- Кругом пятьсот. История про Минский автозавод, которому 75
- 75 лет. История Минского автомобильного завода
- Как в Минске собирали Ford со Studebaker
- Двухсотые — первое поколение МАЗов
- Пятисотый, лобастый, свой
- Здесь корни БелАЗа и МЗКТ
- Третье поколение. Открытие Европы
- Распад Союза. Новая реальность
- Минский автомобильный завод
- История
- Грузовые автомобили
- Выпуск продукции
- Перспективы развития
- Общественный транспорт
- Автобусы
- Статистика выпуска и продаж
- Троллейбусы
- Производители запчастей
- МАЗ-MAN
- Финансовые показатели
- Хроника важнейших событий
- Спорт
- Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта
- 🎥 Видео
Видео:МАЗ получает свой шанс | Новости с колёс №1923Скачать
Кругом пятьсот. История про Минский автозавод, которому 75
Кругом пятьсот — это из Высоцкого, ну, вспоминайте: «Мы оба знали про маршрут, что этот МАЗ на стройках ждут. А наше дело: сел, поехал — ночь, полночь». Так все и было: минские грузовики действительно ждали на стройках одной шестой части суши и даже больше. Лобастые пятисотые МАЗы казались вечными, колеся по дорогам нашего детства. Сегодня заводу — 75. Думали ли тогда, в пропитанном войной 44-м, что в этих цехах под Минском рождается белорусское автомобилестроение? Рассказываем историю столичного автозавода на страницах Onliner.
Видео:история Минского автомобильного завода (МАЗ MAZ)Скачать
75 лет. История Минского автомобильного завода
Видео:Александр Лукашенко посетил Минский автомобильный заводСкачать
Как в Минске собирали Ford со Studebaker
30-е годы прошлого века. По всей стране объявлена индустриализация, газеты пестрят лозунгами, призывающими к трудовым подвигам. Столицы союзных республик получают новый облик передовых советских городов: Минск, к примеру, завершает строительство Дома правительства.
В это время в 7 км от города, в районе деревни Красное Урочище, стоит танковая часть Красной Армии. Офицерский состав расквартирован, солдаты живут в недавно отстроенных казармах. Буквально через дорогу расположены танковые мастерские.
1941-й, начинается война с Германией. Советская армия отступает, и вся Беларусь оказывается под оккупацией. Опустевшие танковые ангары и казармы занимают войска неприятеля. Вермахт будет обслуживать здесь свою технику. Вроде бы даже привозили оборудование Mercedes-Benz для сборки автомобилей с газогенераторными двигателями. Правда это или нет — кто теперь разберет, документов не нашли.
В 44-м Минск освободили, город, как и вся республика, лежал в руинах.
Фронт откатывался на запад, армию нужно было обеспечивать техникой. Между тем, перед войной, в СССР было три автомобильных завода, которые выпускали грузовики: в Москве, Горьком (сегодня — Нижний Новгород) и Ярославле. Мощностей не хватало. Вопрос решается в духе военного времени: 9 августа Государственный комитет обороны принимает постановление — организовать в освобожденном Минске автосборочный завод. Это приказ. Выполнять его отправляются в том числе партизаны, сохранились даже справки партизанского движения с соответствующими распоряжениями. Люди вспоминали свои довоенные профессии, заново учились строить, а не воевать.
Здания, где располагались казармы, отводятся под создание автомеханического техникума с общежитием, в танковых ангарах начинают собирать грузовые автомобили. Это американские Ford, Chevrolet, Studebaker, Mack — машинокомплекты попадали в Союз из Америки по ленд-лизу. Одна часть грузовиков сразу же отправляется на фронт, другая — на нужды народного хозяйства. До октября 1946 года было собрано 18 146 американских автомобилей. С этого, по сути, и началась история Минского автозавода.
Видео:Минский автомобильный завод. "Беларусь. Созидание. Время помнить". 3 серияСкачать
Двухсотые — первое поколение МАЗов
— Говорят, еще в 1943 году, после победы на Волге, Сталин поручил разработать автомобиль, которому предстояло стать основой грузового автопарка всей страны в послевоенное время — не все же на американских машинах ездить, — рассказывает заведующая Музеем истории трудовой славы ОАО «МАЗ» Марина Севастьянович. — И такой автомобиль был создан на Ярославском автозаводе — ЯАЗ-200. В 45-м, после парада Победы, прошел показ этой техники. Сталину машина понравилась, было отдано распоряжение о серийном производстве.
Таким образом окончательно решилась судьба автомобильного завода в Минске, ведь нужны были производственные мощности, а здесь уже имелась техническая база. Не хватало специалистов, не хватало опыта. Тогда из Ярославля прислали главного конструктора, из Москвы приехал главный инженер, с Урала прибыл главный технолог — так это решалось в большой стране. И на Минском автозаводе стали выпускать собственные автомобили — МАЗ-205.
Поначалу это была копия ЯАЗ-200, но предприятие развивалось, а модель совершенствовалась, вносились некоторые изменения.
— На Минском автозаводе сделали свою кабину, карданный вал, мосты — все это производили уже здесь. Так что это не было простой сборкой машинокомплектов. В 1949 году резко увеличился объем производства — на предприятии ввели в строй первый конвейер (до этого машины собирали на стапелях), — отмечает заведующая музеем.
У грузовика Ярославского автозавода на решетке радиатора был медведь. У белорусского МАЗа — зубр. Поколение двухсотых выпускалось до 1965 года.
— 31 декабря 1965 года с конвейера торжественно сошел последний МАЗ-205. Потом, правда, выпустили еще 13 штук вдогонку, — смеется Марина Севастьянович.
Но время этих капотников уходило, так как инженеры белорусского предприятия подготовили к серийному выпуску совершенно новое поколение грузовиков — МАЗ-500.
Видео:Официальный дилер Минского автомобильного завода в УкраинеСкачать
Пятисотый, лобастый, свой
Знаменитый лобастый пятисотый — собственная разработка Минского автозавода, поколение, выпускавшееся до начала 80-х.
— Многие узлы и детали этой машины были запатентованы. То же расположение кабины над двигателем было настоящим прорывом во всей индустрии, — говорит заместитель главного конструктора Николай Лакотко.
