- «Первый русский университет». Президентская библиотека о Михаиле Ломоносове
- «Жди меня» – 80 лет. Первая публикация легендарного стихотворения – в фонде Президентской библиотеки
- Подписаться
- Санкт-Петербург
- Летний сад (регулярный и современный)
- Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
- Вы здесь
- Летний сад в Санкт-Петербурге
- 💡 Видео
Видео:Экскурсия по Летнему саду в Санкт-Петербурге / Памятник КрыловуСкачать
«Первый русский университет». Президентская библиотека о Михаиле Ломоносове
Видео:Летний САД в Питере | Экскурсия в Летнем Саду Санкт-Петербурга | Летний Сад в ПетербургеСкачать
«Жди меня» – 80 лет. Первая публикация легендарного стихотворения – в фонде Президентской библиотеки
Подписаться
Летний сад
Санкт-Петербург
Подробности:
Летний сад — старейший из садов Санкт-Петербурга, основанный по плану Петра I в 1704 году, на протяжении трех веков менял свой облик. Разбивка его с использованием существовавших насаждений началась уже через год после основания города. Одновременно с работами по устройству сада в нем было начато строительство дома для летнего пребывания Петра 1, а затем других садово-парковых сооружений — галерей, грота, оранжерей. В создании сада большую роль сыграли садовые мастера Ян Роозен и его преемник Илья Сурмин. Украшением сада явились многочисленные мраморные статуи и бюсты, приобретенные Петром I в Италии. Среди них были работы таких известных мастеров декоративной скульптуры, как Д. Бонацца, П. Баратта, А. Тарсиа, Д. Зорзони, А. Корродини и др.
В середине 1720-х годов Летний сад приобрел законченный, целостный облик. Это был характерный для первой половины XVIII столетия образец «регулярного» сада с прямыми аллеями, окаймленными подстриженными деревьями и кустарниками, с геометрически правильными по очертаниям водоемами, с фонтанами и многочисленными мраморными статуями на пьедесталах. Сохранились гравюры и чертежи, дающие представление о первоначальном облике сада и существовавших в нем сооружениях, таких, например, как «Зала для славных торжествований», грот и др. Современники оставили описания, свидетельствующие об его исключительном богатстве и красоте. Здесь происходили различные торжества, празднества придворной знати, приемы иностранных послов.
Первоначальная планировка в основных чертах сохранилась до нашего времени, как и значительная часть скульптуры. Во второй половине XVIII века облик Летнего сада претерпел значительные изменения в результате регулирования берегов Невы и Фонтанки, разборки всех трельяжей и крытых дорог, уничтожения фонтанов; тогда же перестали стричь деревья. В 1771-1784 годах сад был огражден с севера, со стороны набережной, решеткой, в которой кованые железные звенья чередуются с гранитными столбами, увенчанными вазами и урнами.
Выполненная по проекту Ю. М. Фельтена Невская ограда Летнего сада является одним из главных символов Петербурга.
В 1826 году архитектор К. И. Росси перестроил петровский грот. Созданный им павильон известен под названием «Кофейный домик». В 1827 г. архитектор Л. Шарлемань построил деревянный чайный домик, сохранившийся до наших дней. В связи с устройством проезда по набережной Мойки вдоль новой южной границы сада архитектором Шарлеманем сооружена чугунная ограда. В 1851-1855 годах в саду установлен памятник баснописцу И. А. Крылову.
Посещение Летнего сада при Петре I было возможно лишь по его приглашению. В середине XVIII века он был открыт для знати один-два раза в неделю. С конца XVIII века сад стал более доступным. В Летнем саду любил бывать А. С. Пушкин, В.Жуковский, Н.Гнедич, А.Блок, А.Ахматова…
В современных границах Летний сад занимает площадь около 11,7 гектара. Пруд в южной части сада сообщается трубами с Фонтанкой и Лебяжьим каналом, поэтому вода в нем проточная.
