площадь марка аврелия рим

Видео:Марк Аврелий 16-й император РимаСкачать

Марк Аврелий 16-й император Рима

Ещё одна колонна. Ещё один источник

В истории памятников прошлого памятные колонны, установленные в целях увековечивания каких-то важных государственных событий, имеют для культуры и науки особое значение. Все знают строки А.С. Пушкина про «Александрийский столп», англичане не мыслят свою Трафальгарскую площадь без колонны Нельсона, ну, а «колонна Траяна», как на ВО мы это уже отмечали, стала важным источником в изучении военного дела Римской империи эпохи императора Траяна. Однако это не единственный такой памятник, который очень наглядно показывает внешний вид римских воинов того времени. Дело в том, что в Риме есть и другая колонна – колонна Марка Аврелия и она также является очень важным для нас историческим источником. Ну, прежде всего скажем, что это колонна, выполненная в дорическом ордере, которая находится также в Риме на Площади колонны, названной так в ее честь. Воздвигнута она была в память о победе императора Марка Аврелия в Маркоманской войне, ну а ее прототипом, безусловно, послужила построенная более чем на полвека раньше колонна Траяна.

площадь марка аврелия рим

Деталь колонны Марка Аврелия в Риме. Событием на ней является так называемое «чудо дождя на территории Квади», в котором бог дождя по молитве императора спасает римские войска, устроив ужасный шторм, чудо, которое впоследствии христиане объявили следствием обращения к их христианскому Богу. Из интересных для нас деталей обращают на себя внимание шлемы с кольцом на макушке для их переноски в походе и очень уж короткие, как и на колонне Траяна, кольчуги легионеров с фестончатым подолом.

Датировать колонну не так уж и трудно, если немного посчитать. Известно, что первый этап Маркоманской войны, продолжавшейся в целом с 166 по 180 год, для Рима был совсем неудачным, а первые успехи римляне начали праздновать лишь в 176 году. Но в 180 году Марк Аврелий уже умер, так что очевидно, что колонну эту построили в период времени между 176-ым и 180–ым годом нашей эры. Поскольку именно этот исторический период как раз и отражен в барельефах на колонне, нужно прежде всего рассказать о том, что это было за время и что собой представляла эта война.

площадь марка аврелия рим

А вот так выглядит сегодня вся эта колонна целиком.

Начнем с того, что войны Траяна с даками (101–102; 105–106) были последними успешными войнами Рима, давшими ее столь значительные территориальные приращения. В дальнейшем Риму стало уже не до новых завоеваний. Требовалось удержать завоеванное. Поэтому основная часть легионов была рассредоточена вдоль границы империи, где вдобавок началось строительство протяженных линий укреплений. Казалось бы, что, упершись в стены римских пограничных крепостей, волны варваров, исторгаемых из причерноморских степей, должны были бы остановиться. Но нет – видимо нужда их была настолько велика, что они старались всячески преодолеть римскую границу, что постоянно приводило к пограничным столкновениям, как мелким, так и крупным.

площадь марка аврелия рим

Сохранность фигур в целом хуже, чем на колонне Траяна, но поскольку это горельеф – впечатление, за счет игры света и теней, они производят более сильное.

Вот и Маркоманская война (166–180 гг.) стала одной из таких войн Рима с германскими и сарматскими племенами, вызванная их передвижением на его восточных границах.

площадь марка аврелия рим

На этом барельефе колонны изображена римская конница, которая на западе в эпоху ранней империи набиралась в основном из кельтов. Оружием ее служил меч спата длиной 60-70 см, копье для метания, а для защиты тела – кольчуга, доспех из чешуек, аналогичный по покрою кольчуге, и овальный щит. Интересно, что шлемы у всадников украшают небольшие султаны. Возможно, что это было сделано специально для того, чтобы… польстить доверчивым варварам. Мол, даже у наших легионеров султанов на шлемах нет, а вот у вас есть! А много ли людям для счастья надо?!