Конвейер работал в три смены. Пятисотый был адаптирован под любые типы кузова: самосвалы, бортовые грузовики, лесовозы, бетономешалки. Тогда же появился и седельный тягач. Ходят слухи, что сам Косыгин увидел «пятисотку» и дал добро — «Делайте».
— У каждой машины своя специфика. Тягач — это всегда флагман. Там повышенное внимание к комфорту водителя, в приоритете скорость, экономия топлива, аэродинамика. Это острие инженерной мысли. Вместе с тем тяжелая техника вроде самосвалов — сложнее. Другая платформа, надрамник, гидравлика, даже специфика мостов — все для большей мощности, грузоподъемности, — добавляет Николай Лакотко.
Новый МАЗ-500, о котором пел Высоцкий, отправлялся на всесоюзные стройки: с его помощью возводили БАМ, строили Красноярскую ГЭС. Минские грузовики отправляли в Польшу, Болгарию, Румынию, Чехословакию, а также в другие уголки земли, на стройки коммунизма: на Кубу, в Судан, Китай.
И еще об искусстве. В 1971 году в свет выходит кинолента «Мировой парень».
— Мы тогда не воспринимали это так, но это была отличная реклама для МАЗа, — вспоминает Марина Севастьянович. — И в те времена говорили: тем, кто работает на МАЗах, завидует каждый водитель Советского Союза.
Видео:1958г. Минск. автомобильный заводСкачать
Здесь корни БелАЗа и МЗКТ
Масштабные стройки огромной страны требовали от техники невозможного. И инженеры претворяли, казалось, немыслимые задумки в жизнь. Было создано конструкторское бюро, а еще в 1950 году начали серийный выпуск 25-тонных самосвалов с индексом МАЗ-525. Туда, к слову, устанавливали танковые двигатели — такая мощь требовалась для транспортировки тяжеленных грузов. Чуть позднее появился МАЗ-530 — машина грузоподъемностью 40 тонн с колесной формулой 6×4. Мир ахнул, и Минский автозавод увез с выставки в Брюсселе Гран-при (1958 год). Говорят, были овации.
И вот в те годы принимается решение «отпочковать» производство тяжелых самосвалов, создать для этой цели еще одно предприятие — в Жодино. Да, именно так появился БелАЗ. А Могилевскому автозаводу передали производство разработанных на МАЗе одноосных тягачей.
Или вот еще история. Холодная война, гонка вооружений. Для армии, как известно, никогда и ничего не жалели, и тут понадобились колесные тягачи для артиллерии. Поговаривают, что сам маршал Жуков поставил вопрос ребром. Минским инженерам доводят задачу, в головном здании завода отводится целый этаж, вход куда разрешен только по особым пропускам. Конструкторы там занимались проектированием техники для военных нужд. Такая техника выпускалась Минским автозаводом вплоть до 1991 года, когда было решено выделить подразделение в самостоятельное предприятие — Минский завод колесных тягачей.
А в конце 60-х в СССР создавался еще один промышленный гигант — Камский автозавод. И специалистов туда направляли — да, из Минска. История повторилась, только теперь уже белорусские инженеры и конструкторы ехали налаживать производство на новом предприятии.
Видео:Краткая история завода МАЗСкачать
Третье поколение. Открытие Европы
Третье, совершенно новое поколение белорусских грузовиков появилось в 1981 году — МАЗ-5432. И здесь уже четко выделяется нацеленность на междугородние и международные перевозки. В кабине оборудуются два спальных места, сама она теперь подрессорена, условия для водителей становятся более комфортными, появляется даже бортовой компьютер. Кстати, белорусские автопоезда первыми в СССР прошли испытания по безопасности в Международном центре института ЮТАК в Париже.
Любопытно, что примерно в эти годы Минский автозавод начинает сотрудничество с западными автоконцернами. И дело вот в чем. Традиционно на минские грузовики ставились двигатели Ярославского автозавода, который сузил свою специализацию именно до производства силовых агрегатов и коробок передач. Но Советский Союз стремился увеличить товарооборот с другими странами, появляется предприятие «Совтрансавто», которое и ведает логистикой таких перевозок. Нужны автопоезда, причем такие, которые, во-первых, будут отвечать международным требованиям и которые, во-вторых, будет проще обслуживать в случае необходимости за границей.
Минский автозавод адаптирует свои новые грузовики сначала под двигатели MAN, а затем под агрегаты Mercedes, заводя тесные контакты с этими компаниями. Белорусские машины стали отвечать требованиям экологических стандартов Евро-2 и Евро-3, действующих на тот момент. Путь в Европу был открыт.
И это решение себя оправдало. Сегодня Минский автозавод выделяется среди конкурентов тем, что готов предложить продукцию с двигателями различных производителей, в зависимости от рынка сбыта.
— Например, мы продаем грузовики в Судан или Алжир — в этом регионе хорошо знают MAN. Нет проблем, мы поставим двигатели MAN. Нужна техника в Венесуэлу? Там сильные позиции у Mercedes, оснастим машины агрегатами этого производителя. Бразилия — Cummins. Мы в состоянии удовлетворять такой спрос. Для компании это огромный плюс. Освоена огромная номенклатура, разработана техническая база для того, чтобы подготовить грузовики для работы с различными двигателями. Унифицировать продукцию — это всегда сложнее, чем создать новую машину. Но это то, что нужно потребителю. И у МАЗа это есть, — отмечает Николай Лакотко.
Кстати, с Mercedes Минский автозавод сотрудничает уже более 20 лет. С немецкой компанией ZF, производящей шасси и коробки передач, — 30 лет. Самый очевидный результат такого сотрудничества — автобусы МАЗ, при производстве которых используются комплектующие этих известных во всем мире компаний.
— Мы стремимся к импортозамещению, но есть наименования товаров, которые рациональнее заказывать у крупнейших производителей, так как налаживание самостоятельного выпуска выльется в огромные затраты и приведет к серьезному увеличению цены на конечный продукт, — объяснил заместитель главного конструктора.