В годы Великой Отечественной войны сад пострадал от фугасных бомб и артиллерийских снарядов. После войны в саду были осуществлены большие работы по его реставрации и благоустройству. Снова заняли свои места мраморные скульптуры, во время войны зарытые на территории сада.
С 2004 г. ансамбль Летнего сада входит в комплекс Русского музея.
Обновленный Летний сад открылся после трехлетней реконструкции 27.05.12. На его аллеях вновь забили струи фонтанов, воссозданы основные затеи, характерные для регулярных садов 18-19 вв. Это уютный Менажерийный пруд с романтической беседкой. Это сооружение предназначалось для редких водоплапвающих птиц, это и куртуазное крестовое гульбище с фонтаном, украшенной скульптурой морской девы Нереиды. Зверовой двор, на территории которого создан музей археологических находок Летнего сада и конференц-зал, в котором посетители могут посмотреть увлекательные фильмы , посвященные реставрации и археологическим распопкам в Летнем саду. Неизменный восторг посетителей вызывает партерная часть с величественным фонтаном «Коронный». Как этот, так и многие другие фонтаны украшены настоящими тропическими раковинами и туфовым камнем.
Скульптурное убранство сада является уникальным собранием, единственным сохранившимся в Европе образцом мраморной садово-парковой скульптуры начала 18 века. Следуя современной европейской практике, с целью сохранения подлинников, после реставрации в саду установлены точные копии скульптур, подлинники которых нынек хранятся в Михайловском замке Русского музея.
Зеленый наряд Летнего сада тоже обрел вторую жизнь-проведен комплекс работ, направленный на сохранение старых деревьев и высадку новых , возобновлена еловая рощица. Воссоздан Гаванец перед Летним дворцом Петра 1, являющийся характерной черта Петербурга начала 18 века.
Видео:Создание Летнего сада в Санкт-ПетербургеСкачать
Летний сад (регулярный и современный)
Архитекторы: |
Год постройки: |
Стиль: |
Летний сад (регулярный и современный)
1704-1706 — закладка сада
1721 — завершение основных работ
27 мая 2012 г. завершена комплексная реставрация Летнего сада, полностью изменившая его облик и приблизившая его к облику XVIII века. Восстановлены фонтаны, здания той эпохи, изменена планировка, ставшая вновь регулярной.
Площадь современного Летнего сада — 12 га. В 1980-х гг. в саду насчитывалось почти 3 тыс. деревьев, большей частью лип, посаженных еще в начале XIX в.
В Летнем саду.
К. Беггров
(добавил Mary)
Летний сад был заложен ранней весной 1704 г. Он был создан в регулярном (архитектурном) стиле.
Наводнение 1777 г. нанесло Летнему саду невосполнимый ущерб: полностью была разрушена фонтанная система, утрачены и повреждены многие статуи, разрушен лабиринт. Летняя императорская резиденция перебралась за город.
Со временем сад сократился в размерах, но сохранилась четкая геометрическая планировка аллей и на них уникальная коллекция мраморных статуй работы итальянских мастеров XVII-XVIII вв.
Решетка, оформляющая Летний сад со стороны Невы, была создана в 1770-1784 гг. арх-рами Ю. М. Фельтеном и П. Е. Егоровым. На высоком гранитном цоколе установлены 36 гранитных колонн, увенчанных поочередно урнами и вазами. Между колоннами расположены железные звенья в виде копий, выполненные тульскими мастерами.
В первой половине XIX в. сад открыли для петербургской публики. Он стал излюбленным местом поэтов, художников.
(Е. Николин. Коротко о Ленинграде. Лениздат, 1988;
Б.Г.Синюхаев. Садовая улица. Лениздат, 1974)
Порфировая ваза
— дар шведского короля, украшала площадку у входа в Летний сад со стороны Мойки. Установлена на высоком прямоугольном пьедестале из темно-красного порфира. Ваза исполнена в шведском городе Эльфдалене из местного розового порфира. Она собрана из пяти отдельно выточенных частей (по горизонтали). Высота вазы вместе с пьедесталом — 4, 85 м. Ваза была установлена 10.09.1839. В 1968 г. проведена реставрация.