Тогда маркоманы, квады, гермундуры, языги и ряд других племен воспользовались тем, что Римская империя оказалась в тяжелом положении из-за Парфянской войны 161–166 годов и последовавшей за ней эпидемии чумы и неурожайными годами в Италии. Нарушив рейнско-дунайскую границу империи, они смогли пройти в Италию и в 169 году во главе с вождем маркоманов – Балломаром, у Карнунта уничтожить почти 20 000 римскую армию. Затем они совершили глубокий рейд в глубь империи: подвергли осаде крепость Аквилея и сумели разрушить город Опитергий. Только в конце 169 года император Марк Аврелий смог остановить натиск маркоманов и их союзников. Однако смерть его соправителя, Луция Вера, вызвала внутриполитический кризис, из-за которого только лишь в 172–174 гг., и то с немалым трудом набрал новые легионы, которые пришлось пополнять рабами и варварами. Война, тем не менее, шла с переменным успехом. В 175 году произошло восстание наместника Сирии Авидия Кассия, поэтому римляне вынуждены были отказаться от новых попыток расширения своих границ. Тем не менее, можно считать, что в целом для римлян эта война закончилась не так уж и плохо: по мирному соглашению 175 года, племена маркоманов были вынуждены признать римский протекторат. Кроме того, римляне все же отобрали у них хоть и узкую, но все-таки полоску земли вдоль границы. При этом около 25 000 варваров пополнили ряды римской армии.

площадь марка аврелия рим

На этом барельефе мы видим и трубачей, и сегниферов, и вексиллярия, и легионеров в пластинчатых лориках, причем показанных как спереди, так и сзади, что позволяет хорошо рассмотреть их устройство. Но кольчуги с фестончатым подолом и на этом барельефе коротки настолько, что ниже пояса совершенно ничего не закрывают.

В ознаменование победы над германцами и сарматами 3 декабря 176 года Марк Аврелий вместе с сыном Коммодом устроил триумф. Но чувствуя, что устал от жизни, император тогда же принял решение сделать Коммода своим соправителем.

площадь марка аврелия рим

Тот же барельеф, сдвинут вправо. Пояс легионера (крайняя фигура слева), как вы видите, сильно изменился. Очевидно, что чешуйчатые доспехи в римской армии эпохи первых веков империи были весьма распространены…

Однако в 177 году варварские племена начали новое наступление. Впрочем, на этот раз Риму военное счастье улыбнулось довольно быстро. Хотя варварам вновь удалось войти в Паннонию и затем вновь дойти до Аквилеей, полководцу Таррунтению Патерну в 179 году удалось разбить их наголову, после чего варвары были вытеснены с римской территории. Затем уже сам Марк Аврелий переправился с войсками через Дунай, чтобы завоевать новые территории и создать на них очередные римские провинции: Маркоманию и Сарматию. Реализации этих планов помешала его смерть в Виндобоне 17 марта 180 года.

После смерти Коммод решил заключить с варварами мир на условии, что довоенная граница между ними и Римской империей будет восстановлена. Однако римлянам после этого все равно пришлось строить на дунайской границе новую линию укреплений и направить туда дополнительные войска.

И вот в этот-то период времени отдельные эпизоды Маркоманской войны нашли свое отражение на барельефах 30-метровой колонны императора Марка Аврелия в Риме.

Точно вымеренная высота этой колонные равна 29,6 м, а высота пьедестала — 10 м. Таким образом, высота монумента когда-то составляла 41,95 м, но затем три метра ее основания после проведенной в 1589 году реставрации оказались ниже уровня земли. Ствол колонны, по разным данным, был изготовлен из 27 или 28 блоков отборного каррарского мрамора 3,7-метрового диаметра. Так же, как и колонна императора Траяна, внутри она полая и там устроена винтовая лестница со ступенями (190—200), по которым можно подняться на ее вершину, где в момент ее постройки находилась скульптура Марка Аврелия. Освещение лестницы осуществляется через небольшие окошки.

площадь марка аврелия рим

Интересно, что на барельефах этой колонны мы практически не видим прямоугольных щитов скутумов, зато овальные имеются не только у всадников, но также и у пехотинцев. Кроме того, на многих воинах надеты штаны типа бриджей – вещь в Риме ранее неслыханная.