Видео:Музей истории Минского автомобильного заводаСкачать
Распад Союза. Новая реальность
Конец 80-х был очень успешным периодом для завода. В 1987 году с конвейера предприятия каждые 5 минут сходил новый грузовик. В 1989-м была выпущена юбилейная, миллионная машина — седельный тягач 6442.
Завод работал над знаменитым МАЗ-2000 «Перестройка» — проектом, как теперь отмечают многие, опередившим свое время. Не было ни достаточной инфраструктуры, ни достаточного спроса на такой футуризм.
Но история огромной страны подходила к концу, перелистывалась страница школьного учебника. Третье поколение грузовиков МАЗ стало последним, выпущенным на заводе в советскую эпоху.
После распада СССР предприятие оказывается в затруднительном положении. Старые связи хоть и не были утрачены, но спрос на грузовую технику явно упал. Нужно было искать новые решения, и завод берется за выпуск автобусов, подписав в 1992 году договор с немецкой компанией Neoplan. Мы уже рассказывали подробно о том, как появились белорусские автобусы.
Видео:Стенд Минского автомобильного завода на выставке ТРАНСПОРТ и ЛОГИСТИКА 2018Скачать
Минский автомобильный завод
ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» (белор. Мінскі аўтамабільны завод) — советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.
Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990-х годов, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.
Как управляющая компания входит в холдинг «БелавтоМАЗ», в составе которого находятся также ОАО «БААЗ», Барановичи, ОАО «ОЗАА», Осиповичи; ОАО «КЗТШ», Жодино; ОАО «ДЭМЗ», Дзержинск; ОАО «Гродненский механический завод»; ОАО «ТАиМ», Бобруйск, и другие. Номенклатура выпускаемой Минским автозаводом продукции превышает 400 моделей, модификаций и комплектаций. В то же время «МАЗ» является кузовосварочным заводом, не производящим какие-либо автозапчасти.
Видео:О будущем Минского автомобильного заводаСкачать
История
В середине 1930-х годов на территории будущего автозавода у небольшой деревни Красное Урочище в 7 километрах к юго-востоку от центра Минска располагалась крупная воинская часть Красной Армии — 12-я танковая бригада, реорганизованная весной 1941 года в 26-ю танковую дивизию. В 1942 году на базе бывших ремонтных ангаров дивизии оккупантами был организован завод для обслуживания и ремонта транспорта Вермахта — автомобилей и танков. Фирма Даймлер-Бенц возвела более тридцати ремонтных павильонов. Завод «Грос-К-Верк» с более чем пятью тысячами рабочих вскоре стал одним из крупнейших предприятий в оккупированной Восточной Европе. Во время строительства завода широко использовался принудительный труд военнопленных и местных жителей.
9 августа 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР об организации автосборочного завода в Минске. С конца 1944 года параллельно строительству самого завода, начинается «отвёрточная» сборка грузовиков GMC и Studebaker, поставляемых из США по ленд-лизу. Первый минский Studebacker сошел с конвейера 7 ноября 1944 года. Кроме «Студебеккеров», на Минском автосборочном заводе собирали тяжёлые грузовики Mack серии NR.
С середины 1947 года сборка американских машин прекращается и продолжается возведение цехов будущего завода. Уже в октябре 1947 года на заводе были собраны по документации и при непосредственной технической поддержке c Ярославского автомобильного завода первые пять самосвалов МАЗ-205. По сути это были ЯАЗ-205, имевшие отличия в силу технологических возможностей. С этого момента завод был способен полностью принять на себя изготовление грузовиков серии ЯАЗ-200 «в соответствии с решениями партии и правительства», что и было выполнено, хотя и не в один год. Всё производство двухосных ЯАЗ-200, самосвалов, бортовых грузовиков, седельных тягачей перешло в Минск. Чуть позже трехосная серия ЯАЗ-210 того же ряда была передана в Кременчуг, где начал работать КрАЗ. С тех пор для ЯАЗ главная задача состояла в обеспечении двух заводов силовыми агрегатами.
Первые автомобили МАЗ-205, вышедшие из заводских ворот в конце 1947 года, стали началом белорусского автомобилестроения.
В конце 1948 года было завершено строительство первой, а в 1950 году и второй очереди завода. В результате в том же 1948 году стало возможным организовать серийное производство автомобилей, а с завершением строительства выйти на проектные мощности и затем превзойти их. В 1951 году завод выпустил 25 тысяч машин против 15 тысяч плановых. При этом увеличивался не только выпуск автомобилей — результатом работы конструкторов стали машины, которых не знало мировое автомобилестроение. Первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой — «Гран-при». В 1959—1961 годах, в связи с начавшейся специализацией советского автомобилестроения, производство карьерных самосвалов МАЗ было перенесено в Жодино на завод БелАЗ, а производство одноосных тягачей — на Могилевский автозавод. Ещё в середине 1950-х годов на МАЗе было создано Специальное конструкторское бюро (СКБ-1) и производство при нём армейских многоосных вездеходных тягачей типа МАЗ-535 и МАЗ-537. Долгие годы руководителем СКБ-1 был известный советский автомобильный конструктор Борис Львович Шапошник.
В ноябре 1958 года на Минском автозаводе были собраны первые опытные образцы автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, которым предстояло прийти на смену автомобилям первого поколения — МАЗ-200. Переход к производству машин нового поколения потребовал сложных технических решений, всесторонних испытаний создаваемой техники, реконструкции производства. 31 декабря 1965 года с главного конвейера сошёл последний автомобиль первого поколения МАЗов — автосамосвал МАЗ-205, занявший место на пьедестале памятника первым МАЗам. Завод полностью перешёл на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500, постоянно наращивая их производство. В 1966 году предприятие было награждено орденом Ленина, а в 1971 году — орденом Октябрьской Революции.
В сентябре 1970 года было начато производство модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976 года с главного конвейера сошёл первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335. В 1977 году завод был удостоен своей третьей награды — второго ордена Ленина.