Памятник И. А. Крылову
Идея установки памятника великому баснописцу относится к 1844 г. Создавался памятник на добровольные пожертвования. Первоначально предполагалось установить памятник на Васильевском острове, у Академии наук. В 1848 г. был проведен конкурс, в котором победил проект П. К. Клодта. Модель монумента, формовка и отливка выполнены в 1851-1853 гг. В 1854 г. начались работы по установке. 12.05.1855 г. состоялось открытие памятника.
И. А. Крылов изображен сидящим с раскрытой книгой в руках. Пьедестал из темно-серого сердобольского гранита украшен горельефами, выполненными по рисункам худ. А. А. Агина; в основу его работ легли сюжеты басен Крылова.
(по материалам [ 93 ], добавил Mary )
Коронный фонтан
Архитектор: М. Г. Земцов.
Открыт в 1725 г., воссоздан в 2011 г.
Коронный фонтан был спроектирован архитектором Михаилом Земцовым в 1725 году и входил в фонтанную систему летнего сада. Фонтан располагался перед старым парадным входом в Летний сад — со стороны Марсова поля. Свое название фонтан получил по форме струй, которые образуют композицию, похожую на корону. Во время наводнения 1777 года фонтан пострадал и в 1786 году был засыпан.
В 2010-2011 гг. на основе иконографических материалов и археологических изысканий Коронный фонтан был воссоздан. Археологические исследования дали возможность уточнить его величину — размер чаши составил 12,5х10 м, расположение водопроводящих труб и декоративное убранство. Фонтан украшен золочеными маскаронами. За основу маскарона взят образец, найденный на территории Летнего сада в 1960-е годы и переданный на хранение в Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Конструкции фонтана «Лакоста»
Архитектор неизвестен, мастер-механик: П. Суалем.
Построен в 1736 г.
Изначально фонтан «Лакоста» планировался быть затейливым — по аналогии с соседней «Фавориткой». Водомет проектировали двухкамерным: с механизмом и крутящимися на барабане фигурками. Центральной композицией фонтана могла быть фигура шута Анны Иоанновны — Лакосты, который начинал карьеру еще при дворе Петра Великого. Вероятно, по замыслу архитектора водомета, фигурка должна была «метать» воду и издавать звуки при помощи специальных механизмов, устроенных в конструкции фонтана. Однако, по всей видимости, механизм на «Лакосте» так и не был установлен, и первоначальный замысел был изменен. На плане Сент»Илера (конец 1760-х гг.) фонтан представлен как одноструйный, лишенный каких-либо затейливых фигурок. Археологические раскопки, проведенные экспедицией П. Е. Сорокина, установили, что кирпичные конструкции фонтана находились на глубине 0,6-0,7 м от поверхности земли. Хорошо сохранилась кирпичная кладка основания фонтана 1730-х гг., а также чугунный трубопровод, идущий через «Лакосту» в сторону Центральной аллеи. С восточной стороны к фонтану подходит кирпичный сводчатый коллектор, через который вода попадала в нижнюю камеру фонтана — к колесу и механизмам. Элементов облицовки обнаружено не было.
Благодаря расчистке и консервации фонтанных конструкций появилась возможность музеефикации водомета.
Фонтан на Царицыной площадке
Воссоздан в 2010-2011 гг.
Фонтан на Царицыной площадке, или Царицын фонтан, располагается на первой площадке от Невы по Центральной аллее Летнего сада. Фонтан назван в честь Екатерины I, супруги Петра Великого — здесь обычно императрица принимала дам. В ходе археологических исследований был уточнен диаметр фонтана — 8 м; под разрушенным участком кладки были найдены дубовые лаги, рядом с фундаментом — сводчатый коллектор, водопроводные трубы, определено направление коллектора.
