- Колизей в Риме – всё об амфитеатре, его истории, фото, расписании, экскурсиях
- История Колизея и интересные факты
- Инженерная мысль архитекторов Колизея
- Колизей в современности
- Сколько стоит экскурсия и график посещений
- Как доехать до Колизея
- Зачастую туристы добираются до Колизея от аэропорта. Чаще всего это аэропорт, названный в честь Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Есть три способа добраться в нужное место:
- Новое в блогах
- Колизей — как пример первой фальсификации мировой истории
- Древний Колизей — которого нет и судя по всему в древности и не было ?
- Колизей в Риме
- Описание
- История
- Предпосылки строительства
- Строительство амфитеатра
- Колизей в Древнем Риме
- Колизей в Средние века и Новое время
- Архитектура Колизея
- Места для сидения
- Использование образа Колизея
- 💥 Видео
Видео:Рим 2022. Идем в Колизей. Арена, автограф на стене, фреска над аркой. Путешествие во времениСкачать
Колизей в Риме – всё об амфитеатре, его истории, фото, расписании, экскурсиях
В столице Италии, городе Рим, расположен один из самых интересных памятников мировой архитектуры – Колизей. Сейчас он привлекает миллионы туристов со всех уголков планеты, но были времена, когда это место забрало много жизней. Цель его сооружения – гладиаторские бои и проведение праздников. Всё это организовывали римские правители с лозунгом: «Хлеба и зрелищ народу!».
Видео:КОЛИЗЕЙ — САМЫЙ БОЛЬШОЙ АМФИТЕАТР В МИРЕСкачать
История Колизея и интересные факты
Создание этого культового сооружения относится к 72 году нашей эры. В данный период времени правил император Веспасиан. Именно он отдал распоряжение к постройке амфитеатра, размеры которого должны были поразить воображение древних римлян. Постройка Колизея была запланирована в месте, где когда-то был дворец предшественника Веспасиана – императора Нерона, того самого, который поджёг Рим.
На строительных работах задействовали около ста тысяч человек. Через восемь лет работы — создание Колизея завершилось. Его назвали амфитеатром Флавиев, в честь родовой фамилии императора Веспасиана. После, были объявлены стодневные игры, в которых участвовало около 100 тысяч гладиаторов и примерно столько же диких хищников, в том числе львов и тигров.
Стоит отметить, что гладиаторы в то время хоть и считались рабами и не имели никаких прав в обществе, тем не менее среди них были свои «звёзды», узнаваемые среди римлян. Если провести аналогию с сегодняшним днём, то это были люди, пользующиеся такой же славой в народе как известные футболисты или боксеры в современности. Некоторые из них могли обрести свободу и потом служить в римской армии.
Кроме побоищ между гладиаторами, в Колизее устраивали публичные казни и гонения на ранних христиан. Но это прекратилось в IV веке нашей эры, когда ко власти пришел император Константин, сделавший христианство государственной религией в Риме.
В Средние века, после падения Римской империи, Колизей стал местом памяти христиан, которые погибли мученической смертью. Таковым он является и в современности. В амфитеатре установили крест, к которому стекаются паломники со всего мира до сих пор.
После падения Римской империи, вплоть до XVIII века, за Колизеем никто не следил, поэтому его состояние пришло в упадок, он начал разрушаться. И лишь в XIX веке католическая церковь решила заняться реставрацией этого архитектурного памятника. С тех пор он стал одним из любимых мест для посещений туристов.
Видео:Колизей | National GeographicСкачать
Инженерная мысль архитекторов Колизея
Инженерная мысль архитекторов Колизея воистину была потрясающей для того времени. Как только постройка арены завершилась, она рассчитывала на 50 тысяч зрителей сидячих мест и около 20 тысяч могла принять стоя. К тому же здесь было задумано множество туннелей, входов и выходов. Инженеры Рима воплотили идею, которая позволяла заливать водой арену амфитеатра и устраивать имитацию морского сражения.
Внешне, Колизей напоминал эллипс, диаметр которого составлял более 500 метров, а высота стен в 50 метров. Поэтому современное название «Колизей», происходит от «colosseus», что в переводе с латинского означает «огромный». На всю постройку понадобилось около миллиона кирпичей. Для современности это не так много, но для жителей древнего Рима эти цифры были впечатляющими.
Амфитеатр был разделён на четыре яруса. На самом верхнем, где была крыша, строители сделали специальные отверстия, в которые вставлялись мачты. Они служили креплениями для тена, который натягивали для того, чтобы защитить зрителей от палящего солнца или дождя. Некоторые их этих отверстий сохранились до нашего времени.