19 мая 1981 года на главном конвейере завода был собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового перспективного семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422. А менее чем через два года, 16 апреля 1983 года, был собран уже тысячный автомобиль этого семейства. Выпуск новых машин продолжал наращиваться. 14 апреля 1989 года был выпущен миллионный автомобиль марки МАЗ. Им стал седельный тягач МАЗ-64221. На заводе развернулась подготовка к широкому производству трехосных седельных тягачей. В конце восьмидесятых был создан концепт-кар МАЗ-2000 «Перестройка». В 1980-х годах на заводе началась масштабная реконструкция со строительством нового конвейера грузовых автомобилей, который был введен в строй в начале 1990-х. В это же время на базе завода, при участии словенских специалистов, было создано производство прицепов-дач, передвижных торговых киосков, автомобильных и прицепных фургонов, получившее торговую марку «МАЗ-Купава». Тогда же в начале 1990-х на этапе конверсии бывшее СКБ-1 а тогда производство специальных колесных тягачей (ПСКТ) было преобразовано в отдельное предприятие Минский завод колесных тягачей (МЗКТ).
В 1996 году, после успешного прохождения приёмочных и эксплуатационных испытаний в автохозяйствах Республики Беларусь, был рекомендован к серийному производству новый модельный ряд МАЗ-5440. 11 марта 1997 года с конвейера Минского автомобильного завода сошёл первый магистральный тягач нового семейства МАЗ-54421. В конце 1997 года собраны автомобили МАЗ-54402 и МАЗ-544021, полностью удовлетворяющие всем европейским требованиям к большегрузным автомобилям для международных перевозок.
10 декабря 1997 года был подписан договор о создании совместного белорусско-германского предприятия по производству грузовых автомобилей «МАЗ-МАН». Отличием данного проекта от других проектов по производству автомобилей в странах СНГ стало то, что доля белорусских узлов и деталей будет достигать 60 % в продукции, произведенной на совместном предприятии.
C 1999 года МАЗ освоил производство среднетоннажной серии автомобилей МАЗ-4370 получивших неофициальное прозвище «зубрёнок». С начала 2000-х годов началось серийное производство нового поколения грузовиков серии МАЗ-6430/5440.
В 2011 году был продемонстрирован опытный образец седельного тягача капотной компоновки МАЗ-6440. В это же время линейка моделей грузовиков МАЗ получила имена собственные: самосвалы «Колос», тягачи и шасси «Простор», среднетоннажные грузовики «Корнет». В 2014 году был представлен прототип седельного тягача МАЗ-5440М9 с двигателем экологического стандарта Евро-6. А с конца апреля 2018 года началось его мелкосерийное производство.
Видео:1957г. Минск. автомобильный завод. новый самосвал МАЗ-530Скачать
Грузовые автомобили
Линейка выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Колесные формулы вышеперечисленной автотехники представлены вариантами: 4х2, 4х4, 6х4, 6х6. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники, более пятидесяти модификаций автобусов. Завод в массовом производстве освоил шесть поколений тяжелых грузовиков.
До настоящего времени завод производит и прицепной состав. Это позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили — с прицепами. Прицепная техника (одно-, двух-, трехосная) может быть оборудована тентованными, жёсткими и изотермическими кузовами; прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования. Налажено производство прицепов к самосвалам с двусторонней разгрузкой. Филиалом завода «Белавтоприцеп» выпускаются также и прицепы к легковым автомобилям.
Седельный тягач МАЗ-6422 с полуприцепом
Среди автомобилей МАЗ особое место занимают модели нового для МАЗа класса — среднетоннажные автомобили. В 2003 году на ежегодном конкурсе грузовиков, проводимых журналом «Коммерс-авто» этот грузовик признан «Лучшим отечественным коммерческим автомобилем 2003 года».
В августе 2006 года были представлены первые автопоезда, соответствующие требованиям Евро-4, произведенные в СНГ — автопоезд в составе седельного тягача МАЗ-544019 с полуприцепом МАЗ-975830 и бортовой автомобиль МАЗ-631019 с прицепом МАЗ-837310. С 2008 года завод планировал выпускать только автомобили, соответствующие нормам Евро-3.
Летом 2014 года минский автозавод представил 2 новых модели грузовика, соответствующих последним требованиям стандарта Евро-6. Первая модель — седельный тягач МАЗ-5440М9 предназначен для перевозки различных грузов в составе автопоезда общей массой 40 т. На нём установлен двигатель Mercedes-Benz ОМ471,Р6 мощностью 475 л. с. Вторая модель — МАЗ-5340М4 с 300-сильным мотором ОМ936LA грузоподъемностью 13,4 т, предназначенная под установку различного специализированного оборудования.
Выпуск продукции
Автозавод в 2005 году поставил потребителям более 20 тыс. автомобилей, 4 тыс. прицепов и полуприцепов, более тысячи автобусов. В 2006 году завод выпустил 21 тыс. автомобилей (103,6 % к уровню 2005 года). За 7 месяцев 2006 также выпущено 4585 прицепов и полуприцепов (121,7 % к аналогичному периоду 2005). В первом квартале 2007 поставки автотехники в Россию составили 133,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на Украину — 175 %.
В связи с кризисными явлениями в экономике МАЗ поставляет свою технику заинтересованным сторонам в том числе и за счёт экспортных кредитов Беларусбанка, компенсируемых министерством финансов Беларуси по указанию правительства.
В 2012 году МАЗ выпустил 26 тысяч грузовиков, за 8 месяцев 2016 года только 2255 машин. За это время количество работников завода сократилось с 21,5 тысяч до 17 тысяч человек.
12 сентября 2014 в Польше было запущено сборочное производство грузовых автомобилей из машинокомплектов производства ОАО «МАЗ». В год планируется выпускать до 500 единиц грузовой и пассажирской техники.
В 2017 году завод произвёл 6830 грузовых автомобилей, 1181 единицу прицепной техники, 1033 автобуса и троллейбуса, 178 автокранов, 53 автогидроподъёмника, 160 машин для коммунального хозяйства. Мощности завода позволяют собирать в год 22 тысячи автомобилей, 6 тысяч единиц прицепной техники, 1700 единиц пассажирской техники, 700 автокранов и подъёмников, 500 машин для коммунального хозяйства. Таким образом, в 2017 году производственные мощности завода были загружены всего лишь на треть.