Фонтан-статуя «Нереида»
Воссоздан в 2010 г.
Первоначально в центре боскета «Крестовое гульбище» была установлена скульптура «Вера» работы итальянского скульптура Антонио Коррадини (до наших дней не сохранилась). При воссоздании фонтана была установлена «Нереида» — статуя работы того же мастера из коллекции скульптур Летнего сада. По античной мифологии нереиды — морские нимфы, покровительницы моряков, оберегающие их в дальних плаваниях.
Видео:Летний сад - колыбель сексуальной революции в России ! Экскурсия по Летнему саду с Сергеем Нечаевым.Скачать
Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
Видео:Сады Фундука // 70 лет по 900 000 рублей с гектара в годСкачать
Вы здесь
Видео:Экскурсия по Летнему дворцу Петра I и Летнему садуСкачать
Летний сад в Санкт-Петербурге
Место для своей летней резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы, в устье р. Ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Сад был заложен в 1704—1706 гг. и занял поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определились основные контуры той системы прямых перпендикулярных друг к другу аллей, которая в общих чертах дошла до нашего времени. Некоторые исследователи полагают, что владелец сада сам наметил направление аллей, положение первых цветников и фонтанов, но первый известный нам план Летнего сада составлен Я. Роозеном. На этом плане уже показан только что выстроенный по проекту Д. Трезини дворец, занявший не центральное положение на участке, а его северо-восточный угол рядом с маленькой гаванью на Фонтанке. Такое решение характерно для самых ранних регулярных ансамблей, в дальнейшем его сменит тенденция более парадного размещения дворца на центральной оси паркового ансамбля.
В основе планировочной схемы сада лежит центральная продольная аллея, на которую выходят фигурные, вписанные в квадраты цветники с изображением волют, картушей и других орнаментальных мотивов, а также площадки с мраморными фонтанами. Каждый из цветочных квадратов пересекался диагональными дорожками и имел в центре по беседке-люстгаузу. За цветниками были расположены участки, засаженные рощами молодых лип.
Параллельно центральной были проложены еще две продольные аллеи. Одна из них — восточная — отделяла «жилую» часть сада с дворцом. Другая, представляющая собой сплошной зеленый трельяж, отделяла боскеты вдоль Лебяжьей канавки и вела к Карпиевому пруду и южному входу в сад. Гравюра А.Ф. Зубова, относящаяся к 1717 г., дает наглядное представление о первоначальном виде этого регулярного ансамбля, в котором преобладали строго расчерченные прямые линии, подчеркнутые метрической рядовой посадкой подстриженных деревьев, кустарниками-шпалерами, каменными стенками набережных. На Неву сад выходит многоколонной галереей, которая поставлена точно по главной оси, непосредственно у воды. Ее дополняют также выведенные к реке симметрично к оси два других обильно декорированных павильона. Эти постройки связывали сад с широкими пространствами Невы, придавали ему парадность и торжественность. Дворец Петра играл в этой композиции подчиненную роль, ансамбль сада существовал как бы независимо от него, имел самодовлеющее значение.
Летний сад отличался разнообразной и богатой флорой. А.Э. Регель [1896] сообщает, откуда доставлялись растения: липы и лилии из Нарвы, ильмы из Москвы, грабы из Киева, кедры из Соликамска, яблони из Швеции, пионы и барбарис из Голландии и Германии, «гороховник», таволга, «зеленица» из Сибири и т. д. В саду шла, по сути дела, экспериментальная (и не всегда, конечно, удачная) работа по пересадке взрослых деревьев, акклиматизации иноземных сортов и видов.
В 1717 г. А. Леблон составляет новый план Летнего сада, в котором в основном фиксирует его сложившуюся планировку, лишь внося необходимые дополнения и улучшения. Главное достижение этой работы заключается в широком градостроительном подходе. Проект не ограничен узкими рамками самого сада и включает в себя огромные прилегающие территории, которые в будущем займут Марсово поле, Михайловский дворец и сад, Инженерный замок. Это одна из первых в России парковых систем, объединяющая несколько больших садов, набережных, дворцов и каналов. В широте такого подхода ощущаются руководящие идеи самого Петра, который уделял всему, что связано с развитием города, исключительное внимание.