площадь марка аврелия рим

Заметим, что рельефные изображения колонны Марка Аврелия отличаются от аналогичных изображений с колонны Траяна значительно большей экспрессией. Причина в том, что на колонне Траяна использована резьба типа барельеф, а вот на колонне Марка мы видим горельеф, то есть резьба по камню здесь более глубокая, и ее фигуры выступают из фона. Известно, что существует четыре разновидности рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф и койанаглиф. О последних двух в данном случае говорить (вернее писать) смысла нет, а вот о первых двух можно сообщить, что барельефом изображение называется, когда оно выступает из фона наполовину, а горельеф – это такая разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором то, что он изображает, выступает над плоскостью фона более, чем наполовину объема всех изображаемых на нем частей. То есть оно становится наполовину скульптурой и лишь незначительно связано с основным фоном. Так вот как раз на колонне Марка Аврелия мы видим горельефы и это очень ценно, так как позволяет изучать ее фигуры не только фронтально, но и немного сбоку. Также для более точного изображения лиц персонажей головы фигур увеличены относительно тела. С другой стороны, сама резьба несколько грубее и можно отметить снижение уровня проработки изображаемых деталей оружия и одежды.

площадь марка аврелия рим

Римские войска переходят реку по понтонному мосту. На этом барельефе очень хорошо видно так называемое «четырехрогое» римское седло, покрытое чепраком. Иосиф Флавий, например, писал, что восточная конница имела при себе колчаны с несколькими дротиками с широкими листовидными наконечниками, висевшие явно у седла. Но здесь мы таких колчанов не видим. Стремян тоже, как видите, нет.

площадь марка аврелия рим

Барельефы у основания колонны.

В Средние века подъем на вершину колонны стал таким популярным, что превратился в такой доходный бизнес, что право получать за это плату магистратом Рима ежегодно выставлялось на аукцион.

площадь марка аврелия рим

Последнему году Маркоманской войны посвящен фильм Ридли Скотта «Гладиатор». Там много всего нафантазировано, но вот на этом кадре из этого кинофильма все очень реалистично: справа легионеры в сегментных лориках и с прямоугольными щитами, слева – восточные лучники в конических шлемах и кольчугах. Последние, правда, все-таки немного коротковаты…

Поскольку к XVI веку статуя Марка Аврелия была каким-то образом утеряна, римский папа Сикст V в 1589 году распорядился, чтобы архитектор Доменико Фонтана провел реставрацию колонны. Тот установил на ней скульптуру апостола Павла, а на пьедестале сделал надпись о проделанной им работе, в которой почему-то спутал имена императоров и назвал ее колонной Антонина Пия.

Видео:МАРК АВРЕЛИЙ Наедине с собой РазмышленияСкачать

МАРК АВРЕЛИЙ Наедине с собой  Размышления

Колонна Марка Аврелия – увековеченная история империи в Древнем Риме

площадь марка аврелия рим

Видео:Рим. Путешествие 5/34 – Памятник императору Марку АврелиюСкачать

Рим. Путешествие 5/34 – Памятник императору Марку Аврелию

Колонна Марка Аврелия в Риме

Величественный монумент – колонна Марка Аврелия, возведен в Риме на одноименной площади Колонны в честь триумфальных побед римского императора Марка Аврелия над варварскими племенами в северных краях Италии.

Видео:"Гладиатор". Разговор Максимуса и Марка Аврелия. "Что есть Рим?"Скачать

"Гладиатор". Разговор Максимуса и Марка Аврелия. "Что есть Рим?"

Марк Аврелий – легендарный римский император

Марк Аврелий – римский император (121-180 годы), политический деятель, философ и мыслитель, правил Великой Римской империей с 161 по 180 год до своей смерти.