В 2019 году были презентованы грузовой фургон (малотоннажный грузовой автомобиль) МАЗ-3650 и микроавтобус МАЗ-281, собираемые из машинокомплектов JAC Motors на заводе «Брестмаш», входящем в холдинг «БелавтоМАЗ». В перспективе завод рассматривает возможность повысить степень локализации их производства.
Перспективы развития
С целью перехода завода на выпуск новой конкурентоспособной техники создан проект технического перевооружения предприятия, охватывающий практически все его производства. За период 2000—2001 гг. заводом значительно обновлён парк прессового оборудования, закуплено 26 центров для механообрабатывающего производства, введена в эксплуатацию импортная линия порошковой окраски.
В период 2006—2011 гг. на МАЗе с целью модернизации производства и повышения качества продукции предполагалась масштабная реконструкция с объёмом инвестиций порядка 200 млн долларов. В первую очередь она касалась основных узлов автомобилей — кабин, рам, мостов и других агрегатов.
В 2008 году было объявлено о реформировании производственных мощностей в связи с освоением выпуска легковых автомобилей, при этом из-за высокой плотности застройки внутри предприятия планировалось перенести литейное и кузнечное производства за пределы завода.
Текущие инвестиционные проекты предприятия включают строительство завода по производству двигателей внутреннего сгорания совместно с китайской компанией Weichai Power (Смолевичский район Минской области), совместного предприятия по производству строительной и коммунальной техники с китайской компанией Zoomlion (Могилёв), сборочного предприятия во Вьетнаме.
Видео:1955г. Минск. автозавод. лесовоз МАЗ-501Скачать
Общественный транспорт
Автобусы
В 1992 году на МАЗе был создан филиал, сориентированный на освоение производства современных пассажирских автобусов, он получил название АМАЗ. В этом же году филиал подписал лицензионное соглашение с компанией «Неоплан», в результате было выпущено пять лицензионных автобусов Neoplan N4014. После этого оригинальная немецкая конструкция была переработана для адаптации её к местным условиям — как в плане эксплуатации, так и в плане сборки (основными визуальными отличиями мазовского автобуса от немецкого были изменённое остекление дверей и иные фары). В результате возросла прочность конструкции, увеличился дорожный просвет, было освоено применение комплектующих собственного производства. Низкопольный автобус МАЗ-101 внешне неотличим от своего заграничного родственника. Был применён самостоятельно выполненный ведущий мост портального типа. Ещё одной отличительной особенностью стало использование «шахтной» компоновки моторного отсека. Эксплуатация автобуса выявила и определённые недостатки — частые неисправности сложного заднего моста и отечественного двигателя ММЗ-Д-260.5.
После сборки «пилотной» партии из сорока автобусов МАЗ-101, в 1996 завод приступил к производству усовершенствованной модели — МАЗ-103. Этот автобус также низкопольный, однако на нём применяется другой задний мост, а конструкция моторного отсека позволяет применять любой двигатель. МАЗ-103 может выпускаться с двигателями ММЗ, Рено, MAN, Мercedes и механической или автоматической коробкой передач.
С учётом экономической ситуации в странах СНГ, являвшихся основным рынком для МАЗ-а, когда многие города нуждавшиеся в обновлении автобусного парка не могли себе позволить приобретение модели МАЗ-103, на заводе было принято решение разработать и запустить в производство более дешёвую модель — МАЗ-104. Её производство началось в 1997 году. Применение в конструкции узлов от серийных грузовых автомобилей МАЗ позволило на 8-10 тыс. долларов удешевить конструкцию по сравнению с МАЗ-103, однако при этом пришлось пожертвовать низкопольностью. Производство этого автобуса было прекращено 1 сентября 2006.
Автобус среднего класса МАЗ-256
Производство сочленённого автобуса МАЗ-105 началось в 1997, он имеет пониженный уровень пола (1 ступенька) и предназначен для применения на напряжённых внутригородских маршрутах.
Удлинённый трёхосный МАЗ-107 был впервые продемонстрирован на Московском автосалоне в 2001 году. Высокая пассажировместимость и отсутствие дорогого и снижающего надёжность узла сочленения делают эту модель привлекательной для применения на загруженных маршрутах. Основные поставки МАЗ-107 ведутся в Москву.
В 2004 году завод представил первую модель в линейке автобусов второго поколения — МАЗ-256. Автобус т. н. восьмиметрового класса имеет 28 посадочных мест. Характерные черты всех машин второго поколения — стеклопластиковая обшивка кузова с панелями, окрашенными в массе, вклеенные стекла, линзовая оптика.
В 2005 году представлен автобус второго поколения — городской низкопольный МАЗ-203. Основное отличие новой модели предшественника — полностью низкопольная конструкция (без ступеньки на задней площадке как в МАЗ-103). Мелкосерийное производство этого автобуса началось со второго квартала 2006, а первая крупная партия (50 автобусов) была произведена по заказу Казани в первой половине 2007. По состоянию на январь 2008 автобус эксплуатируется в Белоруссии, России, на Украине и в Польше.
Другой городской автобус второго поколения — МАЗ-206 был представлен в июле 2006. Это машина средней вместимости, предназначенная для применения на ненапряжённых городских маршрутах, в качестве служебного или VIP автобуса. МАЗ-206 имеет низкий уровень пола в передней части автобуса, где расположена просторная накопительная площадка, а в задней части уровень пола повышается. Мелкосерийное производство началось в конце 2006 года, а в белорусские автопарки автобус начал поступать в конце 2007. В августе 2007 был представлен пригородный вариант этого автобуса, получивший название МАЗ-226. Он отличается отсутствием накопительной площадки, увеличенным до 31 количеством сидячих мест, и наличием небольшого багажного отсека по левому борту. В 2009 году завод представил сочленённый автобус второго поколения МАЗ-205. В 2013 году была представлена более дешёвая версия сочленённого автобуса, в сравнении с МАЗ-205 — МАЗ-215.
На заводе освоено производство междугороднего автобуса МАЗ-152, туристического МАЗ-251, аэродромного МАЗ-171. В 2018 году был представлен автобус особо большой вместимости МАЗ-216, отличительной особенностью которого является двигатель в тягаче. 9 августа 2019 года был представлен автобус третьего поколения — МАЗ-303.