В новом проекте закрепляется продольная композиционная ось Летнего сада, на ее продолжении к югу размещается крупное сооружение — резиденция Екатерины I. Этот дворец (построенный только через четверть века) с его широким курдонером, обращенным на Мойку, оказывался в центре всей системы и должен был играть роль ведущей архитектурной доминанты. Сад за этим дворцом по характеру планировки и масштабных членений как бы продолжал Летний сад Петра I, но открытые пространства к западу трактовались иначе: огромный луг за Лебяжьей канавкой разбивался проезжими аллеями на восемь больших треугольников, сходящихся своими вершинами к центральной круглой площадке, сад .за Мойкой членился на довольно однообразные и мелкие прямоугольные квадраты. В эти годы здесь уже существовали так называемые «золотые хоромы» — старый деревянный дворец Екатерины. В прилегающих к ним регулярных кварталах сада преобладали плодовые растения, а среди садовых дорог было много трельяжных огибных аллей.
Основные декоративные средства сосредоточивались на царских Летних садах. А. Леблон детально разработал планировку цветников вдоль Лебяжьей канавки, которые были намечены в «собственноручном» эскизе Петра годом раньше, сделал предложения по каждому из многочисленных фигурных партеров и боскетов, причем решил их как обособленные и неповторяющиеся микрокомпозиции. В некоторых из них, например в боскете с птичником, развивается старая традиция использования утилитарных сооружений в архитектурно-художественной композиции. Здесь своеобразная узорчатость по принципу контраста дополняет очень строгие и ясные общие контуры планировки, геометрическую четкость рисунка главных аллей и каналов. Художественное убранство сада обогащается, вводится ряд новых скульптурных групп, зеленых кабинетов, беседок, водоемов и фонтанов, в частности у грота, расположенного на берегу Фонтанки, поблизости от дворца Петра.
Обмерный чертеж, выполненный М.Г. Земцевым в 1723—1725 гг., отражает состояние Летнего сада в последние годы царствования Петра I. Из новых архитектурных элементов выделяется каменный дворец в том месте, где Лебяжья канавка соединяется с Невой. Здание это имело большую террасу и лестничные спуски к воде. Иную, чем прежде, планировку получили центральные боскеты. В 1725 г. М.Г. Земцев строит рядом со вторым дворцом «Залу для славных торжествований» и дает новую разбивку примыкающих к ней цветников. При этом территория Летнего сада расширена за счет отвоеванного у реки подсыпанного участка, однако проезда вдоль набережной все еще нет, он пробивается значительно позже. В эту пору перестраивается и украшается золоченой скульптурой грот на Фонтанке, создается большой лабиринт с богатым скульптурным оформлением на темы из «эзоповых притчей».
Сад предназначался не только для прогулок, он рассматривался как место общения, развлечений, пространство для самых разнообразных церемоний, дипломатической, просветительной и иной деятельности. Сад был очень заметным объектом в повседневной жизни всего круга приближенных царского двора.