Система входов и выходов, использованная при строительстве Колизея используется и в современности во время сооружений стадионов. Всего их в Колизее 80. Благодаря этому публика могла заполнить арену за 15 минут и покинуть за 5. Сиденья для зрителей подпирала специальная конструкция, служившая для того, чтобы постройка не рухнула под тяжестью людей. Места занимались зрителями в соответствии с их сословием. На севере и юге, например, открывался самый лучший вид на арену, поэтому его занимали император со свитой, весталки и сенаторы. Выше были всадники, а еще выше размещался простой люд, который также был разделён на состоятельных и несостоятельных граждан.
Видео:#shorts Колизей / Какие зрелища устраивали в КолизееСкачать
Колизей в современности
На сегодняшний день Колизей хоть и утратил свой первоначальный облик, тем не менее является одним из красивейших мест в мире. Особенно это место выглядит живописно после захода солнца, когда по периметру здания включается подсветка. Внутреннее обустройство сохранилось лишь частично, но это пытаются восполнить гиды, погружающие туристов своими рассказами в атмосферу событий древнего Рима.
Видео:Разоблачение КолизеяСкачать
Сколько стоит экскурсия и график посещений
На сегодняшний день Колизей открыт для туристов с девяти утра до семи вечера с апреля по октябрь. С ноября по март график посещений немного сдвигается и работает с девяти утра до четырёх часов вечера. Есть всего два выходных дня, когда амфитеатр закрыт – это первое января и 25 декабря.
Экскурсия обойдется в 18 евро для взрослого человека, а для граждан не достигших 18 лет бесплатно. Пенсионеры и студенты могут купить билет со скидкой, но для этого они должны предоставить необходимы документы. Стоит отметить, что к десяти утра возле стен Колизея зачастую образуются большие очереди, поэтому лучше всего будет приобрести билеты заблаговременно.
Видео:#shorts Колизей / Сколько лет строили самый известный амфитеатр в миреСкачать
Как доехать до Колизея
Зачастую туристы добираются до Колизея от аэропорта. Чаще всего это аэропорт, названный в честь Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Есть три способа добраться в нужное место:
- поезд;
- автобус;
- такси.
Аэропорт находится в 20 километрах за городской чертой, поэтому поездка на поезде займет около получаса и обойдется в 14 евро. Неудобство здесь заключается в том, что поезд может довезти только до вокзала, откуда потом придется выбирать другой вид транспорта, чтобы добраться в нужное место. Поездка на такси стоит около 40 евро. Автобусы, отправляющиеся с аэропорта, имеют разные цену проезда, колеблющуюся от 9 до 20 евро. Дальше, до самого Колизея можно добраться на метро. Стоимость проезда 1 евро. Амфитеатр находится в самом центре города, с одноименным названием станции Colosseo.
Видео:Блеск и слава Древнего Рима - Все части - Документальный фильм - СборникСкачать
Новое в блогах
Видео:🔴В Колизей самостоятельно. Дни бесплатного посещения Колизея на 2019 год. На заметку туристамСкачать
Колизей — как пример первой фальсификации мировой истории
Древний Колизей — которого нет и судя по всему в древности и не было ?
Кто же не знает визитную карточку Рима – Колизей. Но когда, кем и для чего было построено это сооружение?
Как он из амфитеатра Флавия превратился в Колизей? Слишком много в истории древнего Рима не состыковывается, чтобы не задуматься над этим новым чудом света и его происхождением…
Одного внимательного взгляда на Колизей хватает, чтобы обнаружить, что он сразу строился как «древние руины». Но примеры его довольно таки позднего строительства прекрасно видны. Известно, что «Колизей построен из камня, бетона и кирпича». Не странно ли, что в таком якобы очень древнем сооружении использован БЕТОН?
Историки могут возразить, что бетон изобрели еще «древние» римляне более 2 тысяч лет назад. Но почему тогда его повсеместно не применяли в средневековом строительстве? Скорее, все якобы «древние» постройки из бетона гораздо более позднего происхождения, чем думают историки.
Если внимательно присмотреться к кирпичной кладке внутренних стен Колизея, то бросается в глаза, что края кирпичей обиты, весьма упорядочено, и обивка была произведена перед кладкой, а не с течением веков, что пытались изобразить, а кирпичи скреплены между собой составом, весьма напоминающим цемент ХIХ века. Вся кирпичная кладка кажется примерно одинаковой и построена из однородного кирпича. Такое ощущение, что при строительстве Колизея сразу же поддельно создавалась видимость якобы многовекового изнашивания сооружения.