Статистика выпуска и продаж
На АМАЗ-е определены 4 основных направления реализации: Белоруссия, Россия, Украина, дальнее зарубежье. На каждое из них приходится в среднем по 25 % продаж.
В 2005 было выпущено 1025 автобусов и троллейбусов, что почти на 70 % больше, чем в 2004. За 11 месяцев 2006 года было продано: 869 автобусов в Белоруссии (из них 419 в Минске), 473 в России, 92 на Украине, 77 в дальнем зарубежье. Всего в 2006 было выпущено 1693 автобуса. По данным АСМ-Холдинг выпуск распределился следующим образом:
- МАЗ-103 — 769
- МАЗ-103С — 47
- МАЗ-103Т — 1
- МАЗ-104 — 84
- МАЗ-104С — 12
- МАЗ-105 — 192
- МАЗ-107 — 109
- МАЗ-152 — 68
- МАЗ-171 — 2
- МАЗ-203 — 3
- МАЗ-206 — 2
- МАЗ-251 — 14
- МАЗ-256 — 389
В 2007 выпуск автобусов был увеличен на 6 % по сравнению с 2006 и составил 1795 машин. Также МАЗ начал выпуск микроавтобусов.
Юбилейные автобусы
- В октябре 2005 МАЗ выпустил свой 4000-й автобус, находится в Гомеле.
- 27 июня 2006 предприятие выпустило свой 5000-й автобус — туристический МАЗ-251
- 22 декабря 2006 года был изготовлен 6000-й автобус. Им стал низкопольный автобус особо большой вместимости МАЗ-107, находится в Гомеле.
Новинки
- МАЗ-215
- МАЗ-216
- МАЗ-231
- МАЗ-241
- МАЗ-303
Троллейбусы
В 2001 г. МАЗ освоил производство троллейбусов МАЗ-103Т. По основному числу узлов и агрегатов, а также по конструкции кузова, машина унифицирована с автобусами МАЗ, что обеспечивает удобство и универсальность обслуживания. Как и его прототип — автобус МАЗ-103 троллейбус имеет низкий пол (за исключением задней площадки). С 2006 года троллейбусы на шасси МАЗ-103 производятся только на заводе РУП «Белкоммунмаш». Также на основе автобуса МАЗ-203 совместно с ООО «ЭТОН» завод выпустил троллейбус МАЗ-ЭТОН Т203. В 2014 году был выпущен троллейбус МАЗ-215Т.
Видео:Купили автомобиль Минского автомобильного завода МАЗ самосвал 6501 первый день эксплуатацииСкачать
Производители запчастей
Видео:Что стало с МАЗ-500? Что сейчас выпускает Минский автомобильный завод?Скачать
МАЗ-MAN
В 1997 году совместно с концерном «MAN» было создано белорусско-немецкое предприятие ЗАО «МАЗ-МАН», на котором к 1998 году было налажено серийное производство большегрузной автомобильной техники с использованием кабины и двигателя производства МАН и на шасси МАЗ. Одним из приоритетных направлений предприятия является выпуск седельных тягачей для международных перевозок с колесной формулой 4×2 и 6×4, пригодных для эксплуатации в Европе и соответствующих всем европейским требованиям. Освоен выпуск бортовых грузовиков, самосвалов, фронтальных погрузчиков. На базе шасси МАЗ-МАН налажено производство бетоносмесителей, топливозаправочных автоцистерн и т. д.
Видео:О будущем Минского автомобильного завода (Часть 3)Скачать
Финансовые показатели
За 2014—2015 годы убытки МАЗ составили 210 миллионов долларов (по данным Белстата). За первое полугодие 2016 года, этот показатель равнялся около 30 миллионам долларов. Таким образом, среди всех предприятий белорусской промышленности МАЗ понёс самые крупные убытки.
Самое убыточное предприятие в Беларуси с открытой отчётностью за II квартал 2016 года. По итогам 2017 года чистый убыток составил 41,1 млн рублей, что вдвое ниже убытка 2016 года.
Видео:"Один день" на термомеханическом заводе ОАО "МАЗ"Скачать
Хроника важнейших событий
- 1944, август — постановление Государственного комитета обороны об организации автосборочного завода в Минске.
- 1947, октябрь — сборка в экспериментальном цехе и отправка на восстановление послевоенной разрухи первых пяти автомобилей МАЗ-205.
- 1950, июнь — отправка за рубеж первых автосамосвалов МАЗ-205 на восстановление Варшавы.
- 1950, сентябрь — начало производства 25-тонных автосамосвалов МАЗ-525.
- 1957, март — выход в пробный пробег первого опытного образца 40-тонного самосвала МАЗ-530.
- 1958, октябрь — награждение автозавода высшей наградой Всемирной промышленной выставки в Брюсселе — «Гран-при» за 40-тонный самосвал МАЗ-530.
- 1958, ноябрь — сборка и испытание первых опытных образцов автомобилей МАЗ 500 и МАЗ-503.
- 1959 — директором автозавода назначен Дёмин И. М.
- 1965, декабрь — выпуск последнего автомобиля первого семейства МАЗов автосамосвала МАЗ-205. Полный переход на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500.
- 1970, сентябрь — начало серийного производства на главном конвейере новых модернизированных автомобилей МАЗ-500А.
- 1970, ноябрь — награждение завода золотой медалью Лейпцигской ярмарки за автомобиль МАЗ-516.
- 1974, декабрь — создание на базе Минского автозавода Барановичского, Осиповичского и Калининградского автоагрегатных заводов и Минского рессорного завода производственного объединения «АвтоМАЗ».
- 1975, сентябрь — создание на базе производственного объединения «АвтоМАЗ», Белорусского и Могилевского автозаводов производственного объединения «БелавтоМАЗ», Генеральным директором которого назначен Дёмин И. М.
- 1980, октябрь — вручение объединению «БелавтоМАЗ» международной премии «Золотой Меркурий».
- 1981, май — сборка на главном конвейере первого седельного тягача МАЗ-5432 нового перспективного семейства автомобилей МАЗ-6422.
