицы Кузнецкий мост берет свое начало в XV веке. До этого времени местность была малонаселенной и называлась Неглинный верх, поскольку располагалась за рекой Неглинной. Но в конце XV века царь Иван III возвел неподалеку пушечный двор. Вскоре район «ожил» – здесь образовалась кузнечная слобода, давшая имя мосту, а впоследствии и улице.
По соседству со слободой, в восточной части Неглинного верха, Иван III поселил семьи знатных псковичей, которые он перевез в Москву на постоянное жительство. Для них в начале улицы итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил каменную церковь Введения во храм Богородицы, которую в народе прозвали «во псковичах». Впоследствии она стала приходским храмом князя Дмитрия Пожарского, героя обороны Москвы 1612 года. В результате польской интервенции церковь сильно пострадала – князь восстанавливал ее на свои личные средства. Церковь располагалась на месте современной площади Воровского и была снесена в 1924 году, поскольку, по мнению советского правительства, мешала автомобильному движению в городе.
Другие публикации по теме:
Облик и статус улицы со временем менялись. В XVII века слобода кузнецов по-прежнему размещалась между Неглинной и Рождественкой, однако здесь уже начали появляться дворы знатных людей, в том числе князей и дьяков.
В 1737 году произошел пожар, уничтоживший значительную часть строений на Кузнецком мосту. Но вскоре улица вновь застраивается, преображаясь в «святилище роскоши» – центр модных французских лавок.
В середине XVIII века на всем северном участке улицы – от Рождественки до Покровки – раскинулась усадьба графа Воронцова. Река Неглинная в то время протекала по территории его парка. Кроме того, на Кузнецком мосту графу принадлежали несколько каменных домов, которые он сдавал под лавки и квартиры. После смерти Воронцова часть его усадьбы приобрела помещица Бекетова. В одном из корпусов дома ее пасынок Платон Бекетов, знаменитый литератор и меценат конца XVIII века, устроил лучшую московскую типографию, а также открыл книжную лавку, которая быстро превратилась в крупнейший литературный салон того времени.
Была у Кузнецкого моста и мрачная слава. Здесь, между Рождественкой и современной площадью Воровского, находилась городская усадьба Дарьи Салтыковой – печально известной «мучительницы и душегубицы» Салтычихи. По подозрению в убийстве более ста человек крепостных крестьян она была осуждена на пожизненное заключение в 1767 году. Процесс над ней был показательным для своего времени, и вызвал в обществе бурю негодования. Последующие 34 года своей жизни Салтычиха провела в тюрьме при Ивановском монастыре в Москве.
Во время пожара 1812 года, когда горел практически весь центр Москвы в пределах Земляного города, улица Кузнецкий мост не пострадала, поскольку французы считали эту территорию своей «колонией» в Москве и оберегали ее.
После уничтожения каменного моста в 1819 году его северный парапет стал основанием для стены нового дома, построенного между улицами Петровка и Неглинная. На другой стороне также возвели дом, причем в обоих зданиях расположились лавки – буквально на Кузнецком мосту. В этот период по обе стороны улицы открывается множество магазинов, торгующих и мебелью, и оптическими приборами, и кондитерскими изысками, и бог знает, чем еще. Однако размеры лавок были столь малы, что Виссарион Белинский, гуляя по Кузнецкому мосту, сравнивал себя с Гулливером в стране лилипутов.
В начале XIX века за Кузнецким мостом закрепляется статус главной торговой улицы города. Владельцами магазинов становятся преимущественно французы: в 1826 году лишь одной из восемнадцати лавок владел русский подданный. Именно французы стали главными поставщиками всего нового и интересного в области литературы, гастрономии и в особенности модны. Роскошные экипажи с трудом разъезжались на неширокой улице, разодетые в пух и прах щеголи фланировали по мостовой туда-сюда, отовсюду слышалась французская речь. Александр Грибоедов вкладывает в уста своего героя Фамусова из комедийной пьесы «Горе от ума» краткий, но емкий отзыв об этой улице:
«А все Кузнецкий мост и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы – Губители карманов и сердец».
По утрам зевак ждало еще одно развлечение: на Кузнецком мосту полиция принуждала различных «нарушителей правил благочиния» к общественным работам. Зрелище было презабавное: кавалеры с цилиндрами на голове и нарядные дамы в шелковых платьях, вооружившись метлами, начищали тротуары и мостовую. Полиция строго приглядывала за ними, требуя усердия.
Творческая интеллигенция также обитала на Кузнецком мосту. Здесь можно было встретить самых именитых поэтов, писателей и художников своего времени. Так в 1835–1836 годах художник Карл Брюллов подолгу гостил здесь у своего друга – известного скульптора Ивана Витали.
На углу Рождественки в начале XIX века располагался известный ресторан француза Транкля Яра, в котором любил бывать Александр Пушкин. Поэт посвятил этому заведению ностальгические строки:
«Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И с телятиной холодной Трюфли Яра вспоминать. »
У Яра Пушкин вместе с Евгением Баратынским, Петром Вяземским и Николаем Языковым поминали в 1831 году своего безвременно ушедшего друга Антона Дельвига.
Модные лавки располагались на Кузнецком мосту вплоть до революции – ими по-прежнему владели иностранцы. Стараниями славянофилов в 1843 году на улице появился «русский магазин», который явно противопоставлялся «парижским щеголихам». В нем продавались исключительно товары русского происхождения, и все работники в магазин также набирались из русских.
В этот период улица продолжала динамично развиваться – там появляются первые пассажи (Джамгаровых, Солодовниковский) и банки (Московский международный торговый банк, Юнкер-банк, банкирская контора Джамгаровых).
В конце XIX века Кузнецкий мост называли «самой блестящей улицей Москвы». Однако это было связано не с модными магазинами, а с домом № 12, владелец которого – купец Константин Попов – украсил его фасад первой в Москве световой рекламой: из множества ламп составлялось слово «пассажъ». Эта диковинная вывеска своим сиянием приводила москвичей в такой восторг, что за всей улицей закрепилось прозвище «блестящая».