Страсть к знаниям и ответственность – с детства

Марк Аврелий родился в 121 году н.э. в богатой римской семье. Отец рано умер, и мальчика усыновил сенатор Антонин Пий, жена которого была родной сестрой отца Марка. Приемный отец не жалел денег на образование сына, который с детства полюбил философию. Мальчик учился риторике и латыни в лучших школах Афин.

Талантливого и способного подростка выбрал своим преемником правящий император Адриан. На 15-летнего Марка Аврелия Адриан возложил огромную ответственность – организацию римских празднеств, проводимых императором.

Разумная строгость

Своего преемника Адриан готовил серьезно: в 19 лет Марк стал консулом – должностным лицом, обладающим высшей гражданской и военной властью. Будущий император на должности консула проявил строгость и требовательность, но в то же время покорял окружающих простым и доброжелательным обращением.

площадь марка аврелия рим

Марк Аврелий во время правления Адриана формировал легионы, созывал Сенат, отвечал за финансы и правосудие, обсуждал и предлагал новые законы.

Мудрость императора

Изучив юриспруденцию и ораторское искусство, в 161 году 40-летний император взошел на престол. Новое положение ко многому обязывало Аврелия: Марк правил мудро, рассудительно и благородно, усовершенствовал судебную систему, ограничил жестокость гладиаторских боев, искренне желая сделать мир лучше.

Желая воспитать молодых людей умными и ответственными, Марк Аврелий учредил в Афинах за счет государства 4 кафедры по изучению философии. Император заботился о народе. Когда бесконечные войны истощили казну, он заложил все ценности своей семьи и распрощался с художественными произведениями, принадлежащими ему, чтобы наладить жизнь в государстве.

Народ восхищался своим правителем, которому пришлось нелегко. Первые пять лет правления ознаменовались Парфянской войной. Парфия, могущественное царство, владеющее восточными землями, приближалось к римским владениям, перекрывая Риму путь на Дальний Восток.

Защитник границ государства

На империю обрушились и другие несчастья: эпидемия чумы, неурожаи и голод. Внутренними трудностями страны воспользовались древнегерманские племена маркоманов. В 166 году они подошли к восточным границам Италии и разрушили провинции – так началась Маркоманская война.

Марк Аврелий – правитель величайшей империи, всю жизнь ненавидевший войну, 14 лет из своего 20-летнего правления провел в военных лагерях. Защищая границы, он лично возглавил борьбу против германских племен. Во время военных походов в ночные часы отдыха занимался наукой – писал труды по философии и метафизике.

Мысли Марка Аврелия, записанные во время походов, стали афоризмами: «Ваши мысли становятся вашей жизнью», «Твоя душа приобретает цвет твоих мыслей».

площадь марка аврелия рим

Император остановил натиск вражеских племен и собирал новую армию легионеров, чтобы захватить земли противника, однако в 180 году скончался от чумы, находясь в походе далеко от Рима.

В памяти современников Марк Аврелий остался заботливым и терпимым человеком долга, доброжелательным и справедливым правителем, который умел ограничивать себя во всем, уважая других. В то же время император вынужденно временами проявлял жестокость, защищая империю от врагов.

Маркоманская война закончилась мирным договором – Риму вернули довоенные границы. Эпизодами из этой войны украшены рельефы колонны Марка Аврелия.

Видео:Слова Марка АврелияСкачать

Слова Марка Аврелия

История империи в рельефе

В память о правителе величайшей империи, известной всему миру, в 180 году после смерти Марка Аврелия установили памятник.

Возведение колонны Марка Аврелия

В северной части Рима в центре площади – монументальная колонна, высота которой вместе с пьедесталом – 42 м. Ствол колонны изготовлен из 28 блоков отборного каррарского мрамора, привезенного из Америки. Сооружение украшает названную в его честь площадь Колонны.

За много веков монумент осел в землю, так что теперь высота колонны – 29,6 м, высота пьедестала – 10,2 м. Диаметр конуса сооружения – 3,7 м. Внутри полого конуса колонны – винтовая лестница с 203 ступеням, ведущими к вершине монумента. От полной темноты лестницу спасают лучи света, просачивающиеся сквозь художественный рельеф колонны.