- 1983, сентябрь — награждение завода золотой медалью Пловдивской ярмарки за автопоезд МАЗ-5432 9397.
- 8 апреля 1984 года — начало серийного производства автопоездов МАЗ-6422 и МАЗ-5432.
- 1987, январь — создание внешнеторговой фирмы «БелавтоМАЗ».
- 1988 — на большом парижском автосалоне представлен созданный на Минском автозаводе автопоезд модульной конструкции МАЗ-2000 «Перестройка».
- 1988, май — демонстрация на международном салоне в Гамбурге первого трёхосного автомобиля МАЗ с двигателем западногерманской фирмы «MAN».
- 1989, апрель — выпуск миллионного автомобиля МАЗ.
- 1991, август — с нового главного конвейера сошёл первый автомобиль.
- 1992, июнь — создание автобусного производства. Выпуск первого низкопольного городского автобуса МАЗ-101.
- 1997, март — выпуск первого магистрального тягача МАЗ-54421 нового семейства автомобилей, полностью удовлетворяющих европейским требованиям к большегрузной технике для международных перевозок.
- 1999, ноябрь — изготовлен первый опытный образец троллейбуса МАЗ-103Т.
- 2000, июнь — с технологических линий автобусного филиала сошёл 1000-й автобус с маркой МАЗ.
- 2000, 2001 — по итогам этапов Чемпионатов Европы по трак-триалу экипаж Минского автозавода на автомобиле МАЗ-6317 (6х6) два года подряд завоёвывал звание чемпионов Европы.
- 2001, февраль — автозаводу вручён сертификат соответствия системы качества международному стандарту ИСО 9001.
- 2001, август — автобус МАЗ-107 в номинации «Лучший автобус салона 2001» занял первое место.
- 2002, апрель — изготовлен опытный образец самосвала МАЗ-551605 с трёхсторонней разгрузкой, двигателем ЯМЗ-238 ДЕ2.
- 2002, август — седельный тягач МАЗ-544003 в номинации «Лучший грузовик MIMS-2002» занял 1-е место.
- 2003, май — автомобиль МАЗ-4370 признан лучшим коммерческим грузовиком в России в 2003 году.
- 2003, август — автопоезд МАЗ-437141+837300 удостоен Гран-при в номинации «Лучший грузовик Автосалона-2003» на 6-м Московском международном автомобильном салоне.
- 2004, май — выпущен автобус второго поколения МАЗ-256.
- 2004, июль — введена в эксплуатацию линия по сборке автомобилей МАЗ в Иране.
- 2007, май — начал работу сборочный завод автомобилей МАЗ в Азербайджане.
- 2009, январь — произведена модернизация автобусов МАЗ-103, МАЗ-105, МАЗ-107.
- 2009, январь — представлен сочленённый автобус второго поколения МАЗ-205069, позже завод начал выпускать МАЗ-215.
- 2012—2015, январь—февраль — МАЗ участвует в Дакаре.
- 2018, октябрь — представлен сочленённый автобус второго поколения МАЗ-216 с толкающим приводом.
- 2019, июль — анонсирован автобус третьего поколения МАЗ-303.
Видео:Кубинская делегация посетила Минский автомобильный заводСкачать
Спорт
Команда «МАЗ-СПОРТавто» принимает участие в различных ралли, проводящихся в мире.
Видео:75 лет Минского Автомобильного Завода.Скачать
Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта
В 2019 году Минский автомобильный завод отметил свой 75‑летний юбилей. Музей МАЗ всего на три года моложе самого предприятия и сегодня он в полной мере отражает историю флагмана автопрома Белоруссии.
ИСТОРИЯ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ
Правильное официальное название этого учреждения — «Музей истории трудовой славы МАЗ». Он был образован 6 ноября 1947 года и первоначально представлял собой довольно скромное хранилище грамот, фотографий, сувениров: история Минского автозавода тогда только начиналась!
1948 год. Первое поколение: МАЗ-205 на майской демонстрации в Минске.
На протяжении десятилетий фонд музея пополнялся личными вещами, подарками, памятными сувенирами, документами и артефактами. Постепенно формировался фотоархив, отражающий наиболее значимые вехи трудовой летописи: переход на новые модели, выпуск юбилейных грузовиков, передачу товарных партий заказчикам, участие в автопробегах и выставках.
1951 год. МАЗ-205 на строительстве Цимлянского гидроузла. 1950‑е. Погрузка шасси МАЗ-200 на железнодорожные платформы. 1950‑е. Самосвалы МАЗ-205 на строительстве Волго-Донского канала. 1950 год. Собран первый опытный 25‑тонный самосвал МАЗ-525.
В канун 50‑летнего юбилея (август 1994‑го) музей уже базировался на третьем этаже здания заводоуправления и оставался небольшим. При этом основное хранилище занимали некрупные предметы, а собственно техника МАЗ в натуральную величину находилась на территории. Полувековой юбилей завода стал хорошим поводом для реставрации автомобилей, часть из которых заняли места на отдельных подиумах перед центральным входом в административный корпус. В числе этих машин — самосвалы МАЗ-205 и МАЗ-6501V6, магистральный грузовик модульной конструкции МАЗ-2000 «Перестройка» и компактный автобус МАЗ-241.
31 декабря 1965 года. С конвейера сходит последний МАЗ-205.
В 2011 году заводчане произвели капитальный ремонт музейного помещения площадью 400 м 2 . После реконструкции сотрудники разместили здесь более 20 тысяч экспонатов. Летопись гордости белорусского автопрома получила новое оформление и наполнение.
1956 год. Аэродромный тягач МАЗ-541. 1958 год. На конвейере — второе поколение: МАЗ-500.
ПРИЗВАНИЕ — ЗАВЕДУЮЩАЯ
Заведующая музеем МАЗ Марина Севастьянович трудится здесь с 1987 года, а на заводе она уже 40 лет. За это время Марина Михайловна не только внимательно изучила все архивы, но и приложила немало сил для пополнения фонда, и привлекла к процессу сотрудников предприятия.
1965 год. Трехосный тягач МАЗ-515 (6х4).