Еще лучше это видно в местах якобы «обрушившейся» кирпичной стены. Эти места кладки несомненно ненастоящие, построенные сегодняшнем «обрушившемся» виде. Если бы кирпичная стена подлинно обрушилась, то ее обнажившиеся «остатки старинных сводов» неестественно выглядят на гладкой кирпичной кладке Колизея. Все эти «переделки» сооружали сразу же при начальной постройке, так путались показать античность сооружения. Настоящие переделывания сводов неминуемы в старинных, зарывающихся в землю домах, смотрятся совершенно иначе.
К примеру, храм святой Ирины в Стамбуле- Константинополе. Там отлично представительны бесчисленные следы настоящих переделок. Причем, верхняя часть стен смотрятся значительно новее, чем нижняя, в которой видно больше перекладок. Но в Колизее стены странным образом идентичны: что наверху, что внизу.
В настоящих древних сооружениях низ строения расположен обыкновенно под землей или в котловане, если ведутся археологические работы. Церковь святой Ирины уходит под землю на глубину 4 метра. И речь идет о средневековой постройке. А окрест Колизея нет никакого заметного оседания в землю.
Получается что за две тысячи лет, арена была погружена в какой-то вакуум и над ней были не властны правила природы, которые распространяются на все остальные места на планете, и являются, кстати, главной датирующей вехой в археологии.
Да что говорить, если под видом реконструкции, абсолютно неприкрыто, на виду у туристов, при помощи переносных строительных лесов, достройка Колизея происходит и в наше время.
Ватикан сильно и не прячет историю постройки. В Ватиканском дворце можно увидеть фреску, на которой изображены свежее спроектированные руины Колизея! Рядом нарисован ангел с циркулем и строительным углом. Он помогает строить Колизей. Но кому? Неужели — язычнику-императору, что было бы неуместно для ангела? Отнюдь нет. Имя строителя, а также год строительства прямо указаны на фреске. Рядом с изображением ,написано: «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII» (
Поскольку папа Пий VII правил в 1800-1823 г- ах, то речь идет о 1807 г. ! Этот же год повторен еще раз в надписи под фреской:
AMPHITHEATRUM FLAVIUMA, PIO VII CONTRA, RUINAM EXCELSO FULCIMENTO SOLIDAТUЕ ET PLURIFARIAM SUBSТRUCTIONE MUNIТUM ANNO MDCCCVII.
Перевод: АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ ПИЙ VII, РУИНЫ ВОЗВЫШЕННО ПОКОЯТСЯ НА ТВЕРДЫНЕ И, СВЕРХ ТОГО, НА МНОГООБРАЗНЫХ ОСНОВАНИЯХ, СТРОИТЕЛЬ ГОД 1807.
Итак, возведение Колизея как «древних» руин начинается в 1807 году. Правда, 1807, согласно фреске, это только начало с создания проекта, после чего и должно было начаться возведение развалин.
Наверно вам интересно узнать год окончания этой аферы? Как не странно это можно прочитать на мраморной табличке, которая висит над входом в амфитеатр. На которой указан год так называемой реконструкции Колизея 1852 году, на седьмом году правления Пия IX (1846-1878). Это и есть настоящая дата завершения строительства Колизея — 1852 год, полтора столетия назад.
После своей постройки Колизей был сильно разрекламирован. А 7 июля 2007 года он даже попал в список так называемых «новых семи чудес света», заняв там второе место после Великой китайской стены.
Но если Колизей был воздвигнут в XIX в, то на каком же основании его приписали императору Флавию Веспасиану, жившему якобы в I в нашей эры. Обратимся к общепринятой традиционной истории.
«Колизей — самый большой древнеримский амфитеатр и одно из чудес света. Находится в Риме на месте пруда. Начал строительство император Веспасиан Флавий, а закончил его сын в 80 г. н.э. император Тит Флавий… Изначально Колизей назывался, по фамилии императоров Флавиев, амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (по-латински Colosseum, по-итальянски Coliseo) закрепилось за ним потом….
Это место было для граждан Рима местом веселья и зрелищ … Нашествия варваров положили начало разрушения амфитеатра. В XI-XII веках амфитеатр использовали как цитадель римские рода Аннибальди и Франджипани. Потом амфитеатр Флавиев перешел к Генриху VII, который преподнес его в дар римскому народу.
Еще в 1332 г. здесь устраивали бой быков. Но скорее всего, в 1332 г. бои быков происходили не в нынешнем Колизее, а в том городском амфитеатре итальянского Рима, который позднее был, переделан в замок святого Ангела, но с той поры начинается его регулярный разгром …
Само слово «амфитеатр» объединяет в себе два греческих слова, означающих «двойной театр» или «театр с обеих сторон» и весьма точно передает архитектурные особенности данного вида древнеримской архитектуры. Что же касается названия «Колизей», то по одной версии оно происходит от латинского «сolosseum», что значит «колоссальный, а по другой — связано с располагавшейся неподалеку исполинской статуей Нерона, которая именовалась «Колоссом».