площадь марка аврелия рим

Лестница строилась одновременно с возведением колонны – через каждые полметра ступени устанавливали очередной внешний мраморный блок. На верху колонны, на квадратной площадке, первоначально возвышалась скульптура Марка Аврелия, утерянная со временем.

В 1598 году по приказу папы Сикстуса V монумент отремонтировали, наверх установили бронзовую фигуру апостола Павла.

Особенности сооружения

Строительство памятника требовало много сил, времени и затрат, ведь поверхность колонны сплошь покрывают идущие по спирали сложные сюжетные барельефы, повествующие о событиях Маркоманской войны. В верхней части колонны – сцены битвы римлян с сарматами, в нижней части – с германскими племенами. Разделяет описание фигура богини Победы со щитом.

Каменный рельеф колонны вырезан так, чтобы глубина его элементов была неодинаковой. Это создает особую игру света и теней, рисуя динамичную реалистичную картину сражений.

площадь марка аврелия рим

Воины с колонны

Рельефы рассказывают о дунайских и маркоманских войнах Марка Аврелия, которые он вел с 166 года до своей смерти.

Победа над языгами

Особенно трудной была борьба римских легионов с языгами и квадами. Переломный момент в войне императора с язычниками-варварами – пересечение реки Дунай. Зимой на покрытом льдом Дунае военные столкновения противников были особенно опасны.

Могущественной армии Марка Аврелия победа далась нелегко. Чтобы не скользить и не попасть под удары языгов, легионеры раскладывали на лед щиты и, наступая на дерево, гнали противника. Большая часть армии языгов полегла на поле битвы, воины, оставшиеся в живых, бежали от Дуная.

площадь марка аврелия рим

Легионеры в доспехах и шлемах догоняли убегавших: выразительные фигуры барельефов не оставляют сомнения в превосходстве армии Марка Аврелия в этом сражении.

Борьба с квадами

Вдохновенный победой, Марк Аврелий повел армию покорять землю квадов, сражение с которыми пришлось на аномально жаркое лето. Рельефное изображение этого похода занимает центральное место на колонне в композиции, названной «Чудо дождя».

Квады с немногочисленным войском заманили мощную армию Марка Аврелия в западню и окружили, отрезав доступ к воде. Легионеры умирали от жажды на глазах, а с неба не падало ни единой капли.

площадь марка аврелия рим

Тогда весь 12-й легион вместе с командующим встал на массовую молитву, и случилось чудо: во время молитвы начался проливной ливень. Дождь спас армию Марка Аврелия, воспарявшие духом легионеры одолели противника, и победа над язычниками досталась христианам.

Барельефы запечатлели сцены, когда благодатный дождь взбодрил воинов, и легион снова стал боеспособным. Главная роль в композиции отведена Марку Аврелию.

Особенности изображение войны на колонне

Колонна Марка Аврелия, прославляя подвиги императора, в то же время показывает войну как жестокое и кровавое занятие. Батальные сцены барельефа, где изображены схватки римлян с германскими племенами, выражают сочувствие побиваемым германцам.

площадь марка аврелия рим

Римская конница атакует красивых, высоких людей, которые защищаются, как могут. Германцы бросают в римлян колеса от телег, горящие факелы и камни, мечи и сосуды с горячей водой, но это не приносит римлянам никакого зла.

Римские всадники преследуют конных германцев, которые умирают, лежа на земле. Победоносные римляне угоняют скот и кирками разрушают германские жилища.

Через батальные сцены барельефов проходит мысль: «Горе побеждённым»! Вот римский воин вонзает меч в глаз германца, другой – поджигает дома, легионеры тащат за волосы варварских женщин и вырывают из их рук детей.

площадь марка аврелия рим

Вместе с этим живописный язык колонны подчеркивает имперское господство и авторитет главнокомандующего.

Видео:РИМ: от Калигулы до Аврелия / Уроки истории / МИНАЕВСкачать

РИМ: от Калигулы до Аврелия / Уроки истории / МИНАЕВ

Монумент Марка Аврелия и время

Восхождение по внутренней лестнице на верх колонны в Средние века, превратившееся в развлечение, стало настолько популярным, что право взимать вступительный взнос ежегодно продавалось на аукционе.