Приведем отрывок из дневника камер-юнкера Ф.Б. Берхгольца, относящийся к 1721 г. (с комментариями В.Я. Курбатова [1916. С. 122—124]):
«Рассмотрю по порядку все что есть там замечательного. С севера (Невы) стоят три длинные открытые галереи, из которых длиннее всех средняя, где во время больших празднеств еще до танцев ставятся столы со сластями, тогда как в боковых накрывают столы с холодными блюдами для гвардейских офицеров. В средней галерее стоит мраморная статуя Венеры, которою Царь так дорожит, что по его приказу там всегда стоит часовой. От этой галереи начинается широкая аллея (та, что идет теперь от ворот), в которой устроены красивые высоко бьющие фонтаны. Вода для них накачивается большою колесною машиною из канала в особые бассейны и потому ея всегда достаточно. У первого фонтана — место, где обыкновенно бывает Царица со своими дамами (вероятно, это первый перекрест аллей), а у следующего стоят три или четыре стола, за которыми пьют или курят табак. Это место Царя. Вправо (т. е. к северо-западному краю сада) от этой площадки (от второго перекреста) с одной стороны (главной аллеи) стоит прекрасная статуя с покрытым лицом (из нынешних статуй под это определение с натяжкой подошла бы «ох», но скорее это была аллегория «стыдливости»), у подножия которой течет или, вернее сказать, бьет вода во все стороны, а с другой (т. е. на северо-востоке) находится большой птичник, где много птиц частью свободно расхаживают, а частью находятся в небольших клетках. На другую сторону (т. е. к юго-западу) против только что упомянутой статуи устроена в куще деревьев небольшая беседка, окруженная со всех сторон водою, там Царь проводит время, когда хочет быть одним или когда хочет кого-нибудь хорошенько напоить, потому что нельзя уйти с островка, когда от него отчален ботик, служащий для переправы. ».
Здесь следует отметить, что Летний сад уже в эти годы обладал самой крупной в России коллекцией садовой скульптуры. Это был сад-музей, сад-школа. Многие статуи по заказу Петра были выполнены известными венецианскими мастерами, такими, как П. Баратта, Д. Бонацца, Д. и П. Гропелли. Приобретались также ценные античные статуи, например найденная в Риме фигура Венеры, которая была куплена у Папы Римского (находится ныне в Эрмитаже).
Скульптуры заказывались, как правило, сериями или парами, что становится понятным, если учесть строго симметричный характер планировки сада. Эти серии посвящались какой- либо одной теме, отражали в символической условной форме то или иное историческое событие, наглядно демонстрировали тот круг понятий, который Петр I стремился привить не только своим приближенным, но и более широким слоям русских людей. Группа скульптур под названием «Мир и Изобилие» посвящена победоносному завершению войны со шведами. Аллегорическое содержание заложено в такие скульптуры, как «Милосердие», «Утро», «Вечер» и др. По-своему выражают характер эпохи Петра изображения «Навигация», «Слава».
В Летнем саду впервые в практике русского садового искусства был сооружен крупный комплекс разнообразных фонтанных устройств. Еще в 1705—1706 гг. под руководством мастера И. Матвеева было положено начало сложной водонапорной системе Летнего сада. Уже в 1710—1711 гг. действует машина для подъема воды, вырыты Лебяжий и Красный каналы, а речку Ерик называют Фонтанкой. Позже строятся водовзводные башни, приступают к сооружению Лиговского канала, чтобы обеспечить водой бассейны, питающие фонтаны сада.
Источник: «Русские сады и парки». Вергунов А.П., Горохов В.А. Издательство «Наука», Москва, 1987
💡 Видео
Онлайн-экскурсия «Символы Летнего сада»Скачать
Мифы и легенды Летнего сада. Главный огород ПетербургаСкачать
ЛЕТНИЙ САД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.Скачать
История Летнего садаСкачать
«Город и время». История Михайловского сада. Передача 1. 2020.07.22Скачать
Летний сад / «Малые родины большого Петербурга»Скачать
Дворцовая набережная и Летний садСкачать
Экскурсия по Летнему саду в Петербурге. Гид Павел ПерецСкачать
Что вы не знали про Летний сад? Авторская экскурсия "Убить царя и министра"Скачать
Летний сад. Экскурсии по Петербургу. Утро на 5Скачать
Прогулка по Летнему саду Санкт-ПетербургаСкачать
Технология посадки фундука // Сад акционера компании Hazelnurse площадью 60 Га // Стадия посадкиСкачать
Летний сад, домик Петра | Сходи Посмотри ожившие скульптуры и романтика Санкт-ПетербургСкачать
Грот и другие постройки Летнего садаСкачать