Обе версии имеют равные права на существование, благо сходятся в одном — подчеркивают циклопические размеры Колизея. Недаром для его строительства было использовано более 100 тыс. куб. метров натурального камня, при этом 45 тыс. — для внешней стены. Неудивительно, что для подвоза мрамора была построена специальная дорога. Что же касается названия «Амфитеатр Флавиев», то оно обусловлено тем, что Колизей стал коллективным сооружением представителей этой императорской династии — Веспасиан, Тит и Домициан строили его 8 лет, с 72 по 80 год н.э.
Строительство было начато Веспасианом после его военных побед в Иудее, а завершал строительство уже его сын Тит, по свидетельству известного историка Светония — «При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он (Тит — прим. авт.) показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей».
Такое начало истории Колизея в какой-то мере определило его дальнейшую судьбу — долгое время он был главным местом для специфических увеселительных зрелищ, которые так хорошо знакомы нам по современному кинематографу и художественной литературе — гладиаторские бои и травля зверей, лишь малая часть забав, которые влекли римлян к арене.
Правление императора Макрина ознаменовалось для Колизея сильным пожаром, однако по приказу Александра Севера он был восстановлен, а в 248 году, при императоре Филиппе, в нем с большой торжественностью прошло празднование тысячелетнего существования Рима.
Согласно сохранившимся свидетельствам очевидцев, в ходе «торжеств» было убито 60 львов, 32 слона, 40 диких лошадей и десятки других животных, таких как лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Кроме того, животными дело не ограничилось и восторженные зрители смогли лицезреть бои в общей сложности 2000 гладиаторов.
Проходили столетия, а Колизей по-прежнему сохранял статус главного культурного центра Древнего Рима, практически не менялся и характера представлений для горожан — только в 405 году император Гонорий наложил запрет на проведение гладиаторских боев, поскольку это противоречило духу христианства, которое, начиная со времен Константина Великого, стало государственной религией Римской империи.
Впрочем, звериные травли продолжали радовать римлян вплоть до смерти Теодориха Великого. Период Средневековья стал временем заката Колизея — в XI-XII вв., он служил крепостью для соперничавших между собой знатных родов Рима, особенно преуспели на данном поприще Франджипани и Аннибальди, которые в итоге вынужденно уступили Колизей императору Генриху VII. Последний подарил знаменитую арену римскому сенату и народу, благодаря чему, вплоть до первой трети XIV века в Колизее еще проводили разнообразные игры, включая бои быков.
Как это ни парадоксально, но причиной дальнейшего упадка Колизея стало его великолепие. Дело в том, что стены Колизея были сложены из крупных блоков травертинового мрамора, который добывали в городе Тиволи. Мраморные блоки скреплялись стальными скобами, благо были тщательно притерты между собой и не требовали раствора для лучшего сцепления.
Примененные материалы, а также сама технология строительства привели не только к тому, что Колизей смог просуществовать многие века, но и к тому, что для римлян XV-XVI вв. он превратился в источник ценнейших материалов, к тому, же легко разбираемый на отдельные части. Мрамор Колизея внес свою долю в строительство Венецианского дворца, дворца Канцелярии и палаццо-Фарнезе.
Только в XVIII столетии римские папы сменили утилитарный подход к Колизею, так Бенедикт XIV принял его под свою защиту, превратив в своего рода христианское святилище — посреди арены был установлен огромный крест, который обрамляли алтари в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот комплекс был демонтирован уже в конце XIX века.
Внешняя сторона Колизея состояла из трех ярусов арок, между которыми располагались полуколонны, в нижнем ярусе — тосканского, в среднем — ионического, а в верхнем — коринфского стиля. Сохранившиеся изображения Колизея времен его славы, позволяют сделать вывод, что пролеты арок среднего и верхнего ярусов были украшены статуями.
Над верхним ярусом был выстроен четвёртый этаж, представлявший сплошную стену, которая была рассечена коринфскими пилястрами на компартименты и имела по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента. Карниз этого этажа имел специальные отверстия, для установки деревянных балок, служащих опорой для растягиваемого над ареной тента.
На оконечностях большой и малой осей эллипса располагались четыре главных входа, представляющие собой трехарочные ворота, из них двое были предназначены для императора, а остальные использовались как для торжественных шествий перед началом представлений, так и для транспортировки в Колизей зверей и необходимых машин.
Зрители располагались на трибунах в соответствии со своим социальным статусом:
— нижний ряд, или подий (лат. podium) предназначался для императора, его семьи и высшей знати римского общества.
Отметим, что место императора возвышалось над остальными.
