- Метро — Станция Площадь Ленина
- Линии метро
- Станции метро
- Электродепо
- Смотрите также
- Станция метро «Площадь Ленина»
- Оформление
- Техническая информация
- Инфраструктура около метро
- Находятся возле станции метро Площадь Ленина
- Метро Площадь Ленина в Минске
- Удобное расположение
- Наземный транспорт
- Район метро Площадь Ленина
- Районы-кварталы: как в Минске появилась главная улица страны
- Предыстория
- Рождение проспекта
- 🌟 Видео
Видео:Транспортная схема минского метрополитена на Привокзальной площади в районе станции площадь ЛенинаСкачать
Метро — Станция Площадь Ленина
Видео:Выход со станции метро площадь Ленина минского метрополитена в сторону железнодорожного вокзалаСкачать
Линии метро
Видео:Минское метро. Площадь Ленина.Скачать
Станции метро
Видео:Районы Минска: от советской застройки до новых районовСкачать
Электродепо
Видео:Выход в город со станции метро площадь Ленина минского метрополитена в сторону площади НезависимостиСкачать
Смотрите также
Станция метро «Площадь Ленина»
Вместе с составом первой очереди московской линии метрополитета была введена в эксплуатацию «Площадь Ленина» (по-белорусски – Плошча Леніна).
С 1992 года и вплоть до 2003-й год эта станция минской подземки носила название «Площадь Независимости» (или по-белорусски — Плошча Незалежнасці). Однако никаких офицальных документов на сей счет не существует, дело ограничилось лишь устными распоряжениями руководства. Начиная с 2008-го года станцию объявляют таким образом: «Станция Площадь Ленина, выход к железнодорожному вокзалу и площади Независимости». А вот с 15 марта 2010 г. комиссия Мингорисполкома по наименованию и переименованию проспектов, улиц, площадей и других составных частей города вносит предложение о переименовании. Теперь станция метро «Площадь Ленина» объявляется как «Площадь Независимости» (или по-белорусски: Плошча Незалежнасці).
Оформление
Проектированием и формлением станции занимались архитекторы В. Бартошевич и Ю. Градов, С. Тылевич и Л. Левин, а также художник В. Мигаль и скульптор А. Аникейчик. Композиционный центр здесь – сама площадь Независимости (бывшая – Ленина).
Поскольку на станция является эпицентром громадного пассажиропотока, в архитектурно-художественном оформлении была сделана ставка на лаконичность. Функциональность станции подчеркивается буквально во всем, общей идеей подчинено и отсутствие декоративных элементов.
Любопытно, что при строительстве здесь был выбран новый тип свода. Если присмотреться, то он как бы парит над платформой и значительно контрастирует с карнизами, которые отделяют его от стен вдоль пути. Особое внимание уделено освещению. Источники света расположены за карнизами, на путевых стенах использована подсветка над текстовыми элементами.
Ни одна лишняя деталь не отвлекает пассажиров. Чему способствует и колористическое решение – спокойные светлые тона в сочетании с темно-розовым цветом стен в перронном зале. Центр венчает объемная художественная композиция в виде колонны, которую венчают серп и молот – пожалуй, единственный эмоциональный акцент в общем декоре. Она находит развитие на выходах из станции в монументальных скульптурных композициях.
Техническая информация
Со станции метро «Площадь Независимости» можно перейти на Минский железнодорожный вокзал. Выходы также ведут на площадь Независимости, Привокзальной и Бобруйской улицам, а также на улицы Кирова и Ленинградская.
Кстати, один из выходов (он расположен на Привокзальной площади) ведет прямо в новое здание железнодорожного вокзала, а также на посадочные платформы.
Интересно знать, что перегон между двумя станциями – «Площадью Ленина» и «Октябрьской» является одним из самых длинных в минской подземке.
Инфраструктура около метро
Недалеко от станции расположены Дом Правительства, главный корпус Белорусского государственного университета, Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка, Центральный главпочтамт, здание Минского городского исполнительного комитета, а также Красный костёл Сымона и Алена.