Ежегодно музей проводит около 200 экскурсий, и это — не считая одиночных и семейных посещений, которых в несколько раз больше. А здесь есть что посмотреть! Например, одно только Управление главного конструктора (УГК) передало больше десятка раритетных предметов времен социалистического реализма.
1970 год. Погрузка модернизированного бортового грузовика МАЗ-500А.
Среди идеально оформленных экспонатов много стендовых моделей грузовиков всех поколений, с первого по пятое. Есть и макетные модели автобусов — как опытных, так и серийных. Кроме МАЗов в музее нашлось место предметам, иллюстрирующим исторические связи с Минским заводом колёсных тягачей (МЗКТ), Могилёвским автозаводом (МоАЗ), Белорусским автозаводом (БелАЗ). Все они входят в единую структуру под названием холдинг «БелАвтоМАЗ»!
1974 год. Автопробег в честь 30‑летия МАЗа.
То, что не расскажут буклеты, поведает специалист: он знает немало памятных моментов из истории МАЗа. И речь не только о технике, но, прежде всего, — о людях: руководителях, специалистах, простых рабочих.
1983 год. На заводе проводится Ленинский субботник.
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ
О том, что завод — орденоносец, вспоминаешь не только при взгляде на фасад административного корпуса, но и на знамя МАЗ в музее. Оно расположено на самом видном месте. На красном полотнище закреплены два Ордена Ленина (1966 г., 1977 г.) и орден Октябрьской Революции (1971 г.). Достойный наградной комплект!
1980‑е. Магистральные МАЗы у Дома правительства Белоруссии.
Помещение музея разделено на несколько небольших залов, по периметру которых расположены стенды. На полках и стеллажах аккуратно разложено множество наград, личных вещей заводчан, ценных подарков и сувениров, по которым прослеживается наглядная летопись предприятия. Есть так называемые экспонаты вспомогательного хранения: исторические документы, фотографии, негативы, дипломы.
1988 год. Магистральный автопоезд МАЗ-2000 «Перестройка». 14 апреля 1989 года. Изготовлен миллионный МАЗ. Им стал тягач модели 64221.
Чёрно-белые снимки разного формата, качества, разных лет, и все — с запечатлённой историей. Фиксируется и сегодняшний день, но в цифре. Вообще, впечатление от посещения музея МАЗ очень хорошее: знакомство с коллекцией создаёт позитивный настрой и оживляет страницы истории, начатой в 1944‑м. Даже фотоотчёт с заводских субботников сегодня воспринимается иначе. В советские времена МАЗ тоже грешил пристрастием «провести и отрапортовать». Зато благодаря такой традиции сохранилось немало уникальных кадров из прошлого. Вот, например, фотография, сделанная 31 декабря 1965 года. На ней запечатлён момент, когда с конвейера сходит последний самосвал семейства МАЗ-205. Или другой момент: 7 апреля 1982 года во время субботника собран 500‑тысячный МАЗ-500! А вот ещё одна знаменательная дата: 14 апреля 1989 года на конвейере изготовлен миллионный грузовик МАЗ! Праздник в музейном понимании — это и события, связанные с появлением новых моделей, и не только серийных. Взять хотя бы концептуальный грузовик модульной конструкции МАЗ-2000 «Перестройка». В 1988 году он наделал много шума не только в Белоруссии, но и за рубежом. Автомобиль не только стал звездой Парижского автосалона, но и получил официальный титул «лучшего концепткара 1988 года». Смелая, оригинальная конструкция запомнилась всем, а фото «грузовика будущего» попали на обложки транспортных изданий и первые страницы газет.
1992 год. Идет сборка кабин. 1995 год. Москва. Автопоезд МАЗ-63031‑83781. 1990‑е. МАЗы различного назначения.
ФОТОЛЕТОПИСЬ
Подшивка многотиражной газеты «Автозаводец».
В фотоархиве музея Минского автозавода много событийных снимков, но большинство из них так или иначе связаны с грузовыми автомобилями. География фотосъёмки охватывает не только СССР и РФ, но и дальнее зарубежье, включая Афганистан, Вьетнам и другие страны. Есть хроника подготовки к автопробегам и эпизоды ходовых испытаний, отгрузка на территории завода и передача клиентам. Отдельная тема — участие в отраслевых и специализированных выставках вроде «Автопром-84», посвящённой 60‑летию автомобильной промышленности Советского Союза. Есть даже фотографии с ВДНХ БССР, которая закрыта уже несколько лет.
Отдельный раздел посвящён успехам в социальной сфере и спорте.
Легендарный МАЗ-2000 «Перестройка» сохранился в единственном варианте (на постаменте), он отреставрирован с заимствованием донорских деталей. А на фотографиях есть все три версии, которые не раз перекрашивали и гоняли по различным отечественным и зарубежным выставкам. Теперь снимки этих трёх версий «Перестройки» (и особенно — двух утраченных) представляют особую ценность.
Макетные образцы продукции БелАвтоМАЗ.
В музейном архиве много снимков заводского конвейера, митингов и собраний. И практически везде есть техника. Работники хранят фотографии и слайды подвижного состава разных лет. Качество не всегда идеальное, но главное — история сохранена. Вместе с фотографиями людей и техники встречаются заводские буклеты и проспекты по разным моделям, преимущественно серийным. И что особенно приятно — в подборке исторических снимков немало фотографий МоАЗа и жодинского БелАЗа. Приятно отметить, что энтузиасты сохранили и фотолетопись юбилеев. Самый значимый в этом списке датирован августом 1994‑го, когда белорусская столица поздравляла МАЗ с полувековым юбилеем. К 50‑летию была приурочена выставка техники, на которой был показан и МАЗ-2000 «Перестройка» с многообещающей надписью «Испытания»… Но Советский Союз прекратил свое существование, и проект приказал долго жить. Однако минчане продолжили творить, создавая новые шедевры для нужд гражданского хозяйства, военного ведомства, Министерства внутренних дел и МЧС. И не только для Белоруссии, но также для России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
🎥 Видео
МАЗ 205 на проходной Минского автомобильного заводаСкачать
1959г. Минск. автозавод. новый автомобиль МАЗ-500Скачать