— далее, в три яруса, располагались места для публики. Первый ярус принадлежал городским властям и лицам из сословия всадников. Второй ярус был отведен для граждан Рима. Третий ярус занимали низшие сословия.
Под ареной располагался сложный лабиринт, для движения гладиаторов и содержания хищных животных, которых использовали для представлений.
В целом, одного лишь устройства Колизея, даже без учета его масштабов хватило бы для того, чтобы по-праву назвать это сооружение одним из «чудес света». В нем органично соединись символизм мощи Рима, архитектурная сложность, говорящая о высокой технологической культуре и языческое буйство дохристианского прошлого империи. В одном здании воплотился огромный пласт истории одного из древнейших государств, колыбели европейской истории. Колизей — это подлинное достояние мировой культуры, одна из тех немногих нитей, что делает зримой связь времен и эпох.
Вернемся к вероятной истории. Так, в XV и XVI в. папа Павел II использовал материал из амфитеатра возводя венецианский дворц, кардинал Риарио – при строительстве дворца Канцелярии , папа Павел III – дворца Фарнеце. Колизей тут не при чем — просто камень и кирпич старого города XIV в. использовался для папских построек, после чего старая часть итальянского Рима и превратилась в развалины. Однако большая часть амфитеатра сохранилась, Сикст V хотел воспользоваться ею и построил суконную фабрику, а папа Климент IX использовал здание амфитеатр, как селитровый завод.
В ХVIII в. папы опомнились или решили, что на паломниках можно заработать больше, чем на селитре. Бенедикт IV (1740-1758) приказал установить на арене грандиозный крест, а окрест него ряд алтарей в память крестной смерти Спасителя, который убрали крест и алтари из Колизея только в 1874 г. вероятно, они слишком уж сильно противоречили мнимой древности Колизея, придавая ему откровенно христианский облик, потому их и убрали.
Итак, при Клименте IX (1592-1605) на месте Колизея работала суконная фабрика, а до того там, вероятно, был просто пруд. Ничего подобного в те времена, скорее всего, не было и в помине. Вероятно первым, кому пришло в голову воздвигнуть некое грандиозное сооружение, был папа Бенедикт XIV (1740-1758). Но и он явно намеревался воздвигнуть не «античный амфитеатр», а памятник христианским мученикам. Однако его преемники повели дело в другую сторону. При них и начинается подлинное строительство современного Колизея, изображаемое как якобы «легкая реставрация древнего амфитеатра».
Вот что сообщает Энциклопедический Словарь: «Папы, правившие после Бенедикта XIV, в в частности Пий VII и Лев XII укрепили контрфорсами стены, угрожавшие разрушением (читаем между строк: построили стены), а Пий IX починил в амфитеатре ряд внутренних переходов (читаем между строк: выстроил внутреннюю часть).
С большой внимательностью оберегается Колизей современным правительством Италии. По его распоряжению, под руководством ученых археологов на арене раскопали подвальные помещения, которые использовались когда-то, чтобы выводить на арену людей и животных и декорации, или запруживая арену, устраивать «наумахии».
Особенно нелепо звучит мысль историков о «наумахиях» — морских сражениях, представляемых на заполненной водой арене Колизея. При этом не дается никаких сколь-нибудь вразумительных объяснений — как именно и при помощи каких механизмов вода могла наполнять арену Колизея? Где сливные и наливные трубы? Водонапорные устройства? Водонепроницаемые стены со следами заполнения водой? Этого всего в Колизее нет.
Теперь давайте рассмотрим историю римского Колизея в исторических источниках, а что они нам рассказывают об этом древнем амфитеатре, да еще и Флавиев. Ведь в них же должны были рассказать о таком достопримечательном строении как Колизей. Но так получилось, что ни одна летопись о Колизее ничего не упоминает. Вот два наиболее ярких примера.
Лицевой летописный свод — подробное изложение всемирной и русской истории, обычно датируемое XVI веком. Во втором и третьем томах подробно описывается история древнего Рима. Причем, что удачно, особенно много места уделено именно правлению императора Флавия Веспасиана, который, по мнению историков, заложил амфитеатр Колизей.
Лицевой летописный свод очень подробная летопись и содержит более шестнадцати тысяч прекрасных цветных рисунков, изготовленный специально для царей. Поэтому если даже там нет упоминаний о Колизее — ни в тексте, ни на рисунках — то приходится заключить, то в Москве XVI-XVII в. о Колизее ничего не знали. Поразительно, но таких упоминаний действительно нет.
Но может быть, Лицевой свод умалчивает о Колизее просто потому, что вообще не касается построек, воздвигнутых первым Флавием в Риме? Нет, это не так. В Лицевом своде достаточно подробно рассказано о том, как Веспасиан, вернувшись в Рим с Иудейской войны, тут же затеял строительство огромных и удивительных зданий. Но Колизей в их числе не упомянут. И вообще, о театре ничего не сказано. Говорится только о храмах, сокровищницах, библиотеках. Вот отрывок:
«Веспасиан задумался о том, как создать жертвенник кумиру и скоро воздвиг то, что превзошло всякое человеческое воображение. И все многоценные одеяния положил туда, и все чудесное и недоступное было, там собрано и положено на виду. Ради всего этого люди по всему миру путешествуют и трудятся, лишь бы только увидеть собственными глазами. Повесил же там иудейские завесы, как бы гордясь ими, и все золотом шитые ризы, а книги с законами повелел хранить в палате».
Лицевой свод повествует о достопримечательных сооружениях Веспасиана в Риме, построенных вслед за окончанием Иудейской войны. Но Колизей среди них не упомянут.
Ничего не сообщает о Колизее и Лютеранский хронограф 1680 г. — мировой летописный свод, в котором подробно описаны все римские происшествия. Она, так же, как и Лицевой свод, сообщает лишь о сооружении Веспасианом некоего «храма мира» по окончании Иудейской войны: «Лета Христова 77, храм мира сооружается, в нем же возлагаются украшения храма Иеросалимскаго, си есть сосуды Иудейския златыя. Законъ же и покровы багряныи въ палатахъ повелением Веспесиана сохранени».
На этом описание построек Веспасиана заканчивается. О Колизее — и вообще, о каком-либо амфитеатре, построенном Веспасианом в Риме, Лютеранский Хронограф полностью умалчивает. Более того, в подробном указателе имен и названий, приведенном в конце Хронографа, названия «Колизей» нет.
Похожих названий тоже нет. Как же так, что не Лютеранском хронографе, как и Лицевом своде, не упомянут Колизей. Хотя написан он в 1680 г. и, казалось бы, его автор должен был знать о таком выдающемся сооружении, как Колизей. И называть его именно «Колизеем». Ведь это название, как нам говорят историки, закрепилось за Колизеем еще с VIII в. Почему же автор второй половины ХVII в. его еще не знает? Получается, что в ХVII в. Европа действительно еще ничего не знала о Колизее.
Давайте обратимся теперь к «античным» писателям. Что они знают о величайшем амфитеатре древнего Рима, грандиозном Колизее? Считается, что о Колизее писали Светоний, Евтропий и другие «античные» авторы. Высказывается также мнение, что Колизей якобы воспел «античный» поэт 1 века н.э. Марциал. И даже пытался причислить его к семи чудесам света, удивительным образом предвосхитив решение современных нам историков (в 2007 году) о причислении Колизея к «семи новым чудесам света».
Но точно ли «античные» писатели говорили именно о Колизее в Италии, а не о каком-нибудь другом амфитеатре? Но тогда, может быть, и подлинный Колизей находится не в Италии, а в каком-то другом месте? И еще о один немаловажный вопрос. Когда, кем и где были обнаружены общеизвестные сегодня якобы «древнейшие» сочинения, говорящие о Колизее? Не в Ватикане ли? Причем уже после того, как было решено построить римский Колизей, и требовалось создать ему историю, найти «первоисточники», «подтверждающие» его существование в прошлом?
Возьмем для примера книгу Светония (в остальных написано, примерно, то же самое). Светоний сообщает о постройке в Риме императором Веспасианом, по возвращении с Иудейской войны, сразу нескольких сооружений: храм Мира, еще один храм,некий безымянный амфитеатр посреди города.
Светоний пишет: « … предпринимал Веспасиан и новые стройки: храм Мира… храм Клавдия… амфитеатр в центре города…». Современные комментаторы полагают, что Светоний говорит здесь именно о Колизее . Но Светоний отнюдь не называет амфитеатр Колизеем и, вообще, не сообщает о нем никаких подробностей. Он пишет просто об «амфитеатре». Почему это обязательно Колизей? Никаких доказательств тому нет.
Евтропий в своей «Краткой истории от основания Города» приписывает постройку амфитеатра императору Титу Веспасиану, сыну императора Веспасиана. Но и он не приводит никаких данных, позволяющих отождествить амфитеатр Тита именно с Колизеем. Скупо сообщается лишь, что Тит Веспасиан «возвел в Риме амфитеатр, при освящении которого было убито на арене 5 тысяч зверей».
Еще один «античный» историк, Секст Аврелий Виктор пишет в «Истории Рима», что при императоре Флавие Веспасиане Риме было начато и закончено восстановление Капитолия … храма Мира, памятников Клавдия, Форума и создан был амфитеатр огромного размера. Но и здесь нет никаких подробностей, позволяющих отождествить этот амфитеатр именно с Колизеем.