площадь марка аврелия рим

Сегодня подъем по лестнице запрещён, поднимается только обслуживающий персонал. На площади возле колонны – главного символа Рима – располагается Палаццо Киджи, где заседает итальянское правительство.

Видео:Мысли древнего философа. Марк Аврелий - Римский император. Цитаты и афоризмыСкачать

Мысли древнего философа. Марк Аврелий - Римский император. Цитаты и афоризмы

Видео: Марк Аврелий, император-философ

Видео:Марк Аврелий. Последний триумф императораСкачать

Марк Аврелий. Последний триумф императора

Колонна Марка Аврелия – история великой империи, застывшая в рельефе

площадь марка аврелия рим

Колонна Марка Аврелия – уникальная скульптурная колонна, возведенная в честь победы римского императора Марка Аврелия в Маркоманской войне. Возвышается это произведение лепного и скульптурного искусства в самом центре Рима, на одноименной площади. По архитектурному типу – это дорическая колонна со спиральным рельефом, которая была возведена на основе древней колонны Траяна.

Возведение колонны Марка Аврелия

Поскольку первоначальная посвятительная надпись была разрушена и утеряна, до сих пор неизвестно, была ли колонна построена во время царствования императора Марка Аврелия (по случаю военного триумфа в 176 году) или уже после его смерти в 180 году. Позже в окрестностях была найдена предположительно утерянная ранее надпись, которая свидетельствует о том, что строительство колонны было закончено к 193 году.

С точки зрения топографии древнего Рима, колонна стояла в северной части города (Campus Martius), в самом центре площади. Эта площадь была расположена между храмом Адриана и храмом Марка Аврелия, построенным его сыном Коммодом и ныне полностью разрушенным. Совсем недалеко от скульптурной колонны Марка Аврелия находится место, где произошла кремация императора.

Высота колонны составляет 29,6 м, что поражает воображение даже самого искушенного зрителя. При этом высота пьедестала превышает 10 метров. Изначально архитекторы создавали монумент, полная высота которого составляла почти 42 метра, однако в ходе дальнейшей реставрации было принято решение о необходимости уменьшения высоты колонны на 3 метра, за счет погружения части монумента под землю. Основа колонны выполнена из натуральных мраморных блоков, которые сложены таким образом, чтобы внутри оставалась полость.

площадь марка аврелия рим
Фото: источник

В этой полости располагается высокая винтовая лестница из 200 ступеней, ведущая к самой вершине монумента. Там, изначально располагалась скульптура самого императора Марка Аврелия. От полной темноты лестницу спасают небольшие щели между мраморными блоками, которые обеспечивают слабое проникновение естественного солнечного света.

Лепной спиральный рельеф

Тот факт, что Марку Аврелию был посвящен столь значимый и великолепный монумент, лишь подтверждает вклад, который этот император внес в развитие общества и государства во времена своего правления. История его восхождения и правления проходит параллельно с жизнью его соправителя Луция Вера. Согласно историческим свидетельствам, описывающим те времена, два правителя Римской Империи были абсолютными противоположностями и антагонистами друг другу. Оба они были прекрасно образованы, однако жили в соответствии с двумя противоборствующими философиями – стоицизмом и эпикуреизмом.

Марк Аврелий был убежденным представителем стоицизма и в своем правлении уделял большое внимание внутренней политике, принятию правильных и полезных для общества законов, а также усовершенствованию судебной системы и социального обеспечения населения. Римляне любили и почитали Марка Аврелия, как мудрого и справедливого правителя. На протяжении всего своего правления император был окружен высокообразованными и порядочными советниками, которые уделяли также много времени работе с сенатом.