Видео:Выход в город со станции метро площадь Ленина в сторону улицы Ленина, минский метрополитенСкачать
Находятся возле станции метро Площадь Ленина
Видео:НОВАЯ СТАНЦИЯ МЕТРО ВОКЗАЛЬНАЯ МИНСК - ПЕРЕХОД ТРАВОЛАТОР ОТ ПЛОЩАДИ ЛЕНИНАСкачать
Метро Площадь Ленина в Минске
Местом встречи линий «Зеленый Луг» и «Московской» является остановка Площадь Ленина. Станция открылась в 1984 году. Ее название указывает на предыдущий «титул» Площади Независимости. В период с 1992 по 2003 годы эта станция метро носила соответствующее название, однако городские власти сочли нужным упрочить преемственность традиции. Старое наименование было возвращено – выходя из метро в город, мы словно перемещаемся из прошлого в настоящее.
Интерьер станции метро Площадь Ленина сохранил лаконичный антураж восьмидесятых годов. Гармоничное сочетание приглушенных тонов не отвлекает многочисленных пассажиров от цели поездки. Лучи, идущие от нависающих карнизов, мягко освещают зал ожидания. Дополнительная подсветка выделяет название станции и расписание поездов. Потолок станции метро Площадь Ленина напоминает небесный свод, создавая ощущение простора.
Удобное расположение
Метро Площадь Ленина на карте Минска занимает весьма выгодное положение. Выйдя из здания вокзала, мы оказываемся перед важнейшими государственными учреждениями и достопримечательностями столицы:
- Дом правительства Республики Беларусь;
- Минский горисполком;
- Белорусский государственный университет;
- Белорусский государственный педагогический университет;
- Гостиница «Минск»;
- Главпочтамт;
- Красный костел (св. Симеона и Елены);
- Памятник В.И. Ленину.
Станция метро Площадь Ленина дает возможность попасть в самые отдаленные районы столицы. Пересадка с Московской на Автозаводскую линию происходит на ближайшей остановке Октябрьская. Метро Площадь Ленина в Минске имеет два выхода, один из которых расположен на привокзальной площади. Выйдя из поезда, туристы и гости столицы могут без проволочки воспользоваться оперативными услугами Метрополитена.
Наземный транспорт
Находясь в стратегическом районе столицы, эта станция метро имеет доступ практически ко всем городским маршрутам. Курсирующие здесь автобусы и троллейбусы доставят Вас в любой район города. Желающие могут воспользоваться такси или переместиться к зданию автовокзала «Центральный». Оно расположено в непосредственной близости от станции Метрополитена. Отсюда отправляются автобусы междугородного и международного назначения.
Видео:Развитие Минского МетроСкачать
Район метро Площадь Ленина
Удобное расположение привокзальной станции Метрополитена предусматривает не только доступность городского транспорта. Объекты культурного и рекреационного назначения позволят наслаждаться всей полнотой жизни в красивейшем городе Европы. Инфраструктура белорусской столицы охватывает все сферы бытия.
Видео:Районы Минска, какой район лучше, какой хуже.Скачать
Районы-кварталы: как в Минске появилась главная улица страны
В Минске достаточно много проспектов, но настоящий Проспект лишь один. Для большинства горожан это слово даже не требует дополнительных уточнений: фразы «Встретимся на Проспекте» или «Я сейчас на Проспекте» могут означать лишь одну — главную — улицу столицы и всей страны. Его центральную часть который год хотят включить в престижный список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а любая появляющаяся на нем новостройка вызывает нешуточную озабоченность прогрессивной общественности. Между тем возникновение этой магистрали в ее нынешнем виде было вовсе не очевидным, а вот благодарить за впечатляющий своей цельностью и гармонией архитектурный ансамбль или, наоборот, оплакивать историческое наследие, принесенное в жертву созданию нового города, — это вопрос личной позиции. Чему обязан Минск его появлением и как выглядел бы город, повернись история чуть иначе? Onliner.by в цикле «Районы-кварталы» рассказывает о феномене проспекта Независимости.
Видео:Саркофаг ЛенинаСкачать
Предыстория
В 1793 году в размеренной жизни Минска произошло событие, принципиально изменившее весь ход его последующей истории. 23 января была подписана конвенция, в соответствии с которой город в числе прочих земель Речи Посполитой вошел в состав Российской империи. Воеводская столица в одночасье превратилась сначала в столицу наместничества, а потом и губернии. На первый взгляд, принципиально ничего не изменилось: Минск по-прежнему оставался небольшим провинциальным городом, по сути, областным центром, напоминавшим многие другие населенные пункты Великого княжества Литовского — компактный, преимущественно деревянный, со стихийно сложившейся застройкой, над которой доминировали каменные громады барочных костелов и церквей.
С другой стороны, Россия с ее сильной центральной властью была вовсе не увлечена шляхетской демократией Речью Посполитой. У империи существовали свои планы на Минск (впрочем, как и на любой другой свой губернский город), а главное, было настойчивое желание их реализовать.
Это касалось и градостроительных вопросов. К этому моменту в России уже вовсю проводилась реформа, инициированная Екатериной II: свободная планировка, стихийно следовавшая рельефу, заменялась в городах регулярной застройкой с сеткой кварталов правильной формы, которая зачастую шла по «образцовым» (сейчас типовым) проектам. Подобным образом многие российские населенные пункты лишились своих средневековых «старых городов» (например, в Москве так был «вычищен» Кремль). Со вновь присоединенными землями поступали чуть более гуманно: в большинстве случаев «узкие кривые улочки», за которые многие из нас так любят Европу, сохранялись. «Образцовое» строительство (в соответствии с принципами екатерининской реформы) начиналось по соседству на свободной территории, и российские власти зачастую использовали это для создания полноценных новых городских центров.
Именно так в губернской Вильне по соседству со Старым городом через предместье Лукишки был проложен Георгиевский проспект (сейчас проспект Гедимина), а исторический центр Риги стал началом Большой Александровской улицы (сейчас улица Бривибас). В обоих случаях эти парадные магистрали стали центром «Новых городов», своим видом и застройкой ярко контрастировавших со средневековым ядром. Минск, несмотря на свои куда более скромные размеры, не стал исключением.
На карте выше видна планировка будущей белорусской столицы на момент ее присоединения к России. В том Минске существовало два композиционных центра: площади Высокий Рынок (нынешняя площадь Свободы) и Низкий Рынок (сейчас площадь 8 Марта). Главная магистраль проходила по современным улицам Немиге и Богдановича. Имперские власти такая ситуация не устраивала: с юга, запада и востока город был окружен укреплениями, сдерживавшими его рост, и от этого фактора необходимо было избавиться.
Уже к 1800 году был составлен первый в истории города планировочный план (аналог нынешнего генерального плана), в соответствии с которым предполагалось старые земляные укрепления срыть, на их месте проложить новую широкую улицу и на ней же устроить третью площадь — Новоместскую, или Новый Рынок. Сейчас место площади занимает Александровский сквер, ну а новая улица, получившая в честь первого российского губернатора Минска Захария Корнеева название «Захарьевская», достаточно быстро превращается в главную городскую магистраль, а в будущем становится основой для нынешнего проспекта Независимости. По иронии судьбы, Проспект (точнее, его «личинка») рождался как дублер Немиги. Спустя 150 лет уже на месте Немиги устроили дублер Проспекта.
Это был ключевой момент в городской истории. Захарьевская волей архитектора Т. Крамера, автора планировочного плана 1800 года, становится нашим аналогом виленского Георгиевского проспекта и рижской Большой Александровской улицы, парадной губернской магистралью, на которой (и в ее ближайших окрестностях) сосредотачивается самая представительная застройка, а вместе с ней формируется и эпицентр общественной жизни. Минск постепенно развивался, а с приходом сюда железных дорог начал расти еще активнее, но суть не менялась. Жителей становилось все больше, дома были все выше, но Захарьевская оставалась главной и именно в таком качестве досталась в 1917 году большевикам.
Новая власть поначалу сохраняла статус-кво, спустя два года, в 1919-м, лишь заменив старорежимное название «Захарьевская» на идеологически верное «Советская». Комплексное социалистическое преобразование города до начала Великой Отечественной войны произвести не успели. Все ограничилось лишь отдельными локальными проектами, пусть и крупными, и главным из них было строительство на Советской Дома правительства, начавшееся в 1929 году и растянувшееся на целую пятилетку. Монументальный административный комплекс появился в самом начале улицы, заняв место совсем уж малоценной исторической застройки. Принципиально важным был следующий момент: одновременно с этой грандиозной стройкой архитекторы, получив соответствующий государственный заказ, впервые задумались о формировании перед Домом правительства новой крупной площади, своими масштабами в разы превосходящей что-либо возникшее в городе до революции.
Одним из важнейших идеологических элементов советской власти были массовые мероприятия. Режим, возникший из демонстраций, сделал их неотъемлемой частью своего культурного кода в самых разнообразных вариантах, шла речь о парадах физкультурников или манифестациях солидарности трудящихся. Подходящих улиц и площадей для этого в губернском Минске не существовало. К тому же их формирование позволяло большевикам заняться любимым делом — строительством нового мира на обломках старого. В данном контексте речь шла о создании архитектурных ансамблей, всем своим обликом порывавших с прежними традициями и провозглашавших начало новой эры.
Архитектор Иосиф Лангбард, автор Дома правительства, уже к 1930 году разработал эскизный вариант новой площади, на которой его главная работа заняла бы центральное место. Предполагалось (и к концу 1930-х это было закреплено в генплане, разработанном в ленинградском институте «Гипрогор»), что именно эта не существовавшая ранее площадь станет главной в городе и будет через также строившийся Университетский городок напрямую связана с другой площадью — Привокзальной, образуя единый крупный градостроительный объект.
Второй по значению новый общественный центр в те же 1930-е годы начал формироваться вокруг исторического Александровского сквера. Здесь до войны успели возвести здания Окружного дома офицеров (по проекту того же И. Лангбарда) и ЦК КПБ, а в ближайших окрестностях компанию им составила Библиотека имени Ленина. Однако дальнейших реконструктивных мероприятий в месте, где когда-то российские власти образовали Новый Рынок, до войны провести не успели. Саму Советскую-Захарьевскую также не трогали. Капитальная дореволюционная застройка в основном сохранялась, лишь в городских предместьях, преимущественно деревянных и расположенных в заречной части Минска, вдоль улицы развернулось активное возведение целого ряда знаковых объектов.
В 1940 году началось формирование будущей площади Победы (в то время Круглой) с двумя характерными дугообразными жилыми домами авторства архитектора Р. Столлера. В районе перекрестка с Долгобродской (сейчас Козлова) появилось еще два крупных жилых дома (горсовета и специалистов), на Комаровских развилках (ныне площадь Якуба Коласа) среди деревенского вида трущоб вырос дворец Института физкультуры, а еще дальше в той или иной степени успели построить главный корпус политехнического института, лечебный городок (сейчас ГКБ №1), Академию наук, Дом печати, «генеральский дом» напротив парка Челюскинцев и метеообсерваторию уже на самом выезде из Минска.
Однако все эти достаточно масштабные довоенные преобразования носили во многом случайный характер. Объекты были разного масштаба, выполнялись в разных архитектурных стилях (в соответствии с изменением линии партии в этом вопросе), наконец, находились на значительном удалении друг от друга, чередуясь с сохранившимися дореволюционными вставками. Никакого единого замысла в их появлении не было, и достойного ансамбля они не образовали. В центральной части Минск и вовсе сохранял свое старое губернское лицо с узкой (18—25 метров) изломанной главной улицей, застроенной двух-трехэтажными доходными домами. Все изменила война.
Видео:Минское метро, поезд следует через станцию площадь Ленина минского метрополитенаСкачать
Рождение проспекта
Вопрос, кто и когда уничтожил старый Минск, по-прежнему остается дискуссионным — Onliner.by разбирал его в отдельном материале. Официальная статистика хорошо известна: к лету 1944 года в городе было разрушено 80% жилого фонда, в центральной части уцелело лишь около 10% всех зданий, однако в большинстве случаев речь идет о погибшей деревянной застройке, а многие из «разрушенных» домов при желании могли быть восстановлены. Другой вопрос, что такого желания не было. Более того, минскую трагедию было решено использовать для создания (очередного!) нового города.
«Многие организации естественно стремились к немедленному восстановлению этих [сгоревших] коробок [зданий]. Однако в случае их восстановления терялась возможность радикального изменения исторически сложившейся планировки района (так как коробки зданий стояли по красным линиям узких улиц), а также затруднялось достижение архитектурного единства всей застройки центра и главной магистрали», — открытым текстом писали заслуженные архитекторы В. Король и А. Воинов в своей книге «Минск. Послевоенный опыт реконструкции и развития». И добавляли: «Важнейшей проблемой проекта планировки было создание нового главного ансамбля в центре столицы, в архитектурно-художественном облике которого должны были отразиться расцвет социалистической культуры, героическая борьба и исторические победы белорусского народа».
Выше приведены два принципиальных тезиса, которыми руководствовались вернувшиеся в освобожденный город архитекторы и их начальство. Военные разрушения стали поводом наконец-то избавиться от остатков «скученной застройки старых кварталов», создав на их месте «нужный для столицы главный общественный центр с площадями, удобными для проведения демонстраций и других массовых мероприятий». При современной оценке данного решения, естественно, необходимо учитывать и систему ценностей того времени, когда дореволюционная архитектура не воспринималась как нечто ценное само по себе, когда никто не думал про историческую ткань городов, «дух места» и прочие вещи, вновь ставшие важными к XXI веку. Куда большее значение имело создание новых торжественных ансамблей, своей «радостной архитектурой» в полной мере отражавших бы величие народного подвига. И вот с учетом такого контекста можно достаточно уверенно констатировать: Минску повезло. За восстановление города взялась талантливая команда.
Довоенные проектно-планировочные материалы не пережили оккупацию, и за их создание пришлось браться заново. Всего через два месяца после освобождения в начале сентября 1944 года в столицу БССР прибыла авторитетная московская комиссия, в состав которой входили действительно выдающиеся советские архитекторы Аркадий Мордвинов, Владимир Семенов, Николай Колли и уже успевший немало поработать в нашем городе Иосиф Лангбард. Делегация совместно с успевшими вернуться на родину белорусскими коллегами разработала «эскиз-идею планировки Минска», на основе которого к началу 1946 года был закончен первый послевоенный генеральный план развития города. В первую очередь документ исправлял далеко не совершенную уличную и транспортную сеть Минска. Большие разрушения позволили преобразовать радиальную систему улиц в радиально-кольцевую. Ее основой стали кольцевые магистрали (которые не могут достроить до сих пор) и магистральные диаметры, пересекающиеся в центре города. Основных диаметров была два: один пересекал Минск с юго-востока на северо-запад (трассы современных Партизанского проспекта, улицы Ленина, проспекта Победителей), но самым главным был второй, проходивший с северо-востока на юго-запад и в своей центральной части примерно совпадавший с трассой прежней Захарьевской (в то время Советской) улицы.
Именно на его базе и было решено создать «главный общественный центр» с новым монументальным архитектурным ансамблем, который был бы достоин столицы БССР. Все прежние здания (и их остатки), мешавшие коренной реконструкции, безжалостно сносились. Главная улица расширялась более чем в два раза. Прежняя Захарьевская с ее максимальной шириной 25 метров уступала место новому Проспекту шириной 48 метров (24 метра — проезжая часть, по 12 метров — тротуары). Кроме того, в части, прилегающей к нынешней площади Независимости, устранялся дополнительный излом улицы, в результате несколько менялась ее трасса, что хорошо заметно на следующем снимке.
🌟 Видео
Подземный переход железнодорожного вокзала в сторону станции метро площадь Ленина минского метроСкачать
Минск. Площадь ЛенинаСкачать
Новый переход на третью ветку метро на станции площадь ЛенинаСкачать
Станция метро Площадь Ленина. Минск.Скачать
Московский район Минска: экскурсия по знаковым местам || Минск FilesСкачать
Захожу на станцию площадь Ленина минского метрополитенаСкачать
Поездка от "Октябрьской" до "Площади Ленина", МинскСкачать
Минск метро переход с Вокзальной на площадь ЛенинаСкачать
Станция метро Площадь Ленина минского метрополитена, следующая станция Институт культурыСкачать