Не сказано, ни какого размера был амфитеатр , ни как он был устроен, ни в каком месте города он находился. И снова возникает вопрос: почему это — Колизей? Может быть, Аврелий Виктор имел в виду совсем другой амфитеатр?
И так далее. Сообщения римских писателей не дают ровным счетом никаких оснований для отождествления амфитеатра Флавиев с нынешним Колизеем в итальянском Риме.
Что касается «Книги зрелищ» римского поэта Марциала, где он, как считается, воспел Колизей, то в ней тоже нет ничего такого, что однозначно указывало бы именно на Колизей. Да и сама эта книга может оказаться подделкой, поскольку, как давно замечено, она подозрительно не похожа на остальные сочинения Марциала.
«От Марциала до нас дошел сборник в 14 книг эпиграмм, не считая в этом числе особой книги стихотворений, также названных эпиграммами, но относящихся исключительно к играм амфитеатра при Тите Флавии и Домициане». А даже если «Книга Зрелищ» Марциала — подлинник, то все равно, где доказательства того, что речь в ней идет о Колизее? Нет таких доказательств.
Вполне может, что Марциал и римские историки говорят вовсе не о Колизее в Италии, а о другом амфитеатре. Тем более что развалины весьма подходящего под эти описания огромного римского амфитеатра действительно существуют. Но это отнюдь не итальянский Колизей. В отличие от Колизея в Италии, этот другой, Колизей совершенно не рекламируется историками. Они окружили его гробовым молчанием и пытаются сделать вид, что его не существует.
В наше время, Колизей находится под особенной охраной итальянского правительства, ведутся работы по сбору хаотично раскиданных мраморных обломков и установки их на предположительно предназначенных для этого места. Идущие рука об руку археологические раскопки и восстановительные работы позволили сделать целый ряд замечательных открытий.
Однако в наши дни перед защитниками этого уникального памятника встают новые проблемы — начиная от многочисленных туристов, многие из которых не прочь прихватить с собой что-нибудь «на память» до негативного воздействия на камень Колизея атмосферного загрязнения, вибрации, вызванной городским движением и прочими факторами техногенного характера.
Несмотря на свою сложную историю и непростое существование в наши дни, Колизей, пусть и в виде развалин сохранил настолько величественный вид, что по результатам голосования был в 2007 году признан одним из 7 Новых чудес света.
Что касается его устройства, то оно вполне классическое, если говорить о древнеримской традиции строительства амфитеатров. Колизей представляет собой в плане эллипс, в середине которого расположена арена аналогичной формы, окруженная концентрическими кольцами трибун для зрителей. Из общего ряда аналогичных построек, Колизей выделяют огромные размеры:
— длина его наружного эллипса — 524 м,
— большая ось — 187,77 м,
— малая ось — 155,64 м,
— длина арены — 85,75 м,
— ширина арены — 53,62 м;
— высота стен — от 48 до 50 метров.
— толщина фундамента — 13 метров.
Известно, что Колизей мог вместить в себя порядка 87 тыс зрителей — что для тех времён было просто бессмысленным .
Видео:Загадка КолизеяСкачать
Колизей в Риме
Видео:Визуализация Рима времён империи(видео 27)| Древние цивилизацииСкачать
Описание
Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.
Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н.э. амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.
Видео:#shorts Колизей и его настоящее название / Прогулка по РимуСкачать
История
Предпосылки строительства
История Колизея восходит к 68 году, когда измена преторианской гвардии и осуждение сената вынудили Нерона после четырнадцати лет деспотического управления государством покончить с собой на загородной вилле неподалеку от Рима. Смерть Нерона привела к восемнадцатимесячной гражданской войне, закончившейся в 69 году. Победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, котopoгo в наши дни называют просто Веспасианом.
До того как стать императором, Веспасиан принимал участие в подавлении восстания иудеев, начавшегося в 66 году. После этого Веспасиан вместе с Титом в богатых восточных провинциях собирал налоги, чтобы привести в порядок государственные финансы, расстроенные Нероном и гpажданской войной. Они возвратились в Рим в 71 году, чтобы отпраздновать победу над иудеями.
Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своем предшественнике Нероне. Оставалась нерешенной непростая проблема: что делать с дворцом Нерона, Золотым домом, как eгo называли, который вместе с прилегающим парком занимал в центре Рима площадь в 120 гектаров. Веспасиан решил разместить в нем имперские учреждения, а озеро возле дома засыпать и построить амфитеатр, предназначенный для развлечений народа. Это было хорошо взвешенное решение: постройкой амфитеатра земли, которыми пользовался Нерон, передавались народу.
Строительство амфитеатра
Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний:
Предпринял он и новые постройки: . амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом
Считают, что амфитеатр строился за счёт средств, вырученных от реализации военной добычи.
По оценкам, 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее. Рабы использовались для тяжёлых работ, таких как работа в карьерах в Тиволи, где добывался травертин, для подъёма и транспортировки тяжёлых камней на 20 миль от Тиволи до Рима. Команды профессиональных строителей, инженеров, художников и декораторов выполняли ряд задач, необходимых для строительства Колизея.
Строительство амфитеатра завершено при императоре Тите в 80 году. Этому строительству Марциал в «Книге зрелищ», называя императора Цезарем, посвятил следующие строки:
Здесь, где у всех на глазах величавого амфитеатра
Сооружение идет, были Нерона труды. Рим возродился опять; под твоим покровительством, Цезарь,То, чем владел господин, тешит отныне народ
Колизей в Древнем Риме
Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу:
При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он [Тит] показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких животных
Первоначально Колизей назывался по родовому имени упомянутых императоров — Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colosseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане).
При императоре Макрине в 217 году Колизей сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее практически до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.
Колизей в Средние века и Новое время
Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он был крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея.
В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — палаццо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.
Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.
Колизей в настоящее время находится под охраной, обломки, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.
Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где когда-то сражались гладиаторы.
Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.
Видео:Приехала я такая в КолизейСкачать
Архитектура Колизея
Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей[источник не указан 468 дней].Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Амфитеатр Флавиев был построен на фундаменте толщиной в 13 метров.
Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.
Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией.
Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere «извергать»), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был предназначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и всё, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.
На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.
Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».
Места для сидения
Согласно Хронографу 354 года, амфитеатр вмещал в себя около 87 000 человек, однако по современным подсчетам, Колизей может вместить лишь 50 000 человек. Сидения были разделены на уровни, каждый из которых был предназначен для определённого сословия или группы людей. На севере и юге располагались места для императора и весталок, эти места обеспечивали хороший вид на арену. На этом же уровне находились места для сенаторов, которым разрешалось приносить с собой свои стулья. Весьма примечательно, что на некоторых местах для сената можно найти высеченные имена сенаторов пятого века, которые, по-видимому, служили для резервации мест. Выше уровня для сената находились места для сословия всадников, а выше всадников располагались граждане Рима, разделённые на две категории: для состоятельных граждан, находившихся сразу выше всадников, и малоимущих граждан, которые располагались ещё выше римской знати.
Позже, во времена правления императора Домициана, был пристроен высочайший уровень, предназначавшийся для бедных граждан, рабов и женщин. В большинстве случаев это были стоячие места. Кроме того, некоторым группам людей был запрещен вход в Колизей, в частности могильщикам, актёрам и бывшим гладиаторам.
Видео:Амфитеатр (Колизей) в городе ПулаСкачать
Использование образа Колизея
Колизей как одно из самых величественных сооружений часто выступает символом Рима в той же степени, в которой Эйфелева башня является символом Парижа, «Биг-Бен» — символом Лондона, Спасская башня Кремля — символом Москвы, Пизанская башня — символом Пизы, а Карлов мост — символом Праги. При схематическом изображении карты Европы Рим часто помечается схематическим изображением Колизея. Первоначально Колизей был увековечен в списке семи чудес света, составленном римским поэтом Марциалом в I веке.
Среди других примеров использования образа:
- Бой между Брюсом Ли и Чаком Норрисом, в фильме «Возвращение дракона», снимали в Колизее.
- Горящий Колизей изображён на заставке программы Nero. Причина кроется в созвучии фразы «Нерон, сжигающий Рим» (англ. Nero Burning Rome) и названия программы (англ. Nero Burning ROM).
- Песня рок-группы Ария «Колизей».
- Колизей в играх Age of Empires, Civilization III, Civilization IV, Полководцы — Мастерство войны, Assassin’s Creed: Brotherhood, Ryse:Son Of Rome, Painkiller: Battle out of Hell
- Колизей в фильме «Гладиатор» (2000)
- Колизей в фильме «Телепорт» (2008)
- Колизей был уничтожен мощными ударами молний в фильме «Земное ядро: Бросок в преисподнюю» (2003)
- Колизей разрушается через 2000 лет без людей в сериале «Жизнь после людей».
- Колизей в одноимённом стихотворении Эдгара Аллана По «Колизей».
💥 Видео
Ложь историков. Загадки Римского Колизея.Скачать
Откуда в Италии квадратный колизей?Скачать
Почему исчезла половина КолизеяСкачать
Поддельный Колизей в РимеСкачать
Рим. Колизей и гладиаторы. Экскурсия в прошлое. Интересные факты о КолизееСкачать
#shorts Колизей в период средневековьяСкачать
Классная локация для фото с Колизеем в Риме.Скачать