Его соправитель Луций Вер был полностью поглощен другой философией – эпикуреизмом. Он посвятил всю свою жизнь удовольствиям и утехам, которые стоили казне баснословных денег. Луций Вер был завсегдатаем и покровителем театральных постановок, гладиаторских поединков и многочисленных пиров. До наших дней сохранилось описание роскошного пира на 12 человек, который обошелся казне государства в огромную сумму — 6 миллионов сестерциев. К каждому гостю Луция Вера во время пира были приставлены личные рабы, которые выполняли любые прихоти хозяина. Все мясо на столе, было получено в результате забоя животных непосредственно во время пира. Посуда из драгоценных металлов не подавалась к столу второй раз, а золотые бокалы менялись сразу же, после того, как гость отпил из них. По окончании пира каждый гость получил в подарок слугу и роскошный серебряный экипаж.

площадь марка аврелия рим
Фото: источник

Исходя из исторической значимости Марка Аврелия, на фоне праздного образа жизни его соправителя, тот факт, что именно ему и его подвигам была посвящена великолепная колонна, кажется совершенно логичным и понятным.

Уникальность и художественная ценность колонны заключается в великолепном лепном рельефе спирального типа, который украшает ствол монумента. Рельеф спиральной картины рассказывает историю о дунайских и маркоманских войнах Маркуса Аврелия, которые он вел, начиная со 166 года до самой своей смерти. История, изображенная на рельефе, начинается со скульптурной картины могущественной и многочисленной армии римского императора, пересекающей реку Дунай, вероятно, в Карнунтуме. Этот момент считается переломным и вдохновляющим императора на будущие подвиги.

Дальнейший сюжет рельефа и хронология событий до сих пор оспаривается историками и искусствоведами. Последняя и наиболее вероятная теория утверждает, что экспедиции против Маркоманни и Квади в 172 и 173 годах находятся в нижней половине рельефа колонны, а успехи императора в войнах с сарматами в период с 174 по 175 года отображены в верхней половине монумента.

Важнейшим и ключевым эпизодом сюжета колонны, стало событие, широко освещаемое в римской религиозной среде и получившее название «чудо дождя». Согласно легенде, самым трудным моментом в военном походе Марка Аврелия стала борьба с языгами и квадами. События этой войны стали основным сюжетом лепного рельефа колонны. Военные столкновения с языгами происходили лютой зимой, во время которой Дунай был полностью покрыт льдом. Сражения проходили на льду реки, и победить армии Марка Аврелия удалось лишь раскладывая щиты на лед и наступая на дерево, чтобы не скользить. В результате большая часть армии языгов полегла на поле битвы, а оставшиеся в живых были вынуждены бежать далеко от Дуная.

Победа в этой тяжелой битве настолько вдохновила Марка Аврелия, что им было принято решение идти дальше и покорять земли квадов. Основные сражения с квадами пришлись на аномально жаркое лето, во время которого не было ни капли осадков. Несмотря на то что военные силы квадов были намного меньше армии Марка Аврелия по численности, им удалось заманить римлян в западню и окружить, отрезав тем самым доступ к питьевой воде. Аномальная жара и засушливый климат, изматывали римлян и отнимали у них все силы. Огромная мощная армия во главе с Марком Аврелием оказалась на грани гибели. В этот момент и произошло чудо, которое признано и воспето несколькими религиями.

площадь марка аврелия рим
Фото: источник

В своем письме Марк Аврелий описывает чудо дождя как, спасение, посланное римлянам небесами. Когда надежда добыть воду уже почти иссякла, а воины были сильно обезвожены и измотаны жарой, Марк Аврелий организовал массовую молитву, в которой принял участие весь Двенадцатый легион. Во время этой молитвы начался проливной ливень, что христиане всего мира считают чудом дождя. Этот дождь спас армию от гибели и послужил основой для сокрушительной победы над квадами. Кроме христианской религии, чудо дождя описывают и язычники. Однако по их версии, дождь был вызван не молитвой воинов Двенадцатого легиона, а египетским колдуном, который сопровождал Марка Аврелия в военных походах. В скульптурной композиции колонны Марка Аврелия, «чуду дождя» посвящена одна из главных ролей, что демонстрирует особенное отношение к этому историческому событию.

Несмотря на некоторые сходства с колонной Траяна, архитектурный стиль колонны Марка Аврелия совершенно другой. Здесь четко прослеживаются элементы предшествующего драматического стиля 3-го века, в котором была выполнена знаменитая Триумфальная арка Септимия Северуса, установленная вскоре после возведения колонны Марка Аврелия. Головы фигур непропорционально велики в сравнении с телами, чтобы зритель мог лучше интерпретировать выражения лиц воинов.

Первоначальный лепной макет рельефа был впоследствии вырезан из камня таким образом, чтобы глубина отдельных элементов была различной. Это обеспечивает особенную игру света и теней, что создает максимально реалистичную и динамичную картину сражений и сцен насилия. Когда деревни сжигаются, женщины и дети попадают в плен, мужчины убиты, эмоции, отчаяние и страдания «варваров» на войне представлены остро в одиночных сценах, в выражениях лиц и жестах. В то же время император представлен в качестве главного героя, сохраняющего спокойствие и невозмутимость.

Язык символов является более ясным и выразительным, в сравнении с неуклюжей на первый взгляд эстетикой Троянской колонны, и оставляет зрителю совершенно иное впечатление от художественного стиля. Там прохладный и трезвый баланс — здесь, драма и сочувствие. Живописный язык недвусмысленен — подчеркивается имперское господство и авторитет лидера и главнокомандующего.

Монумент в наши дни

В Средние века восхождение на колонну стало настолько популярным, что право взимать вступительный взнос ежегодно продавалось на аукционе. Сегодня осуществить подъем по лестнице внутри колонны невозможно. Теперь колонна служит центральным элементом на площади перед Палаццо Чиги. В 1589 году, по приказу папы Сикстуса V вся колонна была восстановлена под руководством ​​Доменико Фонтана и адаптирована к уровню земли того времени. Также на верхней платформе была установлена ​​бронзовая статуя апостола святого Павла, по аналогии со статуей святого Петра на колонне Траяна. Первоначально на верхней платформе, вероятно, была статуя Марка Аврелия, которая к XVI веку была утеряна.

Сегодня колонна Марка Аврелия — один из главных символов Рима и историческое наследие величайшей империи всех времен.

📹 Видео

Капитолийская площадь в РимеСкачать

Капитолийская площадь в Риме

ДЕТАЛИЗАЦИЯ НА КОЛОННЕ МАРКА АВРЕЛИЯ, РИМ ОКОЛО 193 ГОДА Н.Э. - КОРОТКИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ #259Скачать

ДЕТАЛИЗАЦИЯ НА КОЛОННЕ МАРКА АВРЕЛИЯ, РИМ ОКОЛО 193 ГОДА Н.Э. - КОРОТКИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ #259

Е. Понасенков читает Марка АврелияСкачать

Е. Понасенков читает Марка Аврелия

Римский император Марк Аврелий (рассказывает историк Наталия Басовская)Скачать

Римский император Марк Аврелий (рассказывает историк Наталия Басовская)

🔥 Колонна Марка Аврелия. РимСкачать

🔥 Колонна Марка Аврелия. Рим

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ О КОЛОННЕ МАРКА АВРЕЛИЯСкачать

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ О КОЛОННЕ МАРКА АВРЕЛИЯ

Понасенков: кто лучший император - Марк Аврелий или Гелиогабал?! 18+Скачать

Понасенков: кто лучший император - Марк Аврелий или Гелиогабал?! 18+

Колонна Траяна. Все чудеса света.Скачать

Колонна Траяна. Все чудеса света.

Rome (Колона Марка Аврелия)Скачать

Rome (Колона Марка Аврелия)

Марк Аврелий. Император-философ. (рус.) Исторические личностиСкачать

Марк Аврелий. Император-философ. (рус.) Исторические личности

Марк Аврелий - Кто не знает, что такое мир, не знает, где он сам.Скачать

Марк Аврелий - Кто не знает, что такое мир, не знает, где он сам.

Римский император Марк АврелийСкачать

Римский император Марк Аврелий
Поделиться или сохранить к себе: